Освобожденный из мест лишения свободы. Как получить финансовую помощь после освобождения из исправительной колонии

    КАК БЫВШЕМУ ОСУЖДЕННОМУ НЕ ОСТАТЬСЯ НА УЛИЦЕ

    А. ГАРМАШ

    Анна Гармаш, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", г. Москва.

    Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем для многих жителей современной России. А для отдельных категорий граждан, в частности для бывших осужденных, она практически неразрешима. Причем речь не идет о какой-то отдельной квартире со всеми удобствами, а хотя бы о комнате в общежитии или каком-то пригодном для жилья угле.

    В порядке общей очереди

    В настоящее время, несмотря на законодательство РФ, огромная армия освободившихся из мест лишения свободы оказывается на улице, сразу становясь бомжами, совершая преступления повторно.
    Вместе с тем право на жилище является конституционным правом каждого гражданина РФ, где в п. 1 ст. 40 Конституции РФ закрепляется, что каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.
    Российская Федерация посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3 ст. 40 Конституции РФ).
    В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, положения которых рекомендованы государствам - членам ООН для учета в своей законодательной деятельности и административной практике, говорится, что обязанности государства не прекращаются с освобождением заключенных. Необходимо иметь как государственные, так и негосударственные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых, борясь с предрассудками, жертвами которых являются освобождаемые, и помогая им вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил).
    Вопросы помощи осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, продекларированы в главе 22 УИК РФ, однако их реализация не имеет достаточно разработанной нормативной базы. Особенно это касается права бывших заключенных на жилище.
    В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время ЖК РФ предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Выбор места жительства после освобождения

    В соответствии со ст. 180 УИК РФ заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация исправительного учреждения обязана в письменном виде запросить у заключенного, какое место жительства он изберет после освобождения. При этом в обязанности администрации исправительного учреждения входит разъяснение осужденному, что в отдельных крупных городах, например в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.
    Согласно Инструкции "Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" по избранному осужденным месту жительства администрацией исправительного учреждения направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу (Приказ Минюста России от 13.01.2006 N 2 "Об утверждении Инструкции..." с изменениями от 08.09.2006). Также администрация направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного (п. п. 6, 7 Инструкции).
    В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (п. 10 Инструкции). В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
    В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.
    В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.
    При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.
    Самый доступный вариант обеспечения жильем таких граждан - общежитие или иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости, однако, как мы уже говорили, большинство предприятий сегодня ведомственного жилья не имеют.

    Варианты решения вопроса о жилье

    Небесполезным будет знать, что в ст. 95 ЖК РФ определено пользование жилыми помещениями маневренного фонда как временным жильем до обеспечения постоянной жилплощадью. Маневренный фонд в соответствии с законом должен быть сформирован в каждом субъекте РФ, и в него могут входить как многоквартирные жилые дома в целом, так и отдельные жилые помещения в них либо в иных домах.
    Жилые помещения маневренного фонда предназначены в том числе для временного проживания граждан в случаях, предусмотренных законодательством (каковыми как раз и могут являться бывшие осужденные, для которых жилья пока не нашлось или в нем необходимо произвести ремонт).
    Кроме того, в крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты (в случае их наличия и отказа от них очередников) также могут быть предоставлены освободившимся из мест лишений свободы.
    Решение жилищного вопроса инвалидов и лиц престарелого возраста, не способных обеспечить себя либо нуждающихся в уходе, чаще всего решаются (с их согласия) путем помещения в дома инвалидов и престарелых (интернаты).
    Что касается несовершеннолетних освободившихся, не имеющих родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, то они помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.
    Следует иметь в виду, что возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.
    В связи с этим хотелось бы отметить Постановление КС РФ, отменившее положение ЖК РСФСР, по которому вступление приговора в силу автоматически влекло за собой лишение осужденного права на занимаемую им жилищную площадь (Постановление КС РФ от 23.06.1995 N 8-П). В принятый в 1997 году УИК РФ не была включена норма, ранее предусмотренная в ст. 104 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой лицу, освобожденному из мест лишения свободы, жилье предоставлялось органами местной исполнительной власти, если родственники отказывались прописать его у себя. В результате довольно большое число граждан, будучи лишенными жилья до вступления в силу Постановления N 8-П, попали в правовую ловушку. Таким образом, они, по сути, становятся бездомными. И этот вопрос, бесспорно, требует своего решения.

    Если квартира приватизирована

    В настоящее время согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма, и об этом должен знать бывший заключенный.
    Довольно часто недобросовестные родственники приватизируют квартиру, не включая находящегося в местах заключения гражданина в число собственников (особенно если срок заключения большой). После чего пытаются от такого жилья избавиться. И часто им это удается. Вместе с тем здесь уже надо быть внимательным покупателям, так как, не став собственником приватизированного жилья, осужденный имеет право проживать в нем пожизненно (это касается всех граждан, не включенных в число собственников или отказавшихся от собственности по каким-либо причинам).
    В соответствии с Обзором судебной практики ВС РФ за IV квартал 2005 года указывается следующее.
    Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
    Из части 2 ст. 292 ГК РФ следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.
    Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
    Согласно ч. 1 ст. 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.
    Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Следовательно, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования им. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер.
    Освободившись, бывший заключенный может восстановить через суд свое право на проживание на той жилплощади, где он был прописан ранее. И это вполне реально, хотя, конечно, и очень затруднительно, так как у бывших заключенных нет элементарных правовых знаний, а услуги адвоката стоят дорого.
    О жилищных проблемах бывших заключенных говорится давно и постоянно, однако их решение до сих пор так и не найдено, несмотря на закрепленные в законодательстве права. Действительно, это не так просто, однако, учитывая опыт зарубежных стран по ресоциализации бывших заключенных, многое выполнимо. Если не выйти из этого замкнутого круга, рецидивная преступность никогда не пойдет на убыль. Нельзя требовать от бывшего заключенного интеграции в общество, не предоставив ему элементарных средств для нормальной жизни.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Наказание за преступление – эффективная мера воздействия, но не единственная. После отбытия срока возникают новые трудности, которые не каждый может преодолеть. Как результат – повторное нарушение законодательства, возвращение в колонию или тюрьму, аморальный образ жизни и т.д.

Речь идет об отсутствии денежных средств, вещей первой необходимости, места жительства, проблемах социальной адаптации. Чем больше времени провел человек в изоляции, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни.

Подразумевается ли помощь освободившимся из мест лишения свободы? Если да, то какая? И что сделать, чтобы ее получить?

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить) . Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ . Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума . Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем . За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия . Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства .

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление . После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи человек. Эти люди, получив свободу, нуждаются в - многие не могут найти работу, зарегистрироваться по месту жительства. Иногда у них нет мобильного телефона, поэтому с ними трудно связаться. А у некоторых - даже одежды по сезону. И нередко, не найдя работы и жилья, бывший заключенный вновь становится на путь преступления...

Помочь им на первое время могут в районном территориальном центре социального обслуживания . Его сотрудники, кстати, готовы сами сделать первый шаг.

РУВД регулярно сообщает нам сведения о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, - рассказывает заведующая отделом социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска Наталья Рокманс . - И мы высылаем этим людям информацию о том, что они могут обратиться к нам за помощью - специальные памятки со всеми нашими телефонами и описанием услуг, которые мы можем им оказать.

Кстати, центр социального обслуживания населения, по словам Натальи Рокманс, может оказать бывшим заключенным материальную помощь (в виде государственной адресной социальной помощи ). Единственное обязательное условие для ее получения - должен зарегистрироваться в отделе по трудоустройству в качестве безработного . Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут получить в центре и гуманитарную помощь: одеждой, постельным бельем, продуктовыми наборами. Если требуется юридическая или психологическая помощь, ее тоже окажут, причем бесплатно.

Мы также проводим для таких людей различные акции, тренинги, семинары, - говорит Наталья Рокманс. - В основном это касается профориентации. Например, акция «Шаг навстречу» , на которую приглашаются представители организаций и предприятий района, а также лица, вышедшие из мест лишения свободы, - с тем, чтобы ознакомить людей с вакансиями и условиями, что могут предложить им предприятия. Конечно, чаще всего это неквалифицированный труд, но он может стать отправной точкой для дальнейшего профессионального роста.

Положительные примеры есть, но и отрицательных тоже хватает, - не скрывает фактов заведующая отделом социальной адаптации и реабилитации. - Многие устраиваются на работу, но не все задерживаются на ней.

В целом она отмечает, что обращаются в центр не слишком активно, и в основном за материальной помощью. Но тут есть условие - нужно быть зарегистрированным как безработный, однако не все хотят его выполнять, отмечает Наталья Рокманс.

С ней согласен психолог центра Вадим Женевский . «Бывших заключенных в основном интересует материальная составляющая нашей помощи, - утверждает он. - Большинство из них считает, что психологическая помощь им не нужна. Но мы, когда даем им, например, гуманитарную помощь, всегда стараемся убедить прийти еще и на психологическую консультацию или тренинг. Работать с ними непросто: в большинстве это замкнутые, недоверчивые люди, которые плохо идут на контакт ».

Самое главное, конечно, - это трудоустройство, - продолжает Вадим Женевский. - И здесь важно помочь им адекватно оценить себя и свои возможности. Потому что у некоторых имеются амбиции, не всегда обоснованные. Хотя большинство все же понимает то, что они находятся не в самом выгодном положении на рынке труда, но, тем не менее, они часто не хотят принимать этого. Психолог как раз и может помочь разобраться в себе и понять, на что человек может претендовать, чего он может достичь и какие усилия для этого могут понадобиться.

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. "В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни". Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности - само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство - основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации "О занятости населения"Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу" только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% - с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу". Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц - рабочие. 23% - вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому "более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия - одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Среди перечисленных в законе социальных учреждений и служб существенную помощь могут оказать трудоспособным освобожденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дома ночного пребывания и отделения срочного социального обслуживания. Благодаря содействию, оказываемому сотрудниками этих учреждений - предоставление ночлега, талонов на бесплатное горячее питание, материальная помощь, выделение одежды, обуви, других предметов первой необходимости, оказание юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки, содействие в получении временного жилого помещения, предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных региональным перечнем гарантированных государством социальных услуг - лица, освобожденные их мест лишения свободы и не имеющие места проживания, в значительной степени имеют меньше стимулов к совершению правонарушений в первое время после освобождения. Так, созданный в г. Котлас Архангельской обл. Центр социального обслуживания населения за 2011 год оказал срочную социальную помощь 34 освобожденным из мест лишения свободы. Однако в Сводной программе социальной защиты малоимущих слоев населения г. Котлас на 2012 год предусмотрено, что помощь освобожденным будет предоставляться лишь при наличии регистрации, за исключением выдачи талонов на питание лицам, следующим до избранного места жительства. Введение этого ограничения может негативно повлиять и не без того нелегкий процесс ресоциализации.

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос "Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?". Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% - бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

личного заявления;

заявления попечителя:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь - их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.



Просмотров