Международный день правовой помощи детям. Cценарий мероприятия День правовой помощи детям

Классный час на тему: «День правовой помощи детям».

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей

Задачи:

    ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;

    обучение основам юридических знаний;

    развитие коммуникативных навыков;

    воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;

    раскрытие творческих способностей ребенка.

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.

Ход классного часа

    Вступление

20 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям. Он проводится во всех субъектах РФ в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Эта акция пройдет под эгидой Минюста и Минобразования России, а также Ассоциации юристов России.

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

Всемирный день ребенка имеет свой флаг. На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.

Учитель: Ваши родители мечтали о появлении на свет ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Ученик: В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10-12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» - Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) - предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

В конце XIX - начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

15 сентября 1990г. – Конвенция о правах ребенка вступила в силу на всей территории СССР.

Учитель: Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети - тоже люди.

Ученик:

Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

Ученик:

Если вы родители –
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители –
Прощатели,
Любители,
Если –
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители –
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители –
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То – знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
М.Шварц.

Учитель: Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.

Учитель: Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок

Ребята инсценируют правонарушения.

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:

... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

– А ты...

– А ты сама...

Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Пишут.

Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

МБОУ Поповская ООШ

Классный час «Азбука прав ребенка»

Панфиловой И. С.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными правами ребенка,

провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации.

способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

ФОРМА: урок – презентация.

Ход мероприятия:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать?

Что они обязаны делать?

На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.

Что же такое – законы?

Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года .

С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, Охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)

О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

А что же такое право?

(Слайд 1) Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

(слайд 2) Сегодня Оксана принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

Кто знает сказку " Золотой ключик или приключение Буратино" А. Толстого?

Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

(слайд 3) Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция -это закон, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Как вы думаете, какие же права имеют дети?

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.

(Просмотр видеоклипа. Слайд 4 ) - О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

(О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

Как вы считаете, до скольки лет, согласно Конвенции, человек считается ребенком (предлагаются варианты ответов:

а) до 14 лет б) до 16 лет в) до 18 лет г) до 21 года?)

(слайд – 5) (статья1 Конвенции ООН гласит: ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18 – летнего возраста)

Т.к. ваш возраст не достиг такового, вы еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Сейчас наши «юристы» расскажут вам о ваших основных правах и путях их реализации.

(слайд – 6) ПРАВА ребенка не трудны!

И нам они вот так нужны!

(сайд – 7) Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Каждый маленький ребенок

Вылезая из пеленок

Должен знать свои П Р А В А

(слайд –8) Право на имя и досуг

Тебе должно дано быть имя:

Алена, Паша или Дима.

Оно дано тебе одно

Но знай же ты – оно твое!

Ты гордо с ним вперед шагай

Храни его и прославляй!

Право участвовать

В играх и развлекательных мероприятиях,

В культурной жизни,

Заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

Для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Детского дома творчества» или в секцию спортклуба.

(слайд – 9) Право на отдых и семью

Мама, папа, я – дружная семья.

Если грянет вдруг беда,

Друг друга выручим всегда.

(слайд – 10) Право даже на родню

(слайд – 11) Право мыслить нам свободно

И учиться, где угодно

Право на получение образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Это значит, что мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

(слайд – 12) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

Для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует не забывать о медицинском страховании.

(слайд – 13) Защита от насилия

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

(слайд 14-16) Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ

Все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Учитель: (слайд – 17) Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями «Конвенции ООН о правах ребенка».

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки, и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Ты права все эти знай

И почаще вспоминай.

Будет легче тебе жить.

Родине своей служить.

Физкультминутка

Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте

Сделаем зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Игра «Разрешается – запрещается»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Спасибо. Все молодцы.

Учитель: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Что такое семья?

Это слово понятно всем как слова "хлеб", "вода".

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Случается иногда так, что у детей нет родителей по разным причинам. Тогда заботу о них берёт на себя государство. Оно также как настоящая семья заботится о детях, делает всё, чтобы дети развивались и духовно и физически. Ребята живут в детских домах.

Последнее время наше государство взяло курс на то, чтобы таких домов стало меньше, а дети находили семьи, где их будут любить и заботиться о них.

Ученик 1.

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ученик 2.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Ученик 3.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Ученик 4.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Ученик 5.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ученик 6.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Ученик 7.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

Ученик 8.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ученик 9.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Ученик 10.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Ученик 11.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ученик 12.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(Появляется карта России. Слайд № 18)

Учитель. Расскажите о ваших семьях.

(Заслушиваем выступления учащихся). После рассказа о своей семье ребёнок прикрепляет семейную фотографию на карту России.

Дети, посмотрите, наши семьи образуют большую страну - Россию, чем крепче семья, тем сильнее и богаче Россия. Недаром наше правительство заботится о детях и семьях, в которых растут ребята. Ведь дети - это будущее нашей страны.

Ученик 13.

Если скажут слово "Родина"

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик 14.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной верхнедонской район.

Ученик 15.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель. - Да, ребята, Родина также как и мать одна. Как мама заботиться о детях, так и Родина заботиться о своих гражданах.

Путешествие по стране Правознания

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Правознания.

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет

народная мудрость – сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН о правах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью Конвенции):

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

Попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле?

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

· Право на бесплатное образование

· Право на свободный труд, защиту от безработицы

· Право на неприкосновенность жилища

Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».

Выберите правильный ответ.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они

нарушили? (ответ №3)

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы,

потому что он не имел какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

Обсуждение ситуации

Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли

обитатели

птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утёнка?

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

Какие выводы вы для себя сделали?__

Конвенцию о правах ребенка. На территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

О каких правах узнали?

А почему вы должны знать права свои?

Кто помогает в соблюдении ваших прав?

Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?

Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.

Рефлексия.

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.

(Слайд 19) Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.

Ольга Дмитриевна Ковалёва,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 33» г. Владивостока

Приморский край

Тема:

«Методическая разработка мероприятия, посвященная Всероссийскому Дню правовой помощи детям» .

Форма проведения:

круглый стол, диалог, «вопрос-ответ». Встреча учащихся, родителей с представителями правоохранительных органов, отдела опеки и попечительства, врачами-наркологами, психологами.

Время – 90 минут.

Цель и задачи мероприятия :

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека формирование навыков практического использования знаний развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

Задачи:

Образовательные: обозначение в сознании учащихся актуальности проблемы подростковой преступности; повышение правовой культуры; обучение грамотно работать с разными источниками информации; развитие критического мышления, логического и аналитического;

Воспитательные: формирование гражданственности личности; привлечение активности учащихся к решению данной проблемы; воспитание толерантности – терпимости к чужому мнению и выбору; воспитание ответственности за выполнение коллективной работы.

Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельно и приобретать новые знания, проектировать свои действия; развитие навыков публичного выступления; применять знания и умения в нестандартной обстановке.

Оборудование:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка;

Компьютер;

Электронные презентации:

Плакаты;

Мультимедийная установка;

Анкеты.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны получить практические правовые знания;

Знать, как правильно использования правовые знания;

Получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию;

Получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.

Опережающее задание для учащихся и их родителей и подготовительная работа:

Изучить документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка;

Продумать вопросы специалистам приглашенных служб. Вопросы должны быть корректные, грамотно сформулированные, конкретные, практические;

Подготовить электронные презентации, цитаты.

Основные нормативные документы:

    Конституция РФ.

    Конвенция о правах ребёнка.

    ФЗ № 273 «Об образовании»

Основные понятия: право, Конвенция, отрасли права, права и обязанности человека, ребёнка, виды юридической ответственности, виды правонарушений, актуальные проблемы несовершеннолетних, угроза терроризма, органы защиты прав ребёнка.

Историческая справка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Добрый день! 20 ноября 2013 года - впервые был объявлен Всероссийский День правовой помощи детям. Этот день был приурочен ко дню принятия Конвенции о правах ребенка. В этот день прошли различные мероприятия, направленные на правовое информирование семей с детьми, граждан о бесплатной юридической помощи, предоставляемой государственными и общественными институтами.

И сегодня в рамках этого дня в нашей школе проходит 2-х сторонняя встреча, «круглый стол, на которой присутствуют учащиеся школы, родители, учителя и, конечно, специалисты государственных служб.

И мне хочется их представить:

1. Анна Ивановна Позняк, главный специалист управления по организации работы КДН (комиссия по ДН) и Защите Прав по Первомайскому району.

2. Анастасия Сергеевна Копысова, инспектор ОПДН (отделение полиции по делам несовершеннолетних) ОУУП и ПДН (отделение участковых уполномоченных полиции и подразделение по делам несовершеннолетних отдела МВД) 2-го отдела полиции УМ ВД России по г. Владивостоку, капитан полиции.

3. Ольга Станиславовна Конарева, старший юрист-консульт правового отделения УМ ВД России по г. Владивостоку.

4. Максим Владимирович Мазур, зам. прокурора Первомайского района г. Владивостоку.

5. Эльвира Михайловна Ометова, начальник отдела опеки и попечительства по Первомайскому району г. Владивостоку.

6. Валерия Андреевна Акимова, психолог МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Коррекция» г. Владивостока

И начнётся наша встреча с ПРИТЧИ.

Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно было людям добираться домой, к своему очагу. Так вела себя не только Луна. Также вели себя Звезды и Солнце, День и Ночь, Моря и Реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов, явлений.

Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен мир?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и его самого – человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только остаётся их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой».

Отсюда возникают вопросы: Прав ли был мудрец? Что такое закон? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит? Почему человек преступает закон? Актуальные проблемы современных подростков и многое другое…

Вот примерно в формате этих вопросов будет, проходит наша встреча.

А теперь предлагаю Вам задавать вопросы специалистам. Прошу Вас представляться и определять кому из специалистов Вы задаете вопрос, консультацию какого специалиста Вы хотите получить.

Пожалуйста, 1 вопрос.

Через 4-5 вопросов – ВИДЕОРОЛИК о покупке подростками сигарет в табачном киоске и вопрос.

ВОПРОС. Пожалуйста, прокомментируйте это видео.

Через 4 вопроса –

ВИДЕОВОПРОС от родителей учащихсся.

Через 4 – вопроса записка из зала.

Результата анкетирования (перед специалистами лежат результаты анкетирования, диаграммы). Специалисты дают анализ вопросам и результатам.

Оставшиеся вопросы.

Заключительная часть.

Рефлексия. В завершении встречи хотелось бы подвести итоги. Итоги мы подведем и оформим в формате кластера: «Практические выводы встречи» (старшеклассники прикрепляют выводы, основанные на ожидаемых результатах)

Получили практические правовые знания

Узнали, как правильно использования правовые знания

Оказали консультативную помощь

Получили консультации по правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Получили знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений

Также доведена информация о негативных последствиях употребления алкоголя, табачной продукции, наркотических средств

Узнали об ответственности за их распространение

Повысили юридическую грамотность

Нужная и интересная встреча

ВЫВОД. Главный смысл этой встречи, нашего диалога – пополнение правовых знаний, в каких случаях и куда детям и родителям нужно обращаться за защитой. Помнить, в подростковой среде существует «незримый враг» в различных проявлениях.

При этом, дети также должны знать и помнить, что могут нести ответственность в случае нарушения закона.

Встреча прошла с пользой для детей, педагогов и
гостей. Все пришли к единому мнению о необходимости проведения таких мероприятий

Слово специалистам, их мнение, впечатление, наставления, советы, рекомендации .

Спасибо за конструктивный диалог, за то, что Вы выделили время для встречи!

Министерство юстиции Новосибирской области Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность человеку действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека предполагают законодательно закрепленную возможность получать человеком материальные, духовные и иные блага, свободы – действовать по своему решению без чьей- либо санкции. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность. Слайд 3


20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка! Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? «Конвенция» – это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав! Твои права отражены в конституции. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 4




12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации Что такое Конституция Российской Федерации? Конституция Российской Федерации – это основной закон России, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Твои права, обязанности и свободы определены положениями Конституции Российской Федерации. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 6


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ Слайд 7


Министерство юстиции Новосибирской области Статья В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты Конституция РФ (Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.) Слайд 8


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, и имущественного положения. Конституция РФ (Все дети равны) Слайд 9








Министерство юстиции Новосибирской области Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ (Все дети имеют право на частную жизнь) Слайд 13


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Конституция РФ (Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание, одновременно ребенок должен уважать мнение других детей, в том числе и детей) Слайд 14


Министерство юстиции Новосибирской области «Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери Слайд 15


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Материнство и детство, семья находятся под защитой государства Конституция РФ Слайд 16


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Конституция РФ (Защита интересов ребёнка являются предметом заботы семьи) Слайд 17


Министерство юстиции Новосибирской области 21 век - Век ребёнка 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня - Международный день защиты детей 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии 4 ноября - День народного единства 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря День прав человека 12 декабря – День Конституции Р Ф Слайд 18


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституция РФ (Все дети имеют право на наилучшую заботу) Слайд 19


Министерство юстиции Новосибирской области Центр экстренной психологической помощи МЧС России +7 (495) – телефон горячей линии (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия по вопросам опеки и попечительства, защиты прав детей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – телефон доверия Срочной психологической помощи (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) + 7 (383) – телефон Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Новосибирской области (с 9.00 до – анонимно – консультация бесплатна) Слайд 20


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право получать медицинскую помощь и лечение любым способом, который поможет им сохранить здоровье) Слайд 21






Министерство юстиции Новосибирской области Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Конституция РФ (Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятию искусством) Слайд 24


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи Конституция РФ (Все взрослые всегда должны поступать так, что обеспечить интересы детей) Слайд 25


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право на защиту и помощь)в любой сложной ситуации) Слайд 26




Министерство юстиции Новосибирской области Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Конституция РФ (Все дети, поступившие плохо, даже совершившие преступление, имеют право на справедливое отношение к ним со стороны общества и государства) Слайд 28


Министерство юстиции Новосибирской области Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим. Владимир Путин – Президент Президент Российской Федерации Слайд 29 «В мире мудрых мыслей» Дмитрий Медведев – Председатель Правительства Российской Федерации





















Административная ответственность ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: лет – спецшкола лет – спецпрофучилище с 14 лет – исключение из школы


Перечень нарушений: приобретение, хранение, употребление наркотических средств жестокое обращение с животными повреждение транспортных средств повреждение гос.имущества распитие спиртных напитков нарушение правил дор.движения нарушение устава школы мелкое хулиганство и т.д.




Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет К преступлениям относятся: грабежи, разбои, хищение умышленное убийство действия сексуального характера угон автотранспортных средств ложное сообщение об акте терроризма и т.п.


Кто прав? Мама: Сколько раз тебе говорила – после 20 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы. Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.




Прав ли ученик? Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Учитель: Предмет химия входит в учебный план. Не будешь учить химию, за год получишь двойку и останешься на второй год в этом же классе. Да и как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?






В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полиции.




Просмотров