Управление лодкой в состоянии опьянения. Выпивать за штурвалом катера становится все опаснее

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 11.9 КоАП РФ

1. Состояние опьянения длительное время рассматривалось действующим российским законодательством в качестве обстоятельства, отягчающего вину правонарушителя. В настоящее время данный факт не является ни смягчающим, ни отягчающим вину обстоятельством. Однако состояние опьянения при управлении судном не позволяет судоводителю должным образом оценивать ситуацию и принимать объективное решение, в связи с чем доля правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, достаточно высока.

Объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления судами. Особенностью правового регулирования настоящей статьи является факт алкогольного опьянения судоводителя или иного лица, находящегося в состоянии опьянения, а также уклонение указанных лиц от прохождения медицинского освидетельствования.

Указывая на наличие опьянения, закон между тем не конкретизирует виды опьянения и причины его возникновения. В этой связи под данное определение подпадает в равной степени как алкогольное, так и наркотическое, токсическое и иные виды опьянения. Степень опьянения для квалификации правонарушения значения не имеет. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Следует заметить, что судоводителю предоставлено право отказаться от прохождения медицинского освидетельствования. В случае отказа судоводитель направляется в соответствующее медицинское учреждение для проведения освидетельствования по решению должностного лица уполномоченного органа государственной власти.

Объективная сторона деяния, установленного ч. 1 комментируемой статьи, выражается исключительно в форме действий — непосредственном управлении судном лицом, заведомо находящимся в состоянии опьянения, либо передаче управления судном лицу, в поведении которого присутствуют признаки опьянения, а именно запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение (причем достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований).

Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии, которое заключается в уклонении судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является факт опьянения.

2. Рассматриваемые составы характеризуются специальным субъектом — лицом, наделенным правом управления судном. К числу таких субъектов относятся судоводители и иные лица, которым судоводителем передано управление судном.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умышленной формой вины. Однако ч. 1 позволяет говорить об умышленной форме вины лишь в случае осведомленности лица, которое передает управление судном, о состоянии опьянения лица, которому такое управление передано.

Наряду с общими санкциями, характерными для нарушений правил плавания судов, нормы настоящей статьи предусматривают и специальную санкцию — лишение права управления судном на определенный срок — до двух лет. Нарушение установленных правил свидетельствует о недопустимости продолжения данного вида деятельности нарушителем. В этой связи лишение специального права позволит на определенный период времени исключить субъекта из числа судоводителей, что снижает степень риска безопасности движения судов.

  • Быстрянцев Александр Федорович , старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
  • АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ
  • ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

В статье автором анализируются вопросы, связанные с административной ответственностью за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Особое внимание уделено спорным моментам. Вносятся конкретные предложения по оптимизации действующего административно-деликтного законодательства в этой части.

  • О перспективах административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований
  • К вопросу о правовом регулировании фактических брачных отношений в Российской Федерации
  • К вопросу о перспективах развития негосударственных пенсионных фондов
  • О системном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения
  • Об административной ответственности за стоянку на парковке, находящейся на территории общего пользования, с отсутствующими или нечитаемыми государственными регистрационными знаками

Административная ответственность за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения установлена статьей 11.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена упомянутой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также общественного порядка.

В 2008 году в силу вступили новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12, определявшее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. №169-ФЗ оно было признано утратившим силу .

В соответствии с частью шестой статьи 27.12 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и документирование его результатов, а также направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и документирование его результатов производятся в порядке, который установлен Правительством России (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475 .

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что судоводитель находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в настоящее время определяются приказом Минздрава России от 18.12.2015 г. №933н .

Объективная сторона правонарушения объединяет в себе ряд относительно обособленных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом, которое находится в состоянии опьянения; б) передача управления данным судном лицу, которое находится в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или другого лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Особенностью анализируемой статьи является то, что виновное лицо подлежит административной ответственности вне зависимости от того, является ли оно судоводителем, то есть физическим лицом, которое имеет удостоверение, подтверждающее право вождения судном, либо иным лицом, которое находится на судне. Основное, что важно при анализе состава данного правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, которое находится в состоянии опьянения.

Кроме того, статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде.

Примечательно, что для квалификации рассматриваемого административного деликта не важно, было ли само лицо, которое передало управление судном, в состоянии опьянения или же не было.

Следует также отметить, что под состоянием опьянения юристы и медики такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных токсических, наркотических или одурманивающих веществ.

Субъективную сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.9 КоАП РФ образует вина в форме прямого умысла. Субъектом правонарушений могут являться как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие возраста шестнадцати лет.

В наши дни многие граждане по-прежнему ошибочно считают, что Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) сквозь пальцы смотрит на правонарушения, связанные с так называемым умеренным пьянством за штурвалом судна. Отдельные обыватели даже полагают, что если судоводитель уверенно сидит за штурвалом, понимает смысл задаваемых ему вопросов, а также «твердым» языком может вести беседу с представителями надзирающих и контролирующих органов, то каких-либо претензий к нему быть не должно. В судоводительском сообществе сложилось превратное мнение, что инспекторский состав ГИМС МЧС России не станет придираться к подобного рода правонарушителям, не создающим особых проблем на воде.

Что греха таить – ещё совсем недавно все именно так и было. Однако сегодня правовой беспредел в этом сегменте отечественной юриспруденции, пусть и не в полном объеме, но устранен. Во-первых, контролеры из ГИМС МЧС России теперь неплохо оснащены в техническом отношении: в их распоряжении имеются современные весьма точные средства измерения концентрации алкоголя в парах выдыхаемого человеком воздуха.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения в ряду иных аспектов деятельности ГИМС МЧС России довольно-таки подробна изложена в Административном регламенте, утвержденном приказом МЧС России от 18.10.2012 №607 .

Анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы освидетельствования на состояние опьянение, приводит нас к выводу о том, что факт опьянения должен быть устанавливаться только соответствующим медицинским работником, то есть должно проводиться медицинское освидетельствование на состояние опьянения . Именно уклонение судоводителя и прочих лиц, управляющих судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 11.19 КоАП РФ .

Представитель ГИМС МЧС России вправе провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в том случае, если у него имеются достаточные основания полагать, что лицо, управляющее судном, находится именно в таком состоянии. Регламент дает нам перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС МЧС России может прийти к такому выводу.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. В соответствии с частью 1 ст. 25.7 КоАП РФ, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Техническое средство измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе должно обладать возможностью распечатывать результаты измерений, поскольку последние прикладываются к протоколу об административном правонарушении.

Согласно действующему российскому законодательству, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

Если техническое средство измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе показывает, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, находится в нетрезвом состоянии, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который является одним из доказательств по делу, и на основании которого компетентный орган (должностное лицо) устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Безусловно, по количеству личного состава и иным нюансам ГИМС МЧС России на сегодняшний день не сопоставима с ГИБДД. Вместе с тем, с появлением нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС МЧС России, в отчетностях данной структуры появились привычные полицейским формированиям дополнительные показатели. И хотя официально «палочная система» давно уже канула в Лету, но на практике число выявленных пьяных судоводителей привычно сравнивается с такими же показателями за аналогичный период прошлого года. Тем более, что стандарты современных алкотестеров допускают до 300 продувов в сутки . Так что любителям выпить за штурвалом есть серьезный повод призадуматься и начать привыкать к новым реалиям.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.07.2010 №169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.07.2010, №30, ст. 4000
  2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 №475 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  3. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 №41390) // Российская газета, №60, 23.03.2016.
  4. Приказ МЧС России от 18.10.2012 №607 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2013 №28430) // Российская газета, №110, 24.05.2013.
  5. Луков М.Г. Освидетельствование на состояние опьянения в системе мер административного принуждения // Право и практика. 2014. №2. С. 68-75.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  7. Гудков О.И., Новикова Е.С. Метрологическое обеспечение алкотестера // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2015. №1. С. 16-18.

За управление водными судами в нетрезвом состоянии могут ввести такую же уголовную ответственность, как и за пьяную езду на автомобиле.. В столичном МЧС поддержали идею уголовного наказания за повторное управление судном в пьяном виде. Начальник отдела Андрей Печенин пояснил, что сейчас нарушителям грозят небольшие штрафы. Судовладельцы сомневаются в эффективности уголовного преследования.

"Количество маломерных судов, которые имеют высокие скоростные качества, стремительно растет. Они уже являются активными участниками движения. И здесь, конечно, нужно регулирование ", - заявил Михаил Брячак.

По словам депутата, Госдума может рассмотреть этот вопрос уже в сентябре, на одном из первых заседаний комитета после каникул. "Нужно сделать процедуру аналогичную той, которая прописана в законе о безопасности дорожного движения", - подчеркнул он.

Напомним, что с 1 июля автомобилистов, которые были повторно задержаны за езду в нетрезвом виде или повторно отказались от освидетельствования, ждет уголовная ответственность. Максимальное наказание – два года лишении свободы и лишение прав на три года. За ДТП со смертельным исходом водителям грозит от двух или четырех лет тюрьмы.

В столичном управлении МЧС также выступили за введение уголовной ответственности для пьяных капитанов. "Возможно ввести уголовную ответственность за повторное управление судном в состоянии алкогольного опьянения, либо если оно привело к серьезным последствиям", - сказал начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС по Москве Андрей Печенин.

Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (п.1 ст. 11.9. КоАП РФ). "Как правило, судовладелец – человек сравнительно обеспеченный. Штраф в 2000 рублей для них несущественный. В этом году у нас зафиксировано 13 случаев управления судами в состоянии алкогольного опьянения. Все дела направлены на рассмотрение в суд", - пояснил Печенин.

Инциденты с управлением суднами в пьяном виде случаются нередко. В 2014 году в подмосковном Серпухове моторная лодка наехала на полицейского, который купался в Оке в свободное от службы время. Водитель лодки находился в нетрезвом состоянии. В Санкт-Петербурге пьяный капитан катера выбросил за борт двух человек. Пытаясь впечатлить пассажиров, он сделал несколько резких маневров, в результате чего пострадавшие не смогли удержаться и оказались в Неве. Несколько лет назад чемпионку мира и Европы по парусному спорту Екатерину Скудину задержали на Химкинском водохранилище за управление маломерным судном в пьяном виде. От медицинского освидетельствования она отказалась, объяснив тем, мастер парусного спорта может управлять судном в любом состоянии.

Председатель коллегии адвокатов "Отчерцова и партнеры" Ольга Отчерцова отмечает, что за управление судном в пьяном виде предусмотрен штраф, но если "водная прогулка" закончилась гибелью человека, то действия судоводителя уже квалифицируются нормами Уголовного кодекса.

"Так, причинение смерти человеку при управлении маломерным судном, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Или до 7 лет, если погибли двое и более человек", - сказала Отчерцова.

При этом факт алкогольного опьянения по действующему УК не является самостоятельным отягчающим обстоятельством. Хотя и всегда учитывается в совокупности доказательств, отметила юрист.

Генеральный директор компании "Речфлот" Александр Землянский идею уголовного наказания для пьяных судоводителей не поддерживает. По его словам, будет достаточно трудно должным образом доказать факт алкогольного опьянения. Ведь на водных артериях нет стационарных постов с необходимым оборудованием.

"Процедуры на автодороге четко регламентированы. Есть освидетельствование, соответствующие передвижные лаборатории. Непонятно, где это все будет происходить на реке", - отметил эксперт. По его словам, нарушителями могут оказаться и профессиональные капитаны, и владельцы маленьких катеров.

Добавим, что на данный момент уголовное наказание за повторную езду в пьяном виде возбудили одно уголовное дело против автомобилиста. Лишение свободы грозит еще .

Виталий Воловатов

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.

Друзья, рады сообщить вам, что заключительная, третья часть эпопеи «ГИМС отвечает на вопросы пользователей сайта FishingSib» перед вами. В ней вы можете получить не только некоторые разъяснения по предыдущим статьям, но и узнать ответы на многие юридические вопросы, которые пользователи многих маломерных судов Новосибирской области и не только ждали с 1 января 2017 года.

В ней мы узнали, как определить массу маломерного судна (с тремя наглядными примерами), а также - основные отличия от правил ГИМС 2016.

В ней старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО» Ферапонтов Евгений Евгеньевич ответил на несколько вопросов от читателей нашего сайта. К примеру, каким регламентом определяется вес мотора, регламентируется ли чем-то состав аптечки или нужно ли на «нерегистрате» иметь с собой документы подтверждающие право собственности на мотор и лодку? Если да, то достаточно ли копий?

Прошло две недели с момента выхода второй части, а вопросов к инспекторам ГИМС стало еще больше. И вот, сегодня мы рады представить вам третью, заключительную часть.

Вопрос: Имеет ли сотрудник ГИМС правовые основания останавливать нерегистрируемый комплект с целью уточнения реальной мощности установленного на транце мотора 9,9 л.с. (на колпаке и шильдике) на предмет т.н. «раздушки» такового в 15 л.с.? К примеру, открывать колпак мотора? Требовать какие-либо документы на данный мотор? Если имеет право, то каким нормативным актом это действие установлено и каким образом (методом, способом) определяется мощность «спорного» мотора 9.9? Если нет оснований, то мощность мотора 9.9 (на колпаке, шильдике) априори таковой и остается?

Ответ: Понятие маломерного судна раскрывает Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Следовательно, любое судно, подходящее под эти критерии, конечно же, является маломерным. Так же закон раскрывает, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

  1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
  2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
  3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жестко-корпусных и надувных лодок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).

В соответствии со всеми руководящими документами судно, не подлежащее регистрации – это маломерное судно, и соответственно поднадзорно ГИМС.

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами, организует контроль за соблюдением правовых актов регламентирующих порядок пользования маломерными судами.

К сожалению, сегодня существует множество предложений по продаже различного рода наклеек с моторов малой мощности, и некоторые судовладельцы активно этим пользуются переклеивая маркировку. Такие прецеденты случались и в Новосибирской области. К счастью эти случаи не многочисленны, и абсолютное большинство судоводителей на эти ухищрения не идут. Если у государственного инспектора есть основания полагать, что мотор не соответствует мощности, мотор осматривается визуально с целью выявления заводской маркировки мощности. Конечное же на воде никто в конструктивную часть мотора вмешиваться не будет, а переделки и модернизация остаются на совести судоводителя. Тем не менее не стоит забывать о допустимой мощности мотора, ведь от этого зависит Ваша безопасность.

Вопрос: Имеется следующая судебная практика, - в настоящее время экипажи ГИМС оснащены алкотестерами, в случае составления административного протокола и отстранения от управления лодки человека лишали удостоверения судоводителя, и одновременно автомобильного водительского удостоверения. Правда ли это? Какие правовые нормы определяют данное решение?

Ответ: КоАП РФ устанавливает следующие санкции за управление судном в состоянии алкогольного опьянения. Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения:

  1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Действительно все экипажи ГИМС на сегодняшний день оснащены современными алкотестерами. Материалы по административному правонарушению и санкция в виде штрафа выносится органами ГИМС. Лишение удостоверения на управления маломерным судном определяет суд на основании предоставленных материалов от Государственной инспекции по маломерным судам. Такие случаи действительно есть, когда вместе с удостоверением на право управления маломерным судном гражданина лишают и права управления на автомобиль. Еще раз повторюсь, решение по лишению права управления выносит судья.

Вопрос: В установленной водоохранной зоне нельзя устраивать стоянку и парковать автомобили. Какова эта зона (30-50-100-200-300м?) в нашем регионе в данный момент. Какие предусмотрены штрафы за данное нарушение? Кто имеет право выписывать данный штраф: полиция, ГИБДД, ГИМС и т.п.?

Ответ: Водный кодекс РФ, статья 65 Ст. 15 часть 4 - Стоянка транспортного средства в водоохранной зоне.

Использование гражданами прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

  • Ширина 50 метров – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км;
  • Ширина 100 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км;
  • Ширина 200 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более;
  • Ширина 300 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км;
  • Ширина 400 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км;
  • Ширина 500 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • Ширина совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП) – для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км.

По поводу того, кто имеет право выписывать штраф. Протокол по стоянке автотранспорта в водоохранной зоне, составляется инспекторами Федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Хотя пресечь административное правонарушение должен любой уполномоченный служащий: полиция, ГИБДД и т.д.

Вопрос: Каковы действующие нормы снабжения маломерного судна, а именно моторной лодки с подвесным мотором, подлежащей регистрации? Каковы нормы снабжения аналогичного нерегистрируемого маломерного судна. Каковы штрафы за нарушения комплектации обоих вариантов?

Ответ:

Примечание:

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.

** обязательное оснащение.

*** данное оборудование не является обязательным.

  1. Суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;
  2. Специальное весло по числу гребцов;
  3. Согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
  4. Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  5. Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  6. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями;
  7. При отсутствии оборудования для откачки воды;
  8. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма;
  9. Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;
  10. Допускается замена на свисток спасательного жилета;
  11. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:

  • гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах;
  • маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии.

Тем не менее, должна осуществляться безопасность в пути следования, соответственно необходимо всем быть одетыми в спасательные жилеты. И конечно же, не лишним будет наличие норм снабжения, ведь эти предметы действительно необходимы.

Нарушение вышеуказанных норм влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (КоАП РФ, часть 1 статья 11.8) – для судов подлежащих регистрации.

Вопрос: При замене судового билета на новый, сохраняется-ли техосмотр (техосвидетельствование) или нет, а то мне при прохождении в прошлом году сказали, что теперь пять лет не нужно проходить ТО? Есть какие-нибудь изменения в этой сфере?

Ответ: При замене судового билета техническое освидетельствование (ТО) переносится в новый судовой билет. Период действия ТО 5 лет с момента предыдущего прохождения, даже если меняется собственник. Устанавливает этот период приказ МЧС России N 608 от 18 октября 2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" пункт 3.20:

  • Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

То есть, если дата предыдущего технического освидетельствования была 01.08.2015 г, данную дату перенесут в новый судовой билет, и соответственно окончание срока ТО это 01.08.2020 г.

Вопрос: Часто встречаются вопросы по необходимости наличия у владельца нерегистрируемого комплекта каких-либо документов (ДКП, товарных чеков и пр.), подтверждающих приобретение им лодки и мотора, либо ксерокопий этих документов. Прошу пояснить, какими именно НПА установлена данная обязанность? Действительно ли ксерокопии приравнены оригиналам? Или это простая рекомендация ГИМСа?

Ответ: Наличие правоустанавливающих документов это скорее рекомендация для владельцев судов, не подлежащих регистрации. Тем не менее, ежегодно происходят кражи двигателей небольшой мощности и маломерных судов, данные двигатели и суда по заявлению собственников размешаются в базу Кража. В целях выявления данных преступлений проводятся совместные мероприятия с сотрудниками линейного отдела МВД России в речном порту Новосибирска. Поэтому наличие копии документов не помешает.

Вопрос: Вправе ли сотрудник ГИМС выписать штраф (за какое-либо нарушение, кроме судовождения в состоянии алкогольного опьянения) владельцу нерегистрируемого комплекта? К примеру, за движение на судовом ходу, или несоблюдение норм снабжения, либо за несоблюдение удаления от берега? Если да, то как будет действовать сотрудник в ситуации, когда нет с собой оригиналов документов, а именно удостоверения личности (паспорта) и т.п.?

Ответ: В соответствии с требованиями Закона статья 11.8 и 11.13 КоАП РФ в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт, включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов без изменений. К примеру, разрешенные для использования статьи 11.7 часть 2 и 11.10 КоАП РФ применяются без ограничений. В случае нарушения составляется административный материал, и соответственно документ удостоверяющий личность необходим. При отсутствии данного документа производится выяснение личности через территориальные органы МВД России. Судно, не подлежащее регистрации такой же участник движения на воде, и его владельцу необходимо знать основные правила плавания на внутренних водных путях РФ и обеспечивать безопасность пассажиров в пути следования.

Вопрос: Ранее вы отвечали на вопрос – «Можно ли в весенний запрет передвигаться по водоему на маломерных судах с мотором? Например, до места разрешенной ловли (другого берега)», вы ответили – «Запрещено согласно постановлению от 9 апреля 2007 г. N 38-па «Об утверждении правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах».

Однако ваш ответ не совсем понятен. В этом законе написано же совсем не так:

Постановление от 09 апреля 2007 года N 38-па. Об утверждении Правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах (с изменениями на 6 сентября 2016 года).

...
2.3. Временно закрытыми районами в период месячника по охране весенне-нерестующих видов рыб являются:

  • водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

Поясните? Разве ГИМС имеет отношение к установлению норм запретов движения маломерных судов в период нереста? Разве это не прерогатива служб рыбоохраны?

Ответ: Действительно, установление постоянно и временно закрытых районов это прерогатива не ГИМС, а Правительства Новосибирской области, о чем и свидетельствует Постановление №38-Па, а ГИМС является одним из органов, который имеют право фиксировать и составлять материалы об административных правонарушениях.

Вопрос: Есть большая потребность в более развернутом ответе по поводу передвижения на моторных судах в весенний запрет. Например, ребята, ссылаясь на нормативные документы, говорят, что можно передвигаться.

Ответ: В соответствии с постановлением от 9 апреля 2007 г. N 38-па и пунктом 2.1. использование водных объектов для плавания маломерных судов разрешается после их освобождения ото льда до ледостава (образования заберегов, шуги) - это и есть период навигации для маломерного флота. Пункт 2.2. гласит: постоянно закрытыми для плавания маломерных судов районами в течение года являются:

  • Мочищенская протока;
  • Участок р. Оби от плотины Новосибирской гидроэлектростанции (далее - НГЭС) до устья подходного канала;
  • Участок верхнего бьефа Новосибирского водохранилища на расстоянии 500 м от машинного зала НГЭС (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п);
  • Нижний подходный канал шлюза кроме времени шлюзования маломерных судов (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п).

Пункт 2.3. гласит: временно закрытыми районами в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб являются:

  • Водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • Озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • Притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

В соответствии с постановлением, круглогодично закрыты районы указанные в пункте 2.2 , пункт 2.3 указывает на запрет в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб.

Вопрос: Как и в какие сроки проходит процедура технического освидетельствования маломерного судна? К чему готовиться судовладельцам? Что именно нужно иметь с собой?

Ответ: В середине апреля будут согласованы графики освидетельствования маломерных судов, и на официальном сайте ГУ МЧС России по Новосибирской области будут опубликованы. Перед предоставлением маломерного судна на освидетельствование судовладельцам необходимо привести свои маломерные суда в порядок (в соответствие с нормами комплектации и оборудования судна). С собой необходимо иметь укомплектованное маломерное судно, паспорт РФ, судовой билет, доверенность в отсутствии судовладельца.

Друзья, в подготовке материала выражаем благодарность региональному центру ГИМС МЧС России по НСО. Надеемся, что данная серия статей помогла вам разобраться с основными нюансами новых правил регистрации маломерных судов в 2017 году.



Просмотров