Структура социальной нормы состоит из. Деформация социальных норм

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называетсяинституционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.



Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Структура права - это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура права

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека - это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России - в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право - новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы . Римские юристы говорили: «Договор - это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами , объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо

Норма - это образец, правило, мера. Норма показывают границы и пределы, в которых определенный объект сохраняет свои свойства и способность к дальнейшему функционированию, т.е. не теряет своей сущности.

Социальные нормы представляют собой правила, которые регламентируют поведение людей в обществе.

Социальные нормы отличаются наличием определенных свойств .

Во-первых, свойство социальности . Они регламентируют социальные сферы, включающие в себя: людей, общественные отношения, поведение людей. Следовательно, социальные нормы создают социальные структуры и подвергают регулированию социально значимое поведение человека.

Во-вторых, свойство объективности . Общество как сложноустроенная социальная система объективно испытывает потребность в регулировании. Социальные нормы складываются как результат нормативного обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся общественных взаимосвязей и закономерностей во взаимодействии людей. Потребность в повторении необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и создает феномен социального нормативного регулирования.

Однако следует принимать во внимание и роль субъективного фактора в создании социальных норм, т.е. необходимость в определенных социальных нормах должна осознаваться обществом.

В-третьих, свойство нормативности . Они обладают общим характером и функционируют как типовые регуляторы поведения людей. Их адресаты обособляются посредством перечисления их типовых признаков (например, возраст, пол и т.д.). Нормативность находит отражение и в многократности действия социальных норм. Их содержание определяет общую модель поведения.

В-четвертых, свойство ограниченности . Социальные нормы выступают мерой свободы человека, они устанавливают пределы для его социальной экспансии и поведенческой активности, обозначают способы удовлетворения потребностей.

В-пятых, свойство обязательности . Социальные нормы как нормативные предписания всегда в определенной мере обязательны для исполнения, они наделены предписывающим характером.

В-шестых, свойство процедурности . Их исполнению характерна процедурность, то есть наличие некоторых процедурных форм, детально отраженных порядков реализации и действия.

В-седьмых, свойство санкционированности . Каждый нормативный регулятор наделен механизмом обеспечения реализации собственных предписаний.

В-восьмых, свойство системности . Она свойственна как отдельным нормам, так и их совокупности. Общество должно продвигаться к созданию устойчивой системы норм, улучшению её системных качеств, а также повышению качества взаимодействия между отдельными видами социальных норм.

В современных обществах действуют правовые, политические, корпоративные, моральные и религиозные нормы, обычаи и другие регуляторы . Они взаимодействуют в нормативной системе общества. При этом каждый из них сохраняет качества особых социальных регуляторов. К основным социальным регуляторам принято относить право и мораль.

Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие черты:

1. Социальность . Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

· а) людей;

· б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

· в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность . Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность . Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

· социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность . Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.



6. Процедурность . Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность . Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана­лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом полити­ки является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не толь­ко в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма за­креплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступа­ют как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ори­ентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осозна­ния субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник фор­мирования политических и правовых норм - отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и госу­дарства и др.

Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

1. а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психо­логии);

2. б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

3. в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения од­них и тех же актов поведения;

4. г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

5. д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом слу­чае может продолжать действовать в силу привычки;

6. е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сфе­ру действия;

7. ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и обществен­ное мнение;

8. з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особен­ностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил ги­гиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и дей­ствует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи мо­рального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению кото­рых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может созна­тельно организовывать те или иные традиции, способствовать их становле­нию, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддерж­ку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить опреде­ленные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процес­се деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерчес­кой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как доста­точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название цере­мониала (правила церемонии).

Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обы­чаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

1. а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

2. б) внутрисистемные;

3. в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

4. г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому кон­тролю;

5. д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и ин­тересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме­рами воздействия.

Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общест­венных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Феде­рации этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выхо­дить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.

Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в кото­рые данная общественная организация может вступать), в оценке правомер­ности принятого общественной организацией решения.

Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм.

Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие - считают их со­циальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения че­ловека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоци­альную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные послед­ствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как:

1. а) главным объектом регулирования всех социальных норм является пове­дение людей (установление общественных отношений во всех случаях соци­ального регулирования - это лишь средство регламентации поведения). На тот же объект направлены и технические нормы;

2. б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, кото­рая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно раз­личаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «со­циальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практиче­ски равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.

Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкция­ми и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными. Однако из-за того, что техническую норму обеспечили право­вой санкцией, она свою природу не изменила: в ней сохранились все те чер­ты, по которым технические нормы как раз к социальным не относят.

Структура правовой нормы:

Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей: 1) гипотезы; 2) диспозиции и 3) санкции. Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, т. е. определяет сферу действия правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака – «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака – «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14). Классификацию гипотез можно осуществлять по следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме права.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные. Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме.

Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза – через общие, родовые признаки. В зависимости от того, насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в ст. 129 Гражданско-процессуального кодекса РФ содержится несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению – «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 ст. 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы. Диспозиции в зависимости от степени определенности можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные. Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение. Статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства». Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, т. е. обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным. Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой.

Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, т. е. это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние. В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «…наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 УК РФ).

10. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них

характерны следующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры И регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8.Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных нормВсе социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
- по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.


37. Соотношение норм права и норм+ морали.

Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль - это правила поведения , право и мораль - обладают общим характером , право и мораль - это регулятор общественных отношений , право и мораль - это продукты сознательной волевой деятельности людей . В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия.

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства , т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм . Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны . В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека . Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали . Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

38. Понятие, структура и виды правосознания .

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности: Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного

сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания - это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2. Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на следующие уровни:

1) По уровню отражении правовой действительности:

1. Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2. Профессиональное - складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3. научное - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

2) По субъектам:

1.Индивидуальное - складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2.Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4.Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Замечание 1

Различные процессы и объекты имеют свои нормы, указывающие границы, в пределах которых объект сохраняет свое качество и способность к функционированию – естественные, технические, социальные.

Правила поведения людей в обществе регулируются социальными нормами.

Они имеют характерные для них черты:

  • Социальность, регулирующая социальные сферы, включающие людей, общественные отношения, поведение людей;
  • Объективность, потому что общество нуждается в регулировании под давлением социальной необходимости. Нормы являются результатом нормативного обобщения устойчивых повторяющихся связей и взаимодействия между людьми;
  • Нормативность. Имея общий характер, социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, а нормативность проявляется в неоднократности действия норм;
  • При типовой ситуации в действие вступает социальная норма как общая модель поведения, как мера свободы индивида, как способ удовлетворения интересов и потребностей;
  • Обязательность;
  • Процедурность – наличие каких-либо процедурных форм;
  • Санкционированность, т.е. каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний;
  • Системность, она должна быть характерна как для отдельных норм, так и их массиву в масштабе всего общества.

Технико-юридические нормы в качестве регулятивного предписания имеют техническую норму, а как санкция – это будет охранительная норма, т.е. юридическая.

Исходя из этого, их можно рассматривать как юридические нормы технического содержания и, в то же время, как разновидность технических норм.

У специалистов существует два взгляда относительно природы технических норм – одни относят их к социальным нормам, а другие не относят, а считают их социальными.

Надо признать, что действительно, эти нормы своеобразны. С одной стороны, они исходят не от человека, а определяются законами природы и техники.

С другой стороны, они регулируют сферу несоциальную, потому что регламентируют отношения человека к природным объектам и технике.

Негативные последствия, которые появляются при нарушении естественных законов и технических правил выступают в качестве мер их обеспечения.

Замечание 2

Ряд специалистов, тем не менее, относят технические нормы к социальным, потому что объектом их регулирования является поведение людей, на что направлены и технические нормы. Эти нормы имеют социальное значение, т.к. искусственная среда обитания, связанная с развитием технической сферы, очень быстро развивается.

Сегодня, «техническая» норма стала актуальной, потому что определяет взаимоотношения человека и природы.

Социальная значимость технических норм по своему уровню различается и этот признак в оценке их «социальности» имеет большое значение. Например, поломка бытовой техники имеет социальную значимость равную нулю, потому что является результатом неправильного с ней обращения, но, опять же нарушение технических норм может привести к возгоранию и пожару.

Те технические нормы, которые имеют наибольшее значение, обеспечиваются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами.

Здесь тоже есть аргумент, что технические нормы могут принадлежать к социальным, а именно – технико-юридические нормы, как любые правовые, считают социальными. Несмотря на то, что их обеспечили правовой санкцией, природа не изменилась, и сохранились все черты, по которым они не относятся к социальным нормам.

Чтобы разрешить данное противоречие профессор А.Б. Венгеров считает, что надо различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регуляторы.

Группы социальных норм

Групповые нормы относятся к социальным нормам и представляют собой эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом.

В узком смысле это выработанные и принятые группой правила, которым должны подчиняться все её члены для совместной деятельности.

Это значит, что по отношению к этой деятельности нормы выполняют регулятивную функцию.

Те или иные социальные явления, опыт в организации определенной деятельности лежат в основе формирования ценностей группы. Очень важным фактом для групповой жизнедеятельности является различная значимость разного рода ценностей, их различное соотношение с ценностями общества.

Общими ценностями для всех общественных групп и рассматриваемые как ценности общества, являются такие понятия как добро, зло, счастье и др.

Если оценка идет конкретных общественных явлений – труд, образование, культура, то различие групп будет происходить по принимаемым оценкам.

Ценности той или иной группы не всегда совпадают, и о ценностях общества говорить становится уже труднее. Место социальной группы в обществе определяет специфику отношений к ценностям.

Именно на групповые ценности опираются правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы. Взаимоотношения индивида с членами группы можно определить при условии, если известно, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему.

Проблемой является мера принятия норм каждым членом группы. Важным здесь является следующее:

  • насколько индивиды принимают групповые нормы;
  • каково отступление каждым, от соблюдения этих норм;
  • каково соотношение социальных и «личностных» норм.

Функция социальных норм в том и состоит, что с их помощью личности предъявляются требования общества.

Для возвращения своего члена на путь соблюдения норм важен анализ санкций, которые могут быть поощрительные, запретительные, позитивные, негативные. Санкции необходимы для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Рассмотренные понятия представляют собой определенную концептуальную сетку с помощью которой можно дать социально-психологическое описание группы.

Структура социальных норм

Для правовой нормы характерна особая структура, потому что она отличается единством, целостностью, неделимостью.

Определение 1

Структура – это строение и внутренняя форма организации системы.

Норма права, если будет способна реагировать на реальные условия жизни, то сможет исполнять роль регулятора общественных отношений. Чтобы норма права не стала пожеланием, в ней должна быть предусмотрена принудительная реализация предписания.

Замечание 3

Таким образом, норма права – это единство элементов-предписаний, выполняющих все функции.

Структура правовой нормы включает в себя следующие три элемента:

  1. Гипотезу, содержащую описание условий действия правовой нормы, она указывает на фактические обстоятельства, с наступлением которых необходимо применять правило. Гипотеза будет простой, если указывается одно обстоятельство, с которым связывается действие юридической нормы. Например, на момент рождения ребенка его родителя являлись гражданами РФ, то и ребенок будет являться гражданином РФ независимо от того, где он родился. Сложная гипотеза ставит в зависимость одновременно несколько обстоятельств. Например, если родители ребенка, родившегося на территории РФ, не имеют гражданства этой страны, то ребенок все равно является гражданином РФ.
  2. Следующий структурный элемент нормы права – диспозиция. Это само правило поведения, им руководствуются при наступлении условий, которые предусматривает гипотеза. Когда формулируются правовые нормы перед и позади диспозиции, указывающей на конкретные права и обязанности участников правоотношений, может стоять гипотеза.
  3. Санкция является третьим элементом нормы права. Она указывает на меры, которые могут быть применены к неправомерно поступающим субъектам права – это меры государственного принуждения. Например, организация притонов, продажа наркотиков (это гипотеза). Данные противоправные деяния наказываются лишением свободы, срок которой выносит суд.


Просмотров