Большая энциклопедия нефти и газа. Процесс стандартизации работы в организации: как и зачем

Cтраница 1


Стандартизация документов - установление стандартных размеров определенных бухгалтерских документов, применяемых в различных предприятиях и организациях.  

Стандартизация документов - это установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы. Кроме того, стандартизация облегчает бухгалтерскую обработку документов, использование электронно-вычислительных машин и хранение документов в архиве.  

Комплексность стандартизации документов является конкретным применением известного принципа теории познания - принципа всеобщей связи и взаимообусловленности. Важнейшим направлением комплексной стандартизации документов является их увязка с разрабатываемыми ОК ТЭИ. Увязку форм документов и ОК ТЭИ целесообразно проводить в следующих направлениях: 1) приведение в соответствие терминологии реквизитов документов с наименованиями понятий в ОК ТЭИ; 2) учет значности кодов понятий ОК ТЭИ при расчете площадей, потребных для размещения отдельных реквизитов или их групп.  

Под стандартизацией документов понимается установление единых норм и требований, предъявляемых к документам.  

Унификация и стандартизация документов обеспечивают рост производительности труда и снижение себестоимости работ, как правило, в больших размерах, чем за счет совершенствования технических средств. К тому же цикл разработки и организации серийного выпуска технических средств требует большего времени, чем унификация и стандартизация документов, поэтому их проведение не должно отставать от совершенствования технических средств.  

Значительный опыт стандартизации документов имеется и за рубежом. Стандартизацию документов в течение длительного времени проводили и проводят национальные организации по стандартизации ряда стран, а также различные международные организации.  

Необходимость унификации и стандартизации документов возникла в последние 10 - 15 лет в связи с резким возрастанием количества документальных материалов, используемых в управлении народным хозяйством.  

Широко применяется также стандартизация документов. Стандартизацией документов является установление одинаковых стандартных размеров бланков для однотипных документов. Стандартизация документов также возложена на ЦСУ СССР. У нас существуют определенные стандарты (форматы) для печатания документов.  

Значительный эффект дает стандартизация документов в социалистических странах. Так, ЧССР явилась первой страной, где унифицированные внешнеторговые документы были введены во всех объединениях внешней торговли. В ПНР унифицированные внешнеторговые документы применяются не только при экспорте, но и при импорте товаров.  

Результаты унификации и стандартизации документов позволяют повысить производительность труда на различных этапах технологического процесса работы с документами. Унификация и стандартизация полезны и при традиционных, ручных способах работы с документацией, но их эффективность возрастает по мере механизации и автоматизации технологического процесса.  

Эффективность унификации и стандартизации документов проявляется в следующих основных направлениях.  

История унификации и стандартизации документов в СССР (1917 - 1970 гг): Автореф.  

Впервые разработан метод стандартизации документов на основе оптимизации параметров их форм. В отличие от проводившейся прежде стандартизации практически сложившихся форм документов поставлена задача их оптимизации по критерию минимальных приведенных затрат на стандартизацию форм, изготовление и обработку документов. Показано, что эта оптимизация одновременно приводит и к оптимизации по критерию минимальных затрат времени на работу с документами. Установлен перечень параметров и характеристик документов и правил их оформления, которые целесообразно оптимизировать. Предложенный метод предусматривает изолированное определение отдельных параметров с Дальнейшим их использованием в качестве ограничений при совместном определении группы других параметров документов и технических средств.  

Проводя унификацию и стандартизацию документов в рассмотренных выше направлениях, необходимо, в зависимости от конкретных условий, применять рассмотренные принципы в разной степени, что определяется методами унификации и стандартизации документов. Однако прежде чем перейти к рассмотрению этих методов, необходимо более подробно остановиться на одном из важнейших элементов комплексной стандартизации - взаимосвязи средств организационной и вычислительной техники с формами управленческих документов и рассмотреть модели построения управленческих документов как основу методов их унификации и стандартизации.  

Проводя унификацию и стандартизацию документов, необходимо в зависимости от конкретных условий применять рассмотренные принципы этой деятельности в разной степени, что определяется методами унификации и стандартизации документов.  

Основными направлениями в совершенствовании государственной системы документационного обеспечения управления являются унификация и стандартизация. Унификация и стандартизация способствуют рационализации управленческой деятельности, придавая ей более организованный и упорядоченный характер.

Унификация - это установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых в процессе осуществления однотипных управленческих функций и задач, операций по их обработке, учету и хранению. Унификация проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники. Организационное и методическое руководство унификацией и стандартизацией документов, координацию соответствующих работ и контроль осуществляет Росстат. Унификация управленческих документов предполагает унификацию состава документов, создаваемых при решении управленческих задач, и унификацию форм документов.

Унификация состава документов организации - это отбор и закрепление комплекса документов, необходимых и достаточных для решения управленческих задач (в результате состав документов организации может быть значительно сокращен).

Унификация форм документов - это отбор и закрепление в унифицированных формах документов информационных показателей и реквизитов, соответствующих назначению документов, и установление единых требований к их составлению и оформлению. Результаты унификации состава документов получают закрепление в Табеле форм документов, а результаты унификации форм документов - в Альбомах форм документов, применяемых в деятельности организации.

Примерный Табель форм документов - это перечень разрешенных к применению унифицированных форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управления, с характеристикой их юридического статуса, этапов подготовки и прохождения. В текущей деятельности организаций Табель выполняет функцию справочника, используемого организацией для документирования управленческой деятельности, и позволяющего осуществлять оперативный поиск необходимых форм документов с указанием всех или основных этапов их подготовки и оформления.

Альбомы форм документов содержат унифицированные формы документов, включенные в Табель, и закрепляют результаты проведенной унификации, состава и форм документов организации по функциям управления. Общегосударственные унифицированные формы документов разрабатываются с учетом возможностей их компьютерной обработки. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, на предприятиях независимо от их подчиненности и формы собственности. Унификация обычно проводится как предварительный этап стандартизации, но может быть и самостоятельным видом деятельности.


Стандартизация - возведение в юридическую норму основных правил и требований к разработке и оформлению управленческих документов. Благодаря стандартизации огромная масса документов создается по одним и тем же правилам, быстрее и легче воспринимается получателями. Процесс стандартизации осуществляется путем разработки и утверждения стандартов.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный признанным органом (или предприятием), устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандарт - нормативный документ, представляющий собой образец, эталон (модель).

Существуют следующие виды стандартов :

1. ГОСТы - государственные стандарты.

2. ОСТы - отраслевые стандарты.

3. СТП - стандарты предприятий, учреждений, организаций и др.

Стандарты разрабатываются и утверждаются Госстандартом России.

Для документационного обеспечения управления наибольший интерес представляют стандарты:

1. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Документ возник, прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу.

ГОСТ Р 51141-98 дает нам такое определение:

Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В ГОСТ ИСО 15489-1-2007

Документ определяется как зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

Сущность, признаки и свойства документа

Как видно из определений, все они подчеркивают информационную сущность документа .

Новый Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Носитель документированной информации материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

Как носитель информации , документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда, так как принятое решение записывается, закрепляется в документе.

Внешние признаки документа — признаки, отражающие форму и размер документа, носитель информации, способ записи, элементы оформления.

Юридическая сила документа — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Реквизиты документа

Сам документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами. Поскольку появляется профессиональный термин реквизит , раскроем его содержание.

В ГОСТ 351141-98 на термины и определения реквизитом документа называется «обязательный элемент оформления официального документа».

Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа, способом документирования.

Многие документы имеют строго ограниченное число реквизитов. Отсутствие или неправильное указание какого-либо реквизита в служебном документе делает документ недействительным.

Формуляр документа

Совокупность реквизитов, из которых состоит документ, называется формуляром документа. Формуляр, характерный для конкретного вида документа, например приказа, акта, называется типовым формуляром. Типовой формуляр характеризуется определенным количеством реквизитов, расположенных в строгой последовательности. Например, в формуляр заявления входят следующие реквизиты: адресат, автор, указание вида документа, текст, подпись, дата.

Один документ — это единичный акт документирования. Но деятельность учреждения оформляется и отражается совокупностью целого ряда определенным образом взаимодействующих документов, обычно соответствующих функциям управления. «Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению» составляет систему документации.

Классификация документов

Все многообразие документов, обслуживающих сферу управления, можно классифицировать по различным основаниям.

Виды документов по происхождению:
  • личного происхождения;
  • официальные.

Документ личного происхождения — документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.

Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются в частной жизни человека, вне сферы служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.

Официальный документ — документ, созданный или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.

Среди официальных документов выделяют группу личных — это документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство), специальность, образование (диплом, аттестат), трудовой стаж (трудовая книжка) и др.

Делопроизводственные службы, как правило, работают с официальными документами, подавляющее большинство которых составляют управленческие документы. Управленческие документы создаются для реализации управленческих функций, таких как планирование, прогнозирование, финансирование, учет, контроль, снабжение и др.

Служебный документ — официальный документ, используемый в текущей деятельности .

Виды документов по способу документирования (способу записи информации или создания документа):
  • Письменный документ — текстовый документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.
  • Текстовый документ — документ, содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.
  • Рукописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки.
  • Машинописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами.
  • Электронный документ — созданный и читаемый с помощью компьютерной техники.
  • Изобразительный документ — документ, содержащий информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта.
  • Фотодокумент — изобразительный документ, созданный фотографическим способом.
  • Фонодокумент — документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи.
  • Кинодокумент - изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом.
  • Документ на машинном носителе — документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной.
  • Видеограмма документа — изображение документа на экране электронно-лучевой трубки.

В управленческой деятельности любой организации присутствуют письменные (текстовые) документы, созданные рукописным, машинописным способом, а также электронные документы. Делопроизводственные службы заняты обработкой и именно таких документов. Если в деятельности организации используются иные документы (например, фотодокументы или графические документы), их созданием и обработкой занимаются специализированные подразделения.

Беловой документ — рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений.

Черновой документ — рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом.

Виды документов в зависимости от отношения к аппарату управления:
  • входящие (поступившие в организацию);
  • исходящие (отправляемые из организации);
  • внутренние (создаваемые в данной организации и используемые во внутренних связях).
  • Совокупность этих документов образует организации.
Виды документов по числу затронутых вопросов:
  • простые;
  • сложные.

Простые документы (например, письма, заявления) содержат изложение одного вопроса. Сложные документы включают несколько вопросов, они могут касаться нескольких должностных лиц, структурных подразделений, учреждений (например, постановления, решения, регламенты, инструкции).

По ограничению доступа документы разделяются на:

Секретные документы снабжаются особой пометкой и грифом секретности. Использование таких документов и работа с ними осуществляются по особой технологии и требуют специального разрешения. Документы для служебного пользования, содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения. Такие документы помечаются грифом «Для служебного пользования».

Виды документов по способу изложения текста:
  • индивидуальные;
  • трафаретные;
  • типовые.

В индивидуальных документах содержание излагается в виде связанного текста. Составитель (исполнитель) индивидуального документа готовит оригинальный текст, посвященный одному (или нескольким) вопросу, для выполнения конкретной управленческой задачи. Эти документы представляют собой традиционный литературный текст.

В трафаретных документах структура изложения текста формализована, в них используются заранее подготовленные стандартные фразы или отдельные части постоянно повторяющегося текста и пропуски для заполнения переменной информации. Наиболее известным видом таких документов является анкета или справка. Такие документы, как правило, напечатаны на бланке, содержащем постоянную информацию, а переменная вписывается от руки. Вариант использования трафаретных текстов — введение их в память компьютера (шаблон текстовых редакторов).

Типовые документы используются для документирования однотипных (повторяющихся) ситуаций, они составляются на основе образца (например, типовые письма, инструкции, договоры и др.). В документоведении метод типизации используется для создания типовых форм документов и текстов, т.е. образцов или эталонов, на основе которых создаются конкретные документы. Тйповой текст — текст-образец, на основе которого создаются в последующем тексты аналогичного содержания.

Постепени подлинности документы делятся на:
  • подлинники (оригиналы);
  • копии;
  • дубликаты.

Подлинник официального документа (оригинал) — первый (или единственный) экземпляр документа, обладающий . Подлинник удостоверяет собственноручная подпись должностного лица, гриф утверждения, оттиск печати, регистрационный индекс. Подлинник обязательно содержит сведения, подтверждающие его достоверность (об авторе, времени и месте создания).

Подлинный документ — документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа — первый или единичный экземпляр официального документа

Дубликат документа — повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу

Копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы

Заверенная копия документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу

Дублетный документ — один из экземпляров копии документа. Дубликат — копия официального документа, имеющая юридическую силу подлинника и сопровождаемая отметкой «Дубликат».

;
  • электронные сообщения.
  • а) монастыри ; б) архивы; в) княжеские палаты; г) царский дворец.

    2. Как назывались первые государственные учреждения?

    а) департаменты; б) княжества; в) приказы ; г) монастыри.

    3. Какие реквизиты относятся к юридически значимым?

    а) дата, регистрационный номер документа ;

    б) заголовок к тексту, отметка об исполнителе;

    в) резолюция, отметка о наличии приложений.

    4. Делопроизводство - это:

    а) движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения;

    б) отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами ;

    в) запись информации на различных носителях по установленным правилам.

    5. По способу документирования различают документы:

    а) трафаретные;

    б) рукописные письменные ;

    в) формализованные.

    6. Для чего проводится унификация документов?

    а) для документирования управленческой деятельности ;

    б) для организации работы с документами;

    в) для снижения количества применяемых документов, снижения трудоемкости их обработки.

    7. Расположение реквизитов на бланке документа определяется:

    а) составителем документа;

    б) правилами унификации документов;

    в) государственным стандартом.

    8. Реквизит документа - это:

    а) стандартный лист бумаги, на котором отображена постоянная информация и отведено определенное место для переменной;

    б) совокупность расположенных в определенной последовательности записей, присущих определенным видам документов;

    в) обязательный элемент официального документа .

    9. Реквизит «Наименование вида документа»:

    а) позволяет судить о назначение документа, определяет состав реквизитов и структуру текста ;

    б) позволяет судить о названии организации - автора документа;

    в) придает содержанию документа нормативный или правовой характер.

    10. Регистрационный номер документа - это:

    а) дата его подписания или утверждения;

    б) условное обозначение документа, под которым он введен в информационно-поисковую систему организации ;

    в) отметка для автоматического поиска документа (может включать имя диска, директории и файла, содержащего данный документ).

    11. В каком случае правильно оформлен реквизит «Адресат»?

    а) Директору школы № 269

    Ивановой Тамаре Петровне

    б) Директору школы № 269

    Ивановой Т. П.

    в) 129128, Москва, ул. Ростокинская, 7

    Директору школы № 269 г-же Ивановой Т. П.

    г) Директору Московской школы № 269

    Т. П. Ивановой

    12. План работы колледжа на 2001/02 учебный год утвержден решением педагогического совета. В каком случае правильно оформ­лен реквизит «Гриф утверждения документа»?

    а) УТВЕРЖДАЮ

    Решение педагогического совета

    от 12.08.2006 г. № 14

    б) УТВЕРЖДЕН

    Решением педагогического совета

    от 12.08.2006 № 14

    в) УТВЕРЖДЕН

    Решением педагогического совета

    от 12.08.2006 г. № 14

    13. Реквизит «Заголовок к тексту»:

    а) отражает краткое содержание документа;

    б) позволяет судить о назначении документа, определяет состав реквизитов и структуру текста;

    в) необходим для оперативной связи с тем, кто составил документ.

    14. В каком месте документа проставляется реквизит «Отметка о контроле»?

    а) на левом поле документа, напротив реквизита «Справочные данные об организации»;

    б) в верхнем правом углу первого листа документа;

    в) в нижнем правом углу первого листа документа.

    15. Реквизит «Гриф согласования» оформляют следующим образом:

    а) СОГЛАСОВАНО

    Протоколом заседания

    правления страховой компании «Планета»

    от 21.06.2006 № 10

    б) ________________Н. И. Орлов

    (подпись)

    в) Начальник юридического отдела

    Г. И. Сидоров

    16. Реквизит «Визы согласования»:

    а) служит для оформления внешнего согласования с конкретным должностным лицом или коллегиальным органом;

    б) придает содержанию официального документа нормативный или правовой характер;

    в) используется для внутреннего согласования проектов документов и при ознакомлении с каким-либо документом как письменное подтверждение факта ознакомления .

    17. Для документа, подлинник которого остается в организации, визы проставляются:

    а) ниже подписи руководителя, подписавшего документ;

    б) в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа ;

    г) на оборотной стороне первого листа документа.

    18. В каком случае правильно оформлен реквизит «Отметка о наличии приложения», если в тексте сопроводительного письма не упоминалось о приложении?

    а) Приложение:

    1. Справка о согласовании проекта на 4 л. в 1 экз.;

    2. Отзыв по проекту на 2 л. в 1 экз.

    б) Приложение: на 6 л. в 1 экз.

    19. Реквизит «Отметка об исполнителе»:

    а) необходим для оперативной связи с тем, кто составил документ;

    б) является одним из основных способов удостоверения документа;

    в) фиксирует указания руководителя по поводу исполнения документа.

    20. В каком случае правильно оформлен реквизит «Подпись» на бланке документа?

    а) Ректор академии В. А. Петрова

    б) Ректор академии Петрова В. А.

    в) Ректор Сибирской академии

    государственной службы В. А. Петрова

    21. В отсутствие руководителя А. И. Петрова документ подписал его заместитель Сидоров, исполняющий обязанности руководителя. Укажите правильный вариант:

    а) За Директор ____________________________ А. И. Петров

    (подпись Сидорова)

    б) Директор ______________________________ А. И. Петров

    (подпись Сидорова)

    в) И. о. директора ________________________ Г. В. Сидоров

    (подпись Сидорова)

    22. Датой протокола является:

    а) дата подписания протокола;

    б) дата проведения заседания;

    в) дата регистрации протокола.

    23. Приказ создается для:

    а) подтверждения установленных фактов, событий, действий;

    б) решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом;

    в) отражения условий трудовых взаимоотношений сотрудника с администрацией.

    24. В каком случае правильно оформлен реквизит «Отметка о заверении копии»?

    Инспектор отдела кадров Подпись И. И. Петрова

    в) Верно

    Инспектор отдела кадров Подпись И. И. Петрова

    16.03.2006

    25. Виза юриста на приказе:

    а) означает внутреннее согласование, подтверждающее, что приказ не противоречит закону;

    б) это обязательный реквизит приказа, придающий ему юридическую силу.

    26. Когда управленческое действие предполагает конкретного исполнителя, то пункты распорядительной части приказа должны начинаться:

    а) с указания фамилии и инициалов исполнителя;

    б) с указания поручения;

    в) с указания должности и фамилии с инициалами исполнителя.

    27. Протокол - это:

    а) письменное соглашение сторон, определяющее условия каких-либо отношений;

    в) документ, содержащий описание производственной деятельности организации;

    г) документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собрании, заседании.

    28. Протоколы нумеруются порядковыми номерами:

    а) в пределах всего времени существования организации;

    б) в пределах календарного года;

    в) в пределах пяти лет.

    29. Вопросы повестки дня располагаются:

    а) по времени, которое предполагается затратить на обсуждение каждого вопроса;

    б) в любом порядке;

    в) по степени важности обсуждаемых вопросов.

    30. Документы, составляемые комиссией, подписываются:

    а) руководителем организации;

    б) председателем комиссии;

    в) председателем и членами комиссии;

    г) председателем комиссии и секретарем.

    31. Акт - это:

    а) документ информационного характера, содержащий описание производственной деятельности организации;

    б) документ, адресованный руководителю организации и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место факте;

    в) документ, подтверждающий факты, события, действия.

    32. Текст акта делится на две части:

    а) вводную и основную

    б) вводную и констатирующую, содержащую выводы;

    в) начальную и заключительную, содержащую выводы.

    33. Информационная справка - это:

    а) документ информационного характера, содержащий описание производственной деятельности организации и подтверждение каких-либо фактов, событий ;

    б) документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, содержащий выводы и предложения составителя;

    в) документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

    34. Какой реквизит не входит в состав формуляра-образца справки?

    а) наименование организации;

    б) наименование вида документа;

    в) дата документа;

    г) регистрационный номер документа;

    д) гриф утверждения документа;

    е) адресат.

    35. Справки, подтверждающие сведения биографического или служебного характера подписываются:

    а) руководителем (и заверяются печатью);

    б) руководителем;

    в) начальником отдела кадров.

    36. Докладная (служебная) записка - это:

    а) документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, выполненной работе, содержащий выводы и предложения составителя;

    б) документ, подтверждающий факты, события, действия;

    в) предложение фирме или конкретному лицу заключить деловое соглашение.

    37. Датой докладной записки считается:

    а) дата излагаемого события;

    б) дата подписания докладной записки;

    в) дата принятия резолюции.

    38. Гарантийное письмо:

    а) подтверждает факт отправки адресату каких-либо документов или других материальных ценностей;

    б) подтверждает определенные обязательства, обещания организации;

    в) содержит ответ на письмо-просьбу.

    39. Сколько реквизитов включает деловое письмо международного образца?

    а) 30; б) 15; в) 12.

    40. Кадровая документация ведется в соответствии:

    а) с Трудовым кодексом Российской Федерации;

    б) с Кодексом законов о труде РФ.

    41. Текст приказа по личному составу обязательно заканчивают:

    а) назначением ответственного за исполнение приказа;

    б) указанием сроков действия приказа;

    42. Приказы о приеме на работу и увольнении хранятся:

    а) 5 лет; б) 10 лет; в) 50 лет; г) 75 лет; д) 100 лет.

    43. В течение какого срока заводится трудовая книжка на лиц, впервые поступивших на работу?

    а) в первый день работы;

    б) не позднее недельного срока после начала работы;

    в) не позднее месяца с начала работы.

    44. Делается ли соответствующая запись в трудовой книжке при смене названия предприятия?

    а) да; б) нет.

    45. Закончите начатое предложение: Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания до:

    а) передачи на исполнение;

    б) подшивки в дело;

    в) завершения исполнения или отправки.

    46. В какой срок должна производится обработка документов и передача их исполнителям?

    а) в день поступления документов в организацию;

    б) в трехдневный срок после поступления документов в организацию;

    в) в недельный срок после поступления документов в организацию.

    47. Какие этапы проходят исходящие документы?

    а) составление проекта документа;

    б) регистрация;

    в) прием и первичная обработка;

    г) контроль за исполнением.

    48. Регистрационно-контрольные карточки используются:

    а) для контроля движения внутренних документов;

    б) для записи информации;

    в)  для регистрации входящих, исходящих, внутренних документов.

    49. В каких случаях удобнее использовать журнальную форму регистрации документов?

    а) при большом документообороте;

    б) при малом документообороте.

    50. В каких документах рядом с регистрационным номером указываются буквы «Л» или «К»?

    а) в актах;

    б) в докладных записках;

    в) в приказах по основной деятельности;

    г) в приказах по личному составу;

    Международная олимпиада для учителей «Современные образовательные технологии»

    1. Как расшифровывается аббревиатура ИКТ?

    А) Информатико-компьютерные технологии

    Б) Информационно-коммуникационные технологии

    В) Информационно-компьютерная техника

    Г) Информативно-креативная техника

    2. Как называется стандартизированный документ, обеспечивающий качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС?

    А) Календарный план Б) Технологическая карта

    В) Журнал Г) Учительское портфолио

    3. Назовите образовательную технологию, описанную ниже.

    Учитель задает вопрос (предполагающий размышления, анализ, сравнение), предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников.

    А) «Снежный ком» Б) «Мозговой штурм»

    В) «Послушать-сговориться-обсудить» Г) «Испорченный телефон»

    4. О каком методе обучения идёт речь?

    … ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, а его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.

    А) Эвристический Б) Программированный

    В) Объяснительно-иллюстративный Г) Проблемный

    5. Примерами уроков модельного метода обучения можно назвать … и ….

    А) урок-суд Б) лабораторную работу

    В) семинар-практикум Г) урок-путешествие

    6. Классификация чего представлена ниже?

    А) Классификация типов учебных проектов

    Б) Классификация педагогических игр

    В) Классификация типов кейс-технологий

    Г) Классификация интеллектуальных разминок

    7. Какой из фаз технологии развития критического мышления не существует?

    А) Вызов Б) Рефлексия

    В) Осмысление содержания Г) Оценка

    8. Педагогические игры по характеру педагогического процесса могут быть:

    А) контролирующие Б) психологические

    В) познавательные Г) имитационные

    9. Индукция - Деконструкция - Реконструкция - Социализация - Афиширование - Разрыв - Рефлексия - это этапы технологии:

    А) проектного обучения Б) кейс-стади

    В) педагогическая мастерская Г) метода моделей

    10. Назовите метод обучения, дающий учащимся возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения и индивидуального развития каждого школьника.

    А) Метод разноуровневого обучения Б) Исследовательский метод

    В) Метод проблемного обучения Г) Проектный метод

    11. Соотнесите образовательные технологии с их авторами:

    А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 Б) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1

    В) А - 1, Б - 3, В - 2, Г - 4 Г) А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3

    12. Пример какого метода обучения представлен ниже?

    Администратор кафе Матильда внимательно оценила себя и свою смену и решила, что она должна делегировать подчиненным больше своих обязанностей по следующим причинам:

    1. Она работает 60 часов в неделю вместо 40.

    2. Из-за большой нагрузки и попыток успеть все вовремя у нее сложились очень напряженные отношения с некоторыми подчиненными. Прошлой ночью она потратила три часа, пытаясь составить список обязанностей, которые она могла бы делегировать семерым своим подчиненным.

    3. Еженедельный отчет, подготовка которого занимает пятьдесят минут, можно было бы легко поручить Изольде, но тогда Изольда познакомится с некоторыми цифрами выплат и взаиморасчетов с поставщиками, которые до этого времени не были известны сотрудникам.

    Помогите Матильде принять решение, имея в виду следующие цели:

    1) сэкономить Матильде как можно больше времени;

    2) освободить ее от незначительных обязанностей;

    3) улучшить производительность и работу кафе.

    А) Метод проектов Б) Мастер-класс

    В) Мозговой штурм Г) Кейс-стади

    13. Соотнесите термины и их определения.

    Практикум

    Форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.

    Часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.

    Модель обучения

    Форма организации урока, в которой весь класс делится на группы, группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, затем задания циклически меняются от группы к группе.

    Тренинг-минимум

    Комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.

    А) А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2 Б) А - 1, Б - 2, В - 4, Г - 3

    В) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Г) А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1

    14. Соотнесите критерии технологичности педагогической технологии с их описаниями.

    Концептуальность

    Технология должна обладать логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

    Системность

    Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную гипотезу (концепцию), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Управляемость

    Подразумевает возможность применения (повторения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Воспроизводимость

    Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

    А) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3

    В) А - 2, Б - 3, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2

    15. Как называются технологии обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни? Ответ на этот вопрос впишите в отдельное поле бланка ответа справа от номера вопроса.

    А-здоровьесберегающие технологии



    Просмотров