Союзный договор 1922 года. Договор об образовании ссср (1922)

Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным , выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина , поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров - во главе с В. И. Лениным.

В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР , в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.

Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.

Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов.Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.

СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений» .

Лит.: Гросул В. Я. Образование СССР (1917-1924). М., 2007; Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. М., 1999; Ка p а-Му p за С. Г. Исто p ия советского госуда p ства и п p ава. М., 1999. Гл. 4. Советская власть и национально-государственное строительство; Кульчитский С. СССР. историческая неотвратимость распада // День. 2001. 22 дек.; Образование СССР // История Отечества: курс лекций. М., 2003.

Всем бодрого майского дня. В виду недавних праздников познавательно разобраться с определяющими документами истории СССР и Германии. Одним из таких документов является Рапалльский договор. В конце этой статьи вы увидите его текст и сможете сами его прочесть. Ведь историк-любитель от историка-профи отличается тем, что последний читает именно источники и работает с ними. Кстати разбор документов мы начали .

Причины

Рапалльский договор был подписан между РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) и Германией 16 апреля 1922 года, затем опубликован в советской газете «Известия» 10 мая. Напомню, что СССР образовался лишь 30 декабря 1922 года, то есть после заключения договора.

Причины подписания этого документа крылись во многом. Перечислим ключевые.

Во-первых , с подписанием Версальского мирного договора в 1919 году в мире стала действовать новая система сдержек и противовесов. На самом деле условия Версальского мира сами по себе спровоцировали новую мировую войну. Поскольку главный принцип этой системы был «Разделяй и властвуй». Страны Антанты хотели сделать молодую Советскую республику и Германию изгоями международной политики.

Именно поэтому они созвали Генуэзскую конференцию, чтобы договориться о взимании репараций с Германии и долги Царского правительства с РСФСР. Таким образом оба государства стали изгоями международной политики и это обусловило их сближение.

Во-вторых , несмотря разное государственно-политическое устройство и разные идеологии, Германия и Россия до были хозяйственными союзниками. Так германский капитал активно вкладывался в Российскую экономику и многие немцы имели серьезные промышленные объекты на территории России. Другое дело, что они все были национализированы советским руководством..., но об этом далее.

В-третьих , оба государства остро нуждались в хозяйственном договоре, который бы помог с восстановлением экономик. Первым таким договоров для них как раз и стал Рапалльский.

Конечно, может быть совсем непонятно, каким образом столь разные государства сумели договориться? Ведь Германия была капиталистической страной. А ее министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау был до мозга костей промышленником и капиталистом. Для Германии был именно важен хозяйственный союз. Георгий Васильевич Чичерин, представлявший молодую, никому неизвестную Советскую республику, происходил из старинного дворянского рода.

Советская Россия тогда выступала вообще за мировую революцию... Но именно реализм, проявленный В.И. Лениным (Ульяновым) и напористость Г.В, Чичерина, позволила заключить выгодный и для России, и для Германии договор. Кстати, ночное заседание, в ходе которого немецкая сторона обсуждала тезисы, представленные советской делегацией, вошло в мировую историю как «Пижамное совещание» 🙂

Последствия

Подписание договора в Рапалло явилось для стран Антанты неприятным, хотя и вполне ожидаемым сюрпризом. Договор позволил выйти из внешнеполитической изоляции, наладить хозяйственное сотрудничество между РСФСР и Германией.

Одновременно документ вошел в мировую историю, как равноправный. Он стал образцом, закрепив те основания, на которых вообще, по идее, должны быть построены международные отношения.

Отдельная статья документа оговаривала, что Германия не прочь, если Россия не отдаст немцам национализированные предприятия (!). Но взамен Россия не сделает этого же и по отношению к другим странам, которые имели на ее территории промышленные объекты. Это, конечно, было большим успехом советской дипломатии.

Также, оба государства установили в отношении друг друга режим наибольшего благоприятствования. То есть если российский предприниматель приезжал в Германию, то ему предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, равно как и германским промышленникам в России.

Подписание документа ввело в международное сообщество такое словосочетание как «Дух Рапалло». Оно означало как раз основы равноправия самоуважения, на которых и должны быть построены международные отношения.

Договор в Рапалло положил долгому сотрудничеству. И многие ученые всерьез изучали возможность создания Оси: Берлин-Москва-Токио. Но, об этом как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи: после поста есть форма подписки.

Важный вопрос: до какого года действовал Рапалльский договор? Ученые считают, что он действовал аж до марта 1941 года, когда СССР отправил последнюю поставку сырья в Германию.

Текст договора

«Германское правительство, представленное рейхсминистром, доктором Вальтером Ратенау, и правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, представленное Hародным Комиссаром Чичериным, согласились относительно нижеследующих постановлений:

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

б) Публичные и частно-правовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведенных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а та»же от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь.

Статья 6.

(...)

в) ст. 1-й, ст. 4-я настоящего договора вступают в силу с момента ратификации; остальные постановления настоящего договора вступают в силу немедленно.

Чичерин Ратенау

С уважением, Андрей Пучков

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР - международно-правовой либо государственно-правовой акт учредительного характера, принимаемый в целях объединения двух и более государств в союзное государство. В современной истории России С.Д. был подготовлен дважды: 1) в 1922 г заключен Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»; 2) в 1990-1991 гг. по решениям съездов н.д.СССР и н.д.РСФСР подготовлен и согласован проект нового С.Д., заключение которого, однако, дважды было сорвано.

Союзный Договор 1922 г. В 1922 г. в советских социалистических республиках были собраны съезды их Советов, единодушно уполномочивших своих делегатов на принятие решения об образовании СССР. На основании данных им полномочий делегаты республик на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. приняли Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик и постановили подписать Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик». Провозгласив незыблемость основ Советской власти, Декларация подчеркнула, что «союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С.Д. 1922 года об объединении в одно союзное государство - «СССР» - был заключен между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения). Ведению Союза ССР , в лице его верховных органов, по С.Д. 1922 г подлежали: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил СССР; л) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселениях; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии; ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик. В 1924 г. с принятием Конституции СССР С.Д. 1922 г. фактически вошел в ее текст.

Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 н.д.РСФСР. В литературе стало обычным искажать суть этого документа, хотя Декларация, прежде всего, закрепила принципы, которые должны были «состaвить основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора». Провозглашенная полнота влaсти РСФСР касалась лишь ограниченного круга вопросов госудaрственной и общественной жизни - зa исключением тех (вопросов), «которые добровольно передaются РСФСР в ведение Союзa ССР” (п. 5). Декларация содержала 14 упоминaний Союзa: союзных Конституции, зaконодaтельствa, грaждaнствa и других aтрибутов союзной госудaрственности, устанавливая принцип добровольности объединения России с другими республикaми Союзa ССР нa основе Союзного Договорa. Зa грaждaнaми РСФСР сохрaнялось грaждaнство СССР. Рaзноглaсия же между Республикой и Союзом предлaгaлось рaзрешaть в порядке, устaнaвливaемом Союзным договором.

Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».

Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.

Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию , которое было назначено на 20 августа 1991 г.

Процесс заключения С.Д. был сорван попыткой введения чрезвычайного положения, создания группой руководящих деятелей Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. После этих событий работа над С.Д. была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза)вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного (и последнего) Съезда н.д.СССР работа над завершением С.Д. поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта С.Д.. На заседаниях Госсовета 16.09.1991, 14 и 25.11.1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. Президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект С.Д. в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект С.Д. был опубликован в печати.

Однако, и на сей раз заключение С.Д. было сорвано. После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1.12.1991, в руководящих кругах РФ возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8.12.1991 в виде т.н. Беловежского соглашения - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании С.Н.Г.” (подробнее - см.СНГ).

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25.11.1991 представляет интерес не только для истории, но и как политико-юридический документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза ССР - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.

Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство , осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).

Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.

ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.

Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.

Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.

Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).

Президент Союза - избираемый гражданами Союза глава конфедеративного государства, который выступал бы гарантом соблюдения С.Д. и законов Союза, являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представлял Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществлял контроль за выполнением международных обязательств Союза.

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.

Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств-участников договора - настоящему договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами-участниками договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств-участников договора.

Столица Союза - город Москва. Государственная символика Союза: Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

С течением времени практика деятельности институтов СНГ (см.) , а также более тесного межгосударственного интеграционного объединения - Союза Беларуси и России (см..) заставляет все чаще возвращаться к идее заключения С.Д. как документа конституционного значения, обеспечивающего воссоздание единой союзной государственности на новых государственно-правовых началах.

К.ю.н. О.Г.Румянцев

  • 11. Вечевой строй Новгородской и Псковской феодальных республик, его характеристика.
  • 12. Общественно-политический строй Новгородской и Псковской феодальной республик.
  • 14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства
  • 15. Образование Русского централизованного государства
  • 16. Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.
  • 17. Класс феодалов,его эволюция в период становления Русского централизованного гос-ва.
  • 18. Крестьяне,основные этапы их юридического закрепощения. Городское население и холопы в период становления русского централизованного гос-ва.
  • 19. Органы гос. Власти и управления сословно- представительной монархии в России.
  • 22. Судебник 1497 г.
  • 23. Соборное уложение 1649 г. –кодекс крепостничества. Преступления и наказания. Судопроизводство.
  • 24.Абсосютизм в России: понятие,предпосылки возникновения,особенность и переодизация.
  • 25. Сословная структура российского феодального общества в 18в,её характеристика.
  • 26. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.
  • 28.Становление губернского административно- территориального деления Российской империи.
  • 29. Характеристика уголовного права по законодательству Российской империи первой четверти 18в.
  • 30.Характеристика судебного процесса по российскому законодательству первой четверти 18в.
  • 31.Изменения в социально- классовой структуре российского общества в XIX в.
  • 32. Изменения в государственном аппарате Российской империи в первой половине XIX в.
  • 33. Систематизация российского законодательства м.М. Сперанским. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных,его характеристика.
  • 34.Крестьянская реформа 1861 г в Российской империи: предпосылки, содержание и реализация.
  • 35. Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870гг в Российской империи.
  • 36. Система судебных органов по реформе 1864г в Российской империи. Прокуратура.Адвакатура.
  • 37. Основные направления контрреформ в Российской империи последней четверти 19в.
  • 38. Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 39. Государственный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 41.Изменения в государственном механизме и законодательстве Российской империи в годы первой мировой войны.
  • 42. Временное правительство и его государственный аппарат в эпоху крушения царизма.
  • 43. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, их деятельность в эпоху крушения царизма.
  • Часть 2.
  • 1. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,его решения и первые шаги по формированию гос-го аппарата Российской Республики.
  • 2. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 3. Всероссийское Учредительное собрание: предыстория созыва, выборы и разгон. Формирование постоянно действующих высших органов государственной власти и управления рсфср.
  • 4. Разработка,принятие и введение в действие Конституции рсфср 1918г.
  • 5. «Конституция советской власти» по Конституции рсфср 1918 г.
  • 6. Возникновение рсфср: практические шаги и юридическое оформление.
  • 7. Национально-государственное строительство рсфср (вторая половина 1918 - середина 1920-х гг.).
  • 9.Создание основ уголовного и гражданского законодательства рсфср в первые годы Советской власти.
  • 10. Кодекс законов о труде 1918 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 11. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 12. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г, основные положения.
  • 14. Чрезвычайные органы.
  • 15.Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.История разработки и основные положения.
  • 16.Кодекс законов о труде рсфср 1992 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 18. Уголовный кодекс рсфср 1922: разработка, принятие и основные положения.
  • 19. Гражданский кодекс рсфср 1922 г его необходимость,разработка и общая характеристика.
  • 20. Уголовный кодекс рсфср 1926 г.:причины разработки и принятия,общая характеристика.
  • 21. Конституция ссср 1924 г.:разработка,утверждение,введение в действие, структура и основные положения.
  • 22. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов рсфср (октябрь 1917-1920гг.).
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.
  • 24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.
  • 26.Конституция ссср 1936 г.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 27. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 28.Развитие трудового и колхозного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 29. Уголовное и уголовно- процессуальное право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941).
  • 37. Основные направления развития права в период либерализации общественных отношений(середина 1950х-середина 1960х)
  • 38. Развитие трудового и с/х права в период замедления темпов общественного развития(середина1960-середина1980).
  • 39. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период замедления темпов общественного развития(сер1960-сер1980)
  • 40.Основные направления развития конституционного и гражданского права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 41.Основные направления развития семейного,трудового и уголовного права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 42. Ломка формы гос. Единства в период реставрации капитализма. Возрождение суверенной рф.
  • 43. Ломка политической системы в период реставрации капитализма.
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.

    Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

    совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

    развитие экономических и хозяйственных связей;

    единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

    интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

    Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР: Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

    Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

    Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР. В результате за основу был взят проект Ленина.

    30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

    В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

    СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

    Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

    Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

    Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

    24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.

    Положение о судоустройстве РСФСР 1923 г.

    создавалась единая судебная система:

    Народный суд в составе постоянного народного судьи;

    Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    Губернский суд;

    Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы.

    Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

    Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

    29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

    Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

    Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

    25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

    Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

    На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

    На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

    26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

    В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

    25. Развитие советского государственного аппарата в период новой экономической политики (1921-1929)

    Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В силу этого их структура и организация были в принципе аналогичны республиканским.

    Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов как высший орган власти Союза выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. Это положение было зафиксировано в Договоре об образовании СССР, а затем и в Конституции 1924 г. Союзные республики были представлены пропорционально их населению.

    Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. II съезд Советов Союза собрался в январе 1924 г., через 13 месяцев после I; III съезд Советов работал в 1925 г. Громоздкость съездов, определенные организационные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года <*>. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

    В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

    В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИК союзных республик, он был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами народов, входящих в его состав.

    Одна из палат носила название Союзного Совета, другая - Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять членов от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату посылали также автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.

    В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум ЦИК образовывался из президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

    Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

    Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

    Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.

    Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции).

    Деление органов отраслевого управления на три различные категории выработалось еще до образования СССР, в практике взаимоотношений РСФСР с союзными с ней республиками. В 1919 - 1922 гг. сложился порядок, когда наркоматы РСФСР, выступавшие в то время как своеобразные общефедеральные органы, в одном случае руководили той или иной отраслью управления союзных республик непосредственно, в другом - через наркоматы этих республик, в третьем - совсем или почти совсем не вмешивались в работу соответствующих ведомств независимых советских республик.

    Этот опыт был обобщен и использован во время разработки Конституции СССР. Создание такой системы органов отраслевого управления имело ту же цель, что и образование второй палаты ЦИК Союза. Оно обеспечивало наилучшее сочетание общих интересов Союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

    Практически наркоматы СССР были созданы не сразу. ЦИК Союза пришлось на некоторое время передать их функции органам РСФСР. При этом российским наркоматам поручалось подготовить для комиссии Президиума ЦИК проекты Положений о народных комиссариатах СССР.

    В июле 1923 г. был упразднен Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. В постановлении ВЦИК по этому вопросу говорилось, что он выполнил свою задачу по строительству национальных республик. Мыслилось, что функции Наркомнаца будет теперь выполнять Совет Национальностей ЦИК СССР. Однако вскоре при Президиуме ВЦИК снова были организованы специальные органы, ведавшие национальной политикой в пределах Российской Федерации (Отдел национальностей и др.). Аналогичные органы существовали и в других союзных и даже автономных республиках. Так, на Украине в 1924 г. была создана постоянная Комиссия по делам национальных меньшинств при ВУЦИК. В Таджикской АССР в 1927 г. при президиуме ЦИК республики был создан Отдел по делам национальных меньшинств <*>. В 1929 г. во всех автономных республиках РСФСР, а также при областных и краевых исполкомах было разрешено создавать постоянные комиссии по делам национальных меньшинств.



    Просмотров