Ст 3 фз о противодействии коррупции. Основные принципы противодействия коррупции

Поиск других статей

Страницы в журнале: 115-117

О.Н. БИБИК,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются недостатки Федерального закона «О противодействии коррупции» и высказываются рекомендации по его совершенствованию.

Ключевые слова: понятие коррупции, противодействие коррупции, совершенствование закона о противодействии коррупции, культура и коррупция.

The law on corruption counteraction requires in essential changes

In article lacks of the Federal law «About corruption counteraction» are considered and recommendations about its perfection express.

Keywords: сoncept of corruption, corruption counteraction, perfection of the law on corruption counteraction, culture and corruption.

10 января 2009 г. вступил в силу первый в отечественной истории Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон), принятие которого ознаменовало качественно новый этап в реализации уголовной политики в области борьбы с коррупционными правонарушениями. Несомненно, сама идея Закона - создание нормативной базы для противодействия коррупции, в том числе формирование понятийного аппарата, закрепление принципов, организационных основ противодействия коррупции, мер по ее профилактке, - требует поддержки и одобрения. Но все эти плюсы многократно нивелируются недо статками Закона, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Внимание Закона в основном сосредоточено на такой фигуре, как государственный (муниципальный) служащий. Статьи 8-12 Закона, предусматривающие конкретные меры по противодействию коррупции, посвящены только указанной категории чиновников. Вместе с тем следует отметить, что существуют также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, которые не являются государственными и муниципальными служащими, следовательно, полностью исключаются из сферы действия Закона. Данное ограничение в криминологическом плане совершенно необоснованно, ведь наиболее опасными проявлениями коррупции являются преступления, совершаемые лицами, замещающими государственные и муниципальные должности (судьи, губернаторы, министры, мэры, депутаты и т. д.).

Борьба с коррупцией в России по традиции приобрела черты кампании: в погоне за показателями правоохранительные органы стали привлекать к уголовной ответственности преподавателей вузов, инспекторов ГИБДД, врачей, прочих должностных лиц, стоящих на последних ступенях современной «табели о рангах», на фоне процветающей коррупции в высших эшелонах власти. Данная «стратегия» вызывает одновременно и удивление, и отторжение подобных приоритетов, значительно снижает авторитет проводимой политики в указанной выше сфере.

Закон во многом является рамочным, содержит небольшое количество мер практической направленности. Но и эти меры представляются совершенно неэффективными, не имеют необходимого потенциала для решения поставленных задач.

Проанализируем данные меры.

1. Согласно ст. 8 Закона на служащих возложена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная мера уже предусмотрена в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), но свою эффективность доказать не смогла. Представляется, что и после повторного закрепления в Законе она не поможет выявить нелегальные доходы служащего, изобличить его в совершении коррупционного правонарушения. Декларация о доходах и имуществе будет формально содержать указание на то денежное содержание, которое выплачивается служащему, а также на имущество, которое находится в собственности служащего и членов его семьи.

2. Предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона). Данное нормативное положение вводит новый для современного российского законодательства институт доносительства о совершении преступления и правонарушения. Указанный институт в целом, видимо, не нарушает принципов демократического государства, он может использоваться и в противодействии коррупции. Однако соответствующие нормы скомпрометировали себя в советский период, и в настоящее время общественное мнение вряд ли поддержит их широкое применение. Полагаем, в силу сложившейся традиции государство все еще воспринимается не как институт, подконтрольный гражданскому обществу, а как механизм принуждения и подавления. Поэтому не стоит возлагать на ст. 9 Закона больших надежд.

3. Законом регулируются отношения при возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе - ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей (статьи 10 и 11). Порядок разрешения указанного конфликта закреплен, в частности, в ст. 19 Закона о госслужбе. Отсутствие практики применения соответствующих норм свидетельствует об их неэффективности; нет примеров, когда данные нормы предотвращали бы проявления коррупции. Действующие в органах власти комиссии по урегулированию конфликта интересов работают «для галочки».

4. На гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, налагаются ограничения при заключении им трудового договора (ст. 12 Закона). Например, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Пункт 3 ст. 17 Закона о госслужбе содержит аналогичную норму об ограничениях, налагаемых на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Ситуация аналогичная: очередное переписывание в Законе норм, уже установленных иными актами и также не применяющихся на практике.

Таким образом, Закон, по сути, не создает жизнеспособного инструментария противодействия коррупции. Характер замечаний к Закону указывает на необходимость его существенной переработки. Стоит отметить, что указанных недостатков можно было избежать, если бы Закон на стадии его разработки и принятия широко и критически обсуждался среди специалистов и в научных кругах. Искреннее удивление вызывает тот факт, что отмеченные недостатки, будучи очевидными, крайне редко анализируются практиками и учеными, слабость Закона предпочитают не замечать. Одной из немногих работ, в которых содержится конструктивная критика Закона, стала статья проф. А.В. Наумова «Новое антикоррупционное законодательство: много упущено». Хотя научное сопровождение законопроектных работ в уголовном праве приобрело образ недостижимого идеала, тем не менее, следуя принципу «юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю “нет”» (сформулирован М.Д. Шаргородским), полагаем, надо сказать «нет» действующей редакции Закона и призвать ответственных лиц к скорейшему устранению недостатков, допущенных при разработке нормативных основ противодействия коррупции.

Критика конструктивна, если одновременно формулируются альтернативные способы решения проблемы. Предлагаем рассмотреть вопрос о внесении в Закон следующих изменений.

1. Распространить положения Закона на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

2. Ввести контроль над расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего над приобретением дорогостоящих предметов, объектов недвижимости. Складывается парадоксальная ситуация: чиновники, занимающие высшие должности, получают весьма скромную зарплату, но при этом умудряются тратить баснословные суммы. Предлагается предусмотреть обязанность указанных лиц декларировать покупку недвижимости, автомобилей, иных предметов, например, стоимостью от 50 000 руб. При этом в декларации должны содержаться сведения об источниках доходов, на которые были приобретены соответствующие вещи.

3. В систему мер по противодействию коррупции включить проведение проверки лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальные должности. Данная проверка может заключаться в предложениях чиновникам незаконных выгод (например, взятки). Указанная мера отвергается абсолютным большинством специалистов в том случае, если лицо впоследствии привлекается к уголовной ответственности, поскольку рассматривается как бесчестный поступок, провокация совершения преступления. Хотя мы не разделяем данную точку зрения, можно предложить другой подход: с не прошедшим проверку должностным лицом служебный контракт расторгается. При этом результаты проверки не будут использоваться в целях привлечения указанных лиц к уголовной ответственности. Необходимо задуматься о том, какова цена вопроса: может ли общество допустить к распределению благ людей (например, в статусе федерального министра), способных поддаться искушению.

4. Изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что нередко лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, осуждаются условно, что не противоречит уголовному законодательству. Данный феномен противодействия «беловоротничковой» преступности уже давно известен криминологии. В целях совершенствования нормативных основ борьбы с коррупцией предлагается внести изменения в ст. 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

5. Уточнить понятие коррупции. Закон определяет коррупцию через обязательный признак - получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера (ст. 1). Между тем коррупция может заключаться в приобретении выгоды неимущественного характера (например, карьеризм, протекционизм). Пленум Верховного суда РФ обоснованно обратил внимание на данный аспект должностной преступности в п. 16 постановления от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Основным признаком коррупции является использование властных ресурсов в личных целях. Поэтому предлагается дополнить определение коррупции случаями получения от коррупционного правонарушения выгод неимущественного характера.

6. Наконец, требуется серьезный комплекс мер по изменению общественного мнения о проявлениях коррупции. В отечественной культуре прочно закрепился стереотип отношения к взяточничеству, мздоимству как к неизбежному злу. Множество примеров тому встречается, в частности, в русских пословицах и поговорках, которые представляют собой глубинный срез ментальности этноса, основу народной культуры, а самое главное - многовековой житейский опыт. Они в совершенно откровенной и нелицеприятной форме свидетельствуют и об уровне правосознания людей, и о степени криминализации общества. У В.И. Даля в разделе «Суд - лихоимство» встречаем такую пословицу: «Пред Бога с правдой, а пред судью с деньгами». И там же: «Судья - что плотник: что захочет, то и вырубит», «Не бойся суда, бойся судьи», «Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь», «Неправдою суд стоит», «В суд пойдешь - правды не найдешь», «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с приносом». В разделе «Закон» читаем: «Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты», «Где закон, там и обида», «Если бы не закон, не было бы и преступника». Расхожей остается поговорка «Не подмажешь - не поедешь». Думается, что подобные культурные традиции существенно осложняют борьбу с преступностью. Но противодействие им должно осуществляться не силами правоохранительных органов, а на основе внутренних механизмов оздоровления культуры.

Библиография

1 См. об этом: Наумов А.В. Новое антикоррупционное законодательство: много упущено // Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

2 Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

3 Даль В.И. Пословицы русского народа. Т. 1. - Спб., 1879. С. 184, 189, 191, 290.

Эпизод, когда Петр I жестоко бьет Меньшикова за некачественное сукно, запоминается силой и экспрессивностью. Да, и в России прежних лет государственные служащие не всегда честно исполняли свои обязанности, а проще говоря, запускали руки в государственную казну ради собственной выгоды. Ну а уж если совсем просто – воровали.

Для тех, кто еще не понял, о чем мы будем говорить в сегодняшней статье, поясняем: дорогие друзья, речь в ней пойдет о коррупции, существовавшей, как мы видим, задолго до современной Руси, однако не искорененной до сих пор.

Между тем в 2008 году в Российской Федерации был принят федеральный закон о коррупции под номером 273. В чем его смысл, насколько он эффективен, какова ситуация сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как все начиналось

В начале 21-го века серьезное внимание на проблему коррупции обратили в мировом сообществе. Настолько серьезное, что Организация Объединенных наций выработала Конвенцию, направленную на борьбу с этим явлением, охватившим, по мнению создателей документа, все страны мира.

Члены ООН заявили в Конвенции о том, что каждая страна в мире бороться с коррупцией не просто может, а обязана. Российская Федерация документ подписала (в декабре 2003 года), после чего – в марте 2006 года – ратифицировала.

В 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева Государственная Дума и Совет Федерации одобрили новый закон. Начиная с 2011 года, в него вносили изменения и дополнения. Последняя редакция закона датирована 28 июня 2017 года, в нее вошли изменения, принятые в апреле того же года.

Порча, подкуп, а иначе – коррупция

Закон о коррупции играет важную роль в жизни общества. Поэтому хотя бы кратко, но необходимо остановиться на его содержании. Итак.

  • Во-первых, в законе дается определение такого понятия, как коррупция. По существу, это все те же мздоимство и лихоимство, существовавшие на Руси, но в современном изложении. Взятка, использование служебного положения во зло, извлечение из него всяческих выгод в виде денег, имущества и других ценностей – все это коррупция.
  • Во-вторых, документ включает в себя 14 статей. В их числе раздел по противодействию и профилактике явления. Отдельная статья посвящена международному сотрудничеству нашей страны по борьбе со злом в виде коррупции; в законе отражается, какую роль в борьбе играют Президент РФ, Федеральное Собрание, Генеральный прокурор, Счетная палата, правительство, органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
  • В-третьих, большое внимание в документе уделяется государственной службе, а конкретно госслужащим и муниципальным служащим. Именно этот документ вменил в обязанность лицам, замещающим эти должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе, причем не только своих, но и супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей. Говоря об обязанности предоставлять так называемую декларацию, нельзя не упомянуть: отказ от ее предоставления служит основанием отказать соискателю в приеме на работу, то есть на службу.

Один из интересных моментов закона – необходимость сообщать в соответствующие органы (в прокуратуру, работодателю и др.), если, к примеру, кто-то предлагает госслужащему взятку. В документе это называется «склонение к совершению коррупционных правонарушений». В случае неисполнения этого пункта, человека могут уволить, в случае исполнения – закон обещает защиту.

Есть профилактика – нет проблемы

По существу, профилактика – это ряд мер, которые необходимо проводить, чтобы проблема не возникала. В вопросах борьбы с коррупцией профилактика особенно важна. В законе четко говорится, что нужно делать, чтобы преодолеть это явление.

Всего выделено 6 пунктов. В их числе формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции, обязательная экспертиза всех актом органа власти – будь то федеральный или муниципальный.

На практике приходилось встречать много документов муниципального уровня, например постановлений главы города – о выделении земли, о проведении благоустройства и т. д. Эти документы обязательно включают в состав экспертизу на предмет коррупционной составляющей. Такая же процедура с принятием документов городским Советом депутатов – вариант без экспертизы не допускается.

К профилактическим мерам относят предоставление сведений о доходах государственными и муниципальными служащими, о чем мы уже говорили, и контроль, который осуществляется с привлечением общественности и парламента.

Еще более подробно в законе расписано, что должны делать государственные органы, чтобы эффективно противодействовать данному явлению.

2017 год: что нового?

Последние изменения в закон о коррупции были внесены в апреле 2017 года. Согласно им, государственным и муниципальным служащим теперь можно быть членами различных организаций, например, садоводческих, гаражных и др. кооперативов, а также товариществ собственности недвижимости.

Глава региона теперь обязан проверять сведения, которые предоставляют муниципальные служащие, на предмет полноты информации и ее достоверности. Содержится и еще ряд изменений, касающихся сотрудников органов внутренних дел, и тех, кто поступает в некоторые высшие учебные заведения.

Точка не поставлена


Точка в деле борьбы с коррупцией, конечно же, не поставлена – ни в мировом сообществе, ни в России. Сегодня это одна из самых актуальных проблем современности. Не случайно в нашем государстве помимо упомянутого закона выходят Указы Президента на антикоррупционную тему; о необходимости противодействия коррупции В. В. Путин не раз говорил в обращении к Федеральному собранию и т. д. Тем не менее ситуация остается острой.

В поиске эффективных мер неплохо было бы обратиться к опыту Советского Союза, в котором несмотря на отдельные эпизоды говорить о засилье коррупции не приходилось. На заре советской власти борьба с коррупцией была очень жесткой – причастных к ней лиц расстреливали. Многие историки считают, что в эпоху Сталина данное явление вообще сошло на нет.

В более поздние времена – Хрущева и Брежнева – почва для таких преступлений существовала, но борьба с коррупционерами велась активно. Можно вспомнить «рыбное дело», когда к ответственности было привлечено более 5 тысяч человек, многие сняты с должности, многие получили реальный срок за преступления.

Сегодня коррупционные скандалы не редкость. Ряд чиновников в последние годы лишился своих должностей. Однако в целом говорить о коренном переломе в борьбе пока рано. И если содержание закона о коррупции вопросов не вызывает, строгое его соблюдение обеспечивается не всеми и не всегда. Так что борьба продолжается.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Коррупционное правонарушение (простыми словами «взяточничество») является одним из самых распространенных преступлений в России среди чиновников, предусмотренных УК. И хотя в 2019 году зафиксировано снижение коррупции, ни законы, ни деятельность специальных органов нельзя назвать особо эффективными в решении данной проблемы. До сих пор предприниматели и простые граждане практически ежедневно сталкиваются с произволом и вымогательством со стороны власть имущих. Что можно сделать и куда идти жаловаться в такой ситуации?

Общую информацию, в том числе основные принципы противодействия коррупции, имеет возможность найти любой человек: для этого достаточно заглянуть в ФЗ под №273 от 2008 года (с изменениями на 2019 г.). Но для того, чтобы проблема была решена максимально быстро, лучше обратиться к профессионалам.

Оставив вопрос под статьей на сайте или заполнив специальную форму внизу страницы, можно быть уверенным, что опытные юристы подскажут решение любой проблемы в течение нескольких минут. А, главное – юридическая помощь является бесплатной и предоставляется круглосуточно.

Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 - 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

Так что же такое коррупция? Этим понятием охвачены преступления, совершаемые должностными лицами в период своей трудовой деятельности вследствие злоупотребления служебным положением.

Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

  • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

Основы в борьбе с вымогательством чиновников

В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

  • законность;
  • признание прав и свобод граждан;
  • комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
  • важность предупреждения коррупционных преступлений;
  • тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
  • публичность деятельности государственных органов;
  • неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.

Меры противодействия коррупции

Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

  • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
  • мониторинг закупок для государственных нужд;
  • тщательный анализ доходов и расходов;
  • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
  • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

Ограничения для госслужащих

Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

  • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
  • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

Куда пожаловаться на коррупцию?

Столкнувшись с произволом чиновников в любой сфере деятельности, человек растерян и не знает, куда идти жаловаться. А ведь стоит помнить, что УК Российской Федерации содержит специальные статьи, согласно которым взятки, злоупотребление и превышение должностных полномочий, растрата государственного имущества и схожие деяния рассматриваются не иначе как преступления, влекущие за собой уголовное наказание в соответствии с законом. Поэтому гражданин, узнавший о таком деянии, непременно должен сообщить о нем в специальные организации.

По состоянию на 2019 год в России существуют следующие интернет-порталы и органы, в которые пострадавший может направить жалобу по факту коррупции:

  • Комитет по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, являющийся общественной организацией. Принимает заявления о нарушении отдельным норм УК и других федеральных законов как в электронной форме на сайте http://com-cor.ru, так и в виде обычных писем.
  • Zastupnik(точка)org – российский ресурс, созданный в 2014 году при поддержке депутатов Госдумы РФ в целях борьбы со взяточничеством и другим произволом должностных лиц. Это эффективный проект, с помощью которого можно получить консультацию эксперта по любому правовому вопросу и пожаловаться на нарушение закона. Деятельность сотрудников Zastupnik(точка)org является правомерной и направлена на защиту интересов граждан.
  • Региональные подразделения специального отдела МВД Российской Федерации – ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Этот отдел создан в рамках реализации программы по борьбе с коррупцией должностных лиц, а также в целях пресечения попыток коммерческого подкупа чиновников. В данном случае к должностным лицам и чиновникам относятся:
    • сотрудники федеральных министерств, служб, агентств;
    • депутаты Госдумы;
    • сенаторы Совета Федерации;
    • руководители субъектов РФ;
    • иные высокопоставленные лица.

В этот орган можно жаловаться и сообщать о фактах коррупции круглосуточно, поскольку сотрудники ГУЭБиПК РФ принимают заявления граждан 24 часа в сутки, однако на прием можно предварительно записаться и по телефону.

  • Региональные подразделения еще одного специального отдела в системе Министерства внутренних дел – Главное управление собственной безопасности (ГУСБ Российской Федерации). Целью деятельности указанного отдела является пресечение и борьба с коррупцией среди сотрудников полиции. Нередки случаи, когда лица, призванные защищать граждан от беззакония, сами вымогают деньги у потерпевших. При наличии достаточных оснований полагать, что полицейский нарушает закон и совершает коррупционное правонарушение, гражданину рекомендуется жаловаться в подразделение ГУСБ своего региона, поскольку, в случае оформления жалобы в дежурной части, есть вероятность, что информация попадет «не в те руки» и произойдет срыв операции. А, следовательно, доказать состав преступления и наказать «оборотня в погонах» будет очень сложно.
  • Телефон доверия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ – при денежном вымогательстве и превышении полномочий врачами муниципальных лечебных заведений.
  • Телефон доверия Министерства образования и науки Российской Федерации – при требовании взяток преподавателями учебных учреждений;
  • Отделение Генеральной прокуратуры по месту жительства – в случае произвола контролирующих инстанций в коммерческой деятельности и должностных лиц муниципальных органов. Жаловаться в этот орган можно разными способами:
    • телефон доверия;
    • оформление жалобы в электронной форме;
    • Почта России;
    • личный прием.

Для ускорения рассмотрения жалобы необходимо помнить о зоне ответственности каждого органа и его территориальной принадлежности. Не стоит сразу писать гневные письма важнейшему руководству страны (Президенту, Генеральному прокурору и т.д.), не пройдя перед этим нижестоящие инстанции.



Просмотров