Что включает в себя правовая система. Особенности правовой системы Российской Федерации

Понятие правовой системы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие правовой системы
Рубрика (тематическая категория) Государство

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития какой-либо страны.

Правовую систему крайне важно отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

1. Систему права.

2. Систему законодательства.

3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

4. Правовые понятия, принципы, символику.

5. Правовую политику, идеологию, культуру.

6. Юридическую практику.

Понятие правовая система позволяет охватить всœе правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. Сегодня существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.

Другой вариант ответа. Право как явление мировой культуры включает множество пра­вовых систем, которые отличаются большим разнообразием, специфи­кой, подчас уникальностью.

Подходы к понятию правовой системы . Существует два различ­ных понятия правовой системы:

Широкое.

В узком смысле под правовой системой принято понимать право опре­делœенного государства, терминологически обозначаемое как "нацио­нальная правовая система". Национальная правовая система - это кон­кретно-историческая совокупность права (законодательства), юриди­ческой практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

В широком значении понятие "правовая система" используется как собирательное понятие. Терминология здесь весьма разнообразна: "семья правовых систем (Р. Давид), "правовые круги" (К.О. Эберт и М. Рейнстайн), "форма правовых систем" (И. Саба), "структурная общность" (С.С. Алексеев). Наиболее распространен термин "правовая семья". Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделœен­ная на базе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Правовая система и право . Понятия "право" и "правовая систе­ма" - это часть и целое. В случае если под правом принято понимать система обще­обязательных юридических норм, установленных и обеспеченных го­сударством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действи­тельность. Правовая система отличается и от системы права. Система права - это строение права, выражающееся в разделœении единого пра­ва на взаимосвязанные отрасли права и институты. Правовая система -это более широкое понятие, охватывающее всœе правовые явления, и соответственно - это структура правовой реальности.

Понятие правовой системы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие правовой системы" 2017, 2018.

  • - Понятие правовой системы

    Соотношение системы объективного (позитивного) права и системы законодательства Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового... .


  • - Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности.

    В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т. д. В современном мире насчитывается около... .


  • - Понятие правовой системы

    Важнейшей категорией правоведения, характеризующей право, его действие во всей полноте, является категория «правовая система». Это широкая категория, объединяющая в своем содержании и право, как явление, и систему права, как его структуру, и формы права, и правовое... .


  • - Вопрос 79: Понятие правовой системы: основные элементы, виды.

    Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система характеризует всю... .


  • - Понятие правовой системы.

    Лекция № 3. Понятия правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии Правопорядокпредставляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. ... [читать подробнее] .


  • - Понятие правовой системы общества: элементы и основные черты.

    Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая... .


  • Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.

    Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).

    Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.

    В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.

    Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.

    Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

    • – романо-германская правовая семья;
    • – англо-саксонская правовая семья;
    • – религиозная (восточная) правовая семья;
    • – славянская (социалистическая) правовая семья;
    • – другие правовые семьи.

    Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.

    В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.

    Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.

    К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.

    В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.

    В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.

    Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.

    Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

    Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

    Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

    Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

    Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

    Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.

    В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

    Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

    Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?

    По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

    Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.

    Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.

    Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.

    В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

    Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

    1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,

    2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,

    3. проанализировать особенности правовой системы России.

    ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

    Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".

    Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

    Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :

    1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;

    2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);

    3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;

    4) судебная и иная юридическая практика;

    5) механизм правового регулирования;

    6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);

    7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;

    9) законность и правопорядок;

    10) правовая идеология;

    11) субъекты права;

    12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

    13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).

    Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]


    В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

    Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

    Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

    Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

    Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

    Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

    Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

    Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

    Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.

    Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .


    Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

    По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

    В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

    В современном мире обычно различают следующие правовые системы:

    1) национальные правовые системы;

    2) правовые семьи;

    3) группы правовых систем.

    Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

    Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.

    В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…

    В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:

    общего права; романо-германскую;

    обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);

    славянскую.

    Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.

    В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

    Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

    К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

    Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

    Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

    Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

    В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

    Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

    Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

    Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

    Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

    В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

    Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

    Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

    Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

    Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

    Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

    Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

    Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

    Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

    ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

    1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

    2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.

    Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

    Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

    Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

    Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

    Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

    Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

    Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.

    2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38

    3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

    4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

    5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.

    6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

    7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.

    8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001

    9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4

    10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005

    11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.

    12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

    13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.



    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.

    Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.

    Понятие правовой системы

    Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.

    Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.

    В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.

    Проблема понимания термина

    Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:

    1. Понятие и структура правовой системы основывается исключительно на позитивном праве – нормативных актах государства. Никаких других элементов больше не существует.
    2. Приверженцы второго подхода утверждают, что такая система включает в себя не только позитивное право, но ещё и некоторые элементы юридической действительности, например судебную практику или идеологию права.
    3. Некоторые учёные утверждают, что правовая система – это совокупность всех явлений юридической практики во всех её формах проявления.

    Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.

    Признаки правовой системы

    Выделяют следующие признаки правовой системы:

    1. По своей природе любая правовая система неоднородна. Что не позволяет выделить две идентичных структуры на сегодняшний день.
    2. Различие таких систем проявляется в функциональной направленности и степени авторитета права в государстве.
    3. Правовая система призвана удовлетворять основные общественные потребности или регулировать их надлежащим образом.
    4. Она координирует юридическую деятельность внутри государства.
    5. Юридические явления реализуются путём тесной взаимосвязи с правовой системой и на её основе.
    6. Правовая система – это единая, функциональная и структурированная совокупность элементов.

    Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.

    Элементы правовой системы

    Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:


    Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.

    Понятие правовой семьи

    Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина ("правовая семья" и "правовая система") объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения.
    Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.

    Классификация правовых семей

    На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:

    1. Романо-германская.
    2. Англосаксонская.
    3. Религиозная правовая семья.
    4. Социалистическая.
    5. Семья обычного права.

    Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.

    Правовая система общества

    Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений.
    Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология.
    Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.

    Правовая система и её роль в государстве

    Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.

    Вывод

    Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.

    Понятие и основные черты системы права.

    Система права и система законодательства. Материальное и

    процессуальное право, публичное и частное право.

    Отрасли российского права. Правовые системы современности.

    Понятие и основные черты системы права. Система права - .

    Система права характеризуется следующими чертами:

    а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

    б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

    в) объективностью строения;

    г) иерархичностью;

    д) непротиворечивостью.

    Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой.

    Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений.

    Единство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую, систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право.

    Эти основные ценности находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.

    Право - это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда).

    Нормы регулятивные , осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные охранительные отрасли (уголовное право) или охранительные институты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).

    Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, реализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы права, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.

    Связи управления определяются тем, что в праве заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизионных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворчества.

    Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям.

    Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

    Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.

    Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

    Отрасль права - это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

    Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права.

    Следовательно, отрасль права - часть системы права, а правовой институт - часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт - определенный вид отношений внутри данного рода.

    Наиболее крупные отрасли права могут включать подотрасли . Так наследственное, авторское право являются подотраслями гражданского права. С развитием общественных отношении, принятием соответствующих нормативно-правовых актов могут возникнуть определенные предпосылки для выделения подотрасли в отдельную самостоятельную отрасль права.

    Основаниями (критериями) деления права на отрасли являются:

    1) предмет правового регулирования;

    2) метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования - это общественные отношения, которые подлежат урегулированию нормами права. Это то, на что воздействуют нормы права, т.е. действия, деятельность, формирующие общественные отношения.

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических приемов и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

    К отличительным признакам, характеризующим метод правового регулирования относятся:

    * юридическое положение участников правоотношений, выраженное в их правоспособности, дееспособности, компетенции, характере и распределении их взаимных прав и обязанностей;

    * порядок и основания возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей, участников правоотношений;

    * виды и характер юридических последствий , наступающих за противоправное поведение, и порядок применения норм государственного принуждения.

    Выделяют следующие методы правового регулирования:

    1) императивный (авторитарный) - это метод, который носит властный характер и содержит предписания, обязательные для исполнения. В его основе лежат отношения господства и подчинения. Здесь необходима жёсткая регламентация поведения субъектов права, между которыми складываются отношения власти и подчинения.

    2) диспозитивный - свобода выбора варианта поведения. Он исходит из равного положения участников правоотношений. Здесь действует принцип «разрешено всё, что не запрещено». Правила взаимоотношений, их содержание устанавливают сами участники правоотношений;

    4) поощрительный -предусматривает меры поощрения за определенную социально полезную модель поведения.

    Выделяют также такие методы правового регулирования, как метод автономии и равенства сторон, методы убеждения и принуждения . Вместе с тем, в юридической литературе исследуются, в основном, императивный и диспозитивный методы правового регулирования

    В каждой отрасли права применяются различные методы правового регулирования, однако один из них будет доминирующим в зависимости от специфики общественных отношений, подлежащих урегулированию.

    Методы правового регулирования осуществляют своё воздействие с помощью трёх способовдозволения, властного обязывания и запрещения.

    Система права и система законодательства. Наряду с понятием «система права» существует такая категория, как «система законодательства». Система права и система законодательства - это не тождественные понятия, однако они отражают одно явление, именуемое правом.

    Система права - это его внутреннее строение, состоящее из правовых норм, объединяющихся в субинституты, институты, подотрасли, отрасли.

    Система законодательства - это упорядоченная совокупность действующих нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права . Законодательство служит внешней формой выражения права.

    Система права и система законодательства являются взаимосвязанными и взаимообусловленными категориями права. Однако, прежде всего, необходимо уяснить различие между этими понятиями.

    1. Система права складывается объективно , в соответствии со сложившимися в стране общественными отношениями; система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

    2. Структурными элементами системы права выступают правовые нормы, субинституты, институты, подотрасли, отрасли; система законодательства состоит в первую очередь из нормативно-правовых актов .

    3. Система права - это его внутреннее строение, отражающее его содержание; система законодательства является внешней формой права, определяющей структуру его источников.

    4. Система права имеет горизонтальную структуру по отраслям; система законодательства строится как по горизонтальному принципу (взаимосвязь между нормативно-правовыми актами), так и по вертикальному (построение системы нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой).

    5. Система права помимо нормативно-правовых актов выражается и в других источниках (правовые обычаи, судебные прецеденты, доктрина, и т.д.); система законодательства включает многие элементы, которые к системе права не относятся (программы, проекты, преамбулы, и т.д.).

    6. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства, т. е. система права первична , а система законодательства производна от неё.

    7. Система права делится на отрасли по таким критериям, как предмет и метод правового регулирования; система законодательства имеет отраслевое деление в зависимости от предмета правового регулирования, сферы государственной деятельности, функциональной роли, и т.д.

    Существуют следующие варианты соотношения отраслей системы права и отраслей системы законодательства:

    * отрасль права совпадает с отраслью законодательства (отрасли гражданского, уголовного, семейного, и т.д. права существуют наряду с гражданским, уголовным, семейным, и другими кодексами);

    * отрасль права существует при отсутствии отрасли законодательства (право социального обеспечения, и т.д.);

    * отрасль законодательства существует при отсутствии отрасли права (основы законодательства о нотариате, и т.д.);

    * комплексная отрасль законодательства существует наряду с комплексной отраслью права (например, нормы гражданского, финансового, административного, таможенного и т.д. законодательства образуют комплексную отрасль предпринимательского права, как в системе права, так и в системе законодательства).

    Несмотря на различия между системой права и системой законодательства, законодатель должен стремиться, чтобы система законодательства соответствовала системе права.

    Система права имеет деление не только по отраслевому признаку. Все отрасли права объединяются в более крупные образования.

    1. В зависимости от формы воздействия на общественные отношения:

    - материальное право;

    - процессуальное право.

    2. В зависимости от предмета и метода правового регулирования. субъектного состава

    - публичное право;

    - частное право.

    Материальное право включает в себя отрасли, правовые нормы которых непосредственно воздействуют на общественные отношения путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве.

    Процессуальное право создается как форма реализации материального права и включает в себя отрасли права, нормы которых регулируют организационно-процедурный порядок реализации и защиты материальных норм.

    Юридически значимой деятельностью являются действия уполномоченных органов, осуществляющих функции власти. Эта деятельность разнообразна по своему содержанию.

    Форма юридически значимой деятельности - одна из главных характеристик юридического процесса, которая определяется как «правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов». Правовая форма свойственна как любой разновидности юридической деятельности, так любому виду документа, принимаемого в результате данной деятельности.

    Таким образом, юридический процесс - это совокупность упорядоченных законом форм юридически значимой деятельности, результаты которой оформляются в официальных документах.

    В зависимости от характера деятельности можно выделить следующие виды юридического процесса:

    1) правотворческий;

    2) правоприменительный;

    3) правоохранительный.

    По отраслевому признаку выделяют следующие виды юридического процесса:

    1) гражданский процесс , который относится к отрасли гражданского процессуального права и регулирует порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнительного производства;

    2) уголовный процесс, относящийся к отрасли уголовно-процессуального права и регламентирующий деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании уголовных дел;

    3) арбитражный процесс , предусмотренный отраслью арбитражного процессуального права и направленный на регулирование отношений, складывающихся в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел;

    4) административный процесс , регулирование которого осуществляется нормами нескольких отраслей права, направлен на решение административных дел органами исполнительной и судебной власти, а также прокуратуры;

    5) конституционный процесс , основа которого заложена в нормах конституционного права, регулирует деятельность конституционных судов как органов конституционного контроля по рассмотрению подведомственных им дел, предусмотренных конституционным законодательством.

    К сфере материального права относятся такие отрасли, как конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, и т.д.

    В странах, правовые системы которых относятся к романо-repманской правовой семье, материальное право имеет доминирующее значение, особенности процессуального права определяются нормами материального права.

    Традиция деления права на частное и публичное восходит к римскому праву. Римский юрист Ульпиан писал: «Публичное право - то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении (см.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1, титул 1).

    Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное - общие, общегосударственные (публичные) интересы.

    Деление права на частное и публичное осуществляется на основе предмета и метода правового регулирования. Однако к существенным критериям относится также состав субъектов правового регулирования.

    Отрасли публичного права регулируют отношения, в которых одним из субъектов является государство. Соответственно в публичном праве выражается не частный интерес, а публичный, т.е. интересы государства и всего общества в целом.

    Система публичного права строится на принципах власти и подчинения, властных предписаний и т.п. Императивный метод является доминирующим в системе правового регулирования, основная часть правовых норм выступает в форме обязываний и запретов.

    Отрасли частного права регулируют отношения, в которых основными субъектами являются физические и юридические лица.

    Система частного права строится на принципах равенства и автономии участников правоотношений, свободы волеизъявления сторон и т.п.

    Соответственно нормы публичного права выражают и защищают частные интересы, а не публичные. Диспозитивный метод является доминирующим в системе правового регулирования.

    Отрасли российского права. В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

    Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные - материальными отраслями.

    Конституционное право - ведущая отрасль права. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу общественно-государственного строя.

    В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества (плюрализм форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т. д.

    Нормы конституционного права содержатся в конституциях и других законах (например, в законах об уполномоченном о правах человека, о конституционном суде и др.).

    Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

    Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т. д.

    В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля (ведомственного, различных инспекций и т.д.).

    Источниками административного права являются Основы административного законодательства, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, правительств республик, уставы, положения, приказы и инструкции министерств и ведомств и др.

    Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.

    К источникам гражданского права относятся: Основы гражданского законодательства, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы о собственности, о предприятиях ит.д.

    Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет права и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламентирует деятельность нотариальных и арбитражных органов.

    Источниками гражданско-процессуального права являются Основы гражданско-процессуального законодательства, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о нотариате и др.

    Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями.

    Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля и т. д.

    Особой отраслью права является международное право , которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Оно не входит в систему права ни одного государства.

    Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций.

    Соблюдение норм международного права обеспечивается государствами - участниками международно-правовых отношений.

    Этот перечень отраслей права, безусловно, не является исчерпывающим.

    Понятие правовой системы, её соотношение с «системой права». Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, соотношение его отраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система - более широкое понятие.

    Под правовой системой .

    Составляющими элементами правовой системы общества выступают разнообразные юридические явления, среди которых в первую очередь можно выделить:

    · юридическую практику;

    · правовую идеологию и правовую психологию;

    · правоотношения;

    · правовую культуру и правовое воспитание;

    · правовые акты нормативного и индивидуального характера;

    · механизм правового регулирования и т. д.

    Одновременно с понятием «правовая система » используется понятие «правовая семья ». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью:

    а) источников права;

    б) его структуры;

    в) исторического пути правового развития;

    г) понимания нормы права.

    Выделяются до десяти правовых семей : романо-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного, права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусского права, обычного (традиционного) права, дальневосточная, социалистическая . Есть авторы, выделяющие три (французский учёный Р. Давид) семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, а также восемь правовых семей .

    Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп правовых семей.

    Романо-германская правовая семья. Данная правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII - XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе, Северной Африке, Южной Америки, Японии, России и в некоторых других государствах.

    Особенности этой семьи состоят в следующем:

    1) основным источником права служит нормативный правовой акт - закон;

    2) существует единая иерархическая система источников права, во главе которой стоит конституция (основной закон) страны, документ высшей юридической силы, принимаемый обычно парламентом или всем народом на референдуме (либо издаваемый монархом);

    3) признается деление права на публичное (регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением власти, где одной из сторон правоотношения выступает государство) и частное (регулирует вопросы частной жизни граждан);

    4) преобладает законодательство кодифицированного характера. Публичное и частное право делятся на специализированные отрасли права (гражданское, уголовное, семейное, конституционное и т. д.), основные положения которых изложены в соответствующих кодексах);

    5) имеется общий понятийный фонд, т.е. сходство основных правовых понятий и категорий;

    6) сложилась относительно единая система общих правовых принципов, которые достаточно широко используются и показывают подчинение права велению справедливости;

    7) большое значение имеют подзаконные акты (указы, распоряжения, постановления, положения, инструкции и т. д.);

    8) главными творцами права являются законодатели, судьи же являются правоприменителями.

    Особенности семьи общего (прецедентного) права, или англосаксонской семьи. В настоящее время в неё входят правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран (36 государств – членов Британского Содружества).

    Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент , т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты обязательны при рассмотрении аналогичных дел.

    Таким образом, главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.

    Помимо особенностей, указанных выше, семье общего права присущи следующие:

    1) своеобразное понимание норм права, они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер;

    2) особая специфика структуры права: ей неизвестно деление права на публичное и частное. В структуре англосаксонского права выделяют:

    а) прецедентное право;

    б) право справедливости;

    в) статутное право, или право парламентского происхождения;

    Примечание: что касается права справедливости, то оно представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и, восполняя пробелы в общем праве, вносили коррективы в деятельность королевских судов

    3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

    4) автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

    5) некодифицированный характер законодательства.

    В структуре общего права можно выделить группу английского права (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия и др.) и право США , которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием, заключающимся в следующем:

    а) в наличии в США в отличие от Великобритании федеральной конституции;

    б) в дуализме правовой системы, так как наряду с прецедентным правом действует система законодательства;

    в) в существенной самостоятельности штатов в США: суды одного штата не должны обязательно ссылаться на судебные решения другого штата, они могут принять иные решения;

    г) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям;

    д) в кодифицированном характере законодательства штатов, вторые имеют свои кодексы;

    e) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов штатов.

    Особенности славянской правовой семьи. Эта правовая семья базируется главным образом на национально- культурных и географических особенностях славянской цивилизации.

    Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

    а) самобытностью государственности . Как известно, восточные и южные славяне уже в VI - Х1 вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, отношением к государственной власти, формами ее организации;

    6) особыми условиями экономической жизни , где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма;

    в) тесной связью государства и права с православной ветвью христианства , что значительно сказывается на духовной жизниславянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

    г) тем, что, восходя корнями к Византийской империи, славянская правовая семья через Константинополь унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права , а позднее рецептировала германское право. Поэтому потехнико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

    Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе.

    Мусульманская правовая семья. Мусульманское (шариатское) право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов, понятий и т.д.

    Оно включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

    Особенности мусульманской правовой семьи состоят в следующем:

    1) норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения эти правила не подлежат изменению, но нуждаются в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки;

    2) выделяются четыре главных источника мусульманского права:

    а) Коран - священная книга мусульман, где собраны изречения и проповеди пророка Мухаммеда. Она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь незначительно затрагивает вопросы правовых отношений мусульман;

    б) Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне доминируют нравственно-религиозные положения;

    в) иджма - согласие исламского сообщества об обязанности мусульманина. Правовые нормы трех первых источников в совокупности образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права;

    г) фетва - толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и духовными деятелями.

    Существует также принцип права кияс (кийяс) - суждение по аналогии, применение к новым сходным случаям правил, установленных шариатом, т.е. Кораном, Сунной и иджмой.

    К второстепенным источникам относятся закон, который может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай);

    3) в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период в качестве основных отраслей выделяются уголовное, судебное, семейное права.

    Мусульманское право различает наказания, установленные законом (за воровство, убийство, прелюбодеяние и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

    Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Судан и др.

    Особенности семьи обычного (традиционного) права. Эта семья включает страны Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Малави, Мадагаскар, Сенегал, Того и др.

    Для данной правовой семьи характерно регулирование жизни обычаями (адатом). Поэтому эту правовую семью ещё называют адатной.

    Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имеет свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю - добровольное из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил, так как нарушение обычая может повлечь их негативную реакцию.

    Другая особенность обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не право отдельной личности.

    Еще одна особенность традиционного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц.

    Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права (семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности).

    В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право.

    Дальневосточная правовая семья характерна следующими чертами:

    1) отрицательное отношение к праву вообще;

    2) господство идеи примирения спорящих сторон - конфликты предпочитают решать внесудебным путем, и даже судебные дела завершаются чаще всего примирением участников спора;

    3) традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми;

    4) модернизация правовой системы после Второй мировой войны.

    Семья социалистического права. Ее отличительные особенности состоят в том, что она:

    а) является идеологизированным типом права;

    б) носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства;

    в) придерживается узко нормативного понимания права, отождествляющего право и закон, исходящий исключительно от государства;

    г) считает основным источником права нормативные правовые акты;

    д) использует главным образом запреты и обязанности для регулирования общественных отношений, а ее нормативно-правовые предписания и установления имеют императивный характер;

    е) отрицает судебный прецедент как источник права, не признает деления права на частное и публичное, в стране отсутствует конституционный контроль;

    ж) провозглашает приоритет государственных интересов перед личными;

    з) основывается на централизации в регламентировании договорных отношений, нормировании трудовой деятельности и распределении социальных благ;

    и) отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей.

    В настоящее время к социалистической правовой семье могут быть отнесены: Китай, Куба, Вьетнам, Северная Корея, Лаос.

    Таким образом , система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой .

    Под правовой системой понимается конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики господствующей в данном государстве правовой идеологии .

    Контрольные вопросы:

    1. Дайте определение понятия «система права». Охарактеризуйте структурные элементы системы права. Что выступает первичным элементом системы права?

    2. Какие существуют критерии деления права на отрасли?

    3. Что представляет собой предмет правового регулирования? Какие существуют методы правового регулирования?

    4. Дайте определение понятия «система законодательства». Выявите различие между понятиями «система права» и «система законодательства». Какие существуют варианты соотношения отраслей системы права и отраслей системы законодательства? Определите взаимосвязь и взаимообусловленность системы права и системы законодательства.

    5. По каким критериям отрасли права объединяются в более крупные образования: материальное и процессуальное право, публичное и частное право?

    6. Дайте характеристику материального и процессуального права.

    7. Что представляют собой сферы публичного и частного права?

    8. Что представляет собой юридический процесс? Какие существуют виды юридического процесса? Дайте характеристику видов юридического процесса по отраслевому признаку.

    9. Какие отрасли в системе российского права относятся к сфере процессуального права?

    10. Какие в настоящее время сформировались новые отрасли системы российского права?

    11. Что представляет собой понятие «правовая система»? Назовите структурные элементы правовой системы общества. Классифицируйте правовые системы. Дайте им характеристику.

    Список литературы :

    1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб (для юрид. вузов) – М., Омега – Л, 2007. С. 433 – 450.

    2. Головистикова Е.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. - М., Изд-во Эксмо, 2005. С. 487 – 513.

    3. Масюкевич О.П. Теория государства и права. – М., 2002. С. 200 - 214.

    4. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 372 - 391.

    5. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М: Юрайт-Издат, 2005. С. 354 - 373.

    6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 324 - 363.

    7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. С. 289 - 305.


    Похожая информация.




    Просмотров