Применение запрещенных средств и методов ведения войны. Запрещенные средства войны

Мировое сообщество пришло к неизбежности запрета на при­менение наиболее жестоких, бессмысленных, бесчеловечных и разрушительных средств и методов ведения войны, тем более войны агрессивной. Говоря о запрете средств и методов веде­ния войны, необходимо также помнить о том, что в междуна­родном праве действует принцип, согласно которому право сторон в вооруженном конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Рассматриваемое преступление (ст. 356 УК РФ) грубо нару­шает регламентированный международным правом порядок ве­дения войны. Он-то и является непосредственным объектом анализируемого преступления. Поскольку применение запре­щенных средств и методов ведения войны неизбежно посягает и на безопасность военнопленных и гражданского населения во время ведения войны или военных конфликтов, указанные со­циальные ценности выступают в роли дополнительного объекта. Если же осуществляется разграбление национального имущест­ва на оккупированной территории, то в данном случае дополни­тельным объектом выступает национальное достояние покорен­ного народа.

При применении во время ведения войны или военного конфликта запрещенных средств и методов ставится под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, независимо от их от­ношения к выполнению воинской повинности в период воен­ных действий. В связи с этим потерпевшими от этого преступ­ления могут быть как военнопленные, так и представители гра­жданского населения.

Военнопленными в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть прежде всего комбатанты (сражающиеся), т. е. лица, входящие в со­став вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участни­ки военных ополчений; отрядов добровольцев; участники орга­низованных движений сопротивления; население, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля, и участни­ки гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Военнопленными признаются и некомбатанты (несражающиеся), к числу кото­рых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицин­ский персонал, рабочие команды и т. п., использующие имею­щееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. д. Некомбатанты находятся под защитой законов и обычаев войны, если они имеют удостоверения, выданные соответствующими военными органами.

Гражданское население, о котором речь идет в ст. 356 УК РФ, - это мирные жители воюющей стороны, не принимав­шие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти про­тивника на оккупированной им территории.

Предметом этого преступления, совершаемого на оккупиро­ванной территории, выступают национальное имущество, объ­екты гражданского назначения (дома, сооружения, дамбы, пло­тины, тепло- и электростанции и т. д.), движимое и недвижимое имущество, являющееся индивидуальной или коллективной собственностью и др.

Национальное имущество представляет собой совокупность материальных носителей духовных ценностей, составляющих содержание национального культурного достояния какого-либо народа. Международная конвенция о защите культурных цен­ностей 1954 г. в случае вооруженного конфликта к таковым от­носит: памятники архитектуры, искусства или истории, произ­ведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и ар­хивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.

Объективная сторона анализируемого преступления характе­ризуется следующими действиями:

Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

Депортация гражданского населения;

Разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

Применение в вооруженном конфликте средств и мето­дов, запрещенных международным договором Российской Фе­дерации.

Жестокое обращение (способ совершения преступления) с военнопленными или гражданским населением выражается в совершении против указанных лиц действий, сопровождаю­щихся насилием или унижением их чести и достоинства.

Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней к военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Они имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные действия со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие опасность для его здоровья, расцениваются как серьезное деяние. Запрещается дискриминация военно­пленных по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения, политических убеждений, национальности. Эти положения относятся и к участникам вооруженных кон­фликтов немеждународного характера. К грубейшему нару­шению режима военного плена относится и содержание воен­нопленных во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен, а не правительства неприятельского госу­дарства.

Согласно общепризнанному международному принципу гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Гражданские лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без ка­кой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, ре­лигии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В связи с этим в отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убий­ство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надруга­тельства над человеческим достоинством, в частности унизи­тельное или оскорбительное обращение; принуждение к про­ституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия. В соответствии с международ­ным правом гражданские лица на оккупированных территори­ях при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждением и обрядам, привычкам и обычаям. Они должны охраняться от актов насилия или запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений. Не допускаются также нападения неизбира­тельного характера, т. е. способные поразить как военные, так и гражданские объекты (гражданских лиц). Оккупирующее го­сударство не может принуждать покоренных гражданских лиц служить в его вооруженных или вспомогательных силах. Окку­панты могут направить гражданских лиц на принудительные работы, необходимые для нужд оккупационной армии либо связанные с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности. Вместе с тем запрещается создание концентраци­онных лагерей для содержания гражданских лиц и введение там режима каторжного труда, где вынуждают их выполнять различные тяжелые работы под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Депортация гражданского населения заключается в изгна­нии, насильственном вывозе оккупационными властями мир­ных жителей с занимаемой ими территории в другие районы, малопригодные для нормального человеческого проживания.

Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны во­оруженными силами одного государства территории другого го­сударства и принятие на себя управления этими территориями без приобретения суверенных на них прав.

Под разграблением национального имущества понимается за­хват его любыми способами и обращение в свою собственность оккупирующей страной или собственность иных заинтересо­ванных сторон, сопровождающиеся вывозом этого имущества с оккупированной территории. Международная конвенция о за­щите культурных ценностей 1954 г. в случае вооруженного кон­фликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздер­живаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты ван­дализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным международным договором России средст­вам ведения войны относятся такие, которые способны причи­нить излишние страдания человеку или характеризуются целе­направленным причинением обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В этой связи следует заме­тить, что совершенствование военного производства и опыт во­енных действий диктовал международной общественности со­вершенствовать правовой механизм защиты или ограничение применения в военных целях отдельных видов оружия. Важны­ми мерами в этом направлении можно назвать следующие: от­мена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вре­доносные газы, а также легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль (1899 г.); запрещение применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериоло­гических средств (1925 г.).

Одним из общих начал международного права является не­допустимость применения оружия массового поражения. В на­стоящее время осуществлен правовой запрет бактериологиче­ского (биологического) оружия и токсинного оружия, что озна­чает и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (1972 г.), и химического оружия (1993 г.). Относительно запрещения ядерного оружия пока конвенции не принято, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, выражающих волю большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового поражения.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, действующим для России, влечет квалификацию по ч. 2 ст. 356 УК РФ. Согласно Международной конвенции 1981 г. (имеющей три дополнительных протокола) относительно отдельных видов «обычного» оружия, наносящих чрезмерные повреждения или имеющих неизбиратальный ха­рактер, запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности: любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые «необнаруживаемые осколки»); мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, ми­ны-ловушки и некоторые другие устройства; зажигатальное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возни­кающих в результате химической реакции вещества, доставлен­ного к цели. В связи с этим, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещенными международным договором России методами ведения войны международное право признает разрушение гра­жданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относят­ся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гра­жданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д. Осо­бо регулируется зашита «установок, и сооружений, содержа­щих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны под­вергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать вы­свобождение опасных сил и последующие тяжелые потери сре­ди гражданского населения. Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещает отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отли­чительную эмблему Красного креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или госу­дарств, не находящихся в конфликте. Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование лю­бых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нару­шение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ио­носферы.

Запрещение средств и методов ведения войны в равной сте­пени касается и международных вооруженных конфликтов, и вооруженных конфликтов внутри одного государства, т. е. внут­ренних вооруженных конфликтов.

Под вооруженным конфликтом следует понимать столкнове­ние между вооруженными силами различных конфликтующих между собой государств или административно-территориаль­ных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячая точка») и относитель­но небольшой протяженностью во времени.

Преступление, предусмотренное ст. 356 УК РФ, признается оконченным с момента совершения любого из указанных в зако­не действий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, так как ви­новный сознает, что применяет запрещенные средства и мето­ды ведения войны, и, несмотря на это, желает совершать ука­занные в анализируемой статье действия.

Субъектом указанного преступления является вменяемое на момент совершения преступления лицо, достигшее к этому времени 16-летнего возраста. По законодательной логике, уго­ловной ответственности подлежат прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа или распоряжения на при­менение запрещенных средств и методов ведения войны. Одна­ко закон не исключает привлечения к уголовной ответственно­сти и иных лиц.

Еще по теме Применение запрещенных средств и методов ведения войны.:

  1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ. НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ
  2. Г. Запрещение в законе и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции.
  3. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрес­сивной войны.
  4. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  5. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
  6. 6.3. Ведение бухгалтерского учета при применении упрощенной системы налогообложения
  7. Денежные средства от операционной (основной) деятельности - ведения бизнеса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -

В действующем законодательстве 356 статья УК РФ – это применение запрещённых средств и методов ведения войны. Является тяжким преступным деянием против мирного сосуществования и всего человечества. Историческая значимость статьи подтверждается фактами мировой истории, когда за военные преступления в годы Великой Отечественной войны были осуждены высокопоставленные чины фашистской Германии. Были применены принципы юриспруденции в области преступной агрессии в отношении мирных граждан, военнопленных, национального достояния в период войны.

Применение запрещённых средств и методов войны относится к 34 главе уголовного законодательства. Содержит квалификацию международно-правового характера. Основывается на действующих нормах конвенций, определяющих формы ведения военных действий.

Даёт понятие объекта преступных деяний военного периода, в качестве которого выступают отношения в обществе, при выполнении установленных правил ведения войны.

Статья содержит следующие определения:

  • жестокость отношений к военнослужащим, захваченных во время боевых столкновений;
  • жестокость обращения с мирными жителями;
  • изгнание насильственным методом мирных жителей из мест проживания;
  • хищение варварскими способами национальных богатств и достояний захваченных территорий;
  • запрещённые к применению формы ведения войны.

Преступление в качестве основного объекта определяет защиту граждан, военных, получивших ранения, попавших в плен. Кроме этого, сохранность национального достояния государства.

В ст. 356 УК РФ комментарий содержит нормы международного права, даёт определения пленным военного времени, гражданскому населению, национальному имуществу, являющихся предметами этого преступного деяния.

Комментируемая статья предусматривает применение понятия «вооружённый конфликт», хотя заглавие содержит формулировку «средства и методы войны». Конфликт характеризует и раскрывает понятие обстановки вокруг события, которая считается основным признаком противоправного деяния.

Главным объектом преступных деяний являются процессы в обществе, определяющие соблюдение установленных межгосударственных правил и законов, предусматривающих гуманный характер, как фундамент в оценке личности человека.

Вспомогательными объектами считаются:


Пострадавшей стороной являются захваченные в плен военнослужащие, мирное население. Предметом посягательств признаётся любое имущество, принадлежащее кому-либо (заводы, фабрики, другие сооружения производственного назначения, дома проживания граждан, лесные массивы, водные объекты, культурное наследие).

Субъектами деяний, предусмотренных 356 статьёй, считаются граждане, которым на момент участия в военных действиях исполнилось шестнадцать лет. Субъективность запрещённых действий определяется умышленной составляющей.

Комментируемая статья предусматривает наказания:


Серьёзными санкциями виновным грозит использование во время боевых действий запрещённых видов оружия: химического и иного, применение которого приводит к массовой гибели людей.

Запрет на перечисленные преступления предусмотрен международными соглашениями, которые заключила Российская Федерация с другими государствами. Части первая и вторая 356 статьи Уголовного кодекса предполагают за указанные деяния осуждения на срок, не превышающий 20 лет.

Договорённостью между государствами приняты конвенции, соглашения, накладывающие запрет на конкретные формы военных действий по применению отдельных видов вооружения, отношения к попавшим в плен солдатам и мирным гражданам на захваченных территориях.

Конвенция, принятая в Женеве, классифицирует признаки военнопленных, захваченных неприятелем во время боевых столкновений, которыми могут быть:

Статья предусматривает наказание за бесчеловечное отношение к этим категориями, без определения непосредственной связи с системностью или значительными масштабами противозаконных деяний.

Такой характеризующий признак военных преступлений обязателен по положениям конвенции 1949 года.

Эти нормы трактуют жестокость в обращении следующими понятиями, имеющими систематизированную и массовую форму:


До 1941 года в мировой судебной практике, с точки зрения права, не было понятия преступных деяний, направленных на уничтожение человечества, в общем понимании, а также преступлений военного времени, как частного проявления. Презентация понятия «военное преступление» состоялась, когда в Лондоне специально созданная комиссия проводила свои расследования.

Две декларации того времени (Сент-Джеймская 1942 года, Московская 1943 года) формировали понятие личной ответственности за совершение незаконных проявлений во время военных действий.

Женевская конвенция рассматривает понятие гражданское население, в виде общности людей:

  • не принимавших каких-либо действий на стороне противоборствующих лагерей;
  • военнослужащие, сложившие оружие, заболевшие, получившие ранения.

Эти категории в период войны не должны подвергаться принижениям по принадлежности к определённой расе, религиозным убеждениям, половому признаку, статусу в обществе, а также если такое население оказалось в районах боевых столкновений либо на захваченной территории чужого государства.

Конвенция запрещает в отношении мирного населения:

Покушение на человеческое достоинство, а равно нарушение каких-либо прав, содеянных без применения физической силы, не будут образовывать предусмотренного 356 статьёй состава рассматриваемого противоправного деяния.

Оружие либо технические средства, используемые войсками в целях поражения живой силы врага, оказывающего противодействие, признаются средствами войны. Запрету подлежат боеприпасы и формы их применения, которые наносят человеку дополнительные травмы с причинением серьёзных страданий.

Конвенции предусматривают требования запретить:

  • неизбирательные средства поражения, уничтожающие вместе с военными объектами и мирных граждан, нанося значительный урон из-за поражающих характеристик кассетных, напалмовых, нейтронных бомб;
  • использование, производство, складирование противопехотных взрывных устройств, калечащих мирных граждан;
  • определённый вид стрелкового оружия, использование которого наносит значительные увечья.

Страны-изготовители на стадии проектирования новых модификаций оружия обязаны учитывать наличие ограничений, запретов, содержащихся в международных договорах.

Ведение военных действий предусматривает определённые формы, порядок применения сил и средств военного времени с конкретным целевым назначением. Запрещённые методы войны – это военные операции, проводимые с целью не только уничтожить конкретный объект неприятеля, но и совершать военные действия, которые приведут к массовой гибели мирных граждан, разрушению гражданских объектов.


Запрету подлежат действия (убийство, причинение ранений, пленение), совершённые вероломно. Вероломными признаются деяния военного времени, которые сначала вызывают доверие противоположной стороны и веру в обеспечение защитой по нормам международных конвенций, преследующие цель – обмануть оказанное доверие.

В 1976 году Женевской конвенцией наложен запрет на такие методы с уничтожающими средствами воздействия на окружающую природу, при которых восстановление этого ресурса потребует длительного периода. Каждая мировая держава взяла обязательство не применять запрещённые формы и средства, причиняющие вред растительному и животному миру.

Защита культурных ценностей

Гаагская конвенция 1954 года содержит положения, защищающие культурные богатства. Урон, причиняемый национальным достояниям людей, враждующих стран, представляет собой угрозу культурным ценностям всего мирового сообщества. Враждующие стороны военного конфликта должны ценить национальные достояния, независимо от территорий, на которых они расположены.

Запрету подлежит:

  • использование в военных целях защитных средств этих богатств, их отсутствие приведёт к полному уничтожению или серьёзному повреждению;
  • применение каких-либо уничтожающих действий, целью является народное достояние.

Этот запрет имеет право быть нарушенным, только в случае военной необходимости, когда не будет иного выбора. Стороны конфликта обязаны беречь достояние от любых противоправных деяний, проявляющихся в любой форме, включая форму вандализма по отношению к культурному наследию.

Под разграблением национального богатства на захваченной территории понимают перемещение за её границы культурного, исторического наследия, археологических артефактов, а также других значимых ценностей.

К национальному достоянию относят:

Статья 11 конвенции 1970 года определяет меры, которые запрещают и предупреждают вывоз и передачу кому-либо для незаконного владения культурными ценностями, полученными в результате насильственного захвата.

Международные договорённости дают следующие понятия конфликта:


Протоколом от 1977 года к конвенции 1949 года определено, что запрет средств и методов войны также имеет действие в отношении конфликтов немеждународного характера.

Факты судебной практики

Кратко о правоприменительной практике статьи 356 УК РФ:

  1. В 2010 году органы прокуратуры России вели следствие по делу о геноциде и массовом уничтожении людей в Южной Осетии летом 2008 года. Расследуя множество нарушений международных соглашений военнослужащими Грузии, были установлены факты несоблюдения принципов гуманности к гражданам республики и представителям миротворческих сил. Прокуратура применила нормы первой части комментируемой статьи.
  2. В 2014 году Следственный комитет России возбудил по фактическим действиям, в настоящее время неустановленной группы военных Украины, представителей «Национальной гвардии Украины», «Правого сектора», связанным с обстрелами городов и населённых пунктов Луганской и Донецкой Республик по составу преступления определяемого первой частью, комментируемой статьи.

В настоящее время мировая практика о запрещённых способах ведения войны не так обширна, но нормативные требования международных конвенций помогают правильно определить состав преступных деяний против человечности.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 356]

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.


3 комментария к записи “Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны”

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.
    Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.
    2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:
    — Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
    ———————————
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

    — Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
    ———————————
    Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

    — Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
    ———————————

    — Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

    — Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
    ———————————

    3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
    4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.
    С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
    5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
    К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.
    Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все про-тивопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.
    10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
    ———————————
    Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

    При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.
    6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.
    7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

    8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
    ———————————
    Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

    9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.
    В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.
    В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

    10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
    Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.
    Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.
    Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.
    11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.
    12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
    13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.
    14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции 1907 г. «О законах и обычаях сухопутной войны», содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.
    2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.
    3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
    4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.
    5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения — это изгнание, высылка, ссылка. Разграбление национального имущества на оккупированной территории — вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г. считаются «незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой». Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.
    6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 г.) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.
    7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.
    8. Субъект преступления — общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.
    9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).



Просмотров