Письменные обращения граждан и их виды. Понятие и виды обращения граждан

Арендный блок

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика государственного управления

Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

Предмет и система административного права

Место административного права в системе российского права

Понятие и виды административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Систематизация административно-правовых норм

Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления

Понятие и виды органов исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, их классификация

Виды органов исполнительной власти (классификация)

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

Федеральное министерство: понятие, функции, структура

Федеральное агентство: понятие, функции, структура

Федеральная служба: понятие, функции, структура

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Административно-правовое регулирование общественных объединений

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Государственная регистрация юридических лиц

Лицензирование отдельных видов деятельности

Формы государственного управления

Методы государственного управления

Правовые акты управления

Понятие, признаки и принципы государственной службы

Система и виды государственной службы

Должности государственной службы

Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи. Лабораторная работа

Лабораторная работа Изучение экстратоков замыкания и размыкания цепи. Определение индуктивности соленоида без сердечника и с сердечником.

Современные подходы к организации семейного и детского досуга

Технологии организации семейного досуга. Анимационные технологии в организации детского и семейного досуга.

Социальная депривация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения

Выпускная квалификационная работа. ЦМК методического обеспечения коррекционной педагогики. Специальность – Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Обычное право в русской деревне в конце XIX - начале XX вв.

Курсовая работа. Изучение обычного права во второй половине XIX - начале XX вв. позволяет наиболее полно показать явления, происходящие в пореформенной деревне.

Устройство и эксплуатация железнодорожного пути

Расчетно-графическая работа. Кафедра: «Путь и путевое хозяйство». Расчет одиночных обыкновенных стрелочных переводов. Организация снегоборьбы на станции. Пути сообщения

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

1.2 Классификация обращений граждан

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует три (что признано всеми правоведами и отражено в законодательстве): устная, письменная и электронная.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, приме-нение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные. Бородин, И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод / И.А. Бородин // Военно-юридический журнал. - 2007. - № 8. - С. 12. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в России, когда Президент РФ отвечал в прямом эфире на вопросы заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п.

Также следует отметить такую специфическую форму подачи обращений, как публикация в печати материалов, связанных с предложениями, заявлениями, жалобами. Впервые подобная норма была зафиксирована в п. 11 Указа Президиума ВС СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. № 2534-VII (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - № 17. - Ст. 144.. Этот Указ впервые признал публикации в прессе обращениями. В действующем Федеральном законе этой нормы уже нет, что, вполне оправданно. Публикации в прессе лишены одного важного признака обращения - адресата. Они обращены «к народу», то есть ни к кому конкретно, следовательно, нельзя требовать, что бы какой то орган или должностное лицо их рассматривали. Кроме того, нет гарантии, что газету, в которой «обращение» было опубликовано, прочтет именно то должностное лицо, которое по компетенции должно его рассматривать.

В принципе по форме подачи можно выде-лить так называемые «смешанные» или «устно-письменные» обращения - вы-полненные в письменном виде, но поданные на личном приёме, а не прислан-ные по почте.

Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией. В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением. Надыгина, Е.В. Электронное обращение граждан как атрибут современного государства / Е.В. Надыгина // Инновации в государстве и праве России: Материалы Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2009. - № 2. - С. 338.

В зависимости от содержания, ст. 4 Закона № 59 различает три вида обращений: предложение, заявление, обращение.

В работах большинства исследователей приводится большее количество разновидностей обращений. В действиях граждан по защите своих прав реализуется одновременно и частный и публичный интерес, если обращения граждан понимаются как правозащитные, действия Н.А. Ямольская разделяла их на три разновидности, каждой из которых соответствует определенный вид обращений граждан: профилактические действия (цель их не в установлении нарушений, а в создании лучших условий для реализации права), их формой являются предложения; сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - письма-сигналы. защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы. Нудельман, В.Я. Обращение граждан в органы публичной власти как институт гражданского общества: понятие, сущность, содержание / В.Я. Нудельман // Юридическая мысль. - 2010. - № 3. - С. 49.

Подобный подход представляется оптимальным в качестве базы для систематизации и классификации обращений граждан по содержанию. Он дает возможность «привязать» любую разновидность обращений к трем формам «правозащитных» действий.

Однако основными и наиболее распространенными видами обращений граждан являются, те, которые названы в Законе № 59 - ФЗ.

Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (ст. 4 Закона № 59 - ФЗ).

Предложение не связано с нарушением прав и с реализацией каких-либо прав заявителя, оно направлено на внесение изменений в существующий порядок. Предложения могут быть самыми различными по содержанию. Внося предложение, гражданин не преследует личной цели, не стремится защитить свои права от нарушений, а пытается непосредственно воздействовать не принятие решений государственной или муниципальной властью. Это включает, в частности, право, индивидуально и совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод. Плотников, А.А. Понятие и сущность конституционного права граждан на обращения / А.А. Плотников // Актуальные проблемы правовой науки: материалы международной научно-практической конференции. - Архангельск, 2011. -№ 5. - С. 137.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (ст. 4 Закона № 59 - ФЗ).

Такой вид обращения как заявление, может преследовать одну из двух целей: «позитивную» или «негативную». Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К «негативной» цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Примерами позитивного заявления могут служить: заявление о бракосочетании в органы ЗаГС, заявление о создании юридического лица в органы налоговой службы. «Негативным» заявлением будет заявление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина в государственных органах или органах местного самоуправления.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимся видом обращений являются жалобы граждан. Жалоба в соответствии со ст. 4 Закона № 59 - ФЗ это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения следует отметить, что все жалобы граждан делятся на: административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства. Иными словами, второй тип - это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм процессуального законодательства. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: «Проспект», 2010. - С. 186.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах. Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время.

Существует еще одна классификация обращений - по субъекту: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные обращения подписываются одним лицом - заявителем. Коллективным может быть признано лишь обращение двух и более граждан одновременно и совокупно, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях. Выделяются также петиции - коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты / Е.И. Лыскова // Государство и право. - 2008. - № 11. - С. 111.

Принятые в ряде субъектов РФ законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как: ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; повторные обращения - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и краевым законодательством для рассмотрения данного обращения; анонимные обращения - обращения, не содержащие сведений о личности обратившихся граждан, а именно: фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы.

Однако следует отметить, что анонимные обращения или письма-сигналы, по своей сути направлены на уведомление властей о каком-либо нарушении закона (или подзаконного акта) - совершенном или могущем совершиться, об ущемлении прав других граждан, не имеющих прямого отношения к заявителю. Письма сигналы, таким образом, вообще не связаны с личностью заявителя, и поэтому в соответствии с п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 11 Закона № 59 - ФЗ не подлежат рассмотрению, за исключением случаев, когда в них «содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом, совершенном противоправном деянии, а так же о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем».

Таким образом, основными видами обращений граждан, используемыми в законодательстве и в отечественной юридической литературе являются предложение, заявление и жалоба. Классификация обращений граждан имеет огромное значение для практики, поскольку специфические виды обращений требуют и особой процедуры рассмотрения.

Административно-юрисдикционный процесс

15 ноября 2006 года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ МВД России от 22.09.2006 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»...

Социальное правовое государство величайшее достижение человеческой мысли. Правовое государство ценный результат развития мировой культуры...

Деятельность участкового уполномоченного полиции по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав...

Заявления и жалобы граждан

К сожалению, в отличие от отмененного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем Законе подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган...

Институт заявлений, предложений, жалоб

Обращение граждан - это их только право, не обязанность. Поэтому результат обращения будет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализации такого права со стороны государства и должностных лиц...

Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

В настоящее время обращения граждан характеризуются в Федеральном законе следующим образом: - по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой...

Обращения граждан в системе обеспечения законности государственного управления

Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления берет свое начало в статьях 33, 52 и 53 Конституции РФ...

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия...

Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства...

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан. Кроме Закона № 59 - ФЗ...

Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан

Согласно ст. 9 Закона письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению организациями, к компетенции которых относится решение вопроса, изложенных в обращениях. Процесс рассмотрения включает в себя следующие этапы: выяснение...

Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления

Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным признакам...

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган...

Право обращения граждан в органы власти

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59...

Пути совершенствования работы с обращениями граждан (на примере администрации Тракторозаводского района города Челябинска)

Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан не возможна без должного нормативного регулирования данной сферы правоотношений...

Конституционное право граждан на обращение является одним из ведущих социально-политических прав граждан России и закреплено в отечественном праве, начиная с 1977 года. Оно является важным инструментом охраны прав граждан, одной из организационно-правовых гарантий их защиты.

Осуществление гражданами своих конституционных прав и свобод носит сложный, комплексный характер, зачастую одновременно реализуется не одно, а несколько прав граждан. Не вызывает сомнения тот факт, что право граждан на информацию и право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и к должностным лицам этих органов, организаций и объединений - тесно взаимосвязаны. Получение гражданами информации от указанных органов и должностных лиц возможно только путем подачи ими обращений, как письменных, так и устных. Таким образом, право на обращение является одной из конституционных гарантий и в то же время механизмом реализации права граждан на информацию. Вместе с тем, следует оговориться, что получение информации, с одной стороны, не является основной целью обращения граждан, а с другой - право граждан на информацию реализуется не только путем обращений, но и иными способами: в ходе межличностного общения, через средства массовой информации, путем изучения общедоступных информационных источников и т.п.

Анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Союза ССР, а также законов субъектов Российской Федерации об обращениях граждан показывает, что данные акты не содержат норм, предусматривающих порядок получения информации гражданами, перечень информации, которую органы и должностные лица обязаны предоставить гражданам, а также гарантии предоставления информации. Также не закреплен в указанных актах порядок получения гражданами консультаций по вопросам содержания, форм реализации и защиты их конституционных прав и свобод.

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они разнятся по своей юридической характеристике и соответственно влекут неодинаковые правовые последствия. В этой связи возникают проблемы, связанные не только с правовой, но и с социальной сценкой обращений. Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство большинства стран включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Однако, к сожалению, в нормативных актах не всегда дается четкое определение этих понятий. Вместе с тем вопрос об их разграничении имеет очень важное теоретическое и практическое значение. Точность терминологии, употребляемой в юридических документах, способствует правильному применению и исполнению правовых предписаний, делает правовой акт доступным и понятым, помогает гражданам лучше использовать свои права, выполнять обязанности. Проведение законодателем четкого разграничения между различными видами обращений играет положительную роль в упорядочении рассмотрения этих категорий дел, в осуществлении более глубокого анализа их в целях выявления тенденций общего состояния законности, степени удовлетворения потребностей граждан и т.д. Каждый из видов обращений имеет свою специфику, и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определён. Анализ законодательства РФ и практики его применения позволил сделать теоретические выводы, на основе которых были сформулированы определения различных видов обращений людей.

Предложение рассматривается как обращение человека, если оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление определено как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права, закрепленного конституцией и действующим законодательством.

Под ходатайством понимается письменное обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.

В первую очередь необходимо расширить перечень видов обращений еще одним видом - запрос. Под запросом следует понимать обращение гражданина с требованием либо просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации

Следующим шагом в правовом регулировании по данному вопросу, как представляется, должно быть, установления в законе обобщенного перечня информации, которую органы и должностные лица обязаны предоставлять гражданам. В этом случае, по-видимому, никак не обойтись без дублирования норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Однако такое дублирование, на наш взгляд, вполне оправдано, в особенности, если речь идет о законе субъекта России. Ведь закон об обращениях граждан предназначен для использования всем населением, и очевидно, должен содержать как можно более подробные, точные и ясные нормы о правах граждан, пределах, процедурах и гарантиях их реализации.

Из вышеизложенного следует вывод, что указанный перечень должен быть сформирован на основе пункта 3 статьи 10 и пункта 1 статьи 14 данного Федерального закона. Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что информация (доступ к информации) предоставляется гражданам в тех случаях, когда она не отнесена законом к категории документированной информации с ограниченным доступом.

В федеральном и в региональных законах об обращениях граждан необходимо также закрепить норму, устанавливающую, что порядок получения гражданами информации по их запросам (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяют руководители государственных и муниципальных органов и организаций и, соответственно, собственники или владельцы организаций, основанных на частной форме собственности с соблюдением требований, установленных статьей 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Очевидно, в законах об обращениях граждан следует предусмотреть новеллу о том, что должностные лица, служащие государственных органов и органов местного самоуправления обязаны по устным запросам граждан консультировать их по вопросам, входящим в компетенцию должностного лица (служащего) и связанным с содержанием, реализацией и защитой прав и свобод указанных граждан.

В соответствии с ФЗ РФ от 2.03.06 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», государственные органы, органы местного самоуправления, депутаты всех уровней представительной власти имеют право рассматривать обращения граждан, вести их прием и обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принятия мер по пресечению нарушения прав граждан.

Жалоба представляет собой обращение гражданина к соответствующему государственному органу или должностному лицу, предметом которого является сложившееся у гражданина мнение о том, что те или иные действия или правовые акты, адресованные ему со стороны официальных управленческих инстанций, ограничивают либо нарушают его права и законные интересы.

В подобном понимании подача жалобы есть юридический факт, на основе которого возникает конкретное административное правоотношение, сторонами которого являются жалобщик и орган (должностное лицо), полномочный на вынесение соответствующего решения по жалобе.

Очевидно, что сам факт обжалования не является средством защиты прав гражданина.

Во-первых, далеко не все жалобы являются обоснованными; нередко они есть результат заблуждения их авторов.

Во-вторых, юридически властное и обязательное решение по жалобе может вынести только уполномоченный на это орган (должностное лицо). В этом смысле жалоба является лишь сигналом о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности возможно нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. Установление подлинности такого сигнала и при положительном ответе - принятие необходимых мер по защите реально нарушенных прав является полномочием, которым гражданин обладать не может.

Заявление также является сигналом, исходящим от гражданина и адресованным полномочному органу (должностному лицу). Его предмет отличается от предмета жалобы. Как правило, заявления подаются в связи с необходимостью в официальном порядке, установленном действующим законодательством, реализовать предоставленное гражданину субъективное право (например, заявление о назначении пособия или пенсии, о выдаче водительских прав и т.п.).

Но есть и другой вариант заявлений. Это информация о том, что на определенном участке государственно-управленческой деятельности имеются, на взгляд заявителя, те или иные недостатки, упущения и т.п., что нередко влечет за собой и нарушения прав и законных интересов граждан. В подобных случаях, а также тогда, когда в заявлении сообщается о правонарушениях, совершаемых должностными лицами (например, о коррупции), его значение сходно со значением жалобы. Рассмотрение заявлений осуществляется в таком же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Правом жалобы обладают все граждане, причем жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. Не подлежат рассмотрению анонимные жалобы и заявления.

Заявитель и жалобщик несут ответственность за сообщение заведомо ложных, клеветнических измышлений (как правило, в судебном порядке).

Жалобы подаются в орган (должностному лицу), вышестоящий по отношению к тому, чьи действия обжалуются. Это правило установлено для административного обжалования. У граждан имеются широкие возможности для судебного обжалования действий и решений исполнительных органов (должностных лиц), нарушающих или ограничивающих их административно-правовой статус, возлагающих на них не предусмотренные действующим законодательством обязанности.

  • 1.Политические (право на участие в государственном управлении):
  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)

    Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан - заявлениях и особенно жалобах - и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

    Итак, обращения граждан - устное и письменное, индивидуальное и коллективное - имеют формы заявления, предложения и жалобы.

    Заявление - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

    Предложение - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

    Жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

    а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

    б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

    в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

    г) для жалобы установлена письменная форма.

    Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:

    · ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

    · коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

    · петиции - коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ

    Общие правила рассмотрения заявлений, предложений и жалоб установлены таким образом, чтобы обеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения в кратчайшие сроки компетентными органами и лицами, с целью удовлетворения просьб и предложений гражданина в рамках закона.

    Эти общие правила следующие:

    1. Государственные и иные органы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы, рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этой обязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина по данному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данного вопроса.

    2. Граждане (в т.ч. - индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Это - дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов государственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробно регулируется новыми процессуальными кодексами - ГПК РФ, АПК РФ.

    3. Орган, получивший жалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ее конкретному органу, но запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

    4. При рассмотрении жалобы необходимо разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса, своевременно сообщать гражданам о результатах.

    5. Определен срок рассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

    Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех, где действуют уставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности) может устанавливать дополнительные или иные особые, частные правила разрешения жалоб и заявлений - меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.

    В отдельных ведомствах с учетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядка рассмотрения обращений граждан, действуют свои подробные инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан, например, в органах МВД, ФСБ, Российского агентства по патентам и товарным знакам и некоторых других.

    Законодательство установило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокиту, а также преследование граждан в связи с подачей обращений.

    Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.

    Действующее законодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних дел в государственные (и иные) гражданские организации и к командованию Вооруженных Сил и в органы внутренних дел.

    В первом случае, т.е. при обращении военнослужащего и работника внутренних дел в гражданские организации, действует общий порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб, изложенный выше. При этом, однако, законодательство установило иные правила рассмотрения обращений данной группы граждан, касающиеся сроков рассмотрения.

    Определено, что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел и членов их семей разрешаются в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до 15 дней со дня их поступления, в местных органах, на предприятиях и в поступления в орган, обязательный разрешить вопрос по существу.

    В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

    Никаких иных исключений из общих рассмотрения обращений граждан законодательство не устанавливает ни для военнослужащих, ни для работников органов внутренних дел.

    Порядок рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел по службе в своих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательстве есть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащих и работников органов внутренних дел, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, другими правовыми нормативными актами.

    Наше законодательство о статусе Вооруженных Сил, военнослужащих и работников органов внутренних дел, принятое в последние годы, сделало громадный шаг вперед по части социальной защиты военнослужащих и работников органов внутренних дел, в частности, закрепив за ним право обращаться в суд за защитой своих прав, притом эта норма закреплена в законе, т.е. акте, обязательном для всех.

    Положение о службе в органах внутренних дел еще более расширило основания для обращения сотрудника в суд за защитой своих прав и законных интересов.

    По вопросам службы в Вооруженных Силах и в органах внутренних дел военнослужащий и сотрудник органов внутренних дел также вправе обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями, рассматриваемыми и разрешаемыми в служебном порядке в соответствии с воинскими уставами и нормативными актами об органах внутренних дел и милиции. Это не означает, однако, что здесь имеется особый досудебный предварительный порядок рассмотрения, обязательный перед обращением в суд (военный суд).

    Рассмотрение обращений граждан в органы внутренних дел.

    Выполнение центральными и местными органами внутренних дел своих задач возможно при условии их тесной связи с населением, знания местного быта, национальных особенностей, материальных сторон жизни и т.д.

    Деятельность органов и сотрудников органов внутренних дел при охране порядка, административном надзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самым непосредственным образом связана с гражданами, их правами и обязанностями. Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.

    Поэтому работа с обращениями граждан в системе органов внутренних дел - одни из самых важных участков их деятельности.

    Начало этой работы - прием граждан в органах внутренних дел.

    Ведомственными актами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаны проводить руководители и другие должностные лица органов внутренних дел, в определенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известно населению. Руководители органов внутренних дел должны анализировать обращения граждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения их прав и законных интересов.

    Из всех форм обращений граждан - заявлений. Жалоб, предложений - в органы внутренних дел поступает наибольшее число заявлений. Это непосредственно связано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка), регистрационными полномочиями органов внутренних дел (транспортные средства, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическая регистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ, въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.

    16. Понятие и виды органов исполнительной власти.

    Органы исполнительной власти – государственные органы, учреждённые в установленном порядке и наделённые компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной

    Орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

    Административная правосубъектность органов исполнитель­ной власти возникает одновременно с их образованием, а пре­кращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обя­занности, формы и методы деятельности) находит свое выра­жение и закрепление в соответствующих законах, положени­ях, уставах и других нормативно-правовых актах.)

    Виды органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности) органы исполнительной власти можно разделить на:

    1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;

    2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта Федерации (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

    3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов РФ.

    По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

    1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;

    2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, обороной, юстицией, образованием и наукой и т.д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства РФ. В субъектах Федерации – министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др.;

    3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, техническим регулированием, государственной статистикой, тарифами и т.д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены либо федеральные службы, либо федеральные агентства, в субъектах Федерации – государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

    4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по финансово-бюджетному надзору и т.д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции могут быть федеральные службы или федеральные агентства, в субъектах Федерации – службы, палаты и др. К примеру, в структуре Московского правительства существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

    5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти, например, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (бывшее ГУГИБДД МВД России). В субъектах Федерации органами внутриотраслевой компетенции являются управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов. Примерами здесь могут служить: Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.

    По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.

    Законодательство еще советского периода уделяло зна­чительное внимание механизму реализации обращений граждан. Так, например, 12 апреля 18 г. был издан Указ Президиума Верховного СоветаСССР «О порядке рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», ко­торому была придана сила закона.

    Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Различают три вида обращений граждан:

    1)предложение - это привлечение внимания к несовер­шенству организации, деятельности или регулирова­нию в той или иной области и указание на пути их уст­ранения;

    2)заявление - обращение гражданина по поводу реали­зации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

    3)жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по по­воду нарушенного права или законного интереса гражданина.

    Законодательство позволяет также различать:

    а) общее право жалобы, которым обладают все гражда­не как таковые;

    б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, ад­министративного и дисциплинарного производства, тру­довых споров и т. п.

    Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан в дополнение к общей, еще и специ­альной правосубъектностью. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об администра­тивном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношений которого оно выне­сено, а также потерпевшим. Так, в частности, постановле­ние может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства, и т. д.

    Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, может быть под­разделено на два вида: право на административное обжа­лование и право на судебное обжалование.



    В соответствии с положениями Закона Российской Фе­дерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подать жалобу. При этом запреща­ется пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного нами закона жалоба подлежит раз­решению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы или тем должностным ли­цам, которым непосредственно подчинены орган, пред­приятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется.

    Закон РФ от 27 апреля 1993 г. закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного са­моуправления, предприятий, учреждений и их объедине­ний и должностных лиц, в результате которых:

    а) нарушены права и свободы граждан;

    б) созданы препятствия для осуществления граждани­ном его прав и свобод;

    в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обя­занность или он незаконно привлечен к какой-либо ответ­ственности.

    Однако необходимо помнить, что в порядке, который предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», не могут быть обжалованы действия или решения, проверка которых отнесена законодатель­ством к исключительной компетенции Конституционно­го Суда Российской Федерации, а также действия или ре­шения, в отношении которых законодательством предус­мотрен иной порядок судебного обжалования.

    При этом необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а только лишь о пределах действия указанного закона и о различных правовых режимах обжалования в суд.

    Закон также устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к выше­стоящему в порядке подчиненности органу или должност­ному лицу.

    В свою очередь, орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил отве­та в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратить­ся с жалобой в суд.

    Также жалоба может быть подана не самим граждани­ном, права которого нарушены, а уполномоченным в над­лежащем порядке его представителем.

    Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту на­хождения органа или должностного лица, которые нару­шили права гражданина.

    С жалобой в суд гражданин может обращаться в уста­новленные законом сроки:

    а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало изве­стно о нарушении его прав;

    б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетво­рении жалобы вышестоящим органом (должностным ли­цом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее пись­менный ответ.

    Жалоба рассматривается судом по правилам граждан­ского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое дей­ствие или решение незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем вос­станавливает его нарушенные права и свободы. Признав обжалуемое действие или решение законным, суд отказы­вает в удовлетворении жалобы.

    Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законо­дательства всех тех позиций, которые затрудняют ее реа­лизацию. При этом закон должен предусматривать ответ­ственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установленную ответственность должностных лиц, которые виновны в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан.



    Просмотров