Формальная экспертиза заявки на товарный знак. Положительная экспертиза товарного знака – слагаемое успеха вашего бизнеса

  • Энциклопедия судебной практики. Аренда. Прекращение договора субаренды при досрочном прекращении договора аренды (Ст. 618 ГК)
  • 1. Общие вопросы применения ст. 618 РФ
    • 1.1. Правила ст. 618 ГК РФ не являются императивными, и сторонами как договора аренды, так договоров субаренды, может быть согласован специальный механизм перевода договоров субаренды в договоры аренды
    • 1.2. Досрочное освобождение арендуемого помещения не является поводом для прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы
    • 1.3. Поскольку досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды, субарендатор должен быть привлечен к участию в деле о прекращении договора аренды и вправе обжаловать судебные акты по этому делу
    • 1.4. Договор субаренды с арендатором по незаключенному договору аренды считается недействительным
    • 1.5. Правило п. 1 ст. 618 ГК РФ, предоставляющее субарендатору право заключить договор аренды непосредственно с арендодателем на условиях прекращенного договора аренды на период оставшегося срока субаренды, не распространяется на случаи продления действия договора субаренды на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 610 и п. 2 ст. 621 ГК РФ
    • 1.6. Положение п. 1 ст. 618 ГК РФ не относится к исключениям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", отсылающим к нормам федеральных законов
    • 1.7. Срок исковой давности по требованию о предоставлении земельного участка в аренду на основании ст. 618 ГК РФ исчисляется с момента, когда истцу стало известно о том, что договор аренды расторгнут и у него появилось право требовать заключения договора аренды земельного участка с ним как с субарендатором
    • 1.8. Повторное согласие собственника имущества на передачу объекта субаренды в аренду не требуется
    • 1.9. Все условия договора аренды, на заключение которого имеет право субарендатор, в т.ч. условие о размере арендной платы, должны соответствовать условиям прекращенного договора аренды
    • 1.10. Надлежащим истцом по требованиям, предъявляемым в порядке ст. 618 ГК РФ, является субарендатор, владеющий имуществом на основании заключенного договора субаренды
    • 1.11. Положения п. 1 ст. 618 ГК РФ применимы и к договору лизинга
  • 2. Полномочия арендодателя, арендатора и субарендатора
    • 2.2. Субарендатор может заключить договор аренды с собственником имущества, если на момент прекращения договорных отношений между арендодателем и арендатором имелся договор субаренды данного имущества
    • 2.3. Субарендатор имеет право на заключение договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании, с момента его уведомления о расторжении договора аренды
    • 2.4. Субарендатор может использовать помещение до окончания срока действия договора субаренды на ранее действующих условиях договора аренды или условиях не хуже, чем были установлены договором субаренды
    • 2.5. Законодательство не наделяет субарендатора субъективным правом, осуществление которого могло бы обеспечить ему реализацию интереса в сохранении договора субаренды посредством сохранения договора аренды
    • 2.6. Право субарендатора на заключение с ним самостоятельного договора аренды реализуется при отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче имущества в аренду
    • 2.7. Поскольку с момента прекращения договора аренды владельцем предмета аренды становится собственник, право требовать от субарендатора возврата имущества принадлежит собственнику, а не арендатору
    • 2.9. Арендодатель при досрочном прекращении договора аренды имеет право получить с субарендатора плату до момента возврата имущества, переданного в субаренду, если соответствующую плату не внес арендатор (субарендодатель)
    • 2.10. После ввода в эксплуатацию объекта, для строительства которого был предоставлен в субаренду земельный участок, субарендатор не вправе требовать заключения договора аренды такого участка в порядке п. 1 ст. 618 ГК РФ в целях, отличных от вида разрешенного использования, при наличии введенного в эксплуатацию сооружения, принадлежащего другому лицу

Энциклопедия судебной практики
Аренда. Прекращение договора субаренды при досрочном прекращении договора аренды
(Ст. 618 ГК)


1. Общие вопросы применения ст. 618 РФ


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


Досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы.


1.3. Поскольку досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды, субарендатор должен быть привлечен к участию в деле о прекращении договора аренды и вправе обжаловать судебные акты по этому делу


Удовлетворяя исковые требования истца к ответчику в части расторжения договора лизинга и обязании вернуть предмет лизинга, суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не участвующего в деле - ООО, что следует из положений статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку договоры аренды земельного участка являются незаключенными и не порождают каких-либо прав и обязанностей у лиц, заключивших их, арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недействительности договоров субаренды.



Нормы федеральных законов, регулирующие организационные и правовые основы защиты конкуренции и устанавливающие особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, являются по отношению к нормам, содержащимся в ГК РФ, специальными.

Срок исковой давности по настоящему требованию исчисляется с момента, когда Обществу стало известно о том, что договор аренды расторгнут и у него появилось право требовать в порядке статьи 618 ГК РФ заключения договор аренды земельного участка с ним, как с субарендатором, а не с момента возникновения иных обстоятельств, в частности, когда Управление Росимуществом сообщило о том, что по данному земельному участку будут проводиться торги.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, о расторжении договора аренды от 15.10.2004 Общество узнало не позднее 31.03.2010, что следует из его письма в адрес Управления Росимуществом, в котором Общество просило предоставить спорный земельный участок в аренду на основании статьи 618 ГК РФ и заключить с ним договор аренды.


1.8. Повторное согласие собственника имущества на передачу объекта субаренды в аренду не требуется


Поскольку правоотношения по договору субаренды в силу пункта 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации трансформируются в арендные отношения, повторного согласия собственника на передачу объекта субаренды в аренду - не требуется.


1.9. Все условия договора аренды, на заключение которого имеет право субарендатор, в т.ч. условие о размере арендной платы, должны соответствовать условиям прекращенного договора аренды


Все условия договора аренды, на заключение которого имеет право субарендатор, включая условия о размере арендной платы, должны соответствовать условиям прекращенного договора аренды в силу императивных требований пункта 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, что означает, что определение размера арендной платы в рассматриваемом случае любым другим, в том числе предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции способом (через конкурс или аукцион), недопустимо.


1.10. Надлежащим истцом по требованиям, предъявляемым в порядке ст. 618 ГК РФ, является субарендатор, владеющий имуществом на основании заключенного договора субаренды


Законодатель не устанавливает императивных норм, предписывающих субарендатору возвратить имущество в случае прекращения договора аренды, а напротив, предоставляет право сторонам предусмотреть порядок дальнейшего использования имущества субарендатором, а субарендатору предоставляет право претендовать на дальнейшее использование имущества.


2.2. Субарендатор может заключить договор аренды с собственником имущества, если на момент прекращения договорных отношений между арендодателем и арендатором имелся договор субаренды данного имущества


Законодатель связывает возможность реализации субарендатором права на заключение договора аренды с собственником имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 618 ГК РФ с наличием на момент прекращения договорных отношений между арендодателем и арендатором договора субаренды данного имущества.


Законодатель связывает возможность реализации субарендатором права на заключение договора аренды с собственником имущества с наличием на момент прекращения договорных отношений между арендодателем и арендатором договора субаренды данного имущества.


2.3. Субарендатор имеет право на заключение договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании, с момента его уведомления о расторжении договора аренды


Прекращение договоров субаренды в случае досрочного прекращения договора аренды наступает непосредственно в силу закона ( Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее законодательство не наделяет субарендатора каким-либо субъективным правом, осуществление которого могло бы обеспечить ему реализацию интереса в сохранении договора субаренды посредством сохранения договора аренды, игнорируя волю сторон договора аренды на его расторжение или волю одной из сторон при наличии установленных законом оснований для расторжения договора в одностороннем порядке.


2.6. Право субарендатора на заключение с ним самостоятельного договора аренды реализуется при отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче имущества в аренду


Отказывая в удовлетворении иска, арбитражные суды правомерно исходили из того, что истец не является законным владельцем спорных помещений и не вправе требовать от ответчика подписания акта сдачи ему помещений, арендованных по договору субаренды, что одновременно влечет передачу истцу этих помещений.


При досрочном прекращении договора аренды арендодатель имеет право получить с субарендатора плату до момента возврата имущества, переданного в субаренду, если соответствующую плату не внес арендатор (субарендодатель).


2.10. После ввода в эксплуатацию объекта, для строительства которого был предоставлен в субаренду земельный участок, субарендатор не вправе требовать заключения договора аренды такого участка в порядке п. 1 ст. 618 ГК РФ в целях, отличных от вида разрешенного использования, при наличии введенного в эксплуатацию сооружения, принадлежащего другому лицу


Поскольку обществу предоставлялся земельный участок в субаренду только для строительства полигона, соответственно, после ввода объекта в эксплуатацию последний не вправе требовать заключения договора аренды такого участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях, отличных от вида разрешенного использования, при наличии введенного в эксплуатацию сооружения, принадлежащего другому лицу.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Итак, от себя же добавим, что по некоторым пунктам официальная экспертиза обозначений не проводится…

Кстати, мы ведь Вам ведь еще ничего не рассказали про эту самую экспертизу !
Если Вы захотели для чего-то что-то зарегистрировать в качестве товарного знака, то прежде всего Вы приходите (приплываете, прилетаете, приезжаете) к нам. Тут мы с Вами все подробно обсуждаем, проверяем совершенно бесплатно Ваше обозначение на степень охраноспособности в соответствии с законом, даем рекомендации и заключаем договор на оказание нами Вам услуг. Далее по Вашему желанию можно провести предварительный поиск на выявление тождественных и сходных до степени смешения в отношении однородных товаров (услуг) обозначений, либо без проведения поиска готовим и подаем заявку на регистрацию товарного знака. (После соответствующей оплаты наших услуг и установленных государством размеров тарифов и пошлин.)

Для подачи заявки Вы выдаете нам доверенность на представление Ваших интересов по регистрации товарного знака в Роспатенте. Образец доверенности мы Вам дадим, её нужно будет только подписать и поставить живую печать. Нотариального или какого-либо другого удостоверения такая доверенность не требует.
Оформим и подадим мы Вашу заявку буквально за 1-2 дня. Так как наш головной офис находится в Москве, то работаем мы крайне оперативно, не тратя время на пересылки-переписки с Роспатентом. (Чем мы приятно отличаемся от наших конкурентов, находящихся на Кубанской земле)

Заявка подана и на следующий уже день мы направим Вам по факсу или электронной почте Уведомление о поступлении заявки в Роспатент. С номером заявки, датой подачи и прочим нужными сведениями.
В течение одного месяца заявка пройдет стадию формальной экспертизы.

Статья 1498. Формальная экспертиза заявки на товарный знак

1. Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.

Некоторые заявители полагают, что через месяц, после завершения стадии формальной экспертизы они получают уже окончательное положительное решение по заявке. Это совершенно не так!

После завершения формальной экспертизы вы получите Уведомление о принятии заявки к рассмотрению, так называемую приоритетную справку. Эта справка говорит только о том, что формальная экспертиза завершена, то есть все документы оформлены верно, пошлины уплачены в соответствие с установленным размером пошлин, установлена дата приоритета (как правило по дате подачи заявки). И все. Никаких более прав у вас не возникает, кроме права на эту самую заявку.

Далее заявка проходит стадию экспертизы заявленного обозначения по существу. Так как Законом срок проведения этой экспертной стадии не определен, то, опираясь на свой многолетний опыт, можем сказать, что она будет проводиться примерно 10-18 месяцев (если считать от даты подачи заявки).

Только на стадии проведения экспертизы заявленного обозначения по существу Ваше обозначение будет проверяться на возможную охраноспособность в соответствие с Законом. Заявленное обозначение будет «пропущено» сквозь призму всех требований, изложенных в статье 1483 ГК. И только после завершения этой стадии экспертизы вы, либо получите вожделенное положительное решение о регистрации, либо…Есть еще два варианта, а именно: эксперт может направить Уведомление о результатах проверки заявленного обозначения требованиям законодательства, в котором изложит свои мотивы, почему он считает регистрацию Вашего обозначения частично или полностью невозможной. Либо будет вынесено решение об отказе в регистрации товарного знака.

Итак, через 10-18 месяцев вы получите от эксперта Роспатента один из трех, приведенных выше вариантов ответа.

В первом случае (в случае положительного решения о регистрации) Вы радостно оплачиваете установленную государственную пошлину, взимаемую за выдачу Свидетельства на товарный знак, внесение знака в государственный реестр и публикацию сведений о Вашем знаке в официальном бюллетене. И, ура, примерно через месяц после этого вы становитесь законным Правообладателем своего товарного знака, со всеми вытекающими из этого исключительными правами и обязанностями. (Свидетельство на товарный знак можно торжественно повесить в красивую рамку на стене или положить в сейф). В дальнейшем в отношении этого знака можно совершать всевозможные допускаемые законом действия – продать лицензию на его использование, продать (заключить договор об отчуждении) знак полностью, заложить, внести в уставной капитал и прочее.

Во втором случае (если Вам направят Уведомление, в котором будет содержаться мнение эксперта о невозможности регистрации знака) Вам будет предоставлено право в течение 6 месяцев с даты направления такого Уведомления, мотивированно ответить на него. Если Вы поручите это сделать нам, то мы приложим все наши знания, умения и опыт для того, чтобы в результате экспертиза приняла положительное решение о регистрации Вашего знака!

В третьем случае, если экспертиза вынесет решение об отказе в регистрации товарного знака…Вам не повезло, но это не конец. Решение экспертизы можно обжаловать в (ППС) Роспатента. Если и это решение будет не в Вашу пользу, то и его можно будет обжаловать в суде. Но, конечно, это долгий и затратный путь, который в конечном итоге может и не привести к желаемому результату.

В данной главе мы расскажем о прохождении вашей заявкой на регистрацию товарного знака или знака обслуживания двух этапов – формальной и основной экспертизы. Также мы расскажем об основных моментах делопроизводства по заявкам на регистрацию знаков, о взаимодействии с экспертами «Роспатент» и о способе самостоятельно отслеживать этапы делопроизводства по своей заявке.

Формальная экспертиза заявки на товарный знак

Первый этап это формальная экспертиза (длится два месяца) и заключается в проверке правильности заполнения заявки и проверке того достаточно ли информации (обязательных к приложению к заявке документов) содержит заявка для проведения основной экспертизы. В случае обнаружения некорректного заполнения заявки или обнаружения нехватки информации для основной экспертизы заявитель должен скорректировать или дополнить свою заявку. При успешном прохождении этапа формальной экспертизы заявитель получает уведомление о передачи материалов заявки на основную экспертизу.

Суть и цель формальной экспертизы – проверить на правильность оформления предоставленные документы. После того как заявка была принята и зарегистрирована, происходит ее формальная экспертиза. В ходе нее устанавливается:

Если эксперты выявили нарушения в заявке, то выносится решение об отказе принимать ее к рассмотрению. В любом случае по результатам проведения формальной экспертизы направляется уведомление, в котором «Роспатент» сообщает о вынесенном решении.

Только после положительного решения по результатам формальной экспертизы эксперты «Роспатент» могут приступить к основной экспертизе. Статья №-1498 ГК РФ.

Основная экспертиза заявки на товарный знак

Второй этап это основная экспертиза (длится 9-14 месяцев). В ходе этого этапа эксперты «Роспатент» проверяют, не совпадает ли ваш знак с уже зарегистрированными или заявленными раньше знаками, не вводит ли потребителя в заблуждение ваш товарный знак. На данном этапе эксперт также может делать запросы, направлять уведомления и требовать дополнительную информацию. Результатом этого этапа является либо регистрация вашего товарного знака либо отказ в государственной регистрации вашего знака.

Суть и цель основной экспертизы – проверить знак на предмет сходства с зарегистрированными и заявленными на регистрацию товарными знаками. В отличие от формальной экспертизы, основная экспертиза составляет большую часть времени в процедуре.

В ходе основной экспертизы заявитель может вносить изменения, уточнения и дополнения в заявку. Однако если эти изменения существенно меняют заявленный знак или появляется новый перечень товаров, то такие изменения принимаются только в виде новой, самостоятельной заявки. ФИПС, в свою очередь, может затребовать дополнительные необходимые документы и сведения, баз которых экспертизу провести нельзя.

Основная экспертиза заявленного обозначения призвана выявить:

По результатам основной экспертизы заявитель получает уведомление о результатах экспертизы. В случае положительного решения заявитель должен оплатить государственную пошлину за внесение товарного знака в государственный реестр и выдачу свидетельства о регистрации товарного знака. В случае отрицательного решения о регистрации ФИПС направляет заявителю уведомление.

Отказ в регистрации товарного знака может быть вынесен по следующим причинам:

При этом, отказ вовсе не означает невозможность регистрации вашего товарного знака или знака обслуживания. Существуют процедуры обжалования решений экспертов «Роспатент».

Контроль над этапами делопроизводства по вашей заявке
на регистрацию товарного знака

Отслеживать этапы делопроизводства необходимо, потому что в любой момент экспертом «Роспатент» может быть сделан запрос или уведомление, на который вы обязаны своевременно среагировать.

Проверка статуса заявки на товарный знак

Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак или знак услуги, следует подать в установленном порядке, заявку в орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Данный орган, прежде, чем принять к рассмотрению товарный знак и осуществить его проверку, сперва проверяет саму заявку на предмет ее соответствия установленным правилам подачи.

Экспертиза заявки на товарный знак – это та процедура, с помощью которой отсеиваются неправильно поданные заявки, а также устанавливается возможность проведения экспертизы по существу данного товарного знака.

То есть, прежде чем сам знак проверять, сперва проверят, правильно ли документально оформлена заявка, поданы ли все необходимые документы. Таким образом, изначально, федеральный орган по интеллектуальной собственности проводит формальную экспертизу по правильности и полноте оформления нужной для регистрации товарного знака, документации. После положительного ответа, происходит этап экспертизы самого обозначения, которое предприятие или предприниматель хочет зарегистрировать в качестве товарного знака или знака обслуживания.

На стадии экспертизы заявки, то лицо, которое заявило о регистрации товарного знака в качестве правообладателя, имеет право дополнять или менять сведения в заявке, но только до момента вынесения по ней решения.

Если в ходе проведения проверочных мероприятий, вдруг возникла необходимость поменять некоторые данные, не затрагивающие суть самой заявки или обозначения, то это допускается. В случае же, когда изменения носят радикальный характер, следует оформить и подать заявку заново, так как такие изменения в Роспатенте не примут. Это же правило относится и к тем, кто подал заявку на регистрацию товарного знака за одной группой товаров, после чего решил дополнить или расширить перечень товаров или услуг, на которые данный знак регистрируется. В этом случае, также необходимо заново оформлять и подавать заявку.

До момента вынесения решения о регистрации товарного знака, заявитель имеет право поменять такие данные в заявке на регистрируемую торговую марку: смена правообладателя – выгодоприобретателя, если произошла уступка заявки, или же, если произошли изменения в названии предприятия. До решения о регистрации можно исправлять допущенные технические или другие ошибки в документах и материалах заявки.

На этапе проведения экспертизы, уполномоченное лицо Роспатента имеет право запросить у заявителя необходимые материалы или дополнительные данные, без которых регистрация товарного знака, или вообще, проведение заявки считается невозможным. Существенным моментом здесь является то, что заинтересованному в регистрации товарного знака, лицу, необходимо соблюсти сроки, которые отводятся законодательством на предоставление запрашиваемых материалов. И срок этот составляет два месяца. Исчисление сроков происходит с момента получения заявителем, подавшим заявку на регистрацию торговой марки, соответствующего запроса из органа по регистрации прав интеллектуальной собственности. Сроки могут быть продлены по ходатайству заинтересованной в товарном знаке стороны, если он запросил на ознакомление материалы заявки и материалы экспертизы для ознакомления. В случае отсутствия необходимых материалов на запрос уполномоченного органа, экспертиза проводиться не будет и заявка, таким образом, аннулируется.

Максимальный срок, на который может быть продлена подача дополнительных материалов по запросу Роспатента, составляет шесть месяцев, в зависимости от уважительности причины такого ходатайства.

Проведение документальной экспертизы поданной заявки на регистрацию товарного знака , занимает месяц, с момента подачи всех необходимых материалов (если не возникло необходимости продлевать сроки на предоставление дополнительных материалов). По окончании формальной экспертизы, уполномоченный орган по интеллектуальной собственности, принимает решение о принятии заявки к рассмотрению по существу или об отказе в дальнейшем рассмотрении заявки. Если принято положительное рассмотрение по заявке, заявитель должен быть об этом письменно уведомлен. На данном уведомлении также должна стоять дата подачи заявки.

После того как произошла тщательная проверка всех материалов, принимается решение о проверке самого товарного знака, точнее обозначения, которое заявитель желает зарегистрировать в качестве товарного знака. Процедура эта крайне длительная, вследствие чего устанавливается приоритет товарного знака. Существует масса сложностей в процедуре регистрации товарного знака. Так, например, чтобы сэкономить время и не получить отказ в приеме заявки, следует заранее ознакомиться с существующими правилами подачи заявки.

Комментарий к статье 1497

В комментируемой статье закреплены общие положения об экспертизе заявки на товарный знак (п. 1), а также регламентировано внесение изменений в документы заявки (п. п. 2 – 4). Данная статья в первоначальной редакции с отдельными изменениями воспроизводила положения п. п. 1 – 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи, посвященный экспертизе заявки на товарный знак, устанавливает, что такую экспертизу проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент (ч. 1), а также определяет этапы проведения такой экспертизы – это формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение “заявленное обозначение”). Формальной экспертизе посвящена следующая статья, а экспертизе заявленного обозначения – статья, следующая за этой статьей.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность представления заявителем в период проведения экспертизы заявки на товарный знак до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. В силу ч. 2 данного пункта такие дополнительные материалы не могут содержать перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменять заявленное обозначение товарного знака, в противном случае дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. В то же время при этом допускается оформление заявителем дополнительных материалов в качестве самостоятельной заявки.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что изменение в заявке на товарный знак сведений о заявителе, в том числе в случае передачи или перехода права на регистрацию товарного знака либо вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок может быть внесено до государственной регистрации товарного знака или до принятия решения об отказе в его государственной регистрации. Указание на решение об отказе в его государственной регистрации включено в данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ в рамках уточняющего изменения.

Эти положения, которые ранее содержались в п. п. 2 и 3 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках, детализированы в разд. 6 “Внесение дополнений, уточнений и исправлений в документы заявки” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим установлено следующее:

дополнение, уточнение и исправление материалов заявки осуществляется путем подачи заявителем соответствующего письменного заявления. В приложениях 2 и 3 к данным Правилам приведены соответственно образец заявления о внесении изменения(-й) в наименование и/или адрес заявителя и образец заявления об исправлении ошибки (ошибок);

в случае уступки своего права на заявку иному лицу заявитель подает в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о внесении записи об изменении заявителя. В приложении 4 к данным Правилам приведен образец заявления о внесении записи об изменении заявителя;

в том случае, если заявление подписано только заявителем, к заявлению прилагается документ, подтверждающий передачу права, подписанный заявителем и его правопреемником. В приложении 5 к данным Правилам приведен образец документа о передаче права в отношении заявки на регистрацию товарного знака.

Часть 1 п. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса Роспатентом в период проведения экспертизы заявки на товарный знак у заявителя дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно. Соответственно этим положениям, которые ранее содержались в п. 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках, в п. 14.5 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) установлено, что основанием для запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства:

а) необходимость представления различных видов объемного обозначения и/или его описания, если представленные заявителем материалы недостаточно отражают особенности объемного обозначения;

б) необходимость представления документов, указанных в п. 2.12 и в подп. 2.3.2.1, 2.3.2.2, 2.3.2.3 и 2.3.2.4 данных Правил;

в) необходимость уточнения классификации или перечня товаров и услуг, в том числе в случае несоответствия перечня товаров и услуг, указанного в выделенной заявке, требованиям п. 3.4 данных Правил;

г) необходимость доплаты пошлины в случае, когда в результате уточнения классификации перечня товаров и услуг, указанных в заявке, выявлено несоответствие суммы уплаченной пошлины количеству классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. При этом заявитель уведомляется о том, что в случае непредставления документа о доплате пошлины в установленный срок или отказа от ограничения своих притязаний экспертиза заявленного обозначения будет проводиться в отношении классов, указанных в заявке, за которые уплачена пошлина, с исключением из перечня товаров и услуг, не относящихся к этим классам;

д) необходимость решения вопросов, обусловленных выявлением сходных товарных знаков или обозначений, ранее заявленных на регистрацию, для всех или части товаров и услуг.

Там же предусмотрено, что вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки и связанные, например, с установлением приоритета, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях.

Положениями ч. 2 п. 4 комментируемой статьи регламентировано представление заявителем дополнительных материалов по запросу Роспатента: дополнительные материалы должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления Роспатентом соответствующего запроса или копий противопоставленных заявке материалов при условии, что данные копии были запрошены заявителем в течение двух месяцев со дня направления запроса Роспатентом. Эти положения приведены в редакции изменений, внесенных Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что дополнительные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса или копий материалов, указанных в ответном запросе заявителя (а не трех месяцев со дня направления запроса), при условии, что данные копии были запрошены заявителем в течение месяца со дня получения им запроса Роспатента (а не двух месяцев со дня направления запроса).

В части 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что по ходатайству заявителя установленный для представления дополнительных материалов срок может быть продлен Роспатентом, но не более чем на шесть месяцев. Следует подчеркнуть, что в отличие от п. 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках комментируемая статья возможность продления такого срока при условии подтверждения уважительных причин его несоблюдения не предусматривает.

На случай, когда заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые дополнительные материалы или ходатайство о продлении установленного для их представления срока, в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка признается отозванной на основании решения Роспатента.

Часть 3 п. 4 комментируемой статьи распространяет на дополнительные материалы, которые содержат перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяют заявленное обозначение товарного знака, правила п. 2 данной статьи. Речь идет о том, что такие дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению, но они могут быть оформлены и поданы заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Статья 1498. Формальная экспертиза заявки на товарный знак

Комментарий к статье 1498

Комментируемая статья регламентирует проведение формальной экспертизы заявки на товарный знак – первого из этапов экспертизы заявки на товарный знак (вторым этапом является экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, которой посвящена следующая статья). В данной статье с отдельными терминологическими изменениями воспроизведены положения ст. 11 “Формальная экспертиза” Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ). Эти положения детализированы в п. 13 “Формальная экспертиза” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке, поданной на русском языке, присваивается десятизначный регистрационный номер (первые четыре цифры обозначают год подачи заявки, пятая цифра – код объекта промышленной собственности, пять остальных цифр – порядковый номер заявки в серии данного года).

О факте поступления материалов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера и даты поступления. Заявка, представленная не на русском языке, не регистрируется и возвращается лицу, ее представившему. Зарегистрированная заявка возврату не подлежит. В случае поступления документов заявки по факсу применяются положения п. 2.16 данных Правил, о чем заявитель уведомляется. При выявлении нарушения требований, установленных указанным пунктом, заявитель уведомляется о наступлении соответствующих последствий. Заявка, поступившая по факсу, регистрируется после поступления оригинала.

Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При направлении запроса заявителю этот срок соответственно продлевается. В случае поступления заявки по факсу срок проведения формальной экспертизы исчисляется с даты поступления оригинала заявки.

Задачей формальной экспертизы является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям.

При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случаях своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки.

В уведомлении о принятии заявки к рассмотрению заявитель может быть также уведомлен:

о возможности установления конвенционного или выставочного приоритета в период проведения экспертизы заявленного обозначения при условии представления документов, подтверждающих правомерность его требования об установлении конвенционного или выставочного приоритета, в течение трех месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

о возможности уточнения в период проведения экспертизы заявленного обозначения размера предназначенной к уплате пошлины за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения по результатам анализа перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака;

о необходимости представления иных сведений и/или документов, предусмотренных законом и данными Правилами.

Если представленный заявителем ответ на запрос экспертизы не содержит запрошенных сведений и/или документов, по заявке принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению. В решении об отказе в принятии заявки к рассмотрению приводятся основания, по которым принято решение. Такими основаниями могут являться: отсутствие заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания заявителя; несоответствие указания заявителя в заявке требованиям, установленным данными Правилами; отсутствие в заявке обозначения, предназначенного для регистрации в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания товара или услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения.

Основанием для отказа в принятии выделенной заявки к рассмотрению может являться несоблюдение следующих условий: выделенная заявка подана после принятия решения по первоначальной заявке на товарный знак; первоначальная заявка отозвана или признается отозванной.

Статья 1499. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака

Комментарий к статье 1499

В комментируемой статье регламентировано проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение “экспертиза заявленного обозначения”), – второго этапа экспертизы заявки на товарный знак, следующего за этапом формальной экспертизы заявки. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила с отдельными изменениями положения ст. 12 “Экспертиза заявленного обозначения” Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью внесен ряд изменений, в том числе:

в п. 1 комментируемой статьи включена часть 3, предусматривающая при поступлении обращения в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа необходимость учета при проведении экспертизы заявленного обозначения содержащихся в обращении доводов о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа. Упомянутая часть 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа содержит нововведение того же Закона 2014 г. N 35-ФЗ о праве любого лица в период после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа;

пункт 2 комментируемой статьи дополнен положениями, устанавливающими, что в соответствии с международными договорами РФ по результатам экспертизы товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о предоставлении правовой охраны или об отказе в предоставлении правовой охраны товарному знаку на территории РФ;

в п. 3 комментируемой статьи уточнено, что соответствующее уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения установленным требованиям подлежит направлению не до принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, а до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака или решения о государственной регистрации товарного знака в отношении части товаров, содержащихся в перечне товаров на дату подачи заявки или в перечне, измененном заявителем в соответствии с п. 2 ст. 1497 комментируемого параграфа.

Упомянутые выше положения ст. 12 Закона 1992 г. о товарных знаках детализированы в п. 14 “Экспертиза заявленного обозначения” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Задачами экспертизы заявленного обозначения являются проверка соответствия заявленного обозначения установленным требованиям и установление приоритета товарного знака. По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Экспертиза заявленного обозначения осуществляется по завершении формальной экспертизы по заявкам, принятым к рассмотрению. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляется: проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы; проверка перечня товаров и услуг, а также правильности их группирования по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее – МКТУ); установление приоритета товарного знака; проверка соответствия заявленного обозначения условиям регистрации.

В ходе проверки перечня товаров и услуг устанавливается: возможность идентификации термина, используемого заявителем для обозначения товара или услуги, с конкретным товаром или услугой того или иного класса МКТУ; правильность осуществленного заявителем группирования товаров и услуг по классам МКТУ. При необходимости корректировки представленной заявителем редакции перечня товаров и услуг экспертиза вправе запросить у заявителя соответствующее уточнение.

Если установлено, что действительное количество классов МКТУ, соответствующее перечисленным заявителем товарам, больше того количества классов МКТУ, за которые уплачена пошлина за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения, заявитель уведомляется о необходимости доплаты недостающей суммы или ограничения его притязаний (сокращения количества классов МКТУ, по которым испрашивается регистрация заявленного обозначения).

При отказе заявителя от доплаты суммы пошлины или ограничения своих притязаний экспертиза заявленного обозначения проводится в отношении классов МКТУ, за которые пошлина уплачена, в порядке их изложения при подаче заявки.

В ходе проверки перечня товаров и услуг по выделенной заявке должно быть установлено следующее: товары и услуги, указанные в выделенной заявке, были заявлены в первоначальной заявке на товарный знак; товары и услуги, указанные в выделенной заявке, не являются однородными с товарами и услугами, остающимися в первоначальной заявке.

При проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия: проводится поиск тождественных и сходных обозначений; определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений; определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения). Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

Как упоминалось выше (см. комментарий к ст. 1483), Приказом Роспатента от 30 ноября 2009 г. N 170 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки, Приказом Роспатента от 30 декабря 2009 г. N 190 – Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197 – Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198 – Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания.

Приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений <1>, в которых освещены следующие вопросы: особенности экспертизы заявленных обозначений, содержащих или представляющих собой: описательные элементы; фамилии; географические названия; обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида; буквы и/или цифры; объемные, звуковые обозначения и обозначения движущегося изображения; флаги, гербы и т.д.; признание элементов обозначений неохраняемыми; особенности экспертизы заявленных обозначений: ложных или способных ввести в заблуждение; противоречащих принципам морали; внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки.

——————————–

<1> СПС.

Статья 1500. Оспаривание решений по заявке на товарный знак

Комментарий к статье 1500

Комментируемая статья регламентирует оспаривание решений по заявке на товарный знак. До принятия комментируемой части соответствующие положения об обжаловании решения по заявке были закреплены в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках. В комментируемой статье речь идет об осуществлении защиты интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на товарный знак, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в административном порядке, возможность установления чего предусмотрена общими положениями п. 2 ст. 1248 комментируемой части. Соответственно, в остальном, что не урегулировано комментируемой статьей, необходимо обращаться к правилам рассмотрения и разрешения споров, которые на основании п. 3 указанной ст. 1248 устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в частности к Правилам подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 (см. комментарий к ст. 1248).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи могут быть оспорены такие решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, как решение об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, решение о государственной регистрации товарного знака, решение об отказе в государственной регистрации товарного знака, решение о признании заявки на товарный знак отозванной, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку в соответствии с международными договорами РФ. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но новым является указание лишь на последние два из перечисленных решений – решение о предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку в соответствии с международными договорами РФ и решение об отказе в предоставлении такой правовой охраны. В пункте 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) говорилось о возможности обжалования решения, принятого по результатам формальной экспертизы заявки, об отказе в принятии ее к рассмотрению, решения, принятого по результатам экспертизы заявленного обозначения, решения о признании заявки отозванной.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, право на оспаривание указанных решений реализуется путем подачи возражения в Роспатент в течение четырех месяцев со дня направления соответствующего решения или запрошенных у Роспатента копий противопоставленных заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение двух месяцев со дня направления соответствующего решения. Пропущенный срок, установленный для подачи возражения в Роспатент, может быть восстановлен по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в ст. 1501 комментируемого параграфа.

Положения п. 1 комментируемой статьи претерпели ряд изменений с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ. Так, в прежней (первоначальной) редакции данного пункта (как и в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках), во-первых, говорилось о подаче возражений в палату по патентным спорам, а не в Роспатент, во-вторых, для подачи возражений отводилось три, а не четыре месяца со дня получения решения или запрошенных копий противопоставленных заявке материалов, и, в-третьих, в качестве условий подачи возражений в случае, когда были запрошены копии соответствующих материалов, предусматривался срок в один месяц со дня получения им соответствующего решения, а не два месяца со дня направления соответствующего решения.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность внесения заявителем в период рассмотрения возражения Роспатентом в документы заявки таких изменений, допускаемых в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1497 комментируемого параграфа (т.е. допускаемых в период проведения экспертизы заявки), которые устраняют причины, послужившие единственным основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака, и внесение которых позволяет принять решение о государственной регистрации товарного знака. Закон 1992 г. о товарных знаках таких положений не содержал.

Законом 2014 г. N 35-ФЗ соответственно изменениям, внесенным им же в п. 1 комментируемой статьи, в п. 2 данной статьи указание на палату по патентным спорам заменено указанием на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такое же изменение в части исключения упоминания палаты по патентным спорам внесено Законом 2014 г. N 35-ФЗ в упомянутый выше п. 3 ст. 1248 комментируемой части (см. комментарий к указанной статье).

Статья 1501. Восстановление пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак



Просмотров