Ограничением свободы на срок до двух лет. Теория всего

Справка

Термин «социология» впервые появился во французской науке. Его употребил философ и социолог Огюст Конт. Но пытаться объяснить положения будущего научного направления пробовали ещё древнеегипетские, индийские и ассирийские мыслители. Фундамент в становлении социологии заложили такие личности, как Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, а также Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Вообще, социология занимается изучением взаимодействия между людьми или социальными группами. Социология имеет свою классификацию. Она может заниматься как научным исследованием, то есть теорией, так и собирать информацию при помощи технических приёмов. Современная социология всё больше интересуется общественными событиями и реальными проблемами людей на работе и в быту.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Социолога считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Социологи потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

В какой бы сфере деятельности не был задействован социолог - всюду ему понадобятся знания методов проведения социологических исследований, основы инженерной или социальной психологии, а также навыки планирования социального развития предприятия. В большинстве своём, социологи работают в научных учреждениях. Но, в последнее время, больше случаев трудоустройства этих специалистов в средствах массовой информации, маркетинговых агентствах. Здесь этот специалист полезен для работы в позиции аналитика, сотрудника полевого отдела или специалиста по работе с информацией.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социолога нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социолога , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Социолога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Социологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Социологом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социолог занимается изучением явлений общественной жизни в семье, образовательных учреждениях, организациях, а также событий страны или региона. Перед тем, как приступить к работе, он составляет программу социологических исследований. В своей деятельности он применяет методы анкетирования, анализа документов, интервьюирование. После проделанной работы специалист обобщает полученные результаты, подготавливает рекомендации или мероприятия, которые помогут ответить на вопросы социального характера.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Социолога - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Социолога важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Социологи имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Социолога не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Что такое социология

Социология значительно шире и интереснее стереотипных представлений о ней, а человек, решивший посвятить себя этой науке, узнаёт много нового об окружающем его обществе. Он видит то, чего не видят другие. Он как бы читает мир между строк, приобретая так называемый «социологический взгляд на вещи», или «социологическое воображение», если прибегнуть к термину, предложенному ученым Ч. Р. Миллсом.

Так чем же всё-таки занимается эта наука? Сразу напрашивается ответ - она изучает общество: ведь именно так переводится с латинского ее корень, слово societas. Однако и экономика, и история, и многие другие науки тоже изучают общество! Действительно, у них и у социологии общий объект исследования.

Специфика же предмета социологии состоит в том, что общество рассматривается ею как сложный механизм, как самодостаточная система, живущая по своим собственным законам.

Социологи считают, что общество имеет над человеком определенную власть, которую тот не всегда и ощущает. Это власть таких понятий, как социальный институт, социальные нормы, социальная иерархия, социальный порядок… Всё это, действуя в обществе, находится как бы сверху над людьми. Социум часто называют «реальностью особого рода» (sui generis). При этом считается, что такая реальность как целое - это нечто большее, нежели просто совокупность людей.

Согласно этим представлениям и построено мышление профессионального социолога: все общественные события он рассматривает с точки зрения влияния на людей культурных норм, социальных институтов и взаимодействия различных социальных групп. Например, когда известнейший ученый Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод, что деловые способности и предпринимательский дух развиты у людей протестантского вероисповедания сильнее, чем у католиков, он поступает как типичный социолог. Рассматривать взаимосвязь между группой людей и теми или иными их представлениями для социолога вполне привычно.

Профессионал должен дружить с цифрами. Ведь часто основным источником информации служат ответы сотен или даже тысяч респондентов - опрашиваемых людей. Этот обширный материал перекодируют в числа и сводят в единую таблицу. Профессионалу нужно уметь анализировать такие таблицы и делать из них содержательные выводы. Для этого используются различные методы анализа данных - например, факторный анализ (анализ скрытых факторов, влияющих на ту или иную тенденцию) или кластерный анализ (автоматизированная группировка наблюдений в однородные классы). Всё это количественные методы: они используют математические модели и оперируют цифрами. А на основе полученной информации строят модели, описывающие реальность. Допустим, ставится задача построить модель, описывающую финансовое поведение определенной группы людей. Результатом решения такой задачи может стать уравнение, описывающее влияние различных факторов (возраст, доход, количество детей) на размер сбережений человека.

Для познания реальности социология использует также и качественные методы.

  • Это глубинные интервью.
  • Это фокус-группы - нечто похожее на групповое интервью.
  • Это проективные методики (которые берут свое начало в психологии), наблюдение и другие методы.

И здесь специалисту необходимо тоже проводить анализ, но уже связанный не с исчислением, а с поиском. Социолог ищет в текстах интервью общие причины, следствия, схожие жизненные ситуации, характеристики, группирует объекты или явления по типам. Применительно к качественным методам можно поставить, скажем, такую задачу: выделить значимые для избирателей характеристики политических лидеров (харизма, наличие четкой программы партии, возраст, образование, наличие детей) и описать условные «типы» голосующих, которые хорошо воспримут агитационные плакаты и лозунги, подчеркивающие эти качества у кандидата.

Таким образом, социолог - это, в идеале, человек, который обладает одновременно и аналитическими способностями, и интересом к гуманитарным наукам. С одной стороны, в его рассуждениях прослеживается четкая логика, он умеет анализировать информацию и синтезировать выводы, он знает математику и, в частности, теорию вероятностей. С другой стороны, он неравнодушен к культурным, социальным и политическим проблемам, любит дискутировать. Подобное сочетание, наверное, встречается не часто. Однако если вы узнали в себя в этом «портрете», то, возможно, вам стоит задуматься над выбором социологического образования.

Образование

Если говорить о Москве, то существует несколько вузов, в которых можно обучиться этой профессии: ГУ-ВШЭ, МГУ, РГГУ, ГУУ, РУДН, ГУГН, РГСУ и др. В одних вузах делается упор на теоретическую социологию (ГУУ, РУДН, РГСУ), в других - на практическое ее применение. Так, в Высшей школе экономики - признанно сильные кафедры экономической социологии и математических методов, что часто востребовано в маркетинге, рекламе. А обучаясь в Российском государственном гуманитарном университете, можно заниматься экономической, политической социологией и пиаром. По поводу МГУ что-то определенное сказать пока сложно, поскольку в связи с недавними неприятными событиями на уровне руководства факультета учебные курсы могли претерпеть изменения.

В любом случае, список вузов не слишком большой. Поэтому заинтересовавшемуся абитуриенту стоит зайти на сайт каждого из них и полюбопытствовать, какие там читаются дисциплины, кем они читаются (докторами наук или неизвестными преподавателями), предлагают ли международные программы обучения, популярна ли научная деятельность среди студентов факультета, проводятся ли конференции. Нелишне также посмотреть на стоимость обучения и на цифры конкурса: не всегда, но часто эти показатели прямо пропорционально зависят от качества преподавания. Ну и, конечно, общение со студентами и выпускниками интересующих вас вузов довершит картину обучения взглядом «изнутри». Для этого также можно воспользоваться Интернетом и поискать в социальных сетях («ВКонтакте» или в «Живом журнале») сообщества социологов, учащихся или учившихся в конкретном вузе, которые наверняка с интересом расскажут о своем учебном заведении.

Что касается собственно обучения, то, как уже было сказано, в разных вузах оно неодинаково, и наличие конкретного набора основных дисциплин лучше проверить на соответствующем сайте. Но в наиболее общем случае будущим социологам предложат предметы, условно говоря, трех направлений. Во-первых, это математическое направление - высшая математика, теория вероятностей, математическая статистика, компьютерный анализ данных. Во-вторых, это теоретические дисциплины - общая социология, история социологии, современные социальные теории, социология культуры, экономическая социология. В-третьих, это прикладные дисциплины - методы социологических исследований, маркетинг, брендинг, социология рекламы, политология.

Студенты анализируют классические тексты, сравнивают идеи, вникают в непростые для понимания труды основателей социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) - и пишут теоретические работы, показывая свой уровень понимания мировой социологической мысли. Также они, как правило, проводят хотя бы одно собственное исследование. Оно должно включать в себя все части настоящего профессионального изыскания - постановку проблемы и выдвижение цели, задач и гипотез, обзор литературы и уже имеющихся отчетов, сбор информации и обработку данных, написание выводов и презентацию перед «заказчиками» (преподавателями, коллегами). Кстати, опыт проведения подобного рода проектов - особенно если студент стоял во главе исследовательской группы - весьма ценится работодателями.

Работа

О том, чем конкретно занимается та или иная компания, можно прочитать на ее сайте в Интернете. Клиенты у таких компаний разные - производители потребительских товаров; реже - компании, предоставляющие услуги; также политические партии и госорганы. Однако схема работы с заказчиками примерно одна и та же. Клиенты дают агентству заказ на проведение исследования, подробно описывая цель (например, выбрать наилучшее название для нового бренда шоколада). Определяются сроки, бюджет и методы исследования. Далее агентство разделяет задание на части, отдает каждую часть на выполнение в определенный отдел - а затем собирает полученные результаты и презентует их заказчику.

Для успешных студентов устроиться в подобные компании обычно не составляет труда. Причем даже на дневном отделении работу можно совмещать с учебой, начиная примерно с третьего курса, когда основные знания уже получены. Другой вопрос, устроит ли такая работа самого будущего специалиста: маркетинговые и рекламные агентства обычно предлагают не слишком высокую заработную плату (ниже, чем, скажем, консалтинговые компании или банки). Кроме того, первые год-два могут быть связаны с весьма рутинной работой, да и позднее творческие порывы социолога ограничиваются рамками той задачи, которую поставил перед ним клиент, - так что приходится заниматься узкоспециализированной деятельностью.

Однако есть случаи, когда действительно светлые головы начинали свою карьеру с подобных позиций, потом росли внутри компании, далее уходили в другое место на повышение - а в итоге основывали собственные агентства. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Есть и другой путь профессионального развития - заниматься наукой (правда, в этом случае придется еще обучаться в аспирантуре). И если преподавательская деятельность приносит тоже не очень большие деньги, то проведение исследований на выигранные гранты зарубежных или даже российских организаций (например, Министерства образования) - это то поле деятельности, где конкуренция среди ученых пока относительно невелика. Причем такие проекты позволяют человеку не только зарабатывать, но и познавать что-то новое, самому распоряжаться собственным временем, ездить бесплатно на международные научные мероприятия. Социология в своем развитии идет вперед, и возможности построения карьеры в этой сфере будут неуклонно расти.

Есть и еще один вариант - получить качественное социологическое образование в хорошем вузе, а по его окончании найти работу в отрасли, где требуются схожие навыки. Социологи работают в сферах аналитики, консалтинга, развития персонала, пиара, ведут тренинговую деятельность - у всех есть возможность заниматься любимым делом. Хочется надеяться, что сейчас вы поняли, насколько социология может входить в круг и ваших интересов.

В развивающемся обществе существует масса профессий, суть которых понятна далеко не всем. Социологами считают тех, кто проводит тематические опросы, мониторит мнение респондентов, а затем анализирует полученные результаты. Многие несправедливо считают эту работу совершенно бесполезным занятием.

На самом деле профессия социолог гораздо более интересная и сложная. Она разносторонняя и развивающая. Социолог – это учёный, работающий в сфере развития общества. Это уникальная профессия, позволяющая быть всегда в центре событий, получать новые знания, развивать навыки общения. Применима во всех сферах жизни. В зависимости от того, где использует свои знания социолог, его называют маркетологом, политтехнологом или аналитиком. Но основной задачей этого специалиста всегда остаётся:

  • изучение процессов, происходящих в обществе;
  • выявление закономерностей развития этих процессов;
  • грамотная обработка информации;
  • составление плана мероприятий, направленных на улучшение ситуации.

Появление новых методик расширяет перспективы профессии. В этом заключаются плюсы специальности. Возможность грамотно проводить исследования постоянно увеличивает потребность в таких специалистах.

Чем занимаются социологи?

В современном мире общество представляет собой сложную структуру. Процессы протекают динамично, быстро меняются настроения людей, реакция на события бывает неожиданной. Изучением и аналитикой этих явлений занимаются социологи.

Расширение рынка услуг и производства товаров принесло новые плюсы для профессии:

  • Многочисленные компании и фирмы для расширения своей деятельности заинтересованы в различных исследованиях, изучениях спроса на товары.
  • Ожидания избирателей, их мнения и существующие проблемы – необходимые знания в период предвыборной кампании. На основе анализа стратегию кандидата разрабатывают политтехнологи.
  • Банковое дело, медицина, страховой бизнес, госдеятельность, научные исследования требуют чёткого анализа и трактовки результатов. Это обеспечивают специалисты – аналитики.

Социология рассматривает общество как систему, тесно увязывая теорию и практику. В результате получается объективная картина происходящего. Вырисовываются ответы на важные вопросы. Что происходит в обществе? Как оно развивается, как им управлять? Что собой представляет человек, какова его роль в развитии общественной структуры?

Социология изучает отношения, начиная с уровня цивилизаций и заканчивая небольшими коллективами. В этом заключается огромное преимущество и плюсы профессии – постоянное познание нового, исследовательская деятельность, ощущение полезности. Но не всегда общество, политические деятели или директора предприятий относятся к напряжённому труду социологов с полным доверием и выполняют их рекомендации. Таковы минусы этой полезной работы.

Требования профессии

Чтобы достойно выполнять свои обязанности, социолог должен обладать определёнными качествами:

  • Ответственностью. От результата работы зависит успешность исследования. Правильность выводов и рекомендаций скажется на развитии той деятельности, которую анализирует социолог.
  • Усидчивостью, внимательностью. Без этих качеств невозможно обработать громадный объём данных, проследить закономерности, обработать графики или таблицы.
  • Смелостью. Профессионал применяет в работе все новейшие инструменты и методики без опаски быть непонятым.
  • Креативностью. Умение вскрыть любую спрятанную проблему, создание принципиально новых идей требуют нестандартного мышления.
  • Коммуникабельностью. Необходимо доброжелательное отношение к собеседникам, иначе ответы на поставленные вопросы могут быть неискренними.

Плюсы работы профессионала в том, что он может трудоустроиться в любой социальной сфере и на производстве. Везде, где существуют проблемы с человеческим фактором, социология выходит на первое место. Минусы заключаются в том, что не всегда есть возможность получить качественную подготовку. Кроме того, специалисты часто сталкиваются с непониманием их работы и недооценкой её роли.

Как работает социолог?

В своей деятельности социологу приходится иметь дело с огромным объёмом информации. Необходимо провести анализ, выяснить причины изменений, сделать выводы, составить рекомендации для улучшения ситуации. Основные расчёты и структурирование данных проводятся на компьютере с помощью современных программ. На этом этапе работы плюсы состоят в том, что техника экономит массу времени и позволяет сохранять результаты в нужном виде. Однако многие считают профессию социолога гуманитарной и не уделяют должного места техническому образованию. Это значимые минусы на этапе подготовки специалиста.

Перед началом работы социологу необходимо тщательно обсудить условия и цели заказа. Нужно стремиться почувствовать запрос клиента. От этого зависит качество исследования и конечный результат. Плюсы этого этапа – возможность в любой сфере или самому предложить интересный эксперимент. Социолог легко найдёт себе применение в рекламной, туристической деятельности, в области культуры, социальных программах. Минусы – невостребованность в малых населённых пунктах, где ограничено количество предприятий и организаций.

Следующий этап – составить «выборку». Теперь предстоит выяснить, какую группу людей нужно опросить, чтобы получить объективную картину. Учитывается целый спектр критериев:

  • возраст респондентов (опрашиваемых);
  • профессия;
  • образование;
  • национальность.

Затем грамотно формулируется каждый вопрос, и проводится анкетирование. Это ответственный момент, требующий высокой квалификации. Плюсы этапа – возможность творческого подхода к составлению опросника, работа с людьми разной категории. Минусы – сильная загруженность, возможность стрессовых ситуаций, получение неправдивой информации.

Следующий период – анализ, структурирование данных, формулирование вывода, составление рекомендаций. Основные минусы, которые подстерегают на этом этапе, – нехватка знаний в какой-либо сфере, отсутствие креативного аналитического мышления, недостаток опыта.

Хороший социолог – специалист, обладающий обширными знаниями. Кроме изучения психологии, гуманитарных наук, ему необходимо глубоко понимать математику, процессы управления предприятием, кадровую политику, нюансы маркетинга, иностранный язык. Если после получения образования придётся трудиться в социальной сфере, то в этом случае проблемы повседневной жизни людей станут главными заботами специалиста. Это накладывает определённый отпечаток на человека: не каждый готов разбираться в неприятных общественных вопросах и обсуждать с населением конфликтные ситуации и проблемы. Это очередной минус профессии. Тем не менее, если взвесить все «за» и «против», работу социолога можно назвать уникальной, нестандартной и интересной.

Несмотря на перечисленные плюсы и многообразие возможностей, вакансий для специалистов не так уж и много. Социологи требуются нечасто, поэтому, если есть желание работать в этой сфере, необходимо тщательно и систематически мониторить предложения рынка труда.

В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

Методы социологии

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

  • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • контент-анализ;
  • эксперимент;
  • социологический тест;
  • социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

  • Общенаучные (например, математические методы)
  • Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

  • Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
  • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

  • Методы сбора
  • Методы обработки
  • Методы анализа
  • Пятый, последний подход культурологический . Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие /19/ из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы , рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы , например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.
  • Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы , осуждающие убийство и причинение вреда другим людям. (Особенности культурологического подхода будут рассмотрены во 2, 4, 5 и 15-й главах.)

    ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

    Социологи применяют эти пять подходов, ставя перед собой две основные цели: анализ данных, полученных в результате исследования; поиск лучшего, наиболее научного объяснения сходства и различия этих данных. В процессе анализа данных социологи изучают причины стабильности и перемен в человеческом обществе. В самом деле, внутри общества идет постоянное перетягивание каната. Одна мощная система социальных сил стремится к стабилизации, сохранению общественных институтов и других общественных установлений. Другая система сил стремится к переменам - распаду старых и созданию новых общественных форм. Мы будем наблюдать этот напряженный процесс во многих контекстах, исследуя на разных уровнях общество и его институты.

    НАУКИ, РОДСТВЕННЫЕ СОЦИОЛОГИИ

    Если бы, скажем, мои студенты в первом полугодии учились успешно, а во втором - очень слабо, то их оценки можно было бы считать зависимой переменной. Независимой переменной в данном случае служил бы опыт их прежней учебы. В обоих случаях можно выявить одну и ту же причину, вызвавшую различную реакцию студентов на мое преподавание. Вероятно, студентов первого семестра привлекало отсутствие нажима с моей стороны, и они учились отлично; студенты же, которые начинали посещать мои занятия со второго семестра и привыкли у других преподавателей к внезапным опросам и обязательному посещению, реагировали на отсутствие давления нежеланием учиться.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    К середине XIX в. правительства многих стран регулярно проводили перепись или подсчет своего населения. В США перепись населения осуществлялась через каждые десять лет с 1790 г. Социологический опрос во многом аналогичен переписи. Его применяли Чарлз Бут при исследовании уровня бедности в Лондоне и Фредерик Ле Плэй, изучавший французские трудящиеся классы. На основе приемов использованных этими и другими европейскими социологами, был разработан современный метод выборочного обследования. Он заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

    В настоящее время метод выборочного обследования, быть может, наиболее часто применяется в общественных науках. Его можно одновременно использовать и для описания и для объяснения социальных фактов. Исследователь начинает с тщательного определения группы людей (или других общностей, например семьи), которую он (или она) будет изучать. /29/ Эта группа называется генеральной совокупностью. К ней относятся все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. Можно выбрать любой признак: демократы которые участвовали в голосовании на предыдущих выборах беременные в возрасте до 20 лет, негры, занимающие посты полицейских в Детройте. Совокупности, изучаемые социологами, - это группы людей, которым свойственны одна или несколько общих особенностей. Часто группы бывают настолько крупными, что обследование каждого их члена требует значительных затрат денег и времени. Поэтому, исходя из практических соображений, на следующем этапе работы исследователь проводит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. На основе правильной выборки можно получить достоверные данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

    После построения выборки надо сформулировать вопросы, на которые будет предложено ответить респондентам, входящим в выборку. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию (обычно с помощью компьютера) Метод выборочного обследования имеет большие достоинства. Это лучший способ получить репрезентативное представление о характерных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. Однако, поскольку почти все данные получены здесь со слов респондентов, некоторые исследователи считают, что этот метод не очень то помогает понять более глубокий смысл ответов.

    В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями "Чикагской школы", которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

    Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и /30/ осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. Например, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.

    В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер. Поэтому исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на основе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всех футбольных командах.

    МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

    Скрытое наблюдение

    Предположим, нас интересует, усиливают ли сообщения об авиационных катастрофах страх людей перед данным видом транспорта. Один способ найти ответ - воспользоваться простым опросом: выбрав наугад одну группу пассажиров в Чикагском аэропорту после воздушной катастрофы и другую группу в период, когда не происходило никаких катастроф, можно сравнить уровни беспокойства опрошенных каждой группы на основе их собственных слов. Однако обращение к пассажирам с прямыми вопросами относительно испытываемого ими страха, вероятно, не даст надежных результатов. Люди часто не желают рассказывать о таких чувствах, не хотят выглядеть слабыми. Они также не всегда могут объяснить собственные чувства, в том числе и чувство беспокойства.

    В связи с этим психологи и социологи разработали ряд методов оценки опасений людей, вызванных сообщениями о катастрофах, основанных на наблюдении за их поведением, а не на анализе их ответов на вопросы о том, что они чувствуют. Один аспирант хотел проверить гипотезу, согласно которой этот страх отражается на продаже алкогольных напитков в аэропортах Чикаго. Однако ему не удалось провести этот эксперимент , поскольку бары были переполнены всегда и главным образом потому, что их площадь не соответствовала увеличению численности пассажиров, наблюдавшемуся в последнее время в аэропортах. В такой ситуации можно лишь констатировать, что лучшим показателем желания людей купить спиртное является их готовность ждать нерасторопного бармена (Хиллебрандт, 1962).

    Наш несгибаемый аспирант решил установить влияние сообщений о воздушных катастрофах на снижение продажи авиационных билетов. Он сравнил данные о количестве путешествий в различные сезоны в двух главных аэропортах Чикаго и выявил, что, по всей видимости, известия об авиакатастрофах лишь на короткое время вызывают уменьшение числа пассажиров. Впоследствии социологи Юджин Уэбб и Дональд Кэмпбелл изучали влияние /31/ воздушных катастроф на увеличение количества и стоимости страховых полисов, купленных в аэропортах. Снова, таким образом, осуществлялась оценка уровня беспокойства путем анализа поведения, а не опроса пассажиров о том, что они испытывают. Возможно, если бы вместимость баров соответствовала численности пассажиров, можно было бы составить индекс страха на основе сразу трех показателей: изменений в продаже алкогольных напитков, страховых полисов и билетов. Вместе взятые, они могли бы обеспечить более обоснованный анализ уровня опасений, чем каждый показатель в отдельности. А результаты, полученные путем такого множественного измерения, можно было бы сравнить с данными бесед с пассажирами, рассказавшими об испытываемом ими страхе (Уэбб, 1966).

    Исследование, при котором люди не знают, что их поведение анализируют, называется скрытым наблюдением . Этот метод важен потому, что уменьшает влияние исследователей на поведение людей. Некоторые социологи, применяющие метод скрытого наблюдения, считают, что полученные ими результаты надежнее, чем данные опросов. Эффективность метода скрытого наблюдения не избавляет его, однако, от одной этической проблемы. Можно определить изменения уровня продажи спиртных напитков, билетов и страховых полисов, не выявляя личности людей, которые их покупают, - в этом случае этические проблемы сведены до минимума. Однако, когда мы собираем данные о конкретных людях, которые не знают, что их поведение подвергается исследованию, возникает вопрос о нашем вторжении в их личную жизнь. Это особенно очевидно, когда проводится исследование таких щепетильных ее сторон, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков или сексуальное поведение. Короче говоря, в связи с методом скрытого наблюдения обнаруживается противоречие между научными ценностями, т.е. стремлением к получению наиболее точных и обоснованных данных, и этическими ценностями общества.

    Метод исторического анализа

    Великий немецкий социолог Макс Вебер использовал метод исторического исследования, анализируя связь между религией и социальными изменениями. Он был убежден, что в протестантизме и особенно в учении Жана Кальвина (XVI в.) заложен некий призыв к самодисциплине, которая является важным условием делового успеха. Стремясь доказать это, он внимательно изучал проповеди великих протестантов, уделяя особое внимание их мыслям об упорном труде, самоограничении, разумном использовании времени и денег.

    Он также анализировал произведения Бенджамина Франклина, высоко ценившего деловой успех. Кроме того, он изучил историю нескольких религий - например, Индии и Китая, - где деловому успеху не придавалось такого важного значения, как в протестантской Европе, и обнаружил, что эти темы встречаются не во всех религиях.

    Использование исторических документов для проверки гипотез является важным методом исследования для многих социологов. Они изучают переписи населения, проведенные в /32/ прошлом, судебные протоколы и записи в церковных книгах, чтобы узнать, как изменились состав семей и характер их миграции. Они знакомятся с полицейскими архивами, чтобы уяснить характерные особенности людей, принимавших участие в великих революциях. Исторический метод важен для тех, кто считает изучение прошлого не менее ценным в понимании общества и общественных отношений, чем исследование их сегодняшнего состояния.

    Экспериментальное исследование

    К концу XIX в. принципы экспериментального исследования, сформулированные учеными естествоиспытателями и психологами, стали применяться и в социологии. Обнаружилось, что характерная особенность экспериментального исследования - контролируемая ситуация - весьма помогает при изучении небольших групп людей. Этот метод до сих пор широко применяется, когда социологи имеют дело с проблемами лидерства, поведенческими моделями сотрудничества и конкуренции. Некоторые результаты таких исследований приведены в 5-й главе. Чтобы понять суть экспериментального исследования, рассмотрим следующий пример.

    Исследователь хочет выяснить, влияют ли на мнение студентов о преподавателях суждения студентов, которые у них учились в прошлом году. Экспериментатор подбирает две учебные группы, где численность, возраст студентов, соотношение мужчин и женщин достаточно сходны. Он сообщает первой группе, что прошлогодние студенты очень низко оценили преподавателя. Второй же группе не дает никакой информации о мнении студентов. Проходит час занятий, и каждой группе предлагается охарактеризовать своего преподавателя.

    Первая группа является экспериментальной - на нее оказало влияние мнение прошлогодних студентов, которое является независимой переменной. Вторая группа называется контрольной - она не подвергалась влиянию независимой переменной.

    Или проще. Используются две в сущности идентичные группы. Первая получает стимул (например, информацию от прошлогодних студентов), а вторая не получает. При сравнении результатов социологи делают вывод о влиянии стимула на испытуемых. /33/

    КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ

    В приведенном нами простом эксперименте исследователь убедился, что группы аналогичны по численности, возрастному составу и соотношению мужчин и женщин. Это пример использования контроля. Если бы группы отличались одна от другой, различия могли бы повлиять на результаты эксперимента. Скажем, студенты в больших группах могли дать более низкую оценку преподавателю, чем в небольших группах: у них менее тесный контакт с преподавателями. Если бы группа , узнавшая о мнении прошлогодних студентов, и группа , не получившая такой информации, были разными по численности, мы не смогли бы определить, что повлияло на различия в мнениях - информация о мнении прошлогодних студентов или численность группы. Отбирая группы, идентичные по численности и другим возможным переменным (например, по возрасту студентов), мы считаем эти вероятные причины различий постоянными, т.е. контролируем их и убеждаемся, что мнения прошлогодних студентов - единственная независимая переменная (вероятная причина различий) в данном эксперименте

    При экспериментальном изучении тех или иных социальных проблем исследователь имеет дело с множеством независимых переменных, причем их связи между собой и с зависимой переменной бывают неясными. В процессе исследования необходимо уменьшить число переменных, изолировать их друг от друга и таким образом определить влияние каждой из них. Это осуществляется путем специального контроля. При проведении экспериментального исследования это не представляет особой трудности: независимая переменная вводится только в экспериментальную, но не в контрольную группу. Различия между результатами, полученными в той и другой группах, дают информацию о независимой переменной.

    Применение такого контроля несколько сложнее в ходе других видов исследований, например при выборочном обследовании. Изучая отношение студентов к обману, Марк выявил две взаимосвязи:

    1. между доходом родителей и точкой зрения студентов;
    2. между уровнем образования родителей и мнением студентов.

    Если бы он классифицировал полученные им ответы в соответствии с вероисповеданием студентов, вероятно, он обнаружил бы, что, по мнению протестантов, незаконное получение пособий предосудительнее, чем уклонение от уплаты установленных налогов, в то время как католики выразили бы противоположную точку зрения. /34/

    Но можно ли действительно считать религиозные убеждения причинным фактором? Есть ли в протестантизме и католицизме нечто такое, что влияет на отношение студентов к этой проблеме? Может быть, различие вызвано тем, что в США уровень образования и доходы обычно выше у протестантов, чем у католиков? Социолога стремятся дать ответ на подобные вопросы, применяя специальные методы контроля переменных.

    СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО

    Как и все ученые, социологи ставят перед собой цель увеличить знания о мире, в котором мы живем. Это не только ценно само по себе, но и важно для развития современной цивилизации.

    Может показаться, что, поскольку большинство социологов преподают в колледжах и университетах, их деятельность оторвана от мира бизнеса и политики. Студенты часто противопоставляют свой опыт обучения в колледже реальному миру, и выражение "башня из слоновой кости" подразумевает оторванность преподавателей от этого мира. Однако данный стереотип вводит в заблуждение, так как между социологией и реальным миром существует множество связей.

    СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    Прежде всего следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующий ее совершенствованию и процветанию. Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и других общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства и репрессий со стороны властей. Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой депрессии 30-х годов социологи сосредоточились на исследовании безработицы и ее влияния на семейную жизнь; во время второй мировой войны многие из них стали изучать роль пропаганды и ее воздействие на нравственное сознание населения; в беспокойные 60-е годы возрос интерес социологов к таким видам общественной деятельности, как студенческое движение и борьба за гражданские права. В настоящее /35/ время социологи уделяют большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Все эти примеры показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. Многие частные ее области, например криминология, социология нищеты, социология психического здоровья и психических болезней, также свидетельствуют о ее тесной связи с проблемами общества.

    В то же время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явлений или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем. Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944 г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.

    ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

    Социологические знания проникают в широкие слои общества многими путями. Во-первых, растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в таких правительственных учреждениях, как, например, Бюро переписи населения (Bureau of the Census), а также в организациях, имеющих дело со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

    Во-вторых, методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример - опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и опросов общественного мнения.

    Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Например, если бы Министерство здравоохранения и социального обеспечения США решало вопрос о распространении литературы, способствующей снижению числа внебрачных детей, социологическое исследование представило бы информацию о группах населения, в которых отмечается самый высокий уровень незаконнорожденности, о том, в какой мере дойдет до них эта кампания, об эффективности распространения литературы о контроле рождаемости. Наконец, социологическое /36/ исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации. Например, социологи дали оценку результатов программы "Умственное развитие", предназначенной для оказания помощи детям из бедных семей перед их поступлением в школу.

    Изучение этой программы показало, что она повышала коэффициент умственного развития у детей. Правда, дальнейшие исследования обнаружили, что через пару лет эти дети перестали выделяться среди других по данному показателю. Но зато, становясь подростками, они реже отставали в учебе, чаще заканчивали среднюю школу и проявляли большее стремление получить высшее образование , чем дети, не охваченные программой "Умственное развитие" (Браун, Гротберг, 1980). Такой вид исследования называется оценочным, он получил довольно широкое распространение за последние 15-20 лет.

    1. Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа. Социология стала формироваться как наука около двух веков назад.
    2. Социологи применяют несколько основных подходов. Демографический подход характеризует общество посредством изучения рождаемости, смертности и миграции населения. Психологический подход объясняет поведение людей, раскрывая стоящие за ним мотивы, мысли, социальные установки. Коллективистический подход применяется при изучении групп и организаций. Четвертый подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих взаимоотношений, пятый, культурологический - анализирует поведение в связи с такими элементами культуры, как общественные нормы и ценности .
    3. Социологи изучают общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология уделяет главное внимание анализу повседневного взаимодействия людей, макросоциология исследует основные структуры общества.
    4. Основной теорией на микросоциологическом уровне является теория символического взаимодействия (интеракционизм). Сторонники этой теории считают, что люди придают определенные значения (символы) воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы, а не на сами воздействия. Прошлый опыт и разделяемое всеми участниками понимание символов облегчают процесс взаимодействия.
    5. На макросоциологическом уровне существуют две основные теории: функционализм и теория конфликта. Функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется устойчивое, единое общество . Основу теории конфликта составляет положение Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их положением в экономической системе и что конфликт между этими классами неизбежен. Некоторые современные сторонники теории конфликта придают основное значение системе распределения власти, а не экономическим различиям.
    6. Социологическое исследование начинается с гипотезы - утверждения, предполагающего, что одни факты связаны с другими на основе причинной зависимости. Теорией называется система взаимосоотнесенных гипотез. Социологические методы - это правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой.
    7. Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а за тем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной.
    8. Основными методами социологического исследования являются выборочное обследование , полевое исследование , историческое исследование и эксперимент . Применяя эти методы, исследователь пытается контролировать все вероятные причины изучаемого явления, рассматривая каждую из них в отдельности. Социолог ограничивает число независимых переменных в ходе эксперимента или другого вида исследования.
    9. Для развития социологии необходим политический климат, благоприятствующий свободе исследования и публикации его результатов, исключающий угрозу репрессий. На развитие социологии оказывают влияние также социальные проблемы и кризисы. В свою очередь, деятельность социологов помогает определить проблемы общества и привлечь к ним внимание.
    10. Социологическое знание оказывает воздействие на общество следующим образом: /38/

        а) люди с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных организациях;

        б) методы, разработанные социологами, применяются в других областях исследовательской деятельности;

        в) работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям, а также представляют информацию для принятия решений по вопросам социальной политики;

        г) социологическое исследование помогает оценить действенность (воздействие) существующей социальной политики.

    ОГЮСТ КОНТ (1798-1857)

    Огюста Конта часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе".

    Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент . Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

    Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

    Две идеи просматриваются в ходе развития социологии. И обе они берут начало в работах Огюста Конта. Первая - применение научных методов для изучения общества. Вторая - практическое использование науки дли осуществления социальных реформ. Конт был убежден, что добытые наукой знания могут послужить благосостоянию общества. /39/



    Просмотров