Защита от шума актуализированная редакция.

Официальный текст :

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий юриста :

Основной целью данной статьи является соблюдение требований охраны труда при проектировании и строительстве производственных комплексов, сооружений, установке машин и оборудования в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение производственных объектов подлежат государственной экспертизе, включая требования к соответствию надежности и безопасности данных объектов. Указанная экспертиза проводится в соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (в ред. от 31.03.2012).

Содержащиеся в этой статье нормы относятся к предупредительному надзору, запрещающему разработку проектирования, строительства, передачу в серийное производство и ввод в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям охраны труда. За соблюдением этих требований осуществляют предупредительный государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль соответствующие государственные органы и профсоюзные инспекции. Соблюдение требований, содержащихся в статье 215 Трудового кодекса, которое необходимо при проектировании производственных объектов, оборудования и технологических процессов, при строительстве (реконструкции) и техническом переоснащении производственных объектов, их приемке в эксплуатацию, а также в отношении применяемых в производстве продукции и материалов, является обязанностью работодателя.

В целях усиления контроля за соответствием производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям в статье предусмотрено, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Предъявляемые в области охраны труда требования к проектам и строительству объектов предусматривают рациональное использование территорий и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, строительство и содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений. Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации объектов, а также в строительных нормах и правилах (СНиП).

Порядок ввода в действие построенных заново или реконструируемых производственных объектов, предъявляемых заказчиком к приемке государственной приемочной комиссией, регламентирован в СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов (в том числе и на соответствие их требованиям охраны труда) осуществляется органами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда (т.е. государственными инспекторами по охране труда). При выявлении в процессе приемки нарушений требований охраны труда при строительстве или реконструкции объектов производственного назначения ни одно предприятие, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 28.07.2012) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и др. устанавливаются обязательные требования к условиям и порядку разработки, принятия и применения требований к продукции, а также процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Такие требования содержатся в технических регламентах, которые должны устанавливаться не иначе как международным договором либо федеральным законом, и только в исключительных случаях - указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Все остальные требования, т.е. те, которые относятся к характеристикам продукции, правилам осуществления и характеристикам процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и др., рассматриваются указанным Федеральным законом как необязательные. Эти требования содержатся в стандартах. Предусматривается два вида стандартов - национальные стандарты и стандарты организаций, которые не должны противоречить техническим регламентам. При этом до вступления в силу технических регламентов должны применяться соответствующие требования прежнего законодательства, но лишь в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и др.

Официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется Росстандартом согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2003 № 594 (в ред. от 29.12.2007) "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации". Система сертификации работ по охране труда зарегистрирована постановлением Госстандарта России от 30.08.2002 № 83 "О государственной регистрации Системы сертификации работ по охране труда в организациях и ее знака соответствия". Федеральным законом от 07.11.2011 № 303-ФЗ в статью 215 были внесены изменения в целях создания условий для осуществления государственного метрологического контроля за соблюдением требований к измерениям и средствам измерений, применяемым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий к статье 215 Трудового Кодекса РФ

1. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификацию продукции и услуг осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Отношения в области сертификации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

2. Градостроительная и проектная документация (технико-экономические обоснования, проекты на строительство, расширение и техническое перевооружение предприятий и сооружений) в Российской Федерации до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Она производится независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, за исключением документации на объекты, строительные работы, не затрагивающей конструкторские и другие характеристики надежности и безопасности, а также документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов, консервация и ликвидация которых не требует разрешения (см. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").

В ст. ст. 29, 49, 50 ГсК установлены правила экспертиз проектов документов, результатов инженерных изысканий.

3. Основные принципы и методология порядка проведения государственной экспертизы условий труда при рассмотрении проектов строительства разработаны Минтрудом России (см. Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. РДС 11-201-95, утв. Постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39).

Контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда ведется не только на стадии проектирования, но и в процессе строительства производственных объектов. Такой контроль проводится Федеральной инспекцией труда.

Предусмотрена необходимость соблюдения определенного порядка ввода в действие построенных вновь или реконструируемых производственных объектов. Производственные объекты предъявляются заказчиком к приемке государственной приемочной комиссией (СНиП 3.01.04-87). Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется и на соответствие их требованиям охраны труда органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, т.е. государственными инспекторами по охране труда. При выявлении в процессе приемки нарушений требований охраны труда при строительстве или реконструкции объектов производственного назначения ни одно предприятие, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию.

Вредные или опасные вещества, материалы, продукция, товары и услуги применяются по разработанным методикам с обязательным проведением метрологического контроля и токсикологической оценки, т.е. не допускается использование новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу об их влиянии на организм и здоровье человека и не получивших санитарно-эпидемиологическое заключение. См. Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утв. Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224.

Опытные образцы продукции до передачи их в производство также подлежат испытаниям на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Использование новых, не применяемых ранее в производстве, вредных или опасных веществ должно осуществляться после разработки и согласования с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников, занятых в производстве с использованием указанных веществ. Решение об использовании вредных или опасных веществ принимается работодателем после получения положительных заключений соответствующих государственных органов надзора и контроля о возможности применения этих веществ в производстве.

4. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.

Правила сертификации производственного оборудования утв. Постановлением Госстандарта России от 3 мая 2000 г. N 25.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.



Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.


Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.


В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.


В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.


Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.




Комментарии к ст. 215 ТК РФ


1. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификацию продукции и услуг осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Отношения в области сертификации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

2. Градостроительная и проектная документация (технико-экономические обоснования, проекты на строительство, расширение и техническое перевооружение предприятий и сооружений) в Российской Федерации до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Она производится независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, за исключением документации на объекты, строительные работы, не затрагивающей конструкторские и другие характеристики надежности и безопасности, а также документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов, консервация и ликвидация которых не требует разрешения (см. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").

В ст. ст. 29, 49, 50 ГсК установлены правила экспертиз проектов документов, результатов инженерных изысканий.

3. Основные принципы и методология порядка проведения государственной экспертизы условий труда при рассмотрении проектов строительства разработаны Минтрудом России (см. Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. РДС 11-201-95, утв. Постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39).

Контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда ведется не только на стадии проектирования, но и в процессе строительства производственных объектов. Такой контроль проводится Федеральной инспекцией труда.

Предусмотрена необходимость соблюдения определенного порядка ввода в действие построенных вновь или реконструируемых производственных объектов. Производственные объекты предъявляются заказчиком к приемке государственной приемочной комиссией (СНиП 3.01.04-87). Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется и на соответствие их требованиям охраны труда органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, т.е. государственными инспекторами по охране труда. При выявлении в процессе приемки нарушений требований охраны труда при строительстве или реконструкции объектов производственного назначения ни одно предприятие, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию.

Вредные или опасные вещества, материалы, продукция, товары и услуги применяются по разработанным методикам с обязательным проведением метрологического контроля и токсикологической оценки, т.е. не допускается использование новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу об их влиянии на организм и здоровье человека и не получивших санитарно-эпидемиологическое заключение. См. Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утв. Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224.

Опытные образцы продукции до передачи их в производство также подлежат испытаниям на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Использование новых, не применяемых ранее в производстве, вредных или опасных веществ должно осуществляться после разработки и согласования с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников, занятых в производстве с использованием указанных веществ. Решение об использовании вредных или опасных веществ принимается работодателем после получения положительных заключений соответствующих государственных органов надзора и контроля о возможности применения этих веществ в производстве.

4. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.

Правила сертификации производственного оборудования утв. Постановлением Госстандарта России от 3 мая 2000 г. N 25.

С 6 ноября 2017 г. вступает в силу Изменение №1 к СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума". Документ содержит ряд уточнений к СП 51.13330.2011 и изменяет некоторые нормативы, содержащиеся в своде правил.

Рассмотрим некоторые изменения:

1. Вводится явное требование выборочных измерений звукоизоляции ограждающих конструкций от ударного и воздушного шума при сдаче в эксплуатацию жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.

Выборочные измерения должны проводиться с учетом ГОСТ 31937. Это означает, что для всех вариантов ограждений (перекрытий, стен, перегородок), отличающихся конструктивными решениями и условиями применения, должно проводиться не менее 10 измерений параметров звукоизоляции (на разных образцах).

2. Введён явный запрет на сдачу в эксплуатацию зданий без конструктивных слоев в перекрытиях, обеспечивающих изоляцию ударного шума.

3. Ужесточается норматив для изоляции воздушного шума в R w . Нормативное значение индекса звукоизоляции для стен и перекрытий между помещениями квартир и соседствующими с ними магазинами, ресторанами, кафе, спортивными залами повышено на 2 дБ.

4. Вводится более строгая (на 5 дБ) норма для уровней звукового давления на рабочих местах, нежели в текущей редакции СП 51.13330.2011. Для видов помещений, в которых на текущий момент отсутствует норматив для максимального уровня звука (зрительные залы, спортивные залы, многоцелевые залы и т.д.), такой норматив добавляется.

5. Раздел "Термины и определения" теперь содержит определения в явном виде в п.3 (ранее перечень был в приложении А). В частности, устаревший термин "Нормативный спектр" переименован в "Оценочную кривую". Это название точнее отражает суть понятия, и оно используется в документах ТСН 23-315-2000 г. Москвы (МГСН 2.04-97), ГОСТ Р 56769-2015 (ИСО 717-1:2013), ГОСТ Р 56770-2015 (ИСО 717-2:2013). Сама процедура расчёта одночисловых оценок (индексов) звукоизоляции воздушного шума и приведённого ударного шума не меняется.

6. Обновлены нормативные ссылки. В том числе Изменение №1 вводит нормативные ссылки на серию ГОСТ Р ИСО 10140 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий". До сих пор эта серия стандартов применялась исключительно на добровольной основе, а документы в сфере нормирования звукоизоляции не ссылались на эти документы.

Выводы

Изменение №1 актуализирует свод правил СП 51.13330.2011 в соответствии с принятой на сегодняшней день терминологией и нормативной базой. Кроме того, Изменение вносит поправки, учитывающие современные тенденции строительства жилых квартир, и повышает требования к защите от шума в строительстве - как в части проведения инструментального контроля, так и сами нормативные значения звукоизоляции.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»



Просмотров