Дубликат трудовой образец. Как оформить дубликат трудовой книжки при утере? Образец и правила заполнения

Новое в законе об оценочной деятельности (Жарский И.)

Дата размещения статьи: 10.08.2016

Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Главные вопросы к нововведениям касаются перевода экспертизы оценочных отчетов саморегулируемыми организациями (СРО) оценщиков в статус добровольной, что фактически ее отменяет.

Экспертное заключение является документом, подтверждающим достоверность оценочного отчета, в том числе достоверность приведенных в отчете выводов о стоимости объекта оценки. Институт экспертизы СРО был сложившимся и устоявшимся механизмом, регулирующим взаимоотношения оценщиков и потребителей оценочных услуг, в том числе государственных структур.

Экспертиза СРО выполняла функцию контроля и создавала фактор ответственности в важных экономическо-хозяйственных процессах. Например, в сделках с участием государственного имущества. При приватизации государственного имущества экспертиза СРО носила обязательный характер и обеспечивала прозрачность таких сделок. Отмена экспертизы может привести к потерям государством вследствие некачественной либо недобросовестной оценки приватизируемого имущества, и потому ущемляет в первую очередь интересы государства.

Также до принятия данных изменений экспертиза СРО была обязательна при банкротстве (ст. 130 Закона "О несостоятельности (банкротстве)") и выкупе акций у миноритариев (ст. 77 Закона "Об акционерных обществах"). В обоих случаях экспертное заключение выполняло роль контролера над проведенной оценкой активов и было дополнительным инструментом доказательства позиции. Теперь в случае выкупа акций у миноритариев вопрос соответствия или несоответствия стоимости акций рыночной цене будет решать уполномоченный орган исполнительной власти. Это значительно ущемляет интересы акционеров. Снова в зону риска попадают имущественные права государства, если оно является одним из акционеров.

Экспертиза СРО для государства проводилась на безвозмездной основе и таким образом позволяла контролировать осуществленную оценку и сделать эту информацию публичной и открытой без дополнительных трат. При оценке активов в рамках банкротства начинает действовать та же система, оставляя окончательные решения за все тем же уполномоченным органом. В обоих случаях это приводит к существенным рискам злоупотребления и коррупции.

Еще одним существенным изменением Закона об оценочной деятельности стало введение квалификационного аттестата для оценщиков. Его необходимо будет сдавать по направлениям оценочной деятельности каждые три года. Наличие квалификационного аттестата становится обязательным условием для членства в СРО. Аттестат сможет получить лицо, сдавшее экзамен и имеющее не менее чем трехлетний опыт работы в оценочной сфере, в том числе не менее года в должности оценщика.

Фактически вводится ограничение на вход в профессию новых специалистов, так как для того, чтобы заниматься оценочной деятельностью, необходимо сдать квалификационный экзамен, а чтобы его сдавать, нужно иметь опыт работы, а чтобы иметь опыт работы, нужно быть членом СРО оценщиков, для чего необходимо иметь сданный квалификационный аттестат. Как прорваться через этот замкнутый круг - непонятно.

Оценщик сможет осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. Их будет несколько, что увеличит нагрузку на практикующих оценщиков и трудозатраты.

одна из ведущих российских компаний, оказывающих широкий спектр услуг в области оценки, стоимостного консалтинга, инвестиционного проектирования, судебной, юридической, строительно-технической и стоиомстной экспертизы, финансово-технического надзора и строительного аудита.

За высокое качество услуг и существенный вклад в развитие оценочной и консалтинговой деятельности ЦНЭС был неоднократно удостоен ряда профессиональных наград: Золотая ЛОГОДА, Золотой Эквивалент, Золотое ПеРОО, Золотая медаль и Золотой сертификат ЮНИПРАВЭКС Uni, Национальная премия в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга.

Первый заместитель генерального директора ЦНЭС, член совета по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ, доктор экономических наук, профессор МГСУ, Кулаков Кирилл Юрьевич ответил на вопросы нашего корреспондента и рассказал про основные тенденции развития рынка оценочных услуг в России.

Ваша компания давно занимает лидирующие позиции на рынке оценочных услуг и стоимостного консультирования. Какие преимущества вашего бизнеса вы могли бы обозначить? Для рынка оценки и ее заказчиков важными критериями являются квалификация и опыт оценщиков. Каким образом вы поддерживаете необходимый уровень компетенций ваших специалистов?

Главное преимущество ЦНЭС - это годами наработанная репутация оценочной компании высшей категории надежности и качества, способной решать самые сложные и ответственные задачи. Эта репутация уже давно трансформировалась в узнаваемый и уважаемый в профессиональном сообществе и среди заказчиков бренд. Основными слагаемыми бренда являются высокая квалификация и профессионализм наших сотрудников, широкая линейка экспертных и консалтинговых услуг, отлаженные бизнес-процессы внутри компании и внешнего позиционирования, аккредитации при различных государственных органах, крупнейших банках и корпорациях, а также разветвленная филиальная сеть.

Необходимый для функционирования компании, а значит, очень высокий уровень компетенций поддерживается постоянным повышением квалификаций посредством как внутренних тренингов, так и обучения по различным образовательным программам оценщиков и судебных экспертов. Также все ведущие специалисты-оценщики нашей компании сдали единый квалификационный экзамен (ЕКЭ), входят в состав экспертных советов различных СРО оценщиков.

Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние рынка оценочных услуг. Какие факторы, по вашему мнению, благоприятствуют развитию оценки и, наоборот, что сегодня препятствует ее развитию?

Оценочная деятельность, к сожалению, находится в системном кризисе, который может привести к исчезновению института независимой оценки в РФ. Помимо общеэкономического кризиса у нас есть свой отраслевой кризис, связанный как с существенным изменением регламентирующего законодательства, так и с кризисом доверия государства и потребителей к оценщикам. Соответственно, отсутствие решения указанных проблем в ближайшей перспективе и есть главное препятствие, если не окончательный тупик, в развитии оценки. Относительно же благоприятствует - даже не развитию, а выживанию оценки - сохранение обязательности ее проведения при сделках с государственными объектами, а также сохранение процедуры оспаривания кадастровой стоимости с участием независимых оценщиков.

Какие значимые для российской оценки изменения в законодательстве в последнее время вы могли бы выделить? Следует ли ожидать их влияния на рынок, в том числе на потребителей оценочных услуг?

Как это анонсировалось еще годом ранее, основные изменения в оценочную деятельность внесли так называемые 172-ФЗ от 02.06.2016 года и 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Согласно 172-ФЗ все оценщики РФ, независимо от стажа и регалий, обязаны сдать квалификационный экзамен для подтверждения статуса оценщика до 01.04.2018 года, а вступившие в СРО после 01.01.2017 года еще раньше - до 01.07.2017 года. При этом теперь оценочная деятельность будет не единой профессией, а разделенной на три направления: оценка недвижимости, оценка машин и оборудования и оценка бизнеса. То есть большинству оценщиков придется сдавать два-три экзамена, чтобы продолжить осуществлять свою деятельность. При этом указанные экзамены "на вход в профессию" теперь надо будет сдавать каждые три года. Эти нововведения могут кардинальным образом отразиться как на самих оценщиках (с рынка могут уйти до 60-70% членов СРО), так и на потребителях оценочных услуг в силу дефицита исполнителей и резкого роста стоимости услуг.

Помимо этого 172-ФЗ внес существенные изменения, касающиеся экспертизы отчетов об оценке в СРО оценщиков (СРОО). Экспертиза вообще упразднена как контрольно-надзорная функция СРОО. Теперь экспертиза - это некая консалтинговая услуга (мнение), оказываемая конкретным экспертом. При этом ее теперь можно делать в любой СРОО, тогда как ранее только в той СРО, членом которой являлся оценщик - исполнитель отчета об оценке. Таким образом, один из существенных институтов саморегулирования оценочной деятельности и механизм коллективной ответственности были разрушены. Отдельно стоит отметить, что этим же 172-ФЗ была отменена обязательность проведения экспертизы отчетов при процедуре оспаривания кадастровой стоимости, а также при банкротстве предприятий и ряде акционерных процедур. То есть, по сути, был снят некий профессиональный фильтр, резко снижающий уровень так называемой заказной или низкокачественной оценки. Данная законодательная новелла даже получила отрицательное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, однако вступило в силу и действует по настоящее время.

Что же касается 237-ФЗ, то он также существенным образом повлиял на оценочную деятельность, исключив из процедуры государственной кадастровой оценки (ГКО) независимых оценщиков, передав эту функцию государственным бюджетным учреждениям. Таким образом, рынок услуг по оценке резко сокращен, что крайне негативно отразилось на перспективах его развития.

Каковы перспективы спроса на услуги оценочных компаний при нынешней экономической ситуации? Отличаются ли нынешние потребности клиентов в оценке от запросов прошлых периодов?

В посткризисный период, когда еще не восстановилась экономическая активность большинства бизнес-структур, основные перспективы спроса связаны с потребностями различных государственных органов и корпораций, естественных монополий. Спрос с их стороны стабилен и подтвержден соответствующим бюджетом. Основные оценочные услуги также остаются практически неизменными за последнее время: оценка пакетов акций, недвижимого и движимого имущества целей приватизации, купли-продажи или реструктуризации; оценка ставок арендной платы за объекты недвижимости. Отдельно стоит выделить оценку недвижимого имущества, в том числе земельных участков для целей принудительного изъятия или национализации, спрос на которую в последнее время существенно вырос.

Потребности же негосударственных заказчиков, несмотря на их общее снижение, в основном распространяются на оценку имущества для целей кредитования, в том числе ипотеку для физических лиц, на оспаривание результатов кадастровой оценки, на оценку для целей МСФО, а также для сделок M&A и прочих корпоративных процедур. Также в последние голы увеличился спрос на так называемую встречную независимую оценку при сделках преимущественного выкупа субъектами МСП объектов недвижимости из муниципальной собственности по 159-ФЗ, а также при принудительном изъятии объектов государством.

Со стороны каких заказчиков спрос на оценку наиболее ощутим - крупный, средний или малый бизнес - и с чем это связано? Просматривается ли какая-то четкая отраслевая стратификация заказчиков?

Естественно, чем бизнес крупнее, тем он стабильнее и тем больше у него различных корпоративных процедур и сделок, при которых требуется оценка стоимости. К тому же в крупных корпорациях зачастую есть внутреннее требование или требование аудиторов о подтверждении стоимостного эквивалента независимым оценщиком. Отраслевая дифференциация заказов на оценку практически полностью совпадает с экономическим благосостоянием и устойчивостью той или иной отрасли. Превалируют, как всегда, естественные монополии, нефтегазовый сектор, крупные девелоперские и строительные компании. В последнее время также увеличилось число заказов со стороны сельскохозяйственных предприятий и IT-компаний, что связано с высокими темпами роста соответствующих сегментов экономики.

В нынешнем году агентство RAEX (Эксперт РА) обновило методику рэнкингов оценочных компаний. Как вы считаете, насколько эти меры своевременны и что они могут дать рынку оценки, а также ее пользователям?

Если кратко, то давно пора было это сделать. ЦНЭС, как крупная оценочная компания, осуществляющая оценочную деятельность более 20 лет и участвовавшая во всех рейтингах, крайне заинтересован в объективности и прозрачности данных всех участников рейтинга.

К сожалению, в последние годы мы отмечали тенденцию к так называемым псевдоальянсам оценочных компаний, что приводило к неадекватному завышению ряда показателей деятельности, прежде всего выручки. Предложенная сейчас методика не позволяет это делать. Надеюсь, теперь и профессиональное сообщество, и потребители услуг оценщиков получат объективную картину, реально отражающую расстановку сил среди оценочных компаний.

С 04.03.2017 произошли изменения в сфере оценочной деятельности. Они, в частности, повлекли:

Обновление процедуры аттестации претендентов на получение свидетельства об аттестации оценщика, продления срока его действия, аннулирования и прекращения;

Усиление требований к организациям и экспертам, которые проводят экспертизу достоверности оценки.

Аттестация по-новому

Теперь аттестационный экзамен будет проводиться только в форме компьютерного тестирования. На него дается 2 ч.

Для положительного результата нужно набрать 80 баллов из 100 возможных. Раньше учитывали процент правильных ответов. Успешно сданным считался экзамен, когда претендент набирал 80 %.

Претендент, набравший от 74 до 79 баллов, вправе в любое время повторно подать заявление об аттестации. Исключение составляют претенденты на право проводить независимую оценку объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них. Таким претендентам, как и раньше, нужно будет выждать 5 месяцев. Остальные претенденты, набравшие меньше 74 баллов, смогут повторно обратиться с заявлением не раньше чем через месяц.

Аттестующий орган принимает решение о выдаче свидетельства в течение 5 рабочих дней со дня проведения аттестации.

Обратите внимание

С 01.01. 2018 претенденту (оценщику), чтобы получить (продлить) свидетельство об аттестации оценщика для проведения независимой оценки отдельных объектов (капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, не завершенных строительством объектов и имущественных прав на них), нужно будет иметь действующее свидетельство, которое позволяет проводить независимую оценку земельных участков и имущественных прав на них.

В ином случае аттестующий орган аннулирует свидетельство, действие которого продлевается.

На заметку

Узнать, когда и где будет проводиться аттестация, можно на официальном сайте:

Национального центра интеллектуальной собственности (http://www.belgospatent.org.by/)(НЦИС).

Каждого претендента известят о дате, месте и времени аттестации по электронной почте не позже 10 дней до даты проведения.

Продление срока действия свидетельства

Оценщику не раньше чем за 4 месяца, но не позже чем за 3 месяца до истечения срока действия его свидетельства необходимо направить аттестующему органу перечень заключений и отчетов об оценке, составленных за период действия свидетельства. Такой перечень должен, в частности, содержать:

Ф.И.О. оценщика;

Дату подписания и номер каждого заключения или отчета;

Информацию об исполнителе и заказчике оценки;

Информацию о виде, количестве объекта оценки;

Информацию о методе и цели оценки.

Нужно оформить перечень на бумажном носителе и подписать каждый лист. Дополнительно в зависимости от вида свидетельства на адрес электронной почты Госкомимущества или НЦИС следует направить электронную версию перечня.

Такую информацию не представляют оценщики, которые не проводили оценку, поскольку находились в социальном отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Не представляют ее и судебные эксперты Госкомитета судебных экспертиз.

Как и прежде, заявление о продлении срока действия свидетельства в аттестующий орган нужно подать не позже чем за два месяца до истечения срока действия. Если по уважительным причинам подать заявление вовремя не получилось, оценщик может это сделать не позже чем за месяц до истечения срока действия свидетельства.

Обратите внимание

С 01.01.2018 не позже чем за два месяца до истечения срока действия свидетельства оценщик, наряду с заявлением и прочими документами, должен будет представить копию документа об освоении в последние пяти лет образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сфере оценочной деятельности.

Такой документ не потребуется, если оценщик в период действия свидетельства осуществлял педагогическую деятельность по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав.

Аннулирование и прекращение действия свидетельства

Появились новые основания для аннулирования действия свидетельства. Это, например, проведение независимо й оценки объекта гражданских прав без осмотра, когда его предусматривают технические и иные нормативные правовые акты.

Действие свидетельства будет прекращаться, если оценщик без уважительных причин в двухмесячный срок не уведомит аттестующий орган об изменении места работы или поступлении на работу по совместительству.

Обратите внимание

Все оценщики, проводящие независимую оценку объектов гражданских прав, должны иметьличную печать.

Субъекты, имеющие право проводить экспертизу достоверности оценки

С 01.01.2018 к организациям, которые проводят экспертизу достоверности оценки (далее - исполнители), а также к экспертам, принятым на работу с 04.03.2017, предъявляются новые требования. Так, исполнитель должен будет:

1) осуществлять оценочную деятельность не меньше шести лет;

2) иметь в штате не меньше пяти оценщиков, минимум два из них должны быть экспертами по проведению экспертизы достоверности оценки;

3) взять на работу оценщиков на полную ставку (оклад) и быть их основным местом работы;

4) уведомить Госкомимущество по установленной форме.

Повысились требования к стажу работы оценщика, который может стать экспертом. Его стаж в сфере оценочной деятельности должен быть не меньше восьми лет при наличии действующего свидетельства об аттестации. Последние три года стаж должен быть непрерывным.

Обратите внимание

Исполнители, а также эксперты по проведению экспертизы достоверности оценки, состоящие у них в штате по состоянию на 03.03.2017, сохраняют свой статус до 31.12.2017 .

Исполнители обязаны письменно информировать Госкомимущество о наличии в штате экспертов (указать их Ф.И.О., а также виды объектов гражданских прав, на которые эксперты аттестованы). В срок не позже 01.04.2017 указывается состав экспертов, в течение пяти рабочих дней – изменения в составе экспертов.

На заметку

Если экспертиза достоверности независимой оценки проводилась повторно, ее результаты могут отличаться в переделах диапазона . Вводится формула, по которой можно рассчитать такой диапазон в процентах. Его устанавливают технические нормативные правовые акты об оценке стоимости соответствующих объектов.

Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки теперь не регулирует порядка проведения экспертизы достоверности оценки неденежного вклада юридического лица. Однако такая экспертиза по-прежнему остается обязательной, когда проводилась внутренняя оценка вклада.

Официальный комментарий см.:

Оценка является очень важным инструментом рыночной экономики, но в настоящий момент происходит «стагнация» рынка оценки и самой профессии как таковой. Безусловно, в первую очередь в этом виновато само сообщество, которое до последних пор было представлено Национальным Советом по оценочной деятельности, который слабо функционировал в силу различных причин.Одной из основных проблем, существующих сегодня, является проблема «безответственности» оценщиков и потери имиджа профессии. Это связано с совокупностью следующих факторов:
  • Неутешительные результаты государственной кадастровой оценки. Все деловое сообщество винит в этом оценщиков, однако, основные проблемы заключаются не только в несовершенной методике оценки, но и в недостоверных данных, которыми вынужден пользоваться оценщик, а также недостаточных объемах данных (в том числе и для усовершенствования методик), за которые государственный заказчик сейчас не несет ответственность. Более того, далеко не все понимают, что система оценки массовыми способами не только существенно снижает затраты государства на оценку, но и допускает погрешность результатов в отдельных «нетиповых» случаях.
  • Стоимость услуг по оценке постоянно снижается , и цена зачастую является основным и единственным фактором выбора оценщика при государственных закупках. Часто оценщик выбирается путем проведения закупочных процедур в виде аукциона. Все это вряд ли стимулирует развитие оценочной профессии и позволяет добросовестным участникам отрасли стремиться улучшать оценочную практику.
  • Отсутствие рабочих механизмов использования компенсационных фондов СРО
  • Редкие оценщики/оценочные компании дорожат своей репутацией . В редких случаях при выборе оценочной организации заказчик обращает внимание на имидж, практический опыт и репутацию. Как уже было описано выше, критерии качества, практического опыта, системы качества практически не влияют на выбор оценочных организаций (в первую очередь касается государственных заказчиков, в последующем эту практику перенимают и другие заказчики). При этом выбор качественных поставщиков оценочных услуг за адекватную стоимость обошелся бы в итоге заказчикам существенно дешевле (следствием некачественной оценки могут быть судебные тяжбы, заниженная стоимость государственного имущества, затягивание сроков крупных сделок и т.п.).
  • Отсутствие системного подхода при регулировании оценочной деятельности . В настоящий момент участники рынка не понимают перспектив развития оценочной деятельности, поскольку нет стратегических целей - куда же все-таки движется отрасль в среднесрочной перспективе (2-5 лет).

Перспективы развития оценочной деятельности

Учитывая большой уровень проблем, накопившихся в оценочной деятельности, постараюсь изложить кратко свое представление дальнейшего развития оценочной деятельности в РФ.

На мой взгляд, необходимо разделить все задачи по развитию оценочной деятельности на следующие группы.

  1. Стратегические цели. Выработка целей и система их корректировки. Изменение законодательства в сфере оценочной деятельности.
  2. Стандартизация деятельности. Работа над существующими стандартами, разработка новых стандартов и методик.
  3. Образование в сфере оценочной деятельности. Разработка и усовершенствование образовательных программ. Работа над профессиональным стандартом.
  4. Работа над электронной формой отчета об оценке и систематизацией данных.

Стратегическое планирование

Как уже выше говорилось ранее оценочному сообществу и государству необходимо понимать стратегические цели развития деятельности. В первую очередь для этого необходимо создать рабочую группу при Министерстве Экономического Развития РФ, которая будет заниматься мониторингом проблем оценочной деятельности, выработкой концепции и стратегических целей развития оценочной деятельности, последующей «плавной» корректировкой этих целей, а также следить за их выполнением.

В предполагаемую рабочую группу, на мой взгляд, должны войти наиболее уважаемые представители оценочного сообщества, основных потребителей оценочных услуг и представители государственного регулятора отрасли.Существующая практика показывает, что количество активных участников любой рабочей группы, собранной на общественных началах редко превышает 10 человек, поэтому имеет смысл ограничить количество участников рабочей группы 10-11 людьми. Далее целесообразно организовать на системной основе мониторинг проблем, которые существуют в оценочной деятельности. Этот мониторинг должен проводиться путем анкетирования на системной основе (скажем, ежеквартально) и охватывать значимую часть участников рынка, включая все сегменты оценочной деятельности.Разработка анкеты является важной составляющей этого процесса и не должна существенно изменяться от опроса к опросу. Это позволит проследить динамику изменений результатов опроса, что в свою очередь будет являться показателем работы над изменениями, направленными на развитие оценочной деятельности.

Стандартизация деятельности

В 2013-2014 гг. велась активная работа разработке новых стандартов, а также по корректировке существующих. Стимулятором активной работы в том числе являласьдорожная карта развития оценочной деятельности, подготовленная Агентством Стратегических Инициатив. Процесс по усовершенствованию стандартов должен быть постоянным и может опираться в том числе на результаты мониторинга развития оценочной деятельности, о котором говорилось ранее. Кроме того,совершенствование базисов оценки должно происходить не только на уровне стандартов, но и на уровне методических рекомендаций. Потребность в разработке методик существует и вот некоторые примеры:
  • Методика оценки для целей изъятия для государственных или муниципальных нужд.
Необходимость разработки данной методики обусловлена тем, что при изъятии земельных участком и объектов недвижимости действующее законодательство предполагает кроме рыночной стоимости включение в состав компенсации еще и упущенной выгоды и всех сопутствующих убытков. Отсутствие единой методической основы для данной комплексной услуги может приводить к существенным злоупотреблениям при выполнении работ по оценке, что в свою очередь может отражаться на дополнительных бюджетных тратах на выплаты компенсации при завышении размера убытков, а также в срывах планируемых сроков строительства на изымаемых землях.
  • Методика оценки арендной платы объектов коммерческой недвижимости.
В международных стандартах оценки арендная плата выделена в отдельный тип объекта оценки с ключевыми факторами ценообразования исключительно для рынка аренды, а именно: срок заключения договора, дополнительные услуги арендодателя, компенсация за ремонт, компенсации за единый маркетинг объекта и др. В российской оценочной практике определение арендной платы является очень распространенной и востребованной задачей, однако единого мнения по формированию объекта оценки не существует.

Есть позиция,по которой арендная плата не может быть самостоятельным объектом оценки, а может определяться только справочно в рамках консалтинга. Еще одно мнение настаивает на том, что должна определяться стоимость права пользования. Кроме того, есть точка зрения, которая гласит, что должна определяться стоимость услуги по передаче объекта на условиях аренды.При этом находятся и прямо противоположные позиции на каждое утверждение. В такой ситуации оценщик, выполняя отчет об определении арендной ставки, работает на свой страх и риск, что в условиях обязательной оценки, когда одна из сторон является государство, недопустимо. Должны быть четкие критерии, как формирования объекта оценки, так и оказания услуг по оценке.

  • Частные методики оценки арендной платы для объектов вне рынка.
В частности:
  • Методика определения ставки арендной платы для земельных участков, выделенных под полосы разгона при съезде с объекта придорожного сервиса на транспортные магистрали;
  • Методика оценкиаренды взлетных полос в аэропортах;
  • Методика оценки причальных стенок в портах;
  • Стоянок в ЖД тупиках;
  • Методика оценки аренды земли для строительства линейных сооружений;
  • Методика оценки аренды оборудования;
  • Оценка рыночной стоимости инфраструктурных объектов.
Часто действующее законодательство подразумевает обязательную оценку рыночной стоимости объектов, формально участвующих в гражданском обороте, но не имеющих рынка:
  • Узкоспециализированное военное имущество и инфраструктура (один из примеров - плавучий док для ремонта военных кораблей крупноговодоизмещения);
  • Мосты, эстакады, линейные сооружения коммуникаций и связи.

Образование и профессиональный стандарт специалиста в оценочной деятельности

Очевидно, что изменения в законодательстве по оценочной деятельности, а также внедрения дополнительных стандартов должны отражаться и в обучающих программах, успешное прохождение которых является необходимым требованием для осуществления оценочной деятельности. А значит, наряду с постоянной работой по изменению законодательства и стандартов должна проводиться параллельно работа над усовершенствованием образования в сфере оценочной деятельности.Четкое отражение необходимых трудовых функций, соответствующих уровню сложности оценочных работ, уже сейчас существует в профессиональном стандарте специалиста в оценочной деятельности. На мой взгляд, работа по этому направлению крайне важная и ее необходимо поддерживать, в том числе внедряя дополнительные требования к образованию специалистов.

Работа над электронной формой отчета об оценке

На этом блоке имеет смысл остановиться более подробно, поскольку внедрение электронный форматов является новым направлением и далеко не все участники рынка осознают важность этой работы. Уже сейчас необходимо уделить большое внимание развитию практики внедрения электронных форматов отчетов об оценке в том числе и на регуляторном уровне, поскольку подобные инструменты позволят со временем осуществлять управление большими массивами аналитических данных, необходимых для мониторинга стоимостей объектов и проводить аналитические исследования эффективно и в сжатые сроки. В частности это пригодилось бы налоговым органами, другим контролирующим органам (ЦБ РФ, Росфинмониторинг и др.), позволило бы фиксировать «подозрительные» сделки, осуществлять с большей точностью оценку кадастровой стоимости и т.п.

Уже на сегодняшний момент создана рабочая группа по электронному формату отчетаоб оценке при Минэкономразвития, котораяразработала первые поправки в ФСО-1 и в ФСО-3, предполагающие возможность для потребителей требовать с исполнителя оценочных услуг электронный паспорт отчета об оценке в формате XML. Это является лишь первым шагом перехода оценочной деятельности в электронный формат.

В существующей редакции ФСО-3 в части, касающейся электронного паспорта отчета об оценке, заложена возможность вместе с отчетом об оценке заказчику оценки дополнительно получать еще часть информации в структурированном электронном виде. Для этого заказчик должен описать вид предоставления данных в XML-формате ипредоставить техническую возможность передать эту информацию в требуемом виде. Минимальный набор данных указан в ФСО-3, однако, по желанию заказчика он может быть расширен. Очевидно, что это в первую очередь будет интересовать только крупных потребителей оценочных услуг, заинтересованных в систематизации информации, поскольку стоимость оценочных услуг с предоставлением таких данных будет дороже. Рабочей группой по электронной форме отчета об оценке было принято решение не ограничивать объем информации, четко описывая все поля в XML-формате в рамках ФСО-3. Это было сделано умышленно из предположения того, что любой системный заказчик сможет для себя сам определить наиболее подходящий объем информации.

В случае закрепления предлагаемых рабочей группой поправок в федеральные стандарты оценки в скором времени появится первая практика использования электронных паспортов, к которой уже готовы некоторые крупные потребители оценочных услуг. Однако, далее, когда практика начнет формироваться необходимо будет ее обобщать. Усилия рабочей группы по электронной форме отчета в последующем должны быть направлены на разработку единых критериев электронных паспортов отчетов об оценке в зависимости от видов стоимостей и типов объектов оценки, обобщающую складывающуюся практику. Это требуетсядля унификации требований к информации в электронном виде и реализации дополнительных возможностей у крупных потребителей услуг, государственных органов и других участников рынка по обмену и анализу большого количества важных данных.

Внедрение в повседневную практику использования стандартизированных электронных форматов отчетов об оценке существенным образом смогло бы повлиять на качество и эффективность проведения государственной кадастровой оценки. Во-первых, стандартизация в электронном виде однозначно повлечет за собой системную работу по скоплению в удобном стандартизированном виде существенной информации по всем видам объектов недвижимости во всех регионах Российской Федерации, что в свою очередь повлияет на качественное улучшение исходных данных по объектам недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке. Во-вторых, электронная стандартизация оценочных работ по видам объектов оценки в первую очередь коснется объектов недвижимости и позволит накопить достаточно большую базу объектов-аналогов и рыночных показателей, которые можно будет применять при проведении государственной кадастровой оценки. В-третьих, использование баз и стандартизированных продуктов позволит государству существенно сэкономить на стоимости услуг при проведении государственной кадастровой оценки.



Просмотров