Соотношение системы права, правовая система и системы законодательства. Система права и система законодательства: их соотношение Соотношение системы права и системы законодательства кратко

План

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Вторичные образования в системе права.

3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 1996.

6. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998.

7. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // ГиП. – 1999. - № 9.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.

11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995.

1. Понятие, признаки и элементы системы права

Система права – это одна из подсистем социальной системы, совокупность правовых норм, находящихся в постоянной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимодействие регулируемых ими общественных отношений.

Право как система характеризуется следующими признаками:

1) она является системой более низкого порядка, чем социальная система и выступает в качестве ее подсистемы;

2) это объективное явление, она не может создаваться по субъективному желанию людей, государства, так как является продуктом естественно-исторического развития и обусловлена реально существующей подсистемой общественных отношений;

3) для нее характерны единство и взаимосвязь составляющих ее норм, которые не могут функционировать изолированно, что обусловлено единством целей и задач правового регулирования и системы регулируемых отношений;

4) это сложное, многообразное и динамичное явление, состоящее из неодинаковых по своему содержанию и объему структурных элементов, что, в свою очередь связано с многообразием и динамизмом тех общественных отношений, которые отражает и регулирует система права;

5) будучи нормативным ядром социальной системы конкретного общества, она характеризуется целостностью, автономностью, стабильностью, динамизмом, имеет собственное содержание и источники развития.

Первичным и конечным структурным элементом системы права является юридическая норма . Она служит точкой отсчета и единицей измерения права и распространяет свои свойства на другие составные части системы. Норма права самостоятельно регулирует только одну сторону общественного отношения. Для правового регулирования отношения в целом часто требуется взаимодействие комплекса норм.

Следующий элемент системы права – институт права – это обусловленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно привести институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и многоотраслевыми.

Правовые институты, находясь в такой тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасль права.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

Так, институты гражданского, избирательного права и др. образуют отрасль конституционного права. В состав отрасли гражданского права входят правовые институты купли-продажи, найма жилого помещения, комиссии, дарения и др.

общая и особенная части . В общую входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части.

В каждой отрасли права выделяется ее основной институт , закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В то же время отдельные отрасли, например, процессуальное и земельное не подразделяются на подотрасли.

2. Вторичные образования в системе права

Первичным и конечным структурным элементом права является юридическая норма. Вторичными образованиями в системе права выступают институт права и отрасль права.

Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве и др.

Правовому институту присущи следующие особенности:

Нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;

Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма многообразны;

Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняют друг друга;

Нормы, составляющие институт, закрепляются в законодательстве в отдельном нормативном правовом акте или в разделе нормативного акта. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных актах.

Классификация правовых институтов осуществляется по разным основаниям.

По связи с элементами системы права институты права подразделяются на отраслевые (состоят из норм одной отрасли права) и комплексные (состоят из норм различных отраслей права); по функциям права – на регулятивные (проводят регулятивную функцию права) и охранительные (проводят охранительную функцию права); по способу обособления юридических норм – на предметные (относятся к одному предмету регулирования) и функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений).

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

Отрасль права имеет специфическую структуру. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части отрасли.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент - подотрасль права . Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное право не подразделяются на подотрасли.

Отрасли права классифицируются по разным основаниям. Так, по предмету правового регулирования они подразделяются на конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое и др.; по назначению – на материальные (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальные (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное).

3. Понятие системы законодательства.

Соотношение системы права и системы законодательства.

В юридической теории и практике наряду с понятием система права используется понятие система законодательства. В философском плане они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные особенности права.

Система законодательства возникает в результате издания правовых норм, закрепления их в специальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. По разным основаниям классификации выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексные системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – общественными отношениями. В результате выделяют отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права. Например, конституционному праву соответствует конституционное законодательство, трудовому праву – трудовое законодательство и т.п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе. Так, во главе системы нормативных актов РФ находится Конституция, далее идут Конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, а затем – подзаконные акты: указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и государственных комитетов, решения и постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Федеративное строение основано на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. На основе этих двух критериев в РФ выделяют три уровня системы законодательства: 1) федеральное; 2) законодательство субъектов Федерации; 3) законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные системы складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним относят природоохранительное, транспортное законодательство, а также нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп: женщин, молодежи, ветеранов, военнослужащих т.п.

Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы;

3) если система права складываются объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, т.к. зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный;

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное, федеративное и комплексное;

6) система права и система законодательства различаются по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия, нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, в юридических прецедентах и в нормативных договорах); а с другой стороны она включает в себя, кроме формулировок норм, и другие элементы – преамбулы, названия разделов, частей, глав, статей и т.п.

Чтобы глубже распознать то или иное явление, увидеть его многогранность и специфику, необходимо уяснить организацию взаимосвязей между элементами его содержания, то есть выявить формы их существования вовне. Содержание и форма образуют диалектическое единство и неразрывную связь между собой. В форме воплощаются суть предмета или явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения содержания. Закон их диалектического единства распространяется на все процессы и явления материального мира. Право - не исключение.

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие собой два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль права, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Главное связующее звено в системе права - нормы составляют юридическую основу всех других его структурных элементов. Норма отражает состояние и уровень социальной действительности, сформировавшиеся в ней потребности, необходимость их трансформации в содержание отраслей и институтов. Но там, где невозможно создать общие положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права.



Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

Под ней понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. В ее структуре можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы, которые обусловлены в первую очередь иерархией нормативно-правовых актов.

Горизонтальное строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования. На основе данного критерия вычленяются отрасли и институты законодательства.

Вертикальное строение отражает вертикальную иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления.

Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - не просто совокупность таких предписаний, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей тех или иных подразделений права, своеобразия их соотношения между собой.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышают эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материалов шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым создается федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: 1) акты высших органов законодательной власти и 2) акты высших исполнительных органов. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, то есть деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства . Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграничения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства. (Бабаев)

В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы.Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства отсубъективного фактора.

Еслиэлементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации. (Протасов)

Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Система права - это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт - это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина - в конституционном праве, в гражданском - институт собственности и наследия и т. д.

В объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли - из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное - подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона - это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.


Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание - это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства - это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права - это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства - характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Правовое отношение: понятие и признаки

Правовое отношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

1) по своему функциональному назначению;

2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3) субъектному составу;

4) характеру выполнения юридических обязанностей;

5) составу их участников;

6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1) государственно-правовые отношения;

2) гражданско-правовые отношения;

3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а все остальные - носители юридических обязанностей;

2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

1) кратковременные правовые отношения;

2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей.

По данному критерию различают правоотношения:

1) односторонние;

2) двусторонние;

3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.



Просмотров