Нарушение прав несовершеннолетнего ребенка. Права ребенка в рф нарушаются с момента его рождения

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  • имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка ».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается ».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями », - заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Защищаем права ребенка в школе

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой : 76 комментариев

    Добрый день. Скажите пожалуйста нарушаются и права ребенка в школе, если в должностные инструкции классного руководителя на основании приказа Управления образования внесена следующая текстовка «Проводить еженедельный мониторинг социальных сетей «Одноклассники», «Вконтакте», «Twitter», «Instagram», «Skype» и других, которыми пользуются обучающиеся общеобразовательных организаций, с целью исключения доступа несовершеннолетних к страницам интернет-ресурсов, содержащих информацию, представляющую угрозу жизни и здоровью»? И правомочна ли администрация вносить такие дополнения в должностную инструкцию классного руководителя?

    Доброго времени суток! Имею ли я право перевода ребенка в параллельный класс, если у учителя предвзятое отношение к сыну? Дошло до того, что сын не хочет изучать предмет данного учителя, а так же не хочет ходить в школу. Сей учитель, преподаватель иностранного языка и классный руководитель сына.

    Здравствуйте! У меня, матери шестиклассника, не сложились отношения с директором его школы, после того как я обратилась за разъяснением одной ситуации в районный орган мин.обр. Мне позвонила директор школы, обвинила в доносительстве и сказала, что детям таких родителей нет места в её школе. Ребёнок отличник и ходит в школу по прописке.

    В школе не предоставляют продленку, объясняя отсутствием мест. Ребенок 2 класс. В 1 классе продленку предоставляли (в прошлом году). Дети все те же идут на продленку, что и прошлом году. Продленка бесплатная. Для 1 классов свой преподаватель продленки, для 2 и 3 свой. (На продленке дети просто играют, сидя в классе. Не гуляют, преподаватель продленки разводит их по кружкам в школе, обед платный).
    Собрания в классе прошло 12 сентября. Никаких объявлений ни на стендах, ни на сайте вывешено не было. Но заявления уже не принимают, говоря что набор закончен. Я работающая мать, мой рабочий день и так укорочен, так как продленка до 18-00. Уроки заканчиваются в 14-00 или 13-00. Забирать некому. Самому домой идти не безопасно. Что мне делать? Правомочна ли школа в отказе в продленке? Куда обращаться выше? Почему автоматически не предоставляется право на продленный день всем детям в начальных классах. Со старшим сыном в начале 2000 годов таких проблем с продленкой вообще не было. Что изменилось в законодательстве? Куда надо писать и обращаться, чтобы этот вопрос начали решать в школах? Все родители с этим сталкиваются. Не получается предоставлять бесплатную, то почему не вести платную (с определенной одинаковой оплатой по всем школам). Ведь столько разговоров о безопасности детей, о нахождении их под наблюдением. Все школы заборами огорадили, турникеты поставили, ультрасовременное крыльцо в школу собираются сделать. А продленку организовать денег нет. Как выделяются деньги школе на организацию продленки? Как оплачивается работа педагогов продленки? В школе 3 класса в одной параллели (а,б,в) , вечером все классы пустые. Подскажите что мне делать?

    Просим Вас написать.Обязана ли школа обязать ребенка заниматься внеурочной деятельностью. И считать внеурочная деятельность это неотъемлемая часть школьного процесса. Если ребенок не будет посещать внеурочные занятия ему грозятся не выдать оттестат. Насколько это правомерно.

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ. В НАШЕЙ ШКОЛЕ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЯ ВЕДУТ СЕБЯ С ДЕТЬМИ НЕ КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ.ОНИ ДЕТЕЙ ОБЗЫВАЮТ.ТАК ЖЕ.КАК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.ТРЕПЛЮТ ИХ ЗА КАПЮШОНЫ КУРТОК.У ДЕТЕЙ КОТОРЫХ НЕТ РОДИТЕЛЕЙ ГОВОРИТ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.ЧТО ЕМУ ПЛЕВАТЬ ЧТО У НЕГО НЕТ РОДИТЕЛЕЙ.КАК МОЖЕТ ЭТОТ РЕБЁНОК ТАКОЕ СЛЫШАТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ.НАС МНОГО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЕМУ НЕ МЕСТО В ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ.ПОМОГИТЕ НАМ.ЗАРАНЕЕ ВАМ СПАСИБО МЫ ХОТИМ ЧТОБЫ ПРИЕХАЛА КОМИССИЯ И ВЫЗВАЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ДИРЕКТОР ПРИ ДРУГИХ ДЕТЯХ ОБЗЫВАЕТ ДЕТЕЙ. РОДИТЕЛИ: ГОНЧАРОВА Н А. ЧУМАК О В.СЕРГИЕНКО М М.ГОНЧАРОВА Л Н. ЖДЁМ КОМИССИЮ

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ …что делать если мой ребенок бывает на уроке а ему ставят пропуски,а именно на одном и том же предмете …я говорила классному руководству но она не приняла не каких мер.

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста. Моя дочь учиться в 1 классе сельской школы. Девочка не из робких, и за себя постоит, и жаловаться не идет. Так вот в ситуациях когда она кого то затронет, дети бегут жаловаться, прибегают родители, а когда дочку затрагивают, она отстаивает свои позиции сама, и опять остаётся виноватой. Причем учитель, цитирую » устраиваю разборки в классе, кто прав кто виноват», делает оценку ребенку, что плохая ученица, ребенок воспринимает это как плохая в целом, говорит зачем туда ходить, уже и так плохая ученица. Её уже абсолютно не слушают, когда она не виновата, или защищала себя. Естественно, атмосфера наколялась. Ребенок отлично подготовлен к школе, за полгода успеваемость намного выше среднего.
    Но учитель продолжает делать оценку ребенку, если бы не отвлекалась была бы отличницей, а так с поведением, будут плохие оценки, и это при всем классе. Ребенок гиперактивный. Таким образом, дошло всё до того, что не вызвав меня как мать ни разу на беседы с негодующим родителями, и сами родители ни разу не подошли, пятеро из них написали в образование жалобы, якобы мой ребенок отвлекает их детей, мешает учебному процессу. Вызвали нас в Рено в отдел образования, рекомендовали перевестись на частично- индивидуальное обучение, так как ребенок не высиживает весь урок, и так ей будет комфортнее, посоветовали посетить психиатра, для получения назначения. Я как любящая мать своего ребенка, посетила психиатра, которая пояснила, что ребенок нормально развивается, успешен в учебе, а гиперактивность — это не показатель для перевода на индивидуальное обучение, и к 3-4 классу она проходит самостоятельно. Никаких медикаментов не назначила. Попросила написать бумагу, что мы были у неё. Написала, рекомендовано продолжить обучение по общей программе. Принесла бумагу заучу, там печать врача, говорит без штампа не действительна, и нет подписи глав.врача. спросила я для чего нужна эта бумага вам? Просто что мы были, все хорошо. Требуют в форме заключения. Это у нас теперь нужно нести бумагу, что ты не дурак??? В среду еду в Рено, уточнять, что за бумаги заключения с меня требуют, так как с дирекцией школы разговор получается неадекватный. Я в полном замешательстве как мать. Подскажите пожалуйста какие действия будут правильные.

    Здравствуйте! Такая ситуация сложилась у моего племянника в школе. Он отказался от уборки в столовой,т.к.он там не кушает. Уборка в столовой вменена в обязанность учеников. С этим вопросом они обратились к директору школы. В ответ услышали»вы вообще никто». А классный руководитель начала звонить маме (которая только пришла со смены,отработав 12ч.)и в приказном порядке потребовала через 30мин.прийти и убирать вместо сына. Каждый год,мотивируя тем,что выделяется мало денег,собираются деньги на ремонт. Складывается впечатление,что никто никого не боится. Т.к. уже были жалобы в выше стоящие инстанции.

    Здравствуй, скажите пожалуйста. Какими льготами в школе может пользоваться ребёнок, если один из родителей является участником боевых действий в Чечне, а также действующим сотрудником МВД. И какой орган управления осуществляется за этим контроль и надзор. Заранее спасибо.

    Добрый день. Мой ребенок учился в образовательной школе Краснодара последние 7 лет и в этом году закончил 9 классов. В 10 класс его взять отказались, объяснив это тем, что он прописан и проживает на территории не закрепленной за школой. Я писала жалобу в Рособрнадзор. Мне объяснили в письме, что это нарушает «Закон об образовании» и ребенку могут отказать только при отсутствии мест. Как вы понимаете, на этот ответ ушел месяц. Однако при обращении в Департамент образования мне сообщили, что школа- это муниципальное образование и детей не проживающих на территории, закрепленной за школой брать не будут. Ну и теперь нет мест, и мы прописаны в другой республике (мы прописаны в Адыгеи) и учитесь в своей Адыгеи. При этом многие дети из нашего поселка учатся в Краснодаре. Мне объяснили, что он закончил школьную ступень средней школы и его не обязаны брать в 10 класс. как мне защитить права ребенка?

    Добрый день. Мой ребенок-инвалид по ДЦП учится на надомном обучении в коррекционной школе 8 вида. Дочь не говорит и очень плохо владеет руками. Три года мы обучались одним педагогом, ведущим параллельно класс в школе. Она нашла подход к ребенку, адаптировала программу и дочь хорошо занималась. Мы были очень довольны. В первую неделю сентября мне позвонил учитель и сказал, что ее с нас сняли и нам дают другого учителя, причем старшей школы. Мы посетили директора с вопросом как так? Она сказала, что в этом году у нашего учителя возрасла нагрузка и она не может нарушать ТК. Типа выпускной класс перед старшей школой.(как будто мой ребенок не учится 4 классе). На следующий день после нашего звонка директору о том, что мы все же настаиваем на возвращении нам нашего учителя, она сказала, что услышала нас, но это только с добровольного согласия учителя.Но накануне учитель был согласен! Я написала об этом учителю, выразив надежду, что все разрешится. Она ответила, что ее вызвали к директору после нашего звонка и популярно обьяснили, что либо класс, либо мы!!! Понятно, что она выбрала класс. Скан переписки у меня есть. То есть налицо давление директором на учителя и ущемление прав моего ребенка! Колличество часов в классе у педагога 21. Мы единственные надомники у нее. Звонка от директора с решением еще не поступало. Жалею, что сразу не общалась в письменной форме. Посоветуйте, как поступить, пожалуйста.

    Добрый день,мой сын учится в 7 классе,его обязывают ходить на внеурочные занятия, учителя говорят что во внеурочные часы проходят школьный материал который они не успевают рассказать в учебное время,и что не посещая внеурочки мой сын не получает информацию в полном объеме,насколько это законно,ведь основное учебное время он не пропускает?

    Добрый вечер. Мой сын имеет диагноз ЗПР, в 3 классе его заменили на «умственная отсталость третьей степени». В школу нас брать категорически не хотели, хотели, что бы мы учились в городе, в школе-интернате. Я, конечно, не согласилась. 4 года проблем не было. Теперь, в 5 классе новый социальный педагог пришла к нам домой и заявила, что собирает документально всю информацию (когда он плевал, толкал других) и будет добиваться, что б мы шли в интернат, или, в крайнем случае, перешли на надомное. Сказала, сами не пойдём, отправит на МПК, и все равно от нас избавится. При том, что меня за 4 года в школу вызывали 3 раза по поводу его поведения (был один раз самовольный уход из летнего лагеря — домой, и два раза обидел одну девочку, тоже ничего серьёзного, никаких синяков и прочего). При том, что только за этот сентябрь я ему уже зашивала дважды портфель и отстирывала форму, которую обплевали дети. Его там откровенно травят, обзывают толстым, тупым и прочее. Что делать? Я не хочу его отправлять в интернат, и надомное нам не подходит, он и сам не хочет из школы уходить, и я не справилась сама его учить — дома ещё двое маленьких детей.

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста как я могу защитить права своего ребёнка в школе.Мой сын ударил в пах своего одноклассника и родительница написала жалобу к директору.Сын утверждает что защищался,но задирался первый на него.Что делать и чем аргументировать на беседе? Подскажите пожалуйста.Ученик 2 класса.

    Добрый день!меняем 2ю школу(ребенок во 2 классе)…из первой ушли потому что,директор лично мне нахамил и классная руководительница при всем классе насмехалась над ребенком,говорила его надо лечить…свн сам по себе гиперактивный и неусидчивый….но на агрессию в свою сторону отвечает агрессией…психолог сказала что это нормально…перешли в другую школу(кадетскую)думала там учителя адекватные и дисциплина лучше, там почти тоже самое…учится хорошо…на уроках может ничего не делать….директор сказала что отчислит его(путем перевода по месту жительства)за дисциплину….вопрос имеет ли она право так поступить?

    Добрый вечер! У меня такая ситуация у меня ребенок учится в 1 классе мальчик очень активный естественно на уроке очень еще тяжело сидеть но способныи в последнее время сдружился с мальчиком с которым сбегают с уроков но как сбигают после звонка на урок посто не приходят а приходят через 30 мин или раньше учительница нам говорила мы с ребенком разговаривали сын сказал что больше не будет но опять сегодня повторилась сегодня вызвала к заучу по поведению сказали если не прикратится это они подадут в ПДН имеют ли они право на такие действия

    Добрый день!Мой сын учится в 8классе с углублённым изучением отдельных предметов.Имеет ли право школа перевести его без нашего согласия в класс без углублённого изучения? С программой справляется.

    Здравствуйте! Скажите, как быть в такой ситуации. Сын учится во 2 классе. У нас ОВЗ. По СанПину такие дети должны обучаться только с первой смены и учиться по пятидневке. Но наш директор категорически отказывается предоставить эту схему. В нашей школе идет ремонт, детей перевели по двум разным школам и мы сейчас во 2 классе учимся со второй смены и так же по шестидневке. Когда я сослалась на СанПин директор ответила, что существует Устав школы, там прописано, что в данной школе шестидневка и что мы при поступлении в первый класс с этим Уставом ознакомились и расписались. Но… поступая в первый класс я не знала, как будут обстоять у сына дела с учебой и здоровьем. На сегодняшний день я вижу, что ребенку очень сложно учиться и на учебу в субботу не согласна. На это директор предлагает только перевод в другую школу. Но мы учимся по прописке, школа находится возле дома, к тому же ребенок в силу проблем со здоровьем очень плохо привыкает к новому коллективу и новому месту, не вижу причин перевода ребенка в другую школу. Скажите, возможно ли пересмотреть Устав школы и убрать субботнюю учебу, если учесть, что все родители категорически против шестидневки, а так же если учесть, что другие школы, обучая по тем же программам, имея такое же количество уроков и кабинетов учатся по пятидневке. Ведь смог же наш директор отступить от Устава и организовать учебу во 2 классах со второй смены, хотя в Уставе прописано, что в данной школе со второй смены учатся только 3 и 6 классы.

    Здравствуйте! Мой сын занимается спортом, до начала соревнований принесли справку от спортшколы в какие дни будут соревнования. Сейчас деректор требует от меня (родителя) написать заявление по поводу отсутствия ребенка в школе из-за соревнований. Подскажите могут ли они требовать такое заявление? В прошлом учебном году такое не требовали, хватало справки от спортшколы.

    Здравствуйте! Мой внук пошёл в 1 класс с 1 сентября текущего года. Мальчик развитый, но гиперактивный. Учитель уже через две недели начала вести разговоры с родителями о переводе ребёнка на домашнее обучение. Родители других учеников планомерно настраиваются на негативное восприятие нашего мальчика. Мне очень удивительно, что не учитывается сложный для ребёнка адаптационный период. На данный момент (25 октября) даже 2-х месяцев с момента поступления ребёнка в школу. Отношение учителя к ребёнку провоцирует агрессивное поведение, что обсуждается в присутствии детей класса (ребёнок обвиняется в срыве урока). А ребёнка не узнаём — раздражительность по любому поводу, появилась выраженная неуверенность в своих успехах, «закрытость». С привлечением директора школы и социального педагога идёт «психологическое давление» на родителей. ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Добрый день. На совете профилактики, завуч беседовала со мной и ребенком о неуспеваемости в школе(4класс). Завуч в ходе беседы несколько раз сказала, что если ребенок не начнет учиться хорошо, то они лишат маму родительских прав. Затем обратилась ко мне и сказала, что если он не будет нормально учиться, значит я не справляюсь с воспитанием и они лишат меня прав.
    Я обратилась к директору школы за объяснениями, почему за неуспеваемость ребенка, нам угрожают лишением прав. На что директор ответила, что есть официальное постановление, как учителя могут воздействовать на двоишников и их родителей. Это постановление она не показывает.
    Я считаю, что могу написать в комитет образования с жалобой, ссылаясь на статью 336 ТК РФ п. 2. » психическое насилие».

    Добрый день. Моя дочь учится в 11 классе и на уроке физкультуры учитель обязует ходить их в шортах или же не будет допускать к уроку/ поставит два.
    В школьном утаве прописано, что ребенок имеет право сам выбрать удобную для него одежду из предложенных вариантов (шорты, спортивные штаны, спортивный костюм)
    что с этим делать?

    Доброе утро! У нас сложилась следующая ситуация, ребёнок, придя на Английский язык, забыл тетрадку, в следствии чего, все ребята переводили текст, а мой сидел без дела, так сказать! При том что учитель не дала ему возможность сходить до другого класса за тетрадкой, не дала ему листок и поставила 2! Правомерно ли это? Получается, что получаем не за знания, а за рассеяность! Переведя дома этот текст, он подошёл к учителю, но она даже глазом не повела на этот перевод! Есть ли какой-то закон, чтобы перевести ребёнка к другому учителю, если есть другой учитель!

    Здравствуйте, у нас такая ситуация в школе в прошлом году в 1 классе отправили на комиссию пмпк. Перед этим педагог занизил самоотценку моему ребёнку так что дочь даже прохожих шугатся начала, и мне пыталась внушить что ребёнок у меня должен остаться на второй год и всячески старалась отмахиваться от неё даже на уроке, отбирала ручки чтобы дочь не писала. Когда мы пошли на пмпк педагог написала такую характеристику, что ребёнок только судя ей дауном может быть. Пмпк тоже опирались в основном на несоответствующую характеристику в которой были указанны данные за первое полугодие и тетради с первого плугодия,а комиссия проходила в мае во втором полугодии, и за чего комиссия пмпк оставила нас на второй год и не оповестив меня законного представителя выдают справку ОВЗ. В этом году у нас другой педагог и она тоже не согласна с заключением. Так как моя дочь учится на отлично не замкнутая общительная девочка. И о справке мы узнали в ноябре и обе в шоке, даже диагноз не знаем. Соц. педагог которая нам об этом сказала теперь бегает от нас и документы для просмотра не даёт не мне не нынешнему педагогу. ЧТО ДЕЛАТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ.

    Добрый вечер. Скажите пожалуйста. Моего ребёнка гнабит директор школы она выпускница 11 класса. Подговаривает учителей снижать ей оценки. У неё истерика не хочет ходит в школу,даже сказал что жить не хочет. Что дела к кому обратится.

  • Постоянная ссылка

    Здраствуйте,имеет ли право ребёнок,ходить в школу с длинной причёской(мальчик 4класс),учёбе не вредит?.Учителя так достали,что мальчик не хочет ходить в школу.

  • Добрый день, имеет ли право классный руководитель читать личный групповой чат учащихся, через телефон одного из детей,отдал добровольно? Является ли это ущемлением прав других детей, состоящих в этом чате?

    Добрый день, Александр! Ответственность и меры воздействия к обучающихся установлены ст.43 ФЗ об образовании в РФ, а порядок применения мер воздействия к обучающимся установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (с изменениями и дополнениями).

Здравствуйте!Ребенок ходит третий год на кружок школьные танцы (платные) и сталкивается с предвзятостью преподавателя изначально.Выражается это в том,что в танце ставит ребенка на задний план,не даёт роли в танце,доходит до того,что ребенок чувствует к себе отношение и пропадает желание на них ходить.Ребенок артистичен и ей хочется участвовать на школьных концертах и конкурсах.Преподователь ставит в первую линию детей,которые ходят на другие занятия по танцам и получившие навыки там,а дети ростом поменьше на заднем плане на подтанцовке.Ребенок расстроен,обижен,так как ситуация становится хуже и просто повзрослела и начала понимать.Могу забрать,устроить в другое место,но ребенку хочется участвовать в жизни школы.Закон защищает детей в такой ситуации?
И ещё вопрос,на сколько правомерно поведение преподавателя в следующей ситуации: Намечаются очередные конкурсы платные,предлагают шить костюмы (2000р.) ,так как ребенок недоволен своей «ролью» у меня нет желания платить за костюм для подтанцовки,наблюдать за расстроенным ребенком.А это значит,что на танцы не зачем ходить,они теперь год будут танцевать этот танец на занятиях.Ситуация уже была,не участвуешь,не приходи,проходят только репетиции!Это правомерно?Т.е хочешь ходить на танцы то шей костюм и мелькай на заднем плане.Ребенок и не против,но я вижу ее обиженной,она об этом говорит.
Хочу добавить,что школьные танцы состоят только из репетиций танца и 2 раза в год растяжки,дети навыки получили самостоятельно занимаясь дома(шпагаты,колесо,мостик),роль преподавателя только показать нужные растяжки.Ребенок не особо отстаёт от тех кто ходит на дополнительные танцы и опережает тех кто не ходит,как мы,но даже у них роль и иногда даже мелькают на первой линии,ребенку все это заметно.Имеет ли право преподаватель вести только репетиции и не заниматься растяжками?Есть ли какие правила для проведения танцев,особенно в школе или что хотят то и творят?
Скажите пожалуйста,что делать и как должно быть,спасибо.

Здравствуйте. Посоветуйте пожалуйста, можно ли предпринять какие-либо меры против школы, которая выставляет мероприятия на показ, при этом не делая ничего во благо школьников. Проблема в Москве не единичная и на законодательный уровень она не тянет, безусловно, но когда детям включают презентацию с викториной, делают фотографии и оставляют их одних в актовом зале или делают ремонт, выкладывают фотографии в сеть и через неделю оказывается, что ремонт сделан максимально криво, то к администрации сложно относиться положительно. Таких случаев миллиард и учитывая важность высокого рейтинга в Москве школы активно пытаются его взвинтить, усугубляя учебный процесс.

Опять же, я не вижу тут нарушения прав, но вред от действий школы колоссальный. Что можно сделать (кроме того, чтобы уйти)?
Большое спасибо

Здравствуйте. Такая ситуация, мой сын учится во 2 классе, есть мальчик который его провоцирует в течении всего учебного года, а т к мой сын реагирует очень ярко, то видно лишь то, что он среагировал, а почему никто не выясняет и соответственно остаётся виноватым. Психолог и српед без моего присутствия, стали допрашивать моего ребенка, тот убегал от психолога. Войдя в класс психолог со словами » кто здесь самый не послушный мальчик» забирает его на эту беседу. После создаётся совет профилактики правонарушений. Меня поставили в известность положив в портфель сына уведомление, причём задним числом 07/03/2018г. Подскажите как быть в данной ситуации

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные "привилегии". Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема "Права ребенка". Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, - права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка - проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:


Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача - помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.


Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова. Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда. Право иметь и выражать собственное мнение Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания. Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет.

Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность

Рассмотрение всех поступивших заявлений о нарушении прав ребенка и принятие необходимых в конкретной ситуации мер должны выполняться органом опеки своевременно Право на доходы и обеспечение существования Наличие и возможность использования личных доходов и нужных для нормальной жизни средств также предусмотрены правами ребенка. В список этих средств входят: пища, одежда, различные материальные ценности, которые необходимы несовершеннолетнему гражданину для нормальной жизни, развития и образования. Согласно 80-й статье СК РФ, содержать ребенка должны его родители.

Форму и порядок обеспечения собственных детей взрослые выбирают самостоятельно. В тех случаях, когда один из родителей выплачивает на ребенка алименты, второй, занимающийся его воспитанием, должен использовать эти средства в интересах малыша. К примеру, эти деньги можно потратить на образование, воспитание и развитие ребенка.

One more step

Взрослые! Не будьте равнодушны к тем, кто живет рядом с вами! Если вы обладаете любой информацией о творящемся рядом с вами насилии — не проходите безучастно мимо! Помните о том, что нет чужих детей, и на месте малыша, которого сейчас обижают жестокие взрослые, мог бы оказаться ваш собственный ребенок. Если вам довелось стать свидетелем жестокого обращения взрослых с детьми, не пытайтесь отгородиться от ситуации. Долг любого из нас — в подобных случаях как можно быстрее сообщить об увиденном в органы опеки или в правоохранительные структуры.

Завтра может быть поздно!

  • 02.06.2017

Читайте также

Нарушение прав ребенка

Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь — при отсутствии альтернативных решений. Право на Ф. И. О. Иметь документально закрепленные фамилию, имя и отчество также относится к правам ребенка. Согласно закону, выбирают имя ему родители, а фамилия соответствует таковой любого из них.
Отчеством же ребёнок наделяется согласно имени отца. Возможны варианты, связанные с традициями различных регионов. Если же достичь договоренности с определением Ф. И. О.


новорождённого родителям не удаётся, к ситуации имеют право подключиться органы опеки.

Когда официальный отец отсутствует, выбором имени малышу занимается мать, она же даёт ребёнку и собственную фамилию. Изменить Ф. И. О. ребёнка возможно по согласованию с родителями после того, как он достигнет четырнадцатилетнего возраста. Право на родственное общение Каждый ребенок имеет право на общение с родными.

Какие есть права у ребенка в семье и что бывает за их нарушение

Дети и подростки гибнут при пожарах и в ДТП, становятся жертвами похищений, педофилов и суицидов. Об этом в обзоре ИА REX. 29.02.2012 Медведев подписал закон о химической кастрации педофилов Новым законом усиливается ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией и оборот порнографических материалов 17.02.2012 Павел Астахов: «Защита детей должна стать вопросом национальной безопасности» Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка 17 февраля доложит президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву о том, что происходит с детьми в России. ИА REX публикует интервью главного защитника детских прав в России, которое он дал изданию «Известия».
1 2 3 след. Показать все RedTram Loading…

Нарушение прав ребёнка в россии

Также следует помнить о том, что у всех детей есть определенные права, которые не должны нарушаться. Соблюдение прав ребенка, равно как и его воспитание, полностью возложено на родителей. Подробно о правах ребенка Родители должны защищать своих детей! В России все права детей и положения о том, как они должны защищаться, содержатся в законодательных документах различных уровней.

Важно

Среди них можно выделить Конвенцию ООН «О правах ребенка», Конституцию РФ, различные Кодексы государства и определенные федеральные законы. Все права детей, как в рамках семейных отношений, так и общественных, наиболее широко отображены в Семейном Кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». На законодательном уровне установлено, что ребенком считается каждый гражданин государства, который не достиг 18-ти лет.

Примеры нарушений и защиты прав детей в россии

  • Имущественное право - полное материальное содержание родителями несовершеннолетних детей. Финансовое обеспечение должно быть достаточным для всестороннего развития ребенка - физического, умственного, социального и психологического (статья 60 Семейного Кодекса РФ).
  • Право на медицинскую и социальную помощь.
  • Право на образование.
  • Несовершеннолетний обладает исключительным правом выбора вероисповедания (статьи 14 и 30 Конвенции) и языка общения независимо от того, является ли его религиозная или языковая группа меньшинством.
  • Ребенок должен быть защищен от сексуального насилия в любом его проявлении.

Перечисленные положения закреплены на международно-правовом и государственном уровне, за соблюдением прав и свобод детей по всему миру осуществляется контроль.

Приведите примеры нарушений и защиты прав детей в нашей стране

В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно — когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей. Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко — если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений.
В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.

Примеры нарушения и защиты прав ребенка

Внимание

Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда. Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка.


В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции.
Ребенок – такой же полноценный член нашего общества, как и любой взрослый человек. Между тем, маленькие дети еще не могут заявить о нарушении или ущемлении своих прав в соответствующие органы. Ребята постарше тоже зачастую терпят издевательства просто потому, что боятся наказания. Примеры нарушения прав ребенка Различные ситуации нарушения прав ребенка возникают в нашей жизни постоянно. Как часто родители наказывают своего малыша за любую провинность, оскорбляют, называют глупым или даже бьют. Мамы и папы называют подобное поведение воспитанием, однако, на самом деле, это ярчайшие проявления насилия над ребенком.
Наиболее часто нарушение прав ребенка можно встретить именно в семье. Самое ужасное, что никто из членов такой семьи даже не задумывается о том, что кроха страдает и не может никак изменить ситуацию.

Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний. Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний.

Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём. Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Права каждого ребенка в России гарантируются и охраняются Конституцией и Семейным кодексом РФ.

В Российской Федерации защита прав ребенка возложена на:

  1. законных представителей;

    При этом, несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотреблений с их стороны.

  2. органы опеки и попечительства;
  3. прокурора;

Важно! Для защиты нарушенных прав ребенок имеет право самостоятельно обращаться в органы опеки, а по достижению 14 летнего возраста в судебные органы.

К сожалению, случаи ущемления прав ребенка со стороны взрослых, явление достаточно частое. Как правило, это происходит дома и в учебном заведении.

Самыми распространенными случаям нарушения прав детей дома является:

  • физическое насилие . Может выражаться, как в действии (побои, приобщение к употреблению алкоголя и наркотиков и так далее), так и в бездействии (например, сознательное лишение пищи, неоказание необходимой медицинской помощи путем обращения в лечебное учреждение);
  • моральное насилие (систематическое воздействие на психику ребенка криками, оскорблениями, угрозами);
  • социальное насилие . Выражается в пренебрежении к нуждам и естественным потребностям ребенка (в жилье, одежде, образовании).

За ущемление прав ребенка законные представители несут административную и уголовную ответственность. В отдельных случаях, строго оговоренных в семейном кодексе (ст.69, 73 СК РФ), родители могут быть ограничены или лишены родительских прав.

Ущемление прав ребенка в школе

Как могут быть ущемлены права ребенка в школе:

  1. необоснованная критика и угрозы;
  2. оскорбления и унижение достоинства, в том числе публичное;
  3. целенаправленная изоляция;
  4. повышенные требования по сравнению с другими учениками.

Подобные ситуации не следует оставлять без внимания в надежде, что все разрешиться само собой или из опасения, что при принятии мер отношение к ребенку еще больше ухудшиться.

Не стоит забывать, что: «Безнаказанность порождает вседозволенность» . Поэтому, если права Вашего ребенка ущемлены, то в первую очередь следует обратиться с письменной жалобой к директору образовательного учреждения.

Если никакие меры не будут предприняты, то следующим шагом будет обращение в районное или городское управление образование. Если представители органа образования не смогли оказать Вам квалифицированную помощь в восстановлении нарушенного права, то Вы имеете право обратиться в прокуратуру.

Важно! Очень часто учеников не пускают в школу в связи с тем, что они забыли сменную обувь дома. Это является серьезным нарушением со стороны образовательного учреждения, так как каждый имеет право на получение основного общего образования. Поэтому представители школы не имеют право не допускать ребенка к занятиям, кроме как по медицинским основаниям.

Во время образовательного процесса ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего несет школа. Поэтому, если ребенка не пустили в школу, отправили домой, и в этот период с ним что-то случилось, то родители имеют право обратиться в суд с иском к образовательному учреждению.

Никого не удивишь ситуацией, когда детей оставляют после уроков убирать класс. В случаях, если это не является частью образовательной программы, либо не согласовано с родителями учеников, данные действия расцениваются, как принудительный труд, который запрещен в РФ.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.



Просмотров