Актуализация схем теплоснабжения городов и поселений России. Первые шаги

1. Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона и с особенностями, установленными настоящей статьей. При этом положения пунктов 2 и 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона не применяются.

2. Схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. При наличии в поселении, городском округе нескольких единых теплоснабжающих организаций органы местного самоуправления на основании схем теплоснабжения, разработанных едиными теплоснабжающими организациями в части систем теплоснабжения, относящихся к зонам их деятельности, разрабатывают схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа с участием единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организаций), указанной в пункте 3 части 1 статьи 23.3 настоящего Федерального закона.

3. В поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, схема теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа рассматривается и направляется в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае несогласия органа местного самоуправления со схемой теплоснабжения, представленной единой теплоснабжающей организацией, она возвращается с замечаниями в такую единую теплоснабжающую организацию для ее доработки. В случае наличия замечаний к схеме теплоснабжения со стороны органа местного самоуправления после ее доработки схема теплоснабжения направляется с замечаниями и (или) разногласиями в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, который рассматривает указанные замечания и (или) разногласия и принимает решение о возврате схемы теплоснабжения на доработку или утверждает схему теплоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если в результате рассмотрения замечаний и (или) разногласий к схеме теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на ее утверждение, принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или об исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается органом местного самоуправления в схему теплоснабжения или исключается из схемы теплоснабжения и повторно направляется в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на ее утверждение, в течение тридцати дней со дня принятия соответствующего решения.

4. В случае, если единая теплоснабжающая организация не разрабатывает схему теплоснабжения в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, схема теплоснабжения разрабатывается органом местного самоуправления.

5. В течение трех месяцев с даты начала переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения осуществляется актуализация схемы теплоснабжения с учетом требований к схемам теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

6. В течение двух лет с даты окончания переходного периода актуализация схем теплоснабжения осуществляется не реже одного раза в год, а по истечении двухлетнего периода не реже одного раза в три года.

7. Органы местного самоуправления вправе запрашивать у теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии информацию и материалы, необходимые для разработки схем теплоснабжения (в том числе по обращению единой теплоснабжающей организации, ответственной за разработку и подготовку к актуализации схемы теплоснабжения), в соответствии с настоящим Федеральным законом в формате и сроки, которые определяются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления передают информацию и материалы, необходимые для разработки схемы теплоснабжения, единой теплоснабжающей организации.

8. Схемы теплоснабжения, разрабатываемые и утверждаемые в ценовых зонах теплоснабжения, должны содержать:

2) сведения о мощности источников тепловой энергии, которые обеспечивают теплоснабжение потребителей в этой системе теплоснабжения, с указанием величины мощности источников тепловой энергии, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся объектами концессионных соглашений или договоров аренды;

3) перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;

4) сведения об объеме тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в этой системе теплоснабжения;

5) целевые показатели реализации схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией.

9. При наличии разногласий между единой теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления по перечню мероприятий, подлежащих включению в схему теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек или исключению из нее, такая схема теплоснабжения утверждается без включения или исключения данных мероприятий. Разногласия, возникшие при разработке, утверждении и актуализации схемы теплоснабжения, подлежат урегулированию в соответствии с порядком рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Если в результате рассмотрения указанных разногласий органом , уполномоченным Правительством Российской Федерации на рассмотрение указанных разногласий, принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается в схему теплоснабжения или исключается из схемы теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, в течение тридцати дней со дня принятия соответствующего решения.

10. В целях реализации мероприятий, включенных в схему теплоснабжения, муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, и единая теплоснабжающая организация осуществляют взаимодействие, в том числе по следующим вопросам:

1) обеспечение объекта теплоснабжения (строительства объекта теплоснабжения) инженерной и энергетической инфраструктурами;

2) оформление имущественных прав на земельные участки, необходимые для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

11. Мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения включаются в схему теплоснабжения отдельно в части мероприятий, необходимых для осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, и в части мероприятий, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.

12. Орган местного самоуправления ежегодно осуществляет муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения.

13. К отношениям по организации и осуществлению органом местного самоуправления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

14. Предметом проверки при проведении муниципального контроля является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований настоящего Федерального закона.

15. Муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации.

16. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:

1) достижение целевых показателей исполнения схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией;

2) обязательства единой теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;

3) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения;

2) обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке , который установлен Правительством Российской Федерации;

3) региональные особенности теплоснабжения, которые могут быть включены единой теплоснабжающей организацией в стандарты качества обслуживания потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

4) обязательства единой теплоснабжающей организации по поддержанию в исправном состоянии тепловых сетей, источников тепловой энергии в системе теплоснабжения.

18. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в течение десяти дней со дня его подписания подлежит размещению органом местного самоуправления на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Информация о размещении соглашения об исполнении схемы теплоснабжения также публикуется органом местного самоуправления в официальном издании. Стороны соглашения об исполнении схемы теплоснабжения ежегодно публикуют отчетную информацию о выполнении соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

За последние несколько лет НП «Энергоэффективный город» накопило значительный опыт разработки, актуализации и экспертизы Схем теплоснабжения. Только за 2014-2016 гг. нами разработано и актуализировано более 30 Схем теплоснабжения, проведена экспертиза 33 Схем, в том числе, для 16 городов с населением более 500 тыс. человек и городов федерального значения.

Представители НП «Энергоэффективный город» участвуют в работе двух комиссий: Комиссии Минэнерго России по рассмотрению проектов Схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, и Комиссии Минстроя России по рассмотрению разногласий, возникающих при разработке, утверждении и актуализации Схем теплоснабжения.

Консультационные услуги для теплоснабжающих организаций и работа в интересах системообразующих генерирующих компаний и отдельных регионов дали дополнительную возможность обследовать системы теплоснабжения городских поселений.

В настоящее время идет активный процесс изменения законодательства в сфере теплоснабжения, непосредственно затрагивающий требования к Схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения. Только что опубликован Федеральный закон от 29 июня 2017 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», ведется активная работа по проекту постановления Правительства РФ, утверждающего новую редакцию «Требований к схемам теплоснабжения» и «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утв. ПП РФ от 22.02.2012 г. № 154 (далее - Требования).

Новые нормативные акты, безусловно, приведут к изменению ряда положений, высказанных в данной статье, но, как уже опубликованный, так и готовящиеся нормативные акты не могли быть учтены при ее подготовке, поскольку необходимо время, чтобы они заработали, и накопилась достаточная правоприменительная практика.

Принцип «скользящего планирования» при актуализации Схем теплоснабжения

В соответствии с действующей нормативной базой при актуализации Схем теплоснабжения (далее - Схем) должен применяться принцип «скользящего планирования» со сдвигом 15-летнего горизонта планирования вправо по оси времени на 1 год. Это следует из совместного рассмотрения двух требований к Схемам: п. 22
и п. 23 Требований. При этом проект актуализированной Схемы по структуре и содержанию должен полностью соответствовать утвержденной Схеме.

Известна четко выраженная правовая позиция Минэнерго России и Минстроя России: после утверждения проекта актуализированной Схемы теплоснабжения, действующая до момента утверждения Схема теряет свою легитимность.

На практике, в поселениях и городских округах, где Схемы утверждаются органами местного самоуправления, нередко актуализация Схемы заключается только во внесении правок в соответствии с п. 22 Требований без изменения горизонта планирования (сохранившегося от первой Схемы теплоснабжения поселения). При этом актуализация сводится к подготовке нескольких страниц текста изменений. Например, приходится знакомиться с постановлением местного органа самоуправления об актуализации на 2017 г. Схемы теплоснабжения на период до 2026 года.

Существует мнение, что принцип смещения горизонта планирования на год и сохранения структуры и содержания актуализированной Схемы не оправдан. На практике же часто приходится встречаться с ситуацией, когда при актуализации Схемы существенно меняется концепция развития теплоснабжения в городском округе. Это происходит, в частности, из-за завышенных (иногда в 1,5 и более раза) прогнозов приростов строительных фондов или прихода новых инвесторов (концессионеров), у которых свой взгляд на направления капиталовложений, или изменения позиции городской администрации, либо из-за необходимости разработать обоснованные программы перекладки сетей и «закрытия» ГВС и т.п. Отметим также, что при наличии версии Схемы теплоснабжения в электронной форме, внесение небольших изменений в нее с сохранением установленной структуры не требует больших затрат.

Конкурирующие сценарии развития теплоснабжения

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О теплоснабжении» в системе теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от разных источников. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки осуществляется на конкурсной основе.

Пунктом 82 Методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения (утв. совместным приказом Минэнерго России и Минэкономразвития России от 29.12.2012 г. № 565/667), рекомендуется выполнять разработку мастер-плана Схемы теплоснабжения. Мастер-план Схемы предназначен для описания и обоснования отбора нескольких вариантов ее реализации, из которых будет выбран рекомендуемый вариант.

Одной из часто встречающихся ошибок при разработке и актуализации Схем теплоснабжения является отсутствие рассмотрения конкурирующих вариантов; часто встречающимися примерами разногласий между теплоснабжающими организациями (далее - ТСО) и администрациями муниципальных образований являются необоснованный выбор варианта развития, необоснованное переключение нагрузки, когда, по мнению теплоснабжающей организации, ущемляются ее интересы.

Электронная модель

Электронная модель является ключевым элементом Схемы теплоснабжения.

Моделирование гидравлики с помощью модели - единственный способ представить функционирование системы теплоснабжения в перспективе.

Качественная разработка электронной модели встречается редко, при этом при актуализации рекомендуется разрабатывать так называемую «электронную модель второго уровня» с доведением до каждого конкретного потребителя. Во многих случаях в соответствующем разделе Схемы содержится только теоретическое описание модели, а результат моделирования (пьезометрические графики) либо отсутствует, либо сфальсифицирован. Единственным способом определить, насколько правильно модель может отражать реальность, в том числе перспективные риски, является ее калибровка (верификация) по существующему состоянию.

Вопросу калибровки при актуализации Схем, как правило, не уделяется внимания, поэтому приводимые гидравлические расчеты не вызывают никакого доверия. Нередко в актуализированной Схеме приводится электронная модель старой Схемы без внесения в нее необходимых изменений.

Приросты строительных фондов

При актуализации почти всегда приходится заново анализировать прогнозы по приростам строительных фондов. Как известно, градостроительные (генеральные) планы дают сильно завышенные прогнозы. Для качественных прогнозов приходится учитывать ретроспективные данные по строительству, демографические прогнозы, заявки на технологическое присоединение к тепловым сетям. Обоснованные прогнозы встречаются довольно редко.

Согласование Схем теплоснабжения
с другими программами развития инженерной инфраструктуры

Действующее законодательство требует, чтобы развитие систем теплоснабжения было скоординировано со схемами и программами развития (СиПР) электроэнергетики и другими программами развития инженерной инфраструктуры. Совместный анализ рынков тепловой и электрической энергии (мощности) особенно важен в узлах нагрузки, где расположены ТЭЦ.

Есть целый ряд примеров, когда согласование с программами развития газоснабжения населенного пункта носит ключевой характер. Например, в Схеме теплоснабжения г. Саки (республика Крым) было принято обоснованное решение по переходу на децентрализованную систему теплоснабжения. Основной источник теплоснабжения -
ТЭЦ - находится далеко от жилых массивов, и дальний транспорт тепловой энергии неэффективен, тарифы для населения - зашкаливают. Однако перестройка системы теплоснабжения потребует серьезного изменения системы газоснабжения города.

Достаточно глубоко проработанное взаимовлияние различных систем инженерной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность городов и поселков, почти не встречается.

Одно из объяснений этому - организационные трудности, дефицит времени при разработке Схемы теплоснабжения и ведомственные интересы. Однако в мастер-плане Схемы теплоснабжения можно сохранить сценарий, требующий взаимодействия с другими отраслевыми структурами, и вернуться к нему при очередной актуализации, предоставив властям время и возможность согласовать решения, выгодные для потребителей и поддерживаемые администрацией.

Единственный известный автору пример комплексного анализа взаимодействия рынков тепловой и электрической энергии - это разработка концепции развития теплоснабжения (разделов мастер-плана) актуализированной Схемы теплоснабжения г. Санкт-Петербурга, выполненная НП «Энергоэффективный город» в 2016 г.

Целевые показатели эффективности систем теплоснабжения поселения, городского округа

Целевые показатели эффективности систем теплоснабжения для источников тепловой энергии и тепловых систем приведены во многих нормативных документах и описаны в методических рекомендациях по разработке Схем теплоснабжения. Они, в целом, характеризуют систему, и их динамика (т.е. анализ во взаимодействии значений ретроспективных, базовых (на момент актуализации Схемы) и перспективных показателей) позволяет оценить, как мероприятия, предусмотренные в Схеме теплоснабжения, влияют на качество, надежность и экономичность системы. Наличие глубокого анализа целевых показателей в динамике - один из знаков качества Схемы теплоснабжения.

Заключение

В заключение хотелось бы обратить внимание только еще на две, сложившиеся на основе практики, рекомендации уполномоченных федеральных органов власти, которые до настоящего времени не нашли отражения в нормативных документах:

2. В этом томе (или в отдельном приложении в составе проекта) рекомендуется описать, как за период, предшествующий базовому году актуализации, выполнены или выполняются мероприятия, предусмотренные действующей Схемой теплоснабжения, обратив внимание на барьеры, из-за которых могли быть не выполнены отдельные мероприятия, предусмотренные Схемой или ранее утвержденными планами развития системы теплоснабжения поселения, городского округа.

Статьей 29 закона «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года вводится прямой запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения. Такое решение было вызвано исключительно необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде.

Поставки тепла населению, организациям и предприятиям сферы услуг являются определяющими: доля этих потребителей в конечном потреблении тепловой энергии составляет около 60%. Из отпущенного тепла на нужды населения и бюджетного сектора 56% приходится на отопление и 44% - на нужды горячего водоснабжения. Доли потребления тепла населением на нужды отопления и горячего водоснабжения более выравнены: соответственно 52% и 48% . На сегодняшний день не менее 70% жилых домов осуществляют горячее водоснабжение посредством открытого разбора горячей воды из системы теплоснабжения. Некоторые специалисты-теплоэнергетики считают такое положение одной из причин энергозатратности жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный Закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г «О теплоснабжении» (внесены Федеральным законом № 417-ФЗ от 7 декабря 2011 г., коренным образом изменяются подходы к созданию систем горячего водоснабжения. Если раньше право на существование имели обе системы - открытая и закрытая, то с 1 января 2013 г. подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС должно будет осуществляться только по закрытой схеме. А с 1 января 2022 г. открытые системы теплоснабжения должны исчезнуть как вид.

Порядок, сроки принятия и требования к содержанию решения органа местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)- ЖК РФ ПОРТАЛ

В соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении» с руководителей муниципальных администраций и теплоснабжающих организаций временно снята ответственность за качество горячей воды в доставшихся им с прошлых времен открытых системах, но только при наличии плана мероприятий и ежегодном публичном отчете о его исполнении.

В качестве источников финансирования работ по переводу на закрытую схему обычно рассматриваются бюджет и средства, выплачиваемые жителями на капитальный ремонт, так как простые энергосервисные контракты по большинству зданий не окупаются. Задача настоящего проекта обеспечить перевод на закрытую схему теплоснабжения с минимальными затратами средств населения и бюджета. Пошаговое его исполнение включает в себя следующее.

Синхронизацию разработки схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, программы энергосбережения и плана мероприятий по переводу на закрытую схему.

Синхронизация позволяет минимизировать сопутствующие затраты на увеличение диаметров сетей и мощности насосов, обеспечить комплексность работ с разгрузкой технических условий на модернизацию конкретного здания, а также рассчитать изменение затрат и доходов всех эксплуатационных организаций.

План перевода на закрытую схему, в соответствии с законодательством, включается в схему теплоснабжения. В ней определяются необходимые изменения во всех элементах системы теплоснабжения, а также перечень ЦТП, которые экономически целесообразно сохранить (при их наличии).


Выделение в составе индивидуальных тепловых пунктов блоков горячего водоснабжения. Для перехода на закрытую схему необходимы только блоки ГВС. Эффекты от их установки у потребителей:

  • снижение платежей за горячую воду при стоимости теплоносителя выше стоимости водопроводной воды;
  • снижение тарифа на тепловую энергию при отключении от ЦТП (где есть ЦТП и применяется подобное тарифное решение);
  • повышение качества горячей воды (в большинстве случаев);
  • соблюдение температуры горячей воды;
  • снижение удельного теплосодержания при чрезмерной циркуляции или уменьшение сливов при отсутствии циркуляции;
  • повышение достоверности и снижение стоимости приборного учета.

Эффекты у теплоснабжающей организации:

  • ликвидация убытков при тарифе на теплоноситель ниже реальных затрат (что наблюдается повсеместно);
  • возможность получения дополнительных доходов от эксплуатации ИТП;
  • улучшение режимов в тепловых сетях с возможностью подключения новых потребителей;
  • повышение качества теплоносителя с уменьшением внутренней коррозии оборудования;
  • ликвидация большей части имеющихся ЦТП и трубопроводов горячей воды от них.

В плане перевода на закрытую схему должны быть оценены все эффекты, решены вопросы прав собственности на ИТП, разработана экономическая и юридическая модель софинансирования из разных источников, с таким распределением по времени этапов работ, которое позволяет вписываться в предельный индекс роста платежей граждан и сохранить обоснованный НВВ теплоснабжающих организаций.

Решения по блокам отопления.

В схеме теплоснабжения должна быть определена необходимость перехода на независимую схему присоединения систем отопления потребителей. Обязательность такого решения может потребоваться только в отдельных зонах и определяться исключительно проблемами с надежностью (высокое или недостаточное давление в обратном трубопроводе, переменные или неудовлетворительные гидравлические режимы в сетях, опасность гидравлических ударов). В остальных зонах может применяться насосное смешение (при графике 150/70 в сочетании с гидроэлеватором) и регулирование пропусками.

В открытых (зависимых) системах теплоснабжения перетопы носят массовый характер (особенно при температурном графике в сети 95/70), соответственно потребители получают существенную экономию при внедрении регулирования отопления на вводе зданий. Если установка блока с бойлером отопления окупается за счет снижения потребления тепловой энергии, то в многоквартирных домах можно использовать средства жителей (плата на капремонт, энергосервис). При отсутствии окупаемости блоки или не устанавливать, либо подобрать менее дорогое решение.

Технические решения.

Распространенные сегодня технические решения по ИТП отработаны для вновь строящихся домов, в которых сразу планируется необходимое помещение. Размещение тепловых пунктов в подвалах существующих зданий часто связано с решением проблемы подтопления или отсутствия подходящего помещения. Лучшим решением является применение типовых плоских блоков, размещаемых, при необходимости, даже на потолке. Это стало возможно при использовании интенсифицированных малогабаритных кожухо-трубчатых водонагревателей. При создании ИТП за счет средств теплоснабжающей организации, для решения проблемы собственности на оборудование, возможно размещение ИТП в плоском шкафу, размещенном на стене здания.

В технических проектах обустройства ИТП должны быть решены вопросы регулирования циркуляции горячей воды, иначе, в некоторых поселениях, платежи за горячую воду после модернизации даже возрастают. Проблема накипи при высокой жесткости водопроводной воды решается путем использования вышеназванных теплообменников, обеспечивающих безнакипный режим работы за счет эффекта самоочистки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в нашей стране за 7 лет было разработано около 11000 схем теплоснабжения поселений и городских округов.

Схема теплоснабжения является «живым» документом и должна соответствовать реальным темпам развития поселения или городского округа, для чего требуется ее ежегодная актуализация. Необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена законодательно статьей 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В настоящее время проходит большой объем работ по ежегодной актуализации действующих схем теплоснабжения.

Рассмотрим основные вопросы, которые возникают при выполнении данных работ.

1. Большое количество утвержденных схем теплоснабжения (особенно небольших сельских поселений) были разработаны низкого качества без учета требований ПП РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Поэтому, при актуализации данных схем теплоснабжения необходимо по сути разработать новую схему теплоснабжения.

2. Согласно требованиям, схема теплоснабжения должна разрабатываться на срок не менее 15 лет. Большинство утвержденных схем теплоснабжения разработаны только на 15-летний период. После утверждения актуализированной схемы теплоснабжения действующая до момента утверждения редакция схемы утрачивает силу. Поэтому при ежегодной актуализации необходимо сдвигать расчетный период на один год. Например, если начальная редакция разрабатывалась на 2015-2030 годы, то расчетный период актуализированной редакции должен составлять 2016-2031 год. На практике в большинстве случаев актуализация схем происходит без изменения расчетного периода. Например, можно встретить постановление местного органа самоуправления об актуализации на 2017 год схемы теплоснабжения на период до 2026 года. Так как схема теплоснабжения разрабатывается на основе утвержденных документов территориального планирования поселения или городского округа, то целесообразно при актуализации схемы принимать за расчетный срок не 15-летний период, а расчетный срок генерального плана.

3. Электронная модель является ключевым элементом схемы теплоснабжения. Моделирование гидравлических режимов с помощью модели является единственным способом построения перспективных вариантов развития системы теплоснабжения. Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем теплоснабжения, утвержденными совместным приказом Минэнерго России и Минэкономразвития России от 29.12.2012 г. № 565/667, при актуализации необходимо разрабатывать электронную модель «второго уровня» с детализацией распределительных (квартальных) тепловых сетей до конечного потребителя.

Рисунок 1. Фрагмент электронной модели «второго уровня»

4. Развитие системы теплоснабжения должно быть скоординировано с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры. Поэтому, желательно, чтобы работа по актуализации схемы теплоснабжения проходила совместно с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (ПКР СКИ). При разработке ПКР СКИ в том числе определяются целевые показатели развития системы теплоснабжения, которые позволяют оценить влияние предусмотренных схемой теплоснабжения мероприятий на качество и надежность системы теплоснабжения поселения или городского округа.

5. Ежегодная актуализация схемы теплоснабжения необходима для разработки и реализации инвестиционных программ теплоснабжающих или теплосетевых организаций. В соответствии со ст. 37 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 если инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, предусмотренных схемой теплоснабжения, то орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку.

На практике зачастую в схему теплоснабжения без всякого обоснования полностью закладывается инвестиционная программа теплоснабжающей или теплосетевой организации, в результате схема теплоснабжения превращается в расширенный вариант инвестиционной программы, что недопустимо. Мероприятия инвестиционной программы должны следовать из предложений схемы теплоснабжения по строительству и реконструкции источников тепловой энергии, тепловых сетей и сооружений на них, а также из оценки (расчета) показателей надежности системы теплоснабжения, результатом которого в том числе являются предложения по замене изношенных участков тепловых сетей, которые имеют высокие значения параметра отказа и не обеспечивают нормативную надежность теплоснабжения.

Для данных целей по «Методике и алгоритму расчета надежности тепловых сетей при разработке схем теплоснабжения городов», разработанной ОАО «Газпром промгаз», компанией «Политерм» был создан модуль «Расчет надежности систем теплоснабжения» для ГИС Zulu Thermo, который позволяет решать задачи по оценке надежности системы теплоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.

6. В результате актуализации схемы теплоснабжения рекомендуется сформировать реестр изменений, которые внесены в действующую редакцию схемы, а также сделать анализ реализации предусмотренных мероприятий по развитию системы теплоснабжения за период, предшествующий году актуализации.

Заключение

Большинство рассмотренных вопросов, касающихся качества схем теплоснабжения, расчетных сроков, координации схем теплоснабжения с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры можно избежать, если проводить актуализацию схемы теплоснабжения в составе комплексного проекта по развитию территории муниципального образования, где после разработки и утверждения генерального плана и документов по планировке территории разрабатывается ПКР СКИ, совместно с которой осуществляется актуализация схемы теплоснабжения.



Просмотров