Положение 14 августа 1881. Издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия

19 мая 1871 г. император Александр II утвердил «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». В соответствии с Правилами жандармские чины были наделены правом самостоятельно либо по предложению прокурорского надзора производить дознания по политическим делам. Во время производства дознания жандармы могли вести розыск, расспросы и негласное наблюдение, производить осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Общая полиция и другие органы государственной власти обязаны были оказывать жандармам содействие. Железнодорожная жандармская полиция являлась частью политической полиции и в то же время исполняла обязанности общей. Такое правовое положение железнодорожных жандармов вызывало ряд противоречий при расследовании политических преступлений, совершенных в пределах железных дорог. «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» предоставляли железнодорожным жандармам такие же права, как и чинам общей полиции. В то же время при производстве дознаний по преступлениям против государства чины общей полиции обязаны были оказывать содействие территориальным жандармским подразделениям. Возникала дилемма — в чьей компетенции должно находиться дознание по преступлениям против государства?

ИСТОЧНИКИ ПОЛОЖЕНИЯ «О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

[…] Знаменитое Положение Комитета министров «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», Высочайше утвержденное императором 14 августа 1881 г., представляет собой органичное последовательное продолжение традиционной государственно-правовой деятельности в области обеспечения безопасности. Об этом убедительно свидетельствует комплекс нормативно-правовых актов правительственных мероприятий административного характера, издаваемых и проводимых на протяжении XIX века. Например, к таковым, на наш взгляд, относится образование III Отделения Собственной Его Величества канцелярии Высочайшим указом от 3 июля 1826 г. […].

Законодательные попытки пресечения актов неповиновения предпринимались правительством Александра II еще в период активного проведения либеральных реформ. Например, Высочайшее повеление, последовавшее 6 июля 1870 г., по всеподданнейшему докладу Управляющего министерством внутренних дел «О принятии особых мер против стачек рабочих», Высочайшее повеление, последовавшее в сентябре 1871 г., по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в разъяснение Высочайшего повеления о принятии особых мер против стачек, признававшие забастовки фабричных рабочих выражением неудовольствия с целью порождения смут, беспорядков и волнений.[…]

К аналогичным мерам относится Именной Высочайший указ, принятый по рапорту министра внутренних дел от 8 августа 1878 г. «О правах общей полиции и жандармских чинов посещать все фабрики и заводы во всякое время», предоставлявший полицейским и жандармам свободный допуск на все фабрики и заводы в любое время с правом производства обысков или арестов, при единственном условии присутствия при этом управляющего соответствующим предприятием.

О продолжении указанной правительственной политики свидетельствуют также Высочайше утвержденные 1 сентября 1878 г. правила «Об особых мерах к ограждении общественного спокойствия», которые также не были опубликованы в официальных источниках

Биюшкина Н.И. Источники Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.// Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1)/ C. 288-293 http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_West_2010_5(1)/44.pdf

ПОКУШЕНИЯ НА ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА II

На всем протяжении правления Александра II на его жизнь было совершено в общей совокупности 10 покушений, закончившихся в итоге убийством императора. Журнал «Русская старина» перечислял эти покушения по датам: «Адская злоба врагов счастия, покоя и благоденствия России преследовала ея Верховного вождя с 1866 года:

19 ноября 1879 на линии Московско-Курской железной дороги последовал взрыв адской машины в подкопе, проведенном Гартманом.

В 1879-м же году злодейская попытка взорвать царский поезд на Лозово-Севастопольской железной дороге.

В исходе февраля 1881 г. присылка взрывчатого состава, в виде пилюль доктора Ложюжа. В январе и феврале 1881 г. мина, заложенная поперек Малой Садовой улицы из лавки Кобылева.

Биюшкина Н.И. Источники Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.// Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1)/ C. 292 http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_West_2010_5(1)/44.pdf

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ (1881 Г., АВГУСТА 14). ИЗВЛЕЧЕНИЯ

[…] Общие правила […]

4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются в установленном ниже порядке, в исключительном положении.

5. Объявление местности в исключительном положении влечет за собою:

а) расширение круга обязанности и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности, или возложение сих чрезвычайных обязанностей и предоставление сей власти временно для сего учреждаем правительственным органам, - и

б) усиление ответственности как частных лиц, так и административных властей за неисполнение обязанностей, которые на них будут возложены при исключительном положении.

6. Предел устанавливаемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:

а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;

б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны. […]

II. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал-Губернаторов... а в губерниях, им не подведомственных - на Губернаторов и Градоначальников... […]

16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчинённых - Губернаторам и Градоначальникам представляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений... […]

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны;

г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

17. От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Министра Внутренних Дел, зависит:

а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и

б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

19. Утверждение всех приговоров Военного суда, по делам сего рода, принадлежит Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Командующим войсками, в военном округе расположенными... […]

С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.

Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояние усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал- губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т.д. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.

Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.

Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии.

Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием Сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

Оформление конституционной монархии в России. Основные законы Российской империи 1906 г. Правовой статус императора, порядок формирования, функционирование высших органов власти и управления.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная Дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной Думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились; «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной Думе и Государственному Совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной Думы могло осуществляться Сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной Думы, было утверждено новое Положение о Государственном Совете.

Государственный Совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный Совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный Совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

<*> Biyushkina N.I. Theory of the state of emergency and law "On the measures of protection of state order and public peace" of august 14, 1881.

Биюшкина Надежда Иосифовна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

Представленная к опубликованию статья посвящена изучению сложного переходного периода в истории Российского государства, связанного со вступлением на престол Александра III. Изучаются понятие, принципы чрезвычайного положения, комплекс нормативно-правовых актов, регламентировавших условия введения и функционирования режима исключительного положения.

Ключевые слова: правовое регулирование, положения, преступные посягательства, чрезвычайный характер, охранение государственного порядка.

The present article is devoted to study of a complicated transitional period in the history of the Russian state related enthronement of Alexander the III; studies the concept, principles of the state of emergency, complex of normative-law acts regulating the conditions of introduction and functioning of the regime of state of emergency.

Key words: legal regulation, provisions, criminal encroachments, extraordinary character, protection of the state order.

Положение от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" <1> является по своей юридической природе нормативно-правовым актом, упорядочившим и систематизировавшим все принятые на протяжении XIX в. нормы чрезвычайного характера. Необходимо согласиться с утверждением В.М. Гессена о том, что "Положение это является не чем иным, как кодификацией законодательных мероприятий, разновременно изданных, которыя в течение долговременного своего применения успели на практике вполне доказать свое безнадежное безсилие и полную свою безрезультатность" <2>. Действительно, в случае успешного действия предыдущих нормативно-правовых актов охранительного характера (таких как Именной Высочайший указ Правительствующему сенату от 9 августа 1878 г. "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда" <3>, Именной Высочайший указ, данный Правительствующему сенату 5 апреля 1879 г., "О временных генерал-губернаторах в городах Санкт-Петербурге, Харькове и Одессе..." <4>), страна не была бы поставлена на грань катастрофы, символом которой стала гибель императора. Фактически сложившаяся на рубеже 70 - 80-х годов революционная ситуация в стране <5> убедительно свидетельствует о неэффективности всех предыдущих чрезвычайных правительственных мер. Как указывалось в журнале "Русская мысль", "большинство ныне кодифицированных мер были изданы в 1878 - 1879 гг. в видах противодействия распространению крамолы посредством устрашающего воздействия на общество. В свое время они произвели на общество известное действие, память о котором ни в ком не изгладилась" <6>. Таким образом, действенность реализации законодательных мер чрезвычайного характера была уже испытана на практике до введения в действие Положения от 14 августа 1881 г.

<1> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 350.
<2> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 160 - 161.
<3> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 53. Отделение 2-е. СПб., 1880. Ст. 58778.
<4> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 54. СПб., 1881. Ст. 59476.
<5> Содержание и признаки указанной революционной ситуации подробно раскрыты в работе П.А. Зайончковского "Кризис самодержавия на рубеже 1870 - 1880-х годов". М., 1964. 511 с.
<6> По поводу Закона от 14 августа // Русская мысль. Книга X. М., 1881. С. 136.

В ряде именных императорских указов, изданных в начале царствования Александра III, были сформулированы предпосылки, цели и основные принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в рассматриваемом Положении: Манифест от 29 апреля 1881 г. "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдой Его Императорскому Величеству и Государству", известный в истории под названием "О незыблемости самодержавия" <7>, Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" <8>.

<7> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.
<8> Там же. Ст. 382.

Так, в качестве обстоятельств, послуживших поводом к принятию названного Положения, Александр III упоминает ряд преступных посягательств на коренные основы государственного и общественного строя Отечества, последовавших в последние годы царствования императора Александра II. К таковым, несомненно, относятся 10-кратные покушения на убийство императора, окончившиеся в итоге убийством Александра II 1 марта 1881 г. <9> ("низкое и злодейское убийство Русскаго государя , посреди вернаго народа, готового положить за него жизнь свою, недостойными извергами из народа - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбью и ужасом" <10>).

<9> Журнал "Русская старина" перечислял эти покушения по датам: "Адская злоба врагов счастия, покоя и благоденствия России преследовала ея Верховного вождя с 1866 года: 4 апреля 1866 г. произошло злодейское покушение Каракозова. 25 мая 1867 г. в Париже на жизнь Государя посягнул Березовский. 2 апреля 1879 г. цареубийственное покушение Соловьева. 19 ноября 1879 г. на линии Московско-Курской железной дороги последовал взрыв адской машины в подкопе, проведенном Гартманом. В 1879-м же году злодейская попытка взорвать царский поезд на Лозово-Севастопольской железной дороге. 5 февраля 1880 г. взрыв в Зимнем дворце. В исходе февраля 1881 г. присылка взрывчатого состава, в виде пилюль доктора Ложюжа. В январе и феврале 1881 г. мина, заложенная поперек Малой Садовой улицы из лавки Кобылева. 1-го марта 1881 г. взрыв двух снарядов, брошенных двумя извергами" (Император Александр II. 1 марта 1881 г. // Русская старина. 1881. Апрель. С. 894).
<10> Манифест от 29 апреля 1881 г. "О незыблемости самодержавия" // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.

Основными целями издания Положения от 4 августа 1881 г. согласно названным императорским Указам являются следующие: искоренение гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, утверждение веры и нравственности, доброе воспитание детей, истребление неправды и хищения, водворение порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Александром II <11>.

<11> Там же.

Большую ценность для изучения законодательных актов чрезвычайного характера представляют легализованные императорским Указом от 4 сентября 1881 г. принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в Положении "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия":

  • соразмерность пространства особых полномочий властей, поставленных на страже общественного порядка, с ответственностью, возлагаемою на них исключительными обстоятельствами времени;
  • временный характер исключительных мер;
  • соответствие исключительных мер действительной потребности охранения порядка, недопустимость излишнего отягощения законных интересов верного престолу населения.

В теории дополнительно выделяют также принципы: чрезвычайности обстоятельств (наступление своеобразных, т.е. явно выделяющихся среди других моментов государственной жизни, необычных, т.е. значительно отклоняющихся от нормального течения государственной жизни, и временных по своему характеру обстоятельств), необходимости в мере (недостаточность законных средств для ответа на чрезвычайные обстоятельства, неотложная потребность в издаваемой мере, причинная связь между издаваемой мерой и чрезвычайными обстоятельствами) <12>.

<12> Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России. СПб., 1911. С. 55 - 80.

Таким образом, как говорится в императорском Указе от 4 сентября 1881 г., "усматривая, что в изданных разновременно узаконениях для облегчения борьбы с крамолой, сущность и пределы полномочий административных начальств указаны не с достаточною в сем отношении определительностью, мы сочли за благо повелеть, подвергнув совокупному пересмотру все временные законы, изданные в последнее время, начертать взамен сих узаконений, особое положение, в котором были бы указаны, с большею чем ныне точностью, с одной стороны пределы полномочий административных начальств при чрезвычайных обстоятельствах, а с другой - сущность обязанностей, возлагаемых на население исключительными обстоятельствами государственной жизни" <13>.

<13> Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382).

Составленный Особо учрежденной Комиссией проект положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, по предварительному рассмотрению его в Комитете министров, был утвержден высочайшей законодательной властью императора 14 августа 1881 г. и введен в действие 4 сентября 1881 г. <14>.

<14> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382.

Положение оперирует термином "исключительное положение", определяя его основные признаки: расширение круга обязанностей и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности, а равно возложение таковых чрезвычайных полномочий временно учреждаемым для этой цели правительственным органам при одновременном усилении ответственности как частных, так и административных властей за неисполнение обязанностей, на них возложенных. Исследователь В.М. Гессен представляет понятие исключительного положения в широком смысле как "совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существования государства" <15>. При этом он рассматривает в качестве исключительного положения военное (или осадное) в собственном смысле этого слова, вводимое в случае внешней войны, и фиктивное военное положение, вводимое в случае внутренних смут <16>. Таким образом, исключительное положение, регулируемое Положением от 14 августа 1881 г., относится ко второму виду общей категории, выделенной Гессеном. Похожая точка зрения представлена Н.Н. Белявским, он также выделяет военное и осадное положение, которые вводятся при условии недостаточности мер общей гражданской полиции и сводятся к ограничению гражданской свободы при расширении администрации в целях подавления преступных посягательств <17>.

<15> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 74.
<16> Там же.
<17> Белявский Н.Н. Полицейское право (административное право): Конспект лекций. Юрьев, 1910. С. 91.

Существует и узкое понимание "исключительного положения", которого придерживается большинство исследователей в области полицейского права. В частности, И.Т. Тарасов противопоставляет его "военному положению": существенным отличием исключительного и военного положения является то, что "в первом случае усиливается власть полиции и администрации, во втором же случае полиция и администрация подчиняются военной власти, в руках которой сосредоточивается управление" <18>. Л. Штейн также выделяет чистое понятие "исключительное положение", приводя при этом совокупность его качественных признаков: 1) объявление исключительного положения исходит от административного управления, в обязанности которого входит обеспечение публичной безопасности, по предварительному соглашению с высшим органом правосудия (если же таковое не последовало, то окончательное разрешение вопроса зависит от министра внутренних дел); 2) объявление носит характер формальный и публичный; 3) исключительное положение должно распространяться только на те преступления, которые ввиду частого повторения вызвали необходимость его введения; 4) установление новой, более строгой системы наказаний; 5) криминализация деяний, ранее не являвшихся наказуемыми, но представляющих опасность в условиях сложившейся обстановки; 6) ужесточение правил печати; 7) полицейские действия должны распространяться только на определенные преступления, объявленные подсудными чрезвычайным судам (не обязательно военным, но, во всяком случае, без участия присяжных заседателей); 8) при общем принципе неприкосновенности прав отдельных лиц полиция уполномочивается на совершение обысков, выемок, наложение арестов, запрещений и т.п. без предварительного судебного разрешения <19>.

<18> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. М., 1891. С. 93.
<19> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152.

Л. Штейн также проводит разграничение военного и исключительного положения, представляя при этом более полный ряд отличительных критериев: 1) военное положение объявляется при возникновении внешней опасности со стороны враждебной вооруженной силы; 2) вводится только в определенной местности, где налицо явная угроза нападения; 3) все административные органы продолжают выполнять свои обязанности в той степени, в какой они не переданы военным органам; 4) при военном положении полномочия по изданию обязательных к исполнению предписаний переходят от полиции к военной власти; 5) в административном порядке полицейские органы безусловно подчиняются военным; 6) дела о неисполнении военных предписаний подведомственны военному суду; 7) военные власти наделяются правом приостанавливать деятельность различных государственных и общественных учреждений, управлений; 8) обжалование действий военной власти возможно только в административном порядке, в вышестоящий орган, но не в судебном <20>.

<20> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152 - 153.

В Положении выделяются два возможных состояния исключительного положения: усиленная охрана и чрезвычайное положение, которые различаются между собой по основаниям введения, степени ограничений прав и свобод, порядку административного управления.

Круг оснований для введения положения усиленной охраны явно шире по сравнению с чрезвычайным положением: сюда относятся любые обстоятельства, свидетельствующие о нарушении общественного спокойствия преступными посягательствами (или приготовлениями к таковым), направленными как против существующего государственного строя, так и против безопасности частных лиц и их имущества, для пресечения которых действующего законодательства окажется недостаточно. Тем самым понятие политического преступления в Положении дополняется также противоправными деяниями, направленными против частных лиц (разумеется, здесь имеются в виду имущие сословия - дворяне, духовенство, купечество), способными повлечь нарушение общественного порядка. Таким образом, интересы сословий, являющихся опорой самодержавной власти, охраняются на уровне государственных теми же средствами.

При этом состояние чрезвычайного положения могло быть введено только в случае, если меры, принятые для пресечения подобных нарушений, оказались безрезультатными и существует явная угроза массовых волнений и беспорядков ("когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка").

Принцип временного характера исключительных мер реализуется в Положении посредством установления точных временных единиц, определяющих ограничительный срок действия введенных исключительных положений: состояние усиленной охраны могло вводиться в местности на один год, чрезвычайное положение, учитывая более жесткий характер сопровождаемых им ограничений, - на шесть месяцев. Продление названных предельных сроков допускалось при условии одобрения Комитетом министров представления об этом министра внутренних дел с указанием причин такой необходимости. Впоследствии такой способ определения срока действия исключительного положения критиковался в связи с тем, что на практике он зачастую приводил к совершенно обратным результатам: чрезвычайные законы продолжали действовать и по миновании обстоятельств, вызвавших необходимость их применения, а представители местной власти не торопились выходить с представлением о досрочной отмене действия исключительных мер, пользуясь своими обширными полномочиями, упрощавшими исполнение возложенной на них обязанности по поддержанию общественного порядка, до истечения установленного срока <21>.

<21> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительнаго статского советника Макарова. Б/г. С. 12.

Практическое содержание понятия исключительного положения не может быть полностью раскрыто без рассмотрения института административной высылки, наиболее широко применяемого в чрезвычайном состоянии.

Положение от 14 августа 1881 г. предоставляло местным губернаторам и генерал-губернаторам право воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны, а также применять административную высылку в определенную местность европейской или азиатской России с обязательством безотлучного там пребывания в течение назначенного срока, т.е. полномочия по ограничению свободы передвижения и выбора места жительства. Отличия этих двух мер теоретически заключаются в степени стеснения указанных свобод: если при воспрещении проживания в определенной местности за лицом сохраняется свобода выбора места проживания на любой другой территории в течение неопределенного срока, то при административной высылке наблюдается полное ее отрицание - лицо подвергается принудительному препровождению в местность, заранее установленную властным органом, на конкретный временной период. Отсюда вытекают и различия в порядке применения указанных мер: запрет проживания может объявить губернатор или генерал-губернатор единолично, тогда как в отношении административной высылки действовала более усложненная процедура. Соответствующая власть, убедившись в необходимости высылки определенного лица <22>, делала представление об этом министру внутренних дел с подробным указанием причин, послуживших основанием к такой мере. Подобные представления рассматривались особым совещанием, созданным при министре внутренних дел, под председательством одного из товарищей министра и четырех членов: двух от Министерства внутренних дел и двух от Министерства юстиции. Постановления, выносимые названным совещанием, передавались на утверждение министру внутренних дел.

<22> Первоначальная редакция ст. 32 Положения об административной высылке оперировала термином "частное лицо", что давало большую свободу местным властям в применении этой меры. Высочайше утвержденным Положением Комитета Министров от 1 июля 1881 г. (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 3. СПб., 1886. Ст. 1655) абстрактное понятие "частное лицо" в гипотезе данной нормы было дополнено уточнением "признаваемое вредным для государственного порядка или общественного спокойствия". Таким образом, в качестве условия применения административной высылки необходимо было обосновать государственную или общественную опасность пребывания лица в данной местности.

Представленная точка зрения на разграничение понятий "административная высылка" и "воспрещение пребывания в местности" вытекает из анализа соответствующих правовых норм Положения от 14 августа 1881 г. При этом существуют и другие взгляды на данную проблему. Так, профессор В.М. Гессен указывает на необходимость различения института административной высылки и административной ссылки <23>. Под первым он понимает удаление лица из определенной местности (т.е. воспрещение пребывания в местности) <24>, а под вторым - водворение лица в местности, определенной законом, судебным решением или административным распоряжением (т.е. административная высылка в нашем понимании) <25>. Учение В.М. Гессена продолжает И.Т. Тарасов <26>.

<23> Гессен В.М. Очерк административного права // Юридический факультет: Сборник лекций для самообразования. Семейный университет Ф.С. Комарского. Вып. 1 - 2. СПб., 1903. С. 75 - 76.
<24> Кроме Положения от 14 августа 1881 г., данный институт прослеживался и в других нормативно-правовых актах: в приложении 1 к ст. 28 Положения о видах на жительство лицо, проживающее в столице без надлежащего вида или с просроченным и ненадлежащим видом на жительство, подлежало выдворению из столицы сроком до 4 лет; в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных предусматривалось, что лицо, состоящее под надзором полиции по судебному приговору, лишается права проживания в столицах им всех местностях столичных губерний, в губернских городах ближе 25 верст, во всех крепостях и местностях, отстоящих от крепостей ближе 25 верст и во всех местностях, где запрещалось водворение поднадзорных высочайшими повелениями; согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений запрещала въезд и жительство в столицах в течение 7 лет священнослужителям, лишенным сана за пороки и неблагочестивые поступки (ст. 179), лица, исключенные из податных обществ и не принимаемые в них ввиду дурного поведения, передавались в распоряжение правительства и высылались в Сибирь (ст. 240, прим. 3) нищие-бродяги, чиновники, отстраненные от службы за разврат, отсылались на родину (ст. ст. 195, 206).
<25> Кроме как мера исключительного положения, административная высылка применялась также в отношении лиц, сосланных по приговорам суда, выдворенным за нищенство на основании ст. 20 Положения о видах на жительство, и скопцов, которым паспорта на отлучку не выдавались по ст. ст. 31 и 32 Устава о паспортах.
<26> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. М., 1891. С. 86 - 87.

Исследователь В. Иозефи трактует оба эти понятия, руководствуясь термином "высылка": высылка с определением узких границ (в определенную местность, т.е. административная высылка), которая может быть применена только после ряда предварительных действий - арест, вынесение решения уполномоченным на применение высылки органом и т.д., а также высылка с более широким указанием границ (т.е. воспрещение пребывания в определенной местности), которую он характеризует как смягченную форму высылки, применяемую в качестве переходной ступени к полной свободе <27>.

<27> Иозефи В. Опыт юридической науки полицейского права. 1902. С. 135 - 137.

Следует отметить при этом, что практика применения выдворений и административных высылок зачастую не соблюдала названных различий этих мер и иногда лицо подлежало выдворению из местности, объявленной в состоянии исключительного положения, с правом самостоятельного выбора места проживания в порядке административной высылки. Так, например, 11 марта 1882 г. одесским полицмейстером сообщалось нижегородскому полицмейстеру о том, что состоящая под надзором полиции за политическую неблагонадежность по определению Особого совещания, образованного согласно ст. 34 Положения о государственной охране, вдова, бывшая студентка Марья Григорьева Фесенко, по распоряжению временного одесского генерал-губернатора удалена из местностей Одесского генерал-губернаторства, объявленных в положении усиленной охраны, с предоставлением ей добровольного способа выселения из Одессы. На основании изложенного Марья Фесенко избрала местом своего жительства г. Казань, куда и выбыла 15 марта поездом железной дороги по проездному свидетельству, выданному мною 12 марта N 230, причем, если навигация между Казанью и Нижним Новгородом еще не открыта, ей предоставлялось право прожить в Н. Новгороде до открытия навигации <28>.

<28> ГАНО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 544. Л. 10 (с об.)

Практика применения выдворения за пределы определенной местности в первое же время показала нежелательные последствия следующего рода. Высланные лица, неблагонадежные в политическом смысле, не допускались к водворению на жительство во всех территориях, объявленных в положении усиленной охраны. Вследствие этого они вынуждены были селиться в свободных от действия исключительных мер местностях, причем с целью поиска достаточного заработка устраивались на жительство преимущественно в губернских городах, где нередко встречались со своими единомышленниками, переносившими аналогичную меру пресечения. В результате население таких городов, в среде которого до сих пор не встречалось никаких тревожных веяний, подвергалось "тлетворному влиянию сказанных лиц, заносивших в места своего новаго водворения противоправительственную пропаганду" <29>. Таким образом, более эффективной в плане достижения поставленных целей мерой показала себя административная высылка в определенную местность с обязательством безотлучного там пребывания.

<29>

Ведущие исследователи того периода, изучавшие проблематику чрезвычайных мероприятий, выражают солидарное мнение о правомерности принятия подобного рода правительственных действий законодательного характера.

Как показывает практика тех лет, меры выдворения и административной высылки очень часто применялись при исключительном положении. Многочисленные либерально настроенные критики существовавшего порядка писали: "Сотни тысяч людей обоего пола, молодых и старых ежегодно отправляются в далекий путь, "в места не столь отдаленныя", где земля никогда не оттаивает, куда почта доходит раз или два раза в год" <30>. Приведенное утверждение подтверждается и официальными источниками, в частности материалами обсуждения проекта закона об исключительном положении 1905 г., в которых обобщался практический опыт почти 25-летнего применения Положения от 14 августа 1881 г.: "...с течением времени представители административной власти на местах, ссылаясь на недостаточность вообще обычных, имеющихся в распоряжении администрации средств для успешной борьбы со всякого рода нежелательными элементами в обществе, стали применять разсматриваемую меру не только к лицам, политически неблагонадежным, но и вообще к таким обывателям, поведение которых, по мнению начальства, нарушало спокойное течение общественной жизни" <31>. "Русская мысль" обращалась в то время к правительству с вопросом: "Неужели нельзя прекратить административной ссылки? ...В печати каждый день появляются все новыя и новыя известия о потрясающем душу положении людей, которые как дикие звери произволом местной администрации загоняются в поселки среди лесов и болот..." <32>. Вследствие обширных размеров, которых достигло применение административной высылки указанных лиц, 7 декабря 1895 г. было вынесено Высочайшее постановление "О некоторых, в идее временной меры, изменениях действующих об административной высылки постановлений" <33>, которым устанавливалась необходимость получения предварительного разрешения Особой комиссии Министерства внутренних дел на каждый случай применения высылки.

<30> Д.Г. О чрезвычайных законах (об усиленной и чрезвычайной охране и военном положении). М.: Труд и воля, 1906. С. 14.
<31> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительного статского советника Макарова. Б/г. С. 31.
<32> Внутреннее обозрение // Русская мысль. Книга II. М., 1881. С. 36.
<33> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XV. СПб., 1899. Ст. 12223.

Таким образом, представленный анализ понятия исключительного положения на примере Положения от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" убедительно доказывает правомерный характер этого явления в государственно-правовой действительности. Необходимость предотвращения угрозы основным устоям государства и общества предоставляет правительству право на введение ряда разумных ограничений правового статуса граждан в целях обеспечения их безопасности. При этом основной проблемой в правовой науке в части регулирования условий введения, содержания и последствий исключительного положения всегда являлись достижение и сохранение в подобной чрезвычайной ситуации баланса публичных и частных интересов. Одним из возможных путей нахождения решения поставленной проблемы является изучение дореволюционных правовых источников по данному предмету.

УТВЕРЖДЕНО

Советом адвокатской палаты г. Москвы

Протокол № 3 от 13. 02.2003 г.

с изм. от 17.10.2013г. (протокол № 13)

ПОЛОЖЕНИЕ

о мерах, основаниях и порядке поощрения

Адвокатской палатой г. Москвы

1. В соответствии с решением учредительной конференции адвокатов г. Москвы от 25 ноября 2002 г. мерами поощрения адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы (далее - АП г. Москвы) являются:

Благодарность;

Денежная премия;

Ценный подарок;

Почетная грамота;

Занесение в Книгу почета московской адвокатуры.

Перечисленные меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.

2. В Книгу почета Московской адвокатуры вносятся адвокаты за особо выдающиеся достижения в адвокатской деятельности и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 25 лет.

3. Ценным подарком и денежной премией награждаются отличившиеся адвокаты и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 15 лет.

4. Благодарность и награждение почетной грамотой Адвокатской палаты г. Москвы применяются к лицам, обладающим статусом адвоката и имеющим достижения и стаж адвокатской деятельности не менее двух лет, а также к сотрудникам адвокатских образований за многолетний и добросовестный труд в адвокатуре.

5. Награждение (поощрение) адвокатов г. Москвы адвокатскими наградами Адвокатской палаты г. Москвы производится решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, подписанному президентом палаты.

6. Мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лиц, обладающих статусом адвоката и отличившихся:

Высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и интересов доверителей;

Активным участием в защите интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав;

Значительным вкладом в воспитание кадров стажеров и молодых адвокатов, обучение их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности;

Активным участием в организации деятельности адвокатуры в Российской федерации;

осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан.

7 . Меры поощрения применяются на основании решения Совета АП г. Москвы по представлению органа управления адвокатского образования, адвокатского коллектива либо президента, вице-президентов АП г. Москвы. В представлении указываются конкретные основания для поощрения адвоката.

8. В исключительных случаях по решению Совета АП г. Москвы мерой поощрения в виде почетной грамоты могут награждаться также граждане, внесшие значительный вклад в развитие российской адвокатуры.

9. Руководители адвокатских образований направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы ходатайство о награждении адвокатов - членов соответствующих образований, решение коллегиального органа адвокатского образования и подробную характеристику с указанием конкретных заслуг адвоката.

Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в Адвокатских кабинетах, направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы подробную справку-объективку о своей адвокатской деятельности с указанием заслуг, для подготовки вице-президентом адвокатской палаты соответствующего представления о награждении адвоката, учредившего адвокатский кабинет.

10. Совет АП г. Москвы вправе отказать в ходатайстве без указания причин, изменить статус предлагаемой награды.

11. Совет АП г. Москвы вправе рассмотреть и поддержать ходатайства органов управления адвокатскими образованиями, коллективов адвокатских образований, президента и вице-президентов АП г. Москвы перед Федеральной палатой адвокатов РФ о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами, наградами общественных и иных организаций, а также о присвоении почетных званий.

12. Вручение наград (поощрений) производится в торжественной обстановке.

Предлагаемый документ оппозиционные публицисты не без некоторого основания называли настоящей конституцией Российской империи. Положение было подготовлено в ответ на убийство Александра II. Его разработкой руководил министр внутренних дел гр. Н.П. Игнатьев. Затем проект был одобрен Комитетом министров и утвержден императором Александром III. Новый закон сводил воедино все репрессивные мероприятия, использовавшиеся против революционного движения в 1870-е гг., и дополнял их новыми. Он регламентировал режим исключительного (чрезвычайного) положения и предусматривал три его разновидности. Устанавливались очень размытые условия его введения. Пользуясь этим, правительство часто злоупотребляло исключительными положениями. В 6 губерниях, в т.ч. в обеих столицах, положение усиленной либо чрезвычайной охраны действовали с 1881 по 1917 г. без перерывов. После 1881 г. один из видов исключительного положения (включая третий, предусмотренный статьями 28-31) распространялся на большую часть империи. Положение приводится с некоторыми сокращениями.

Положение Комитета министров , высочайше утверждённое 14 августа 1881 года

I. Общие правила

1. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит министру внутренних дел. Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами. Все ведомства обязаны оказывать полное содействие установлениям и лицам, коим вверено охранение государственного порядка и общественного спокойствия.

2. На основании предыдущей статьи министр внутренних дел отменяет те распоряжения подчинённых ему административных начальств по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которые будут признаны им не соответствующими цели...

3. Если министр внутренних дел признает необходимым для охранения государственного порядка и общественного спокойствия принятия такой временной меры, которая требует одобрения верховной власти, то об утверждении предположений своих по сему предмету он испрашивает высочайшее соизволение или через Комитет министров, или, в случаях, не терпящих отлагательства, всеподданнейшим докладом, причём о последовавших высочайших повелениях доводит до сведения Комитета министров.

4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются, в установленном ниже порядке, в исключительном положении.

6. Пределы установляемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:

а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;

б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны.

7. Право первоначального объявления какой-либо местности в положении усиленной охраны принадлежит министру внутренних дел, а в местностях, подведомственным генерал-губернаторам – и сим последним, с утверждения министра внутренних дел. <…>

8. При объявлении положения усиленной охраны министр внутренних дел немедленно доносит Правительствующему сенату для распубликования и, вместе с тем, представляет о принятой мере и поводах к ней на высочайшее благоусмотрение через Комитет министров.

9. Положение чрезвычайной охраны вводится не иначе, как высочайше утверждённым положением Комитета министров, по представлению министра внутренних дел.

10. При объявлении положений как усиленной, так и чрезвычайной охраны должны быть в точности определяемы местности, на которые распространяются исключительные меры, установляемыми сими положениями.

11. Положения усиленной и чрезвычайной охраны прекращаются тем же порядком, коим были установлены (ст. 7, 8 и 9).

12. По истечении одного года со дня введения положения усиленной охраны и шести месяцев со дня введения положения чрезвычайной охраны, о продолжении сих мер, буде в том окажется надобность, министр внутренних дел входит с представлением в Комитет министров.

13. Совершенное прекращение исключительного положения в данной местности влечёт за собой немедленное восстановление полной силы действующих в обыкновенное время законов и отмену всех временных постановлений, принятых в вижу сего положения.

II. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов, как постоянных, так и временно в сии местности назначенных, а в губерниях, им не подведомственных - на губернаторов и градоначальников.

Примечание. Если положение усиленной охраны будет объявлено лишь в некоторых местностях, входящих в состав генерал-губернаторств, то по отношению к остальным местностям, на которые означенное положение распространяться не будет, генерал-губернаторам принадлежат общие права по охранению государственного порядка и общественного спокойствия…

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как напр. относительно обязанности владельцев недвижимых имуществ и их управляющих по внутреннему наблюдению в границах их владения, относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены владельцами упомянутые обязанности и т.п., и

б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.

16. Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - губернаторам и градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений; причём генерал-губернаторы могут уполномочивать на разрешение сих дел подчинённых им начальников губерний, градоначальников и обер-полицеймейстеров;

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны, и

г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны. <…>

17. От генерал-губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Министра внутренних дел, зависит: а) передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

Примечание. В сих видах им предоставляется право требовать от прокурорского надзора представления для просмотра, на срок не свыше двух недель, каждого отдельного следственного производства, или дознания, не переданного ещё в судебное установление.

18. Рассмотрение и решение упомянутых дел в военно-окружных и временных военных судах производится… с тем:

а) чтобы лицам, виновным в сооружённом сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы, или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев, или поджогом - определялось наказание, предусмотренное статьёй 279 Воинского устава о наказаниях, изд. 1879 года ;

в) чтобы дела о лицах, обвиняемых в государственных преступлениях, рассматривались всегда при закрытых дверях. <…>

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода. принадлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Командующим войсками, в военном округе расположенными, которым присваиваются по сему предмету права, предоставленные статьями 1234, 1238 и 1241 кн. XXIV Свода военн. пост. главнокомандующему в военное время .

20. Действие статьи 511 т. II ч. I, изд. 1876 года, распространяется в пределах местностей, объявленных в положении усиленной охраны, на замещение всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым установлениям, утверждение в каковых должностях не поставлено действующим законом в прямую зависимость от губернаторов или градоначальников и министра внутренних дел, с тем, чтобы, независимо от сего, по требованию губернатора или градоначальника, были немедленно удаляемы от должностей по упомянутым постановлением все те лица, которые признаны будут неблагонадёжными в силу стать 494 т. II, ч. I. Правило это не распространяется однако на мировых судей и лиц, служащих в земских и городских общественных учреждениях по выборам .

21. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам, предоставляется делать распоряжения:

а) о предварительном задержании, не долее однако двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а в принадлежности к противозаконным сообщества, и

б) о производстве во всякое время обысков во всех без исключения помещениях, фабриках, заводах и т.п. и о наложении ареста, впредь до распоряжения подлежащего начальства, на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого безотлагательно сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику, по письменному распоряжению которых срок предварительного ареста может быть продлён до одного месяца со дня задержания.

22. В случае бездействия власти административных лиц при исполнении ими обязанностей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, лица сии могут по определению суда быть подвергаемы определённым в законе взысканиям не только в высшей мере оных, но даже одной и двумя степенями выше.

III. Правила о положении чрезвычайной охраны.

23. Все статьи положения усиленной охраны сохраняют свою силу и при положении чрезвычайной охраны, поскольку они не изменяются нижеследующими правилами.

24. Генерал-губернаторам присваиваются изложенные ниже права главноначальствующих, а в случае надобности, по особым каждый раз высочайше утверждённым положением Комитета министров, и права главнокомандующих армией в военное время.

25. В местностях, не подчинённых генерал-губернаторам, указывается высочайшей властью то лицо, на которое возлагаются права главноначальствующего.

26. Главноначальствующему, независимо от прав, указанных в отделе II настоящего Положения, предоставляется в пределах подведомственной ему местности:

а) право подчинять некоторые из местностей вверенного ему края особо для сего назначенным лицам…

б) право учреждать для содействия существующим органам полиции особые военно-полицейские команды, с кругом прав и обязанностей, указываемых при самом их учреждении;

в) право изъятия из общей подсудности дел об известного рода преступлениях и проступках, с передачей оных в производство военного суда в порядке, установленном статьями 17 и 18 сего Положения, или с подчинением их административному разрешению, в пределах карательной власти, предоставленной ему на основании пункта д этой статьи;

г) право налагать на срок объявленного положения чрезвычайной охраны секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них, в тех случаях, когда путём распоряжения такими имуществами или доходами с оных достигаются преступные цели или когда упущения по управлению таковыми влекут за собой опасные для общественного порядка последствия.

Примечание. Управление имуществом, на которое наложен секвестр, поручается местным учреждениям ведомства государственных имуществ; причём издержки по управлению покрываются из доходов с этого имущества; остающийся же чистый доход с секвестрованного имущества возвращается владельцу не ранее освобождения имущества от секвестра;

д) право подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьме или крепости на 3 месяца или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до 3.000 руб. как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, об изъятии коих из ведомства судов будет заранее объявлено;

е) право устранять от должности на время объявленного положений чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; из сего исключаются только лица, занимающие должности первых трёх классов ;

ж) закрывать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний;

з) право приостанавливать периодические издания на всё время объявленного чрезвычайного положения, и

и) право закрывать учебные заведения на срок не долее одного месяца.

Примечание. О причинах принятия этой меры главноначальствующий обязывается сообщит подлежащему начальству учебного заведения, а также министру внутренних дел, который, если бы признавал необходимым продлить срок закрытия учебного заведения, вносит о том представление в Комитет министров.

27. На действия подчинённых главноначальствующему учреждений жалобы могут быть приносимы в порядке подчинённости в двухнедельный срок.

IV. Правила для местностей, не объявленных в исключительном положении.

28. Одновременно с объявлением какой-либо местности в одном из видов исключительных положений могут быть введены, по особым каждый раз указаниям высочайше утверждённого положения Комитета министров, в некоторых точно определённых смежных губерниях и областях и даже во всех остальных местностях государства следующие правила.

29. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам предоставляется: подвергать лиц, подозреваемых в совершении государственных преступления или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообщества, предварительному аресту на срок не более семи дней и производить у таких лиц обыски и выемки.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику.

30. Губернаторам и градоначальникам присваиваются права, указанные в статье 20 сего Положения.

31. Министру внутренних дел, по соглашению с министром юстиции, предоставляется за преступления государственные, а также за вооружённое сопротивление властям, от правительства установленным, или нападения на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы, или де вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, предавать военному суду лиц гражданского ведомства и определения виновным наказания, установленного статьёй 279 Воинск. уст. о наказ., изд. 1879 года.

V. Правила об административной высылке.

32. Высылка частного лица административным порядком в какую-либо определённую местности Европейской или азиатской России, с обязательством безотлучного пребывания в течение назначенного срока, может иметь место не иначе, как при соблюдении нижеследующих правил.

33. Подлежащая власть, убедившись в необходимости высылки частного лица, представляет об этом министру внутренних дел с подробным объяснением оснований к принятию этой меры, а также предположений о сроке высылки.

Примечание. Предварительный арест лиц, предназначенных к высылке в определённую местность, может, по распоряжению министра внутренних дел, быть продолжен впредь до разрешения вопроса о высылке их.

34. Представления этого рода рассматриваются в особом совещании, образуемом при министре внутренних дел, под председательством одного из товарищей министра, из четырех членов – двух от министерства внутренних дел и двух от министерства юстиции. Постановления сего совещания представляются на утверждение министра внутренних дел.

35. При обсуждении представления о высылке, упомянутое совещание может потребовать необходимых дополнений и разъяснений, а в случае надобности – вызвать для личных объяснений предназначенное к высылке лицо .

36. Для безвыездного пребывания в месте, для высылки определённом, устанавливается срок в размере от одного года до пяти лет <…>.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. I. СПб., 1885. С. 261-266



Просмотров