Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

В последнее время, когда особенно остро стоит проблема пиратства, многие обращаются к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, который неразрывно связан с понятием авторского и смежного права.

Что такое смежные права?

Смежными правами (или правами, смежными с авторскими) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства. Из определения с легкостью можно вычленить объекты смежного права (фонограммы, сообщения, записи и т. д.). Смежное право регулирует все ситуации, связанные с постановками, записями, передачами и исполнениями и охраняет интересы правообладателей.
Понятие смежного права находится в прямой зависимости с понятием авторского права и является одним из важнейших институтов интеллектуального права. Право интеллектуальной собственности состоит из 4 групп прав, к которым относятся авторское, смежное, патентное и средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции.

Выделяется три вида смежных прав:

  • права исполнителей;
  • права производителей фонограмм;
  • права организаций эфирного и кабельного вещания.

Исполнитель, изготовитель фонограммы или баз данных, организация кабельного или эфирного вещания, публикатор произведения науки, литературы или искусства называется лицензиаром. В соответствии с лицензионным договором лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Охрана смежных прав

Законодательство охраняет даже те звукозаписи, у которых нет исполнителя. Так, никто не имеет права без разрешения правообладателя копировать диск с записью пения птиц. Другим интересным примером охраны смежных прав является тот случай, когда создатель объекта интеллектуальной собственности уже умер. В данной ситуации обладателями смежного права будут являться исполнители его музыки, а также компания, выполнившая запись выступления. Очевидно, что никто не имеет права записывать концерт без разрешения исполнителей или перезаписывать диск.

Источники смежных прав

Источники смежных прав те же, что и у авторского права — это законы, подзаконные акты и локальные акты.
Стоит отметить, что смежные права охраняются не только в рамках определенной страны, но и международно. К источникам международного смежного права относятся «Римская конвенция» (Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания) от 26 октября 1961 года и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года. Данные источники обеспечивают минимальный уровень охраны смежных прав.
В Российской Федерации смежные права охраняются Гражданским кодексом. Часть 4, раздел VII, глава 69, статья 1242, а также глава 71 ГК РФ содержат необходимую информацию по данному вопросу.

Смежные права

Смежные права возникли параллельно с авторскими правами. Стоит признать, что индустрия записи исполнительского искусства приобрела коммерческий размах уже в первой половине XX в. Деятельность исполнителей, публикаторов, студий записи фонограмм выходила за сферу авторского права. И поэтому законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с авторским правом). В настоящее время сфера смежных прав регулируются международными соглашениями ВИОС, в частности «договор по исполнениям и фонограммам» подписанного в Женеве 20 декабря 1996 году, и другими международными нормативно-правовыми актами, а также законодательством каждого отдельного государства.

Источником смежного права в России является Глава 71. ГК РФ. Согласно, статье 1303, смежными правами признается права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав.

Смежные права являются одним из тех прав, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Телевизионные шоу, концерты, спектакли, фонограммы, радио вещания и самая обычная музыка, что играет в плеерах - охрана всего этого регулируется сферой смежных прав. Смежные права или права смежные с авторскими правами тесно связаны с авторскими правами, в частности с произведениями, которые стали всеобщим достоянием.

Статья 1304 ГК РФ устанавливает пять видов объектов смежных прав:

· исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров -- постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

· фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

· сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

· базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

· произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Субъектами или обладателями смежных прав являются: исполнители различных произведений; студии производители фонограмм; организация эфирного и кабельного вещания; публикаторы; изготовители базы данных.

В соответствии с «соглашениями по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» права исполнителей и производителей объектов смежных прав в частности фонограмм охраняется в течении, по меньшей мере 50 лет, а права организаций, по меньшей мере 20 лет. В российском законодательстве сроки действия исключительного права на такие объекты смежных прав, как фонограммы, исполнения и постановки действует в течении всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет от даты исполнения, записи или обнародования. Немного отличается сроки действия исключительных прав различных публикаторов и изготовителя программ для ЭВМ. В целом для публикаторов и публикаций необнародованных произведений защищается в течении 20 лет от даты обнародования, а программное обеспечение и базы данных защищается в течении 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. По истечению данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Как и объекты авторского права, смежные права имеют свой знак правовой охраны. Это значит любой исполнитель или изготовитель фонограмм вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который обычно помещается на соответствующих документах, на каждом экземпляре или на каждом футляре.

Например:

Sound recording copyright, 2009

При этом под экземпляром объекта смежных прав понимаются ее копия на любом материальном носителе.

интеллектуальный собственность патентный авторский

Вопрос 1. Субъектами смежных прав являются:

А. режиссеры и сценаристы

Б. исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания

В. только артисты-исполнители

Вопрос 2. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами может осуществляться в случаях:

А. прямо установленных законом

Б. определённых договором между правообладателями и пользователями

В. когда практическое осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно

Г. при любых видах использования произведений и объектов смежных прав.

Вопрос 3. Объектами смежных прав являются:

А. кинофильмы;

Б. фонограммы;

В. программы для ЭВМ.

Г. селекционные достижения.

Вопрос 4. Кто из указанных лиц является обладателем смежных прав:

А. композитор;

Б. издатель газеты или журнала;

В. артист-исполнитель.

Г. программист

Вопрос 5. Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (например, Российское авторское общество - РАО, Российское авторское общество КОПИРУС) создаются:

А. лицами, использующими большое количество произведений;

Г. коммерческими организациями.

Вопрос 6. Что делают организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами?

А. предоставляют лицензии (разрешения) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, собирают с пользователей вознаграждение и распределяют его между правообладателями;

Б. осуществляют использование произведений и фонограмм, полученных для управления на коллективной основе;

В. вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе;

Г. контролируют условия договоров, заключаемых обладателями авторских и смежных прав при осуществлении их имущественных прав.

К теме № 4. Патентное право.

Вопрос 1. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами патентных прав могут являться:

А. результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к промышленным образцам;


Б. устройство, способ, вещество, полезная модель и промышленный образец

В. устройство, способ, вещество, сорта растений и породы животных

Г. устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных

Вопрос 2. Критериями патентоспособности полезной модели являются :

А. новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

Б. новизна и промышленная применимость;

В. оригинальность;

Г. новизна, оригинальность, промышленная применимость

Вопрос 3. Можно ли сразу без подачи заявки на изобретение в Российское патентное ведомство подать международную заявку?

А. можно по истечении 6-ти месяцев с даты раскрытия информации

Б. можно по истечении 4-х месяцев с даты раскрытия информации

В. нельзя

Г. можно, испросив разрешение компетентных органов

Вопрос 4.

Каким образом осуществляется оспаривание выдачи патента на изобретение или свидетельства на товарный знак?

А. подача искового заявления в арбитражный суд

Б. подача жалобы в Федеральную службу по антимонопольной политике

В. подача возражения в Палату по патентным спорам

Г. подача заявления в Третейский суд при Торгово-промышленной Палате РФ

Вопрос 5. Можно ли получить на один и тот же объект?

А. патент на полезную модель и промышленный образец

Б. патент на изобретение и полезную модель

В. патент на изобретение и промышленный образец

Г. патент на промышленный образец и свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара

К теме № 5. Средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг

Вопрос 1. Что такое товарный знак?

А. зарегистрированное в установленном порядке словесное, графическое, звуковое, световое или объемное обозначение, а также иные обозначения или их комбинации;

Б. любой знак, нанесенный на товар или его упаковку;

В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений.

Г. обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

Вопрос 2. Кто может быть обладателем прав на товарный знак?

А. любое физическое или юридическое лицо;

Б. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или юридическое лиц;

В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений;

Г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Вопрос 3. Можно ли использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров?

А. Можно в условиях чрезвычайного положения;

Б. Нельзя;

В. Можно в исключительных случаях и лишь с согласия компетентного государственного органа;

Г. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Все слышали об авторских и смежных правах, но не каждый знает, что означают эти термины. Мы каждый день сталкиваемся с их объектами либо субъектами, но не задумываемся об этом. Возможно, у некоторых возникают смежные права, но он не знает что это и как это использовать.

Что такое смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Ст.1303 Гражданского кодекса РФ

Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом - объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.

Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.

В некоторых случаях звуки могут не быть произведениями, но могут защищаться законами о смежных правах. Например, шум прибоя или шелест листьев на деревьях. Причём исполнять такие звуки не нужно. Достаточно сделать звукозапись. Такая звукозапись тоже может защищаться законом.

Чем отличаются от авторских

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Ст.1255 Гражданского кодекса

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства и право автора на имя;
  • право на неприкосновенность и обнародование произведения.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
  • Соглашение ТРИПС;
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».

В 1961 году была создана Римская конвенция. Это первая конвенция, целью которой стала защита смежных прав на международном уровне. На тот момент смежные права не были признаны существенно-важными на мировом уровне, не в каждой стране был принят закон о смежных правах. И Римская конвенция пыталась вывести большинство государств на предложенный уровень. Поэтому чтобы вступить в неё, некоторым государствам пришлось принимать законы об авторских и смежных правах. Это было главным условием вступления в Римскую конвенцию. К настоящему времени в странах-участниках конвенции законы о защите смежных прав гипертрофировались. Нормы охраны смежного права, установленные конвенцией, превышены внутренними законами стран.

В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.

Что и кто является объектом или субъектом

Объектом смежного права становится воспроизведение уже существующего произведения. К объектам смежных прав относят:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижёров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включённой в аудиовизуальное произведение;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по её заказу за счёт её средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В зависимости от того, что стало объектом смежных прав, определяют их вид. Так, если объектов 5, то и видов пять. Это смежное право на исполнения, фонограммы, эфирное вещание, базы данных и произведения. Субъектом является тот, для кого наступил случай возникновения смежных прав и кто является правообладателем. К субъектам относятся:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Смежные права, данные исполнителям, оправданы. Некоторые произведения имеет историческую и значимую на мировом уровне, ценность. Например, старые произведения, на которых уже не распространяются авторские права. Например, переснятие старого чёрно-белого фильма. Авторство на фильм неактуально, спроса на его прокат тоже нет, а рейтинги с трансляции этого произведения падают. Единственный выход из этой ситуации - переснять фильм с использованием современных технологий и методов. Организации, которые занимаются записью исполнения, также заинтересованы в том, чтобы быть в зоне действия смежных прав. На запись и обработку тратятся ресурсы, как материальные, так и нематериальные. И, разумеется, любое неразрешённое правообладателем, использование записи несёт потери и её производителю. Например, бренд студии звукозаписи теряет в цене, а это немаловажно. Каждый производитель заинтересован в том, чтобы его товары и услуги не копировали, а покупали.

Примеры смежных прав

Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

Срок действия смежных прав

Срок рассматривается с разных точек зрения. Исполнитель, чьё смежное право нарушено, может выбрать наиболее «удобный» срок для обжалования несанкционированных действий. Например, если право было нарушено по истечении срока действия в своей стране, но по международному соглашению оно ещё не истекло.

Так, Римской конвенцией установлен 20-летний срок с момента возникновения смежного права. Эта конвенция предлагает самый короткий срок, в отличие от других норм законодательства. Внутри большинства государств, входящих в конвенцию, установлены законы, рассматривающие более длительный.

Соглашение ТРИПС предусматривает 50 лет законной охраны смежного права, возникшего вследствие записи исполнения, и 20 лет после выпуска эфирного вещания. Причём эти сроки начинают отчитываться не со дня возникновения права, а начиная с конца года, в котором оно возникло. Таким образом, если государство состоит в Римской конвенции, и законы, принятые в этом государстве, удовлетворяют требования конвенции, для вступления в Соглашение ТРИПС нужно увеличить срок таких прав на национальном уровне.

Срок для исключительных смежных прав

Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
  • на фонограмму действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

Ответственность за нарушение

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящих Кодексом, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Ст.1311 Гражданского кодекса РФ

Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовные санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:

  • в размере от 10000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.

Смежные права - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и их название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Охрана смежных прав предусмотрена как нормами законодательства РФ, так и международными нормами. Это обусловлено тем, что большинство случаев их незаконного использования выходит за рамки национальных границ. В 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г.). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к ней с 13 марта 1995 г.). Эта Конвенция развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в соответствии со ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» (от англ, phonorecord - звукозапись) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Как и в отношении других результатов интеллектуальной деятельности, в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда объекты смежных прав могут использоваться свободно, т. е. без получения согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. Обусловлено это необходимостью учета не только интересов их создателей, но и публичных интересов. В частности, к числу таких случаев можно отнести использование объектов смежных прав исключительно в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях, свободное публичное исполнение музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправдывающем характер такой церемонии), воспроизведение произведения для целей правоприменения, свободную запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Субъекты смежных прав обладают как личными неимущественными правами, так и исключительными правами, которые по своей природе являются имущественными. Исключительными указанные права называются потому, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без согласия правообладателя за исключением изъятий, установленных в законе. Кроме того, у субъекта смежных прав есть исключительное право по распоряжению ими.

Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания. Они различаются в зависимости от субъекта и объекта смежных прав.

Следует иметь в виду, что исключительное право на объект смежных прав (речь идет об исключительном праве на его использование) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ). При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее. Кроме того, субъект смежного права (лицензиар) может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

Поскольку ответственность за нарушение смежных прав по своей природе относится к гражданской (в особых случаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), в случае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданской ответственности - неустойки и возмещения убытков - применяется специальная ответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК РФ. Речь идет о так называемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Правообладатель объекта смежных прав освобождается от обязанности документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных указанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров или фонограмм влечет ее наступление.

Применяются также специальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальных прав всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числу таких форм относятся: ликвидация юридического лица на основании судебного решения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Кроме того, согласно ст. 1252 ГК РФ субъект смежных прав может предъявить требования о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.



Просмотров