Белорусский Национальный Технический Университет.

Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

Основные термины в РСЧС

Чрезвычайная ситуация - определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

Предупреждение ЧС - обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

Зона ЧС - пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

Цели и задачи РСЧС

Первые представлены тремя направлениями:

  • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
  • сокращение масштабов ущерба от них;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС - главное направление работы служб.

РСЧС: структура, задачи и функции

Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

  • координирующие;
  • повседневного управления;
  • управления по делам гражданской обороны и ЧС;

Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, связи и информационного обеспечения.

Безопасность в ЧС

Для начала следует дать определение данному понятию.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

Виды безопасности в ЧС

Она бывает:

  • пожарной;
  • радиационной;
  • экологической;
  • сейсмической;
  • промышленной;
  • биологической;
  • химической.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

  • население;
  • окружающая среда;
  • экономические объекты.

Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с (04.10.2010 - 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) - это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата - день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии - День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Средства и силы РСЧС

Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

1. Наблюдения и контроля:

  • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
  • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
  • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние природной среды;
  • ветеринарная служба;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
  • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
  • служба предупреждения о стихийных бедствиях.

2. Ликвидации ЧС:

    • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
    • невоенизированные формирования гражданской обороны;
    • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).

Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

Основными направлениями ее деятельности выступают:

1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления - Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

МЧС России: задачи и направления деятельности

Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

  1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
  2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Режимы работы рассматриваемой единой системы

В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

  • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
  • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
  • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
  • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
  • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.

2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

  • усиление контроля за изменением состояния прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
  • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
  • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
  • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
  • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.

3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

  • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
  • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
  • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
  • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
  • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
  • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

На основании прогнозирования и оценки возможных последствий ЧС, при необходимости в определенное время производится оповещение населения о надвигающейся опасности стихийного бедствия, о случившейся аварии или катастрофе, представляющих опасность для населения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения о ЧС в Республике Беларусь производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения. Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служебным и квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители, а в сельской местности - удары в гильзу или рельс. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные системы оповещения. Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное – за 10–15 минут.

В названной системе могут передаваться сигналы мирного и военного времени. Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием “Внимание Всем!”. Сигнал передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый гражданин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и рекомендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объекте, то население проживающее вблизи объекта оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых домах.

С объявлением военного положения действие сигнала “Внимание Всем!” прекращается и вместо него вводятся сигналы: “Воздушная тревога!”, “Отбой воздушной тревоги!”, “Химическая тревога!”, “Радиационная опасность!”.

По сигналу “Воздушная тревога!” включаются сирены, другие сигнальные устройства на 3 минуты. Одновременно по радио, телевидению голосом многократно повторяется “Граждане! Воздушная тревога!”. По этому сигналу население укрывается в защитные сооружения.

Сигнал “Отбой воздушной тревоги!” передается только по радио, телевидению и служебным телефонам для должностных лиц. По этому сигналу люди покидают защитные сооружения.

Сигнал “Химическая тревога!” передается включением сирены на 3 минуты (прерывистый звук), производственных гудков, других сигнальных устройств. По этому сигналу люди или укрываются в защитные сооружения или остаются дома, но герметизируют помещения (по радио могут быть объявлены дополнительные рекомендации по защите штабом ГО).

Сигнал “Радиационная опасность” передается по радио, телевидению, по квартирным и служебным телефонам. В этом случае, как правило передаются и рекомендации штаба ГО по радиационной защите.

Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий природных чрезвычайных ситуаций

Оповещение населения о возможном стихийном бедствии позволяет людям принять меры защиты.

Вместе с тем, современная наука и технические возможности позволяют если не исключить, то хотя бы уменьшить силу и масштабы стихийных бедствий. Вот некоторые примеры.

Для недопущения града в облака вводится твердая углекислота или другие химические вещества с самолетов или путем обстрела из орудий.

Для ослабления ураганов, смерчей, шквалов и бурь в кучево-дождевые облака вводят йодистое серебро или другие химические вещества. Для засева урагана йодистым серебром используют реактивные самолеты. Пройдя, на высоте 10–12 км к центру урагана, самолет врезается в стену облаков и сбрасывает «бомбы» с йодистым серебром, которые взрываются и разбрасывают его. Вес каждой бомбы до 300 кг, таких бомб на самолете несколько. В результате центральная часть урагана искусственно расширяется и сила урагана уменьшается.

Для ослабления наводнений ликвидируют заторы и зажоры на реках весной с помощью взрывов, задерживают влагу на полях, применяя различные способы (полосное земледелие, контурная пахота, глубокая вспашка, кротование, устройство дренажей и т.п.), строят дамбы и плотины, спрямляют русла рек, углубляют отдельные участки рек. Все это снижает масштабы возможных наводнений.

Во время засухи можно вызвать над полями искусственный дождь при наличии облаков, вводя в облака некоторые химические вещества, проводить искусственное орошение полей и др.

Для предупреждения лесных пожаров делают просеки, строят лесные дороги, оборудуют минерализованные полосы, заполняют их водой. Также строят наблюдательные мачты, производят патрулирование самолетами и вертолетами, выявленные возгорания немедленно ликвидируются.

Для ослабления заморозков в летнее время разжигают на отдельных участках костры, создают дымовые завесы.

Для предотвращения падения на Землю небесных тел можно использовать подрыв ядерных боеприпасов в космосе на пути движения космических тел, разрушать космические тела солнечной энергией, сфокусированной с помощью зеркал и др.

Основные мероприятия по предупреждению
техногенных чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий организационного, технического, правового характера, направленных на недопущение аварий и катастроф, прежде всего на потенциально опасных объектах и на транспорте. В 1993 году Международной организацией труда принята Конвенция по предотвращению промышленных катастроф.

Назовем основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах хозяйствования:

Для предупреждения пожаров проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.

К организационным мероприятиям относятся: правильная эксплуатация машин и транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.

К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования;

К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в не установленных местах, запрет производства огневых и сварочных работ в пожароопасных местах.

К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.

Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера. Основными мероприятиями являются:

Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф. Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.

Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:

Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:

Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставайтесь в обуви (возможно вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в карманах авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.

Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Проблемами предупреждения инфекционных и других заболеваний населения обычно занимаются соответствующие государственные структуры путем проведения следующих основных мероприятий на основе постоянного мониторинга и научных исследований: проведение комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения при угрозе инфекционных заболеваний; совершенствование медицинского оборудования и методик диагностики; вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов; разъяснительная работа среди населения; оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней; объявление карантина или обсервации.

Наиболее эффективными способами не допустить распространения эпидемии являются карантин и обсервация.

Карантин объявляется, если вид возбудителя особо опасен. В этом случае проводятся следующие мероприятия:

Обсервация объявляется, если вид возбудителя не особо опасен. В этом случае проводятся следующие мероприятия:

Население также самостоятельно может применить средства неспецифической и специфической профилактики. К средствам неспецифической профилактики относятся антибиотики и интерфероны, а к средствам специфической профилактики – сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги. Неспецифическая экстренная профилактика проводится с момента заражения территории бактериальными средствами до момента индикации вида возбудителя, специфическая – с момента установления вида возбудителя.

Для предупреждения инфекционных заболеваний домашних животных обычно проводят вакцинацию, ветеринарную обработку животных и дезинфекцию мест нахождения животных. Для обработки используются различные дезинфицирующие растворы и приборы.

Для предупреждения поражения растений болезнями и вредителями проводят комплекс мероприятий с применением химических, биологических и агротехнических способов. Приведем примеры только некоторых из них. Чтобы уменьшить количество болезней и вредителей растений проводят: обязательное чередование культур в севообороте; глубокую зяблевую вспашку; очистку полей от послеуборочных остатков; правильный выбор сроков сева; сжатые сроки уборки урожая; внесение в почву микроэлементов и минеральных удобрений; известкование кислых почв; применение химических препаратов, уничтожающих возбудителей болезней и насекомых-вредителей.

Основные мероприятия по предупреждению экологических чрезвычайных ситуаций

Масштабы экологического кризиса, угроза гибели человеческой цивилизации, многообразие экологических факторов вынуждают проводить целый комплекс мероприятий по предупреждению ЧС экологического характера. Такой комплекс мероприятий проводится по следующим направлениям:

Мероприятия по овладению населением экологического мировоззрения являются составной частью государственной политики по обеспечению безопасности населения и в настоящем пособии не рассматривается.

Кратко остановимся только на общих и некоторых частных мероприятиях по предупреждению экологических ЧС, вызванных хозяйственной и социальной деятельностью человека.

К общим мероприятиям относят: экологическая экспертиза всех видов производств; проведение экологических аудитов; рациональное размещение объектов, имеющих источники вредных выбросов в атмосферу, почву и гидросферу; установление санитарно-защитных зон вокруг некоторых промышленных объектов; принятие правовых актов по защите природной среды; принятие мер организационного, правового и технического характера по снижению загрязнения природной среды транспортом; проведение комплекса мероприятий по сохранению здоровья и продолжительности жизни человека в условиях экологических загрязнений; выполнение международных соглашений по экологическим проблемам.

Назовем основные мероприятия, проводимые государством по предупреждению загрязнений окружающей среды.

Механическое загрязнение природной среды можно уменьшить за счет переработки отходов на товары народного потребления, на удобрения, использовать органические отходы для откорма скота, за счет создания новых упаковочных материалов, легко поддающихся разрушению, за счет нейтрализации особо опасных отходов, их компостирования и дальнейшего захоронения, за счет применения безотходных технологий и безотходного потребления.

Тепловое загрязнение можно уменьшить за счет сокращения выбросов парниковых газов, увеличения потребления углекислого газа растительным миром при дополнительной посадке, за счет уменьшения вырубки лесов и замены древесины синтетическими и другими материалами. Например, в настоящее время фитопланктон в океанах потребляет только 30% углекислого газа, а можно увеличить его потребление, если искусственно внести железо в океаны. В промышленности необходимо внедрять технологии по холодной обработке материалов, по миниатюризации выпускаемой продукции и др.

Электромагнитное загрязнение можно уменьшить за счет снижения мощностей передатчиков, замены передатчиков с непрерывным излучением на импульсное, за счет применения радиорелейных и кабельных линий связи, применения диапазонов частот менее опасных для здоровья, уменьшения частоты вращения некоторых промышленных установок, за счет переноса объектов с передающими системами на безопасное расстояние от жилых домов, за счет установки отражающих экранов или использования поглощающих покрытий и др.

Шумовое загрязнение. Для борьбы с шумом в помещениях и вне их проводятся мероприятия технического, организационного и медицинского характера. Основными из них являются:

Химическое загрязнение воздуха можно уменьшить за счет использования фильтров (золоуловителей) на предприятиях с очисткой от угарного и сернистого газов, оксидов азота, за счет переработки сернистых топлив перед сжиганием, снижения температурного уровня в топках, ступенчатой подачи топлива в топки, отказа от этилированного бензина, нейтрализации вредных газов перед выбросом в атмосферу; за счет выноса предприятий за пределы жилых массивов, применения высоких труб, обеспечивающих рассеивание примесей на большей площади, но с меньшими концентрациями; замена “горячих” технологий на “холодные”; ограничение движения транспорта на улицах и площадях, введение одностороннего движения, что сокращает число торможений и наборов скоростей, способствующих загрязнению атмосферы; продуманные проектно-планировочные решения городов с учетом розы ветров; закрытие вредных производств и др.

Химическое загрязнение водоисточников можно уменьшить за счет очистки сточных вод (механической, физико-химической, химической, биохимической), их обезвреживания (осаждения примесей, сорбции примесей на сорбентах и т.д.), разбавления и других мероприятий. Химическое загрязнение почв можно уменьшить за счет сбора, утилизации и переработки мусора, захоронения отходов промышленных предприятий, замены ядохимикатов биологическими способами защиты растений, за счет соблюдения научных способов применения удобрений, пестицидов, за счет применения безотходных технологий на производстве.

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: сти­хийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертва­ми, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности.

В России ежедневно отмечается две крупные аварии на трубопроводах, раз в не­делю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явле­ний. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводне­ний, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, изверже­ния вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло 3 млн человек.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговре­менно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникнове­ния ЧС, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохране­ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов.

Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, сохранение жизни и здоровья людей - одна из актуальных проблем современности. С этой целью сформулированы основные принципы защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций*, изложенные в законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

*Подробнее рассмотрены в учебном пособии «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Принципы защиты от ЧС - это наиболее важные основополагающие идеи, правила, требования, носящие общий и обязательный характер (если они включены в законы) для всех участников предупреждения и ликвидации опасных и ЧС.

Назовем наиболее известные принципы, зафиксированные в указанном законе и подзаконных актах.

    Предупреждение ЧС, а также минимизация размеров ущерба и потерь в слу­чае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводят­ся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор­ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и ре­гионального характера.

Ряд принципиальных положений содержится в иных законах, а также в подза­конных актах, в инструкциях и рекомендациях специалистов. Они связаны между собой и дополняют друг друга. Перечислим наиболее существенные.

    Непрерывный мониторинг опасностей, прогнозирование их возникнове­ния и оценка рисков. Этот принцип вытекает из принципа заблаговременного пред­упреждения, раскрытого в п. 1 и обеспечивает его реализацию на практике. Отсюда логично вытекает следующее «правило-принцип» - информирование.

    Органы власти и самоуправления, администрация организаций «обязаны опе­ративно и достоверно информировать население и всех заинтересованных субъ­ектов о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них». Сокрытие либо представление должностными лицами заведомо ложной информации об опасности может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. Причем судебная практика идет по пути ужесточения наказаний должностных лиц, скрывающих (ради «чести мундира») подлинные размеры и фак­ты опасностей. Эта проблема актуальна и на объектах системы образования, осо­бенно в ее инфраструктуре.

Рис. 2.6. Организация защиты населения в ЧС

    Принципы предупреждения и минимизации ущерба (см. п. 1) предполагают целый набор правил по укреплению устойчивости объектов к действию неблаго­приятных и разрушающих факторов.

Меры по обеспечению устойчивости работы различных объектов должны быть направлены, прежде всего, на защиту людей, поскольку без людских резер­вов успешная ликвидация последствий стихийных бедствий, а также проведение остальных работ оказываются просто невозможными и отчасти бессмысленными. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведе­нию аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Организация защиты населения в условиях ЧС осуществляется по трем основ­ным направлениям: защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, эва­куационные мероприятия (рис. 2.6); все они подробно рассмотрены в разделе4.3.

Вопросы и задания

    Понятие опасностей и их признаки.

    Классификация опасностей.

    Источники возникновения опасностей.

    Этапы изучения опасностей.

    «Дерево опасностей» и методика его построения.

    Характеристика опасных и вредных факторов.

    Классификация вредных производственных факторов.

    Управление факторами среды.

    Принципы нормирования факторов среды.

    Понятие об экстремальных и чрезвычайных ситуациях, сходство и различие.

    Причины возникновения ЧС.

    Классификации ЧС.

    Виды ЧС мирного времени.

    Стадии изучения ЧС.

    Способы предупреждения ЧС.

    Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

    Постройте «дерево опасностей» для вашей квартиры (учреждения), взяв за исходную позицию опасность: пожара, обрушения здания, захвата террори­стами и т.д. (по усмотрению преподавателя).

    Проанализируйте опасные и вредные факторы, имеющиеся в вашем вузе (школе).

    Используя интернет-ресурсы, составьте анализ ЧС в вашем регионе за по­следние 10 лет. Проанализируйте их причины и последствия.

    Составьте план мероприятий по защите студентов вашего вуза от возможных ЧС в вашем регионе.

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

19 ноября 1991 года был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

18 апреля 1992 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которым утвердило Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), а также определило функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев.

Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”.

В 1993 году завершается формирование РСЧС. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.

Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:

 Межведомственная противопаводковая комиссия;

 Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке;

 Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России;

 Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами.

В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.

В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.

10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.

Основные задачи МЧС России:

 разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС);

 руководство гражданской обороной РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;

 организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнением мероприятий по их предупреждению;

 руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других ЧС;

 организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления формирований гражданской обороны.

В 1994 году создается Центр специального назначения (г. Москва), предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России и других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спасателей и грузов.

Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности чрезвычайной службы России.

С целью централизации межведомственных функций управления, особенно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.

14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5 ноября 1995 года Правительством РФ принято Постановление N 1113, которым утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи РСЧС:

 разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

 осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;

 обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

 сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

 подготовка населения к действиям при ЧС;

 прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

 создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

 ликвидация ЧС;

 осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;

 реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;

 международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней (рис. 35): федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, материального обеспечения.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток, и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трех режимах:

1) повседневной деятельности;

2) повышенной готовности;

3) чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, и эпифитотий.

В режиме повседневной деятельности осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и, при необходимости, осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на данной территории.

28 февраля 1996 г. Правительством РФ принято постановление № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф". Этим постановлением утверждено "Положение о Всероссийской службе медицины катастроф".

В этом положении говорится, что Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Основными задачами Службы являются:

 организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

 обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

 сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

 участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

 создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения Службы;

 участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

 разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

 участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

 научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

 международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.

При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.



Просмотров