Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан. Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

Приказом МВД России от 18.12.2017г. № 933 утвержден новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 03.02.3018г. Приказ ФМС России от 29.06.2015г. № 321, ранее устанавливающий такой Порядок признан не подлежащим применению (отменен).

Что же нового ждет всех нас? Заранее прошу прощения за то, что вам, уважаемые читатели, придется много читать, но, чтобы понять, какой смысл вложен в Приказ, нужно очень сильно постараться.

Прежде всего напомню, что соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета) со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете) при изменении срока пребывания иностранного гражданина принимающая сторона или в редких случаях сам иностранец обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Нарушение данной нормы влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Собственно именно эта норма и фиксирует обязанность принимающей стороны обращаться в органы миграционного учета для, скажем так, извещения об изменении срока пребывания иностранца. В народе это называется «продление регистрации». Именно эта норма закрепляет обязанность принимающей стороны обращаться за «продлением регистрации» только в органы миграционного учета, поэтому «продление регистрации» по почте, в МФЦ и гостиницами недопустимо.

Почему? Потому что полномочиями по принятию решения о продлении срока пребывания в России иностранных граждан (и лиц без гражданства) в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) наделен орган власти в сфере миграции и его территориальные органы (то есть в настоящее время – МВД России).

То есть в случае если у иностранца появляются основания для продления (изменения) срока пребывания принимающая сторона заявляет об этом в орган миграционного учета, а уже тот оценивает ситуацию и решает, являются ли наступившие основания достаточными и нет ли препятствий для продления срока пребывания иностранного гражданина в России.

Собственно Приказ и должен, по идее, установить порядок, которому необходимо следовать при продлении срока пребывания в России иностранных граждан: описать случаи, при наступлении которых продлевается срок пребывания, определить перечень документов, необходимых для предъявления в органы миграционного учета в каждом конкретном случае, закрепить, кто принимает решение о продлении срока пребывания, как проходит сама процедура и что мы получаем на выходе.

Прошу прощения за долгое вступление, переходим собственно к Приказу.

В соответствии с новым порядком решение о продлении срока пребывания принимается не инспектором, а руководящим составом органов внутренних дел: начальниками территориальных органов МВД России на уровне субъекта федерации, на районном уровне, начальниками подразделений по вопросам миграции.

Основаниями для продления срока пребывания считается наступление следующих случаев:

1. Случаи, описанные в пункте 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

1.1. Продление или выдача новой визы (это понятно, согласно статье 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания определяется сроком действия визы).

1.2. Прием от иностранца заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (речь идет о безвизовых иностранцах). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891 период рассмотрения заявления составляет 60 суток)

1.3. Прием от иностранца заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации в случае его признания носителем русского языка. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 № 1325, срок рассмотрения заявления составляет до 3-х месяцев);

1.4. Прием о иностранца заявления о выдаче вида на жительство (для граждан Белоруссии, иностранцев, признанных носителями русского языка и, пожалуй, иностранных ВКС и членов их семей из безвизовых стран, которые имеют возможность получить вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (срок рассмотрения заявления согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 09 ноября 2017 г. №846 составляет от 2-х до 3-х месяцев);

1.5. Прием от работодателя (заказчика работ услуг) ходатайства о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста. Ситуация теоретически возможна в отношении:

Иностранцев из безвизовых государств (Азербайджан, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан), когда ходатайство о привлечении их как ВКС подается незадолго до окончания у них срока пребывания. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения ходатайства;

1.6. Заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного ВКС (в соответствии с пунктом 17 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан для продления срока действия разрешения на работу ВКС обратиться с заявлением о продлении разрешения необходимо не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения, само разрешение оформляется 14 рабочих дней - тут мне сложно представить, чтобы срок пребывания ВКС истек раньше, нежели он получит новое разрешение на работу);

1.7. Обучение иностранца в образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения). Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1;

1.8. Обучение иностранца в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения) Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанных выше случаях продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта приема документов, указанных у меня в пунктах 1.2 – 1.6, то есть автоматически.

После принятия решения о продлении срока пребывания во всех указанных выше случаях в миграционной карте иностранного гражданина согласно пункту 16 Приказа проставляется отметка о продлении срока пребывания. Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации»

2. Случаи, описанные в пункте 3 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

2.1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Понять, что за этим скрывается довольно сложно (в качестве примера см. пункт 3 Письма ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/2-691"О применении норм 115-ФЗ", Информацию ФМС России «О продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации»).

Для продления срока пребывания в такой ситуации согласно пункту 7.1 приказа иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление о продлении срока временного пребывания.

В соответствии с пунктом 7.3 Приказа заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина. То есть главное – чтобы обращение произошло до истечения срока временного пребывания иностранца с учетом сроков его рассмотрения – 3 рабочих дня.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае, как раз и непонятно, что это за основания), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Адрес места пребывания.

В соответствии с пунктом 16 Приказа после принятия решения о продлении срока временного пребывания по указанным выше непонятным основаниям в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания.

Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации». Ходи с уже имеющейся, в которой разрешенный срок пребывания уже истек и с миграционной картой, в которой стоит какая-то отметка.

3. Случаи, описанные в пункте 5 статьи 5 Закон о правовом положении иностранных граждан:

3.1. При выдаче или продлении срока действия разрешения на работу ВКС или разрешения на работу, выданного в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (подробнее см. саму норму Закона о правовом положении иностранных граждан)

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта выдачи документов (пункт 6 Приказа), то есть автоматически. Речь идет о ВКС из Ближнего зарубежья.

3.2. При выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента иностранному гражданину.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производится автоматически через занесение сотрудником подразделения по вопросам миграции в информационную базу данных факта выдачи патента, продления срока его действия или его переоформления, поскольку, по мнению авторов Приказа, в этом случае в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Действительно, согласно указанным положениям иностранному гражданину не требуется обращаться в орган власти, выдавший патент, за подтверждением его продления. Но эта норма касается только самого патента, как документа, подтверждающего право иностранца работать в России. Напомню, что в патенте в соответствии с Приложением к Приказу МВД России от 19.06.2017г. № 391 указывается лишь дата его выдачи, а срок действия документа продлевается автоматически при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Это говорит лишь о том, что иностранцу, оплатившему очередной фиксированный платеж не требуется бежать в орган, выдавший патент за проставлением в нем отметки о том, что патент продлен.

Однако, из описательной части нормы Приказа создается впечатление, что и продлевать срок пребывания «патентщикам» не требуется, он продлевается сам при уплате налога, и ни с какими заявлениями никуда обращаться не стоит.

Это не соответствует действительности, поскольку противоречит указанной выше норме – пункту 42 Правил осуществления миграционного учета, которая имеет большую юридическую силу, поскольку утверждена Правительством.

А норма эта обязывает принимающую сторону в случае изменения срока пребывания иностранца (в нашем случае в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания продлевается при выдаче, продлении патента и его переоформлении. Продление же патента происходит каждый раз при уплате налога) обратиться напрямую в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии, заявлением в произвольной форме (вот оно – заявление о продлении срока пребывания) и копиями соответствующих документов, то есть, как минимум – паспорта иностранца, патента и «квитанций о его оплате», как документов, подтверждающих изменение срока пребывания.

Кстати говоря, Приказ не предполагает и проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев.

4. Случаи, описанные в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан (речь идет о тех же иностранцах, что описаны у меня в пунктах 1.7 и 1.8)

4.1. При обучении в России в учебных заведениях по очной или очно-заочной форме (подробнее см. саму норму).

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа сам иностранец или образовательная организация, в которой он обучается, обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации с ходатайством о продлении срока временного пребывания.

Ходатайство согласно пункту 7.4 Приказа подается в произвольной форме не позднее чем за двадцать дней до окончания срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Одновременно с ходатайством представляются (см. пункт 11 Приказа):

  • Документ, удостоверяющий личность иностранца, и его копия (все страницы);
  • Документ, подтверждающий обучение иностранца и его копии.

Приказ предполагает проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев (см. Пункт 16 Приказа)

5. Заключение трудового или гражданско-правового договора между российскими организациями или физическими лицами и гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (см. пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Приказа продление срока временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником органа миграционного учета «факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Согласно абзацу 4 пункта 15 Приказа срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза и членов его семьи продлевается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Из вышеперечисленного следует:

С каким вниманием разработчики Приказа относятся к ссылкам на нормативные правовые акты (пункт 3 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан никакого отношения к уведомлениям о заключении договора не имеет, но, конечно, же это досадная опечатка, ведь цифры 3 и 8 на клавиатуре – добрые соседи);

Что срок пребывания гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии продлевается автоматически при занесении в базу данных сведений о получении уведомления о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора без подачи заявления о продлении срока пребывания (это уже серьезно);

Что вопрос о том, на какой срок продлевается пребывание в России граждан названных государств при заключении договора сроком более чем на год или бессрочного – остается открытым. Согласно Информации Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 9 сентября 2013 года срок временного пребывания в этом случае продлевается ежегодно без необходимости выезда из России;

Что указанные положения Приказа опять же противоречат пункту 42 Правил осуществления миграционного учета.

Кроме того, непонятно, каким образом будет продлеваться срок пребывания в России граждан Белоруссии, при условии, что согласно Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года № 78-АД17-19) уведомлять о заключении и прекращении договоров с белорусами не требуется.

Отдельно в Приказе оговорены члены семей граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, работающих в России.

Вот с ними вроде бы все ясно. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа они сами или принимающая сторона обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранца с заявлением о продлении срока временного пребывания.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае – заключение трудового или гражданско-правового договора), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.
  • В соответствии с пунктами 10-10.3 дополнительно предоставляются:
  • Документ, удостоверяющий личность и его копия (все страницы);
  • Документы, подтверждающие родственные отношения с трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие нахождение его на иждивении у трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза), и их копии;
  • Копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Что хочется сказать еще. Приказ, в большинстве своем, противоречит, как уже говорилось выше положениям пункта 42 Правил осуществления миграционного учета, следовательно не может быть применен. Будем надеяться, что на местах его почитают, не поймут и… будут работать как раньше.

Для всех иностранцев, как и в любой другой стране, предусмотрен обязательный порядок регистрации. Они должны соблюдать законодательство России и проходить процедуру учета. За игнорирование российских законов и нарушение данных норм на приезжего будет наложено административное наказание. Кроме этого, в определенных случаях возможна депортация иностранца обратно в его страну, а также последующее введение запрета на обратный въезд в РФ.

Весь комплекс необходимых мер, которые должен предпринять иностранец после въезда в страну, установлен законодательством. Вся необходимая информация должна быть заполнена на специальном унифицированном бланке, который должны заполнять приезжие.

Весь учет осуществляет принимающее ведомство, поэтому иностранцы не должны лично присутствовать при ведении учета въезжающих в страну граждан. Заполнение необходимых сведений и предоставление их принимающей стране происходит в момент пересечения границы России.

Процедура будет следующая:

  1. Иностранец на границе России демонстрирует принимающей стороне заграничный паспорт.
  2. Далее приезжий заполняет миграционную карту, предъявляет ее на паспортном контроле. Принимающая сторона согласно международным правовым актам не имеет права забирать данные документы у граждан других стран.
  3. После принимающая сторона оформляет унифицированный бланк на основании вышеперечисленных документов. Этот бланк подтверждает приезд человека в страну. Он называется уведомлением.
  4. С этого момента принимающая сторона обязана передать в течение суток это уведомление, копию паспорта, а также миграционную карту по адресу нахождения территориального ФМС. Отправить данные документы можно в электронном формате либо через почту. Там есть специализированные окна для передачи такой информации. Стоимость этой услуги на почте стоит 216 рублей.
  5. Орган ФМС или почтовое отделение, получившие уведомление о приезде иностранного человека и все необходимые копии документов, ставят отметки на нем и отрывают одну часть. Таким образом, у обеих сторон остается подтверждающий документ о передаче уведомления.
  6. Фактически выданный отрывной лист является подтверждением об оформлении человека на учет.

Такая процедура проводится для всех въезжающих на территорию страны граждан. Однако в зависимости от места, где будет временно находиться гражданин другой страны, иногда бывает установлен разрешительный порядок пребывания человека.

Территории разрешительного учета

Такие районы определяются правительством России или самим президентом. А также могут быть введены ограничения и местным муниципалитетом. Под разрешительный порядок попадают следующие территории:

  • пограничные районы с другими странами;
  • закрытые военные города;
  • территории, куда требуется разрешение для всех людей на основании законов;
  • территории, признанные зоной экологического бедствия;
  • отдельные районы, находящиеся в зоне карантина;
  • зоны проведения контртеррористических мероприятий;
  • закрытые административные округа;
  • объекты, где введено военное положение;
  • зоны чрезвычайных обстоятельств.
Для данных территорий предусмотрено получение дополнительного разрешения от государственных органов.

Законодательные изменения

В этом году ввели ряд изменений, касающихся порядка регистрации приезжающих граждан. Нововведения затронули стоимость мероприятий по регистрации. Раньше стоимость рассчитывалась из расчета 1 рубль за 1 день нахождения в стране. Максимальная сумма ограничивалась 200 рублями за весь период местонахождения иностранца в России. А теперь сделали фиксированный размер государственной пошлины 200 рублей независимо от количества дней пребывания.

Также необходимо знать следующие правила, действующие на территории РФ:

  • сроки подачи заявлений о регистрации установлены в пределах 7 дней с момента въезда на территорию страны;
  • если необходимая документация направлена в регистрирующие учреждения и находится у них на момент прибытия иностранца, то данное ведомство должно самостоятельно его оформить;
  • эмигрант обязан оплатить пошлину;
  • жалобы иностранных граждан о нарушениях российских государственных служащих рассматриваются теперь в более быстрые сроки (15 дней).

Данную информацию обязан знать каждый человек, пересекающий границу РФ, не имея местного гражданства.

Регистрация

Если иностранцу предоставлены определенные права пользования жилым объектом, независимо от сроков проживания на территории РФ, он должен зарегистрироваться по этому адресу. Данное обязательство возникает:

  • после получения разрешения на проживание;
  • с момента получения вида на жительство.
Оформление документов осуществляется в зависимости от сроков, которые предоставлены иностранцу на пользование жильем. Если срок ограничен определенной датой, то выдается временная регистрация. Когда срок не ограничен никакими датами, то регистрация будет выдана постоянная.

Для получения регистрации нужно собрать и предъявить следующую документацию:

  • заграничный паспорт иностранца;
  • разрешение на проживание, оно выдается российской стороной;
  • если имеется, вид на жительство;
  • бумаги, подтверждающие право пользования определенным имуществом;
  • квитанции, подтверждающие оплату пошлины за оказание услуги по регистрации, ее размер 350 рублей.

В процессе оформления регистрации есть документы, которые иностранец может не подавать, а регистрирующие органы могут проверить их наличие по внутренним источникам передачи информации между государственными органами. К ним относятся:

  • оплаченная квитанция пошлины;
  • копия миграционной карты;
  • правоустанавливающие бумаги на пользование помещением.

Отказать на основании отсутствия этих бумаг регистрирующие органы не имеют право. Они обязаны проверить фактическое их наличие посредством электронного взаимодействия с другими государственными органами.

Сроки пребывания

В России определены конкретные сроки для пребывания граждан, приехавших из других стран. Если для визита в страну этому иностранцу нет необходимости получать визу, то он может беспрепятственно находиться до 90 дней. А суммарно по двум периодам не более 180 дней, если этот срок не продлен государственными органами.

Для продления установленных сроков необходимо своевременно подать установленный комплект документации для получения визы.

Учет иностранцев

Если иностранец находится на территории определенного адреса временно, но он не считается его местом жительства и не соответствует тому, который был указан в миграционной бумаге, он должен зарегистрироваться по этому месту пребывания. Согласно законам России, подлежат учету следующие лица:

  • иностранец спустя 7 дней жительства по одному адресу, постоянно проживающий там;
  • гражданин другой страны спустя 7 дней проживания в конкретном жилом помещении, временно проживающий там.

Законодательством установлены случаи, которые исключают необходимость регистрации данных видов граждан:

  • если иностранец не имеет постоянно определенного места жительства;
  • официально числится и проживает в гостинице;
  • находится в социальном реабилитационном учреждении;
  • отбывает наказание в специализированных местах лишения свободы;
  • работает на территории РФ вахтовым методом.

В случае нарушения вышеперечисленных сроков и требований законодательства России на нарушителя другой страны будет наложен штраф. Размер его составляет от 2000 до 5000 рублей. Также вместе со штрафом иностранец может быть выдворен из страны. После данной ситуации ФМС России может ввести запрет на въезд данному гражданину сроком до 5 лет.

Иностранные граждане приезжают на территорию РФ достаточно часто. Кто-то посещает друзей/родственников, а некоторые лица остаются работать в России. В каждой ситуации требуется прохождение регистрационной процедуры. Как она осуществляется, и есть ли конкретные нормы законодательства на этот счет?

Нормативно-правовая регламентация

Миграционные законы не являются статичными. Они на регулярной основе подвергаются изменениям. Связано это со следующими событиями:

  • суд принял Постановление №22-П от 19 июля 2017 года;
  • законодатель создал курс на изменение в большую сторону количества норм, связанных с ответственностью за несоблюдение миграционных норм;
  • в качестве регламента, ужесточающего ответственность за нарушение миграционного законодательства, выступает ФЗ №366, с помощью которого в ФЗ №109 от 18.07.2006 были внесены определенные поправки;
  • появилась законодательная норма ФЗ №420 от 12.11.2018, в рамках которой в ст. 322.3 УК РФ произошло внесение изменений и поправок.

В настоящее время правительственная сторона занята разработкой еще нескольких соответствующих нормативов, касающихся прописки иностранцев на территории России.

Цели миграционного учета иностранцев в РФ

Постановка на МУ иностранцев в РФ является процедурой обязательной . Она осуществляется абсолютно в отношении всех прибывших в страну лиц, вне зависимости от необходимости изготовления визы и цели визита. Получается, что каждый человек с иностранной пропиской, въехавший в страну, обязательно должен заняться постановкой на МУ, обратившись в ГУВМ МВД/ФМС. Это позволит ему находиться на территории РФ на легальном основании.

Цель постановки на такой контроль заключается в уведомлении вышестоящих инстанций о том факте, что иностранец прибыл на территорию страны. В 2018 году в рамках этого вопроса появился новый закон – ФЗ №163 от 27.06.2018 С его помощью обеспечивается уточнение данного понятия, создается описание объектов, выступающих в качестве мест регистрации иностранцев. За счет использования учетных мероприятий российский правительственный аппарат обретает право на решение следующих задач :

  • контроль потоков иностранных граждан, въезжающих в страну и выезжающих из нее;
  • легализация проживания лиц иностранной прописки на территории страны;
  • поддержание благополучия России;
  • соблюдение принципа национальности;
  • обеспечение равноправия между всеми представителями населения.

Процедура МУ является важной и необходимой. Закон признает ее обязательной.

Пошаговая инструкция регистрации по месту пребывания и жительства

Как и любой иной серьезный процесс, организация регистрации иностранцев по месту жительства подразумевает соблюдение алгоритма действий :

  1. Обращение в Федеральную миграционную службу. Целесообразнее всего делать это в личном порядке. Допустим также визит в специализированный центр, работающий на коммерческой основе. Клиент получит обширный перечень услуг на высоком уровне.
  2. Подача заявительной бумаги на регистрацию. Делается это по адресу органа миграционной политики по месту пребывания жилья. Провести такую работу нужно в течение недели с момента получения вида на жительство или разрешения на временное нахождение на территории РФ.
  3. Сбор документационного пакета. Классический набор содержит в себе паспорт, бумаги, полученные по месту основной работы, разрешение на временное проживание (РВП), ВНЖ, документация на право пользования жилым имуществом.
  4. Ожидание процесса постановки на учет. Он отнимает определенное время, в зависимости от индивидуальной ситуации. После этого регистрационная процедура может считаться успешно пройденной.

Что указать в заявлении

Заявительный документ представлен типовым форматом . В нем требуется указание достоверных сведений, включающих следующие пункты:

  • персональные сведения о заявляющей стороне;
  • материалы из удостоверения личности;
  • миграционная документация;
  • данные о продолжительности проживания в стране;
  • адрес, по которому произойдет будущая регистрация;
  • документы, подтверждающие собственность.

После этого в соответствующей бумаге происходит проставление отметки. В ее рамках фиксируются сведения о месте жительства иностранного гражданина в учетной системе.

Порядок продления, перерегистрации и сроки

Нередко обстоятельства требуют задержаться в стране на более длительное время. Связано это может быть с затяжной командировкой, необходимостью продолжения рабочей деятельности на территории России, болезнью родственников, ухудшением собственного состояния здоровья. В этом случае осуществляется продление регистрации. Однако его осуществление допустимо лишь в той ситуации, если срок легального нахождения в стране допускает такие изменения.

При необходимости происходит также предварительное продление данного временного периода. Иными словами, от иностранца требуется продление визы и получение РВП или ВНЖ. При таком раскладе прописка будет продлена без особых проблем и трудностей. Документация при этом должна находиться в полном порядке и соответствии с законом. Для успешного прохождения процедуры обращаться следует в ФМС.

Повышение срока пребывания на территории страны допустимо в рамках ФЗ №115. В соответствии с данной нормой имеет место быть три причинных фактора продления прописки :

Если иностранец находится на территории страны в течение 3 месяцев и более, этот шаг воспринимается как нарушение норм законодательства и чреват несением ответственности. Происходит депортация с последующим запретом на въезд в страну на протяжении 5 лет.

Способы регистрации

На территории страны для иностранцев предусмотрено несколько вариантов прописки . Первый вариант – временная регистрация, подтверждающая место базового пребывания , выступает в качестве необходимой меры при превышении срока пребывания на территории РФ в одну неделю. В качестве подходящего места жительства выступает:

  • собственный дом (квартира);
  • арендованный дом (квартира);
  • иное жилое помещение (дом отдыха, пансионат, санаторий, гостиница, турбаза).

Второй способ – прописка на постоянной основе . Она предполагает прохождение регистрационной процедуры в рамках места фактического проживания. Затрагивает этот аспект граждан, выступающих в качестве собственников жилого имущества. Например, тех лиц, которые купили квартиру или частный дом на территории страны.

Объект, который был приобретен, должен в обязательном порядке пройти регистрацию в качестве места жительства, т. е. прописка в нем является обязательной. Регистрация – бессрочная, т. е. иностранный гражданин таким образом приобретает постоянное место проживания.

Стоит отметить, что легальная прописка не выступает в качестве основания для увеличения времени пребывания на российской территории в целом. К примеру, если иностранец прибыл на территорию страны в рамках визового режима, действующего в течение определенного временного интервала, он вправе остаться в стране на время действия документа.

Если регистрационная процедура подразумевает оформление вида на жительство , иностранец получает право пребывать на территории российского государства в течение неограниченного количества времени. Однако требуется прохождение регистрационной процедуры по месту жительства.

В остальном нормы, законы и правила являются едиными для россиян и других граждан. Оформление процедуры постоянной регистрации допустимо после недельного времени пребывания. Временная прописка обеспечивается спустя 3 месяца с момент въезда. Для постоянного нахождения подойдет жилая недвижимость, пребывающая в собственности, или арендное помещение. Для временной прописки действуют иные правила. Она целесообразна в случае отпуска или при переезде в другой регион.

В юридической практике имеет место понятие «фиктивной регистрации» . Речь ведется о случае, в котором проживание по факту не подразумевается. Такое явление выступает в качестве нарушения законодательства. При несоблюдении действующих норм есть кара в виде уголовной ответственности. Самые распространенные виды наказаний следующие :

  • штрафные санкции (как правило, размерные показатели составляют от 100 000 до 500 000 руб.);
  • отправка на работы принудительного характера;
  • арест;
  • заключение в тюрьму;
  • запрет на занятие определенных должностей.

Во избежание проблем с законом и депортации стоит позаботиться о прохождении регистрационной процедуры заблаговременно.

Принимающая сторона для регистрации и ее обязанности

Если иностранец имеет договоренность с принимающей стороной, личная явка в ГУВМ не является обязательным шагом. Все процедуры может пройти собственник жилья. Все, что требуется от приезжего — предъявление удостоверения личности и миграционной карты. Российский закон устанавливает критерии, которым должна строго отвечать принимающая сторона. Это могут быть следующие лица и инстанции :

  1. Граждане Российской Федерации, располагающие жилой площадью на российской территории.
  2. Юридические лица либо филиалы организаций, в которых проживают приезжие или занимаются осуществлением какой-либо деятельности.
  3. Административный аппарат заведения при вселении иностранца в гостиницу.

Принимающая сторона обязуется заняться заполнением соответствующего регистрационного бланка и подачей набора документации в службу ГУВМ. Никакой государственной пошлины в данном случае не предусмотрено.

Недействительность регистрации

Законодательство наделяет собственника жилого имущества многочисленными правами. Владелец жилья может прописывать иностранных граждан на временной и постоянной основе. Однако ему нужно помнить на возможность прописки со стороны этих иностранных лиц собственных детей «без разрешения» истинного хозяина. Этот факт может спровоцировать определенные трудности в процессе отчуждения жилья.

Недействительной прописка признается в ряде ситуаций :

  • жилое помещение, используемое на праве аренды, выступающее в качестве объекта залогового обеспечения;
  • недействительность договора по изменению права собственности на определенную квартиру;
  • необходимость освобождения помещения в связи с тем, что соответствующие органы приняли такое решение;
  • самовольный захват собственности;
  • отсутствие оформленного по закону свидетельства.

Отказ в регистрации

В качестве причинных факторов, способных привести к отказу в регистрационной процедуре, выступают следующие явления и особые обстоятельства :

  • присутствие у иностранца тяжелого заболевания;
  • ошибочные сведения в процессе оформления договора (отсутствие его регистрации в налоговой службе, важных отметок);
  • несогласие владельца квартиры на временную процедуру регистрации иностранца.

Основной выход из сложившейся ситуации заключается в обращении в специализированную компанию, осуществляющую трудоустройство иммигрантов на российской территории. Также можно проконсультироваться в других частных компаниях, оказывающих комплекс юридических услуг под ключ.

О том, как зарегистрироваться мигранту по месту пребывания, можно узнать из данного видео.

Иностранные граждане приезжают на территорию РФ достаточно часто. Кто-то посещает друзей/родственников, а некоторые лица остаются работать в России. В каждой ситуации требуется прохождение регистрационной процедуры. Как она осуществляется, и есть ли конкретные нормы законодательства на этот счет?

Нормативно-правовая регламентация

Миграционные законы не являются статичными. Они на регулярной основе подвергаются изменениям. Связано это со следующими событиями:

  • суд принял Постановление №22-П от 19 июля 2017 года;
  • законодатель создал курс на изменение в большую сторону количества норм, связанных с ответственностью за несоблюдение миграционных норм;
  • в качестве регламента, ужесточающего ответственность за нарушение миграционного законодательства, выступает ФЗ №366, с помощью которого в ФЗ №109 от 18.07.2006 были внесены определенные поправки;
  • появилась законодательная норма ФЗ №420 от 12.11.2018, в рамках которой в ст. 322.3 УК РФ произошло внесение изменений и поправок.

В настоящее время правительственная сторона занята разработкой еще нескольких соответствующих нормативов, касающихся прописки иностранцев на территории России.

Цели миграционного учета иностранцев в РФ

Постановка на МУ иностранцев в РФ является процедурой обязательной . Она осуществляется абсолютно в отношении всех прибывших в страну лиц, вне зависимости от необходимости изготовления визы и цели визита. Получается, что каждый человек с иностранной пропиской, въехавший в страну, обязательно должен заняться постановкой на МУ, обратившись в ГУВМ МВД/ФМС. Это позволит ему находиться на территории РФ на легальном основании.

Цель постановки на такой контроль заключается в уведомлении вышестоящих инстанций о том факте, что иностранец прибыл на территорию страны. В 2018 году в рамках этого вопроса появился новый закон – ФЗ №163 от 27.06.2018 С его помощью обеспечивается уточнение данного понятия, создается описание объектов, выступающих в качестве мест регистрации иностранцев. За счет использования учетных мероприятий российский правительственный аппарат обретает право на решение следующих задач :

  • контроль потоков иностранных граждан, въезжающих в страну и выезжающих из нее;
  • легализация проживания лиц иностранной прописки на территории страны;
  • поддержание благополучия России;
  • соблюдение принципа национальности;
  • обеспечение равноправия между всеми представителями населения.

Процедура МУ является важной и необходимой. Закон признает ее обязательной.

Пошаговая инструкция регистрации по месту пребывания и жительства

Как и любой иной серьезный процесс, организация регистрации иностранцев по месту жительства подразумевает соблюдение алгоритма действий :

  1. Обращение в Федеральную миграционную службу. Целесообразнее всего делать это в личном порядке. Допустим также визит в специализированный центр, работающий на коммерческой основе. Клиент получит обширный перечень услуг на высоком уровне.
  2. Подача заявительной бумаги на регистрацию. Делается это по адресу органа миграционной политики по месту пребывания жилья. Провести такую работу нужно в течение недели с момента получения вида на жительство или разрешения на временное нахождение на территории РФ.
  3. Сбор документационного пакета. Классический набор содержит в себе паспорт, бумаги, полученные по месту основной работы, разрешение на временное проживание (РВП), ВНЖ, документация на право пользования жилым имуществом.
  4. Ожидание процесса постановки на учет. Он отнимает определенное время, в зависимости от индивидуальной ситуации. После этого регистрационная процедура может считаться успешно пройденной.

Что указать в заявлении

Заявительный документ представлен типовым форматом . В нем требуется указание достоверных сведений, включающих следующие пункты:

  • персональные сведения о заявляющей стороне;
  • материалы из удостоверения личности;
  • миграционная документация;
  • данные о продолжительности проживания в стране;
  • адрес, по которому произойдет будущая регистрация;
  • документы, подтверждающие собственность.

После этого в соответствующей бумаге происходит проставление отметки. В ее рамках фиксируются сведения о месте жительства иностранного гражданина в учетной системе.

Порядок продления, перерегистрации и сроки

Нередко обстоятельства требуют задержаться в стране на более длительное время. Связано это может быть с затяжной командировкой, необходимостью продолжения рабочей деятельности на территории России, болезнью родственников, ухудшением собственного состояния здоровья. В этом случае осуществляется продление регистрации. Однако его осуществление допустимо лишь в той ситуации, если срок легального нахождения в стране допускает такие изменения.

При необходимости происходит также предварительное продление данного временного периода. Иными словами, от иностранца требуется продление визы и получение РВП или ВНЖ. При таком раскладе прописка будет продлена без особых проблем и трудностей. Документация при этом должна находиться в полном порядке и соответствии с законом. Для успешного прохождения процедуры обращаться следует в ФМС.

Повышение срока пребывания на территории страны допустимо в рамках ФЗ №115. В соответствии с данной нормой имеет место быть три причинных фактора продления прописки :

  • присутствие официального разрешения на осуществление рабочей деятельности;
  • наличие медицинской справки, подтверждающей тот факт, что иностранец не имеет возможности отбытия с территории РФ в связи с состоянием здоровья;
  • документация, выступающая в качестве доказательства поступления иностранного лица в российский вуз, колледж (предъявляется студенческий билет в обязательном порядке).

Если иностранец находится на территории страны в течение 3 месяцев и более, этот шаг воспринимается как нарушение норм законодательства и чреват несением ответственности. Происходит депортация с последующим запретом на въезд в страну на протяжении 5 лет.

Способы регистрации

На территории страны для иностранцев предусмотрено несколько вариантов прописки . Первый вариант – временная регистрация, подтверждающая место базового пребывания , выступает в качестве необходимой меры при превышении срока пребывания на территории РФ в одну неделю. В качестве подходящего места жительства выступает:

  • собственный дом (квартира);
  • арендованный дом (квартира);
  • иное жилое помещение (дом отдыха, пансионат, санаторий, гостиница, турбаза).

Второй способ – прописка на постоянной основе . Она предполагает прохождение регистрационной процедуры в рамках места фактического проживания. Затрагивает этот аспект граждан, выступающих в качестве собственников жилого имущества. Например, тех лиц, которые купили квартиру или частный дом на территории страны.

Объект, который был приобретен, должен в обязательном порядке пройти регистрацию в качестве места жительства, т. е. прописка в нем является обязательной. Регистрация – бессрочная, т. е. иностранный гражданин таким образом приобретает постоянное место проживания.

Стоит отметить, что легальная прописка не выступает в качестве основания для увеличения времени пребывания на российской территории в целом. К примеру, если иностранец прибыл на территорию страны в рамках визового режима, действующего в течение определенного временного интервала, он вправе остаться в стране на время действия документа.

Если регистрационная процедура подразумевает оформление вида на жительство , иностранец получает право пребывать на территории российского государства в течение неограниченного количества времени. Однако требуется прохождение регистрационной процедуры по месту жительства.

В остальном нормы, законы и правила являются едиными для россиян и других граждан. Оформление процедуры постоянной регистрации допустимо после недельного времени пребывания. Временная прописка обеспечивается спустя 3 месяца с момент въезда. Для постоянного нахождения подойдет жилая недвижимость, пребывающая в собственности, или арендное помещение. Для временной прописки действуют иные правила. Она целесообразна в случае отпуска или при переезде в другой регион.

В юридической практике имеет место понятие «фиктивной регистрации» . Речь ведется о случае, в котором проживание по факту не подразумевается. Такое явление выступает в качестве нарушения законодательства. При несоблюдении действующих норм есть кара в виде уголовной ответственности. Самые распространенные виды наказаний следующие :

  • штрафные санкции (как правило, размерные показатели составляют от 100 000 до 500 000 руб.);
  • отправка на работы принудительного характера;
  • арест;
  • заключение в тюрьму;
  • запрет на занятие определенных должностей.

Во избежание проблем с законом и депортации стоит позаботиться о прохождении регистрационной процедуры заблаговременно.

Принимающая сторона для регистрации и ее обязанности

Если иностранец имеет договоренность с принимающей стороной, личная явка в ГУВМ не является обязательным шагом. Все процедуры может пройти собственник жилья. Все, что требуется от приезжего — предъявление удостоверения личности и миграционной карты. Российский закон устанавливает критерии, которым должна строго отвечать принимающая сторона. Это могут быть следующие лица и инстанции :

  1. Граждане Российской Федерации, располагающие жилой площадью на российской территории.
  2. Юридические лица либо филиалы организаций, в которых проживают приезжие или занимаются осуществлением какой-либо деятельности.
  3. Административный аппарат заведения при вселении иностранца в гостиницу.

Принимающая сторона обязуется заняться заполнением соответствующего регистрационного бланка и подачей набора документации в службу ГУВМ. Никакой государственной пошлины в данном случае не предусмотрено.

Недействительность регистрации

Законодательство наделяет собственника жилого имущества многочисленными правами. Владелец жилья может прописывать иностранных граждан на временной и постоянной основе. Однако ему нужно помнить на возможность прописки со стороны этих иностранных лиц собственных детей «без разрешения» истинного хозяина. Этот факт может спровоцировать определенные трудности в процессе отчуждения жилья.

Недействительной прописка признается в ряде ситуаций :

  • жилое помещение, используемое на праве аренды, выступающее в качестве объекта залогового обеспечения;
  • недействительность договора по изменению права собственности на определенную квартиру;
  • необходимость освобождения помещения в связи с тем, что соответствующие органы приняли такое решение;
  • самовольный захват собственности;
  • отсутствие оформленного по закону свидетельства.

Отказ в регистрации

В качестве причинных факторов, способных привести к отказу в регистрационной процедуре, выступают следующие явления и особые обстоятельства :

  • присутствие у иностранца тяжелого заболевания;
  • ошибочные сведения в процессе оформления договора (отсутствие его регистрации в налоговой службе, важных отметок);
  • несогласие владельца квартиры на временную процедуру регистрации иностранца.

Основной выход из сложившейся ситуации заключается в обращении в специализированную компанию, осуществляющую трудоустройство иммигрантов на российской территории. Также можно проконсультироваться в других частных компаниях, оказывающих комплекс юридических услуг под ключ.

О том, как зарегистрироваться мигранту по месту пребывания, можно узнать из данного видео.

В Москву ежегодно в поисках заработка или лучшей жизни приезжает большое количество иностранных граждан. Временное проживание обязывает их к оформлению временной регистрации для иностранных граждан. Прибывший должен знать, как оформляется заявление на продление регистрации иностранного гражданина, потому что по современному российскому законодательству за 2019 год это обязательная процедура для каждого, независимо от прибытия по визе или без визы.

Любой иностранный приезжий должен пройти временную регистрацию по месту пребывания в миграционной службе, где его ставят на учет. Для успешного проведения процедуры без проблем следует знать, какие документы нужно подавать иностранному гражданину для прохождения успешной регистрации, как проверяют наличие легального пребывания в стране и как снимают иностранцев с учета. Все эти вопросы актуальны, их следует тщательно изучить.

Важно! В 2018 году в законе о миграционном учёте иностранцев появились изменения. Так, к примеру, нельзя оформить регистрацию по месту работу.

Именно возможностью заработать и привлекает столица иностранцев. Хотя в законодательном акте есть оговорка. Если иностранный гражданин проживает непосредственно на территории организации, в которую принят на работу, то его поставят на учёт по этому адресу.

Ещё видоизменился список лиц, которые в законодательстве именуются «принимающей стороной». Подробнее об этом прочитать .

Также в августе 2018 года принимающую сторону обязали уведомлять сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина.

Бланк-уведомление можно:

  • отнести в районное МВД, где иностранец стоял на учёте;
  • отдать в МФЦ;
  • отправить почтой.

Посмотреть новые поправки к ФЗ «О миграционном учёте иностранцев в РФ» . А также смотрите видео.


Заполненный пример выглядит таким образом:

Как проходит процедура продления временной регистрации

Существуют такие основания, по которым можно пребывать на территории РФ иностранным лицам длительный промежуток времени (свыше трех месяцев):

  • Открытая виза.
  • Регистрация и проживание по временной прописке.
  • Трудовые договоры, бизнес, разрешение на работу.

В таком случае есть возможность законно продлить пребывание иностранца в России за счет продления срока действия разрешающей документации либо с помощью замены документов на новые, с измененными сроками пребывания. Процедура дополнительного пребывания платная, один месяц обойдется в 4 тысячи рублей. Если, к примеру, иностранец заплатит 12 тысяч рублей, то его срок временного пребывания продлится до трех месяцев подряд.

Список бумаг

Документы и сведения, которые требуются при продлении временной регистрации:

  1. Полное имя, фамилия и отчество.
  2. Полная дата рождения.
  3. Гражданином какой страны является приезжий.
  4. Полные реквизиты и подтверждение личности документально (номер и серия паспорта, где и кем был выдан).
  5. Место проживания с адресом, где приезжий имеет прописку.

А также в инспекцию в отделении ФМС предоставляется такой перечень документов:

  1. Документ, подтверждающий личность владельца или паспорт.
  2. Оригиналы и копии задокументированных доказательств, в которых указывается весомая причина, почему иностранцу нужно еще остаться и продлить пребывание в России.

После подачи всех необходимых сведений и документов работник государственного учреждения обязуется проверить правильность указанных данных, и если все верно, то принять заявление на продление сроков временной регистрации. Окончательный ответ иностранцу должен поступить в течение недели, не более.

Рассмотрение проводится для того, чтобы подробнее узнать, не было ли правонарушений со стороны иностранного лица, пока он пребывал на территории Российской Федерации, а также легальность его действий в целом. Если личность, приехавшая из-за границы, не вызывает подозрений у сотрудников ФМС, то ей приходит уведомление с разрешением продления пребывания на новый срок в России.



Просмотров