Статистические показатели несчастных случаев на производстве. Производственный травматизм, или на чём экономят капиталисты

Форма № ЗП-образование утверждена приказом Росстата от 30 ноября 2015 г. № 594. Там же вы найдете указания по ее заполнению. Статья поможет избежать ошибок при заполнении формы.

Карина СТЕНЕЧКИНА , Бухгалтер

Общие правила

Сведения о численности работников образования и об оплате их труда представляют:

  • учреждения, подведомственные Минобрнауки России, профильным органам исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления. Они отчитываются как в территориальный орган Росстата по своему местонахождению, так и в соответствующие органы управления в сфере образования (по принадлежности);
  • организации образования, не упомянутые выше. Они направляют отчет в территориальный орган Росстата по своему местонахождению, а также учредителю.

Форму № ЗП-образование лучше заполнять в электронном виде. Сдавайте сведения в течение 10 дней по завершении каждого отчетного периода (квартала). То есть в текущем году первую отчетность нужно представить не позднее 10 апреля.
Самая емкая отчетность по-прежнему будет у образовательных учреждений, которые реализуют программы нескольких видов. Ведь по каждому из них информацию о работниках придется отражать отдельно.

Основные изменения

Раньше надо было заполнять похожую форму, утвержденную приказом Росстата от 19 ноября 2014 г. № 671. Отдельные отличия, которые вы заметите в новом варианте, носят технический характер. Так, термин «договоры гражданско-правового характера» заменен на «гражданско-правовые договоры».
Существенно изменился порядок заполнения строки 14. Раньше здесь приводили сведения о педагогах дополнительного профессионального образования (ДПО), обучающих специалистов со средним профессиональным образованием. Теперь - о педагогах ДПО, занимающихся с теми, кто имеет или получает среднее профессиональное и (или) высшее образование. Выделите из строки 14 информацию о преподавателях и укажите ее по строке 15. А данные о мастерах производственного обучения уточните в строке 16.
Изменения, касающиеся других строк, на порядок их заполнения не влияют (см. таблицу).

Категории работников

В расшифровках для отнесения работников к той или иной категории появилось новое определение научных сотрудников. К ним отнесены:

  • главные научные сотрудники;
  • ведущие научные сотрудники;
  • старшие научные сотрудники;
  • научные сотрудники;
  • младшие научные сотрудники.

Перечень типов организаций

По сравнению с 2015 годом изменился и перечень типов организаций, которые охвачены федеральным статистическим наблюдением в сфере оплаты труда отдельных категорий работников. В частности, расширена группировка 3 «Образовательные организации». Так, организации СПО заменены на организации, реализующие программы СПО.

Заполнение отчета

В графе 1 основной табличной части формы № ЗП-образование приводят данные о средней численности работников списочного состава или среднесписочной численности работников за отчетный период, в графе 2 - данные о средней численности внешних совместителей.
Среднесписочную численность работников определите по правилам пункта 81.6 Указаний по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Используйте данные ежедневного учета списочной численности сотрудников. Их нужно предварительно уточнить, сверив с информацией из приказов:

  • о приеме, переводе на другую работу;
  • о прекращении трудового договора.

За каждый день истекшего периода с начала года необходимо:

  • распределить работников списочного состава по категориям персонала;
  • суммировать по категориям начисленную за этот период заработную плату.

Пример №1.

Вшколе-интернате 27 педагогов.
Это директор, четыре его заместителя, восемь учителей-предметников, два социальных педагога, три учителя начальных классов, пять воспитателей, один педагог дополнительного образования и один педагог-организатор.
Причем директор и один из его заместителей одновременно являются учителями-предметниками. Кроме того, есть медицинский и вспомогательный персонал.
Чтобы подготовить отчет за I квартал 2016 года, бухгалтер суммировал среднесписочную численность работников по каждой категории за январь - март 2016 года и разделил полученное число на 3.
Так, среднесписочная численность учителей в I квартале 2016 года составляла:

  • 20 человек за 31 календарный день января;
  • 22 человека за 29 календарных дней февраля;
  • 21 человек за 31 календарный день марта.

Следовательно, среднесписочная численность учителей за I квартал составила 21 человек [(20 чел. + 22 чел. + 21 чел.) : 3 мес.]. Полученный результат бухгалтер отразил по строке 06 формы № ЗП-образование с одним десятичным знаком (21,0).

не вступил в силу Редакция от 30.10.2012

Наименование документ ПРИКАЗ Росстата от 30.10.2012 N 574 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ И ОПЛАТЫ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАЯ 2012 ГОДА N 597 "О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"
Вид документа приказ
Принявший орган росстат
Номер документа 574
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.10.2012
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не вступил в силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Росстата от 30.10.2012 N 574 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ И ОПЛАТЫ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАЯ 2012 ГОДА N 597 "О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

Указания по заполнению формы N ЗП-образование

1. Респондентами по форме федерального статистического наблюдения N ЗП-образование являются юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, независимо от ведомственной принадлежности государственной и муниципальной форм собственности:

Дошкольные образовательные учреждения,

Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования,

Образовательные учреждения, реализующие программы начального, среднего и высшего профессионального образования,

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования,

Образовательные учреждения дополнительного образования детей (коды ОКВЭД 80.10.3 и 92.62).

2. Сведения по форме N ЗП-образование предоставляются респондентами, подведомственными органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, и Министерству образования и науки Российской Федерации, - в территориальный орган Росстата по месту нахождения, а также в соответствующие органы управления в сфере образования (по принадлежности) в сроки и адреса, указанные на бланке формы.

Организации и учреждения образования (кроме подведомственных органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, и Министерству образования и науки Российской Федерации) предоставляют форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения и учредителю.

3. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

4. Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

Приоритетным является предоставление формы в электронном виде. XML-шаблон формы размещен на официальном сайте Росстата gks.ru (Метаданные и нормативно-справочная информация/Статистическая отчетность в электронном виде/План-график размещения XML-шаблонов на Интернет-портале Росстата) и на официальном сайте территориального органа Росстата.

5. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица, в том числе в его обособленных подразделениях.

6. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес. Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

По территориально обособленным подразделениям юридического лица указывается идентификационный номер, который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения территориально обособленного подразделения.

Код типа отчитывающейся организации (графа 3 кодовой части формы) проставляется в соответствии с Перечнем типов учреждений социальной сферы и науки для сбора и разработки итогов федерального статистического наблюдения о численности и средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", приведенным в настоящих Указаниях.

Каждое образовательное учреждение заполняет строки только по тем категориям персонала, которые соответствуют этому уровню образования.

7. В графе 1 формы приводятся данные о средней численности работников списочного состава или среднесписочной численности работников за отчетный период, в графе 2 - данные о средней численности внешних совместителей.

8. Среднесписочная численность работников за период с начала года определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. При этом за каждый день истекшего периода с начала года необходимо распределить работников списочного состава по категориям персонала, суммировать по категориям начисленную за этот период заработную плату, исчислить среднесписочную численность работников по каждой категории, что даст возможность отразить переход работника в течение отчетного периода из одной категории в другую (например, если работник 6 месяцев работал как педагогический работник, а последующие 6 месяцев - как руководитель структурного подразделения).

9. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

10. Не включаются в списочную численность работники:

а) принятые на работу по совместительству из других организаций;

б) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;

В) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;

Г) направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

д) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

Е) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

11. При определении среднесписочной численности работников необходимо учитывать следующее.

А) В среднесписочную численность не включаются следующие работники списочного состава:

Женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

Работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени;

В) Работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы;

г) Лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы;

д) Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, во вновь созданных организациях), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце.

К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

12. Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время.

Средняя численность внешних совместителей за период с начала года и за год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода.

13. В графы с 3 по 5 включаются нарастающим итогом начисленные за отчетный период суммы оплаты труда списочного состава и внешних совместителей.

14. Фонд начисленной заработной платы в графах 3 - 5 включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот.

По графам 6 - 11 - фонд начисленной заработной платы всех работников (из графы 3) и фонд начисленной заработной платы внешних совместителей (из графы 5) распределяются по источникам финансирования: по графам 6 и 9 соответственно отражаются данные о средствах, поступивших за счет бюджетов всех уровней, по графам 7 и 10 - сведения о средствах ОМС (обязательного медицинского страхования), по графам 8 и 11 - средства от приносящей доход деятельности и иные средства.

15. Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы по графе 3 показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству; в графе 4 из графы 3 выделяется сумма, начисленная работнику за работу на условиях внутреннего совместительства.

Если работник по основной работе относится к одной категории, а по внутреннему совместительству - к другой, чем основная работа, то он должен быть отражен один раз - по той категории, к которой относится его основная работа. При этом по графе 3 по этой строке отражается суммарный заработок - за основную работу и за работу по внутреннему совместительству, а в графе 4 из графы 3 выделяется сумма, начисленная работнику за работу на условиях внутреннего совместительства.

Например, если педагогический работник дошкольного образовательного учреждения по внутреннему совместительству работает на должности, относящейся к обслуживающему персоналу, то он должен отражаться как единица по строке 04 графе 1, а в графе 3 должна отражаться его суммарная заработная плата как педагогического работника и как работника обслуживающего персонала; в графе 4 - только оплата труда по внутреннему совместительству, т.е. оплата труда работника обслуживающего персонала.

16. Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается один раз по месту основной работы, а начисленная ему заработная плата по трудовому договору и договору гражданско-правового характера - общей суммой в фонде заработной платы работников списочного состава (в графе 3); в графе 4 выделяется вознаграждение за работу по договору гражданско-правового характера. В рамках данного статистического наблюдения работа по договору гражданско-правового характера, заключенному работником списочного состава со своей организацией, рассматривается как внутреннее совместительство.

17. В графы 1 и 2 не включаются лица, работающие только по договору гражданско-правового характера и не входящие в списочную численность и численность внешних совместителей, а в графе 5 соответственно не отражаются суммы вознаграждений лицам, работающим только по договорам гражданско-правового характера. В графе 5 также не учитываются суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, выплаченные данной организацией лицам, являющимся внешними совместителями.

18. Более подробные методологические указания по заполнению данных о среднесписочной численности и фонде начисленной заработной платы приведены в "Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения N N П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м)", утвержденных приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 .

19. Данные о среднесписочной численности и средней численности внешних совместителей (графы 1 и 2), а также о фонде начисленной заработной платы (графы 3 и 5) по строке 01 должны быть согласованы с соответствующими данными формы N П-4 . Для организаций с численностью работников менее 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства и отчитывающихся по форме N П-4 с квартальной периодичностью, данные по строке 01 должны согласовываться с данными соответствующих граф формы П-4 за соответствующий период.

Для остальных организаций, отчитывающихся по форме N П-4 с ежемесячной периодичностью, данные фонда начисленной заработной платы по строке 01 должны согласовываться с суммой соответствующих данных по форме N П-4.

20. Образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее в своем составе необособленные структурные подразделения (факультеты, отделения, группы), реализующие программы начального профессионального образования, заполняет строки 08 - 10 по тем работникам, основной деятельностью которых является работа в необособленном подразделении. Штатные сотрудники образовательных учреждений среднего профессионального образования, работающие в необособленном подразделении, по строкам 08 - 10 не учитываются - они отражаются в строках 11 - 13.

Образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее в своем составе необособленные структурные подразделения (факультеты, отделения, группы), реализующие программы начального и (или) среднего профессионального образования, заполняет строки 8 - 13 по тем работникам, основной деятельностью которых является работа в необособленном подразделении. Штатные сотрудники ВУЗа, работающие в необособленных подразделениях, по строкам 8 - 13 не учитываются - они отражаются по строкам 17 - 18.

По строкам 02 - 28 все работники распределяются по категориям персонала:

По строке 02 приводятся данные о руководителе организации, т.е. первом лице организации.

По строке 03 приводятся лица, замещающие должности заместителей руководителя организации, руководителей структурных подразделений и их заместителей.

Строки 04 - 28 заполняются организациями в соответствии с их структурой.

По строке 04 приводятся сведения о педагогических работниках дошкольных образовательных учреждений.

К педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений относятся следующие категории: педагог-организатор; социальный педагог; учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед); педагог-психолог; воспитатель (включая старшего); музыкальный руководитель; концертмейстер; руководитель физического воспитания; инструктор по физической культуре; методист (включая старшего); инструктор-методист (включая старшего), педагог дополнительного образования.

По строке 05 приводятся сведения о педагогических работниках образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

К педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, относятся:

учитель; преподаватель; педагог-организатор; социальный педагог; учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед); педагог-психолог; воспитатель (включая старшего); педагог-библиотекарь; старший вожатый; педагог дополнительного образования (включая старшего); музыкальный руководитель; концертмейстер; руководитель физического воспитания; инструктор по физической культуре; методист (включая старшего); инструктор-методист (включая старшего); инструктор по труду; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; тренер-преподаватель (включая старшего); мастер производственного обучения.

По строке 06 из педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, выделяются учителя, к которым относятся учителя 1 - 4 подготовительных классов, русского языка и литературы, нерусского языка и литературы, истории, права, обществознания, экономики, математики, информатики, физики, химии, географии, биологии, английского языка, немецкого языка, французского языка, других иностранных языков, музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, трудового обучения и прочих предметов.

По строке 07 отражаются сведения о педагогических работниках образовательных учреждений дополнительного образования детей.

К педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования детей относятся: педагог-организатор; социальный педагог; учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед); педагог-психолог; воспитатель (включая старшего); педагог-библиотекарь; старший вожатый; педагог дополнительного образования (включая старшего); музыкальный руководитель; концертмейстер; руководитель физического воспитания; инструктор по физической культуре; методист (включая старшего); инструктор-методист (включая старшего); инструктор по труду; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; тренер-преподаватель (включая старшего); мастер производственного обучения.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей с кодами 3.7.6 - 3.7.9 по приведенному в настоящих Указаниях Перечню типов учреждений социальной сферы и науки для сбора и разработки итогов федерального статистического наблюдения о численности и средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (код ОКВЭД 92.62), к педагогическим работникам также относят: инструктора по адаптивной физической культуре; инструктора по спорту; спортсмена-инструктора; инструктора-методиста по адаптивной физической культуре; инструктора-методиста физкультурно-спортивных организаций; тренера; тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре; старших: инструктора-методиста по адаптивной физической культуре, инструктора-методиста физкультурно-спортивных организаций, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.

По строке 08 приводятся сведения о педагогических работниках образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования. Из строки 08 выделяется информация о преподавателях (строка 09), мастерах производственного обучения (строка 10).

По строке 11 приводятся сведения о педагогических работниках образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Из строки 11 выделяется информация о преподавателях (строка 12), мастерах производственного обучения (строка 13).

По строке 14 приводятся сведения о педагогических работниках образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку (повышение квалификации) специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. Из строки 14 выделяется информация о преподавателях (строка 15) и мастерах производственного обучения (строка 16).

К педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку (повышение квалификации) специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, относятся:

преподаватель; педагог-организатор; социальный педагог; учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед); педагог-психолог; воспитатель (включая старшего); педагог-библиотекарь; старший вожатый; педагог дополнительного образования (включая старшего); музыкальный руководитель; концертмейстер; руководитель физического воспитания; инструктор по физической культуре; методист (включая старшего); инструктор-методист (включая старшего); инструктор по труду; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; тренер-преподаватель (включая старшего); мастер производственного обучения.

По строке 17 указываются сведения о профессорско-преподавательском составе образовательных учреждений высшего профессионального образования.

По строке 18 - сведения о профессорско-преподавательском составе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку (повышение квалификации) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование.

К профессорско-преподавательскому составу относятся: ассистент; преподаватель; старший преподаватель; доцент; профессор; заведующий кафедрой; декан факультета (директор института).

Распределение работников по строкам 02 - 18 осуществляется по категориям персонала в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н в ред. 31.05.2011 N 448н) и Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н).

По строке 19 указываются сведения о научных работниках образовательных учреждений высшего профессионального образования, из которых по строке 20 выделяются научные сотрудники.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью ( , ФЗ N 127-ФЗ от 23 августа 1996 года). Правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ).

К исследователям относятся работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется законченное высшее профессиональное образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители (заместители руководителей) научных организаций и подразделений, выполняющие научные исследования и разработки).

К научным сотрудникам относятся работники, осуществляющие научное руководство проведением исследований и разработок по научным проблемам фундаментального и прикладного характера и (или) непосредственно участвующие в их проведении: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник и др.

По строке 21 - указываются сведения о научных работниках образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, из которых по строке 22 выделяются научные сотрудники.

По строкам 23 - 25 приводятся сведения о врачах, среднем и младшем медицинском персонале. Образовательные учреждения проставляют сведения по этим строкам только в том случае, если указанные медицинские работники являются штатными работниками, т.е. состоят в списочном составе образовательного учреждения или работают на условиях штатного совместительства (внешние совместители).

По строке 26 отражается информация о работниках, деятельность которых относится к сфере культуры, работающих в образовательных учреждениях, т.е. состоящих в списочном составе образовательного учреждения или работающих на условиях штатного совместительства (внешние совместители). По данной строке отражаются сведения о библиотечных работниках, художественных руководителях и т.п. в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 N 251н). При этом следует иметь в виду, что руководителя структурного подразделения, например, библиотеки, надо относить к категории "руководящие работники", т.е. сведения о них должны отражаться по строке 03.

По строке 27 отражаются социальные работники (в тех учреждениях, в которых предусмотрены такие должности).

По строке 28 приводится обслуживающий персонал, т.е. административно-хозяйственный персонал (бухгалтерия, канцелярия и т.д.) и другие работники, которые не вошли в предыдущие категории персонала, т.е. не отражены в строках 2 - 27.

21. При заполнении формы должны выполняться следующие контроли:

Гр. 3 > = гр. 4 по всем строкам

гр. 3 = сумме граф 6 - 8 по всем строкам

гр. 5 = сумме граф 9 - 11 по всем строкам

Стр. 01 = сумме строк 02 - 05, 07, 08, 11, 14, 17 - 19, 21, 23 - 28.

Перечень типов учреждений социальной сферы и науки для сбора и разработки итогов федерального статистического наблюдения о численности и средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы

в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Код Наименование группировки
1 2
3 Образовательные учреждения
3.1 Дошкольное образовательное учреждение
3.1.1 Дошкольные образовательные учреждения
3.1.2 Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся дошкольного образования
3.2 Общеобразовательное учреждение
3.2.1 Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся начального общего образования
3.2.2 Общеобразовательные учреждения и школы-интернаты
3.2.3 Кадетские учреждения
3.2.4 Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой
3.2.5 Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
3.2.6 Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
3.2.7 Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
3.2.8 Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи
3.3 Учреждение начального профессионального образования
3.3.1 Образовательные учреждения начального профессионального образования
3.3.2 Учреждения начального профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний
3.3.3 Специальные профессиональные училища
3.4 Учреждение среднего профессионального образования
3.4.1 Образовательные учреждения среднего профессионального образования
3.5 Учреждение высшего профессионального образования
3.5.1 Образовательные учреждения высшего профессионального образования
3.6 Учреждение дополнительного профессионального образования
3.6.1 Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
3.6.2 Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование
3.7 Учреждение дополнительного образования детей
3.7.1 Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеские центры, детские (подростковые) центры, детские экологические (оздоровительно-экологические, эколого-биологические) центры, детские морские центры, детские (юношеские) центры, детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры
3.7.2 Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств)
3.7.3 Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств)
3.7.4 Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детские экологические (эколого-биологические) станции
3.7.5 Детские школы искусств, в том числе по видам искусств
3.7.6 Детско-юношеские спортивные школы
3.7.7 Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва
3.7.8 Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы
3.7.9 Детско-юношеские клубы физической подготовки и адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки

По данным Минздравсоцразвития, в России ежегодно на производстве погибает в среднем 3 тысячи человек, 14 тысяч становятся инвалидами, 10 тысяч приобретают профессиональные заболевания.

Всего за год на российских предприятиях получают травмы 200 тысяч человек, 180 тысяч умирают «по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов».

Такова официальная статистика, которую ежегодно готовит ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России, на основе данных, предоставляемых разными органами и организациями, которые занимаются изучением условий труда на производстве. А данные эти весьма разнятся (см. рисунок 1)

Рисунок 1. Динамика численности пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве

Так, в 2008 году Федеральная инспекция труда зафиксировала около 4000 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, а Росстат – 2500. В то же время, по данным Международной организации труда, в России ежегодно из-за работы в опасных условиях погибают 190 тысяч человек, из них 15 тысяч – в результате несчастных случаев.

Вместе с тем, в целом, показатели производственного травматизма снижаются. Однако причины кроются не в качественном улучшении условий труда, а в сокращении численности занятых в базовых, наиболее травмоопасных, видах экономической деятельности и в сокращении объёмов производства. Динамика производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, четко реагирует на состояние экономической активности. Так, в 2009 году показатели травматизма были минимальными за последние годы, что было связано с экономическим кризисом. Оживление экономической активности в 2010 году сказалось и на повышении уровня травматизма в РФ относительно 2009 года.

Однако есть ещё одна особенность, касающаяся и травматизма на российских предприятиях, и соответствующей статистики. Так, количество несчастных случаев на производстве в России в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом, а количество погибших, наоборот, возросло.

По мнению руководителя компании по охране труда «Сибпроф» Сергея Крыгина, статистика по несчастным случаям на производстве намеренно искажается. Реальные смерти на производстве скрыть трудно, хотя и такое иногда случается. А вот количество несчастных случаев и пострадавших в них легко подкорректировать.

Единственный источник данных о травматизме — это учреждения Минздрава, а они регистрируют обстоятельства со слов пострадавших. Пострадавший под давлением руководства предприятия зачастую представляет случившееся как бытовую травму.

Например, в 2012 году из 201 расследования, которые провела Инспекция по охране труда, 18 касались сокрытых несчастных случаев на производстве. И это сокрытие выявляет ещё одну характерную особенность современной системы охраны труда в России.

«В советские времена, когда жизнь ценили выше, чем сегодня, профилактика была главным направлением работы по охране труда. Главным показателем качества работы инспектора по труду было уменьшение количества случаев производственного травматизма. А сегодня главная задача трудового инспектора - штрафовать предприятия на деньги. То есть рабочий план на месяц измеряется не в спасённых жизнях, а в тысячах рублей. Чем больше руководство предприятия пренебрегает охраной труда - тем на большую сумму инспектор его оштрафует. Получается, что задача инспектора сегодня - не сократить производственный травматизм, а наоборот, увеличить его, чтобы собрать больше денег…» — рассказал Сергей Крыгин в интервью «Аргументам и фактам».

Некоторые эксперты полагают, что вступление России в ВТО приведёт к улучшению ситуации в сфере охраны труда, т.к. нормы и правила приблизятся к западным. Однако, как заявляют сами специалисты по охране труда, информации о системе, существующей на Западе, не так много, а та, которая есть, требует тщательной проверки. Западная система может быть ещё хуже, а с учётом того, что Запад вынес большую часть своих предприятий в страны «третьего мира», их нормы и правила вряд ли можно взять за образец, и мы убеждаемся в этом постоянно. Так, на швейных фабриках в Бангладеш охрана труда отсутствует как явление. Катастрофы с человеческими жертвами происходят регулярно, а в 2013 году обрушившееся здание фабрики

«Современные российские правила написаны кровью ещё во времена СССР. Кроме того, эти нормативы разрабатывали научные институты - и не факт, что кто-то в мире столь же серьёзно подходил к разработке охраны труда», — подчёркивает Сергей Крыгин.

Правила есть, но ситуацию с травматизмом на производстве они не улучшают. Почему?

Есть профессии опасные – пожарные и спасатели, например, постоянно находятся в группе риска. Бывают на производстве, как и в быту, несчастные случаи, связанные с так называемым «человеческим фактором» — недостаточным вниманием самих работников к безопасности своего труда. Однако основные причины высокого травматизма и смертности на предприятиях связаны с особенностями капиталистического процесса производства.

Хвалёный принцип «частный собственник – лучший хозяин» в отношении безопасности труда рабочих действует плохо. Жизнь и здоровье работников – это первое, на чём экономит работодатель. Он, конечно, рискует в какой-то степени, т.к. законодательство предусматривает ответственность за травматизм на производстве. Однако получение сиюминутной выгоды гораздо важнее. В крайнем случае, хозяин готов выложить часть прибыли в качестве компенсации за причинённый ущерб здоровью, но на сознательную заботу о своих работниках он не пойдёт никогда. В результате на предприятиях России сегодня сильная изношенность оборудования. В Советском Союзе в целях охраны труда рабочих замена оборудования происходила в строго определённые сроки. Так, например, буровые станки списывались через 7-8 лет эксплуатации. Сегодня они работают по 20 с лишним лет, т.е. уже не менее трёх сроков.

Кроме того, в условиях капиталистического процесса производства рабочие сами не заинтересованы в соблюдении правил охраны труда. При полном их соблюдении на предприятии резко падают объёмы производства (в горнорудной промышленности, например, в 4 раза), что тут же сказывается на зарплатах рабочих. Таким образом, даже профсоюзы не в состоянии решить эту проблему. Иногда профсоюзы организуют так называемые итальянские забастовки – рабочие намеренно строго соблюдают все правила, в том числе правила техники безопасности. В результате прибыль собственника резко сокращается. Однако в России, где зарплаты рабочих невелики, итальянские забастовки не пользуются популярностью – российские рабочие не послушают профсоюзных лидеров, иначе им не на что будет кормить свои семьи. Поэтому травматизм на российских предприятиях продолжает оставаться серьёзной проблемой.

На московских предприятиях ежегодно фиксируются сотни нечастных случаев. Число погибших узнать точно невозможно. В поле зрения общественности попадают лишь громкие случаи, такие как недавний прорыв трубы водопровода на Измайловском проспекте, в результате чего было затоплено московское метро. Тогда от разрушительного гидроудара погиб рабочий-сварщик Мосводоканала. А общие данные о несчастных случаях и погибших рабочих в столице варьируются, как и везде, даже в официальных источниках. Так, в 2010 года тогдашний заммэра Швецова заявила, что в Москве за год было зафиксировано 180 несчастных случаев с летальным исходом. А по данным Роструда, в 2010 году погибло 150 рабочих.

В последнее время причиной гибели людей на рабочем месте всё чаще становится наглая вседозволенность, которую позволяют себе нынешние «хозяева жизни». Достаточно вспомнить два чудовищных случая, произошедших в Москве в 2009 году: убийство водителя снегоуборочной машины и расстрелянную майором Евсюковым кассиршу супермаркета.

Другие материалы по теме:

13 комментариев

связист 28.03.2014 23:42

Не надо думать, что капитализм и нещадная эксплуатация человека труда-есть его нормальное состояние. Дибилизм руководства предприятий и личное наплевательское отношение к жизни-есть основные причины травматизма. Ответственно говорю. На работе у меня два смертельных случая были. Один-наплевательское отношение к своей личной безопасности. Второй- вообще наплевательское отношение к нормам техники безопасности руководящего состава. Результат всего-два трупа.

Максим 31.03.2014 01:26

Строил пару лет назад Филип-моррису спортивную площадку. Я такого уважения к безопасности труда не видел не где в России. При входе в офисный корпус большая надпись 5000000 часов без травматизма. Я посмеялся и спросил это серьезно? Сказали что очень серьезно и они этим гордятся. Потом я это проверил на практике. Так что капиталист как раз к ТБ относится очень внимательно.

Надежда 31.03.2014 04:55

Да, да, мы все знаем и истории про добрых помещиков, которые были весьма добры и заботливы по отношению к своими крепостным. Как же, как же… Отказывать в человечности никому нельзя. И крепостные очень ценили хозяйскую любовь и заботу. Что правда, то правда.

кот Бегемот 31.03.2014 05:31

Единственное, в чём можно согласиться с автором статьи, так это с её мыслью о наглой вседозволенности, да и то она начинается с воспитания в семье, являющейся ячейкой общества, в котором на протяжении столетия культивируется насилие над человеком.
Завод Хёндэ Мотор Компани. В обязанности специалиста по производственному обучению (преподаватель)входит:
— Проведение обучения по электробезопасности и охране труда;
— Планирование и организация образовательного процесса;
— Работа с документацией по обучению;
— Развитие методических материалов для обучения и тестирования в области энергетической, промышленной безопасности и охраны труда;
— Участие в других проектах Департамента производственного инжиниринга и охраны труда.
В обязанности оператора производственной линии, кроме всего прочего, входит:
— Строго выполняет правила техники безопасности и охраны труда
— Разрабатывает предложения по усовершенствованию производственного процесса.
Условия работы:
— Заработная плата от 38 500 руб;
Официальное оформление;
— ДМС;
— Оплачиваемый отпуск 28 дней;
— Компенсация расходов на питание;
— Предоставление спецодежды;
— Служебная развозка из различных районов города и области.
Кстати, в производственной компании Геллы-симпсолога:
— Первое нарушение работником правила техники безопасности и охраны труда — денежный штраф с вычетом из заработанной платы работника;
— Второе нарушение этим же работником — его увольнение и денежный штраф с начальника участка с вычетом из его заработанной платы;
— Следующее нарушение правил техники безопасности и охраны труда любым работником подчиняющегося этому начальника участка — увольнение начальника участка;
— Неисполнение требования по плановому техническому обслуживанию оборудования — денежный штраф ответственных за обслуживание с вычетом его из их заработанной платы.
— Невыполнение требований по плановому техническому обслуживанию оборудования повлекшее выход оборудования из строя — увольнение ответственных за обслуживание.

кот Бегемот 31.03.2014 09:15

Когда-то пришлось быть свидетелем любопытного случая, когда иностранный предприниматель безуспешно искал на открытую им фабрику начальника участка, имеющего высшее образование по специальности инженер. Причиной вакансии на эту должность было то, что в обязанности начальника участка входило после окончания рабочей смены он должен был лично проверить работоспособность и исправность оборудования и инструмента на вверенном ему участке, состояние одежды и средств защиты работников, а в случае выявления каких то неисправностей принять меры к его ремонту либо замене. Утром он должен был лично проверить готовность работников участка к работе, причём чтобы он успевал это сделать производственное совещание директор фабрики проводил до того как проходил осмотр и инструктаж работников перед сменой. Так вот один из кандидатов после собеседования аргументировал свой отказ тем, что он получал высшее образование не для того чтобы работягам …. подтирать. Сейчас работает то ли сторожем, то ли вахтёром и материт всех и вся, что в России угробили производство.

Александр Челяб.обл.г.Аша 31.03.2014 21:46

Поясню: штрафы являются по современному трудовому законодательству запрещённой мерой воздействия на работника, так и запрещённым видом наказания. В зависимости от взысканных сумм «штрафов» возможна уголовная ответственность виновников наложения этих «штрафов», а также собственника предприятия.

кот Бегемот 01.04.2014 02:46

Александр из Челябинской области, не нравится термин штраф назовите по другому, но факт остаётся фактом, что в данном случае идёт естественный отбор добросовестных рабочих и специалистов. И хочу отметить, что часто становится стыдно за Отечество, когда слышишь как иностранные ИТР общаясь между собой и думая что их речь не понимают, отзываются о российских специалистах как жлобах не имеющих ни инициативы, ни желания развиваться творчески.

кот Бегемот 01.04.2014 03:05

Кстати, Александр из Челябинской области, в отличии от вас коммуниста, чьи классовые интересы, как мы уже выяснили, смыкаются с интересами капиталиста, владельца предприятия на котором вы работаете, мы не коммунисты считаем, что как раз работы непочатый край и по инспекции по труду, и по прокуратуре. Нам ещё наши предки, чью кровь проливали ваши предшественники от своего имени для обеспечения себя общественными благами говорили, что коммунисты, для расправы со своими идеологическими оппонентами готовы сотрудничать хоть с кем и хоть в какой позе.

Александр Челяб.обл.г.Аша 01.04.2014 06:38

О «смыкании интересов» Вы не могли выяснить из моих слов, Вы опять додумываете за меня. А работать надо везде, где есть в этом общественная потребность. Предков же в родне хватает столько, что их было и с той и с другой стороны во времена гражданской войны так, что про «наши» предки, «ваши» предки говорить сейчас бессмысленно. Если же Вы имеете в виду предков в Отечественную войну, то для меня здесь такая же ситуация насчёт предков, но все они воевали за Советский Союз. Предателей и изменников не было, в коммунистах никто из них не ходил. Младший брат одно моего деда был в КГБ-шниках, но и его вся деревня и родня уважала и любила.

кот Бегемот 01.04.2014 07:35

Уважаемый Александр из Челябинской области, раздел комментарии к статье, предназначен для высказывания мнения читателем статьи, но никак не для перебранки между читателями, которую вы с некоторыми вашими товарищами навязываете даже не из неуважения, а из хулиганских побуждений. Кстати, это отличительная черта, присущая людям, у которых творческое мышление подменено идеологическим. А лично вам специально говорить какие-то слова и не надо, т.к. просматривающееся мышление в ваших записях гармонично укладывается в марксистка-ленинскую диалектику. Хотя надо заметить, что это не я должен вам на это обращать внимание, а вы должны сами это понимать, прежде чем провоцировать бессмысленную перебранку.

Александр Челяб.обл.г.Аша 01.04.2014 09:46

Где я устроил «бессмысленную перебранку»?
Это, к сожалению, от Вас и от некоторых других исходит какая-то не понятная для меня агрессивность. Агрессивность ко мне лично и ко всему положительному, что связано с СССР и Россией, к нашему производству.
Видимо, за то, что я «гармонично укладывается в марксистка-ленинскую диалектику» я достоин только пренебрежению и агрессии от любого человека «другого вероисповедания». Вообще, по-Вашему, я не достоин дышать и передвигаться и имею право только на Талергоф. Может последний абзац я только лишь домысливаю?

Ваше имя 25.07.2016 23:14

Единственный источник данных о травматизме - это учреждения Минздрава, а они регистрируют обстоятельства со слов пострадавших. Пострадавший под давлением руководства предприятия зачастую представляет случившееся как бытовую травму.

Вредные для здоровья рабочие факторы — неотъемлемая часть любой работы, вне зависимости от сферы деятельности предприятия. Конечно, получить повреждение, расцениваемое как производственный травматизм, можно, просто упав со стула, но существуют профессии, для которых риск становится явлением ежедневным.

По данным Росстата за прошедший год, на 136 тысяч зарегистрированных промышленных предприятий со средней численностью штата в сотню человек приходится примерно 31 тысяча несчастных случаев в год. Специалистами составлен рейтинг, позволяющий получить представление о том, какая производственная отрасль признана наиболее опасной по результатам опросов, отчетности и итогов специальной оценки условий труда, и сравнить с похожими показателями за текущий год, сделав, таким образом, выводы о том, как изменилась статистика производственного травматизма.

Итак, согласно числам, приведенным в таблице Росстата , нами составлен список наиболее травмоопасных профессий в России.

  • Наиболее опасной за 2014 год стала сельскохозяйственная отрасль — охота, лесное хозяйство, растениеводство и животноводство. Численность официально зарегистрированных пострадавших в этой сфере достигает 3193 человека, из них 1898 человек приходится на животноводческое и 741 — на растениеводческое хозяйство. Работа с сельхозаппаратурой, химикатами и пестицидами, травмы, полученные в результате нападений животных — все это предоставляет огромное количество вредных и опасных факторов, с которыми приходится сталкиваться работникам сельского хозяйства. Также на эту отрасль пришлось 159 человек с установленными профессиональными заболеваниями.
  • Пищевое производство также предоставляет неоптимистичные статистические данные: 2053 пострадавших и 22 выявленных профессиональных заболевания. В этой отрасли самые печальные показатели демонстрирует производство кормов для животных — 944 происшествия — и мясное производство — 360 несчастных случаев, практически по одному в день — вот результат работы с холодильными установками, жарочными печами, контейнерами и мясорубками.
  • Традиционно одной из самых опасных промышленных сфер деятельности считается добыча полезных ископаемых и работа шахтеров. Травматизм в этой отрасли за 2014 год действительно высок — 1726 зарегистрированных пострадавших и 1865 профессиональных заболеваний. Из них на добычу угля приходится 621 пострадавший, на добычу нефти и природного газа — 399 получивших повреждения человек.
  • Производство машин и оборудования и металлургическая промышленность также являются опасными областями — 1486 несчастных случаев с пострадавшими и 238 обнаруженных врачами заболеваний, связанных с постоянной работой на этих производствах. Станки и шлифовальные машинки, резка металлов, громкие звуки и высокие температуры — все это оказывает существенное влияние на здоровье работников.
  • Обработка древесины и изготовление древесных изделий — вальщики леса, обрубщики сучьев, водители лесозаготовочного транспорта — зарегистрировано 857 случаев травматизма и 48 профзаболеваний. Работа с тяжелой и медлительной техникой, пилами, печами и столярными инструментами всегда чревата серьезными травмами.

Производственный травматизм за 2015 год

Данные Роструда за первое полугодие текущего года отмечают снижение производственного травматизма со смертельным исходом на 11% , а вершины антирейтингов самых опасных профессий занимают строительные и обрабатывающие отрасли. Проведенная специальная оценка условий труда на этих местах присваивает им 3 и 4 классы вредности с получением обязательных и положенных законодательством бонусов, но вряд ли льготы действительно перекрывают полученный на производстве ущерб.

Возможно ли предотвратить? Конечно возможно, отвечают специалисты. 30% всех несчастных случаев, в том числе и смертельных, происходят из-за неправильной организации производственного процесса: не уследил бригадир, неправильно составили распорядок дневных работ, слишком близко друг к другу поставили станки или обрабатывающие машины, не подготовили и не обучили работников заранее.

Число работников, занятых на производстве с вредными и опасными факторами, стремительно сокращается — все меньшее количество людей хочет рисковать своим здоровьем, а иногда и жизнью, ради заработной платы, пусть даже высокой. Государственный заказ на рабочие специальности огромен — больше всего нужны строители, врачи, водители и работники сельскохозяйственной сферы — только вот желающих становится все меньше.

Прежде, чем открывать вакансию, необходимо позаботиться об обеспечении на производстве безопасных условий труда, утверждают специалисты. И пренебрегать своевременным обучением, спецоценкой условий , закупкой надежных средств индивидуальной защиты, медицинскими осмотрами и прочими мероприятиями определенно не имеет смысла.



Просмотров