Дело о проворовавшихся милицейских осведомителях. С помощью массовой вербовки агентов сотрудники обхсс пытались завести осведомителей во всех местах предполагаемых хищений

Образование ОБХСС. Приказом НКВД СССР № 0018 от 16 марта 1937 г. в аппарате Главного Управления рабоче-крестьянской милиции был организован Отдел по борьбе с хищения ми социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). На эту новую структуру возлагались следующие главные задачи:
- руководство работой периферийных органов милиции по борьбе с хищениями и спекуляцией;
- обеспечение специальной работы с целью предупреждения и раскрытия этих преступлений на предприятиях системы государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных организациях, в сберегательных кассах и т.д.;
- расследование дел о хищениях социалистической собственности в указанных организациях, возникающих как на основании данных своего специального аппарата, так и на основании материалов, передаваемых отделами госбезопасности (о мелком вредительстве и пр.);
- борьбе со спекуляцией, фальшивомонетничеством, взяточничеством;
- оперативное руководство комендантами заготпунктов системы "Заготзерно".

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции крупных промышленных центров создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где такие аппараты не были созданы, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжали вести другие службы милиции, в том числе уголовный розыск. Аппараты ОБХСС формировались в основном из работников, про шедших ранее хорошую практическую школу в экономических отделах системы Главного Управления государственной безопасности и в подразделениях уголовного розыска.

В 1939 г. в республиканских, краевых и областных подразделениях службы стали создаваться следственные группы, которые принимали к своему производству расследования уголовных дел, возбуждаемых по экономическим преступлениям. Одновременно работа подразделений БХСС начинает строиться по территориальному принципу, который позволял отойти от уз кой специализации сотрудников, что в свою очередь способствовало улучшению их взаимодействия с районными и городскими отделениями милиции.

Перед самым началом Великой Отечественной войны, в 1941 г., на аппараты БХСС была дополнительно возложена обязанность бороться с валютчиками и контрабандистами. Наиболее активно эта работа проводилась в областях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтийских республиках. Однако в целом она лишь начала развертываться, да и размеры валютных преступлений и контрабандной деятельности в СССР тогда были невелики.

Борьба с растратами и хищениями. В последние предвоенные годы показатели работы подразделений БХСС заметно улучшаются. Усиление борьбы с растратами и хищениями в системе государственной торговли и потребительской кооперации привело к снижению этих видов преступлений. Так, если количество выявленных в 1939 г. растрат и хищений принять за 100%, то в 1940 г. их было установлено по системе государственной торговли 62%, а по системе потребкооперации - 54%.

Спад растрат и хищений объясняется тем, что от прямых хищений и растрат материальных ценностей преступники, действовавшие в торговле, перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвешивание покупателей, пересортица товаров и т.д. За счет обмана покупателей преступники создавали большие излишки, а затем их присваивали.

Важную роль в раскрытии этих правонарушений сыграл приказ НКВД от 26 мая 1940 г., объявивший инструкцию по надзору за применением в торговле правильных и имеющих установленные клейма весов, гирь и другого подобного инвентаря. Это дало возможность милиции совместно с органами прокуратуры и государственной торговой инспекции при Наркоме внутренней торговли СССР повести наступление на лиц, нарушающих правила торговли, - обвешивающих, обмеривающих и обсчитывающих покупателей.

Борьба со спекуляцией и фальшивомонетчиками. Наряду с активным участием в "укреплении социалистической собственности" подразделения БХСС решали ответственные задачи по разоблачению и пресечению деятельности спекулянтов.

В предвоенные годы преобладала главным образом спекуляция промышленными товарами. Особенно широкое распространение спекуляция получила в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Новосибирске и других крупных промышленных центрах. В связи с этим аппараты БХСС предприняли целый комплекс мер, направленных на искоренение спекуляции. В результате их усилий в 1940 г. были обезврежены 242 крупные группы спекулянтов и привлечены к ответственности 1242 чел. У преступников изъяли ценностей на сумму 3065 тыс. р.

В предвоенные годы на территории ряда республик и областей СССР отмечалось появление фальшивых банкнот 10, 5 и 1-рублевого достоинства. Сотрудникам ОБХСС пришлось приложить немало сил для разоблачения фальшивомонетчиков. Только в 1940 г. органы БХСС изобличили 4 группы преступников, изготовлявших фальшивые деньги типографским и литографическим способами, а также 7 групп, подделывающих денежные знаки ручным способом.

Так, в Грузинской ССР была арестована группа фальшиво монетчиков в составе 12 чел., действовавшая в Тбилиси. При обыске у преступников изъяли 17 клише с изображением банк нот 3рублевого достоинства, 44 чертежа банкнот, инструменты и другие приспособления для подделки денежных знаков.

В Азербайджанской ССР силами сотрудников БХСС республики и Ростовской области была ликвидирована группа фальшивомонетчиков, занимавшаяся в Баку изготовлением и сбытом 10-рублевых банкнот. Подделанные этой группой деньги изымались не только в Азербайджанской ССР, но и в Ростовской, Саратовской, Московской и в ряде других областей.

Высоким качеством отличались 10-ти рублевые купюры, подделкой которых занималась группа из 6ти человек в Москве. При обыске у организаторов преступной группы обнаружили и изъяли 274 поддельные купюры 10-рублевого достоинства, фальшивые бланки паспортов, большое количество поддельных штампов и печатей, приспособления для изготовления фальшивых денег. Всего по этому делу работники БХСС изъяли фальшивых денежных знаков 10-рублевого достоинства на сумму 52 200 р. и конфисковали почти 17 тыс. подлинных денег.

Общие результаты деятельности ОБХСС. Аппарат ОБХСС доказал высокую эффективность. В результате широкомасштабного наступления на экономическую преступность в 1939 г. только в снабженческо-сбытовых организациях было разоблачено 268 организованных групп расхитителей, привлечено к уголовной ответственности 1886 преступников. В следующем 1940 г. эти показатели увеличились в два раза - 538 групп, 3573 расхитителя.

В целом же по всем сферам экономики в стране в 1940 г. было выявлено свыше 2 тыс. организованных групп расхитителей, спекулянтов и фальшивомонетчиков, привлечено к ответственности более 11 тыс. преступников - тоже в 2 раза больше, чем в предыдущем году. В ходе расследования уголовных дел установлено, что расхитители нанесли государству ущерб почти на 49 млн р. У них было изъято денег и ценностей более чем на 10 млн р. и на значительную сумму описано имущества. Кроме того, сотрудники милиции изъяли у спекулянтов и обратили в доход государства денег, ценностей и ценных бумаг на сумму более 80 млн р.

Таким образом, в предвоенные годы органы БХСС, представляющие собой новый род милицейской службы, на практике доказали необходимость своего существования, став эффективным средством защиты экономики СССР.

СССР-РОССИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР

СЛУЖБЫ БХСС-БЭП - ГУЭБиПК МВД

СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ: гг.

В октябре 1917 года в России победила революция. Начавшиеся гражданская война, военная интервенция привели к экономической разрухе в стране. Государство, созданное по новым принципам, вынуждено было защищаться. Создаются органы по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

На третий день после победы революции главой Российского государства Лениным был подписан декрет о создании рабоче-крестьянской милиции, а 20 декабря 1917 года Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).

В составе ВЧК были организованы отдел по борьбе со спекуляцией и отдел по борьбе с преступлениями в государственном аппарате , превышением власти, взяточничеством . Издан Декрет "О взяточничестве", предусматривающий уголовную ответственность за это преступление - лишение свободы на срок не менее пяти лет в сочетании с принудительными работами на тот же срок. Интересно, что покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершению преступления. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество его подлежало конфискации.

В эти же дни Ленин обращается с письмом в ЦК РКП (б), в котором предложил поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делам о взяточниках.

В 1919 году НКВД, обследовав состояние существовавшей на тогдашних предприятиях охраны, принял решение о немедленной организации так называемой промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищением народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной жизни страны, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств производства и сырьевых запасов.

Карались экономические преступления довольно сурово. В апреле 1918 года только на станции Мармыши Московско-Киевской железной дороги сотрудниками ВЧК было задержано более тысячи спекулянтов, у которых было изъято четыре вагона хлеба. Арестом дельцов из "Союза торговли и промышленности" в Москве была приостановлена спекулятивная сделка на сотни миллионов рублей. В Петрограде у спекулянтов изъяли около десяти пудов золота.

В декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1921 года "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям" говорилось, что к лицам, способствующим по своему служебному положению хищениям, должны, как общее правило, применяться: строгая изоляция на срок не ниже трех лет и высшая мера наказания-при отягчающих вину обстоятельствах (многократность вменяемых деяний, массовый характер хищений, ответственность по занимаемой должности и т. п.).

С преобразованием в феврале 1922 года органов ВЧК в Главное Политическое Управление (ГПУ) в его составе создается экономическое управление , осуществляющее борьбу с крупными хищениями и взяточничеством. Кроме того, аналогичные обязанности вменялись транспортному и особому отделам ГПУ.

В 20-е годы, наряду с органами ГПУ, работу по выявлению и раскрытию хищений, растрат, фальшивомонетничества, хозяйственных и должностных преступлений проводили и аппараты уголовного розыска, для чего из их состава выделялись специальные подразделения. Например, отделением по борьбе с должностными преступлениями ОУР НКВД РСФСР в 1922 году было выявлено свыше трех тысяч фактов взяточничества. В этот же период экономические отделы (отделения) органов ГПУ основное внимание сосредотачивали на раскрытии крупных хищений, совершаемых организованными преступными группами, и на борьбу с активизировавшимися фальшивомонетчиками.

За годы в Москве было раскрыто 25 организаций, занимавшихся изготовлением и сбытом поддельных денег, в Ленинграде-10, в Сибири-27, в центральных губерниях-56. Привлечено к ответственности около двух тысяч фальшивомонетчиков.

Расследованием было установлено, что преступники в 42 городах страны по поддельным облигациям получили из сберкасс около 300 тыс. рублей. Алтайский краевой суд 10 членов этой преступной группы приговорил к высшей мере наказания, а остальных - к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.

Перед началом Великой Отечественной войны на аппараты БХСС в связи с упразднением экономических отделов НКВД были возложены обязанности борьбы с валютчиками и контрабандистами. Более активно эта работа проводилась в областях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтийских республиках.

Таким образом, в предвоенные годы органы БХСС, представляющие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали необходимость своего существования, став могучим средством защиты экономики Советского социалистического государства внося значительный вклад в укрепление его экономической основы.

АППАРАТЫ БХСС В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: гг.

Эвакуация предприятий в восточные районы страны, трудности военного времени в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости, потеря значительной части территории, на которой производилось 47% зерна, около 50% картофеля, 84% сахара и много других продуктов питания поставили страну в крайне трудное положение. Советское государство вынуждено было перейти от свободной торговли к нормированной продаже продовольствия и товаров широкого потребления для населения - т. е. ввести распределение товаров по карточкам.

Трудности военного времени пытались использовать в преступных целях расхитители, спекулянты, различного рода дельцы. Если прежде основным объектом хищений были деньги, то в войну - промтовары, продовольствие, предметы первой необходимости (соль, спички, керосин, табак и др.). Похищенные товары преступники пытались менять на золото и изделия из него, иностранную валюту , драгоценности. Незаконное самоснабжение, "отоваривание" близких и знакомых по различного рода запискам и спискам с начала войны стали весьма распространенными способами разбазаривания нормированных товаров в магазинах, столовых, на базах и пищевых предприятиях.

Уже в первые дни вторжения фашистских войск, когда от бомбежек вражеской авиации рушились здания, в которых хранились государственные ценности , работники милиции, часто рискуя жизнью, спасали госсобственность . "Военной" обязанностью работников БХСС стала борьба с мародерством. Чтобы обуздать аппетиты воров, спекулянтов и других дельцов, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял несколько важных постановлений по укреплению законности и правопорядка в стране.

Одним из таких постановлений ГКО (от 3 марта 1942 г.) за хищение (воровство) в военное время оружия, боеприпасов , продовольствия, обмундирования и снаряжения устанавливалась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества преступника. Органы БХСС обязаны были проводить оперативно-розыскные мероприятия по изобличению виновных в течение десяти суток после получения соответствующей информации.

Особую роль в борьбе с хищениями и спекуляцией сыграло постановление ГКО от 01.01.01 г. "Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров", наметившее дополнительные меры по охране народного достояния и защите его от жуликов.

Выполняя это постановление, органы милиции усилили борьбу с расхитителями, а также лицами, совершавшим злоупотреблениями с карточками, с обмериванием, обвешиванием и обсчетом потребителей.

В порядке профилактики хищений аппаратами БХСС с привлечением общественности проводились внезапные проверки наличия продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек в бюро, состояния их хранения и другие мероприятия. В ходе этих проверок выявлялись излишки и недостачи, а виновные привлекались к ответственности.

Нередко вскрывались факты, когда жулики прибегали к повторному использованию талонов и таким путем получали продукты, которые сбывали спекулянтам. Чтобы исключить подобного рода злоупотребления вводилась новая цветовая сетка карточек на каждый месяц. Однако и эти меры не останавливали дельцов, работниками ОБХСС было выявлено несколько подпольных типографий, изготовляющих фальшивые карточки на хлеб и другие продукты.

Особенно следует отметить работу Ленинградской милиции. Сотрудники БХСС города-героя в тяжелых условиях блокады, голодая сами, вели активную борьбу с расхитителями и спекулянтами. Так, отдел БХСС Ленинграда разоблачил и арестовал группу расхитителей, орудовавших в карточном бюро Выборгского района. Возглавляли ее заведующий райпищеторгом Корневский и начальник кустового карточного бюро Заржицкий. Они систематически похищали хлебные талоны, сдаваемые в карточное бюро, повторно их использовали, занимались спекуляцией. Было арестовано 20 человек, которые творили свои грязные дела, когда ленинградцы умирали от голода.

Большая работа проводилась аппаратами БХСС по предупреждению хищений и связанных с ними злоупотреблений. Управления милиции Калининской, Рязанской, Московской, Горьковской, Свердловской, Омской и других областей в гг. нанесли сильные удары по расхитителям хлеба.

Крупные хищения муки и хлеба были вскрыты в системе "Райпотребсоюз" и "Заготзерно" в Рязанской области . На основе анализа следственных материалов удалось установить, что излишки хлеба и других продуктов расхитителями создавались путем подачи завышенных заявок на продовольствие. Образовавшиеся таким путем излишки преступники продавали по завышенным ценам на рынках.

По опыту Рязанской области проверки расходования хлеба были проведены органами милиции в 31 области. Это позволило навести порядок в учете зерна и продуктов, установлена строгая отчетность расходования хлеба, приняты меры по усилению охраны мест, где хранился хлеб. В 1943 году аппараты БХСС внезапно провели снятие остатков продуктов на 1467 базах и складах, обнаружив 800 тонн излишков, которые были оприходованы.

Война резко обесценила деньги. Загодя мошенники, сумевшие поживиться в это сложное время, стремились превратить их в золото и драгоценные изделия.

Поэтому в самом начале войны заметно активизировалась деятельность спекулянтов-валютчиков. Спекуляция золотом принимала опасные размеры. Часть дельцов, выехавших из Украины в Среднюю Азию и Закавказье, развернули там свою преступную деятельность. Появились группы скупщиков золота в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Баку, а также в Мурманске и Архангельске, куда заходили иностранные морские конвои.

НКВД СССР потребовал от аппаратов БХСС принять меры к пресечению деятельности спекулянтов - валютчиков, разоблачать и арестовывать организаторов спекулятивных групп.

В гг. в Москве, Ленинграде, Ташкенте было арестовано несколько опасных групп спекулянтов - валютчиков. Государству было возвращено около 37,5 млн. рублей деньгами, золота в монетах царской чеканки - на 177280 рублей, золота в слитках 84 кг., серебра - 384 кг. Золотых часов - 1209, золота в изделиях на сумму 4,7 млн. рублей, 32 тыс. американских долларов, много облигаций 3 % государственного займа и других ценностей.

Серьезную опасность в период войны представляло фальшивомонетничество. Известно, что подделка денежных знаков всегда считалась одним из тяжких преступлений, поскольку подрывает денежную систему государства, а значит и его экономику. В военное время эта проблема становится еще более острой. Известно, например, что нацисты на государственном уровне организовали производство фальшивых денег тех стран, с которыми они воевали, чтобы таким образом подорвать их денежную систему. Вместе с тем изготовлением фальшивых денег занимались и наши доморощенные "умельцы". Всего за годы войны было арестовано и предано суду около ста фальшивомонетчиков, в том числе братья Лопуховы из г. Вязьмы, которые наладили изготовление сторублевок такого качества, что отличить их от настоящих могли только специалисты Госзнака.

Всего за годы войны, по далеко не полным данным, у преступников было изъято денег и ценностей на сумму 175 миллиардов рублей. Из общего числа возбужденных уголовных дел примерно 60 % составляли дела и хищениях, 30 % - о спекуляции, 10 % - о прочих преступлениях.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за самоотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с другими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.

СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: гг.

На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и разбазаривания народного достояния.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях машиностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расходов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продукции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.

Для своевременного выявления и пресечения преступных злоупотреблений перед аппаратами БХСС были поставлены задачи: с учетом специфики каждого предприятия определить круг должностей и специалистов, являющихся потенциальными носителями интересующей аппараты БХСС оперативной информации. Держать под постоянным наблюдением дельцов - толкачей, взаимодействуя с аппаратами БХСС по месту их жительства и нахождения предприятий - потребителей сырья, материалов и оборудования. Тщательно изучать должностных лиц, пользующихся правом распоряжения на отпуск материальных ценностей, выяснять мотивы таких действий, проверять подлинность писем - ходатайств, на отпуск сырья и оборудование, достоверность изложенных в них обоснований.

В январе 1991 года служба БХСС МВД РСФСР переименована в службу по борьбе с преступлениями в сфере экономики - (БЭП) Службы криминальной милиции.

Тогда возникло новое название службы – по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В то же время в МВД СССР всё еще существовало ГУБХСС МВД СССР, которое приказом МВД СССР № 000 от 6 декабря 1991 года: «Об организационно-штатных вопросах криминальной милиции МВД СССР» было реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР.

После объединения МВД СССР и МВД РСФСР в МВД Российской Федерации (РФ) приказом МВД РФ № 35 от 01.01.01 года Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП МВД РСФСР были слиты. Новое подразделение МВД РФ получило тогда наименование Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ - ГУЭП МВД РФ.

Одним из знаковых дел того времени стало «дело Козленка». В ходе оперативно-розыскных мероприятий по отработке мошеннической схемы оперативным путем удалось получить материалы, послужившие основанием для возбуждения ряда уголовных дел по фактам мошенничества, незаконного предпринимательства, контрабанды, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и уклонения от уплаты налогов.

Завершающая стадия оперативной разработки была реализована в аэропорту Шереметьево. Там сел самолет с необычным грузом на борту - валютой и ценностями (всего на сумму в 12,5 миллионов долларов США). Это была первая партия из отысканных средств корпорации "Голден АДА", которые были возвращены на родину в Россию при содействии Интерпола и Внутренней Налоговой службы США, других международных право охранительных организаций.

В начале 90-х годов в крайне тяжелой ситуации оказалась Служба по борьбе с экономическими преступлениями, даже зазвучали предложения о её ликвидации как «пережитка прошлого». Однако здоровые силы общества взяли верх, что было вполне правомерным, поскольку при отсутствии специализированных подразделений милиции потери государства и общества возросли бы неимоверно.

Службе на этапе поспешного, порой криминального вхождения России в рынок, пришлось противодействовать негативным явлениям в экономике. Впервые сотрудники Службы столкнулись со столь массовым приходом в экономику организованных преступных групп, использовавших экономические реформы в России в своих криминальных целях. В органах государственной власти и управления широкое распространение получили факты взяточничества, совмещения представителями исполнительной и распорядительной власти основной работы с предпринимательской деятельностью . Зачисление должностных лиц в штаты таких коммерческих предприятий или выдача им вознаграждений являлись ничем иным, как завуалированной взяткой. Только в 1991 году сумма выявленных подразделениями БЭП взяток в стране составила 3 миллиарда рублей.

Для организации противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, ГУБЭП была организована системная работа по перекрытию каналов поступления «грязных» денег в экономику страны. В июле 1999 года при МВД России создается Межведомственный центр, в состав которого вошли сотрудники органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции , а также представители Минэкономики, Минфина и Министерства по налогам и сборам. Возглавил Центр один из заместителей начальника ГУБЭП - начальник Межведомственного Центра, генерал-майор милиции. Была сформирована также и региональная сеть Межведомственного центра. Его деятельность направлялась в первую очередь на укрепление национальной законодательной базы, с учетом существующей мировой практики. В задачи Центра входила разработка методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, а также установление контактов и взаимодействия с зарубежными коллегами.

Центром на постоянной основе осуществлялось сотрудничество с представителем посольств Великобритании, США в Москве, представителем Министерства финансов США в Европе. Аналогичная работа велась и с правоохранительными органами Испании, Швеции, Германии. По ряду материалов проводились совместная оперативная отработка и документирование фактов легализации преступных доходов. Эта работа осуществлялась с использованием возможностей подразделений ФСБ, ФСНП, ГТК России. Центр выступал координатором нескольких результативных международных операций, в ходе которых отрабатывались механизмы совместного контроля над перемещением наличных денежных потоков и обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных органов. Центр организует серию мероприятий по пресечению деятельности фирм и предприятий, созданных на основании поддельных, утраченных, либо похищенных документов с целью их ликвидации.

Совместно с Центральным Банком России был организован контроль сомнительных финансовых операций ряда коммерческих банков . В рамках реализации программы по репатриации незаконно вывезенных капиталов внимание правоохранительных органов обращалось не только на незаконные сделки, но и на приобретенное в результате этих действий имущество, Впоследствии, в 2002 году в связи с созданием Комитета по финансовому мониторингу при Минфине России, центр был упразднен. В последствии вместо Центра в структуре МВД России было создано Оперативно-розыскное бюро, которое с одной стороны достигло более высоких результатов в работе, с другой стороны – уступало в своих юридических возможностях ранее существовавшему Межведомственному центру.

В 90-х годах одним из рычагов реформирования экономических отношений в стране и средством преодоления монопольного положения государства в народном хозяйстве была объявлена приватизация. Ее особенность в нашей стране состояла в том, что этот процесс происходил в сжатые сроки, в отсутствии четкой правовой базы и параллельно с глубинными социально-экономическими и политическими изменениями структуры всего общества. Криминальные структуры пытались использовать приватизацию в своих корыстных интересах, формируя незаконным путем огромные капиталы. В связи с этим возникло значительное число новых преступлений экономической направленности. Этот процесс является одной из причин криминализации общества и прогрессивного роста теневых капиталов в России.

С начала приватизации все больший размах приобретает криминальное банкротство предприятий. Недобросовестными руководителями предприятий и кредиторами, а также руководителями исполнительной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления , процедура банкротства в настоящее время используется в качестве инструмента для передела собственности. Несовершенство законодательства поставило государство в неравные условия с другими кредиторами, при этом не принималось во внимание то обстоятельство, что государство зачастую являлось собственником предприятия-должника. Чиновники, представлявшие в акционерных обществах интересы государства, в управлении обществами, как правило, не участвовали, устранялись от защиты интересов государства в процессе продажи госпакетов акций, а зачастую и сами становились соучастниками правонарушений и злоупотреблений.

В годах органы внутренних дел подверглись массированной критике со стороны СМИ и общественных организаций. Нарастающий ком негативной информации привел к инициативе Президента России по реформированию системы МВД России.

В соответствии с данным законом Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в структуре центрального аппарата МВД России ДЭБ был ликвидирован, проведена масштабная переаттестация личного состава и создано новое подразделение службы - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое возглавил генерал-майор полиции.

Задачи руководство страны поставило серьезные. Несмотря на почти сорокапроцентное сокращение, руководству Главка в кратчайшие сроки удалось перегруппировать силы. И результаты не заставили себя долго ждать. Начались задержания крупных чиновников. К уголовной ответственности привлечены высокопоставленные должностные лица федерального и регионального уровня. Более двух третей от общего количества выявленных преступлений составили преступления коррупционной направленности.

Сегодня борьба с коррупцией во всех основных отраслях экономики приобретает системный характер. Под особый контроль ставится работа по выявлению и пресечению преступлений, имеющих широкий общественный резонанс.

Служба экономической безопасности вновь становится мощной силовой структурой, одной из ключевых в системе МВД. Сотрудники ГУЭБиПК достойно несут эстафету, переданную им старшим поколением – продолжают обеспечивать экономическую безопасность нашего Отечества.

До середины 1930-х годов в нашей стране не существовало специального подразделения по борьбе с организованной экономической преступностью. Но когда индустриализация и коллективизация стали сопровождаться масштабными хищениями и спекуляцией, которые наносили значительной ущерб экономической безопасности государства, для борьбы с этими явлениями в структуре НКВД был создан особый отдел.

Экономическая спецслужба

Его история началась 16 марта 1937 года. В этот день был издан приказ наркома внутренних дел Николая Ежова за номером 0018. Так появился ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Подчинялась новая структура напрямую главе НКВД, а возглавил ее капитан госбезопасности Самуил Ратнер.

Тогда же было выпущено Положение об организации, которое устанавливало основные принципы деятельности нового органа и определяло его структуру. Перед ОБХСС стояла задача пресекать и раскрывать преступления в сфере торговли и потребительства, промысловой кооперации, в сберегательных кассах, а также противодействовать спекуляции.

Организация имела «головной отдел», расположенный в Москве, а также филиалы в республиках и областях. Местные отделы в свою очередь делились на два подразделения: одно занималось борьбой с хищениями, другое – со спекуляцией.

Из кого формировалась экономическая спецслужба? В основном это были сотрудники уголовного розыска, уже имевшие опыт работы с такими правонарушениями, как взяточничество, расхитительство, фальшивомонетничество и прочее.

Как отмечает историк Арсений Замостьянов, к 1940 году в системе ОБХСС трудились более 100 тысяч человек. Им помогал обширный круг осведомителей – около 60 тысяч человек, по большей части работники рынков и магазинов.

Спустя несколько лет деятельности ОБХСС, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, количество хищений и растрат уменьшилось в торговле на 38% и в потребительской кооперации - на 46% . Агенты выявили случаи воровства почти на 50 миллиардов рублей.

В Великую Отечественную

Во время войны деятельность ОБХСС приобрела особое значение, ведь еще до начала войны разведка Главного управления имперской безопасности Третьего рейха проводила ряд мероприятий, направленных на подрыв советской экономики. К примеру, в приграничных районах массово распространялись фальшивые деньги.

При этом агентуре ОБХСС приходилось нелегко, поскольку многие из сотрудников ушли на фронт. Тем не менее в годы ВОВ отдел успешно боролся с фальшивомонетничеством, скупкой и перепродажей золота. Многие сотрудники были отмечены орденами и медалями. Всего с 1941 года по 1945 год агенты экономической безопасности смогли вернуть государству порядка 170 миллиардов рублей.

Восстановление экономики

Новый этап в жизни ОБХСС наступил после победы над немецко-фашистскими захватчиками. Страна лежала в руинах, народное хозяйство только восстанавливалось, а простые люди жили крайне скромно. На этом фоне резко увеличилось число экономических преступлений. Послевоенный криминалитет оказался тесно связан с ресторанами, магазинами, рынками и сберкассами.

Так, в середине 1950-х годов удалось сломать систему так называемых водочных махинаторов. Дело в том, что в рюмочных спиртное продавалось с наценкой в 50%. Ушлые коммерсанты покупали в обычных магазинах бутылку за четыре рубля, лепили на этикетку клеймо своей рюмочной, а затем продавали по завышенной цене.

ОБХСС добился того, чтобы винно-водочная продукция выпускалась со специальным указанием на этикетке, что бутылки предназначены для поставок на предприятия общепита. После этого выручка спекулянтов резко упала.

«Развитой социализм» и Перестройка

1970-е годы стали временем расцвета теневого рынка, резко возросло количество хищений. Примечательны слова Генсека Леонида Брежнева, который как-то заявил, что на зарплату в стране никто не живет.

Одним из самых громких расследований ОБХСС того времени было дело фирмы «Океан». Удалось установить, что директор одноименного магазина в Сочи нелегально торгует черной икрой, фасуя ее в банки из-под рыбных консервов и переправляя их за границу.

Еще одно громкое дело было связано со столичным гастрономом «Елисеевский» и его руководителем Юрием Соколовым, а также главой одной из московских плодоовощных баз Мхитаром Амбарцумяном. В обоих случаях ОБХСС выявило масштабное взяточничество и злоупотребление полномочиями. Соколов и Амбарцумян в итоге были расстреляны.

В эпоху Перестройки ОБХСС приходилось действовать в условиях либерализации экономической жизни. За 1987-1990 годы были зафиксированы 1300 правонарушений, возбуждены около 800 уголовных дел.

После распада СССР ОБХСС было преобразовано в Главное управление по экономическим преступлениями. Спектр обязанностей его сотрудников остался прежним, вот только работать нужно было уже в совершенно новых, гораздо более сложных условиях.

338 858 агентов и осведомителей насчитывала агентурная сеть отделов борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР на 1 января 1948 года. Приказывая в 1940 году резко увеличить численность агентуры ОБХСС, нарком внутренних дел Лаврентий Берия полагал, что с ее помощью можно если не победить, то резко ограничить масштабы хищений в промышленности и торговле, а кроме того, пресечь широко распространенную в стране всеобщего дефицита спекуляцию товарами и продуктами. Однако хищения становились все более изощренными, а активная деятельность многочисленной агентуры совершенно неожиданно создала для ее милицейских кураторов серьезные проблемы.


ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ


Полуголодный год


Если судить по сохранившимся в архивах письмам трудящихся, на протяжении всего времени существования СССР его граждане вели постоянную и непрекращающуюся борьбу за предметы первой необходимости. Различие состояло лишь в том, что недостаток хлеба или мяса, тканей или обуви то существовал очагами в отдельных городах и областях страны, то охватывал весь Союз целиком. Случались и относительно благополучные годы, когда напряженность с продуктами или промышленными товарами спадала настолько, что о них потом вспоминали на протяжении многих лет.

Одним из таких относительно благополучных периодов оказался 1938 год, причем никакой заслуги власти в этом не было. Секрет заключался в том, что председатели колхозов, чтобы остановить массовое бегство колхозников в города, начали закрывать глаза на самовольное увеличение приусадебных участков. А в некоторых местах селяне даже стали брать в своеобразную аренду колхозные поля. Урожай с них шел на рынки, а прибыль делилась между производителями и руководителями. Вместе с увеличением предложения наблюдалось и снижение спроса, вызванное массовыми репрессиями. Так что рыночные цены пошли вниз, и свежие продукты стали доступны даже низкооплачиваемым категориям городского населения.

Однако в мае 1939 года партия и правительство решили пресечь этот рецидив частнособственнических настроений, и по всей стране началась проверка приусадебных участков и изъятие излишков земли. Поступление продуктов на рынки значительно уменьшилось, и в магазинах появились очереди. Ко всем прочим бедам год оказался неурожайным. А в сентябре 1939-го началась Вторая мировая война, и советские граждане, очень хорошо помнившие трудности и голод эпохи войн и революций, принялись агрессивно скупать все товары длительного пользования, начиная с сахара, муки, соли и спичек.

Правда, создать солидные запасы им все равно не удалось, поскольку государство тоже развернуло подготовку к войне и стало активно пополнять хранилища Комитета резервов. Кроме того, многие заводы, фабрики и прочие производства начали переводить на изготовление военной продукции. И к концу 1939 года дефицит всего и вся снова стал всеобщим. Той же зимой житель Киева Н. С. Ковалев писал председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову:

"Уважаемый Вячеслав Михайлович. Вопрос одежды у нас в Киеве чрезвычайно тяжелый. Позорные дела творятся. Многотысячные очереди к магазинам собираются за мануфактурой и готовой одеждой еще с вечера. Милиция выстраивает очереди где-нибудь за квартал в переулке, и потом "счастливцев" по 5-10 человек гуськом, один за другого в обхват (чтобы кто не проскочил без очереди), в окружении милиционеров, как арестантов, ведут к магазину. В этих условиях расцветает спекуляция жуткая, произвол милиционеров, и говорят, что не без взяток. Сердце сжимается от таких "порядков". Сколько недовольства и проклятий. Честный рабочий человек, если он даже крайне нуждается, не может купить себе белья, брюки и пр. самое необходимое, разве что у спекулянтов за удвоенную цену. Так дальше терпеть нельзя, это положение нужно изменить. Или, если есть, дать больше товаров в продажу, чтобы открыть несколько магазинов или установить какую-то норму или право на покупку товара всякому гражданину. Я считаю, что, когда ликвидировали карточную систему, имелось в виду, что будет лучше, а на практике с мануфактурой это не оправдывается. Ничего плохого, а наоборот, будет лучше от введения гос. регулирования в этом вопросе. Дорогой Вячеслав Михайлович! Убедительнейшая просьба разобраться с этим делом. Об этом вопят сотни тысяч граждан".

В других частях страны положение со снабжением выглядело еще плачевней. 7 февраля 1940 года руководители горплана г. Вольска писали своему депутату Верховного совета СССР зампреду Совнаркома СССР А. Я. Вышинскому:

"Создавшееся положение в области торговли хлебом в городе Вольске характеризуется целым рядом нетерпимых моментов, что вынуждает Горплан обратиться по этому вопросу к Вам, в интересах немедленного устранения политически вредных явлений. Общая картина торговли хлебом такая:

1. Как в городе, так и на заводах, в том числе и ведущих, т. е. на цемзаводах, большие очереди за хлебом. Практикующаяся в свое время так называемая живая очередь никем не регулируется, в силу чего население проявляет свою инициативу, вводя списки занимающих очередь. Чаще всего очередной номер пишется на руке. С целью гарантировать себя в получении хлеба (всему населению хлеба не достается) очереди устанавливаются с 2-3 часов ночи до момента открытия магазина, т. е. до 7-8 часов утра. Т. е. люди простаивают по 7-8 часов на 35-40-градусном морозе. Вместе с взрослым населением в очередях находятся и дети.

2. При явном недостатке хлеба в продаже находится до 50% высокосортного хлеба по цене 1 р. 50 к., 2 р. 70 к. и дороже за килограмм. Большая доля населения не имеет возможности приобретать этот хлеб, т. к. рабочий при среднемесячной зарплате в 200-250 рубл. и семье в 4-5 человек не покрывает расходы по покупке хлеба.

3. Все чаще в очередях создаются настолько серьезные неполадки, что приходится прибегать к содействию милиции.

4. Одновременно с резко ограниченным отпуском хлеба в торгующей сети отсутствует крупа, мука и другие виды продуктов питания. На колхозном рынке также нет в продаже ни муки, ни крупы. Понятно, что создавшиеся условия не могли не сказаться на настроении населения города".

Бериевский план


В НКВД СССР ясно понимали, что основная проблема, вызывавшая очереди и недовольство населения, заключалась в элементарном отсутствии товаров и продуктов в магазинах. 3 февраля 1940 года начальник Главного экономического управления НКВД СССР Б. З. Кобулов писал наркому торговли СССР А. В. Любимову:

"По сообщению УНКВД Рязанской области, в связи с низким урожаем за последние два года и сокращением фондов муки на январь месяц с. г. ощущается острый недостаток в снабжении населения хлебом. Январский план для Рязанской области утвержден в размере 16 тыс. тонн вместо отпущенных в ноябре мес. 23,6 тыс. тонн и в декабре — 17,5 тыс. тонн. В результате у магазинов создаются большие очереди, как в городе, так и в деревне. В Бельковском, Клепиковском и других районах области из-за недостачи хлеба, а главное, в результате неправильной организации торговли имеются случаи, когда ученики не посещают школы. В некоторых районах области имеются факты извращения принципов советской торговли. Парторг Межрайлесхоза Шелуховского района Пшеничкин установил норму отпуска хлеба в одни руки: лесорубам — 2,5 кг, а учителям — 700 гр. Парторг совхоза "Кирица" установил норму отпуска хлеба в одни руки: многосемейным — 2 кг, одиночкам — 1 кг. В совхозе им. Кагановича — 750 гр. на человека".

С помощью массовой вербовки агентов сотрудники ОБХСС пытались завести осведомителей во всех местах предполагаемых хищений

Но руководство страны увидело происходящее с совершенно другой стороны. Если продукты есть у спекулянтов, значит, они есть в системе торговли и пищевой промышленности в достаточном количестве. А не доходят до населения потому, что милиция плохо борется с расхитителями и подпольными торговцами. Нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия прореагировал без промедления. 13 марта 1940 года НКВД выпустил совершенно секретный приказ N00325 об укреплении отделов борьбы с хищениями социалистической собственности. В нем предписывалось увеличить штат этих милицейских подразделений, усилить отделения по борьбе со спекуляцией, а главное — создать обширную агентурно-осведомительскую сеть, которая позволяла бы выявлять и арестовывать расхитителей и спекулянтов.

А пока новая система заработает в полную мощь, Берия предложил еще несколько радикальных мер. Его сотрудники сообщали, что основная часть скупщиков запасается в Москве товарами для спекуляции по всему Союзу. Поэтому в столице в магазинах и появились огромные очереди. В качестве ответной меры Берия в июле 1940-го предложил ужесточить наказание за скупку и перепродажу товаров и продуктов. В его докладе в Совнарком СССР говорилось:

"Во исполнение постановления Совнаркома СССР о борьбе с очередями за промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР с января по июнь месяц 1940 года включительно проведена следующая работа:

По промтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности скупщиков — 947 человек; оштрафовано — 16 853 человека на общую сумму — 474 696 р. Кроме того, отобрано у них промышленных товаров на сумму 1 038 279 рублей.

По продтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности — 463 человека; задержано 50 809 человек, у которых отобрано продовольственных товаров 582 688 кг; из них оштрафовано — 38 962 человека на общую сумму — 626 556 рублей.

Во время войны в госпиталях не только лечились многочисленные раненые, но и обогащались отдельные работники

Из числа привлеченных к судебной ответственности за спекуляцию 1410 человек работники торговой сети составляют 184 человека. За это же время выслано в административном порядке из гор. Москвы 1220 человек нарушителей паспортного режима, задержанных в очередях. Для усиления борьбы со спекуляцией промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР считает необходимым дополнительно провести следующие мероприятия:

1. Лиц, задерживаемых органами милиции два и больше раз за скупку или перепродажу продовольственных и промышленных товаров в гор. Москве, арестовывать.

2. Аресту подвергать также лиц, прибывающих в гор. Москву из других городов и областей СССР, уличенных в скупке продовольственных и промышленных товаров в спекулятивных целях.

3. Арестовывать лиц, занимающихся скупкой и перепродажей промышленных и продовольственных товаров, прикрывающих свою спекулятивную деятельность работой в советских учреждениях и колхозах.

4. Дела на лиц, арестованных за скупку и перепродажу продовольственных и промышленных товаров, рассматривать на Особом Совещании НКВД СССР".

Охота на хищников


А вскоре, как говорилось в отчете за 1940 год начальника ОБХСС Главного управления милиции НКВД СССР майора милиции В. Я. Громилова, начали приносить результаты принятые меры по укреплению подразделений и созданию агентурной сети. К концу 1940-го численность борцов с расхитителями соцсобственности значительно выросла:

"Были значительно увеличены штаты почти всех периферийных аппаратов ОБХСС. Против 1939 года увеличение составило 30,7%. Во всех республиканских, краевых и областных аппаратах ОБХСС были введены специальные отделения по борьбе со спекуляцией".

Расширилась и агентурная сеть:

"В итоге в 1940 г. большинство органов милиции добились значительных результатов в деле перестройки агентурно-оперативной работы в соответствии с приказом НКВД СССР за N00325. В 1940 году агентурно-осведомительная сеть по борьбе с хищениями, спекуляцией и фальшивомонетчеством количественно и качественно значительно возросла, причем возросла она за счет первостепенных объектов: спекуляции, госторговли и потребкооперации, снабженческо-сбытовых организаций и т. д. Сейчас редкий аппарат ОБХСС не имеет квалифицированных агентов, чего не было до издания приказа НКВД за N00325. От балласта агентурно-осведомительная сеть в основном была очищена".

Многие искусные преступные схемы с участием милиции и ее агентуры начинались, как правило, с небольшого искушения

За год, как свидетельствовал отчет, службы ОБХСС завербовали 115 000 агентов, получавших задания милиции и проникавших в среду спекулянтов и расхитителей, и 61 100 осведомителей, сообщавших своему негласному руководству о том, что увидели и услышали. В итоге в агентурную сеть ОБХСС на 1 января 1941 года входило 173 900 агентов и 127 000 осведомителей.

"Как следствие этого,— говорилось в отчете Громилова,— значительно повысилась эффективность работы. Например: в 1940 г. (только по полученным Гл. Упр. Милиции спецсообщениям) вскрыто и ликвидировано по Союзу 2065 наиболее выдающихся хищнических, спекулятивных и фальшивомонетческих групп, по которым привлечено к ответственности 11 096 чел. и арестовано 7993 чел. В 1939 году не было вскрыто и половины этого количества".

Как отмечалось в отчете, усиление аппарата ОБХСС и рост сообщений от агентуры напугал расхитителей соцсобственности:

"В 1940 г. по всем государственным и кооперативным организациям резко снизились выявленные растраты и хищения".

Отчеты по отдельным видам деятельности ОБХСС должны были убедить руководство НКВД СССР в том, что ставка, сделанная на усиление агентуры, приносит отличные результаты. Как писал майор милиции Громилов, после того как прошли операции против скупщиков товаров, сотрудники магазинов изменили основные способы незаконного обогащения:

"Установлено, например, что наиболее распространенными и опасными видами хищений в этих организациях является сейчас обворовывание потребителей (обвешивание, обмеривание, пересортица и т. д.), на что в значительной мере переключились в своей деятельности преступные элементы. Целый ряд проведенных по этим преступлениям дел свидетельствует о серьезной пораженности ими торговых организаций. Например:

Гор. Москва. В филиале N1 Ленинского показательного универмага вскрыта и арестована группа хищников, занимавшаяся хищениями за счет обворовывания потребителей. Только по признанию участников группы ими похищено денег в сумме свыше 100 тыс. рублей. В действительности же размеры значительно большие, но они не поддались учету и выявлению.

Аналогичная группа в числе 25 чел. вскрыта и арестована в магазинах "Гастроном" гор. Москвы, в которых наряду с обворовыванием потребителей практиковалась система взяточничества. Размеры похищенного установлены также в сумме свыше 100 тыс. рублей.

Аналогичная же группа вскрыта и арестована в системе Мосплодоовощторга в числе 13 чел., расхитившая, по их признанию, до 500 тыс. рубл.

Сталинградск. обл. В ресторане "Прибой" г. Сталинграда арестована группа хищников в числе 9 чел., занимавшаяся наценками, обвешиванием и обсчетом потребителей. Размеры хищений определяются десятками тыс. рублей на каждого участника".

Особенностью, выявленной на предприятиях местной и пищевой промышленности, оказалось то, что никакие внутриведомственные проверки не выявляли или не хотели выявлять хищений:

"В 1940 г. органами милиции по снабженческо-сбытовым организациям вскрыто 538 наиболее выдающихся и характерных групп, по которым привлечено 3573 чел. и арестовано 2776 чел. против 268 таких же групп с 1866 чел. привлеченными и 953 чел. арестованными, вскрытых в 1939 году. Следствием по этим группам установлены размеры похищенного в сумме 27 870 тыс. рублей и изъято у участников групп 5277 тыс. рублей. Ни по каким учетным данным организаций расхищенные этими группами суммы не отражены. В Наркомате местной промышленности РСФСР, например, в 1940 г. выявленных растрат и хищений числится 98,7 тыс. рублей, а только по 26 вскрытым группам, о которых в Гл. Управление милиции поступили спецсообщения, размеры похищенного выражаются в сумме 275 тыс. рублей.

Об этом же свидетельствуют и конкретные дела, вскрытые в этих организациях. Наиболее выдающиеся из них следующие:

Гор. Москва. Городским аппаратом ОБХСС на мясокомбинате им. Микояна вскрыто 2 крупных и несколько мелких групп хищников, по которым привлечено, а часть уже осуждена, свыше 150 чел. Следствием установлено, что участниками этих групп на протяжении 1939-40 гг. расхищено 2400 тыс. рублей государственных средств. При арестах у отдельных хищников изъято наличных денег и ценностей 900 тыс. рублей.

Московская обл. Областным аппаратом ОБХСС и Павло-Посадским Горотделом милиции на П-Посадском хлебокомбинате вскрыта хищническая группа в числе 62 чел. Установлено, что группой в течение 1939-40 г. расхищено хлебных изделий на сумму 1062 т. р.

Грузинская ССР. Республиканским аппаратом ОБХСС в системе Пищепромсоюза вскрыты и ликвидированы две крупных хищнических группы, одна в числе 45 чел., другая 25 чел. Эти группы на протяжении длительного времени занимались организованными хищениями государственных средств. Следствием установлено, что этими группами расхищено до 1 милл. рублей.

Ярославская область. ОБХСС Управления милиции на базе Росглавжирмасло вскрыта и арестована многочисленная группа хищников, занимающаяся расхищением масла. Только в 1940 г. участниками группы расхищено 44 тонны растительного масла, 17 тонн олифы и других товаров на общую сумму 600 000 руб.".

Громилов отмечал, что в работе есть отдельные недостатки. Так, у оперативников ОБХСС не хватало опыта и, как говорилось в отчете, "оперативной смелости", чтобы вербовать серьезных, крупных спекулянтов и людей из среды самых отъявленных расхитителей. Но, как ожидалось, со временем придет опыт, и выявление преступников с помощью агентуры пойдет еще лучше. Но вскоре началась война.

Провальная мера


В 1944 году начальник ОБХСС ГУМ НКВД СССР Громилов, ставший к тому времени комиссаром милиции третьего ранга, подготовил отчет о деятельности своего ведомства за годы войны, где рассказывал о том, как вся работа, проделанная в предвоенный период, по сути, была сведена на нет. Агентов призывали в армию, и на поиск замены уходила масса времени и сил. Дополнительные трудности создавало и то, что предприятия и население эвакуировались, поэтому агентура в восточных районах страны оказалась практически утраченной.

Не менее важным, как констатировал Громилов, стало и то, что резко изменился характер подведомственных его сотрудникам преступлений:

"Совершенно изменился характер хищений. Если в довоенное время предметами преступного посягательства являлись в основном деньги, то в военное время — товары, главным образом продовольственные товары первой необходимости, а вырученные от реализации их деньги преступники стали превращать в золото, иностранную валюту, золотые изделия и другие ценности. В связи с этим широко распространилась скупка золота, драгоценностей и иностранной валюты, что, кстати, явилось одной из причин резкого увеличения деятельности валютчиков в военное время. Коренным образом видоизменились и сами хищения. Методы прямого расхищения товаров в основном сменились методами разбазаривания товаров. Самоснабжение, снабжение близких, знакомых, "по блату", снабжение по разного рода запискам и спискам с самого начала войны явилось наиболее распространенной формой расхищения товаров, в особенности в магазинах, в столовых, на базах и на пищевых предприятиях".

Кроме того, появились новые места массовых хищений. До войны никто не мог представить крупных хищений продовольствия в больницах. А после ее начала стали выявлять значительные недостачи продовольствия и медикаментов в госпиталях. Новыми объектами для ОБХСС оказались и создававшиеся в войну практически на всех более или менее крупных предприятиях ОРСы — отделы рабочего снабжения. Предназначались они для улучшения питания рабочих, но ввиду отсутствия учета и контроля превращались в центры хищения продуктов питания у простых тружеников.

На этом фоне, как писал Громилов, агентурный аппарат пришлось создавать вновь, почти с нуля. За 1942 год подразделения ОБХСС завербовали 64 683 агента и осведомителя, в 1943 году — 90 721. Однако многие агенты и осведомители выбраковывались за бесполезностью, многих переводили в другие места, и в итоге по состоянию на 1 июля 1944 года в агентурной сети состояло 132 769 человек.

Несмотря на значительное сокращение численности агентуры, удалось, как говорилось в отчете, добиться значительных результатов. Были выявлены группы, которые включали в списки людей, получавших продукты и товары по карточкам "мертвых душ", что приносило организаторам аферы огромные доходы. Подобную проверку провели и в 480 ОРСах. И в результате установили, что в них незаконно выделяются продукты на 134 232 человека.

Впечатляющей оказалась и проверка продовольственных складов всех ведомств, которую сотрудники ОБХСС начали с блокадного Ленинграда, а затем, пораженные масштабами хищений, провели и в других городах страны. В итоге на 1467 базах, складах и холодильниках обнаружили 804 641 килограмм излишков, недоданных потребителям и не числящихся в документах, а также выявили недостачу 476 143 килограммов продуктов, которые были похищены.

Агентура, как отмечал Громилов, помогла выявить десятки тысячи групп расхитителей. Так что важность ее дальнейшего использования не вызывала сомнений, и в послевоенный период ее снова принялись укреплять и расширять. Однако после войны отчетливо проявилась новая тенденция: агентов становилось все больше, но все больше становилось и преступлений. О численности агентуры говорилось в отчете ОБХСС за 1947 год:

"Агентурно-осведомительная сеть в 1947 году увеличилась и качество ее улучшилось. Так, если на 1 января 1947 года состояло в агентурно-осведомительной сети 308 579 человек, то на 1 января 1948 года состояло 338 858 человек, в том числе: 14 556 резидентов, 18 491 агентов и 306 812 осведомителей. Таким образом, агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 30 279 человек, или на 9,8%, в том числе на 2691 резидентов, 2436 агентов, 25 152 осведомителя. (В 1946 году агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 22 371 человека)".

Но число хищений и ценность похищенного выросли гораздо значительнее. К примеру, в потребительской кооперации, как говорилось в отчете, за первые девять месяцев 1946 года выявили хищений на 269,8 млн руб., а за тот же период 1947 года — на 342,7 млн руб., в ОРСах Министерства авиационной промышленности — на 2,2 млн и 3,7 млн соответственно, в кооперации инвалидов РСФСР — на 8,7 млн и 18 млн. Причем, как самокритично писали руководители ОБХСС, выявлялась лишь небольшая часть хищений разного рода:

"Однако официальные данные, как известно, не отражают действительного положения размеров хищений. Фактически размеры хищений больше, чем они выявлены, т. к. значительная часть их остается еще не выявленной. О значительном количестве не вскрытых хищений свидетельствует также большое число лиц, разрабатываемых органами милиции по подозрению в хищениях. На 1 января 1948 года таких лиц числилось в разработке 63 756 человек, в том числе по системе Министерства торговли 6542 человека, потребкооперации 6500 человек, Министерства пищевой промышленности 7312 человек, Министерства заготовок 6649 человек и т. д.".

Руководители БХСС считали, что у падения эффективности работы агентуры есть причины:

"Неудовлетворительное состояние агентурной разработки расхитителей соцсобственности, спекулянтов и взяточников объясняется прежде всего низкой квалификацией в ряде аппаратов оперативного состава, отсутствием надлежащего контроля за процессом разработки со стороны начальствующих лиц, слабым использованием агентурно-осведомительной сети, в особенности квалифицированной ее части, в разработке преступников из-за перегруженности многих оперативных работников непосредственной связью со значительным количеством осведомителей и отсутствием достаточного количества квалифицированной агентуры, а также и тем, что в ряде органов МВД со стороны министров, начальников УМВД и их заместителей по милиции работе ОБХСС не уделялось должного внимания и не осуществлялось с их стороны необходимого контроля. Неправильное отношение к работе ОБХСС, в частности, имело место в Тамбовской, Кемеровской, Орловской областях, Узбекской ССР и в ряде городов Украинской ССР и в целом ряде других, где оперативные работники ОБХСС часто использовались не по назначению".

Но вскоре ситуация начала проясняться. На рубеже 1950-х годов из прокуратуры и судов в милицию потоком пошли запросы о том, является тот или иной подследственный по делам о хищениях агентом ОБХСС. Как говорилось в протоколах допросов, они утверждали, что внедрялись в преступные группы по заданию своих оперативных руководителей и, чтобы не выдать себя, участвовали в хищениях. Милиция, как правило, отвечала, что такого агента и осведомителя за ними не числится, так что выяснить, что же происходило на самом деле, следователи и судьи попросту не могли. Оставалось только гадать, пытались ли агенты действительно внедриться в преступные группы или, пользуясь особым положением, активнее других торговых работников или специалистов общественного питания набивали себе карманы. В некоторых случаях выяснялось, что агенты-расхитители делились прибылью с оперативниками. А еще немного позднее, в середине 1950-х, стало появляться немало дел о сотрудниках ОБХСС, которые, говоря современным языком, "крышевали" колбасные, молочные заводы, рестораны, магазины и столовые, где затем выявлялись огромные хищения. Причем участники преступных групп числились их агентами.

Собственно, ожидать чего-либо другого могли только очень наивные люди. Когда распределение ресурсов, будь то буханки хлеба, батоны колбасы или бюджетные миллиарды, ведется в совершенно закрытом режиме, без общественного контроля, всегда найдутся те, кто будет перераспределять их в свою пользу. И никакая самая обширная и всепроникающая агентура не сможет этого изменить.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за са­моотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с дру­гими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.

СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: гг.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушен­ного войной народного хозяйства. На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта. Восстановление разрушенного требовало колоссальных денежных, мате­риальных и трудовых затрат, и государство, в меру своих возможностей, делало все чтобы восстановить разрушенные фабрики и заводы, жилье и другую инфра­структуру. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и раз­базаривания народного достояния, обеспечить сохранность всех восстановитель­ных ресурсов.

В числе первых информационно - поисковых систем можно назвать систему "ориентир", созданную в ОБХСС Волгоградской области и "Электрон"- в ОБХСС УВД Горьковской области, которые сразу же показали свою эффективность.

В 1977 году было принято новое "Положение об Управлении по борьбе с хи­щениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР", а затем «При­мерное положение об Управлении (отделе) БХСС МВД союзных и автономных рес­публик, УВД крайоблисполкомов». Эти документы укрепили правовое положение службы, более четко определили ее место и роль в системе органов внутренних дел, способствовали повышению ее авторитета, а в конечном итоге повлияли на повы­шение эффективности ее деятельности.

Комплекс осуществленных мероприятий с целью про­фессионального укрепления аппаратов БХСС, оснащения их новейшими техничес­кими средствами, разработке научно - обоснованных методик по оперативному обслуживанию отраслей народного хозяйства, позволили вывести их деятельность на качественно новый уровень.

Особенно активно аппараты БХСС проводили в жизнь установки руководства, когда страной был взят курс на коренную перестройку социально - экономической сферы нашего общества и когда особенно остро прозвучали требования о соблю­дении в обществе принципов социальной справедливости. Так, за годы общее количество выявленных аппаратами БХСС преступлений возросло на 23,3%. По сравнению с предыдущей пятилеткой хищений, совершенных в крупных и осо­бо крупных размерах, было раскрыто больше на 40%, на 32% больше разобла­чено замаскированных преступных групп, действовавших в различных отраслях и ведомствах (78 %). Количество уличенных взяточников возросло на 80%, а спеку­лянтов - на 30%. Важнейшими ориентирами для деятельности службы БХСС ста­ли положения Постановления ЦК КПСС от 2 июля 1984 года "О работе МВД СССР по улучшению деятельности службы БХСС" и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.01.01 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", в которых был дан анализ состояния борьбы с хищениями социалисти­ческой собственности и иными способами получения нетрудовых доходов и опре­делены основные задачи правоохранительных органов .

Первостепенными обязанностями службы БХСС, в соответствии с требования­ми указанных постановлений, оставались предупреждение хищений, расточитель­ства и бесхозяйственности.

В профилактической работе требовалось лучше использовать оперативные возможности по выявлению каналов и лазеек разворовывания народного добра, укрепить контакты с другими подразделениями и службами МВД, министерствами и ведомствами, совершенствовать взаимодействие с общественными формирова­ниями и трудовыми коллективами , нацеливать специальный аппарат на разложе­ние преступных групп. Выявлять ранее судимых, не имеющих права по решению судебных органов занимать руководящие и связанные с материальной ответствен­ностью должности.

Наряду с этим, главные усилия аппаратов БХСС должны были направляться на выявление и своевременное пресечение преступной деятельности крупных, глу­боко замаскированных групп расхитителей, взяточников и спекулянтов.

Как правило, крупные и особо крупные хищения в этот период совершались преступными группами, в состав которых входили опытные хозяйственные работ­ники. При этом преступными комбинациями зачастую охватывались смежные от­расли народного хозяйства. На таких предприятиях чаще всего умышленно запус­кался учет материальных ценностей, своевременных проверок сырья на складах и в производстве не осуществлялось, инвентаризации проводились формально. Огром­ный вред народному хозяйству нанесли антигосударственная практика приписок и умышленного искажения отчетности. Благодаря всем этим негативным явлениям стали возможными длящиеся продолжительное время махинации расхитителей и взяточников, проводящих незаконные сделки с хлопком в Узбекской ССР и других регионах страны. В результате в преступную сферу были вовлечены сотни людей, а ущерб, причиненный государству, исчислялся в миллионах рублей.

Особого внимания требовал к себе агропромышленный комплекс . Работникам аппарата БХСС приходилось осваивать все тонкости и детали нового экономико-правового механизма, полного хозрасчета в сельхозпроизводстве, коллективного подряда, нормативы связей с предприятиями переработки и торговли, закупок и заготовок продукции, чтобы со знанием дела предупреждать и устранять причины и условия злоупотреблений. Это особенно было важно в связи с предоставлением колхозам и совхозам права продавать до трети плановых закупок и всю сверхплано­вую продукцию потребкооперации на рынках.

Несмотря на предпринимаемые меры, на целом ряде объектов АПК действо­вали преступные группы. Так, в объединении "Воронежплодовощхоз" органами внутренних дел разоблачены 8 таких групп, длительное время занимавшихся хище­ниями. Ими причинен государству материальный ущерб на 150 тыс. рублей.

По-прежнему актуальными оставались задачи борьбы с расхитителями, про­никшими в сферу торговли. Только в 1985 году органами внутренних дел там было вскрыто более 20 тыс. хищений, у преступников изъято денег и ценностей на 22,5 млн. рублей. Разоблачены опасные группы в ряде торговых организаций Москвы, Ленинграда, Киева, Московской, Ростовской, Андижанской и ряда дру­гих областей.

Сложнейшей оставалась оперативная обстановка в системе бытового обслужива­ния населения и жилищно-коммунального хозяйства . Серьезную озабоченность, в частности, вызывало проникновение туда дельцов - предпринимателей, которые в обход закона открывали цеха по выпуску "левой" продукции, за взятки приобретали оборудование, сырье, материалы.

Наибольшая концентрация таких дельцов наблюдалась - в Грузии, Армении, Дагестане , Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском, Ставропольс­ком краях и ряде областей.

Серьезные злоупотребления сохранялись в легкой и местной промышленнос­ти. Здесь разбазаривалось большое количество шерсти, кожи других видов сырья, которые за взятки отпускались махинаторам, орудующим на объектах службы быта.

Заметно увеличилось количество преступлений, выявленных в сфере снабженческо-сбытовых организаций. Их работники, действуя в сговоре с дельцами - гаст­ролерами, подчас передавали им внефондовые оборудование и сырье, создавая тем самым возможность производить неучтенную продукцию и присваивать огромные денежные средства.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях маши­ностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расхо­дов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продук­ции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.



Просмотров