Особенности надзорной жалобы и сроки подачи. Определение Верховного Суда

Надзорная жалоба на приговор суда до 01.01.2013 года позволяла надеяться на отмену приговора вынесенного районным судом или мировым судьей по первой инстанции и вступившим в силу. В связи с отсутствием в нашей стране независимого суда наиболее результативными оказывались именно надзорные жалобы на приговор суда. Однако, с 01.01.2013 года изменился порядок обжалования приговоров суда и надзорная жалоба по большинству приговоров утратила свою актуальность. Прежний порядок обжалования приговора суда в порядке надзора распространяется лишь на приговора вынесенные до вышеуказанной даты. Ниже излагается именно прежний порядок подачи надзорной жалобы на приговор суда, так как такое право еще осталось у многих осужденных.

Надзорные инстанции

После вступления в силу приговора мирового судьи или районного суда он может быть обжалован в порядке надзора в Президиум областного (краевого, республиканского) суда. Следующей надзорной инстанцией является председатель областного (краевого, республиканского) суда. Если надзорная жалоба адресованная председателю областного суда окажется без удовлетворения, следующая надзорная жалоба подается в Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ. Если указанная надзорная инстанция так же не приведет к отмене приговора, то надзорная жалоба подается председателю Верховного суда РФ.

Если уголовное дело относится к областной подсудности, и рассматривалось указанным судом по первой инстанции, то надзорная жалоба подается в президиум Верховного Суда РФ. При отказе в удовлетворении надзорной жалобы Президиумом Верховного Суда РФ последней надзорной инстанцией будет председатель Верховного Суда РФ.

Кто может подать надзорную жалобу

Надзорная жалоба может быть подана:

1.осужденным;

2. защитником осужденного;

3. законным представителем несовершеннолетнего осужденного;

4. потерпевшим;

5. законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего;

6. гражданский истец и гражданский ответчик в части исковых требований;

7. представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика;

8. Прокурор может принести представление.

Порядок подачи надзорной жалобы и требования к ее составлению

Надзорная жалоба подается напрямую в суд надзорной инстанции. Лицо, находящееся по стражей или отбывающее наказание в местах лишения свободы подают жалобу через администрацию исполнительного учреждения. Законом ранее был установлен годичный срок подачи надзорной жалобы на приговор суда. С вступлением в силу ФЗ РФ от 31.12.2014 № 51-ФЗ статья 412.2 УПК РФ сокращена до одного предложения и теперь согласно этой норме «надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации и годичный срок подачи надзорной жалобы отменен. Изменения в УПК позволяют вновь подавать надзорные жалобы, отклоненные ранее со ссылкой на пропуск годичного срока. Это касается и судебных решений, вступивших в силу до конца 2013 года. Однако, напомним, что последние можно будет обжаловать только в ту судебную инстанцию, которая ранее стороной пройдена не была. Поэтому, если ранее, например, заявителю было отказано в возбуждении надзорного производства (на решение, вступившее в силу до 2014 года), то подать вновь ту же самую жалобу он не сможет. Это прямо следует из ст. 401.17 УПК РФ.

Однако, судебная практика говорит о том, что затягивать с подачей надзорной жалобы не следует, тем более, если лицо было осуждено к реальному лишению свободы.

Надзорная жалоба должна отвечать требованиям закона, иначе она будет возращена судом надзорной инстанции.

Надзорная жалоба на приговор суда должна содержать:

1. Название суда надзорной инстанции, в который подается жалоба;

2. Процессуальное положение лица подающего надзорную жалобу;

3. Фамилия, имя, отчество и адрес проживания подателя жалобы;

4. Указание на приговор суда и иные судебные постановления, которые обжалуются. То есть, обжаловать следует не только приговор суда, но и определение кассационной инстанции, определения судов надзорной инстанции;

5. Доводы лица подающего жалобу являющиеся основанием для отмены приговора;

6. Законные основания для отмены приговора:

— несоответствие фактическим обстоятельствам дела выводов суда;

— нарушение норм УПК РФ;

— неправильное применение норм УК РФ (неправильная квалификация действий осужденного, неправильное назначение наказания).

— несправедливость приговора, то есть излишняя суровость наказания или наоборот слишком мягкое наказание.

По каким основаниям следует отменить приговор следует указывать в надзорной жалобе.

7. Перечень документов прилагаемых к жалобе:

— копия приговора суда;

Копия апелляционного определения районного суда на приговор мирового судьи;

— копия кассационного определения;

Копия определения Президиума областного суда;

Копия ответа Председателя областного суда;

— копия определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Одним словом копии судебных постановлений всех судебных инстанций в зависимости от стадии надзорного обжалования.

Копии перечисленных судебных постановлений должны быть заверены мокрой судебной печатью, простые ксерокопии судом не принимаются.

Кроме перечисленных судебных документов вы вправе приложить к жалобе иные процессуальные документы, которые, по вашему мнению, подтверждают доводы, изложенные в жалобе.

8. Копия надзорной жалобы;

9. Жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. При отсутствии подписи жалоба возвращается ее автору.

Судебная практика показывает, что надзорные жалобы в Президиум областного суда и в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ оказываются неэффективными. Наиболее результативными являются надзорные жалобы адресованные председателю областного суда и председателю Верховного Суда РФ. Однако, перескакивать неэффективные надзорные инстанции нельзя, их необходимо пройти.

Составление надзорной жалобы основанной на нарушениях УПК РФ или неправильном применении норм материального права лучше поручить адвокату. Жалобы, основанные на отсутствии доказательств, на несправедливость назначенного наказания бывают не менее эффективны, если написаны без помощи адвоката.

Вопрос о направлении жалобы на рассмотрение Президиума областного суда и в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ решается одним судьей, поэтому малоэффективны.

Жалобу следует составлять как можно более кратко, излагая только самую суть. Если вы просите отменить приговор по нескольким основаниям, имеет смысл их выделять, нумеровать, для удобства прочтения. Чтобы судье легче было проверить ваши доводы, в надзорной жалобе, следует указывать номера листов дела, на которых находится тот или ной процессуальный документ.

Жалоба может быть написана рукописным текстом или напечатана. Осужденный, находящийся в местах лишения свободы не имеет возможности напечатать жалобу. Для того, чтобы судье легко было читать жалобу необходимо, чтобы рукописный текст был разборчивым, легко читаемым.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Надзорная жалоба рассматривается в течение 30 суток с момента ее поступления в суд надзорной инстанции. Если надзорная инстанция истребует материалы уголовного дела, то срок затраченные на их истребование в срок рассмотрения жалобы не засчитывается.

Повторная подача надзорной жалобы не допускается. Но оставленная без удовлетворения надзорная жалоба защитника не лишает осужденного так же обратиться с надзорной жалобой на тот же приговор суда. Если надзорная жалоба осужденного осталась без удовлетворения он вправе подать ходатайство прокурору о принесении представления на приговор суда.

В соответствии с новым порядком обжалования приговоров суда по уголовным делам, надзорные жалобы подаются по узкому кругу уголовных дел в Президиум Верховного Суда РФ.

"Не тратьте понапрасну времени на обжалование приговора в посторонние инстанции, какими бы высокими они ни были. Этим обязаны заниматься только прокуратура и суд. А если не получается, срочно обращайтесь за помощью к адвокату. Чем раньше, тем лучше".

В надзорном порядке могут быть обжалованы решения первой и апелляционной инстанции, в случае, если они не были обжалованы в кассационном порядке. Также обжалованию подлежат кассационные определения и решения надзорных инстанций.

В действующем уголовном законодательстве существует 2 вида надзорных инстанций:

  • Президиум суда надзорной инстанции субъектов Федерации, которые проверяют в надзорном порядке: постановления и приговоры мировых судей, апелляционных инстанций, приговора постановления и определения районных судов и кассационные определения судов субъектов РФ;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, которая рассматривает надзорные жалобы по уголовным делам на все указанные выше решения, а также приговор, постановление и определение суда (при рассмотрении по первой инстанции) и судебной коллегии субъекта Российской Федерации
  • Президиум Верховного суда РФ рассматривает в надзорном производстве приговор Судебной Коллегии Верховного суда РФ, определения Кассационной коллегии Верховного суда РФ, а также постановление судьи Верховного суда о назначении судебного заседания.

В законе прямо не предусмотрено, но по смыслу, надзорные судебные инстанции находятся по иерархии друг у другу, как вышестоящие и нижестоящие. О чём это говорит? Лицо, подающее надзорную жалобу по уголовному дело обязано соблюдать «требование инстанционности», тем самым надзорная жалоба подается по надзорным инстанциям последовательно от нижестоящей к вышестоящей. Вышестоящая инстанция не принимает на рассмотрение надзорные жалобы по уголовным делам, если оно не было рассмотрено в суде нижестоящей инстанции.

В случаях подачи протеста в порядке надзора по нескольким осужденным, если рассмотрение дела по одним осужденным входит в компетенцию вышестоящей инстанции, а по другим осужденным в нижестоящую - протест по уголовному делу подается по все осужденным в вышестоящую инстанцию.

Подача надзорной жалобы

Приговор суда вступает в силу по истечению срока кассационного обжалования. При подаче жалобы, приговор вступает в силу с момента вынесения определения 2 инстанцией. Вполне очевидно, что при вынесении приговора по 1 и 2 инстанции не исключена вероятность судебной ошибки. Ведь в природе не существует идеальных судей и законов. Получается якобы приговор вступил в силу и является справедливым, очевидно, что далеко не так. Законодатель предусмотрел надзорную инстанцию для устранения возможных ошибок в судебных решениях, вступивших в законную силу.

Надзорная инстанция является самостоятельной стадией производства в которой проверяются судебные решения 1 и 2 инстанций на предмет справедливости, законности и обоснованности.

Производство в надзорной инстанции проводится по следующим этапам:

  • подача надзорной жалобы;
  • изучение жалобы судьей, истребование уголовного дела для изучения;
  • вынесение решения судом о передаче надзорной жалобы в президиум надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении;
  • рассмотрение по существу дела в надзорной инстанции

Порядок проведения надзорного слушания

  • доклад судьей докладчиком материалов дела;
  • заслушивание объяснений явившихся лиц;
  • заключение прокурора;
  • вынесение и оглашение решения надзорной инстанции.

Сроки подачи надзорной жалобы

Осужденный не ограничен в сроках подачи надзорной жалобы по уголовному делу в сторону улучшения его положения. Надзорная жалоба может быть подана как в период нахождения под стражей, так и после отбывания наказания и даже после погашения судимости.

Потерпевший, его представитель, прокурор могут подать надзорную жалобу, где ставится вопрос об ухудшении положения подсудимого (оправдательного приговора, мягкость наказания) в течении 1 года после вступления приговора в законную силу.

Порядок подачи надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорные жалобы подаются напрямую в надзорные инстанции. Например, в Президиум Московского городского суда, в Судебную Коллегию Верховного суда РФ. Согласно правила, установленного ч. 1 ст. 406 УПК РФ надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается в течении 30 суток. Со дня поступления в суд.

Надзорная жалоба направляется по почте либо подается непосредственно в канцелярию суда надзорной инстанции. В случае подачи жалобы непосредственно в суд, канцелярией выдается документ, подтверждающий принятие надзорной жалобы.

Другие участники судебного процесса ознакамливаются с надзорной жалобой только в случае возбуждения надзорного производства. Указанным лицам высылаются копии надзорной жалобы.

Надзорная жалоба по уголовному делу должна быть составлена в соответствии с правилами предусмотренными ст. 375 УПК РФ. Надзорная жалоба по уголовному делу должна содержать:

  • содержать правильное наименование суда надзорной инстанции, в который подается надзорная жалоба;
  • включать данные о лице, подающим жалобу, также указывается процессуальное положение лица, адрес и место его жительства либо место его нахождения;
  • Обязательно указываются те судебные решения, которые оспариваются в надзорной жалобе и соответственно наименование судов, вынесших решение;
  • Доводы лица, подающего жалобу, с указанием оснований для отмены судебных решений;
  • Указываются прилагаемые документы;
  • Обязательно ставится подпись и дата подачи.

Невыполнение одного из указанных требований влечет оставление жалобы без рассмотрения и возврат заявителю.

Суд надзорной инстанции не ограничен доводами надзорной жалобе и вправе проверить все производство по уголовному делу. Однако, как правило, надзорные инстанции для пересмотра дела в порядке надзора опираются на доводы заявителя, т.е. инициатива суда проверять материалы уголовного дела по другим основаниям, не указанным в жалобе, скорее всего является исключением, чем правилом.

К надзорной жалобе по уголовному делу обязательно прилагается:

  • Заверенная копия приговора, определения, постановления суда первой инстанции;
  • Заверенная копия решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
  • Заверенные копии нижестоящих судов надзорных инстанций

Заявитель надзорной жалобы по уголовному делу может приобщить к материалам жалобы иные документы. Например справки об инвалидности, участии в боевых действиях, заболевании, государственных наградах и т.п.

Порядок рассмотрения надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорная жалоба по уголовному делу регистрируется в канцелярии суда надзорной инстанции и передается судье, который проверяет жалобу на предмет соответствия требованиям ст. 375 УПК РФ и принимает жалобу к производству. Если надзорная жалоба не соответствует требованиям закона, она возвращается заявителю без рассмотрения.

Судья надзорной инстанции рассматривает надзорную жалобу по уголовному делу, по необходимости запрашивает материалы дела. При рассмотрении доводов надзорной жалобы судья принимает решение о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы вместе с материалами на рассмотрение той судебной инстанции, которой адресована жалоба. Либо принимается решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Руководители судов надзорных инстанции могут не согласиться с решением судьи об отказе в надзорной жалобе и при рассмотрении повторного надзорного ходатайства вправе отменить решение судьи надзорной инстанции и возбудить исполнительное производство. Председатель надзорной инстанции суда субъекта РФ отменяет решение судьи надзорной инстанции субъекта РФ, Председатель Верховного суда РФ вправе отменить постановление судьи Верховного суда РФ.

Руководители судов надзорных инстанций самостоятельно не рассматривают надзорные жалобы, в их компетенцию входит проверка на предмет законности постановлений судьи надзорной инстанции, вынесшим решение об отказе в надзорной жалобе. Постановление судьи о возбуждении исполнительного производства не может быть отменено Руководителем суда.

Надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается судьей надзорной инстанции в течении 30 суток, с момента поступления в суд.

Судья может истребовать материалы уголовного дела, но закон не запрещает вынести ему решение без ознакомления с материалов дела. Таким образом, вопрос об истребовании материалов дела находится исключительно на усмотрении судьи. Однако Пленум Верховного суда РФ обратил внимание на недопустимость отказа в истребовании дела, в случае содержания в жалобе доводов об опровержении выводов суда доказательствами, находящихся в материалах уголовного дела (Пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ от 5 декабря 1978 г. N 6 (в ред. Постановления от 21 декабря 1993 г.)

Судья не ограничен доводами надзорной жалобы и может возбудить надзорное по иным основаниям, если самостоятельно усмотрит существенные нарушения закона.

В случае возбуждения надзорного производства, заинтересованные стороны ознакамливаются с доводами надзорной жалобы по уголовному делу посредством направления им соответствующих копий жалобы.

При вынесении решения об отказе в рассмотрении надзорной жалобы судья должен рассмотреть и отразить в ответе мотивировку на все доводы, указанные в уголовном деле. В практике нередки случаи отмены отказов судей в рассмотрении надзорной жалобы руководителями надзорных судов, при условии отсутствия ответов на все поставленные в жалобе ответы (ст. 7 УПК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г.).

Возможен отзыв надзорной жалобы по уголовному делу до рассмотрения ее по существу. Однако прямого указания в законе об этом нет.

Производство по надзорной жалобе считается законченным с момента вынесения председателям надзорной инстанции своего решения о согласии с решением суда приявшим решение об отказе в рассмотрении надзорной жалобы по уголовному делу. Дальнейшие действия заявителя подавать надзорную жалобу в вышестоящую надзорную инстанцию. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного суда считается новым производством, и не отменяет решения нижестоящей надзорной инстанции. Соответственно заявителем подается новая надзорная жалоба по уголовному делу. В случае вынесения решения об отказе в надзорной жалобе Председатель Верховного суда, по жалобе заявителя проверяет решение судьи Верховного суда на предмет законности.

Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Решение о возбуждении надзорного производства принимается как при запросу уголовного дела так и в отсутствие истребования, в случае, если нарушения закона очевидны. Судья направляет Постановление о возбуждении надзорного производства вместе с жалобой в соответствующий суд надзорной инстанции.

В заседании надзорной инстанции принимают участие осужденный, оправданный, законные представители, защитники, лица, чьи интересы затронуты, прокурор. Все указанные лица знакомятся с доводами надзорной жалобы и уведомляются о времени и месте назначения слушания дела.

Независимо по чьей жалобе возбуждено надзорное производство, осужденный имеет право участия в рассмотрении уголовного дела надзорной инстанцией. В случае возбуждения надзорного производства прокурором или другим заинтересованным лицом, осужденный имеет право пользоваться защитой адвоката. В вязи с этим надзорной инстанцией уведомляется адвокат осужденного, принимавший участие в заседании первой или второй инстанции. К большому сожалению, законом не предусмотрено участие адвоката в надзорной инстанции по назначению, в случае невозможности осужденным оплачивать услуги адвоката. Докладчик дела не является членом президиума и не участвует в принятии решения по делу.

Надзорная жалоба рассматривается не позднее надзорной инстанцией 15 суток, а Верховным судом - 30 суток с момента поступления материалов дела в жалобой.

Председательствующий объявляет, какое дело рассматривается и открывает судебное заседание. Объявляется состав суда, участвующие лица. Председательствующий выясняет, имеются ли у сторон отводы к составу суда и ходатайства.

Судья докладчик переходят к оглашению жалобы и докладу по материалам дела. Докладчик, не являющийся членом президиума, может выразить свое мнение относительно доводов изложенных в надзорной жалобе, подчеркнуть мильные и слабые стороны, обратить внимание на противоречия. Докладчику могут быть заданы вопросы.

После доклада заслушивается сторона, подавшая жалобу. Осужденный либо оправданный и защитники могут дать устные пояснения по существу доводов жалобы. В процессе надзорного производства стороны вправе предоставить суду копии документов, которые не были приобщены к надзорной жалобе. Стороны вправе опираться на представленные документы в подтверждение своих доводов.

Судебная практика признает право за сторонами предоставлять новые документы, которые не исследовались судами первой и второй инстанции. Производство в надзорной инстанции проводится на основе принципа состязательности сторон.

При рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции суд по своей инициативе, либо по ходатайству сторон проводит исследование доказательств, которые получили оценку первой и кассационной инстанции. Суд вправе огласить показания потерпевших, свидетелей, заключения экспертов и т.п.

Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Однако законом не запрещено обсуждение мнения по рассматриваемому делу без удаления в совещательную комнату.

Решение по результатам рассмотрения уголовного дела в надзорном производстве принимается большинством голосов. При равенстве голосов надзорная жалоба считается отклоненной. Как известно в состав Президиума входит 13 судей. Кворумом является наличие в составе Президиума 7 судей. Исключением является решение по делам о замене смертной казни на более мягкое наказание или об отмене смертной казни, в случае если за оставление наказания проголосует менее 2/3 состава судей.

Законодательством не предусмотрено ведение протокола судебного заседания.

Суд надзорной инстанции публично оглашает результаты рассмотрения уголовного дела. Мотивировочное решение высылается заявителю жалобы.

Решение суда надзорной инстанции по надзорной жалобе

В случае если суд надзорной инстанции не находит оснований для пересмотра судебных решений надзорная жалоба по уголовному делу остается без удовлетворения. Решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы выносится в случае, когда судом не установлены основания для отмены, предусмотренные ч. 1, ст. 409 УПК РФ. Соответственно, напротив, при установлении оснований влечет отмену либо пересмотра судебных решений по уголовному делу в надзорном порядке. Суд надзорной инстанции может отменить судебные решения и направить дело прокурору для устранения нарушений процессуального характера. Отменяя судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение в судом, либо прокурору суд надзорной инстанции исходит из того, что нарушение закона при рассмотрении уголовного дела судами невозможно восполнить в надзорном производстве.

Установив нарушения положений ч. 2 ст. 381 УПК РФ, влекущих безусловную отмену приговора, суд надзорной инстанции отменяет приговор или судебное решение в отношении всех подсудимых, независимо от того кто из них подал надзорную жалобу. В Постановлении суд устанавливает конкретное основание отмены судебных решений. Рассматривая надзорную жалобу в порядке надзора суд надзорной инстанции. Вправе назначить более мягкое наказание, применить закон улучшающий положение подсудимого, изменить режим отбывания наказания, применить акт амнистии, изменить вид рецидива.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд не вправе усилить наказание, назначенное кассационной инстанцией.

При отмене приговора и передаче дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции обязан конкретно указать, какие обстоятельства должны быть дополнительно выяснены

На основании ч. 4 ст. 29 УПК РФ суд надзорной инстанции может вынести частное определение в случае выявления нарушений свобод и прав граждан в целях устранения условий способствующих совершению преступления либо нарушения закона при производстве по уголовному делу.

Отказ в надзорной жалобе по уголовному делу

На практике достаточно распространено явление возвращения надзорных жалоб заявителя в связи не соответствия требованиям закона в частности ст. 375 УПК РФ. По мнению заявителей, Законом предусмотрены чрезмерные требования к надзорным жалобам.

Постараемся разобрать основные ошибки, которые совершают заявители

Пунктом 1, ч. 1, ст. 375 УПК РФ предусмотрено требование о содержании наименования суда, в который подается жалоба (например, Президиум Московского областного суда). По проведенным исследованиям менее чем в половине случаев заявители выполняют требования ст. 403 УПК РФ, в остальных случаях указывается либо неверное, либо некорректное наименование судебного органа.

По нашему мнению, в случае направления жалобы по адресу надлежащей судебной инстанции, следует признать жалобу соответствующую требованиям п. 1 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, тем не менее, бывают случаи возврата надзорной жалобы.

Пункт 2 ч. 1 ст. 375 УПК РФ предусматривает данные о лице подающим жалобу, его процессуальное положение и место нахождения. Требование достаточно конкретное и понятное. Анонимные жалобы естественно не принимаются. Правом подачи надзорных жалоб обладают только субъекты, установленные ч. 1 ст. 402 УПК РФ. При несоответствии указанным требованиям жалоба возвращается без рассмотрения по обратному адресу.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 375 УПК РФ сформулировано требование указывать в жалобе приговор или иное судебное решение, которое обжалуется. Также указывается наименование суда вынесшего решение. Так как надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции необходимо обязательно указать приговор или иное решение, которое обжалуется. Требование может считаться соблюденным, если все признаки оспариваемого решения совпадают со всеми признаками судебного акта приложенного к надзорной жалобе. В случае если из содержания жалобы не ясно, какое судебное решение обжалуется, такое надзорное ходатайство подлежит возвращению без рассмотрения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, надзорная жалоба должна содержать доводы заявителя с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 410 УПК РФ суд не связан с доводами, указанным в надзорной жалобе и вправе проверить обжалуемое судебное решение в полном объеме. Соответственно несоблюдение указанного требования не является самостоятельным основанием к возврату надзорной жалобы без рассмотрения.

В практике довольно часто встречаются случаи, когда осужденный оспаривает причастность к преступлению и одновременно не согласен с квалификацией преступления и справедливостью наказания. Усматривается, что судья при рассмотрении надзорной жалобы обязан проверить все доводы, приводимые в жалобе, даже если они противоречивы.

Довольно часто при обжаловании ареста заявляется об отсутствии состава преступления, что не является предметом рассмотрения в указанном случае. Однако это не влечет признания надзорной жалобы не соответствующей п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ.

Требованиями указанной статьи заявитель должен указать основания к отмене или изменению судебного решения, другими словами заявитель должен указать норму закона, которую нарушил суд. Однако указанное нарушение не может являться основанием для отказа в рассмотрении надзорной жалобы. Изучая судебную практику мы выявили, что более чем в 70 случаев из 100 заявители не обозначают норму закона, на которую они ссылаются при составлении надзорной жалобы. Считается указанные требования выполненными, если из текста жалобы понятны основания несогласия с судебным решением.

В качестве основания для возвращения надзорной жалобы по причине несоответствия требованиям п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ может являться полное отсутствие, каких либо обоснований надзорной жалобы.

В п. 5 ч. 1 ст. 375 УПК РФ содержится требование о том, что надзорная жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов. Тем не менее, случаи возврата надзорной жалобы в связи с невыполнение указанного требования нами не встречалось. Дополнительный материал, прилагаемый к жалобе носит информативный характер. Его отсутствие исключает возможность заявителя ссылаться на него.

Наконец, в п. 6 ч. 1 ст. 375 УПК РФ закреплено требование о необходимости подписания жалобы или представления. Подпись идентифицирует заявителя, более того подача надзорной жалобы порождает определенные правовые последствия для лица её подавшего. В частности невозможно повторное рассмотрение аналогичной надзорной жалобы поданной тем же лицом в ту же инстанцию.

Отсутствие подписи в надзорном ходатайстве лишает его юридической силы, что в указанных случаях влечет признание надзорной жалобы не соответствующим требованиям УПК РФ.


| | | |

Тайна комнаты

Нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений "искажающих суть правосудия" (п. Пленума № 2). То есть, это "сильное" нарушение.

Безусловность

В кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго "явные" и "безусловные" причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК ) есть 2 чисто "технических" основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;

Те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:

а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений "повлиявших или которые могли повлиять на исход дела", то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17 );

б) для кассации: нужны только "повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15 );

Первостепенные аргументы

Это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые "сильные", самые очевидные и наиболее близкие к "существенным ";

Мелкие нарушения не увеличивают "силу" кассационной жалобы, наоборот, они тратят ресурс внимания судьи, отвлекают его от реальных аргументов.

Ничего не теряется

Если жалоба сможет преодолеть "барьер " первичного изучения (это будет легче без висящего на ней груза мелких аргументов), то Вы не утрачиваете возможность ссылаться на иные нарушения;

Во-первых: можно дополнить жалобу новыми аргументами, отправив дополнения "вдогонку" за основной жалобой (см. подробнее );

Во-вторых: второстепенные аргументы можно привести непосредственно в судебном заседании кассационного суда (см. подробнее ).

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений суда, вступивших в законную силу

2.1 Действия суда надзорной инстанции после получения надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора по поручению председателя суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда (ст. 379 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Судья, которому поручено рассмотрение жалобы или представления, должен прежде всего проверить соответствие жалобы, представления предъявляемым требованиям. Жалоба, представление, не соответствующие требованиям, предусмотренным ст. 377, 378 ГПК, возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции. Основанием возвращения жалобы, представления, согласно ст. 380 ГПК, являются следующие обстоятельства:

1) несоответствие их содержания требованиям ст. 378 ГПК;

2) подача жалобы, представления лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропуск срока обжалования в порядке надзора;

4) просьба лица, подавшего жалобу, о ее возвращении или отзыв представления, поступивших до принятия их к рассмотрению;

5) нарушение правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК. Последнее положение несколько противоречит ст. 379, из которой следует, что надзорная жалоба или представление прокурора передаются на рассмотрение судьи, если поданы в соответствии с подсудностью, определенной ст. 377 ГПК. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Следовательно, при соблюдении данного правила не должно быть такого основания для возвращения жалобы или представления, поскольку установить так называемую подсудность1 несложно из указания в жалобе или представлении наименования суда, в который они адресуются, и указания судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции (пп. 1 и 4 ч. I ст. 378 ГПК). Так, надзорная жалоба на решение и определение районного суда и на кассационное определение областного (и приравненного к нему) суда не приносится в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, минуя президиум нижестоящего суда. В то же время президиум областного суда не может пересматривать дело, которое уже рассматривалось в порядке надзора в Верховном Суде. Недопустим и пересмотр надзорным органом дважды одного и того же дела. 11 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 438.

Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд надзорной инстанции по устранении ее недостатков.

В ст. 380 ГПК нет оговорки о возможности восстановления срока подачи жалобы, пропущенного по уважительной причине, либо об отказ в этом, как это установлено в ст. 342 ГПК относительно кассационной жалобы. Независимо от этого представляется, что срок обжалования судебного постановления может быть восстановлен, поскольку это процессуальный срок. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Если жалоба, представление отвечают предъявляемым требованиям, судья должен рассмотреть ее в суде субъекта РФ в течение одного месяца, а в Верховном Суде -- двух месяцев. По результатам рассмотрения жалобы, представления судья выносит определение:

1) об истребовании дела, если из содержания жалобы, представления и приложенных к ним постановлений суда первой и кассационной инстанций возникает сомнение в их законности. Поэтому важно аргументированное указание на допущенное по делу нарушение закона, обоснованный правовой анализ обжалуемого судебного постановления со ссылкой на материалы дела;

2) об отказе в истребовании дела, если по содержанию жалобы, представления видно, что нет оснований для отмены судебного постановления.

Определение об отказе в истребовании дела должно быть мотивированным. Оно направляется лицу, подавшему жалобу, или прокурору, принесшему представление.

В определении должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому оно вынесено;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

Представляется, что употребление термина «подсудность» к пересмотру дела в порядке надзора неудачно, так как понятием подсудности разграничивается родовая (предметная) и территориальная подсудность в первой инстанции. А при любом виде обжалования определяется вышестоящая инстанция, можно сказать «инстанционность» дела, а точнее -- компетентный суд.

При отказе в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых постановлений остаются в суде надзорной инстанции (ч. 5 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Председатель суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании его (ч. 6 ст. 381). Однако в Кодексе не определено, на каком основании председатель соответствующего суда может принять такое решение. Очевидно, таким основанием может быть жалоба на определение судьи об отказе в истребовании дела. Возможно и иное решение вопроса - ознакомление председателя суда с определением об отказе в истребовании дела до направления его лицу, подавшему жалобу, представление. Второй вариант предпочтительнее, не потребует дополнительного времени. Нетрудно предвидеть, что этот вопрос возникнет в практике и потребует решения, очевидно, путем разъяснения Верховного Суда РФ.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, если просьба об этом изложена в жалобе или представлении прокурора, либо в ином ходатайстве (ч. 4 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Таким образом, закон не ставит возможность приостановления исполнения решения в зависимость от решения вопроса о передаче дела в надзорную инстанцию.

По поступлении истребованного дела в суд надзорной инстанции судья рассматривает его для решения вопроса о передаче дела в суд надзорной инстанции по существу либо об отказе в этом, о чем выносит определение.

По своему содержанию определение об отказе в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции схоже с определением об отказе в истребовании дела (см. выше; ср. ч. 1 ст. 383 ГПК с ч. 3 ст. 381 ГПК). Отказывая в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции, судья должен изложить мотивы такого решения. 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

С решением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции может не согласиться председатель соответствующего суда. В этом случае он выносит свое определение о передаче дела в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 383 ГПК). 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

В связи с этим возникает тот же вопрос, который был поставлен выше относительно аналогичного права председателя суда при отказе в истребовании дела. К сказанному там следует добавить, что если будет признано, что председатель суда может принять такое решение на основании жалобы заинтересованного лица или представления прокурора, то в определении судьи об отказе в истребовании дела или в передаче его на рассмотрение в суд надзорной инстанции должно быть указано, что оно может быть обжаловано. Это потребует внесения дополнения в ч. 3 ст. 381 и в ч. 1 ст. 383 ГПК. 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Истребованное дело должно быть рассмотрено судьей суда субъекта Федерации в срок не более двух месяцев, а в Верховном Суде РФ - не более чем четыре месяца. Этот срок может быть продлен председателем суда или его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382). 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

В ст. 382 ГПК, посвященную рассмотрению дела, истребованного в суд надзорной инстанции судьей, включена ч. 3, в которой указаны сроки рассмотрения дела, переданного в надзорный суд. Эта норма к ст. 382 не относится и включена в нее ошибочно. Можно было бы не акцентировать на этом внимание, если бы она не противоречила ч. 1 ст. 386, в которой установлены сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции более краткие, чем в ч. 3 ст. 382. В целях своевременной защиты прав и законных интересов граждан и организаций предпочтительнее сроки, предусмотренные в ч. 1 ст. 386, о чем Верховному Суду РФ следовало бы дать указания судам. Одновременно в порядке законодательной инициативы необходимо поставить вопрос об отмене ч. 3 ст. 382 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Согласно ч. 1 ст. 384 ГПК определение судьи о передаче дела для рассмотрения по существу должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

Надзорную жалобу или представление прокурора вместе с определением и материалами дела судья направляет в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). 11 Власов А.А. Гражданское процессуальное право. М. 2004.С. 118.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения судьи о передаче дела для рассмотрения в порядке надзора и копии надзорной жалобы или представления прокурора, а также назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание (ч. 1 ст. 385 ГПК). 22 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 439.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела с соблюдением правил, предусмотренных гл. 10 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Неявка участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, не препятствует рассмотрению дела (ч. 2 ст. 385).

Таким образом, в новом Кодексе более четко закреплено действие принципа гласности в надзорной инстанции, что служит дополнительной гарантией защиты прав и интересов участвующих в деле лиц. В нем реализовано постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г., которым положения ч. 1 ст. 325 ГПК 1964 г. были признаны не соответствующими ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без предоставления одной из сторон или другим участвующим в деле лицам равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве.

В то же время следует отметить, что предоставление лицам, участвующим в деле, права обращения непосредственно в суд надзорной инстанции не отразилось на сущности надзорного производства1 его возбуждение зависит от решения единоличного судьи. От порядка, действовавшего по ГПК 1964 г., новый отличается тем, что он урегулирован ГПК, совершается в рамках процессуального правоотношения, носящего предварительный характер. Обязанность надзорного органа рассмотреть жалобу по существу возникает лишь с момента передачи дела с жалобой судьей в надзорную инстанцию. 11 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 80.

Апелляционное производство по проверке судебных постановлений судов первой инстанции

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу...

Виды производств в гражданском процессе

Предметом судебной деятельности являются сложные обще-ственные отношения...

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека...

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Статья 378 ГПК РФ устанавливает общие требования к надзорной жалобе, которую подают лица, участвующие в деле, или другие лица, чьи права и интересы нарушены судебными постановлениями, а также к представлению...

Представляется весьма важным указание в ст. 407 УПК РФ на то, что о времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ, и что в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный...

Производство в надзорной инстанции

Отмена в порядке надзора приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного...

Производство в надзорной инстанции

В ходе практики я поставил себе целью всестороннее изучить основания отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора. Данные основания закреплены в ч.1 ст. 412.9 УПК РФ...

Производство в порядке надзора

При рассмотрении протеста в порядке надзора проверяет все производство по делу. При проведении проверки суд неограничен требованиям предъявленными протестом...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости, таким образом...

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин "полномочия суда надзорной инстанции". По всей видимости, таким образом...

Прокурорская этика

Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также мо-гут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пере-смотра становятся решения, определения...

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Рассмотрение дел в порядке надзора

В отличие от ст. 334 и 361 ГПК РФ, в которых обозначены права суда апелляционной и кассационной инстанций при осуществлении судебного контроля, ст. 390 ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости...



Просмотров