Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции. Трудовая миграция

Давно уже в нашу жизнь и речь вошли такие слова, как «мигранты», «гастарбайтеры», «трудовые мигранты». Мы раздаем эти ярлыки, не задумываясь о том, что они означают и правильно ли применяются. Давайте же разберемся, что такое трудовая миграция, и как правильно называются люди, переезжающие с целью трудоустройства. А стоит ли называть их гастарбайтерами - каждый решит сам.

Понятие миграции

Вообще, миграция - это переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Переселенцы при этом называются мигрантами. Но существуют несколько видов таких перемещений - это внешняя и внутренняя миграция. Внутренняя - это переезд людей из одного региона в другой, или из города в другой, из деревни в другую. Внешняя - переселение в другую страну или на другой континент. Люди, выезжающие в другую страну, называются эмигрантами. Тех же, кто въезжает в страну, называют иммигрантами.

При этом миграция населения - это даже временный выезд на отдых - туристическая миграция. Переезд из большого города в сельскую местность принято называть рурализацией. Паломничество и кочевую жизнь также можно отнести к естественной миграции населения.

Трудовая миграция

Определенного понятия именно трудовой миграции в данный момент нет. Различные источники формулируют такой переезд по-разному. Однако общий смысл у всех источников один. Трудовая миграция - это переезд из регионов с негативной экономической ситуацией в более благополучный район или страну с целью трудоустройства.

Причины трудовой миграции

Самая главная причина, по которой возникает трудовая миграция - существенная разница в оплате труда. Часто случается, что после остановки предприятий, на которых изначально был основан город, население теряет работу. В таких ситуациях начинается массовый отток рабочих ресурсов, в поисках нового места переезжающих в другие города с профильными предприятиями.

Понятие международной миграции

Международная миграция - это перемещение трудовых ресурсов (работников) через границы государства, происходящее с целью вступления в трудовые отношения в другой стране. При этом трудовыми мигрантами нельзя назвать тех, кто выезжает в командировки (если работодатель не является иностранцем) и тех, кто ездить в другие страны за товаром - так называемые челноки.

Международная миграция разделяется на несколько видов:

  1. Безвозвратная. В этом случае работник едет на постоянное место жительство, не планируя возвращаться на старое место.
  2. Временно-постоянная. Это название для трудовых мигрантов, работающих в новой стране от 1 года до 6 лет.
  3. Сезонная. Выезд на работу, сроки которой ограничены сезонными изменениями - сельское хозяйство, обслуживание туристов, рыболовство и т. п. Естественная миграция в африканских странах и странах Азии тоже относится к этому виду.
  4. Маятниковая. Пересечение границы и возвращение ежедневно. Таких рабочих называют фронтальерами.
  5. «Утечка мозгов». Международная миграция населения высшего уровня, когда в поисках высокооплачиваемой работы в другую страну бегут ученые, уникальные специалисты, спортсмены и т. п.

Миграция внутри страны

Трудовая миграция в России основана на тех же причинах, что и международная. Просто в силу многих причин люди не могут или не хотят переезжать в другую страну, стремясь найти более оплачиваемую работу внутри своего государства. Собственно говоря, поскольку речь идет именно о нашей стране, основная часть мигрантов стремится попасть в Москву за большими заработками. Реже миграция в России происходит по причине достижения «потолка» карьеры в своем регионе, желания развиваться и других подобных ситуаций.

Внутри страны также наблюдаются различные виды миграции, схожие с международной:

  1. Безвозвратная, предполагающая полный переезд семьи на новое место жительства и работы.
  2. Сезонная, происходящая на время выполнения определенной работы, возникающей в определенное время года.
  3. Временно-постоянная. Такая миграция внутри страны происходит реже, так как прожив и проработав на одном месте более 5 лет, человек склонен остаться в этом месте навсегда.

Нелегальная миграция

Кроме уже упомянутых разновидностей миграции, существует еще одни вид - нелегальная миграция. Это, по большей части, относится к мигрантам из других стран, приехавшим в страну по туристической визе, но остающимся в ней на длительный срок без регистрации и оформления трудовых отношений. Чаще всего нелегалы прибывают из стран с нестабильной экономикой, отсутствием рабочих мест. Эти рабочие занимают непрестижные должности, выполняют черновую или разовую работу, радуясь любому заработку.

Впрочем, жителей нашей страны, работающих без оформления трудовых отношений, тоже можно назвать нелегалами. Собственно, любой человек, из заработка которого не вычитается налог, считается нелегалом. Если же такой работник прибыл из другого города или региона - он попадает под понятие нелегального трудового мигранта.

Ни и напоследок разберем, почему же этот вид мигрантов зачастую называют словом, имеющим негативный подтекст - гастарбайтер. И есть ли различия между ним и мигрантом. Вообще, слово гастарбайтер немецкого происхождения. Обозначает оно «работник-гость». В Германии этим словом называли всех, кто приехал в страну на заработки. На сегодняшний день этим словом называют человека, выходца из нищей, неразвитой страны. По этой причине таких мигрантов считают самой дешевой и неквалифицированной рабочей силой. Чаще всего они не имеют образования. Сегодня наша страна стоит на первом месте среди европейских стран по количеству гастарбайтеров. В мире мы «всего лишь» на втором месте - лидирует тут США, в которых практически все низкооплачиваемые работники - мексиканцы и латиноамериканцы.

Миграция - это не просто перемещение людей. Существует целая наука, занимающаяся изучением возможных причин миграций того или иного типа. Такая наука называется миграциология. С двухтысячного года, по предложению Ген. Ассамблеи ООН, в календарь международных праздников внесена новая дата - международный день мигранта. Отмечают его 18 декабря.

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее - Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения - это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая - выдается на руки иностранному гражданину.

Обратите внимание!

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора - если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений - дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид - испачкано, деформировано и др., - оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Обратите внимание!

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор . В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности . Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок . В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы . Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином - срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка - при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, - на платной основе . На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае - в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде , например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя - принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя - принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь - органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Обратите внимание!

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.


Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Рынок рабочей силы лихорадит уже несколько месяцев. Из-за девальвации рубля трудовым мигрантам стало невыгодно работать в стране: по данным ФМС, в начале года число въехавших в Россию мигрантов снизилось на 70% по сравнению с прошлым годом. Существенную роль в этом сыграли и новые законы. Вместо разрешения на работу теперь мигрантам нужно получать трудовые патенты. А это стоит ещё дороже и увеличивает бюрократическую нагрузку на рабочих.

«Секрет» поговорил с экспертами и составил три прогноза развития ситуации.

Что изменилось

С января этого года мигранты из стран СНГ должны оформлять трудовой патент вместо разрешения на работу. В течение тридцати дней после прибытия в Россию им для этого нужно успеть встать на учёт в Федеральной миграционной службе, сдать экзамен по русскому языку и основам истории России, нотариально заверить перевод паспорта, оформить ИНН, пройти медицинское обследование и купить страховку. Исключения действуют для граждан Белоруссии, Армении, Казахстана, а также имеющих вид на жительство или разрешение на временное пребывание в стране. Их оформляют по тем же правилам, что и россиян.

Стоимость патента в этом году составляет 1568 рублей в месяц, при этом регионам разрешено устанавливать свои надбавки. В Москве она составляет 4 000 рублей. Город рассчитывает увеличить поступления в бюджет за счёт выплат мигрантов в 6,5 раз - на 12 млрд рублей. Но, по словам мэра Собянина, этот показатель может быть увеличен, если «москвичам не будет хватать работы».

В общей сложности начальные затраты на оформление патента обойдутся мигрантам в 10 000–15 000 рублей. Он привязан к одному месту работы. Если мигрант устраивается в новую организацию, то патент нужно получать заново. При этом, по данным Росстата, cредняя зарплата у рабочих из Средней Азии в Москве: 25 000–30 000 рублей.

Фотография: Эльёр Нематов

Но согласно поправкам в законодательство, которые Владимир Путин подписал в середине марта, в следующем году ФМС сможет в некоторых случаях продлевать срок действия патента. Это касается только тех субъектов федерации, которые выдали за год более 300 000 трудовых патентов.

Новые правила призваны снизить нагрузку на бизнес: работодателям больше не нужно получать квоты на рабочих из большинства стран СНГ и оформлять им разрешение на работу. Но они обязаны возместить затраты сотрудника на страховку.

Также с начала года ужесточено наказание для нелегальных мигрантов: срок запрета на въезд в страну может составлять до 10 лет. Более миллиона человек из стран СНГ уже попали под этот запрет.

Правда, пополнение бюджета за счёт мигрантов под вопросом не только из-за новых правил оформления, но и из-за девальвации рубля. В результате в начале года ФМС зафиксировала резкий спад числа мигрантов, въехавших в Россию, - на 70% по сравнению с прошлым годом. В ведомстве утверждают, что в марте снижение числа въезжающих в Россию прекратилось, но конкретных цифр не раскрывают.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №1. Мигранты уедут

«Мигрантов уже стало меньше - около миллиона человек уехало в конце прошлого года», - объясняет член некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Светлана Белова. По её словам, до середины 2016 года ожидается ещё больший отток: «Только 30–40% получивших трудовой патент продлят его в следующем году. Останутся только те, кто уже имеет вид на жительство».

Введение трудовых патентов и общий экономический спад в стране действительно заставляют мигрантов уезжать, отмечает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская. В переводе на доллары зарплаты сильно упали: теперь трудовые мигранты из Средней Азии не готовы переезжать в менее комфортные условия в чужую страну ради увеличения дохода на 20–30%. Юпашевская считает, что россиянам не удастся заменить мигрантов. Многие предпочтут оставаться какое-то время безработным, чем работать не по специальности и за меньшие деньги.

Белова предполагает, что сильнее всего отъезд мигрантов ударит по строительному рынку, ресторанному бизнесу, гостиничному и клининговому сервису, предприятиям малой торговли. Опасения подтверждает управляющий директор кадрового агентства Brightmen Solutions Владимир Телятников. По его словам, c начала декабря стала ощущаться нехватка персонала в производственных, логистических и клининговых компаниях, где традиционно работают мигранты. Телятников говорит, что бизнесу придётся столкнуться с серьёзными проблемами. В фонд оплаты труда компаний уже заложены суммы, которые явно не оправдывают ожидания российских работников. Работодатели привыкли к дешёвой рабочей силе и пока не понимают, как из этой ситуации выкручиваться, поясняет эксперт.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №2. Мигранты вернутся

Отток мигрантов совпал с сезонным спадом, и ближе к лету ситуация восстановится, поясняет Никита Мктрчан из центра демографических исследований НИУ ВШЭ. Он подчеркивает, что валютные скачки в странах Средней Азии ещё более серьёзные, а значит, мигранты не откажутся от работы в России. Уезжать им больше некуда - некоторые участвуют в сезонных заработках в Казахстане, но постоянной работы для них там нет. По оценке эксперта, рынок не ощутит нехватки рабочей силы, разве что эпизодично, а общее число трудовых мигрантов, вероятно, сократится лишь на 10–15%.

Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров считает, что российское законодательство ужесточилось не настолько, чтобы стоял вопрос о массовом отъезде мигрантов. По его словам, в Подмосковье по-прежнему стоят длинные очереди из приезжих, покупающих патенты. Захаров считает, что новые правила затягивают процесс и не дают реальных результатов, а лишь увеличивают коррупционную составляющую системы: всегда найдётся тот, кому можно дать взятку за проваленный экзамен по русскому. «Нашим согражданам практически невозможно конкурировать с низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силой из Средней Азии», - заключает глава Superjob.ru.

В отъезд мигрантов не верит и представитель Job.ru Анна Чуксеева. По её словам, рынок и сейчас во многом нелегальный: реально в страну въезжает намного больше людей, чем это фиксируется. А с введением патентов доля нелегальных мигрантов снизится, но не исчезнет совсем. Чуксеева уверена, что если приезжие готовы работать за меньшие деньги и непритязательны к жилищным условиям, то для бизнеса они выгоднее, чем местные сотрудники. Пока компаниям дешевле привлекать мигрантов, ужесточение законодательства никого не остановит.

Обратитесь к юристу прямо сейчас

Задать вопрос юристу
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.
Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:

  • реализация права граждан на свободу перемещений;
  • содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
  • повышение благосостояния трудящихся;
  • защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно (ежедневно или реже) пересекать государственную границу, сезонные рабочие, «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, но которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются:

  • неравномерность мирового экономического развития;
  • неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами;
  • дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах.
Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

  1. миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
  2. миграция на определенное время для всех видов занятости;
  3. временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.



Просмотров