Ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

Разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Отсутствие события административного правонарушения;

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Действие лица в состоянии крайней необходимости;

Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

Отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

Рассмотрение дела об административном правонарушении;

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;

Субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

Иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица , наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

Субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

Должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

Субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

а) районные судьи по месту рассмотрения дела;

б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;

в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

Прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

Субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении : лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

Давать объяснения;

Пользоваться юридической помощью защитника;

Присутствовать при рассмотрении дела;

Обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе:

Знакомиться со всеми материалами дела;

Давать объяснения;

Представлять доказательства;

Заявлять ходатайства и отводы;

Пользоваться юридической помощью представителя;

Обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица - субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Свидетель вправе:

Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

Давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

Пользоваться бесплатной помощью переводчика;

Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Свидетель обязан:

Дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой - любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист - любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

Специалист обязан:

Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

Удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

С разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

Указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт обязан:

Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан:

Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Выполнить полно и точно порученный ему перевод;

Удостоверить верность перевода своей подписью.

Процессуальное положение этого участника процесса весьма сходно с процессуальным положением обвиняемого. В отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу, собраны доказательства, достаточные для обвинения; составлен протокол. Таким образом, данное лицо – это центральная фигура производства по делу. Все правоотношения крутятся вокруг одного вопроса – виновность или невиновность лица.

Для процессуального положения этого лица характерны 2 момента:

1) Это лицо возможный субъект административной ответственности, поэтому от него логично ожидать противодействия. Для предупреждения и пресечения такого противодействия закон допускает применение к такому лицу мер процессуального принуждения или мер обеспечения производства по делу. Перечень этих мер мы обнаружим в главе 27 КоАП.

Административное приостановление деятельности юридического лица – это мера административного наказания, но как мера пресечения используется запрет совершения деятельности.

2) В силу презумпции невиновности лицо считается невиновным до вынесения постановления. Но при этом может быть и прекращено производство.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает совокупностью прав, образующих право на защиту. Используя это право, лицо выступает активным участником процесса, способным повлиять на его развитие.

Особенности права на защиту:

1) Право на защиту – это обеспеченная законом возможность оспаривать факт совершения административного правонарушения, доказывать меньшую виновность, доказывать наличие смягчающих обстоятельств. Право на защиту определяется статьей 25.1 КоАП и другими – право на обжалование (глава 30.1).

То есть, право на защиту закреплено нормативно, сконцентрировано в главе 25.1, но и в других нормах.

2) Право на защиту не сводится к праву иметь защитника.

3) Право на защиту корреспондирует обязанности должностных лиц, составивших протокол; органа, должного лица, рассматривающего дело, обеспечить возможность защищаться установленными законами средствами.

Право на защиту включает :

1) Право знакомиться с материалами дела. Право знать, в чем обвиняется лицо, обеспечивается обязанностью лица, составившего протокол предоставить его для ознакомления и подписи (п.4 ст.28.1 КоАП). Обязанность суда и органа уведомить об обвинении корреспондируется. Но если лицо уклоняется лицо? Если лицо уведомлено надлежаще, что оно должно явиться, оно не явилось, то протокол составляется без него.

2) Право давать объяснения. В соответствии со статье 51 К РФ – это право, а не обязанность, и никто не вправе отказать лицу в желании быть выслушанным.



3) Право представлять доказательства. Т.е. оспаривая свою виновность лицо вправе вручать органу, разрешающему дело, ходатайства (о вызове экспертов, например)

4) Право пользоваться юридической помощью защитника. Статья 25.5 КоАП – защитником является адвокат или иное лицо, приглашенное по выбору лица. Нормы о том, с какого момента допускается защитник к защите лица всегда были динамичны. В литературе было признано, что защитник имеет право участвовать в деле с момента возбуждения производства по делу. В современном КоАП защитник допускается с момента составления протокола о правонарушении. А если составляется не протокол об административном правонарушении, а протокол чего-то другого. Потом внесли изменения – «с момента возбуждения дела».

Нужно понять, когда дело возбуждено. Норма статьи 28.1 КоАП – с какими документами законодатель связывает возбуждение по делу.

5) Право выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика; переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого ведется дело. Даже на стадии составления протокола важно участника переводчика.

6) Право обжаловать постановление по делу, как вступившее, так и не вступившее в законную силу. Данному праву всего 10 лет. Раньше нельзя было обжаловать постановление по делу. Потом только не вступившие в законную силу, и года 3 назад стало возможно оспаривать вступившие в законную силу.

7) Долгое время у лица, в отношении которого ведется производство, не было права заявлять отводы. В настоящее время закон в статье 25.1 закрепил данную норму.

Производство по делам об административных правонарушениях — это разновидность процессуальной деятельности, сущность которой выражается в выполнении уполномоченными субъектами нормативно урегулированных, последовательных шагов по рассмотрению соответствующей категории дел и применению к нарушителям административных санкций.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Руководящие идеи именуются принципами. Это:

  • Законность. требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
  • Принцип госязыка. должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
  • Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
  • Открытость производства по делам об административных правонарушениях . Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
  • Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:

  1. Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
  2. Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
  3. Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях , движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.

Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении , которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях :

  1. Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
  • повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
  • основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
    Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
  • Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях .
  • Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
  • Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.
  • Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении

    Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.

    В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.

    Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:

    1. Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
    2. Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу.
      Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения».
    3. Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
    4. Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
    5. Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.

    Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов

    Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.

    Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).

    Конституционный суд РФ также указал (определение от 25.01.2012 № 72-O-O), что обжаловать можно только постановление по делу. При этом в жалобе могут быть приведены возражения относительно протокола.

    Когда наказание (штраф или предупреждение) назначается непосредственно на месте нарушения, протокол может не составляться. В этом случае сразу же выносится постановление о правонарушении.

    Специфическая ситуация — когда решение о возбуждении принимается в форме определения. Такой акт выносится при необходимости совершения после выявления правонарушения процессуальных действий, предполагающих затраты времени, то есть проведения административного расследования. Данный порядок характерен для нарушений страхового, антимонопольного, налогового и других отраслей законодательства (ст. 28.7 КоАП).

    Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.

    Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:

        1. Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
        2. Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
        3. Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.

    Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:

    • протокол;
    • объяснения привлекаемого к ответственности лица;
    • документы и вещественные доказательства;
    • показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях .

    Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения

    Основные моменты, касающиеся подведомственности административных правонарушений, следующие:

    • Общим критерием определения места рассмотрения выступает место его совершения.
    • Нарушитель может ходатайствовать о переносе процедуры по месту его жительства.
    • По месту выявления рассматриваются такие категории дел, как неповиновение законным распоряжениям представителей властных субъектов, несоблюдение порядка осуществления митинга, иных общественных мероприятий.
    • Если же по делу проводилось расследование, определяющим станет место нахождения осуществлявшего его органа.

    Общее правило о сроке гласит, что на рассмотрение дается 15 дней после получения управомоченным субъектом протокола или остальных материалов дела. Судья же имеет в распоряжении 2 месяца.

    Актуальной проблемой на такой стадии производства по делам об административных правонарушениях , как рассмотрение дела, является истечение срока давности (общий — 2 месяца, для судей — 3) до момента окончательного разрешения дела. Это часто приводит к прекращению производства по нему и фактически освобождает лицо от ответственности. В настоящее время рассматривается законопроект об увеличении этого срока до 6 месяцев.

    Производство по делам об административных правонарушениях , осуществленное в точном соответствии с предписаниями закона, выступает гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, а также потерпевших. В этом случае оно становится эффективным инструментом обеспечения правопорядка в государстве.

    Производство по делам об административных правонарушениях находит свое нормативное закрепление в нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном нормативно-правовом акте отражено правовое положение участников производства, общие правила процессуальной деятельности в рамках производства, описаны конкретные стадии производства, установлены особенности процесса доказывания и т.д.

    Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    В рамках порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного в КоАП РФ, выделяются производства в общем и упрощенном порядке. Производство в общем порядке ведется с последовательным прохождением дела через стадии возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения. Упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении означает "сжатие" производства и одномоментное совершение процессуальных действий, относящихся к различным стадиям производства: возбуждению, рассмотрению и исполнению.

    Упрощенный порядок производства допускается, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 100 рублей, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем 1000 рублей. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Дополнительным требованием для упрощенного порядка производства по делу является отсутствие со стороны лица, в отношении которого ведется производство, заявлений об оспаривании наличия события административного правонарушения и (или) назначенного административного наказания, а также фактическая уплата административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

    Кодекс выделяет следующие общие правила производства по делам об административных правонарушениях.

    1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

    4. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    отсутствие события административного правонарушения;

    отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

    действия лица в состоянии крайней необходимости;

    издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    отмена закона, установившего административную ответственность;

    истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

    наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

    смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Еще по теме § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении:

    1. 3. Права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении
    2. § 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении
    3. 5. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    4. 8. Участник производства по делу об административном правонарушении, посягающем на чьи-либо политические права.
    5. 55. А. К. Соловьева* ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    Производство по делам об административных правонарушениях во многих отношениях схоже с уголовным процессом, но отличается от него большей оперативностью и некоторой упрощенностью.

    По общему правилу о совершении административного правонарушения сразу при его выявлении составляется протокол . При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех случаях.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуальные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).

    Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта (если это необходимо), исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается коллегиальным органом, составляется протокол.

    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

    Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиальным органом, то постановление принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

    Административное наказание назначается в пределах, установленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во внимание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

    При малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.



    Просмотров