Требования охраны труда перед началом работ. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для водителя автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. К управлению автомобилем допускаются лица:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению данной работы;
  • обученные по программе обучения водителя автомобиля;
  • имеющие соответствующее водительское удостоверение;
  • прошедшие стажировку;
  • прошедшие проверку знаний безопасных методов работы;
  • прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, допущенные к самостоятельной работе.

1.2. Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проверке знаний или после проведения инструктажей, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны повторно пройти проверку знаний или инструктаж.

1.3. Водитель автомобиля должен знать:

1.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утвержденными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5. Водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к дальнейшей работе не допускаются;
  • распивать спиртные напитки в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
  • передавать управление автомобилем другим лицам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях;
  • отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;
  • устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.

1.6. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.7. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.

1.8. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • перевозимые и складируемые грузы;
  • повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;
  • движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.

1.9. Водитель обязан:

  • соблюдать требования настоящей инструкции, норм и правил;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарную безопасность;
  • немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;
  • проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр;
  • знать правила и порядок поведения при пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • не допускать на рабочее место посторонних лиц;
  • курить в специально отведенных местах;
  • нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • содержать в чистоте рабочее место.

1.10. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.11. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.

1.12. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.

1.13. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.

1.14. При выезде на линию иметь при себе:

  • удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • путевой или маршрутный лист.

1.15. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

1.16. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
  • проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.

2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:

  • отключить и отсоединить элементы подогрева;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
  • проверить герметичность системы питания;
  • проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности:

  • не брать рукоятку в обхват;
  • пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
  • при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

2.5 Водителю автомобиля запрещается:

  • производить пуск двигателя путем буксировки;
  • подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
  • эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой посторонних людей.

3.2. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем.

3.3. Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове.

3.4. При укладке и увязке груза в кузове оставлять место для перевозки грузчиков.

3.5. В кузове тягача прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена.

3.6. При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз.

3.7. Не грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности. Запрещается тягачами транспортировать более двух тележек.

3.8. При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не находиться в кабине автомобиля и не производить ее обслуживание.

3.9. Подавать звуковой сигнал:

  • при въезде и выезде из ворот предприятия, склада;
  • в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди;
  • при движении задним ходом;
  • в местах ограниченной видимости;
  • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

3.10. Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах. Запрещается также ставить автомобиль на железнодорожном пути или двигаться по нему.

3.11. При приближении к переезду снижать скорость и переезжать его со скоростью не более 5 км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для движения.

3.12. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.

4. Требования безопасности при техническом обслуживании автомобиля

4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви запрещается.

4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.

Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

  • проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
  • поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;
  • убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

4.21. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

4.22. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

4.23. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель автомобиля должен:

  • немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был;
  • оперативно принять меры по устранению причины аварии или ситуации, которая может привести к авариям или несчастным случаям.

5.2 При возникновении в здании пожара, задымлении:

  • немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
  • открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
  • приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
  • организовать встречу пожарной команды.
  • покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

5.3 При несчастном случае:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1.По окончании работы водитель должен:

  • сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.
  • о всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.
  • привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
  • обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.
  • после окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для водителя фронтального колесного погрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К управлению фронтальным колесным погрузчиком допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право управления самоходными машинами соответствующей категории (согласно мощности двигателя). Перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности медицинские осмотры (обследования) для определения годности, по состоянию здоровья, к выполнению работ;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Водители фронтальных колесных погрузчиков (далее – водители погрузчиков) обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
— передвигаемые грузы;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений обязаны использовать предоставляемые работодателем средства индивидуальной защиты.
1.4. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители погрузчиков обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.5. В процессе повседневной деятельности водители погрузчиков должны:
— применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил дорожного движения, правил работы на угольном складе и весовой платформе;
— быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда;
— выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в обязанности водителя погрузчика;
— при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов придерживаться принятых способов выполнения технологических операций. Применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности, не допускается;
— содержать погрузчик в чистоте;
— в темное время суток выполнять работу при наличии достаточного искусственного освещения проездов и рабочих площадок;
— соблюдать в течение рабочей смены правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
1.6. Водители погрузчиков обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.7. Водители погрузчиков несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Предъявить руководителю работ удостоверение на право управления погрузчиком и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ.
2.2. Надеть средства индивидуальной защиты установленного образца.
2.3. После получения задания водитель погрузчика обязан:
— осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
— убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т. п.;
— убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
— перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
— после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу гидравлических механизмов; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
— произвести осмотр рабочих органов (ковша, зубьев и т.п.);
— убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия. Если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены, от снега, а при гололеде посыпаны песком или шлаком;
— проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
— проверить работу концевых выключателей механизма подъема;
— не допускать запрыгивание в погрузчик или выпрыгивание из него. Никогда не делать этого на ходу;
— при посадке и высадке из погрузчика находиться лицом к машине, держась за поручни и пользуясь подножкой. При посадке и высадке из погрузчика никогда не держаться за рычаги управления, для гарантии безопасности поддерживать контакт в трех точках — с поручнями и подножкой.
2.4. При наличии следов масла, смазки или загрязнения на поручнях и подножке немедленно удалить их.
2.5. Отремонтировать поврежденные детали и затянуть ослабленные болты.
2.6. Водитель погрузчика не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
— обнаружении течи в топливной, масляной и системе охлаждения;
— падении давления в шинах;
— наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
— неисправности стояночного или рабочего тормоза;
— неисправности грузозахватных приспособлений;
— недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
— наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
— несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
2.7. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это водитель погрузчика обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание погрузчика в исправном состоянии.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При передвижении погрузчика по территории предприятия и за ее пределами водитель обязан:
— убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
— при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
— соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на территории предприятия;
— не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
— избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде;
— пользоваться только установленными проездами на территории предприятия. Скорость движения не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях 5 км/ч. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель погрузчика обязан:
— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
— не допускать подъем груза, масса которого превышает грузоподъемность погрузчика. Нарушение этого условия может привести к потере управления и продольной неустойчивости в зоне работы погрузчика. Одновременное производство погрузочно-разгрузочных работ, ручная переноска и перевозка грузов не допускаются;
— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;
— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;
— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам). В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз;
— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
— не допускать приближения к краю обрыва;
— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;
— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;
— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке;
— не допускается оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, покидать пост управления при поднятом грузе.
3.3. Водителю запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных – свыше 20°.
3.4. При работе на снегу или обледененных трассах даже легкий уклон может привести к сползанию машины, поэтому необходимо двигаться на низкой скорости и избегать резкого старта, остановки или поворота.
3.5. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.
3.6. При движении по заснеженным трассам необходимо одевать цепи, при движении по заснеженным склонам опускать ковш вниз перед торможением.
3.7. Никогда не тормозить резко.
3.8. При погрузке не допускайте чрезмерной загрузки, чтобы избежать скольжения.
3.9. При работе в местах с установленным пределом высоты, например в туннелях, под мостами, под электропроводами или в гаражах будьте чрезвычайно осторожны, чтобы не задеть их рабочим оборудованием.
3.10. Необходимо избегать использования погрузчика слишком близко к краю обрывов, выступов и глубоких траншей, при их обвале машина может упасть или опрокинуться, что может привести к серьезной травме или смертельному исходу. В этих местах грунт ослаблен после сильного ветра и дождя. Грунт вблизи траншей рыхлый и может обрушиться под весом и от вибрации машины.
3.11. При необходимости перевозки погрузчика водителю следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган (ковш), подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
3.12. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
3.13. При проведении технического обслуживания водитель погрузчика обязан:
— поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
— пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
3.14. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам водитель погрузчика обязан:
— привести рабочий орган (ковш) в транспортное положение;
— определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
— сохранять включенной передачу при движении под уклон;
— переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
— при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
— выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
— применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
— выполнять Правила дорожного движения.
3.15. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
3.16. В зимнее время запрещается:
— подогревать двигатель открытым пламенем;
— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
3.17. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение фар допускается в качестве дополнительного источника света.
3.18. Движение по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям может привести к опрокидыванию или скольжению. При движении по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям держите ковш приблизительно в 20-30 см над поверхностью.
3.19. Никогда не поворачивайте на склонах и не двигайтесь поперек склонов. Для выполнения этих действий всегда перемещайтесь на ровную поверхность.
3.20. Для недопущения скольжения не двигайтесь по траве, опавшей листве или влажным стальным плитам. При движении по краю склонов пользуйтесь пониженной передачей.
3.21. При движении под уклон пользуйтесь пониженной передачей и избегайте остановок двигателя.
3.22. При остановке двигателя во время движения по склону немедленно нажмите на педаль тормоза, опустите ковш вниз, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и используйте стояночный тормоз.
3.23. При движении по склону с загруженным ковшом пользуйтесь передним ходом при подъеме и обратным ходом при спуске.
3.24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить ковш, что поможет остановить машину и предотвратить опрокидывание. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) необходимо незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю и по телефону 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и порядок подъезда к объекту). Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
4.4. При несчастном случае немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить руководству, сохранить по возможности обстановку (или зафиксировать на фото /видео), при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Отвести погрузчик на стоянку.
5.2. Опустить рабочий орган на землю или установить на подставку.
5.3. Привести рычаги управления в нейтральное положение, затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель.
5.4. Очистить рабочее оборудование.
5.5. Проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства.
5.6. Обо всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

16.12.2013 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для машиниста погрузочной машины «АМКАДОР». Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Необходимо отметить, что компания «А ДАН ДЗО» осуществляет по доступным ценам весь спектр услуг в сфере логистического и производственного консалтинга, аутсорсинга, автоматизации бизнес процессов, включая разработку системы управления и оптимизации складских запасов (подробнее см. здесь http://www.adandzo.com/consulting/82/), а также прогнозирование динамики продаж по каждой товарной позиции.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению погрузчиками допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательству, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе.

Перед допуском к самостоятельной работе машинист погрузочной машины проходит стажировку в течение первых 14 смен под руководством специально назначенного лица.

2. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда машинист погрузочной машины проходит не реже одного раза в год.

3. Машинист погрузочной машины «АМКАДОР» проходит инструктажи по охране труда:

вводный – при приеме на работу;

первичный на рабочем месте – до начала работы;

повторный — в процессе работы не реже одного раза в 3 месяца;

внеплановый – при принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним; замене или модернизации приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работником требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых по охране труда, которые привели или могли привести к аварии, несчастному случаю на производстве, и другим тяжелым последствиям; при перерывах в работе по профессии более шести месяцев; при поступлении информации об авариях и несчастных случаях;

целевой – при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другое); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ на которые оформляется наряд-допуск.

4. Машинист погрузочной машины «АМКАДОР» обязан:

знать требования, изложенные в Правилах дорожного движения, технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика и инструкции по охране труда;

знать правила безопасного перемещения грузов тракторным погрузчиком;

при эксплуатации трактора знать и выполнять требования безопасности, изложенные с Инструкции по охране труда для тракториста;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ. Машинист погрузочной машины может подвергаться воздействию следующих опасных и вредных производственных факторов: движущихся машин, механизмов и их отдельных частей, острых кромок машин, механизмов и инструмента; высоких температур на отдельных частях машин; повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны; повышенному уровню шума и вибрации на рабочем месте; недостаточной освещенности рабочей зоны;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать руководителя работы или другое должностное лицо нанимателя об ухудшении своего здоровья;

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается в специально отведенных местах;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный (комбинезон) ЗМи – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Мп – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Мп – до износа;

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утепленные Тн20 – 24 мес.;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

5. Машинист погрузочной машины не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

6. При несчастном случае на производстве машинист погрузочной машины принимает меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников и сообщает о происшествии непосредственному руководителю работ или другому должностному лицу.

7. Обо всех замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, приборов, инструмента и средств индивидуальной защиты машинист погрузочной машины должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

8. Машинист погрузочной машины «АМКАДОР» несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика и инструкций по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения»;

исправность и сохранность закрепленного за ним погрузчика;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия машиниста, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации тракторного погрузчика и инструкций по охране труда.

9. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативных правовых актов по охране труда машинист погрузочной машины несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

10. Машинист погрузочной машины, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не допускается к работе (отстраняется от работы) в соответствующий день.

11. Машинист погрузочной машины не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми его обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

12. Организация рабочего места машиниста погрузочной машины должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

13. Рабочее место машиниста погрузочной машины не должно загромождаться посторонними предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы.

14.Территория площадки, предназначенной для производства погрузочно-разгрузочных работ, должна быть освобождена от посторонних предметов, спланировано, освещено и иметь достаточно твердую поверхность, обеспечивающую устойчивость погрузчика, складируемых материалов и транспортных средств.

15. Размеры проездов и мест для разворота должны соответствовать габаритам погрузчика и транспортного средства.

16. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной руководителем, с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном транспорте.

17. Пути движения погрузчика не должны пересекать зоны движения пешеходов, линии трубопроводов и электропередачи.

18. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.

19. В зимнее время площадки должны очищаться от снега и льда, посыпаться песком, шлаком.

20. Для предупреждения о возможной опасности в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть установлены (вывешены) знаки безопасности.

21. Перед началом работы машинист погрузочной машины обязан:

привести в порядок и надеть спецодежду;

убедиться в наличии удостоверения на право управления трактором;

проверить техническое состояние погрузчика (базового трактора и навесного технологического оборудования);

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки;

убедиться в наличии набора исправного ручного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ, а также получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ.

22. При проверке технического состояния погрузчика машинист погрузочной машины обязан проверить общее состояние погрузчика и его готовность к работе, предварительно очистив погрузчик и его механизмы от грязи и пыли.

23. При проверке технического состояния базового трактора машинист погрузочной машины обязан произвести его тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

состояние тормозов;

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения, рабочей жидкости в гидросистеме (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из систем смазки и топливопроводов;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

изоляции электропроводов и надежность контактов – во избежание возможного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора.

24. При проверке технического состояния навесного оборудования машинист погрузочной машины обязан проверить:

надежность крепления всех болтовых соединений;

герметичность соединения маслопроводов гидросистемы;

наличие смазки в требуемых местах;

отсутствие трещин в сварных швах;

крепление всех узлов на раме, стреле;

исправность механизма стопорения.

25. Работа двигателя и всех механизмов должна быть проверена на холостом ходу.

26. Если при осмотре и опробовании погрузчика не было обнаружено неисправностей или они были устранены машинистом погрузочной машины, погрузчик может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

27. Общие требования безопасности.

27.1. Приступая к работе машинист погрузочной машины обязан:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

убедиться в отсутствии посторонних лиц в кабине погрузчика и зоне его действия;

подать звуковой сигнал, выдержать паузу не менее 30 сек. и пустить погрузчик в работу.

27.2. Машинист погрузочной машины обязан:

работать только на технически исправном погрузчике;

не допускать нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости погрузчика;

включить и выключить рукоятки управления плавно, без рывков;

вести постоянный контроль за зоной погрузочно-разгрузочных работ, состояние базового трактора и наземного оборудования;

следить за действиями подсобного рабочего;

работы на крутых косогорах, а также участках, подверженных оползням вести под наблюдением лица, ответственного за безопасное производство работ;

погрузку и выгрузку из полувагонов, платформ, автомобилей производить без нарушения их равновесия;

при выходе из кабины погрузчика опустить рабочий орган или поднятый груз, а рычаги управления поставить в нейтральное положение;

курить и разводить костры только в специально оборудованных для этих целей местах.

27.3. При погрузке торфа в вагоны узкой колеи из штабелей, машинисту погрузочной машины пользоваться звуковыми и световыми сигналами применяемыми в железнодорожном транспорте для согласования действий с машинистом тепловоза при подтягивании вагонов по временным путям.

27.4. Машинисту погрузочной машины запрещается:

оставлять без присмотра и передавать управление погрузчиком другим лицам;

допускать нахождение посторонних лиц в кабине погрузчика и зоне его действия;

оставлять погрузчик с работающим двигателем и покидать кабину при поднятом грузе или рабочем органе;

выполнять работы, не свойственные назначению сменного оборудования;

поднимать и перевозить грузы, вес которых превышает грузовую характеристику (согласно паспортных данных);

переезжать временный и постоянный путь в местах не отведенных для переезда, подымать сошедшие с рельс вагоны тросами, чалками;

выполнять погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего условия труда;

производить погрузку разгрузку) при нахождении людей на штабеле или валке материалов;

устанавливать груз на временные перекрытия, непосредственно на трубы паро- и газопроводов, электрические кабеля, а также прислонять к заборам и стенам строений;

производить погрузочно-разгрузочные работы в ночное время при отсутствии надлежащего освещения участков работы и погрузчика;

допускать одновременную работу двух погрузчиков, идущих один за другим на расстоянии менее 10 м;

производить очистку механизмов погрузчика от пыли, пней, торфа во время работы;

находиться во время грозы в кабине погрузчика, под трактором или навесным оборудование, а также прислоняться к нему.

28. Требования безопасности при транспортировании погрузчика.

28.1. При перемещении погрузчика своим ходом перед перегоном необходимо застопорить механизм стопорения.

28.2. Передвижение погрузчика машинист погрузочной машины обязан осуществлять с соблюдением следующих требований:

при переездах стрела должна находиться в транспортном положении;

передвижение погрузчика осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения.

29. Требования безопасности при техническом обслуживании погрузчика.

29.1. Техническое обслуживание погрузчика следует осуществлять в специально отведенном месте вне рабочей зоны.

29.2. При проведении технического обслуживания машинист погрузочной машины должен выполнять следующие требования безопасности:

техническое обслуживание погрузчика производить при выключенном двигателе, опущенном рабочем органе;

при техническом обслуживании базового трактора соблюдать требования, изложенные в «Инструкции по охране труда для тракториста».

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

30. По окончании работы машинист погрузочной машины обязан:

поставить погрузчик в отведенное для стоянки место;

опустить рабочий орган;

выключить двигатель и перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

осмотреть и очистить базовый трактор и навесное оборудование от торфа, грязи, вытекающей смазки;

проверить отсутствие течи рабочей жидкости из гидросистемы;

устранить обнаруженные во время работы погрузчика неполадки (при необходимости – отрегулировать и произвести смазку);

привести в порядок кабину погрузчика, обтирочные материалы убрать в специально отведенное место (металлический ящик);

в холодное время слить из радиатора и двигателя воду, дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

31. Закончив работу погрузчика, машинист погрузочной машины обязан сообщить обо всех обнаруженных неисправностях непосредственному руководителю работ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

32. При возникновении пожара вблизи места производства работ машинист погрузочной машины обязан:

вывести погрузчик безопасное место (при необходимости);

опустить рабочий орган;

остановить погрузчик, выключить двигатель и прекратить подачу топлива, поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламеняющееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника тока и применять углекислотные или порошковые огнетушители. Горящую поверхность торфяных полей следует тушить струей воды и сырым торфом;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

33. При разрушении металлоконструкций, опрокидывания погрузчика, падения стрелы, машинист погрузочной машины обязан немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ, и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

34. В случае ДТП машинист погрузочной машины обязан действовать в соответствии с Правилами дорожного движения.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков

ТИ Р М-009-2000

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителям погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

перемещаемые и складируемые грузы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

пониженная температура воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

комбинезоном хлопчатобумажным;

сапогами резиновыми;

рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно:

курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемке грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состояния.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.

1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях - 5 км/ч.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.) необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде - посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана, рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении, как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200-300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, который указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускается резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

для освобождения вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;

при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват-кантователь;

переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения "Подъем крюка" в положение "Подъем стрелы" и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов, во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара, водитель должен немедленно приступить к тушению пожара, имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

— инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещениях,

— инструкцию по содержанию и применению средств защиты,

1.13. Машинист фронтального погрузчика должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

1.14. Машинист фронтального погрузчика подчиняется начальнику транспортного цеха, а во время производства работ подчиняется работнику, ответственному за производство погрузо-разгрузочных работ и выполняет его распоряжения.

1.16. Лица, находящиеся в алкогольном, или наркотическом опьянении, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением акта установленной формы.

1.17. Машинист обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.18. Машинист фронтального погрузчика, за нарушение требований настоящей инструкции, несет ответственность в установленном законодательством порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Получить задание от руководителя, ответственного за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных методах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

— наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

— комплектность и состояние инструмента,

— уровень и качество масла в картере двигателя,

— тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

— давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

— электроосветительных приборов,

— звукового сигнала,

— амперметра;

— датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист фронтального погрузчика обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ машинист фронтального погрузчика должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, при:

— отсутствии таблицы массы поднимаемых грузов и графического изображения правильных способов подъема и транспортировки грузов,

— недостаточном освещении рабочей зоны, плохой видимости перемещаемых грузов,

— отсутствии доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), а в зимнее время не очищенной территории от снега и льда, а так же отсутствии посыпки песком при гололеде,

— уклоне площадки, на которой должен работать погрузчик, превышающем допустимый уклон.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Управлять фронтальным погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации организации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и прочими препятствиями).

3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

3.12. Машинисту фронтального погрузчика запрещается:

— производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

— производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

— разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

— при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

— производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

— производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

— производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

— при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

— работать на площадках с уклоном более 50,

— поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

— наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

— находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

— производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах,

— транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

— становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

— работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

— выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

— оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

— работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружений было не менее 1 м.

3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1:

Таблица №1.

Расстояние, м
песчан. супесчан. суглин. глинист. лес, сухой
1 1,5 1,25 1,0 1,0 1,0
2 3,0 2,4 2,0 1,5 2,0
3 4,0 3,6 3,25 1,75 2,5
4 5,0 4,4 4,0 3,0 3,0
5 6,0 5,3 4,75 3,5 3,5

3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

— после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

— под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

— при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

— при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП 12-04-2002:

— расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

— работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

— прокола шины или недостаточного давления в ней,

— неисправности рулевого управления,

— неисправности гидравлической системы,

— каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

— неисправности тормозов.

3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:

— работать на неисправном автопогрузчике,

— поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,

— производить резкое торможение при движении с грузом,

— допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,

— выходить из машины когда груз поднят рабочим органом,

— перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,

— работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,

— оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,

— поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),

— выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.23. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, пожару, взрыву и т.д. машинист фронтального погрузчика должен:

— немедленно прекратить работу фронтального погрузчика,

— приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному руководителю,

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист фронтального погрузчика обязан:

— оказать первую помощь пострадавшему,

— доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ,

— принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).



Просмотров