Международное экономическое право. Международное налоговое право

При составлении настоящего курса потребовались немалые усилия, чтобы попытаться привести нормативный материал, обычно относимый к международному экономическому праву, в подобие некой системы. И все же система международного экономического права, пожалуй, может быть более всего уподоблена огромному лоскутному одеялу, составленному из фрагментов самых разных цветов, размеров и фактуры, причем, к тому же, часто с довольно искусственно, на живую нитку подшиваемыми элементами. А главное, каждое из двухсот прикрывающихся одеялом государств усиленно тянет его на себя, и, нужно сказать, небезуспешно. Далеко не все государства одинаково комфортно укрываются под сенью международного экономического права. Давно выявились и группы государств, и даже отдельные государства с очень разными степенями обеспечения своих интересов под общим одеялом.  

Самый наглядный пример - наиболее обширная внутри системы международного экономического права подсистема ГАТТ/ВТО. И она, однако, далеко не универсальна. И в ней есть группы стран с разным правовым статусом . И она отнюдь не охватывает по предмету регулирования всего многообразия . Ато, что охватывает, - регулирует в очень разной степени и с очень различной обязательной силой. Взять основной системообразующий правовой принцип ГАТТ/ВТО - режим наиболее благоприятствуемой нации в документах ВТО, пожалуй, не меньше исключений из этого принципа, чем универсализма.  

При этом государства руководствуются общими принципами международного публичного права (например, принципами невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, принципами взаимной выгоды и экономической недискриминации). Однако в связи с тем, что эти принципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовыми системами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения, связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мере развития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничают в области налогообложения, заключая соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их правовыми системами.  

Как исторически возникали ростки международного экономического права И почему международное экономическое право как система сложилось во второй половине XX в.  

Международное экономическое.право в системе права  

Какое место занимает международное экономическое право в системе права  

Исходя из классического подхода к принципиальному отделению системы международного права, включая международное экономическое право, от национальных правовых систем, следует соответственно признавать и разность международного и права национального.  

Хотя указанные и подобного рода операции с коммерческой точки зрения тоже торговые, юридически они и в национальных системах права, и в международном праве представляют собой не закономерную торговлю, но преступную деятельность и подпадают под уголовную (в лучшем случае под административную) юрисдикцию, а не под конкретное регулирование международным экономическим правом или национальными системами торгового или гражданского права.  

Имущество, не находящееся в торговом обороте, конечно, не остается в стороне от правового регулирования и защиты его как нормами национального гражданского права , так и нормами иных отраслей национального права налоговое , экологическое, административное и т.п. Не находящееся в торговом обороте имущество как частных лиц, так и государств охраняется не только на внутригосударственном уровне, но во многих случаях также и на международном уровне - в рамках особой правовой системы, которую мы называем международным имущественным правом и которая является подотраслью международного экономического права.  

Весьма характерно, что внимание буржуазных авторов к данной проблематике, судя по публикациям 80-х годов, не ослабевает даже спустя десятилетие после начала конца концессионной системы в нефтегазовом хозяйстве несоциалистического мира. Многие представители западной юриспруденции, в том числе английский теоретик в области международного частного права Р. Уайт, небезосновательно выдвигают вопросы, которые связаны с определением справедливой компенсации за национализированную иностранную собственность, в центр многоплановой проблемы нового международного экономического порядка, поскольку для экспортеров капитала, прежде всего из развитых центров капитализма, это действительно имеет первостепенное значение.  

Согласно законодательству Российской Федерации все субъекты хозяйственной деятельности , функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным признакам и создавать внешнеэкономические службы. Многие объединения накопили опыт в международном экономическом сотрудничестве, имеют квалифицированных специалистов, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.  

Важнейшей отличит, чертой Т. п. в кон. 70-х гг. является движение за утверждение равноправия торг, партнёров на мировом рынке . Это движение заметно активизировалось в кон. 50-х гг. В числе первых существенных его результатов были созыв конференции ООН по торговле и развитию в 1964, решение о превращении её в постоянно действующий орган Ген. Ассамблеи ООН и одобрение документа Принципы международных экономических отношений и торговой политики , содействующей развитию. В последующие годы в ООН, в частности на 2-й (1968), 3-й (1972) и 4-й (1976) сессиях ЮНКТАД, на 6-й (1974) и 7-й (1975) спец. сессиях Гон. Ассамблеи был принят ряд важных решений, направленных на претворение в жизнь этих принципов, в т. ч. о расширении применения междунар. товарных соглашений в целях смягчения резких колебаний цен на сырьё, являющееся главным, а в ряде случаев единственным экспортным товаром и источником валютных поступлений развивающихся стран об установлении развитыми странами системы тарифных преференций на невзаимной основе (т. е. без требования ответных льгот) в торговле с развивающимися гос-вами в целях создания более благоприятных условий для экспорта продукции обрабат. пром-сти освободившихся гос-в о необходимости устранения препятствий в торг, отношениях между индустриальными капиталистич. и социалистич. странами и о дальнейшем развитии сотрудничества между странами различных социальных систем, в частности путём заключения соглашений, охватывающих 2-3 пятилетних периода, и посредством механизма СЭВ. Большую роль сыграла разработанная в ЮНКТАД и одобренная 120 гос-вами на 29-й сессии Ген. Ассамблеи ООН Хартия экономических прав и обязанностей государств, утверждающая недопустимость торг, дискриминации и суверенное право гос-в определять условия участия в междунар. разделении  

Несмотря на то, что в современном мире во все большей степени находят распространение многосторонние методы правового регулирования международных экономических отношений как посредством заключения многосторонних договоров , так и создания международных организаций , - локальные, двусторонние средства обеспечения взаимных торгово-экономических отношений государств в полной мере сохраняют свое значение. Это, в частности, имеет место в сфере международного торгового права Россия, к примеру, оставаясь вне системы ГАТТ/ВТО, до настоящего времени строит свои отношения с торговыми партнерами на основе двусторонних торговых соглашений . Это же наблюдается и в сфере . Наглядными примерами могут служить повсеместно в мире заключаемые и действующие двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (687-705) или соглашения об избежании двойного налогообложения (741-750).  

Выше проиллюстрировано, что по существу нет никакого солидного междунанодно-правового обязывающего регулирования деятельности ТНК как таковых. До сих пор не сложилось и международно-правового регулирования трансграничной деятельности ТНК в международных экономических отношениях . Поэтому нельзя, со ссылками, в частности, на ТНК, серьезно говорить о так называемом международном транснациональном праве, тем более как о некой третьей правовой системе, наряду с международным и внутригосударственным правом. Некорректно считать и что в системе международного экономического права объективно существует некое транснациональное право. Где система норм этого права (см. 65)  

Одно из важнейших проявлений глобализации - растущая либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических отношений - сначала в отношении товарных рынков , потом - рынков услуг , капиталов, затем фондовых рынков . На очереди либерализация рынков рабочей силы . На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее количество стран. Если в 1947г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) подписали лишь 23 развитых государства, то соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986-1993 гг.) - 125 развитых и развивающихся стран . С 1948 по 1990 г. единый уровень таможенной защиты национальных рынков промышленных товаров развитых государств уменьшился с 40 до 6,3%. К 2000 г. он должен снизиться до 3,8%. С 1996 г. на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами ныне являются 134 государства, на которые приходится более 90% мировой торговли . Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран. Режим либерализации в рамках ВТО распространяется на торговлю сельскохозяйственными продуктами , сферу услуг , а также на связанные с международным товарооборотом права на интеллектуальную собственность . В марте 1997 г. был принят глобальный пакт о либерализации рынка телекоммуникационной информационной технологии , вступивший в силу в 1998 г. Он предусматривает освобождение от импортных тарифов свыше 90% товаров этого рынка. В декабре 1997 г. страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг с 1999 г. Предполагается снятие барьеров на рынках ссудных капиталов и свободный допуск иностранных конкурентов в национальные банковские, страховые и финансовые сферы.  

На практике, как правило, политика экстравертного либерализма (протекционизма) сталкивается с политикой интровертного протекционизма стран контрагентов. В жизни обычно та же самая страна, в которой преобладает политика экстравертного либерализма (протекционизма) (что касается, например, своих индустриальных товаров), в отношении других товаров (например аграрных) вынуждена под воздействием заинтересованных сил в собственной стране придерживаться интровертного протекционизма. Иначе говоря, в реальности устанавливается сложный баланс, отражающий протекционистско-либерализа-ционные интересы как в каждой отдельно взятой стране, так и в целой системе международно-экономических отношений . Такой подвижный баланс в конце концов складывается в результате борьбы интересов отдельных стран и находит свое иллюстративное вьфажение в правовом закреплении нормами МЭП, особо наглядно в международно-правовых актах системы Всемирной торговой организации - ВТО (см. 278-300).  

И где в глобальной правовой системе (иначе - в мировом праве) место международного экономического права Тезис о том, что глобализация ведет к формированию глобальной социальной системы (В.М. Шумилов) в далеком и в идеальном плане, очевидно, закономерен. Сегодня, однако, наблюдается нечто прямо противоположное. Можно ли считать глобально близкими социальные системы , к примеру, США с 6 долларами стандартного минимума почасовой оплаты работника и нашими - 2,5 рублями3 А есть страны и в еще более худшем положении, чем Россия. Несомненно, что как раз социальный аспект наиболее пренебрегаем в практике глобализации (см. 40-43).  

Введение. Международное экономическое право олицетворяет собой упорядоченный правовой режим международных торгово-экономических отношений . Но как вообще и во внутринациональных правовых системах, и в международном публичном (в том числе экономическом) праве наряду с добросовестной, правомерной практикой, к сожалению, нарушения и искажения правового режима - распространенное явление. Нарушения многообразны, они относятся в подавляющей части к международным торговым и финансовым операциям и соответственно трактуются в настоящем курсе в разделе о международном торговом праве . Но не менее значимы и нарушения в области имущественных отношений, хотя проявляются в основном в торговом обороте, имущественных ценностей. Особняком стоят уклонения от налогов с использованием, в частности, оффшоров (см. об этом также 755-759).  

Экономические по содержанию санкции, введенные Советом Безопасности ООН в 1990 г. против Ирака, в 1992 г. - против Югославии и частичные санкции в 1992 г. - против Ливии, по существу нельзя, разумеется, относить к санкциям именно экономическим (т.е. в рамках международного экономического права или, более узко, - системы ВТО). Эти и подобные акции, кстати, мотивируемые интересами обеспечения безопасности, - несомненно имеют сугубо политический характер, лишь выражение их (метод принуждения или кары) - экономическое. Внутринациональной условной аналогией могут служить денежные штрафы, налагаемые в уголовном порядке. Впрочем, где кончается экономическая политика и где начинается общая политика, не всегда можно точно определить.  

Эта Система заслуживает особо пристального внимания. Во-первых, потому, что регулирует споры в торговом секторе - наиболее масштабном и наиболее конфликтно- продуктивном в рамках международного экономического права, причем Система оказалась энергично востребованной в жизни. Во-вторых, Система являет собой первый трансрегионального охвата в международном публичном праве авангардный опыт успешного процессуального механизма с облигаторной юрисдикцией для разрешения межгосударственных споров.  

Ни в одной правовой системе, национальной или международной, ни в одной отрасли международного права , кроме как в международном экономическом праве, не встретить такого обилия пестрых принципов, стандартов, правил и норм обычноправовых, конвенционных, резолютивных, с императивной, диспозитивной, рекомендательной и т.п. обязательной силой, а часто и вообще с сомнительным правовым значением разнообразный нормативный материал, применимый и на универсальном уровне, и на региональном, и на двустороннем, и даже на одностороннем уровнях международные экономические учреждения, межгосударственные, негосударственные, параорганизации - клубы и т.п. Во всем этом многообразии и юристы, и экономисты, и политики пробираются подчас с большим трудом.  

Впрочем, все слабости и пробелы системы не трудно объяснить болезнями роста. Международное экономическое право как система - еще очень молодое. Еще моложе - международное экономическое процессуальное право (МЭПП). И тем не менее с огромным трудом, и даже иногда не без неожиданного успеха удается все же гармонизировать на международном уровне правовые установления, веками входившие в суверенную компетенцию отдельных государств. Международное экономическое право, как и МЭПП, плод сплошных компромиссов, что объясняет, в частности, и вакханалию исключений в правилах ГАТТ и т.п. актов.  

В теоретическом плане автор придерживается в курсе классических установок. Вместе с тем автором привносятся в курс и некоторые собственные теоретические подходы . Это касается, в частности, систематики МЭП, в которой впервые автор стал различать общую и особенную части, что нашло отражение еще в публикациях 1997-1998 гг. В настоящем курсе вводятся в научную систематику новые понятия особого международного имущественного права как подотрасли МЭП и международного экономического процессуального права. Новой является и идея разделения как либерализации, так и протекционизма на интровертные и экстравертные виды. Присутствуют в курсе и давние авторские теоретические установки о рекомендательной норме международного права (1969 г.), о параорганизациях (1978 г.) и др. Нельзя игнорировать тот факт, что, к сожалению, не сложилось еще как в отечественной, так и в зарубежной доктрине единого понимания ни в отношении нормативного состава МЭП, ни в отношении его места в общей системе права, ни даже самого понятия МЭП. Неустановившаяся догма международного экономического права оправдывает поэтому неизбежную полемичность при изложении в курсе некоторых теоретических подходов к реалиям МЭП.  

Одна из особенностей нефтегазовой промышленности связана с тем, что в число основных субъектов рентных отношений на мирохозяйственном уровне входят страны-производители углеводородного сырья . Монополия земельной собственности приобретает форму государственного суверенитета над природными богатствами для стран - мировых экспортеров жидкого и газообразного топлива, поскольку там запасы этих сырьевых ресурсов повсеместно принадлежат государству. Государственная экономическая политика в области их использования, которая руководствуется гораздо более сложными и разнообразными интересами, чем у частных земельных собственников, на мировом рынке становится непосредственным фактором рентных отношений. Реализация права собственности стран - продуцентов- сырья или степень зрелости их естественной монополии определяется фактически достигнутым суверенитетом. Подчиненное положение нефтеэкспор-тирующих государств наряду с другими развивающимися странами в системе мирового капиталистического хозяйства препятствовало вплоть до начала 70-х годов превращению их в полноправных участников международных экономических, и в том числе рентных, отношений.  

По вопросу о месте международного налогового права в системе права существует несколько точек зрения . Международное налоговое право , в частности, рассматривается как подотрасль международного

Являясь отраслью международного права, МЭП выступает в виде обособленной совокупности взаимосвязанных норм, что дает основание характеризовать его как систему. Связи между элементами МЭП - нормами и институтами - образуют стабильное единство.

Как система МЭП самостоятельно вступает во взаимодействие с другими системами - иными отраслями международного права и национальным правом.

Единство МЭП обеспечивают отраслевые принципы, отражающие специфику международных экономических отношений. Они являются неоспоримым правом и общей основой для большого массива норм, образующих целый ряд подотраслей МЭП.

Связи между подотраслями обусловлены сложностью предмета регулирования, в котором переплетаются разнообразные экономические интересы. Так, при осуществлении иностранных инвестиций возникают вопросы, регулируемые международным торговым и финансовым правом, проблемы международной охраны интеллектуальной собственности и др.

Взаимодействие МЭП с другими отраслями международного права происходит благодаря тому, что многие виды деятельности, регулируемой международным правом, носят экономический характер (разработка ресурсов морского дна, космические исследования, освоение Антарктики и др.). Таким образом, к соответствующим отношениям должны применяться не только нормы международного морского или космического права, но и принципы МЭП.

В соотношении МЭП и национального права можно выделить то, что является общим для международного права в целом и всех его отраслей, и специфическое, присущее исключительно или в большей

степени МЭП. К общему относятся используемые для всех случаев механизмы имплементации международного права в национальное законодательство, признание в той или иной форме приоритета общепризнанных принципов и норм МЭП в национальных правовых системах, порядок применения и правила толкования МЭП в национальной судебной процедуре.

Особенное состоит в том, что договоры в сфере МЭП чаще других бывают самоисполнимыми и имеют прямое действие в национальной правовой системе (например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международном финансовом лизинге). Для международных экономических договоров характерно также положение о приведении в соответствие с ними национального законодательства (Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации). В отношении соглашений, заключаемых в других сферах, этот вопрос, как правило, специально не оговаривается, поскольку государства вправе самостоятельно решать, что им необходимо предпринять для выполнения своих обязательств.

Отмеченные особенности международных экономических соглашений служат предпосылкой для гармонизации и унификации национального внешнеэкономического и экономического частного права, что можно рассматривать как тенденцию к правовой глобализации.

Основой для правового регулирования отношений, составляющих предмет МЭП, служат основные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Как отмечается в международно-правовой литературе, практически все эти принципы несут в себе экономическое содержание1, которое выявляется как в их толковании, так и в самой формулировке.

Особое значение для МЭП имеет принцип сотрудничества. В Уставе ООН (п. 3 ст. 1), где закреплен этот принцип, на первое место поставлено сотрудничество в разрешении проблем экономического характера, и практически во всех случаях сотрудничество предполагает налаживание экономических связей.

Юридическое содержание принципа сотрудничества раскрывается специфично, в зависимости от того, к каким отношениям он применяется: в области дипломатии это одни обязательства, в области гуманитарного права - другие и т.д. В Хартии экономических прав

1 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. С.442.

и обязанностей государств неоднократно указывается, что государства должны, обязаны сотрудничать в экономической, социальной и культурной, научной и технической областях, в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям.

Принцип сотрудничества в экономической сфере базируется на совпадающих публичных интересах государств, которые стремятся к взаимодействию, во-первых, традиционно в целях экономического развития своего социального организма, а во-вторых, что является характерной чертой современного периода, в целях содействия наименее развитым странам. Этот второй элемент в содержании публичных экономических интересов имеет уже не внутригосударственную, а глобальную направленность.

Выступая руководящим началом для регулирования международных экономических отношений, принцип сотрудничества не создает для государства обязанности налаживать связи со всеми другими госу-дарствами1. Однако в случае установления взаимных связей по доброй воле требуется, чтобы отношения между государствами были не чем иным, как сотрудничеством, суть которого воплощают специальные общепризнанные правила - принципы международного экономического права.

Данные принципы получили закрепление в ряде документов: Декларации об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., других резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, Сеульской декларации о прогрессивном развитии принципов международного публичного права, относящихся к новому международному экономическому порядку, 1986 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также в международных договорах.

Принципами МЭП, составляющими правовую основу для всех видов экономических отношений, являются: принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью; принцип свободы выбора и форм организации внешнеэкономических связей; принцип экономической недискриминации; принцип взаимной выгоды; принцип наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима. Рассмотрим вытекающие из них права и обязанности государств.

См.: Тюрина Н.Е. Роль международного торгово-экономического сотрудничества в достижении целей международного права // Российский ежегодник международного права. 2005. СПб., 2006. С. 318, 322.

§ 3. Система и принципы экономического права

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами (ресурсами) и экономической деятельностью конкретизирует принцип суверенного равенства государств применительно к экономическим отношениям. Свое юридическое закрепление он получил благодаря ряду резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: 1515 (XV) от 15 декабря 1960 г., 1803 (XVII) «О неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами» от 14 декабря 1962 г., Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также Международным пактам об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.

Кроме того, данный принцип упоминается в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В соответствии с указанными выше документами каждое государство, осуществляя полный постоянный суверенитет над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью, имеет право владеть, использовать и эксплуатировать свои богатства и ресурсы; регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК; национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права.

Принцип свободы выбора государством формы организации внешнеэкономических связей также базируется на основных принципах международного права: суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и самоопределения народов (наций). В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства. Согласно Хартии 1974 г. при осуществлении международной торговли и других видов экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения

Глава VI. Международное экономическое право

экономического сотрудничества, соответствующие его международным обязательствам и потребностям международного общения, и обязано уважать аналогичное право других государств.

Принцип экономической недискриминации опирается на всю систему основных принципов международного права. В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 г. (Резолюция 2542 (XXIV)), к основным условиям социального прогресса и развития отнесено сотрудничество государств независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами. Положения других документов - Декларации и Хартии 1974 г., ряда соглашений, принятых членами Всемирной торговой организации, сводятся к тому, что ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации в зависимости от различий в политических, экономических и социальных системах. Обязанностью государств, вытекающей из данного принципа, является недопущение дискриминации и устранение существующих ограничений. Меры, принимаемые государствами по защите внутреннего рынка и национальной экономики, должны применяться в равной степени ко всем государствам, их физическим и юридическим лицам. Исключением из принципа недискриминации являются реторсии и общие невзаимные преференции, предоставляемые развивающимся и наименее развитым странам.

Содержание принципа взаимной выгоды определяется спецификой сотрудничества в экономической сфере. Основной целью данного сотрудничества является ликвидация диспропорций и обеспечение процветания для всех, которая предполагает справедливое распределение выгод. В отношениях между государствами, находящимися на одном уровне экономического развития, это обеспечивается эквивалентным обменом ресурсами в режиме взаимности. В отношениях между развитыми и развивающимися странами получение взаимной выгоды достигается за счет предоставления односторонних преимуществ более слабому в экономическом развитии партнеру в преференциальном режиме. Принцип взаимной выгоды прямо вытекает из Общих принципов, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, 1964 г. (Женевские принципы), Протокола о торговле и развитии 1966 г., ставшего частью ГАТТ 1948 г., Декларации и Хартии 1974 г.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации представляет собой международный обычай, в соответствии с которым государства в конвенционном порядке предоставляют друг другу (своим юридическим

§ 3. Система и принципы экономического права

и физическим лицам, товарам и ресурсам, составляющим предмет экономического оборота) режим наибольшего благоприятствования. Поскольку область применения данного режима определяется в конкретном международном договоре (о торговом сотрудничестве, защите инвестиций, о концессиях и др.), то положение о наибольшем благоприятствовании принято рассматривать как конвенционную норму1. На основе этой нормы одно из договаривающихся государств вправе требовать, а другое обязано предоставить ему все преимущества, которые были установлены для любых третьих государств в оговоренной области. Многосторонней основой принципа наиболее благоприятст-вуемой нации является ГАТТ 1948/1994. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются исключения. Ими могут быть льготы для соседних государств, для государств, образующих с определенным государством таможенный союз или зону свободной торговли, преференции для развивающихся стран.

Принцип предоставления национального режима заключается в обычае предоставлять данный режим, предусматривая его национальным законодательством либо национальным законодательством и международными договорами. Наибольшее распространение получило законодательное закрепление. Сфера действия национального режима значительно шире, чем режима наибольшего благоприятствования. Она охватывает практически всю частноправовую сферу. На основе данного принципа физические и юридические лица иностранного государства приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам с определенными изъятиями. Несмотря на то что национальный режим во внешнеэкономической сфере сужает возможности защиты национальных субъектов хозяйственной деятельности от конкуренции со стороны иностранного капитала, он активно внедряется в эту область по мере усиления интеграционных процессов и многостороннего регулирования экономических связей.

Принципы МЭП принято характеризовать как отраслевые, однако, поскольку экономические интересы имеют место практически во всех сферах, где регулятором выступает международное право, действие данных принципов не ограничивается отношениями, составляющими предмет МЭП. Они представляют собой элемент международного права, который входит в основу всей его системы, а сама отрасль -

1 В юридической литературе было высказано предложение о целесообразности характеристики принципа наиболее благоприятствуемой нации как договорно-обычного. См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 50.

Глава VI. Международное экономическое право

МЭП - выступает на современном этапе важным фактором ее развития1. В перспективе принципы МЭП должны быть положены в основу глобального правопорядка.

Еще по теме § 3. Система и принципы международного экономического права:

  1. ЧАСТЬ I. Понятие, предмет, система и принципы международного воздушного права
  2. 7. Основные принципы международного права Понятие и классификация основных принципов современного международного права.
  3. 2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  4. § 11. ЕДИНСТВО ИСХОДНЫХ НАЧАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И «НАЦИОНАЛЬНЫЕ» СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  5. § 4. Место международного гуманитарного права в системе международного публичного права
  6. 1.2. Принципы управления сложными социально-экономическими системами
  7. Субрегиональные международные организации, способствующие процессу унификации норм и принципов международного таможенного права.
  8. 14. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право -

Международное экономическое право (МЭП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют экономические отношения между его субъектами.

Такое понимание МЭП1 является доминирующим в доктрине и особенно в практике. Но существуют и иные концепции. Из них наиболее часто встречающейся, пожалуй, является та, согласно которой к МЭП причисляют все виды правовых норм, имеющих отношение к международным экономическим связям.

Американский профессор С. Замора считает, что МЭП охватывает широкий круг законов и обычной практики, которые регулируют отношения между действующими лицами разных государств. Оно включает: частное право, местное право, национальное право и международное право.

Из этого видно, что речь идет не об отрасли международного права, а о некоем конгломерате норм различной правовой природы. Такая концепция может быть использована для определения содержания справочника или учебника по МЭП. Практикующему юристу удобно иметь под рукой все виды норм, относящихся к международным экономическим связям. Но при этом необходимо различать разные виды норм, поскольку им присущ различный механизм действия, разная сфера и т.д. В противном случае ошибки неизбежны. Отмеченные концепции отражают и объективное обстоятельство - особенно тесное взаимодействие МЭП с внутренним правом государств.

Этот момент в начале 20-х гг. ХХ в. вызвал к жизни концепцию международного хозяйственного права. В отечественной литературе она была разработана выдающимся юристом профессором В.М. Корецким. Ссылаясь на то, что мирохозяйственные отношения регулируются не только международным, но и внутренним правом, он объединил их в единой системе международного хозяйственного права.

МЭП заслуживает особого внимания в силу огромного значения его функций и особой сложности объекта регулирования. Нельзя также не учитывать, что эта отрасль переживает период активного развития. Некоторые специалисты говорят даже о «революции международного экономического права» (профессор Дж. Трахтман, США).

Сказанное определяет то обстоятельство, что МЭП занимает особое положение в общей системе международного права. Специалисты пишут о том, что МЭП имеет первостепенное значение для формирования учреждений, управляющих международным сообществом, и для международного права в целом. Некоторые даже полагают, что «девяносто процентов международного права в той или иной форме являются по существу международным экономическим правом» (профессор Дж. Джексон, США). Подобная оценка, возможно, преувеличена. Тем не менее практически все отрасли международного права действительно связаны с МЭП. Мы это видели, рассматривая права человека. Все большее место экономические проблемы занимают в деятельности международных организаций, дипломатических представительств, в договорном праве, в морском и воздушном праве и др.

Роль МЭП привлекает к нему внимание растущего числа ученых. Компьютер библиотеки ООН в Женеве выдал список соответствующей литературы, изданной за последние пять лет в разных странах, который образовал солидную брошюру. Все это побуждает уделить МЭП дополнительное внимание, несмотря на ограниченность объема учебника. Это оправдывается также тем, что как ученые, так и юристы-практики подчеркивают, что незнание МЭП чревато отрицательными последствиями для деятельности юристов, обслуживающих не только бизнес, но и иные международные связи.

Объект МЭП отличается исключительной сложностью. Он охватывает многообразные виды отношений с существенной спецификой, а именно: торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и др. Соответственно МЭП представляет собой исключительно крупную и многоплановую отрасль, охватывая такие подотрасли, как международное торговое, финансовое, инвестиционное, транспортное право.

Глобализация экономики обусловила рост ее роли как в мировой политике, так и в жизни любого государства. Глобализация представляет собой объективную закономерность и имеет большое значение для развития экономики, хотя в то же время порождает немало сложных проблем. На первое место выдвигается проблема управляемости мировым хозяйством. Недостаточный уровень управления порождает серьезные отрицательные последствия для всех стран. Финансово-экономический кризис 1998 г. не обошел стороной ни одно государство, а некоторые из них лишились плодов, добытых трудом целого поколения. В особенно тяжелом положении находятся развивающиеся страны, а также страны с экономикой переходного периода.

Сказанное относится и к России. Рассечение государственными границами единого хозяйственного комплекса бывшего СССР поставило проблему налаживания связей с его бывшими частями на основе международного права. К сожалению, отсутствие необходимого опыта у новых независимых государств ведет к тому, что их рынки осваиваются капиталом из «дальнего зарубежья».

Особо отметим, что существенные трудности в развитии как национальной экономики, так и внешних связей создает постоянный дефицит и противоречивость правовой основы регулирования экономических отношений. Довольно многочисленные экономические соглашения между странами СНГ пока не отличаются эффективностью.

От решения отмеченных проблем зависят жизненно важные интересы России, включая интересы безопасности. Показательна в этом плане утвержденная Указом Президента РФ от 29 января 1996 г. №608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации»1. Стратегия обоснованно исходит из необходимости «эффективной реализации преимущества международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи». Поставлена задача активно влиять на происходящие в мире процессы, затрагивающие национальные интересы России. Указывается, что «без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутреннем, так и в международном плане». Подчеркивается значение права в решении поставленных задач.

Нынешнее состояние мировой экономики порождает серьезную опасность и для мировой политической системы. Наблюдается, с одной стороны, беспрецедентное повышение жизненного уровня, научно-технический прогресс в ряде стран, а с другой - нищета, голод, болезни большей части человечества. Подобное состояние мировой экономики создает угрозу политической стабильности.

Глобализация экономики привела к тому, что управление ею возможно только совместными усилиями государств. Попытки решать проблемы с учетом интересов лишь некоторых государств дают отрицательные результаты.

Совместные усилия государств должны опираться на право. МЭП выполняет важные функции поддержания общеприемлемого режима функционирования мировой экономики, защиты долговременных общих интересов, противодействия попыткам отдельных государств добиться временных преимуществ за счет других; служит инструментом смягчения противоречий между политическими целями отдельных государств и интересами мировой экономики.

МЭП содействует предсказуемости в деятельности многочисленных участников международных экономических связей и тем самым способствует развитию этих связей, прогрессу мировой экономики. Существенное значение для развития МЭП обрели такие концепции, как новый экономический порядок и право устойчивого развития.

Международное экономическое право (далее - МЭП) в качестве особой правовой системы образовалось недавно - во второй половине XX века. Однако, сами по себе регулируемые МЭП межгосударственные торговые и экономические отношения столь же древни как, к сожалению, и войны между государствами, причем причинами войн очень часто были именно экономические, торговые интересы.

Зачатки международно-правового регулирования экономических, и прежде всего торговых, взаимоотношений государств относятся к глубокой древности. Изначально в международные договоры, а это были в первую очередь мирные или союзные договоры, включались обыкновенно и условия обеспечения торговли. Издревле при этом и до наших дней внешнеторговая, затем и внешнеэкономическая политика государств, находящая свое правовое выражение в международных договорах, слагается из двух концептуальных подходов, противостоящих друг другу и в то же время диалектически почти всегда сосуществующих в политике любого государства, а именно из протекционизма и либерализма .

Главный резон протекционизма - защита собственной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм свойствен отнюдь не только экономически слабым, стремящимся защитить свою экономику государствам. Протекционизм используется, когда выгодно, и самыми развитыми государствами, например, для ограждения от иностранной конкуренции собственного сельского хозяйства (США, Европейский союз и др.). Высшим выражением протекционизма является автаркия - политика самоизоляции и максимального самообеспечения государства продуктами собственного производства, ныне - аномалия.

Давно уже стали, однако, понятны преимущества свободной торговли. Одним из первых, кто четко выразил это понимание, был теолог Иоанн Златоуст (IV в., Византия), который, образно формулируя основы, по сути либералистской торгово-политической концепции, как нельзя более актуальной в наше время, писал о том, что самим Богом предоставлена нам легкость взаимных торговых сношений, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище, а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.

«Отец» науки международного права Гуго Гроций (XVII в.), облекая либерализационные идеи в правовую форму, указывал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Именно этот принцип juscommercii - право свободы торговли, понимаемой в широком смысле, становится по сути основополагающим в науке международного экономического права.

Однако и до настоящего времени баланс протекционистских и ли - берализационных, иначе фритредерских слагаемых во внешнеэкономической политике продолжает оставаться результатом борьбы и сотрудничества в сфере международных экономических отношений, а международно-правовое воплощение этих результатов и есть по существу международное экономическое право. В XVIII-XIX вв. вектор равновесия политики протекционизма и либерализма склонялся в пользу последнего. С начала же XX в. и до его середины с утверждением государственно-национальной идеи и со становлением торгово-экономической многополярности мира на авансцену выходят национализм (в разных формах) и протекционизм. А с окончанием Второй мировой воины и до наших дней в условиях преобладающей мощи США на мировом рынке концепция фритрейда фактически безраздельно доминирует.

При этом исключительно важно, что на торгово-экономические факторы либерализма или протекционизма всегда взаимодействуют с общецивилизационного и геополитического значения процессами национализма , регионализма (объединение государств обычно по географическому положению) и, наконец, глобализма . Политика и практика либерализма, т.е. свободы движения товаров, услуг и людей (согласно принципу: laisserfairelaisserpasser - свобода делать, свобода провозить), естественно, прямо корреспондирует глобализации, понимаемой как планетарно ориентированная многообразная экспансия отдельных индивидов, коллективов, государств в сферах торговли, финансовых потоков, промышленности, коммуникаций, информатики, науки, техники, культуры, религии, преступности и т.д. с конвергенционным эффектом. Феномен глобализации далеко не нов, прослеживаем в истории от Римской империи (PaxRomana) и до наших дней. Но в территориальном, во временном аспектах, по предметному охвату, а также по воздействию на отдельные страны, регионы и человеческие сообщества развитие глобализации шло крайне неравномерно, перемежаясь с периодами фрагментации.

Современная глобализация имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, реальные глобализационные достижения сосредоточены почти исключительно в сфере торгово-экономического экспансионизма . До подлинной, всесторонней глобализации (включая политические, социальные, культурные, конфессионные, миграционные, цивилизационные и т.п. составляющие) - еще весьма далеко.

Во-вторых, хотя глобализация явление объективно обуславливаемое развитием промышленности, коммуникационной революцией, активизацией трансграничных перетоков капитала и т.д., явление это управляемое , в различных сферах либо стимулируемое, либо подавляемое. Международно-правовые инструменты (международные договоры, организации и т.п.) служат важнейшими рычагами управления глобализацией. Не случайно поэтому формирование и становление особой отрасли права - МЭП наглядно совпало во времени с крутым подъемом развития торгово-финансовой глобализации.

В-третьих, хотя к концу XX в. в футурологических прогнозах глобализация превратилась чуть ли не в фетиш, перспективы развития глобализации не однозначны, о чем сигнализирует и современный глобализационный спад, связанный с кризисным спадом деловой активности в мире. Не снимается с повестки дня продолжающаяся конкуренция глобальной и региональной (и даже узко националистической) тенденций развития. Практика показывает, что такие интеграционно-оринтированные системы, как Евросоюз, НАФТА и даже ВТО, - с трудом открывают двери для стран-абитуриентов и, тем самым, вряд ли служат интересам подлинной глобализации.

Одной из важнейших глобализационных задач декларировалась постепенная ликвидация разрыва и противостояния между «богатым Севером» и «бедным Югом». Однако этот разрыв, измеряемый в темпах экономического роста и динамики соотношения цен (termsoftrade ) на сырьевые товары «Юга» и промышленные товары «Севера», отнюдь не сокращается. Именно это положение неравенства баланса преимуществ либерализации представляется важной подспудной основой незатухающих антиглобалистских выступлений в наше время, не случайно обращаемых прежде всего и против отдельных международных учреждений глобализационной ориентации.

Международно-правовыеформы экономического сотрудничества. До середины XX в. преобладающей международно-правовой формой были двусторонние договоры, а с окончанием Второй мировой войны и образованием ООН, в Уставе которой в качестве одной из целей создания Организации указывается осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера (ст. 1), происходит массированный переход к многосторонним формам сотрудничества. Создаются многочисленные международные экономические организации, появляются многие новые виды договоров. В это же время возникают экономические интеграционные международные объединения, в том числе - и доныне здравствующие Европейские сообщества, и прекративший свое существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 г. был заключен первый в истории и многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле, на базе которого в 1994 г. институализировалась Всемирная торговая организация (ВТО).

Львиная доля всех заключаемых международных договоров и существующих международных организаций приходится в наше время на экономические взаимоотношения государств. Поэтому не будет преувеличением сказать, что количественно нормативный корпус современного международного права на добрую половину является международным экономическим правом. С 50-х годов XX в. внешнеэкономическая политика и ее правовое воплощение в международно-правовых актах приобретают стратегическое значение и становятся на практике во многом доминирующей работой для дипломатов. Именно на этом фоне и на этой материально-правовой базе к 70-м годам международное экономическое право (как и его наука) прочно утверждается как самостоятельная отрасль международного публичного права.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения. Под международными. в МЭП понимаются отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права, а к экономическим относятся прежде всего торговые, коммерческие отношения в широком смысле слова, включая отношения производственные, научно-технические, валют - но-финансовые, в области транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Критерием разграничения сфер применения МЭП и других отраслей международного публичного права служит наличие коммерческого элемента. Те нормы международных актов, которые касаются, например, морских или воздушных перевозок грузов и пассажиров и которые трактуют торгово-экономические, коммерческие отношения, оправданно относить к международному экономическому праву.

Определение МЭП. Международное экономическое право - это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.

Это определение МЭП соответствует его современному классическому пониманию как в отечественной (М.М. Богуславский, Г.Е. Бувайлик, Г.М. Вельяминов, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилов и др.), так и в зарубежной доктрине (Я. Броунли, П. Верлорен ван Темаат, Г. Шварценбергер и др.). Но в настоящее время в западной литературе, между тем, широко распространена и концепция, согласно которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (В. Фикентшер - ФРГ; Е. Питерсман - Великобритания; П. Рейтер - Франция и др.). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права (Ф. Джессен - США), используемыми и для того, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации - ТНК (В. Фридман и др.).

В правовой литературе развивающихся стран получила распространение концепция «международного права развития», которая делает акцент на особом регулировании прав так называемых развивающихся и наиболее экономически бедных стран.

Существует также концепция так называемогоlexmercatoria - «купеческого права», под которым понимается в теории либо весь массив национального и международного регулирования внешнеэкономических операций, либо автономный, обособленный от национальных правовых систем комплекс норм, регламентирующих международные торговые сделки, и определяемый как «транснациональное» (К. Шмитхоф), «вненациональное» (Ф. Фушар) право. К источникам lexmercatoriaего сторонники относят международные конвенции и типовые законы, разрабатываемые на международном уровне, международные торговые обычаи, общие принципы права, рекомендательные решения международных организаций, арбитражные решения, даже условия контрактов и т.п. Сторонникам этой теории не удается, однако, представить lexmercatoriaв виде упорядоченной и обшепризнаваемой системы правовых норм, и нет оснований рассматривать конгломерат разнородных форм, условно помещаемых в lexmercatoria, в качестве составной части МЭП - отрасли международного публичного права.

Системно МЭП представляет собой отрасль особенной части международного публичного права в ряду таких же отраслей, как, в частности, морское право, космическое, экологическое, гуманитарное и т.д. Научная система МЭП складывается из его общей части (генезис, понятие, субъекты, источники, принципы) и из особенной части, состоящей из трех основных разделов: первый - институционные, иначе - организационно-правовые формы универсального и регионального регулирования международных экономических отношений; второй - международное торговое право (торговля товарами; торговля услугами; валютно-финансовые операции) и третий - международное имущественное право (межгосударственные имущественные отношения; международное право интеллектуальной собственности; международное инвестиционное право, международное налоговое право и др.). Кроме того, особо выделяется (Г.М. Вельяминов) международное экономическое процессуальное право (урегулирование межгосударственных экономических споров; международно-правовое обеспечение урегулирования частно-правовых споров).

Соотношение МЭП и международного частного права (МЧП). Проблема осложнена тем, что существуют различные научные теории, касающиеся понятия и состава МЧП. Не вдаваясь в анализ этих теорий, отметим, что важнейшим отличием МЭП является, во-первых, то, что его субъекты - это только субъекты международного публичного права, а субъекты МЧП - это прежде всего субъекты национальных систем права. Во-вторых, МЭП как отрасль международного публичного права применяется к регулированию международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения, в том числе с участием в некоторых случаях государств и иных субъектов международного публичного права, регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, в том числе включающим в себя в ряде случаев опосредованно нормы тех или иных международных договоров и конвенций, т.е. нормы, рецепированные / трансформированные в национальные правовые системы (Е.Т. Усенко, Д.Б. Левин, С.Ю. Марочкин, Г.М. Вельяминов).

Понятие система международного экономического права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие система международного экономического права.
Рубрика (тематическая категория) Право

Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные экономические отношения.

В западной литературе термин международное экономическое право впервые был использован в 1939 году. Позднее, в 40-е годы двадцатого века, он стал встречаться всё чаще и после второй мировой войны превратился в общеупотребительный.

Нормы международного экономического права регулируют многообразные, различающиеся по своему содержанию виды общественных отношений, касающихся различных аспектов хозяйственных связей. К экономическим отношениям относятся˸

во-первых, торговые, коммерческие отношения в широком смысле слова, включая отношения производственные, научно-технические, валютно-финансовые, в областях транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и инои̌ собственности, туризма и т.п.;

во-вторых, отношения имущественные, защита прав собственности (инвестиции, интеллектуальная собственность, ʼʼобщее наследие человечестваʼʼ и т.д.).

Совокупность этих норм составляют подотрасли и институты международного права.

Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права – международное экономическое право – общим объектом регулирования, общими целями и принципами.

В качестве подотраслей можно выделить˸

международное торговое право;

международное финансовое право;

международное инвестиционное право;

международное транспортное право;

международное технологическое право;

международное таможенное право.

Каждая подотрасль состоит из институтов, представляющих систему правовых норм, регулирующих однородную группу взаимосвязанных общественных отношений. Например, в подотрасли международного торгового права можно выделить институт права всемирной торговой организации (ВТО), или институт разрешения международных торговых споров.

Международные экономические отношения являются предметом регулирования международного экономического права. Современные международные экономические отношения представляют из себявысокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Данные отношения складываются в условиях глобализации экономики. Под глобализацией экономики следует понимать усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализацию производства и капитала, ведущую к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Понятие система международного экономического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие система международного экономического права." 2015, 2017-2018.



Просмотров