Удо какая статья в ук рф. Условно - досрочное освобождение от отбывания наказания

Регионализация – процесс таксонирования региона. Виды региональной политики:

Экономическая политика – направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение рег. эконом. равновесия (хар-но для всех стран).

Социальная политика – процессы и форма организации жизни людей и общественного про-ва с точки зрения развития личности вообще, труда, отдыха и т.д. Социальные различия свойственны для всех стран мира. От ур-ня среднего слоя населения зависит ур-нь социально-экономического развития страны. Наилучшее соотношение: 10% - бедные, 80%- средний класс, 10%- богатые, - стабильная экономика. Важно определять различные хар-ки территориальных общностей людей.

Методы кластерного анализа позволяют соединять эл-ты, имеющие разные единицы измерения.

Демографическая политика (неотъемлемая часть) – активное вмешательство гос-ва в естественное и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

Экистическая политика (поселенческая) – теоретический раздел геопланировки.

Экологическая политика

Индикаторы Чистобаева.

Мыслить глобально, действовать локально.

В экологии у полпреда больше полномочий, чем в экономике.

Научно-техническая политика

Условия и факторы размещения центров научных исследований, технополисы, технопарки.

Долина – федеральный уровень (Сколково)

Формирование платформ – центр сосредоточения инновация в регионе, совмещение с ф-ями производства (термин – зоны территориального развития). Первоначально – зона экономической активности. Был принят новый термин – зона опережающего развития, это значит, что эту зону идут большие инвестиции, больший инфраструктурный потенциал. Инвестиционные площадки должны быть.

Структурирование региональной политики:

1. По целям

Поднятие социальной части – выравнивание ур-ня социально-экономического развития региона.

2. По механизму

Целевая политика (федеральная власть и иногда региональная власть)

Программная политика

3. По адресату

Региональные власти

Фирмы, организации

Сообщества граждан

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политич., экономич., соц. и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения м/у гос-ом и регионами, так и регионов м/у собой.

В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как ≪региональная экономика≫, ≪региональное развитие≫, ≪региональное планирование≫, ≪региональное моделирование≫, ≪регионализация≫ и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение ≪деградация≫). Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Речь идет о разработке и реализации специальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики - часто в контексте специальных национальных планов: пятилеток, семилеток и т. д.). Под региональным моделированием понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регионометрика). Наконец, регионализация (или районирование) обозначает ничто иное, как процесс таксонирования регионов (районов).

Виды:

1.Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев 一 и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической

политики не исключает применения каких- либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

2.Социальная политика . В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества

социальной среды составляют суть региональной социальной политики. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и ОС и т. д. Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношение к региональной социальной политике, требуют интегрального подхода, включающего экономические, экологические и иные оценки. В этой связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам исследования, а по подходу и по конечному результату.

3.Демографическая политика является неотъемлемой составляющей соц. политики, однако настолько специфической, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) как в естественное, так и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для регионов целей. В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит (или должна носить) дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других - на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической

политики с ≪разновекторной≫ направленностью в рамках многонациональных стран (в т. ч. в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллизий и связана с большими трудностями.

4.Экистическая (поселенческая) политика. Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланировки - науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно- строительных и инженерно-технических факторов

и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждает их правительства и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как в городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и

т. д.) и административно-правовые санкции. Обширность территории Российской Федерации

подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической

политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5.Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными

потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа ≪латания и штопанья дыр≫ уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном

союзе науки и практики. Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями

в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями

государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной

региональной экологической политики становится императивом.

6.Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают

условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР (научно-исследовательских и конструкторских разработок) и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в т. ч. технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров

(в т. ч. ≪утечка мозгов≫) и т. п.

Строго говоря, структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит

от критерия, положенного в его основу. Так, иногда различают следующие:

1) по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование

местных ресурсов и т. д.);

2) по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть - по

спец программам, целевая, то есть 一 по конкретным регионам);

3) по средствам (финансовая: помощь, льготы, штрафы и т. п.; административная: разрешения

и запреты; инфраструктурная: сооружение дорог и так далее);

4) по адресату (региональные власти, фирмы и организации, отдельные граждане) и т. д

Региональная политика государства является важной составной частью его экономической политики и охватывает совокупность разных административных, законодательных, экономических мероприятий, которые осуществляются как местными, так и центральными органами власти. Направлены все эти мероприятия на регулирование в размещении производительных сил.

Государственная региональная политика является отраслью экономическим и в стране в региональном (пространственном) аспекте. Другими словами, данная сфера связана с взаимоотношениями между районами и центральным аппаратом страны, а также отношениями районов друг с другом.

Региональная политика являет собой компонент национальной стратегии в социально-экономическом развитии и предусматривает несколько направлений.

  1. Формирование соотношения движущих сил районного развития и обеспечение взаимодействия между ними.
  2. Определение соотношений регионального и общегосударственного аспектов в развитии, уровней экономического управления.
  3. Освоение новых территорий и ресурсов, поднятие экономики в отсталых районах.
  4. Решение вопросов (в условиях
  5. Решение урбанизационных проблем (связанных с повышением роли городов).

Среди прочих направлений отрасли следует отметить районные аспекты аграрной, Проявляющееся отношение государственного аппарата к каждому из вышеописанных направлений и определенные мероприятия, которые осуществляются по ним, формируют содержание политики, проводимой госаппаратом на местах. В развитых странах содержание региональных мероприятий приблизительно одинаково.

  1. Реконструкция (восстановление) экономического состояния депрессивных (отсталых) промышленных районов, освоение территорий слаборазвитых.
  2. Децентрализация агломераций (выведение за пределы скопления) и районов с высокой
  3. Формирование новых узлов промышленности за рамками городских поселений, не имеющих связи с существующими промышленными центрами.

Региональная политика по вышеописанной схеме предотвращает усиление диспропорции как в масштабах всей страны, так и в ее регионах. Эта отрасль управления в выполняет весьма значимую роль. При этом в державах менее развитых проблемы в районах часто стоят более остро. Это связано с тем, что региональная политика требует значительных затрат.

Направления работы с районами в развитых странах можно выделить следующие:

  1. Интеграция в единую торговую площадку всех районов в стране.
  2. Подъем экономики менее развитых регионов, смягчение диспропорций.
  3. Освоение в более полном масштабе людских и природных ресурсов.
  4. Размещение новых проектов промышленности с рациональной точки зрения.

В России региональной политике отводится значимая роль. Это обусловлено огромными различиями социально-демографических, природно-географических, экономических и прочих условий внутри страны. В РФ неприменим унифицированный подход к районам.

Значение региональной политики в процессе перехода к рыночным отношениям возрастает в значительной степени. Вместе с этим напряжение в социально-экономической ситуации в районах, ярко выраженные контрасты в социальных условиях могут угрожать существованию страны, приводя к ее распаду. В связи с этим предназначение региональной политики еще и в том, чтобы ослабить внутренние напряжения, сохранив единство и целостность державы. Изменение ситуации внутри страны провоцирует изменения в содержании работы с районами.

Региональная политика

Региональная политика

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.
Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

По-английски: Regional policy

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Региональная политика" в других словарях:

    Региональная политика составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни… … Википедия

    - (regional policy) Политика перераспределения дохода и рабочих мест между различными географическими регионами страны или, если речь идет о Европейском союзе (ЕС) (European Union, EU) между отдельными странами. Обычно региональная политика имеет… … Экономический словарь

    региональная политика - Система мер и законодательных актов государства по управлению экономическим и социальным развитием отдельных регионов и административных единиц страны … Словарь по географии

    Региональная политика Энциклопедия права

    Региональная политика - REGIONAL POLICY Политика, направленная на устранение дисбаланса между регионами страны с точки зрения безработицы и уровня национального дохода на душу населения. Основной подход состоит в равномерном распределении производства по всем районам… … Словарь-справочник по экономике

    Региональная политика - (regional policy), программы центр, пр ва, направленные на регулирование социально эконом. развития регионов. Такая политика может быть позитивной и негативной. Позитивная Р.п. стремится поощрять региональное развитие, привлекая капиталовложения… … Народы и культуры

    Сфера деятельности государственных органов (законодательных и исполнительных) по оказанию воздействия на территориальное разделение труда и экономическое развитие страны в пространственно региональном аспекте (независимо от государственного строяГеографическая энциклопедия

    Региональная политика - в Российской Федерации система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Региональная политика - (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… … Большой юридический словарь

    Региональная политика в РФ - Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации... Источник: Указ… … Официальная терминология

Книги

  • Региональная политика Н. С. Хрущева. ЦК КПСС и местные партийные комитеты. 1953-1964 гг. , . Очередной том серии "Документы советской истории" содержит материалы о взаимоотношениях центра и руководителей компартий союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС в период от смерти И. В.…

Региональная политика: понятие, виды, объекты, субъекты, механизм осуществления. Особенности региональной политики в зарубежных странах. Региональная политика ЕС. Региональная структура РФ. Региональная политика в РФ: цели, проблемы.

Любой регион – это территория, которая отличается какой-то спецификой. Специфическими характеристиками обладают как территории, охватывающие одну страну, мировые регионы (культурно-цивилизационные, культурно-исторические, геополитические, междуна-родно-политические и др.), так и территории внутри стран (так называемые внутренние регионы). Внутренним регионам, как и мировым, присуще такое свойство, как неравенство условий их развития.

Это неравенство обусловливается разнообразными факторами: демографическими, экологическими, геополитическими, социально-историческими, нерешенностью каких-то проблем в прошлом, и, конечно же, природно-климатическими. Например, совершенно очевидно, что северные районы РФ, на которые приходится 2/3 территории, имеют неблагоприятные природные условия для жизнедеятельности людей. Но многие из них находятся в лучшем геополитическом положении в сравнении с Южным федеральным округом при всей благоприятности природно-климатических условий последнего.

Неравенство условий, присущее территориям, обусловливает то, что уровень экономического развития, качество населения, качество жизни населения на них имеют отличия, подчас весьма значительные. А это значит, что не везде на территории государств в одинаковой степени реализуется тот минимум, который провозглашается их конституциями.

Неравенство условий развития внутренних регионов и является объективной основой государственной региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой .

Как правило, выделяют следующие виды региональной политики : экономическую, социальную, демографическую, экистическую (поселенческую), экологическую, научно-техническую.

Региональная политика представляет собой систему законодатель-ных, административных, природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. То есть, в конечном счете, ее цель – обеспечить сбалансированность в региональном развитии, сгладить, ликвидировать территориальные диспропорции. Эта цель требует того, чтобы в региональной политике соблюдался определенный баланс: централизации и децентрализации, державности и автономности, естественных различий и нивелирования.

Регулирование территориального развития осуществляется на разных уровнях – местном, региональном, государственном. В настоящее время есть все основания для выделения и межгосударственного уровня (например, в рамках ЕС) региональной политики.

В качестве объекта региональной политики выступает регион, точнее, социально-экономический регион, т.к. эта политика направлена на сглаживание прежде всего территориальных диспропорций социально-экономического характера. Управляющее воздействие (региональная политика – это деятельность по управлению развитием страны в пространственном аспекте) может быть направлено на производственные, социальные, денежно-финансовые и т.д. региональ-ные объекты.

Субъектами региональной политики являются органы, наделенные специальными полномочиями на местном, региональном, государственном, межгосударственном уровнях.

Средства региональной политики разнообразны: финансовые (помощь, льготы, штрафы и т.п.), административные (разрешения и запреты), инфраструктурные (прежде всего сооружение дорог) и т. д. .

Механизмы региональной политики тоже разнообразны. Она осуществляется через распределение ресурсов, прежде всего финансовых, по формуле (автоматическая), через различные спецпрограммы (проблемные, целевые).

Пространственные различия присущи практически всем странам. Но цели и задачи региональной политики, а также ее формы и методы в них не совпадают и варьируют в весьма широких пределах. Тем не менее существуют общие, генерализованные цели, присущие почти всем странам, ее реализующим. Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев в качестве таковых выделяют следующие цели:

1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в федеративных государствах);

2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государств;

4) максимальное использование природных, в том числе ресурсных, особенностей регионов;

5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. .

Региональная политика в странах Запада является составной частью государственного регулирования экономики, которое после Второй мировой войны приняло здесь, особенно в Западной Европе, значительные масштабы. На протяжении послевоенных десятилетий в региональной политике западных стран происходили определенные изменения. Сначала делали акцент в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. К решению региональных задач со временем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал, от крупномасштабных стали чаще переходить к решению более локальных проблем.

Тем не менее главная цель региональной политики в странах Запада остается неизменной: сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами стран.

Обычно в современной региональной политике западных государств выделяют четыре основных направления .

Первое направление заключается в подъеме отсталых районов. Это, как правило, периферийные аграрные или минерально-сырьевые районы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки, культуры. К числу подобных, например, относят юго-западные области Франции, юг Италии, в Швеции, Финляндии, Норвегии – северные территории и т. д. Но следует заметить, что ситуация в слаборазвитых регионах западных стран не остается неизменной. Она заметно меняется к лучшему в аграрных районах Франции, Италии, являющихся объектами активной региональной политики этих стран. Но этого почти не происходит в редко заселенных северных регионах с экстремальными природными условиями.

Второе направление заключается в «реанимации» депрессивных районов. В числе таковых, как правило, называют Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлонию в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др. Это регионы, которые в прошлом демонстрировали высокие темпы развития, были крупными угольно-металлургическими очагами. В концу ХХ в. симптомы «депрессивности» стали характерны для регионов с химической, деревообрабатывающей специализацией.

Развитие в этих и других подобных регионах наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации, поощрение миграции высвобождающейся рабочей силы в другие регионы уже дало свои результаты: они уже мало чем напоминают прежние кризисные районы. Тем не менее задачи реанимации экономической жизни в них еще не сняты с повестки дня.

Третье направление заключается в сдерживании гипертрофи-рованного роста городских агломераций, особенно столичных. Это направление, по сути дела, не является новым: неуправляемый рост промышленных агломераций всегда вызывал беспокойство у властей и общества. Но, к сожалению, пока не найдены по-настоящему эффективные меры борьбы со сверх концентрацией производственных и людских ресурсов в городах.

Тем не менее позитивный опыт в области сдерживания гипертро-фиированного роста городских агломераций есть. Прежде всего это опыт Франции, где задача сдерживания роста Парижа, преодоления региональных диспропорций между ним и периферией уже в течение длительного времени является одной из приоритетных .

Меры по дегломерации и деконцентрации Парижа возымели свое действие. Произошло перераспределение населения между центральной и окраинной частями парижского района. Доля региона в промышленности Франции (по занятости) сократилась с 1/4 до 1/5. Но вытеснение производственной сферы сопровождалось еще большей концентрацией в Париже непроизводственных функций – финансовых и страховых компаний, деловых услуг, управления и пр. И ныне на Париж приходится 2/3 всех занятых в НИОКР во Франции.

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов.

Можно по-разному интерпретировать результаты региональной политики в западных странах, поскольку подразделение на высокораз-витые, отсталые, депрессивные районы в них пока еще остается. И, тем не менее, нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные различия в этих странах были бы значительно острее.

Западный мир – прежде всего западно-европейский – дает немало примеров региональной экономической интеграции.

При исследовании интеграционных процессов экономисты выделяют такие виды интеграционных объединений, как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция. Пока только один интеграционный союз в мире отвечает критериям, предъявляемым к четвертому и частично пятому видам. Это Европейский союз (ЕС). Он представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интегра-ции, в рамках которой, помимо всего прочего, создана система межгосударственного регулирования всех социально-экономических процессов, осуществляется своя, наднациональная по своей сути, региональная политика.

ЕС условно делится на «богатый» Север, «бедный» Юг, «маргинальный слой». В последнее время по отношению к странам ЕС стали все чаще применять понятие «центра» (ядра) и «периферии». К «центру» при таком раскладе относят Англию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, большую часть Франции и Германии, Австрию, Северную Италию. К «периферии» – Ирландию, Северную Ирландию (Ольстер), Шотландию, Уэльс, юго-западную часть Франции, преимущественно аграрные районы Испании, Португалии, Италии, Греции, а также малонаселенные северные части Финляндии, Швеции.

Но это самый крупномасштабный подход к территориальным аспектам региональной политики ЕС. В самом Евросоюзе оперируют гораздо более дробной сеткой регионов, что уже само по себе свидетельствует о переходе к высшей форме политической и экономической интеграции – созданию Европы регионов . Во многих официальных документах ЕС подчеркивается особая роль, которую должны играть в интеграционном процессе не столько отдельные страны, сколько их регионы. И многие их этих регионов уже сейчас устанавливают прямые связи с высшими органами Евросоюза, минуя свои центральные правительства. Основная цель региональной политики ЕС – объединение национальных экономик путем сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными регионами.

В соответствии с основной целью в документах ЕС сформулиро-ваны конкретные цели:

1) содействие структурной перестройке и развитию отсталых районов;

2) содействие перестройке и развитию промышленных депрессивных районов с высокой безработицей и сниженным уровнем производства;

3) борьба с долговременной безработицей;

4) содействие включению молодежи в трудовую жизнь;

5) содействие аграрной политике, включая развитие как сельскохозяйственных районов, так и обслуживающих сельское хозяйство производств;

6) развитие регионов Евросоюза с очень низкой плотностью населения .

Для реализации целей региональной политики в системе Евросоюза созданы наднациональные органы. Среди них:

· Генеральная дирекция по региональной политике в системе Комиссий европейских сообществ и соответствующая комиссия в Европарламенте;

· Комитет регионов (сформирован в 1993 г., в него входят более 200 представителей региональных и местных властей);

· Ассоциация европейских регионов;

· Европейский фонд регионального развития (это главный из финансовых институтов ЕС, осуществляющих выделение средств на региональное развитие).

На осуществление региональной политики уже в конце 1990-х гг. приходилось более 1/3 всего бюджета ЕС .

Конкретная реализация региональной политики в ЕС происходит через целевые программы, подпрограммы, проекты. Разработаны и осуществляются программы реконструкции отдельных городских районов, развития аграрных районов, содействия конверсии оборонных предприятий, производственного обучения и переквалификации женщин, молодежи, развития мелкого и среднего бизнеса и т.д.

Региональная политика стран ЕС находится в состоянии постоянного реформирования и совершенствования. Очередной этап реформирования начался в 1999 г. и связан он с приемом новых членов.

При характеристике РП Европейского Союза необходимо иметь в виду один очень важный момент. Бюджет Союза формируется из взносов стран. Но их индивидуальная лепта не равна отдаче. То есть в ЕС богатые регионы, нации субсидируют «бедные». Но европейские страны вполне осознанно продолжают идти по этому пути, считая, что цель – стабильность, будущие преимущества интеграции – стоит того.

Статистические данные по странам и регионам ЕС говорят о сохраняющихся диспропорциях между ними по такому показателю, как душевой ВВП. Только 25 % населения ЕС живет в районах с душевым ВВП, составляющим от 75 до 100 % по отношению к среднему для ЕС уровню, а 25 % – менее 75 % . Но статистика свиде-тельствует и о том, что различия между странами ЕС по этому показателю имеют отчетливую тенденцию к сглаживанию, к нивелировке. И это, несомненно, можно отнести к позитивным результатам региональной политики ЕС.

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Для них, например, не актуальна проблема «реанимации» старопромышленных районов. Но остальные три направления (из четырех отмеченных выше) оказываются и для них актуальными.

Большой опыт в осуществлении региональной политики имеет Россия. История региональной политики в нашей стране насчитывает века, т.к. ее отдельные элементы, как считают некоторые авторы, проявились уже при объединении русских княжеств вокруг Москвы. Но региональная политика как системное явление появилась лишь в советское время. Разработка ее теоретико-методологических основ неразрывно связана с началом работ по экономическому райониро-ванию, административно-территориальному устройству СССР.

Россию по праву считают родиной учения об экономическом районировании (см. раздел «Из истории страноведения»). Оно имеет не только познавательное, но и большое практическое значение. Районирование страны – это научная основа для разработки государст-венной региональной политики. Для стран, географически разнооб-разных, с весьма существенными различиями между ее частями, региональная политика особенно значима.

Выявление районов (территорий, характеризующихся определен-ной общностью развития, тесной взаимосвязанностью компонентов природной среды, хозяйства, расселения, культурных ландшафтов, обладающих определенной целостностью) – это очень непростое дело. По сложившимся представлениям, районы существуют реально, объективно, надо их только обоснованно выделить. Но при этом, как пишет Я.Г. Машбиц, территории субъективно, исходя из своих представлений, «кроят» ученые. В официальном же районировании деление территории осуществляется нередко для решения чисто административных задач.

Такие подходы, не согласующиеся с природными, этнокультур-ными и др. особенностями территорий, не могут обеспечить высокую эффективность региональной политики, более того, могут породить новые проблемы. Известно, какое большое значение придавал райони-рованию, комплексной характеристике районов, обоснованию их границ Н.Н. Баранский.

В региональной политике СССР экономическое районирование выполняло прежде всего практические задачи территориальной организации общества в соответствии с долгосрочной экономической стратегией. Причем для районирования СССР одинаково важное значение имели как социально-экономические, так и природные факторы.

Так что оно, по сути, было интегральным, комплексным районированием.

Экономическое районирование носило динамичный характер, т.е. сетка районов не оставалась неизменной. На завершающем этапе существования СССР она была представлена тремя уровнями. Первый уровень (макрорайонирование) – это три макрозоны и 19 крупных экономических районов, второй (мезоэкономическое районирование) – небольшие союзные республики, 20 автономных республик, 6 краев, 121 область, третий (микрорайонирование) – административные районы.

В РФ экономического районирования пока не проводилось. Поэтому можно считать, что сейчас в России продолжает в целом существовать прежняя сетка экономических районов .

Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев выделяют в современной России три уровня экономических макрорегионов (с учетом специфики условий и факторов развития и размещения производительных сил). Первый уровень составляют три макрозоны: Европейская территория страны, включая Урал; Сибирь и Дальний Восток; Российский Север. Ко второму уровню они относят так называемые укрупненные районы: Большой Северо-Запад, Большой Центр, Юг, Урало-Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. К третьему – 11 крупных экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (это те 11 районов, которые выделялись еще в составе РСФСР).

Естественно, что регионализация России не сводится только к экономической. Региональную структуру России можно рассматривать и по-иному, например, по А.Г. Дружинину. А.Г. Дружинин – профессор РГУ. Все территориальные социально-экономические системы (регионы) в зависимости от генезиса и системообразующих связей ученый подразделил на три основные группы.

Первая объединяет крупные культурно-географические регионы России (Центральная Россия, Юг России, Север России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и связующие их этноконтактные зоны). То есть, как видно, дифференциация территорий в данном случае базируется на этнокультурной специфике, и эти культурно-географические регионы – основа федеральных округов и межрегио-нальных ассоциаций.

Вторая группа – это сетка экономических регионов, в которой выделены на макроуровне два макрорегиона (Западный и Восточный) и 11 крупных экономических районов.

Третья группа региональных систем, по А.Г. Дружинину, базируется на политико-административном принципе. По конституции РФ, это – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов. То есть, как видно, все 89 субъектов РФ делятся на три категории: суверенные республики, политико-территориальные образования и национально-территориальные образования.

Каждый из субъектов РФ располагает собственной административно-территориальной структурой – муниципальными образованиями.

Региональная структура РФ со всей очевидностью высвечивает наличие региональных проблем. Их сущность троякая.

Во-первых, это неравенство регионов по социально-экономическим условиям проживания. Это неравенство связано не только – и не столько – с разнообразием природно-географических, историко-культурных уровней в разных частях нашего огромного государства (такое разнообразие не препятствие для совокупного благополучия граждан). Это неравенство обусловлено прежде всего недостатками территориальной организации общества.

Во-вторых, недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в различных регионах России. А это огромный дополнительный ресурс роста всеобщего благосостояния.

В-третьих, необходимость добиться оптимального сочетания общегосударственных и местных интересов каждого человека.

Регионы РФ отличаются друг от друга по разным основаниям. Территория Дальневосточного экономического района – 36, 4 % от всей территории страны, а Северо-Западного – лишь 1, 15 %. Доля населения Центрального района в общем населении страны чуть более 20 %, а Северо-Западного всего около 4 %. Плотность населения в РФ колеблется от примерно 62 чел. на 1 км 2 в Центральном районе до 1, 2 в Дальневосточном. Различаются регионы по доле в ВВП. В Центральном районе она составляет 18, 04 %, в Волго-Вятском – 3, 62 % от всего ВВП страны (География в цифрах: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001. С. 39–48, 62–78). Все эти и другие различия в конечном счете выливаются в неравенство социально-экономических условий жизни людей.

Региональные проблемы требуют эффективной политики. Ее суть очевидна: благополучие граждан (в широком смысле), территориальная справедливость (то есть равенство граждан вне зависимости от места проживания) и целостность государства.

Свое правовое оформление региональная политика РФ получила в 1996 г. 3 июня 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», а 7 декабря 1996 г. появилось Постановление Прави-тельства «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ» .

В «Основных положениях» дано определение региональной политики в РФ. Это «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализаций».

Под регионом в этом государственном документе понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». При этом подчеркивается, что регион может совпадать с границами субъектов РФ, а может не совпадать, т.е. объединять территории нескольких субъектов.

В тексте президентского Указа говорится, что документ «Основные положения региональной политики в РФ» разработан «в целях укрепления государственности РФ, совершенствования федерализма, формирования условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также для обеспечения благосостояния населения страны» . В нем обозначены основные цели региональной политики в РФ, задачи в области развития федеративных отношений, основные положения федеративных отношений, основные положения региональной экономической политики, методы и формы ее реализации, основные положения региональной политики в социальной сфере, региональные аспекты национально-этнических отношений.

Главными формами реализации региональной политики в соответствии с названными документами являются следующие:

· разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;

· участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсно-контрактных систем их реализации;

· размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и наукоемких производств;

· создание условий для активизации международных экономичес-ких связей регионов и др. .

Все эти формы находят отражение в реальной практике (федеральная целевая программа развития Забайкалья и Дальнего Востока, федеральные транспортные субсидии, субсидии на энерго-тарифы ряду восточных регионов, участие федерального центра в создании технико-внедренческой зоны в Томске и т.п.). Но фактом является и то, что многие из программ, решений, касающихся регионов, не выполняются полностью.

Эффективность региональной политики, успех экономических преобразований в РФ в огромной степени зависит от степени согласования интересов федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере. Выражением этой эффективности может быть то, что называется территориальной справедливостью, предполагающей некое равенство не только отдельных индивидуумов в распределении ограниченных ресурсов (социальная справедливость), но и целых регионов. Иначе говоря, социальная справедливость посредством специальных законов и стандартов должна быть гарантирована не только москвичу, но и алтайскому крестьянину, шахтеру Воркуты и т.д.

Пока это согласование сопряжено со многими проблемами. Поступлением налогов с собственной территории нужды регионов покрываются по-разному. Доля зачислений в местные бюджеты от общей суммы собираемых на их территории налогов колеблется в слишком широких пределах. Например, в 6 регионах доля собираемых налогов, зачисляемая непосредственно в местные бюджеты, – менее 50 %, в 61 – от 50 до 70 % .

В феноменальном положении оказалась Москва. «Ростелеком» обеспечивает телефонную связь по всей стране, но налоги платит в Москве, РАО «ЕЭС» – производит электроэнергию и освещает всю страну, но налоги тоже платит только в Москве и т.д.

Все еще недостаточно разработана методика распределения трансфертов из федерального бюджета. Трансферты фонда финансовой поддержки составляют значительную часть всей федеральной помощи, но при этом они плохо контролируются как сверху, так и снизу.

Вопрос о межбюджетных отношениях сегодня является одним из острых. Он обсуждается на всех уровнях власти, экспертами, бизнесом, всеми заинтересованными группами общественности. О заинтересован-ности власти в совершенствовании политики межбюджетных отноше-ний говорит, к примеру, Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России». Организатором ее выступал Мин-регион России при поддержке аппарата Правительства и Совета Федерации, а также руководителей администрации субъектов РФ.

Подобные собрания – свидетельство того, что федеральный центр, региональные власти, научное сообщество не закрывают глаза на то, что мешает движению к достижению территориальной справедливости, предполагающей равные условия развития всех территорий. Идет поиск путей разрешения имеющихся проблем, так как ясно одно: учет многообразных территориальных интересов – это залог целостности России и фактор ее экономического подъема.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой региональная политика?

2. Объясните смысл понятий «депрессивный регион», «стагни-рующий район», «пионерный район»?

3. Что общего в региональной политике развитых и развивающихся стран, каковы различия?

4. Какое значение имеет экономическое районирование страны?

5. Что представляет собой региональная структура РФ?

6. Каковы цели и региональная политика в РФ и основные формы ее реализации?

7. Методы регионоведческих (страноведческих) исследований



Просмотров