Правовая система. Структура правовой системы общества

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

  • их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых — в законах и подзаконных актах, корпоративных — в локальных актах руководителя предприятия , организации);
  • всегда принимаются по определенной процедуре;
  • всегда систематизированы.

Различия правовых и корпоративных норм.

Правовая система

Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .

Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .

Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .

В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

  1. отрасли;
  2. суботрасли (подотрасли);
  3. правовые институты;
  4. нормы права.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  1. порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  2. средствами их обеспечения (санкциями);
  3. степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Правовая культура

Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:

  1. правовые идеи,
  2. правовые нормы и институты,
  3. правовые поступки,
  4. правовые учреждения.

Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:

  1. уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
  2. уровень законности;
  3. уровень совершенства законодательства;
  4. уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то

есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Реализация права

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

1. Использование.

Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.

3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

4. Применение.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Классификация правовых систем

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .

Основная статья: Правовая система

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Карта правовых систем мира

Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.

Романо-германская правовая система

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Основная статья: Англо-саксонская правовая система

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая система

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

См. также

Примечания

Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его.

Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов.

Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный.

Понятие правовой структуры общества

Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.

Систему права также справедливо называть "правовой действительностью", так как, по сути, первоочередное содержание первой - фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие.

Понятие функций правовой структуры

Функции правовой системы - воздействие на общество, охватывающее всю совокупность общественной жизни и выраженное в виде взаимодействия правовых элементов по этому поводу.

В наиболее общем значении их можно разделить на 2 группы: социально-экономические и политические. Важным является то, что структура правовой системы организована в соответствии с рядом однородных целей и задач, соответственно, функции и структура зависят друг от друга.

Социально-экономические функции

Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.

При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:

  1. Определение приоритетных социальных и экономических ценностей.
  2. Формирование подхода к социальному разделению.
  3. Моделирование поведения субъектов социальной и экономической жизни.
  4. Согласование интересов лиц.

Политические функции

В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти - явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.

Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:

  1. Целеполагание общественного развития.
  2. Легитимизация политической власти.
  3. Организация системы власти в обществе.
  4. Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.

Структура правовой системы общества

Использование права невозможно без соотнесения конкретных категорий общественных отношений к соответствующим правовым семьям, институтам и отраслям. При конкретизации общественных отношений возникает и усиливается правовая дифференциация. Действует правило: чем более объемна та или иная категория общественной жизни, тем шире область права, затрагивающая ее.

На основе этого факта строится структура правовой системы, схема которой формируется на основе категоризации и релевантности соответствующих областей общественной жизни. Следующая схема раскрывает структуру правовой системы.

Также структура правовой системы - это отношения, касающиеся юридической практики, которая непосредственно опирается на систему действующего права, и правовой идеологии.

Правовая идеология

Неотъемлемым элементом существования правовой системы любого общества является правовая идеология, которая вкладывается в нее в ходе историко-социального развития. В правовой идеологии содержатся основы, которые характеризуют правовые взаимоотношения в обществе, а также отличают ее от иных идеологий.

Историческая конкретизация позволяет выявить наиболее существенные на сегодняшний день правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья - страны Европы, Россия, Латинская Америка.
  2. Англосаксонская правовая семья - Англия, Соединенные штаты, Австралия.
  3. Религиозные правовые семьи - государства с высокой приверженностью религиозным канонам.
  4. Социалистическая правовая семья - СССР, Китай, Куба.

Правовая культура

Существование права в обществе еще не делает его полностью правовым. Для нормального содействия общества и права необходимо наличие правовой культуры. Носителем ее является общество, именно оно выражает отношение к праву и является главным стимулом к его развитию.

Принято считать, что правовая культура выражается в правосознании людей, то есть их осведомленности по поводу действующих норм и правил поведения в форме законов. Структура правовой системы любого общества включает в себя этот элемент как дополнительный фактор, влияющий на ее существование.

Опыт взаимодействия права и общества возможен только в тех правовых системах, которые базируются на демократических постулатах, так как именно в этом случае возникает рефлексия общественного сознания и обратная связь с законом. Общество, которое отвечает этим требованиям, называется гражданским.

Уровень правовой культуры также принято относить к одному из значимых параметров, определяющих развитость того или иного общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем больше законы актуализируются согласно реальным общественным требованиям, а значит, увеличивается и формальный объем свободы граждан.

Связь государства и правовой системы

Несомненно, государство - важный участник, выступающий в качестве посредника между обществом и правовой системой. Как говорилось выше, к функциям системы права относится организация и легитимизация системы управления обществом, а это означает, что именно через правовую систему формируются основания для осуществления власти.

Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.

Национальные правовые системы

Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.

Национальные правовые системы разнообразны, их множество - до 200 видов, свойственных тому или иному государству. При этом каждой отдельно взятой системе свойственна и своя структура правовой системы, которая отличает ее от остальных.

Также, помимо прочего, стоит отметить, что среди этих систем существуют синтетические и естественные, различие между которыми основано на предпосылках их формирования. Так, синтетические системы образуются преимущественно путем перенятия правовых знаний от других государств, а естественные - с помощью актуализации правовой сферы под привычные историко-социальные традиции.

Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:

  • Ориентация американской, английской, канадской и др. национальных правовых систем на судебную власть. За счет использования судебного опыта происходит расширение законодательства, а решения суда опираются на уже существующую систему прецедентного права.
  • В государствах исламского мира система божественного права имеет ряд приоритетов над формальным правом и зачастую выступает в качестве источника правосудия.
  • В Европейских государствах с социально-ориентированной экономикой, например в Финляндии, право представлено в первую очередь социально-значимыми положениями, а политические и экономические аспекты находятся на втором плане.
  • В России и ряде стран СНГ право в равной степени существует в частном и публичном видах, никакой приоритет не признается, а также основным источником законов выступает законодательная власть.

Российская национальная правовая система

Российская система права является относительно новой, возраст ее не превышает 30 лет. И хотя новизна правовой системы России позволяет говорить о незавершенности процесса формирования окончательной системы права, она может быть названа выделяющейся и самодостаточной.

Структура правовой системы России основана на 3 фундаментальных основах:

  1. Самобытность и социально-исторический детерминизм.
  2. Соединение национальной системы права с мировыми нормами права, принятыми мировым сообществом.
  3. Актуализация системы права относительно текущих социальных, экономических, политических и духовных условий жизни.

Исходя из приведенных положений, можно судить о том, что российская система права является полноценной и всеохватывающей. С одной стороны, она соответствует принятым во всем мире нормам права, в том числе Конвенциям ООН, а также межгосударственным соглашениям, выступающим источниками права. С другой же стороны, структура правовой системы реагирует на общественные изменения, происходящие в РФ, и изменяется под действием законодательной власти.

Структура правовой системы РФ состоит из множества нормативно-правовых документов, в их число входят: Конституция РФ, Федеральные и Конституционно-федеральные законы, указы и постановления Правительства, приказы Президента, 19 кодексов, локальные законы областей и муниципалитетов, внутренние уставы и правила государственных и муниципальных учреждений.

Характеристика современных правовых систем

Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.

Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.

Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Правовая система общества - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство) - система общеобязятельных, формальноопределенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством.

2) юридическая практика- деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

3) господствующая правовая идеология - система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву.

4) правотворчество процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов.

5) законность.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества, отражающий его социально-экономические, политические и культурные особенности.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности источников, юридической техники, структуры права и исторического пути его формирования.

Англосаксонскую (источником является судебный прецедент, то есть судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которого для других (нижестоящих) судов является образцом решения аналогичных дел)

− романо-германскую (право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение в виде закона или кодекса, а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и находит в ней решение дела)

Религиозную

Семья традиционного права

Россия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

2. Юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;

3. Источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману ;

4. Тесное переплетение юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юридические положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;

5. Отсутствует деление права на частное и публичное;

6. Законодательство имеет вторичное значение;

6. Семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.

4. Семья традиционного права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.).

Признаки :

1. Главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;

2. Обычаи и традиции являются своеобразным юридическим предписанием, которые складываются естественным путем и в последствии признаются государством;

3. Традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;

4. Нормативные акты имеют вторичный характер;

5. Судебная практика не выступает в качестве источника права,

6. При разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;

7. Юридическая доктрина не играет роли в жизни общества.



Просмотров