Методика преподавания семейного права в школе.

Цели урока: Получить современные знания в области семейного права, усовершенствовать навыки работы в группе, аргументации и переубеждения, критического и творческого мышления, умения применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав личности, решения практических задач в социально-правовой сфере, воспитывать потребность осознанно соблюдать законы.

Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут: объяснять понятия семья, брак, брачный договор, знать условия вступления и расторжения брака, права и обязанности супругов, формулировать и высказывать собственное мнение по практическим правовым ситуациям.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическое обеспечение:

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ
  • Таблицы (Приложение №1)
  • Презентация (Приложение № 6)

Эпиграф: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности” (Н. Бердяев)

Ход урока

  1. Организационная часть урока
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Вступительное слово учителя.

Приходит время и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Из курса обществознания мы с вами знакомы с понятием семья. Давайте вспомним его.

Семья- малая группа, основанная на браке или родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, правами и обязанностями. Нет более древнего образования, чем семья. Она появилась на заре возникновения человечества и остается до сих пор основной ячейкой общества. Люди меняются, меняется общество, но суть семьи практически не изменилась.

Вопросы к классу:

Как вы считаете, почему столь живучим оказался институт семьи?

Что семья дает человеку, государству?

Представьте следующие ситуации

А) Встретились мужчина и женщина. Родились дети, живут счастливо. Но их отношения зарегистрированы не были. Можно ли их считать семьей?

Б) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. Можно ли этот союз считать семьей?

В) Брак заключен не был. В семье родился ребенок. Через некоторое время пара решила разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье?

При каких условиях союз мужчины и женщины порождает взаимные права и обязанности?

  1. Изучение нового материала.
  2. Актуализация новой темы

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?. Тема нашего урока: “ Семейный кодекс Р.Ф- правовые основы семейно-брачных отношений”.Сегодня, работая в малых группах, я предлагаю вам

законодательство отражает интересы супругов. Не является ли вмешательство права в семейные отношения нарушением тайны личной жизни?

Работа в группах с источниками (выдержки из Семейного кодекса РФ).

Учащимся предлагается изучить статьи 1,2,10,11,12,13 семейного законодательства и ответить на вопросы:

Семья начинается с брака. Что такое брак?

С какого момента возникают права и обязанности супругов?

Каковы условия заключения брака?

Может ли быть отказано в заключении брака?

Обсудите в группе следующие ситуации и определите, какие юридические нормы были нарушены.

Обсуждение в группах практических задач (Приложение № 3)

Одним из вариантов семейных отношений является гражданский брак, то есть тот, что не признан ни государством, ни церковью. В таких случаях мужчину и женщину связывают только взаимные чувства и устный договор. Вопросы к классу:

Как вы считаете, кто и почему вступает в “ гражданский брак”?

Приведите аргументы в поддержку гражданского брака и отрицательные стороны такого этого союза

Каковы издержки этого брака?

Нередко неофициальные семейные отношения порождают сложные проблемы. А главное-это отсутствие юридических прав и обязанностей. Статьи 31-36 определяют основные права супругов.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса (Приложение № 2).

Поиск ответов на вопросы:

Какие основные права супругов?

Что является их совместной и личной собственностью?

При определении имущественных прав супругов семейный кодекс различает два режима: законный и договорной. Нюансы, которые могут возникнуть при вступлении в брак, при его расторжении или в случае смерти одного из супругов, давно принято было оговаривать. Иудеи всегда гарантировали жене право на имущество мужа в случае его смерти. В Европе люди, вступающие во второй брак, заранее старались договориться о финансовых правах детей от первого брака. А аристократы и в первый брак не вступали, не посоветовавшись со своим адвокатом. Брачные контракты в свое время заключали Н. Бонапарт, В. Моцарт. Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980 годы, до этого вся собственность, нажитая в браке, отходила тому на кого была записана. В России брачные договора заключают не так давно.

Почему же и в нашей стране появился брачный контракт? Изучим статьи 40-42 семейного кодекса

Вопросы к текстам статей Семейного кодекса Р.Ф.

Где заключают брачный договор?

В какой период времени можно заключить контракт?

Имеет ли брачный договор силу, если брак не зарегистрирован?

Какую сферу отношений он регулирует?

Поразмышляйте в группах над предложенными задачами и выберите возможные варианты их решения

Решение практических задач (Приложение № 4)

Жить в браке большой труд, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости. Почему не все люди смогли сохранить семью?

Первое упоминание о разводе встречается еще в своде законов царя Хаммурапи в 18 веке до нашей эры. За это время было принято множество законов о расторжении брака. Семейное законодательство Р.Ф. устанавливает порядок расторжения брака.

Познакомимся с ним.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса Р.Ф статьи18-21 (Приложение № 2)

Вопросы к документу:

Каков порядок расторжения брака в России?

Поясните, когда брак будет расторгнут через суд, а в каких случаях расторжение произойдет через органы ЗАГСа?

  1. Систематизация и обобщение изученного материала.
  2. Итоги урока

Решение проблемного задания

Как семейное законодательство отражает интересы супругов?

Заключительное слово учителя

Семья остается высшей ценностью, чтобы укреплять ее позиции правительством принимаются меры государственной поддержки семьи. Какие из них вы знаете? И вместе с тем семья- это любовь, доверие, уважение и большой труд, который требует подготовки, мудрости, высокой духовной культуры, а закончить урок мне хотелось бы словами Н. Бердяева: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности”.

Правовой лекторий для учащихся МБОУ Уваровской средней школы - сад

Час общения

«Правовые основы семьи и брака

Подготовила учитель истории Е.М. Синюк

Март 2015г.

«Жениться это значит наполовину

Уменьшить свои права и

Вдвое увеличить свои обязанности».

(А.Шопенгауэр)

1.Семья и брак.

Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и очень важную тему « Правовые основы семьи и брака».

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей». Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Артура Шопенгауэра «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». В конце урока, опираясь на знания, полученные на уроке, вам предстоит дать ответ, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним.

Учитель предлагает из курса 8 класса вспомнить, что такое семья. Обобщая выводы учащихся, отвечаем на вопрос «Что такое семья?», после даем определение семьи.

Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями.

Что объединяет членов семьи? Что дает человеку семья? Что дает государству семья?

Государство защищает семью с помощью закона. Большая роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения (супругов, детей, родителей) является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер. Конечно, всех взаимоотношений СК регулировать не может.

Для рассмотрения основных принципов семейного права мы проведем работу с Семейным кодексом, (ст.1) заполним таблицу.

Линии сравнения.

Характеристика понятий

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому пригадлежит главная роль в этом союзе?

Союз равноправный, все вопрсы решаются по взаимному согласию.

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает государство?

Только зарегистрированный брак в органах ЗАГСа.

Мы с вами подошли к такому понятию, как брак. Что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «брачити», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее.

В таблице мы выделили существенные признаки брака. Даем определение браку, опираясь на таблицу.

Брак – это оформленный в законном порядке свободный добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создание семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов.

2. Порядок и условия заключения брака .

Закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом условия и порядок брака будут нарушены, то такой брак признается недействительным. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, призыве в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Задания учащимся: пользуясь СК (ст.11,12, 13) определяем порядок заключения брака. Далее рассматриваем условия заключения брака. СК (ст. 14) (заполняем таблицу)

(слайд 8).

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

1.Взаимное добровольное согласие.

1. Если одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

2. Достижение брачного возраста.

2. Между близкими родственниками.

3.Между усыновителями и усыновленными.

4. Если одно лицо признано судом недееспособным (психические расстройства или слабоумие)

Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста.

Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?

Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов Российской Федерации: в Ростовской , Московской , Вологодской , Владимирской , Самарской , Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской , Мурманской и Рязанской - до 15 лет, Новгородской , Орловской , а также Башкортостане - без ограничений, связи с исключительными обстоятельствами.

3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные. (слайд 9) При определении имущественных прав супругов СК РФ говорит о «законном режиме имущества супругов и договорном режиме имущества супругов» (СК глава 8).
(Проектная деятельность. Учащиеся разбиты на группы, и каждая группа получает задание.)

Задание для группы 1.

Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.

(ст.31 и 32 СК РФ)

Задание для группы 2.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

б) ст.33 -35 СК РФ.

Задание для группы 3.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.

а) текст учебника §15 стр.111

б) ст.36 -37 СК РФ.

4. Брачный договор .

Законный режим имущества супругов может быть изменен в результате заключения супругами брачного договора. Мода на брачные договоры началась на Западе. Брачный договор заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Возможность заключения брачного договора в России появилась когда был принят новый СК. Что такое брачный договор? (СК ст.40-41) Что может оговариваться в брачном контракте? (работаем с учебником стр.111). Заключается договор в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.

Задача для закрепления : Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт? (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

5.Расторжение брака.

К сожалению иногда бывает так, что брак дает трещину и семья разводится. Ребята, а как вы думается какие причины могут привести к разводу супругов?

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 8 веке до н.э. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране. Брак расторгается как в Загсе, так и в суде.

Работа с Семейным кодексом (заполняем таблицу) (СК ст.16 п.1, ст18, ст.19 п.1,2 ст.21 п.1,2). (слайд 13)

В ЗАГСе

В суде

Обоюдное согласие

Один из супругов уклоняется от расторжения брака.

Нет общих несовершеннолетних детей

Есть общие несовершеннолетние дети

Один из супругов признан судом безвестно отсутствующим

Один из супругов признан недееспособным

Один из супругов осужден за совершение преступления на срок свыше 3 лет

В случае смерти супруга

В одном-единственном случае закон ограничивает право супруга расторгнуть брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка.

Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

5.Права и обязанности родителей и детей.

Роль супругов – первая, которую играют люди, вступившие в брак. Вторая, ещё более трудная роль - роль родителей: папы и мамы.

С рождением ребенка, супруги вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. В нормах права закрепилась еще многовековые представления о семье. Древнегреческий философ сказал: «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь с своими родителями».

Работа с СК Глава 12 ст.61-66 (права и обязанности родителей)

Права и обязанности родителей и детей.

Родители

Дети

Право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

Право жить и воспитываться в семье

Право на определение имени, отчества и фамилии, гражданства и национальности, а также местожительства своих детей.

Право на имя, отчество и фамилию

Являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.

Право на защиту прав и законных интересов

Обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы

Право истребовать своих детей от лиц, которые их незаконно удерживают.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства;

Право иметь собственность, получать содержание от родителей.

Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.

Как вы думаете, почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?

Заканчивая наш урок, обратимся еще раз к высказыванию философа А.Шопенгауэра эпиграфу нашего урока: «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Как вы понимаете это высказывания, опираясь на знания, полученные на уроке?

Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.


24 Сен 1 1916

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Оказывается, каждый родитель может стать учителем своего ребенка, при этом еще и получая зарплату от государства. При хорошей родительской фантазии урок биологии можно провести в Ботаническом саду, а математикой заниматься на скамейке в парке. Осталось только выбрать: семейное образование, экстернат или самообразование. Чем отличаются вышеупомянутые виды внешкольного образования, и что нужно делать, чтобы такое образование "засчитывалось" наравне с классическим школьным?

Семейное образование

    Возможно с любого класса, к занятиям в школе можно вернуться в любой момент.

    После подписания соответствующего заявления директором (при условии, что данная форма обозначена в уставе учебного заведения), необходимо заключить с администрацией школы юридический договор, согласно которому на время обучения в семье ребенок сможет пользоваться необходимой литературой из школьной библиотеки, обращаться за методической помощью и консультациями учителей. Так же ознакомиться с Федеральным Законом «Об образовании» и Примерным положением «О получении образования в семье».

    Лица, занимающиеся образованием ребенка, имеют право на «учительскую зарплату». Однако процесс ее выплаты не отработан, и, порой, занимает гораздо больше времени, нежели она того стоит. Чтобы прикинуть примерную сумму, складываются зарплаты всех учителей и делятся на количество учащихся.

    В следующий класс ребенок будет переводиться по итогам ежегодной аттестации (сдачи контрольных точек). 9 и 11-классники проходят итоговую аттестацию в форме экзаменов, после чего получают документ государственного образца о соответствующем образовании и, если заслужили, медали.

    Контроль за обучением остается за школой, и если ребенок не усваивает программу, администрация учебного заведения вправе расторгнуть договор с его родителями.

    Спорные вопросы следует начинать решать в местном органе управления образования.

Уважаемые господа!Сейчас активно идет работа над проектом нового закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, в этом законопроекте есть существенные недостатки, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ и представители правительства, часто говорят о том, как важно укрепление семьи и семейных ценностей. К сожалению, предлагаемый законопроект наносит серьезный ущерб правам семьи и правам родителей, существующим на сегодняшний день в нашем законодательстве. Мы просим обратить внимание на следующие проблемы: 1) Традиционно в России именно родители имели свободу выбирать, в каких условиях они дадут своим детям дошкольную подготовку. Действующий Закон «Об образовании», подчеркивая значение родителей и вспомогательную роль дошкольных учреждений, говорит в ст. 18: «1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».Однако, эти важные пункты отсутствуют в новом законопроекте. Вместо этого, дошкольное образование сделано обязанностью родителей (ст. 48), причем заявлена возможность получения его лишь в очной форме (ст. 100, п. 2). Это означает, что родители будут обязаны отдавать своих детей в детский сад или аналогичное учреждение. Однако, вовсе не все родители считают это лучшим решением для своих детей. По статистике, около 14% родителей предпочитают воспитывать и учить своих дошкольников дома, в семье.Мы считаем, что это неоправданно лишает родителей традиционного права самим воспитывать и учить детей дошкольного возраста. В свете других положений законопроекта становится очевидно, что обязательное очное (в дошкольном учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных. Эти нововведения мы считаем недопустимыми. Кроме того, эта норма совершенно нереалистична. Уже сейчас люди стоят в длительных очередях на место в детском саду, вставая в очередь, иногда, даже до рождения ребенка. Мест в детских садах на всех не хватит – а обязанность обеспечить очное дошкольное образование останется, и отвечать за нее, по законопроекту, будут родители. Им придется нанимать платных педагогов, что многие люди делать не в состоянии.Мы считаем, что необходимо сохранить возможность давать дошкольное образование дома, в семье, без обязанности обращаться к педагогам. 2) Законопроект в нынешнем виде уничтожает право семьи свободно выбирать форму получения образования детьми!Действующий Закон «Об образовании» прямо определяет право на образование в семье по решению родителей. Ст. 52. П. 4 объявляет, что все родители имеют право на образование своих детей в семейной форме: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».Новый законопроект не содержит упоминаний об этом праве, данном всем гражданам России Законом, тем самым фактически уничтожая его. Более того, п. 6 ст. 100 законопроекта запрещает получение начального образования в заочной и очно-заочной форме, тем самым неправомерно ликвидируя возможность экстерната для младших школьников. Семейное образование на сегодняшний день – право всех граждан Российской Федерации. Значительное число граждан успешно пользуются этим правом, давая своим детям качественное образование в семье и делая тем самым ценный вклад в будущее российского общества и своих детей. Качество образования получаемого в семейной форме в России, как и во всех странах, где давно и прочно существует эта форма, не ниже, а нередко – выше качества образования, получаемого в школах. Как известно, демократическое государство должно расширять, а не ликвидировать права граждан, уже провозглашенные законом и не наносящие ущерба ни обществу, ни правам других граждан. По нашему убеждению, право на семейное образование должно быть доступно всем и на всех ступенях общего образования, а уничтожение этого права нанесет серьезный ущерб будущему российского общества и наших детей. Уничтожение этого права также идет вразрез с нормами международного законодательства. Ст. 18 Конвенции о правах ребенка предполагает, что государство не отнимает у родителей право на обучение и воспитание детей, а содействует семье в осуществлении этого права и обязанности. Ст ст. 28 этой же Конвенции, требует от государств «поощрять различные формы среднего образования», а не уничтожать одни из них в пользу других. Слишком ограничена в законопроекте и возможность использования индивидуального учебного плана. Сперва указывается, что каждый обучающийся имеет право обучаться по индивидуальному учебному плану – а затем говорится, что для этого требуется решение руководства школы. Сегодня, к сожалению, родители детей (даже имеющих те или иные проблемы со здоровьем!), иногда, с большим трудом добиваются от школы перехода на индивидуальный учебный план. Мы считаем необходимым, чтобы любой ребенок мог перейти на индивидуальный учебный план по заявлению и просьбе родителей. Эта возможность не должна и не может зависеть от произвольного решения школьного руководства.3) Законопроект недостаточно защищает права родителей и семьи в образовательном процессе и воспитании детей. Нигде в законопроекте не оговорено, что семья имеет исключительные права в области религиозного и сексуального воспитания детей. Между тем, в этой области приоритетными должны быть именно права семьи и родителей. Мы не хотим, чтобы завтра, без согласия родителей, были введены различные «программы сексуального просвещения». Мы считаем важным, чтобы в законе было прямо оговорено, что любые формы религиозного и сексуального воспитания и образования детей были возможны только при условии добровольного согласия родителей!4) Закон, к сожалению, плохо защищает права детей с особыми образовательными потребностями и с различными проблемами адаптации к школе. Рекомендации врачей и психологов, которые родители приносят в школу, часто игнорируются. Тем самым здоровью детей в образовательном процессе нередко наносится существенный ущерб. Мы также убеждены, что в законе должно быть прямо указано – если родители представили в школу те или иные медицинские или психологические рекомендации специалистов, школа должна быть обязана учесть их в образовательном процессе и исполнять такие рекомендации – исключения из этого правила могут делаться только с согласия или по просьбе родителей ребенка. Как граждане России, мы протестуем против указанных моментов проекта Закона «Об образовании», и, пользуясь нашим гражданским правом требуем:1) Сохранить право граждан давать своим детям дошкольное воспитание и образование в семье, не прибегая к услугам дошкольных учреждений.2) Сохранить подтвержденное и провозглашенное действующим законом право родителей давать своим детям общее образование в семье для всех ступеней общего образования, включая начальное. 3) Включить в законопроект гарантию возможности для каждого школьника по решению родителей учиться по индивидуальному учебному плану.4) Прямо оговорить в законопроекте, что сексуальное и религиозное воспитание и обучение несовершеннолетних учащихся может вестись в школе только с письменного согласия их родителей. 5) Обязать учебные заведения учитывать медицинские и психологические рекомендации специалистов, представленные родителями ребенка, и не нарушать их. 6) При любой реформе образовательного законодательства сохранять прямое подтверждение и изложение этих прав в Законе без какого-либо их умаления и ограничения. Просим вашего содействия в осуществлении наших гражданских требований.

Надо отправить обращение еще и Президенту Российской Федерации Д.А. МедведевуКомитет Государственной Думы РФ по образованию103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1



Просмотров