Нарушение п 2.3 2 пдд рф.

Правила дорожного движения (ПДД, глава 1)

Тема 1 – Общие положения

ВИДЕО УРОК

Как принимают теоретический экзамен

Для того, чтобы получить водительское удостоверении, необходимо предварительно пройти обучение в автошколе, а по ее окончании успешно сдать в ГИБДД теоретический и практический экзамены.

Практический экзамен для мотоциклистов проходит только на учебной площадке, будущим автомобилистам придется в дополнение к ней также сдавать «город».

Теоретический экзамен проводится на компьютерах в виде тестов. Каждый билет состоит из 20 вопросов (задач), имеющих различную тематику. На каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответов. Правильный ответ – только один. Задача экзаменуемого заключается в том, чтобы найти его и выбрать.

На решение билета отводится 20 минут. Если будущий водитель допустил больше двух ошибок, экзамен считается несданным. Пересдать его можно не раньше, чем через неделю. Порядок проведения экзамена, компьютерная программа и общий перечень задач одинаковы во всех регионах страны. Для успешного прохождения экзаменационного испытания необходима предварительная подготовка и тренировка. В среднем ученик может показать удовлетворительные результаты после того, как прошел весь сборник билетов 3-4 раза.

О правилах дорожного движения

Правила дорожного движения (ПДД) – это документ, утверждаемый Правительством РФ. Нынешние Правила начали действовать с 1 января 1994 года. С тех пор документ много раз претерпевал изменения и исправления.

Правила дорожного движения едины на всей территории страны. Кроме того, они однотипны с дорожными правилами тех стран, которые подписали такие международные договоры, как Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Правда для того, чтобы стать водителем автомобиля в странах с левосторонним движением потребуется специальная подготовка. Речь идет о таких государствах, как Япония, Ямайка, ЮАР, Шри-Ланка, Таиланд, Сингапур, Пакистан, Новая Зеландия, Непал, Мальта, Малайзия, Кипр, Ирландия, Индонезия, Индий, Гонконг, Великобритания, Австралия.

ПДД тесно взаимосвязаны с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности его 12 статья, и даже Уголовным кодексом РФ. Чем опаснее и серьезнее нарушение, тем строже наказание – от штрафа до лишения водительских прав и от обязательных работ до административного ареста. Максимальная степень наказания предусмотрена в таких случаях, когда произошло дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями.

Кто виноват?

Правила дорожного движения являются универсальным документом. Они не ставят целью описать и дать указания по поводу каждой из ситуаций, возникающей на дороге. Однако их действие распространяется на все такие случаи. В ПДД четко указано, что считается нарушением, а что нет.

Так, например, автоинспектор может применить наказание только в том случае, если в ПДД имеется соответствующий пункт, требования которого были нарушены. Статьи Кодекса об административных правонарушениях, в свою очередь, содержат информацию о том, как именно должно быть наказано то или иное нарушение.

Еще одна функция Правил – это обеспечение возможности определения виновника происшествия и, наоборот, правой стороны.

Самые главные понятия, содержащиеся в Правилах – это понятие преимущества (приоритета) и требование уступить дорогу (не создавать другим участникам движения помех). Именно они помогают установить очередность или определенную последовательность проезда. Документ содержит описание того, кто обладает преимуществом и кто должен уступать дорогу в разных дорожных ситуациях. Это помогает в случае ДТП быстро определить, кто был прав, а кто виноват.

В Правилах не указывается, как именно нужно уступать дорогу. В разных ситуациях возможны разные способы – снижение скорости или просто внимательный осмотр нужной зоны для того, чтобы убедиться, что там никого нет. Самое главное при этом – не стать помехой для другого транспортного средства.

Иногда на дороге из-за чьей-то ошибки возникает так называемая опасность для движения . Причем своим бездействие или, наоборот, действиями ее можно усугубить или минимизировать. Пункт 1.5 ПДД говорит о том, что каждый водитель, даже если он не является нарушителем, должен предпринять все возможное, чтобы чужая ошибка была компенсирована и ситуация на дороге не стала аварийной.

Пункт правил под номером 1.2 содержит расшифровку понятий «опасность для движения», «требование уступить дорогу» и «преимущество» .

Транспортные средства

Понятие транспортного средства включает в себя все, что может ездить по дороге, в том числе автомобили, мотоциклы, автобусы, велосипеды, мопеды, мотоциклы, тракторы, гужевые повозки.

ТС могут быть механическими и немеханическими, маршрутными и немаршрутными, рельсовыми и безрельсовыми.

К механическим ТС относят любые транспортные средства с двигателем, к немеханическим, соответственно, те, которые его не имеют.

Одна из самых важных характеристик механических ТС – это его разрешенная максимальная масса . Эту величину устанавливает завод-производитель для каждой конкретной модели и указывает ее в руководстве по эксплуатации. Полная масса (другое используемое название) включает в себя вес ТС, массу его топлива и рабочих жидкостей, а также перевозимого груза, пассажиров и водителя. Фактическая масса ТС не должна быть больше максимально разрешенной массы.

Все транспортные средства (кроме спецтехники) подразделяются на условные категории. Они обозначаются буквами латинского алфавита – «А», «В», «С», «D», «Е». Эти категории присваиваются водительским удостоверениям, обозначая соответствующий вид транспорта, на право управления которым выдано удостоверение.

Категория Виды транспортных средств А - мотоциклы В - легковые автомобили; - грузовые автомобили, имеющие разрешенную максимальную массу 3,5 тонны и менее; - минивэны, имеющие 8 или менее пассажирских мест (не считая водительского места) С - грузовые автомобили, имеющие разрешенную максимальную массу более 3,5 тонн D - автобусы и микроавтобусы, имеющие более 8 пассажирских мест BE, CE, DЕ - любые ТС с прицепом, если его РММ больше 750 кг

Подкатегория Транспортные средства А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью от 4 до 11 киловатт В1 - трициклы и квадрициклы С1 - грузовые автомобили, имеющие РММ от 3,5 до 7,5 тонн D1 - автобусы и микроавтобусы, имеющие от 9 до 16 пассажирских мест

Водительское удостоверение полных категорий «А», «В», «С», «D», «Е» действует на транспортные средства соответствующих подкатегорий. Но права категорий «А1», «В1», «С1», «D1», «Е1» не дают право на управление транспортными средствами более крупных категорий.

Будущие водители могут сдавать экзамен на права на автомобиле, оборудованном автоматической коробкой передач и по его успешной сдаче получить удостоверение соответствующей категории. Однако, оно не разрешает управление автомобилем с механической коробкой передач.

Имея права категории «В» можно производить буксировку легкового прицепа с РММ не более 750 кг. Более громоздкий прицеп можно буксировать, если его РММ вместе с массой автомобиля не превышает 3,5 тонны. В противном случае необходимо удостоверение категории «ВЕ».

Дорога и ее элементы

Транспортные средства движутся по дорогам , которые могут иметь грунтовое или твердое покрытие (асфальт, гравий, брусчатка).

Перекресток – это место пересечения или примыкания друг к другу двух или нескольких дорог.

Прилегающие территории – это места, располагающиеся во дворе, около заправок, магазинов, стоянок, по которым также можно проехать на ТС.


Перекресток не образуется в месте выезда с прилегающей территории на дорогу.

Для перекрестков предусмотрены свои правила проезда, а для выездов с прилегающих территорий – свои.

Тротуары и обочины – это элементы, из которых состоит дорога. Они образуют ее внешние края и предназначены для движения пешеходов. Для движения транспортных средств есть проезжая часть . http://take.ms/gqJxu

На иллюстрации движение осуществляется в двух направлениях по одной и той же проезжей части. Однако, существуют дороги, имеющие две проезжие части с разделительной полосой между ними. Ее основное назначение – это защита встречных потоков ТС от лобовых столкновений. Разделительную полосу не используют для остановок, стоянок или движения.


Разделительная полоса – это газон или защитные барьеры, однако она может быть заасфальтирована и обозначена сплошной разметкой, линии которой находятся на расстоянии 1,5-2 метров друг от друга.


Если на Вашем пути встречается дорога с разделительной полосой, то проезжая ее, Вы пересечете сначала одну проезжую часть, потом вторую. Перекресток в таком месте только один. Следует различать понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей».


Проезжая часть делится на полосы движения . Их границы обозначаются дорожной разметкой. А в случае ее отсутствия определяются водителем на глаз.

Трамвайные пути также относятся к элементам дороги.

Кто такой регулировщик

Регулирование дорожного движения – это установление очередности проезда или прохода. Оно осуществляется при помощи светофоров или регулировщика . Это специально уполномоченный человек, имеющий форменную одежду и специальную экипировку – полосатый жезл, красный диск или флажок.

|

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Комментарии

Перечислим виды неисправностей, запрещающих дальнейшую эксплуатацию ТС. При них необходимо отбуксировать неисправный транспорт (см. раздел 20 ПДД РФ) до стоянки или авторемонтной базы. К таким неисправностям относятся:

  • неисправность рабочей тормозной системы . Она является риском для всех участников движения. Буксировка при данной неисправности производится только частичной погрузкой или на жёсткой сцепке (п. 20.4 ПДД РФ). За езду с такой поломкой, согласно ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ, производится задержание ТС и ответственному лицу назначается штраф в размере 500 рублей (неисправность стояночного тормоза не предусмотрена этой статьей).
  • неисправности рулевого управления . В таком случае также производится буксировка. Здесь она разрешена только методом частичной погрузки (п. 20.4 ПДД РФ). За эксплуатацию неисправного ТС предусмотрен штраф – 500 рублей и арест транспортного средства (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ).
  • неисправности сцепного механизма (в составе автопоезда). В случае невозможности исправить поломку, от буксировки неисправного ТС необходимо отказаться. Отсоединение прицепа может стать причиной серьезного ДТП. Статьей 12.5 ч. 2 КоАП РФ за такое нарушение предусмотрены санкции: 500 рублей штрафа и арест автотранспорта.
  • не включенные или отсутствующие световые приборы в темное время суток или при недостаточной видимости. Согласно пунктам 19.1, 19.3, 19.5 ПДД РФ автотранспорт обязан двигаться с включенными фарами ближнего света, в темное время суток можно использовать и дальний свет, а днем – дневные ходовые огни. Но ночью или в плохую погоду (вне зависимости от освещённости проезжей части) в дополнение к ближнему или дальнему свету должны работать габаритные огни.Использование фар и огней необходимо, так как, во-первых, водителю самому нужно видеть и оценивать дорожную ситуацию. Во-вторых, его транспорт должен быть заметным для остальных участников движения.Заметим, что ехать с неисправными световыми приборами ночью (а также, в сильный дождь, снег, туман и т.п.) запрещает пункт Правил 2.3.1. Движение днем с неисправными фарами ближнего света или дневными ходовыми огнями запрещает пункт 19.5 тех же Правил. А вместе с тем, пункт 3.3 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС» не разрешает движение вообще, если световые приборы не работают или загрязнены.Таким образом, решить, как поступить в каждом конкретном случае поломки световых приборов, следует самостоятельно.Но за передвижение с данным видом неисправностей световых приборов по ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф в 500 рублей.
  • не работающие стеклоочистительные приборы со стороны водителя во время осадков. Если починить «дворники» не удается, движение можно продолжать только, когда дождь или снегопад закончатся. После прекращения осадков следует двигаться осторожно, придерживаться невысокой скорости. Санкции за несоблюдение данного положения: штраф 500 рублей или предупреждение (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ).

Ответственность за эксплуатацию неисправного транспортного средства несет водитель. Если автотранспорт выпущен на маршрут должностными лицами, то ответственность за допуск неисправного ТС возлагается на них (согласно Приказу Минтранс России от 15.01.2014 №7).

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. N 595)

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67)

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67)

__________________

* В дальнейшем - Правила.

"Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. N 595)

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство,

3 приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

"Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1-5.26. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

"Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. N 595)

"Опасный груз" - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67; от 10.05.2010 г. N 316)

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

"Организованная перевозка группы детей" - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67)

"Организованная транспортная колонна" - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

"Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67)

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. N 595)

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67; от 14.12.2005 г. N 767)

"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 г. N 316)

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. N 595)

"Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 767)

"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 г. N 67; от 06.10.2011 г. N 824)

"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Другие пункты ПДД России раздела 1

2.1.1. Водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Комментарии

Итак, из этого пункта Правил можно заключить следующее: водители обязаны иметь с собой и в случае необходимости передавать сотрудникам полиции – водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис ОСАГО.

Теперь давайте рассмотрим, что представляет собой каждый из перечисленных выше документов.

Водительское удостоверение (права)

Водительское удостоверение (права) – это документ, подтверждающий право на управление транспортными средствами определенной категории (категорий).

Согласно ст. 25 ч. 5 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.95 в России можно получить российские национальные и .

Национальные водительские удостоверения выдают в виде:

  • ламинированных бумажных прав. Это бумажное водительское удостоверение, покрытое специальной пленкой. Срок его действия 10 лет. Имеет 5 категорий: A, B, С, D, E.
  • пластиковых прав (современного образца). Начали выдавать после 01.03.2011. Действуют 10 лет. Имеют 14 категорий. Категория «Е» разделена на 3 подкатегории. Добавлены категории «троллейбус», «трамвай».

Когда вы закончите автошколу и успешно сдадите все экзамены, то на руки получите именно национальное водительское удостоверение. На нем обязательно будет отметка государства, выдавшего права (для России – «RUS»), а текст написан на официальном языке государства (в данном случае на русском) с транслитерацией буквами латинского алфавита. Этим же требованиям соответствуют национальные права всех стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении (70 стран).

Чтобы ездить на их территории достаточно российского водительского удостоверения (с переводом на местный язык, если оно было получено до 01.03.2011). Там не спросят. Но они пригодятся, если планируется автопутешествие в страну, подписавшую Женевскую конвенцию (64 страны). Кроме того, для передвижения по российским дорогам иностранным гражданам тоже придется оформить международное водительское удостоверение (согласно ст. 25 ч. 14 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.95).

Этот вид прав представляет собой документ-перевод национального водительского удостоверения на 8 иностранных языков и без него не действителен. Вновь сдавать экзамены, чтобы получить эти права не нужно. Необходимо лишь предоставить некоторые документы в отделение ГАИ и оплатить госпошлину.

Международное удостоверение выдадут в виде бумажной раскладывающейся книжки на 3 года. Если срок действия ваших водительских прав заканчивается раньше, то у он тоже сократится.

Добавим, что для езды в странах, которые не состоят ни в одном из международных соглашений, придется оформить их внутренние водительские документы, т.е. заново сдать экзамен.

Что такое временное разрешение?

Это временное удостоверение (выглядит как форма бумажного бланка определенного образца), которое заменяет обычные права, если их в случае какого-либо правонарушения изъяли на момент судебного разбирательства. Оно действительно 2 месяца и только с предъявлением паспорта. В течение этого времени суд должен рассмотреть дело о правонарушении и вынести приговор. Если суд задержал решение на какой-либо период, то временное разрешение на управление ТС можно продлить. Порядок его получения и продления определен ст. 27.10 ч. 3 КоАП РФ.

Также, временное разрешение используют, если водитель потерял права и ожидает выдачи новых.

Регистрационные документы

Согласно Приказам МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года и N 605 от от 7 августа 2013 года к таким регистрационным документам относятся:

свидетельство о регистрации ТС (СТС) или технический паспорт ТС (ПТС).

Однако оба этих документа не равнозначны. ПТС выдается владельцу транспортного средства при его покупке, а СТС – только после постановки ТС на учет в ГАИ.

Тем не менее, движение без свидетельства о регистрации ТС, когда на руках лишь его паспорт, разрешено. Но только:

  • в течение 10 дней после покупки ТС (это срок, за который транспорт необходимо поставить на учет);
  • в течение 20 дней, если водителю были выданы временные регистрационные знаки «ТРАНЗИТ». За это время также нужно успеть зарегистрировать ТС.

Более подробно о регистрационных документах вы можете узнать из отдельно подготовленной нами статьи.

Страховой полис

Страховой полис – это может быть как полис страхования автогражданской ответственности ОСАГО (обязательное страхование), так и полис страхования транспортного средства КАСКО, который бывает как с покрытием финансовой ответственности, так и без неё.

Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ от 25.04.2002:

Как только вы приобрели в собственность какой-либо транспорт, ваша обязанность– застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС. Законодательство разрешает сделать это в течение 10 дней (т.е. необходимо как можно скорее после покупки ТС приобрести и полис ОСАГО).

Оформлять полис ОСАГО не нужно, только если вы владелец:
  • ТС, которое не может развивать скорость выше 20 км/ч;
  • ТС, тех.характеристики которого по закону не позволяют ему участвовать в дорожном движении на территории РФ;
  • ТС Вооруженных Сил РФ или любых других формирований и органов, где предусмотрена военная служба (исключение: автобусы, легковые авто, прицепы к ним и другие виды транспорта, которые используют в хозяйственной деятельности этих структур);
  • ТС, которое было зарегистрировано в другом государстве, если страховой полис уже получен в рамках международных систем страхования;
  • прицепа к легковому автомобилю;
  • ТС, которое движется без использования колес (в его конструкции могут быть применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к нему.

Подробнее о страховании автомобилей и других ТС – в рубрике «Страхование» (как получить полис ОСАГО или КАСКО, сколько это будет стоить, как определить его подлинность, как восстановить при утере и др.).

Ответственность

Нарушения, связанные с водительским удостоверением:
  • Если водитель транспортного средства не имеет прав на управлением им (кроме учебной езды), то в этом случае предусматривается штраф на сумму от 5 000 до 15 000 рублей. Транспортное средство задержат, виновного в правонарушении отстранят от управления. (ст. 12.7 ч. 1 КоАП РФ).
  • Вождение транспортного средства лицом, лишенным прав, наказывают штрафом в 30 000 рублей, обязательными работами (от 100 до 200 часов) или арестом до 15 суток. Транспортное средство задержат, виновного в правонарушении также отстранят от управления. (ст. 12.7 ч. 2 КоАП РФ).
  • Если владелец транспортного средства передаст управление лицу, которого лишили водительского удостоверения, или тому, у кого заведомо нет водительских прав (кроме учебной езды), то его штраф составит 30 000 рублей. (ст. 12.7 ч. 3 КоАП РФ).
  • А передача управления транспортным средством лицу, не имеющему водительских документов при себе, наказывается штрафом в 3 000 рублей (ст. 12.3 ч. 3 КоАП РФ).
  • Если у водителя нет с собой (например, забыл дома) прав, регистрационных документов или страхового полиса, то штраф для него составит всего 500 рублей (ст. 12.3 ч. 1-2 КоАП РФ). Однако без водительского удостоверения дальнейшее управление транспортным средством запрещено.

При любом из перечисленных выше нарушений автомобиль виновного доставят на штрафстоянку, место на которой оплачивается отдельно. Чтобы не допустить этого, следует в письменном виде подать ходатайство в протокол об административном правонарушении. Там водитель просит оставить автомобиль на месте совершения правонарушения на определенное время.

Инспектор ГАИ вправе как принять просьбу, так и отклонить. В случае согласия нужно найти человека, который сможет в кратчайшие сроки привезти водительское удостоверение или сделать это самому.

Нарушения, связанные с полисом ОСАГО:
  • Если у водителя нет с собой страхового полиса, то штраф составит 500 рублей (ст. 12.3 ч. 2 КоАП РФ), а если он не оформлен, то - 800 рублей (ст. 12.37 ч. 2 КоАП РФ).
  • За вождение в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, а также, если за рулем водитель транспортного средства, который не вписан в полис, то штраф составит 500 рублей (ст. 12.37 ч. 1 КоАП РФ).
  • За сознательное использование поддельного полиса ОСАГО водитель несет уголовную ответственность (ст. 327 ч. 3 УК РФ), согласно которой ему грозит одно из наказаний: штраф на сумму до 80 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до полугода; до 480 часов обязательных работ; до 2-х лет исправительных работ; арест на срок до 6 месяцев.

2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Комментарии

Итак, из п. 2.3.2 ПДД нам ясно, кто может потребовать провести процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К причинам данного требования относятся: невнятная речь, запах алкоголя от водителя, позы и действия, характерные для человека в состоянии опьянения, опасная езда и т.д.

Порядок проверки закреплен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475. Однако, даже Инспекторы ГАИ не всегда его соблюдают.

Как по Закону проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения?

Еще до начала процедуры Инспектор должен довести до сведения водителя порядок её проведения.

Процедура проверки осуществляется при свидетельствовании двух понятых. Информацию о них – личные данные, контактные сведения – заносят в акт освидетельствования. Для исследования используется специальный прибор (алкотестер), на который имеется вся необходимая документация. Чек с его показаниями предъявляют водителю. Результаты теста обязательно отражают акте.

Отказ водителя принять показания прибора также фиксируется в акте. В связи с отказом решается вопрос о перенаправлении водителя либо в передвижной медицинский пункт, либо в учреждение с наркологическим отделением. Там водитель проходит освидетельствование ещё раз. Самовольное повторное использование алкотестера незаконно.

Кроме того, еще до освидетельствования с участием сотрудника полиции водитель может потребовать провести его сразу в медицинском учреждении.

В медицинское учреждение водителя, подозреваемого в нетрезвом состоянии, везут только в служебном автомобиле ДПС. Если тест дал отрицательный результат, его доставляют к своему автомобилю.

Ответственность

За нарушение пункта 2.3.2 ПДД и отказ от соответствующей процедуры водитель несет административную ответственность. Согласно статье 12.26 ч. 1 КоАП РФ, ему грозит крупный штраф (30 000 руб.) и лишение водительского удостоверения на 1,5-2 года.

Также, в статье 12.8 КоАП РФ представлены случаи ответственности за:

  • управление транспортом в нетрезвом состоянии;
  • вождение в опьяненном состоянии лицом, не имеющим водительских прав;
  • передача управления ТС нетрезвому лицу и др.

Наказанием за вышеуказанные случаи будет: штраф – 30 000 руб., конфискация водительского удостоверения на 1,5-2 года или заключение на 10-15 суток.

Если водитель в опьяненном состоянии стал виновником ДТП и тем самым нанес ущерб здоровью пострадавшего, то мера его ответственности закреплена уже в Уголовном Кодексе РФ (статья 264). Нетрезвое состояние виновного лишь ужесточит наказание.



Просмотров