Беседа с детьми к дню конституции. Беседа ко дню конституции

Вера Мишунина
Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Конституция и права ребёнка»

Беседа с детьми на тему : «КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА » .

Цели и задачи :

Формировать понятия «закон, порядок, право , обязанность»

Дать представление о Конституции

Закрепить представления о символике : флаг, герб, гимн

Расширить знания детей о гражданских правах и обязанностях

Воспитывать уважение к другим людям

Обогащать словарный запас

Расширять кругозор

Ход беседы.

Воспитатель :

Много лет назад на Земле появились люди. Все они были добрыми и красивыми. Жили они дружно и никогда не ссорились. Но однажды, произошло небывалое событие – поссорились два друга. Как вы думаете, из-за чего? (Ответы детей.) Оказывается, один сорвал яблоко, а второй закричал : «Я хочу именно это яблоко – оно самое большое!» - так произошла первая на Земле ссора.

А кое-кто даже впервые подрался. Так появилась жестокость.

И неизвестно, чем бы все закончилось, но вдруг один мудрый старик сказал : «Люди! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать о своих близких. Так появились слова «хорошо и плохо» , «должен и обязан» .

«Вы все имеете право собирать эти яблоки » - сказал старик , «но должны делить и по справедливости » . Так люди услышали слова «справедливость » и «право » .

Они все, вдруг, опомнились и задумались :

Какие у нас есть права ?

Что мы должны делать?

А что не должны?

Долго еще говорил ними старик и учил их . А затем все его советы люди записали в книгу и назвали ее «Наши законы» . Так люди учились жить по правилам , по Закону. Появилась первая Конституция – главный закон государства.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он

Конституции Закон .

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С Конституцией дружить –

Значит, по закону жить.

12 ноября в нашей стране отмечают праздник – «День Конституции Российской Федерации» . Когда же и как она появилась?

Сначала Конституцию придумали и записали ученые.

Потом граждане России прочитали ее и обсудили друг с другом. Некоторые правила вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по - другому.

Потом состоялся референдум – голосование граждан по важному государственному вопросу – каждый гражданин мог прийти в специальное место и проголосовать, согласен он или не согласен с такой Конституцией . Большинство согласилось. Так была принята наша Конституция . Произошло это 12 декабря 1993 года.

Именно в Конституции записано как должно быть устроено наше государство. Законом утверждены символы государства. Какие? Ответы детей

Гимн – это торжественная песня. Это символ государства и его должны знать все граждане страны. Гимн включают на всех важных мероприятиях. В знак уважения гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы, в военные отдают честь.

Герб – отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

Флаг – официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном.

Ребята, а кто управляет государством и следит за выполнением всех законов?

Дети : президент.

Мы живем в стране особой

Самой дружной, самой доброй.

Мы гордимся ею

Родиной своею.

У нее для всех хватает

И вниманья и тепла.

И она не забывает

Малышовые дела.

Мы все больше понимаем

Что нам надо дорожить

Дорожить страной Россией

Нашу Родину любить.

Конституция Российской Федерации – главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все – и взрослые и дети.

Права есть у взрослого и у ребенка :

Играть и учиться,

Мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка ,

И чистой водой на рассвете умыться.

Ребенок имеет право на счастье ,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним какие права у вас есть

Право на имя и гражданство :

Это право закреплено в самом первом документе, который получает каждый человек – в свидетельстве о рождении.

Игра «Давайте познакомимся»

Дети друг другу называют имя, фамилию, отчество, имя родителей и т. д. постоянно дополняя предыдущих.

Право на семью .

Я люблю свою семью :

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все кого я так люблю имеют право на семью !

А ваша обязанность, ребята, уважать тех людей, которые заботятся о вас и помогать им. Помните, что семья – это самые близкие вам люди.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель называет члена семьи, а дети и родители воспитанников подбирают ласковое слово.

Бабушка -…

Дедушка -…

Внучка - …

Право на жилище .

Вы должны бережно относится к вашему дому и помнить, что никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи.

Игра «Кому какой дом?»

Медведю – берлога

Белке - …дупло

Птице - …гнездо

Собаке - …будка

Человеку - …дом

Право на образование

Скоро вы все пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет учеба.

А зачем человеку учиться? Ответы детей : быть умным, получить профессию и т. д.

Да вы правы

Загадки о профессиях :

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наш любимый …

(воспитатель)

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе.

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед…

(дворник)

В ресторане их найду я –

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

(повар)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске будто воин славный,

На пожар спешит …

(пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит …

(строитель)

Право на медицинское обслуживание :

Вы обязаны стараться бережно относится к своему здоровью : одеваться по погоде, заниматься спортом, правильно питаться , быть осторожными во время игр, с неизвестными предметами и веществами, внимательными на дороге, избегать контактов с незнакомыми людьми.

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый

Право на отдых

Вы очень много узнали, потрудились и, наверное, устали. И сейчас мы отдохнем.

Релаксационное упражнение «Спящие котята»

Представьте, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать… они ложатся на коврик и засыпают. Котята спят, у них равномерно поднимаются и опускаются животики, они равномерно дышат и видят хорошие сны. Котята улыбаются во сне. Просыпаются

Конституция группы «Пчелки» :

Права :

заниматься

веселиться

иметь свои секреты

отдыхать

Обязанности :

не драться

не кричать

не мешать другим

с уважением относится к взрослым и детям

готовиться к поступлению в школу

Это будет наша Конституция , в нее мы записали наши права и обязанности и все должны их соблюдать. Дети обещают.

Публикации по теме:

Составил старший воспитатель Скудина Е. В., МБДОУ «Детский сад №200» Кемеровская область, г. Новокузнецк Воспитатель: Сегодня на одежде многих.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки» Цель: - познакомить дошкольников с историей и значением Георгиевской ленточки; - воспитывать чувства патриотизма; - развивать чувство.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Достопримечательности станицы Отрадной» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Достопримечательности станицы Отрадной» Подготовила старший воспитатель МБДОУ №.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Дне космонавтики 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об истории математики Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об истории математики, связи математики и разных видов искусства - музыки, архитектуры, декоративно.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Осенний пейзаж» Беседа «Осенний пейзаж» Цель: Составление словесного описания осенней природы. Задачи: 1) Формировать умение последовательно составлять.

Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Космос – это интересно!» Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте.

Тематическая беседа «Царица Музыка приглашает на бал» для детей старшего возраста Цель: развитие восприятия детей Программные задачи: 1. Закрепить умения различать жанры вальса, марша, менуэта, отмечать их характерные.

Тематическая неделя «Великая Отечественная война» с детьми старшего дошкольного возраста Тематическая неделя по теме «Великая Отечественная война» с детей старшего дошкольного возраста - Систематизировать знания дошкольников.

Библиотека изображений:

Описание материала:
Вашему вниманию предлагается конспект интеллектуальной игры, которая была проведена в 3А классе по теме: «Конституция, как главный закон России». Этот материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогических вузов. Он направлен на формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России, на формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны.

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3А класса по теме:
«Конституция, как главный закон России»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование общероссийской идентичности;
формирование уважительного и ответственного отношения к законам России.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны, школьника;
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
формирование начальных форм рефлексии

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России;
Форма проведения: игра
Оборудование:10 экземпляров Конституции, листы бумаги, ручкиI. Организационный момент:
Учитель: Сегодня, ребята, на нашем с вами классном часе мы поговорим об одном важном государственном празднике. Может быть, кто-нибудь уже из вас знает, как называется наш государственный праздник 12 декабря? Именно, в этот день случилось очень важное событие, но об этом мы с вами поговорим чуть позже.
II. Актуализация знаний:
- А сейчас я хочу вам сказать о том, что давным – давно, тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, одновременно с ними появились и главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Сейчас я вам прочитаю историю из жизни одного царства…
(чтение сказки, беседа с детьми)
…В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать. Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать…
- Как вы думаете, какие правила были записаны в этой книге? (Если обобщить, то правила должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека)
…С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека…
-Нравится ли вам такой порядок?
-Хотелось бы жить в таком государстве?
-Что мешает нам вести себя так же?
… Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни
- А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?
- Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?
Дети: Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.
Учитель: Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?
…Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок…
- Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики…)
-Почему так случилось? (Все жители соблюдали законы)
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)
III. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия:
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Дети: Все мы- россияне!
Учитель: Что же такое – законы?
Законы – это правила, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение законов несёт благо людям. Закон устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- А кто знает, как называется наш главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан?
Конечно же, это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником.
(Знакомство с Конституцией, работа в парах с документом)
Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём. Давайте с ней познакомимся. Как вы видите, на каждой парте лежит по одному экземпляру Конституции. С ней вы сейчас будете работать в парах. Откройте форзац (1-ую страницу).
- Посмотрите, когда она была принята? (Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны – красным днем календаря)
- Давайте прочитаем, что написано на 2-ой странице (чтение)
- Так кто её принял? (народ) Для чего? Найдите в тексте ответ. (Утверждая права и свободы человека, мир и согласие, чтобы сохранить независимость и единство государства, обеспечить благополучие и процветание России)
- Пролистайте Конституцию, откройте её на последней странице, там, где дано оглавление. Вы видите, что Конституция состоит из 2-х разделов, разделы состоят из глав, а главы из статей.
-Как вы думаете, что записано в Конституции?
У каждого из вас есть права и обязанности. Как вы полагаете, что такое право?

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
В Конституции записаны права наших граждан. Давайте вместе попробуем найти их.
(Права: на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной жизни,на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, на определения национальности, на пользование родным языком, на свободу передвижения и места жительства, на свободу совести, охрану здоровья, на отдых).
(По мере озвучивания прав на доску вывешиваются карточки с их названием)
- Как вы думаете, в День знаний какое право вы осуществляете (статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…»).
- Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе. Кто нашёл их? (Соблюдение Конституции, уважение прав и свобод других лиц, обязанность родителей заботиться о детях, обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, беречь памятники истории и культуры, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество).
(По мере озвучивания обязанностей на доску вывешиваются карточки с их названием)
IV. Первичное закрепление нового материала:
Вед. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.
Конкурс болельщиков:
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Вед . Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
(Болельщики)
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок.
Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
(1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу(3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»

На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН

1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)

Третий тур «Логические цепочки»
Вед: 1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)
2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека

Вед. Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
-]Скажите мне, а что ещё может повлиять на ваше поведение в обществе, на осуществление каких-то поступков? (наш внутренний ограничитель – совесть - Ребята, в нашем школьном коллективе есть свои права и обязанности. Также в нём действуют правила этикета (правила поведения в обществе) Давайте сформулируем, по каким же законам будет жить наш с вами класс.
(Игра "Карусель")
- Сейчас мы с вами разделится на группы. Задача каждой группы: сформулировать важный(ые), на ваш взгляд, закон(ы), по которым будет жить наш коллектив и записать их. А затем к сформулированным правилам подобрать из данных вам положений, те, которые, как вы считаете, подходят к вашим законам. Формулировать законы вы будете, с помощью игры «Карусель». Напоминаю, что важными элементами игры являются: вход в диалог (приветствие), поддержание диалога (Я считаю, важным законом – закон дружбы…), выход из диалога (благодарность за совместную работу)
(работа в группах)
- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось:
Законы нашего классного коллектива:
1. Закон порядка:
- Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы;
- Соблюдай порядок в школе и на её территории;
- Не бегай по классу.
2. Закон организованности:
- Не опаздывай в школу;
- К урокам готовься заранее, на перемене.
3.Закон уважения:
- Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя;
- Проявляй сдержанность и терпение друг к другу.
4. Закон дружбы:
- В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
- Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания;
- В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился конфликт, то разрешай его мирным путём.
5.Закон храбрости:
Будь храбрым, не бойся препятствий.
6.Закон любви:
Люби своих родителей, друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
7.Закон доброты:
Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
8.Закон милосердия:
Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
9.Закон трудолюбия:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!;
- Стремись хорошо учиться.
(Все законы вывешиваются на доску)
V. Рефлексия:
Учитель: Выберите и продолжите любое предложение:
VI. Подведение итогов:
Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие, посвящённое дню принятия Конституции – 12 декабря. Давайте подведём итог.- Итак, где записаны права и обязанности граждан России?
(В основном законе России- Конституции.)
-Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 года.)
-Зачем нужна Конституция?
- Какие законы мы сформулировали для нашего классного коллектива?

VII
- А в заключении я дарю вам одно стихотворение (К сожалению, автор не известен):
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.

Человеку нужно много,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем - нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.

Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Дорогие ребята! Как вы считаете, может ли государство существовать среди других стран и народов без основных законов?

Конечно, нет! Конституция — это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Каждый человек, признанный гражданином своей страны, должен знать ее Конституцию, исполнять свои обязанности, разбираться в своих правах.

Давайте поговорим о Конституции России.

Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и верховенством на всей территории нашей Родины. Она определяет основные принципы устройства общества и государства, субъекты государственной власти, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Предыстория Конституции. Еще в 1730 г. Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России Конституционную монархию. Но это не удалось. После этого было еще несколько попыток ввести Конституцию, но — увы! — они заканчивались неудачей.

В 1918 г. была принята первая Конституция нашей страны, закрепившая диктатуру пролетариата.

В 1925 г. утверждена новая Конституция. В нее внесены изменения, связанные с территориальным делением и реорганизацией органов управления страной.

В 1937 г. утверждена другая Конституция, что было связано с изменением названия страны, а в 1978 г. в Конституцию введены значительные изменения.

В 1993 г., 12 декабря, была принята нынешняя Конституция Российской Федерации, состоящая из преамбулы и двух разделов.

В преамбуле закрепляются демократические и гуманные ценности, определяется место России в современном мире.

В первом разделе закрепляются основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем страны, ее федеральное устройство, порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Второй раздел определяет основную преемственность и стабильность конституционно-правовых норм.

Конституция признает высшей ценностью человека, его права и свободы.

Отличие Конституции от других законов:

— закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

— обладает высшей юридической силой;

— отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия изменения;

— является базой для текущего законодательства.

Послушайте стихотворение.

Конституция — главный закон

Конституция — главный закон!

Исполняться должен он,

В нем права и в нем свободы,

Строй общественный народа.

Все должны мы твердо знать

Конституцию на «5»!

Ответьте на вопросы

1. Как называется основной закон Российской Федерации?

2. Что определяет Конституция?

3. Расскажите об истории Конституции в России.

4. Когда была принята первая Конституция нашей страны?

5. Когда была принята нынешняя Конституция?

6. Из каких разделов состоит современная Конституция?

7. Можно ли вносить поправки в Конституцию?

8. В чем состоит отличие Конституции от других законов?

9. Что признает современная Конституция высшими ценностями?

10. Почему каждый гражданин Российской Федерации обязан знать основной закон государства?

Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ № 2

Учитель начальных классов

Качалина Валентина Васильевна

Тема : Поговорим о Конституции .

Цели : 1. воспитывать уважение к Конституции РФ , государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;

2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;

3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции ; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.

Оборудование : презентация , таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки» , Конституция .

Ход урока

I Организационное начало мероприятия .

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек» .

Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь» .

Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция )

II Целеполагание.

Что такое Конституция ?

(мозговой штурм)

Для чего она нам нужна?

Определите тему нашего классного часа .

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции .

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен . Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций , включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума) .

Слайд №3,4.

В нашей Конституции сказано , во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.

IV Беседа.

Какие права и обязанности, записанные в Конституции , вы знаете?

(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)

Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

V Физминутка.

Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)

(физминутка «Как живешь?» )

Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

VI Беседа о символах России.

Учитель :

Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ . Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Прослушивание гимна

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета ? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Учитель :

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Учитель :

Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ .

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон ,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию ,

Родину свою одну!

Учитель : Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

VII Игра «Загадки-сказки» .

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам . Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка» )

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ : нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» )

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?

Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.

Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.

Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.

Дуремар вылавливал в озере много пиявок.

Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

1. Беседа.

Что такое Конституция ?

Когда принята?

Когда празднуем День Конституции ?

Для чего нам нужна Конституция ?

2. Игра «Полёт на воздушном шаре» .

Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки) . Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.

Объясните ваш выбор.

IX Рефлексия.

Слайд №10

Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …

Которая действует с минимальными поправками вот уже 17 лет.

Если мы с вами образно представим все законодательство нашей страны в виде красивой пушистой елки, на каждой веточке которой в иерархическом порядке расположить правовые документы: Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и другие, а также Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства России и другие правовые акты, то на самой вершине нашей лесной красавицы будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации.

А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержаться нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны. Она одинаково применяется даже в самых отдаленных уголках нашей большой Родины. «Как это понимать?» - спросите вы.

Для ответа на ваш вопрос приведем простой пример. В статье 27 Конституции России провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый день, выходя на улицу, мы с вами даже не задумываемся, что право на наше передвижение закреплено в Конституции РФ и не требует никого дополнительного законодательного регулирования.

Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она не большая, но очень значимая по содержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, и принимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия..

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». С этих слов, в том числе, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа.

Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны. Она не содержит правовых норм, но очень важна, поскольку предопределяет дальнейшее ее содержание.

Преамбула прежде всего констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом России, ради его счастливого будущего, развития государства и общества.

Раздел первый Конституции страны содержит главу 1, которая называется «Основы конституционного строя». А что такое конституционный строй? Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.

Конституционный строй – это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции.

Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:
1. Формы правления,
2. Формы национально-государственного устройства,
3. Политического режима.

О форме правления четко указано в статье 1 Конституции. Россия представляет собой государство с республиканкой формой правления. У нас в стране Президентская форма правления.

О форме национально-государственного устройства Конституция гласит следующее. Россия – федеративное государство. «Федерация» в переводе с латинского языка – это «объединение», «союз». Оно означает, что государство состоит из нескольких субъектов, и все они являются равноправными. Обратимся, например, к статье 5 Конституции России.

«Российское Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» - гласит данная статья. И далее, в этой же статье мы читаем. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

О политическом режиме Конституция гласит в статье 1. Россия – это демократическое правовое государство. Демократический режим находит свое выражение в том, что:

Человек, его права си свободы объявляются в Российской Федерации высшей ценностью;
- многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране;
- государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех ветвей власти самостоятельны. Об этом в статье 10 Конституции РФ.

В России (кстати, согласно статье 1 Конституции наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Но органы местного самоуправления, как и все в нашей стране, обязаны подчиняться Конституции и принятым в соответствии с ней законам.

Российская Федерация согласно статье 14 Конституции России – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Самой интересной и прикладной является глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина».

В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного права, права и свободы человека и гражданина.

Согласно Конституции права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы:
А) гражданские;
Б) политические;
В) личные.

К гражданским правам и свободам относятся: право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд; право на благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и т.д.


К политическим правам относятся:
право на объединение; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.


К личным правам относятся:

право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д.

Конституция России в статье 53 четко закрепляет, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.

Все перечисленные права и свободы обеспечиваются Конституцией надлежащими экономическими, политическими и юридическими гарантиями и находятся под охраной государства.

Далее в Конституции страны в сжатом (о самом главном) виде изложены основы организации органов государственной власти и местного самоуправления. Это и глава 3 «Федеративное устройство». Это и далее главы 4-6, которые закрепляют полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Отдельная глава 7 посвящена судебной власти. В этой главе нашлось место и для органов прокуратуры.

Прокуратура не входит не в одну ветвь власти. Это надзорный орган, который стоит особняком, составляет единую централизованную систему. При написании Конституции РФ не сразу определились, в какой же главе написать о прокуратуре. Написали в самой последней статье 129 главы 7 о судебной власти. Подчеркнули, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.

НАША БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЗАВЕРШАЕТСЯ. ИЗУЧИТЕ ТЕКСТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПОИЩИТЕ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД, ПОПЫТАЙТЕСЬ ПОСТРОИТЬ ПРАВА И СВОБОДЫ В ВИДЕ ЛЕСЕНКИ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА -РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ ВТОРОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАКИЕ ПРАВА ВОЗНИКАЮТ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ, НАПИРМЕР, ПРАВО НА ЖИЗНЬ, А КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ? ПРАВО НА МАТЕРИНСТВО, НА ТРУД, НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ? ЭТО И МОЖЕТ БЫТЬ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ К НАШЕМУ ПРАВОВОМУ УРОКУ…

До свидания, до новых встреч.



Просмотров