Какие обязанности перед обществом есть у тебя. Обязанности и права - это что такое? Соблюдение Конституции и законов

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной.

Обязанность -- это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на:

Естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество,

Юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве.

Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь -- обязанность «не убей», право собственности-- обязанность «не укради) и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве.

В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями , устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст.58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе.

В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным. Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда -- сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым -- вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества -- это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации -- в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Наши права и обязанности .

Подготовил: воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом»

Казыбаева Ляззат Ергановна

Цели: - ознакомить воспитанников с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
- формировать понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
- формировать систему правовых знаний;
- воспитывать правовую культуру воспитанников и чувство причастности к международному мировому сообществу;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

Адаптированный текст Конвенции прав ребенка;
- иллюстрации к сказкам с заданиями;
- бумага для записей и рисунков, фломастеры;
- памятка «Важные правила»

Ваши права

С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому тема нашего классного часа «Ваши права».

Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на две команды «Права» и «Обязанности». Надеюсь. что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце классного часа мы определим победителя.

Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка.

Потребности 4-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

имя

уход

медицинская помощь

питание

ласка, любовь

забота

защита

родители, семья

жилище

образование

друзья, общение

творчество

свобода слова

свобода мысли

поддержка родителей

собственность

(плюс потребности 4-х месячного ребенка)

Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах человека. Познакомимся с перечнем прав ребенка. Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

Право на имя и гражданство
- право на защиту жизни, чести, достоинства
- право на свободу мысли, совести и религии
- право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

Право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
- право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

Право на жизнь
- право на достойный уровень жизни
- право на охрану здоровья
- право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

Право на образование
- право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
- право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту:

От любого вида опасности или насилия
- от похищения и торговли людьми
- от эксплуатации детского труда
- от злоупотребления наркотиками.

1 задание. Правовые пиктограммы

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Задание: «зашифровать» предложенную статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.

(1 группа – Досуг и отдых. Право на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях.

2 группа – Охрана здоровья. Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи)

2 задание. Работа по группам с иллюстрациями к сказкам.

Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.

1 группа

(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):

1. Кто нарушает право?

2. Какое право нарушено в этой сказке?

а) право на жизнь

б) право на получение образования

в) право на владение имуществом

(рисунок 2 – «Лягушка путешественница»)

1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

а) право на свободное перемещение

в) право на труд

2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?

а) в пределах болота

б) в пределах страны

в) без ограничения

2 группа

(рисунок 1 – «По щучьему велению»)

1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:

а) право на собственность

б) право на защиту от жестокого обращения

в) право на охрану здоровья

2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

3. Какое право нарушил Емеля?

а) право на владение имуществом

б) право на свободу выражения мнения

в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения

(рисунок 2- «Заяц и лиса»)

1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

а) право на жизнь

б) право на неприкосновенность жилища

в) право на справедливый суд

2. Кто нарушает это право?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

3 задание. Составление таблицы

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

4 задание. Закончите предложения:

1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)

2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд) .

4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь) .

А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(девочки с портфелями)

Ты пойдешь на физкультуру?

Нет, я освобождена. (все уходят, девочка начинает рисовать)

Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.

(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)

Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.

Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:

Обязанности детей:

Каждый ребенок обязан:

Слушаться родителей или лиц их заменяющих
- принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
- получать основное общее образование
- соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
- уважать права и культурную самобытность других лиц.

Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)

Ответственность детей:

Каждый ребенок несет ответственность:

Перед своей совестью
- перед родителями или лицами их заменяющими
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

Исключение из школы
- возмещение причиненного вреда
- уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:

1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)

2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)

3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)

4. Что порождает каждое право? (обязанность)

Выводы:

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников –благодарностями; раздать памятку)

И в заключении предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.

Тема:

«Я- гражданин и ученик»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино2013г

Игра

«Умники и умницы»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино 2013г.

Общее понятие прав человека подразумевает под собой в первую очередь существование у каждой личности определенного комплекса естественных, то есть данных самой природой, прав и свойств. А вот обязанности человека являются уже следствием сформированного института прав и свобод. Сам факт, что человек существует, родился и живет в этом мире, является достаточным для И страны на высшей ступени своего развития гарантируют, что права и свободы будут соблюдены и защищены.

Именно во имя достижения этой главной цели самими же людьми был создан институт государства и государственной власти. Человек и государство - это краеугольный камень всей правовой науки и философии права, а также основа социальной сферы. Именно для защиты своих граждан, их интересов и счастья, существуют сегодня демократические государства. И высшая власть должна помнить, что именно от этого зависит успех и процветание целого большого организма - общества и страны.

Как возникли основные обязанности человека и гражданина

Основные права человека сформулированы довольно давно, и назывались они «естественными правами». Но, что интересно, в это же время в природе, то есть в естественной среде, человек покинут на произвол судьбы и совершенно не имеет ничего, кроме самозащиты. Права, свободы и обязанности человека возникают, или, лучше сказать, могут возникнуть только при условии существования некоей организации или общности. Без покровительства социума, в дикой среде, человек обязан каждую минуту защищать любое свое естественное право самостоятельно, начиная с собственной жизни. Именно для этой главной цели исторически начало формироваться общество. Возможно, оно не всегда, не везде и не полностью исполняет эту главную свою функцию, но на сегодняшний день человечество еще не придумало другого более действенного института. Итак, получая что-то от государства, а именно свою безопасность, человек, в свою очередь, должен что-то предложить взамен. Вот эта-то отдача и легла в основу такого понятия, как «основные обязанности человека и гражданина» перед той страной, которая гарантирует ему защиту.

Так что такое «права человека»?

Если смотреть в общем и без сложных определений, основные наши права - это именно то, что у нас нельзя отобрать или от чего нельзя отказаться. Это некая нематериальная часть нас самих только потому, что мы родились людьми. Как и кто использует эту данность - другой вопрос. Задача государства и его институтов - защищать эти естественные и присущие каждому данности. Конституционные права, свободы и обязанности человека являются не просто случайным набором и аморфным сочетанием правил, а представляют собой согласованную систему, которая охватывает своим регулирующим влиянием все самые важные и существенные сферы жизни и деятельности человека. Сюда входит социальная, политическая, экономическая, а также сфера развития личных физических и духовных качеств.

Иерархия основных прав человека

Право на жизнь для демократического мира является первым и главным правом человека. Ни при каких обстоятельствах и никто во всем мире не может забрать жизнь другого человека. Единственным исключением может считаться разве что самозащита при нападении, потому что в таком случае это защита своего личного главного права на жизнь. Да и то надо иметь силу воли и трезво оценивать ситуацию, если угроза действительно реальна, и имело место покушение именно на жизнь, а не на что-либо другое. Во всех других случаях наступает ответственность и определяется мера наказания. За правом на жизнь следует ряд других личных и неотъемлемых прав для каждого. закреплены в основном законе любого государства. Они представлены не только личными, или естественными, но и политическими, социальными, а также социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами.

Связь прав с обязанностями

Итак, человек получает защиту государства и может свободно действовать, не переживая за собственную жизнь и получая ряд других возможностей. Но имея свободу в одном, так уж сложилось, мы по необходимости ущемляем себя в другом. Другими словами, каждое полученное право от государства и его защита тянет за собой наложение на человека некоей обязанности. Таким образом, права и обязанности человека постоянно переплетаются. В каком-то смысле, поручая государству собственную защиту, человек соглашается на некий союз с этим государством и становится его гражданином. И теперь гражданин несет обязанности перед своей страной, которые заключаются в помощи и непосредственном участии в делах государства. Например, уплата обязательных налогов, служба в вооруженных силах и т. д.

Связь граждан с государством

Учитывая характер непосредственной связи с государством, возникают и особенности в защищаемых правах их граждан. Как известно, счастье каждого из нас зависит от благосостояния и успеха всего, что нас окружает. В том числе это касается и целого государства. Свобода и процветание страны влечет за собой благополучие его граждан и чувство большей свободы каждой личности. Богатой будет лишь та страна, в которой большинство ее граждан живут в изобилии, а не на грани бедности. В противном случае долго такая страна существовать не сможет. И история очень явно демонстрирует такую тенденцию. Связь человека с государством возникает с рождением. Возможность менять гражданство существует, но она не является общедоступной и требует соблюдения целой процедуры и выполнения ряда требований. Институт гражданства - довольно сложный механизм, и он требует отдельной темы для исследования.

Обязанности человека в государстве и обществе

Достаточно часто сегодня говорят о правах, но почему-то об обязанностях в деталях чаще всего не упоминают. Но согласитесь, именно выполнение своих обязанностей каждым гражданином является единственным способом гарантировать ненарушение прав других личностей. За последнее время отовсюду только и слышны лозунги, что «каждый имеет право». Но где-то эти права должны заканчиваться, иначе одна чаша весов опустится, и тонкий баланс гармонии общества будет нарушен. А права человека заканчиваются там, где начинаются права его сограждан. И получается, что чем больше сообщество, тем меньше свободы на что-либо. Личное пространство замыкается на самом индивиде. А вот обязанности по отношению к соблюдению прав других, а также исполнение своих в развитом большом государстве стремительно возрастает. Вот так получается и сейчас, что обязанности человека РФ заставляют людей сетовать на собственную жизнь, а вот чувство, что страна печется о каждом, защищая его интересы и основные потребности, почему-то потихоньку угасает. Иногда волна патриотизма нивелирует это чувство, но течение жизни все же поднимает эти вопросы снова и снова.

Первый принцип конституционной защиты

Конституционные обязанности человека - это мера не просто необходимого, а обязательного поведения. И в гражданском обществе, где действуют каждому его члену необходимо соблюдать свои обязанности во имя нормального функционирования других субъектов этого общества. И по отношению к правам обязанности человека являются логическими и обязательными аналогами соответствующих по отдельности прав и свобод. Поэтому, другими словами, если у одного есть право на личную самореализацию, то такое же право есть и у других. И эти границы нарушать нельзя. Этот принцип очень похож на моральный закон - поступай всегда с другими людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой. Несоблюдение этого закона тянет за собой возникновение целого ряда трудностей и даже трагедий, которые мы повседневно можем наблюдать не только в новостях, но и в повседневной нашей жизни.

От чего зависит объем прав и обязанностей?

Объем прав и непосредственных обязанностей каждого напрямую зависит от целого ряда факторов. Например, от наличия гражданства, возраста и пола человека, особенностей его здоровья и условий труда. Права и обязанности граждан России не должны иметь здесь исключений. От человека требуется тем больше, чем больше он имеет и чем выше он занимает положение в обществе. Так, должностные лица в гражданском обществе всегда имеют больше обязанностей по сравнению с простыми гражданами. А вот прав и возможностей государственный служащей имеет куда меньше чем обычный человек. Это касается свободного перемещения, права владеть материальными ценностями и прочее. То есть этот принцип можно выразить и так, что простой человек вполне может делать все, что в данном государстве прямо не запрещено законом. А вот должностное лицо не имеет права делать ничего, что прямо не прописано для него в законе. Несоблюдение этого принципа всегда влечет за собой рост коррупции, узурпацию власти, нарушение законов и прав простых граждан.

Гарантии государства в защите граждан

Еще одним важным пунктом в затронутой здесь теме является механизм защиты человеком своих прав и свобод. Это юридический механизм взаимодействия носителя прав и свобод с соответствующим государственным органом. Поскольку основной целью развитого государства на сегодня является отстаивание прав своих граждан, конституционно-правовой механизм защиты представляет собой целую систему государственной власти, функцией которой является не просто соблюдение, но и оборона права граждан согласно прописанной процедуре такой защиты, а также предоставление права каждому на такую защиту. Статьи Конституции РФ содержат целую систему гарантий основных прав и общих свобод как общечеловеческих, так и гражданских. Все это представляет собой систему норм, принципов, условий и требований, что в своей совокупности обеспечивают соблюдение прав, свобод и законных интересов участвующих лиц.

Несколько штрихов истории. Сначала было слово

В разные эпохи истории во всех государствах существовали, да и поныне существуют различные наборы установленных законом прав и свобод для своего народа. Самым ярким примером для понимания может служить положение женщины в обществе, как в историческом контексте, так и в сравнении с исламскими государствами сегодня. Современная модель понимания равенства всех граждан в демократическом государстве начинает формироваться в Европе в период революций XVII-XVIII вв. Тогда же и обязанности человека претерпевают свои метаморфозы. Религиозное понимание постепенно сменяется на этическое и даже философское. Работы философов и ученых, сформировавших в дальнейшем каркас политико-правовых учений, заложили фундамент универсальности и верховенства прав человека над государством, властью и всеми остальными возможными интересами отдельных личностей, а также идеологий.

Реализация идеи

Но пока что это были всего лишь слова. Чувство же необходимости воплощения этих слов цивилизованный мир почувствовал, пережив Вторую мировую войну. Принятие целого ряда международных конвенций, соглашений и пактов, возникновение международных организаций для защиты установленных правил положило начало практическому внедрению защиты прав и свобод граждан.

История второй половины ХХ века кардинально изменила понимание и отношение к этим и подобным вопросам. Но этот путь оказался настолько сложным, что достижение успеха и признание естественных прав человека все еще продолжает вызывать непонимание, конфликты и даже откровенную борьбу на политической арене. А обязанности человека, как уже было описано выше, непосредственно с этим связаны. Ведь принятие и даже подписание конвенций о защите прав человека еще не являются гарантией того, что эти нормы с того же дня начнут соблюдаться в данном государстве. И довести понимание принципов до каждого гражданина тоже оказалось не самым легким делом. А в круги, где рулят власть и деньги, донести светлые истины о защите простого человека и его личной сферы оказалось еще более сложным. Таковы уж реалии нашего бытия.

Конституционные права и обязанности граждан России

Конституционные права - это высшие личностные права каждого. Они являют собой небольшую, но главную часть всех прав, которые государство берется защищать по отношению к своим гражданам и людям в целом. Каждая страна определяет набор таких прав для себя индивидуально. Но именно по ним можно судить о мере демократии и развитости этого государства. Конституция РФ закрепляет все основные, общепринятые и выделенные правовой наукой как обязательные, права и свободы. Углубление в отдельные сферы прав и свобод граждан закрепляются уже в общих положениях соответствующих отраслей законодательства. Детализированные разъяснения и процедурные моменты изданы также во многих подзаконных актах.

Какие обязанности приписаны гражданам РФ?

Конституционные обязанности человека - это опять же закрепленные Конституцией РФ нормы права о мере не просто возможного, а должного поведения каждого человека, который живет и действует в данном обществе. Ознакомиться с ними лучше непосредственно через нормативный акт, но для общего понимания достаточно упомянуть основные: обязанность соблюдать статьи Конституции РФ, уважать и не нарушать права и свободы других граждан. Общеобязательным именно для граждан является защита своей страны, а также уплата налогов и всех видов сборов для любого человека, занимающегося теми или иными видами деятельности на территории государства или в связи с ней. К конституционным также относятся обязанности в социальной сфере: необходимость иметь хотя бы основное общее образование, соблюдать требования по защите природы, окружающей среды, исторического и культурного наследия общества. Особое внимание уделяется в главном законе заботе о детях и нетрудоспособных гражданах. Если каждый член общества будет помнить о том, что он должен делать, и лишь потом - на что он имеет право, общество от этого только выиграет и будет процветать.

Каждого человека без исключения можно рассматривать не только с его социальной стороны, но также биологической. Вдобавок к этому люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Как показала история, поиски не были напрасны.

Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа Но в данной статье автор хотел бы остановиться на вопросе взаимодействия человека и государства, которое осуществляется посредством той или иной правовой отрасли. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.

Понятие права

Права и обязанности человека - это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением - правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина.

Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции В классической теории право - это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. В каждой существующей на сегодняшний день стране право имеет свои характерные особенности. Поэтому достаточно сложно выделить две совершенно идентичных системы права. Следует помнить, что этот регулятор общественных отношений является структурированным, поэтому необходимо рассмотреть в отдельности его основополагающие элементы.

Система права

Непосредственно процесс регулирования правом осуществляется через основные элементы данной системы. Учёные обычно выделяют три наиболее главных элемента права: отрасль, институт, норма. Отрасль права - это совокупность наиболее схожих между собой общественных отношений, объединенных единым предметом. Они обеспечивают регулирование в одной конкретной отрасли. В свою очередь, отрасль права - это также отдельная система, состоящая из институтов и норм. Таким образом, в общей юридической структуре именно благодаря отраслям конкретные общепринятые человеческие рамки находят своё применение.

Субъекты права

Регулирование является структурированным и целевым процессом. Его конкретной «мишенью» является отдельный субъект права. Этокатегория, которая характеризует конкретное физическое или юридическое лицо, на которое распространяется действие норм конкретной правовой отрасли. Следует учесть, что каждое без исключения лицо является субъектом национальной системы права. И только при выборе конкретной сферы деятельности человек или же организация становятся объектом действия конкретных правовых норм. Таким образом, субъект права - это категория, которая показывает распределение отдельных лиц в правовых сферах.

Что такое права и обязанности?

Учитывая вышеупомянутые данные, можно ответить на вопрос о том, что такое права и обязанности. Это составляющие юридического режима в той или иной отрасли. Благодаря правам и обязанностям физические или юридические лица могут реализовывать свои интересы на законном регламентированном уровне, в той мере, в которой это дозволено государством.

Чтобы избежать большого количества заблуждений, нужно отметить один достаточно интересный факт. Права и обязанности регулируются на трёх основных уровнях: международном, общенациональном и отраслевом. Международные права человека защищены и гарантируются специальными конвенциями, договорами и т. п. На национальном уровне права и обязанности закреплены в государственных конституциях. Отраслевой регламент - это сфера специального законодательства, которое применяется в конкретных случаях. В свою очередь, правами человека обладают все без исключения люди. Поэтому именно они представляют наибольший интерес для юристов-практиков.

Международное право в области прав человека

Прежде всего, нужно отметить особенности прав человека на международном уровне. Ключевая особенность в том, что на сегодняшний день сформирована целая совокупность принципов и норм, которые регулируют и создают своего рода защиту прав человека. Именно на основе этих норм сформировалась международно-правовая отрасль, закрепляющая и регулирующая права человека. Международная отрасль фактически появилась из существующих нормативных актов в данной сфере, а именно: пактов, договоров, конвенций и т. д. Основными субъектами, которые организовывают реализацию международно-правовой отрасли, являются всемирные организации, такие как ООН, Совет Европы, Африканский союз, Организация американских государств и т. п.

Декларация прав человека

Формирование механизма регулирования в сфере прав человека началось после окончания Второй мировой войны. В этот период произошли ключевые изменения в человеческом восприятии мира. Во всех странах мира поняли, что права человека - это основной приоритет развития всемирной политики. Если смотреть ещё более глобально, то это наиболее правильный и удачный путь в будущее. Поэтому в 1948 году была создана Всеобщая декларация прав человека. Для государств этот документ не является обязательным для исполнения, хотя многие юристы рассматривают его как

Положения декларации являются рекомендационными, хотя именно на их основе были разработаны обязательные для исполнения нормативные пакты о гражданских, политических, культурных, социальных и экономических правах. В декларации присутствует лишь несколько императивных норм о запрете рабства и пыток.

Конечно, помимо декларации прав человека существует ряд иных нормативных актов, которые были изданы Организацией Объединённых Наций по вопросам защиты и реализации прав человека. Таким образом, для мирового сообщества права человека - это наиболее приоритетная сфера развития международной отрасли права в целом.

Российская Федерация, национальный уровень реализации прав человека

Как и любые правовые демократические государства на сегодняшний день, Российская Федерации идёт по пути развития и обеспечения прав человека. На просторах отечества этот институт юридических правомочностей закреплён в самом главном нормативном акте - Конституции РФ. Следует отметить, что благодаря существованию данного нормативного акта можно говорить, что государство и право - это две схожих и взаимосвязанных социальных формации. Их развитие напрямую зависит от каждого в отдельности человека. Поэтому права людей необходимо не просто учитывать, но и обеспечивать.

Российский институт прав человека неразрывно связан с Конституцией России. Поэтому его изучение должно проходить через рассмотрение представленного нормативного акта. Ведь правовое право - это прежде всего санкционированное государством правило поведения, а основой любого государства является ключевой наивысшей юридической силы закон.

Общие сведения о конституционных правах человека в России

Сегодня права человека в России - это наиболее спорный вопрос. Более того, различные политические силы пытаются придать ему крайне необычные окраски. Основной нормативный акт, а именно Конституция, закрепил в себе этот юридический институт. Глава вторая «Права и свободы человека и гражданина» даёт детальное описание всем санкционированным в России правомочностям. Подобного рода строгий регламент на национальном уровне попросту необходим, так как совокупность дозволенного характеризует стойкую связь человека и державы, что называется гражданством.

Эта связь является структурой прав и обязанностей человека и гражданина. Следует отметить, что последние два термина также не являются тождественными. Человеческие права - это та природная свобода действий, которая принадлежит каждому от рождения. А гражданские права - это нормы, санкционированные государством, обрамленные определёнными рамками, обязанностями.

Классификация гражданских прав

Все права гражданина можно классифицировать в зависимости от общественных отношений, которые они непосредственно регулируют. Согласно Конституции Российской Федерации существует шесть основных блоков гражданских и соединённых с ними человеческих прав, а именно:

Обязанности гражданина России

Защита права - этоспецифический механизм регулирования, который возникает вследствие нарушений установленных государством рамок. Данный механизм существует благодаря специально созданным юридическим рамкам, в которых находятся абсолютно все граждане РФ. Они носят название обязанности. К основным обязанностям гражданина причисляются следующие:

  • соблюдение законов;
  • забота о недееспособных родителях после 18 лет;
  • получение общего образования;
  • охрана исторических памятников;
  • уплата налогов.

Следует отметить, что обязанности могут дополняться теми или иными нормативно-правовыми актами.

Контроль со стороны государства в сфере прав и обязанностей человека

Следует помнить, обязанности и права - это специально созданные государственные границы, позволяющие тому или иному гражданину действовать, не выходя за них. Чтобы не допустить нарушения этих рамок, органы власти Российской Федерации разработали массу всевозможных противодействующих факторов, которые искореняют любые нарушения прав и невыполнение обязанностей. Ведь нарушенное право - это негативное явление, которое рушит устои Конституции.

К противодействующим факторам можно отнести нормативные акты административной и криминальной отраслей права, работу органов полиции, прокуратуры, государственной безопасности, институт уполномоченного по правам человека в РФ и т. п. С каждым годом подобных организаций и должностей становится все больше, так как Российская Федерация является современным правовым государством.

Заключение

Итак, автор рассмотрел в статье такие понятия, как обязанности и юридическое право. Это позволяет выделить специфические особенности данных конструкций, а также понять механизм их реализации в реальной плоскости.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ?

Прежде всего, что такое право?

Право - это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.

В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью - русское сознание отказывалось ему повиноваться.

Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.

Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Этим русский человек всегда отличался от западного человека. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.

Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде русских людей, прежде всего, крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения.

Таким образом, изначально на Руси поведением, действиями, всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и чувство обязанности. И первичным было соблюдение обязанностей по отношению к другому человеку, людям и в целом государству, а не предъявление своих прав. В здоровой культурной традиции России обязанности всегда стояли на первом месте: обязанность народа - перед государством, ребенка - перед родителями.

Обязанности и ответственность детей

Что же обозначает понятие Обязанность ?

Обязанность - (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой стороны - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать ).

Обязанность - это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Каждый ребенок обязан:

Уважать права и культурную самобытность других;

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

Получать основное общее образование;

Соблюдать правила поведения и учебную дисциплину , установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;

Юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

Ребенок несет ответственность:

Перед своей совестью;

Перед родителями и лицами, их заменяющими;

Перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;

Ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок, которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает:

Административная ответственность;

Дисциплинарная;

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы - исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;

Гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

Ответственность за возмещение причиненного вреда.

С 16 лет наступает:

Административная и полная уголовная ответственность.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?

Обратите внимание, уже сам факт нашего рождения обязывает нас относиться к родителям почтительно. В сегодняшней жизни можно часто наблюдать, как дети строят свое отношение к родителям на основе того, получают ли они от отца и матери то, чего хотят или нет, и в этом, безусловно, можно увидеть серьезные искажения, отступления от нравственного закона с печальными последствиями и для детей, и для самих родителей.

Здесь хотелось бы привести пример, на основе анекдота:

Сын, решив что его отец уже совсем старый и является обузой для него, сдал его в дом престарелых. Его 5 летний сын спросил:

-Ты записал адрес куда ты отвез дедушку?

— Ты хочешь его навещать?

— Я хочу знать, куда мне нужно будет отвезти тебя, когда ты станешь стареньким…

Пятая заповедь, данная Богом человеку, звучит так: «Почитай отца своего и мать».

«Почитание родителей - первейшая обязанность детей. Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать... Всякое почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяния их, тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен: являй им сердечную за то благодарность чрез все житие.»

«Дети должны беречься оскорбить родителей. Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякою учтивостью говори им и отвещай, да познают, что ты любовь к ним имеешь и почитание».

Скажите, часто ли мы встречаем сейчас в нашей жизни образцы такого поведения, в котором видим проявление почтения, покорности детей по отношению к родителям? К каким последствиям приводит такое поведение детей?

Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей.

Вот как далеко уходят последствия детского обращения с родителями: уже здесь закладывается отношение следующего поколения к своим родителям.

Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии...»: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».

«Дети должны быть благодарны родителям.

1) во всяких нуждах им помогать;

2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, их.

А в нашей повседневной жизни состарившиеся родители всегда ли находят поддержку и понимание, снисхождение детей к своим слабостям?



Просмотров