В чем заключается парадокс гиффена. Экономические парадоксы

Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан "О гражданстве РК" от 20 декабря 1991 года, за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства.

Статья 21. Утрата гражданства Гражданство Республики Казахстан утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) если лицо приобрело гражданство другого государства;

5) если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным;

6) по добровольному волеизъявлению ребенка, являющего гражданином Республики Казахстан, переданного на усыновление иностранцам, при достижении им совершеннолетия;

7) вследствие участия лица в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства.

Внимание! Лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан.

Внимание! Несообщение в установленный срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Обращаем

Для оформления утраты гражданства Республики Казахстан лицам, у которых имеется разрешение на постоянное проживание заграницей, оформленное органами внутренних дел РК, необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление (в произвольной форме);

3. Фотографию размером 3,5х4,5 см (вклеить в анкету);

4. Нотариально заверенные копии свидетельства о рождении;

5. В случае внесения изменений в фамилию, имя, отчество, предоставить нотариально заверенную копию подтверждающего документа (Свидетельство о браке, Свидетельство о перемене Ф.И.О.);

6. Копию паспорта или сертификата о получении гражданства другой страны;

7. Оригинал казахстанского национального паспорта или паспорта СССР (в случае утери/кражи, необходимо предоставить переведенный на русский/казахский язык документ из полиции, подтверждающий факт утери/кражи), оригиналы удостоверения личности (при наличии), военного билета (при наличии);

8. В случае отсутствия разрешения на постоянное проживание, в дополнение к перечисленным документам предоставляется заявление на имя начальника Комитета миграционной службы МВД РК. Справка об утрате гражданства будет выдаваться только при получении положительного ответа МВД РК.

Внимание! Все документы, выданные иностранными госорганами должны быть переведены на казахский или русский язык и иметь штамп легализации или апостиля.

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

Основания прекращения гражданства

Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает:

  • выход из гражданства;
  • отмену решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами;
  • случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.
Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия.

Утрата гражданства регулируется национальным законодательством и в определенной мере международными договорами. Так, в Законе о гражданстве Российской Федерации установлены следующие основания прекращения ее гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве. Рассмотрим такие основания, как выход из гражданства и отмена решения о приеме в гражданство.

Выход из гражданства с теми или иными органичениями разрешается законодательством многих государств. Свобода выхода из гражданства по политическим соображениям впервые была провозглашена в США в 1868 г. Нормы национального законодательства о свободе выхода из гражданства действуют в рамках признания принципа лояльности гражданина по отношению к государству своего гражданства и принципа

IV Права человека и вопросы гражданства

устойчивости гражданства как политико-правовой связи между гражданином и государством Поскольку выход из гражданства разрывает эти принципы, законодательство многих государств устанавливает выход из гражданства на основе личного волеизъявления на это заинтересованного лица и соответствующего разрешения компетентного государственного органа.

Такой порядок, например, определен законодательством Австрии, Ирландии, Японии. В то же время в США и Англии специального разрешения на выход из гражданства не требуется - достаточно декларации лица, решившего выйти из гражданства. Однако в ФРГ для государственных служащих, судей, солдат бундесвера, не отслуживших военнообязанных свободного выхода из гражданства на основе односторонней декларации не существует. Что касается выхода из гражданства Российской Федерации, то требуется ходатайство гражданина в порядке, установленном Законом о гражданстве Российской Федерации. Ходатайство может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, которая не связана с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед российским государством, если они вытекают из оснований, определенных законом. Более того, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если ходатайствующий о выходе из гражданства гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Закон также не допускает выхода из гражданства Российской Федерации лиц, которые получили повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу вплоть до окончания службы. Вместе с тем выход из гражданства Российской Федерации для определенных категорий лиц осуществляется не путем ходатайства, а в порядке регистрации, т. е. в упрощенном порядке. Это касается лица, заявившего о намерении выйти из гражданства, если у него хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. При этом должны отсутствовать те препятствия, которые допускают возможность отказа в выходе из гражданства или прямо не допускают выхода из него, и предусмотрены для лиц, выходящих из гражданства Российс-

§ 3 Утрата гражданства

кой Федерации на основе ходатайства. Существует различный порядок подачи заявлений, подачи ходатайств по вопросам гражданства. Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя. Если лицо проживает за пределами Российской Федерации, оно обращается с указанным заявлением в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, которые проживают за пределами России, - через ее дипломатические и консульские учреждения. Заяв-_ ления и ходатайства подаются в письменном виде. Закон требует, чтобы согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение российского гражданства имело письменную форму.

Предусмотрено и другое основание прекращения гражданства - отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, отмена допускается в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления подобных сведений и документов устанавливается в судебном порядке. Однако отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей данного лица, приобретших российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконных путях приобретения этого гражданства. Закон устанавливает пятилетний срок после приема в гражданство Российской Федерации, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство.

Лишение гражданства натурализованных лиц предусмотрено законодательством ряда государств, например Канады, Аргентины, Венесуэлы, Малайзии, Ирландии. Чаще всего оно осуществляется на основе судебного решения. В некоторых государствах допускается лишение гражданства лиц, которые приобрели гражданство данной страны по рождению. Так, законодательство Швеции устанавливает, что лицо, которое родилось за ее пределами и в силу действия принципа "права крови" получило шведское гражданство, но никогда в Швеции не проживало, автоматически утрачивает шведское гражданство по достижении 22 лет. Лицо, являющееся гражданином США, может быть лишено американского гражданства за службу без разрешения в вооруженных силах иностранного государства, уча-

IV. Права человека и вопросы гражданства

стие в политических выборах в другом государстве, пребывание вне США во время войны с целью избежать службы в вооруженных силах США и в других случаях.

Как уже говорилось, вопросы утраты гражданства регулируются не только национальным законодательством, но и международными договорами. В связи с этим уместно сослаться на уже упоминавшуюся Конвенцию о сокращении безграж-данства 1961 г. Главная ее цель - сокращение случаев без-гражданства. Участник Конвенции обязан предоставить свое гражданство лицу, родившемуся на его территории, если оно иначе не имело бы гражданства. Это гражданство предоставляется при рождении в силу закона или по ходатайству заинтересованного лица (или от его имени) перед властями государства в соответствии с его законом. Если закон участника Конвенции предусматривает утрату его гражданства супругом лица или детьми в связи с утратой или лишением этого гражданства данного лица, то такая утрата гражданства может иметь место при условии приобретения другого гражданства. В случае, когда закон договаривающегося государства разрешает отказ от гражданства, данный отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретает другого гражданства. Если гражданин договаривающегося государства ходатайствует о натурализации в каком-либо иностранном государстве, он не утрачивает своего гражданства до тех пор, пока не получит гражданства этого иностранного государства или соответствующего заверения об этом. Однако натурализовавшееся лицо может утратить свое гражданство в результате непрерывного проживания за границей в течение не менее семи лет, определенных законом соответствующего договаривающегося государства, если это лицо упустило возможность заявить властям -о своем намерении сохранить гражданство.

Можно выделить три формы утраты гражданства: 1) автоматическую утрату гражданства; 2) выход из гражданства; 3) лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации. Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории.

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

Игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение; поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;

Лицо сделало заявление о верности другому государству.

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям.

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений, которые более существенны, чем приведенные основания для лишения гражданства по Конвенции о сокращении безгражданства.

К таким исключениям отнесены:

Добровольное приобретение другого гражданства;

Приобретение гражданства путем обмана;

Добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

Поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

Отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства. Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него .

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по-разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.



Просмотров