Конфедеративное государство примеры. Что такое конфедерация, ее плюсы и минусы

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма национально-государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, и основанный на многонациональном обществе. Понятие «форма национально-государственного устройства» используется в случаях, когда речь идет о многонациональном обществе.

Федерация – это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли и иное.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации


По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

· Симметричные;

· Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

· территориальные

· национальные

· смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных – по национальному признаку (например, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Примером федеративных государств могут служить: Австрия, Германия, Бельгия, Индия, Ирак, РФ.

Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Признаки унитарного государства:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны.

2. Единые для всей страны высшие органы власти.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными (более 160 государств). Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (исключение Китай). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Конфедерацией на данный момент является Союзное государство – Союз России и Белоруссии.

В теории государства и права всегда велись споры по поводу формы государства. Это сложное понятие состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, которые, в свою очередь, также являются сложными механизмами. Форма государства помогает познавать страны, изучая их форму территориального устройства, политический режим, форму правления. В совокупности все эти элементы дают возможность разобраться в самых незначительных особенностях той или иной державы.

Государственных форм очень много, при этом все они абсолютно разные по своей сути. Но в представленной статье мы разберёмся не с формой в целом, а с её особым элементом - формой территориального устройства.

Форма территориального устройства государства

Многие учёные-классики, изучающие теорию государства и права годами, выделяют следующие типы территориальной организованности государства, а именно:

  • федерация;

Если не вдаваться в подробности, то два этих вида очень легко различить. Федерация - это форма территориальной организации, при которой её субъекты (составляющие части, например, земли, штаты, кантоны и прочее) наделены определённым суверенитетом во внешних и внутренних делах. Несложно догадаться, что прямой противоположностью федеративному устройству является унитарный, при котором субъекты практически не имеют независимости. Весь их суверенитет ограничивается путём жёсткой централизации власти. Помимо этих особенностей, в каждой из форм существуют другие, индивидуальные аспекты. Но в теории государства и права выделяют ещё одну форму - конфедерацию. По поводу неё ведутся дискуссионные баталии вот уже несколько десятилетий. Именно о ней пойдёт речь далее.

Конфедерация в теории государства и права

Сразу следует оговориться, что этот термин достаточно неоднозначно воспринимается многими учёными по всему миру. Даже на просторах постсоветского пространства представители разных школ теории государства и права по-своему воспринимают термин "конфедерация". Это понятие породило много споров по поводу его принадлежности к форме территориального устройства. Существует два основных взгляда на конфедерацию:

  1. Конфедерация - это структурный элемент территориальной формы государства, другими словами, следующая после федерации форма.
  2. Приверженцы второй теории не воспринимают конфедерацию как форму вообще. На их взгляд, понятие вообще не относится к форме территориального устройства и является отдельной правовой категорией.

Нужно отметить тот факт, что вторая теория более популярна в кругу западных учёных. Споры по поводу принадлежности понятия «конфедерация» к составу форм, ведутся исключительно между отечественными учёными.

История появления термина

Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз. В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».

Следует также выделить такие конфедеративные образования, как Швейцария и Европейский Союз. Они были созданы в менее горячих условиях, а задания и функции претерпели сильную эволюцию со времён американских колоний. Швейцария и Евросоюз созданы для удовлетворения экономических, а не военных интересов.

Конфедерация - это…? Суть понятия

Итак, учитывая все представленные выше факты, можно сделать вывод, что конфедерация - это союз независимых суверенных государств, с целью координации и выполнения совместных действий, которые направлены на получение конкретного позитивного результата, экономического или политического. Подобный союз требует создания единых органов власти, причём их юрисдикция не будет распространена на территорию и граждан субъектов. Любые решения должны быть приняты каждым составляющим звеном отдельно. Конечно, подобная власть будет очень слабой, так как будет иметь низкий процент централизации, поэтому многие учёные вообще исключают существование конфедеративной формы. Тем не менее, конфедерация - это форма государственного устройства, пусть и утопическая, однако существующая. Возьмём, к примеру, Евросоюз. Тут есть страны-участники, единые органы власти. Цель создания конфедерации - торговля и экономическое благосостояние. Решения высших органов конфедеративной власти исполняются.

Таким образом, конфедерация - это достаточно сложное политическое и территориальное формирование, которому присущи характерные признаки.

Признаки конфедеративного устройства

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

  1. Внутри конфедерации отсутствуют границы. Вся территория воспринимается как единая.
  2. Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
  3. Гражданство, финансовая система, конституция - эти все элементы представлены только внутри государств-участников. Прецедент с единым гражданством имел место во времена Конфедерации Америки. Однако в то время США еще не имели государственности, поэтому вопрос гражданства достаточно спорный.
  4. Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
  5. Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны.
  6. Все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
  7. Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

Политическая основа конфедеративного строя

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство - это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство - это эволюция политических взаимоотношений.

Существует теория, что конфедерация - это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним-единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство - это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Страны конфедеративного строя

Во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации:

  • Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

  • Речь Посполитая изначально была конфедерацией, пока поляки не ассимилировались с литовским населением.
  • Конфедерация Штатов Америки существует и сейчас.

  • Босния и Герцеговина по факту объединены на основе конфедерации.
  • Европейский союз - это второй по популярности «механизм», изначально основанный как конфедерация.

Итог

В заключение нужно оговориться, что федерация и конфедерация - это, по сути, одно и то же. Отличие состоит лишь в сути организации власти и размерах каждого политико-территориального образования. В статье были приведены примеры и основные особенности, отличающие конфедерацию от других форм территориального устройства.

На самом деле это две разные формы устройства государства.

Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки

Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

Есть 2 вида конфедеративных государств:

  1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
  2. Реальное – объединение нескольких стран.

Список признаков конфедеративного государства:

  1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
  2. Отношения на договорной основе.
  3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
  4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
  5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
  6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
  7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
  8. Отсутствует союзное гражданство.
  9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

Примеры современных стран конфедераций

Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

Самые известные распавшиеся союзы:

  1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
  2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
  3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

Самые известные современные союзы:

  1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
  2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

Федерация – определение и признаки

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

Характеристика федерации:

  1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
  2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
  3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
  4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

Федерация бывает:

  1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
  2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

  • территориальный;
  • национальный;
  • смешанный.

Примеров федеративных государств в современном мире много:

  • Российская Федерация;
  • Индия;
  • Мексика;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Канада;
  • Бразилия.

Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

Унитарное государство - что это такое

Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

Для каких стран характерно унитарное устройство:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Япония;
  • Швеция;
  • Китай.

Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

Почему конфедерации существуют непродолжительное время

Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

  1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
  2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
  3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
  4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

Современная политическая карта мира пестрит разнообразием форм государственного устройства . Республики, федерации и автономии соседствуют с королевствами, княжествами и эмиратами. Одной из многочисленных форм государственности является конфедерация.

Вконтакте

Что такое конфедеративное государство

Важно! Конфедерация - особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств.

Основными признаками такого устройства считаются:

  1. Сохранение суверенитета участников объединения.
  2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
  3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
  4. Наличие общего, координирующего органа.
  5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

При этом сохраняется полная независимость субъектов . Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

Конфедерация политически слабее , чем или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств , основой которых стали ошибочные принципы управления.

Союзы государств и территорий

Самой известной конфедерацией стал союз трёх швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписали федеративную хартию , послужившую основой формирования Швейцарии.

Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трёх кантонов отстоял её в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

В XIV – XVI веке территория северной Европы контролировалась Кальмарской унией . В унию входили такие страны, как:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Скандинавские государства сообща противостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно – последствиям изменений европейского климата.

Похолодание вызвало экономический кризис , поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждались в общей центральной власти.

Другой пример – Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собой фактическую конфедерацию .

Обе части государства имели отдельные органы управления , законы, вооружённые силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала, как единое целое , под управлением действующего монарха.

Конфедерации Азии и Южной Америки

Ещё одним вынужденным союзом было государство Маратхов на территории современной Индии. Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовала исламским государствам , очистив центральную часть полуострова Индостан.

С 1858 по 1862 год на карте мира обозначалась Гранадская конфедерация . Она возникла на территории республики Новая Гренада из-за многочисленных противоречий внутри страны. В попытке удержать её от центробежных тенденций, конфедеративное устройство было предложено частью парламента. Но целостность страны сохранить не удалось . Во многом «благодаря» усилиям , добившихся выделения Панамы в особую единицу.

Внимание! Финансово – промышленные круги США фактически отторгли от суверенного государства значительную территорию, для того чтобы проложить Панамский канал.

Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

  1. Союз семи славянских племён.
  2. Конфедерация Аро (Африка).
  3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
  4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

Индейские конфедерации

Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения , а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев , отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

Политическая эволюция конфедерализма

Не имеющие прочной основы племенные союзы распадались по достижению результата, либо после военного поражения. С развитием экономики база добровольных государственных союзов стала гораздо более прочной, скреплённой к тому же религиозными, историческими и культурными составляющими . Более сложные формы взаимодействия как между людьми, так и между социумами приводили к образованию геополитических связей , нацеленных на длительную перспективу.

Даже конфедеративное государство средневековья – Швейцарский союз — имел целью уже не аккумуляцию лишь военной силы для достижения тактического успеха. Австрия, независимости от которой добивались швейцарцы, была вполне лояльна к мятежным горцам. Подоплёкой конфликта с имперской властью явилось стремление к единоличному контролю над торговыми путями через горные перевалы.

Устойчивость добровольных союзов Европы

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными .

Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей.

Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран - союзов:

  1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
  2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
  3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
  4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
  5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию . Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй . Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

Североамериканская конфедерация

Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны . В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков . Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление , создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

Конфедерации и конфедерализм в современной истории

В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Это, прежде всего, арабские союзы 60–70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик, Объединённые Арабские Государства, Арабская Исламская Республика). Интересной явилась попытка Сенегала объединить однородные по национально-культурному признаку территории Сенегала и Гамбии в Сенегамбию .

После распада СССР существует Содружество Независимых Государств и Союзное государство, имеющее некоторые признаки конфедерации . В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом.

Внимание! Конфедерализм как явление развивается вместе с другими формами общественно – политического устройства.

Формы государственного устройства

Конфедеративные Штаты Америки

Принципы интеграции будущего

Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности. Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня. Добровольное сотрудничество способно положить начало интеграции регионов, нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

Для осуществления таких принципов необходима добрая воля различных групп , их терпимость, понимание проблем партнёров и готовность к сотрудничеству . Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принцип конфедерализма станет основой построения всемирного государства.

Конфедерация – далеко не самая распространенная форма государства. В настоящее время существуют единицы стран, которые используют данный вид устройства. Он предусматривает очень широкую независимость субъектов данного государственного образования. Давайте подробно разберемся, что собой представляет конфедеративное государство.

Определение термина

Давайте сразу определим, что означает понятие конфедеративное государство. Ввиду того что значение данного термина довольно размыто, между политологами существуют разногласия, какое именно определение считать более четким. Тем не менее на основе точек соприкосновения между различными мнениями по данному вопросу, можно сформулировать значение данного термина, которое в существенной мере будет удовлетворять все стороны.

Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

Возникновение конфедерации связано с общими целями и задачами её конкретных частей. Чаще всего, они касаются сферы внешней политики и обороны. В остальном субъекты максимально независимы.

Классификация государств по форме устройству

По форме устройства существует три основных вида образований: унитарное, федеративное, конфедеративное государство.

Унитарное государство означает максимальную зависимость от центра регионов, у которых отсутствуют признаки суверенитета. Федерация предполагает наличие для своих субъектов ограниченных суверенных прав и даже элементов государственности. Но общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает ещё большую независимость субъектов. Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным.

Кроме того, в международном праве существуют различные межгосударственные образования: союзы, блоки, ассоциации, содружества, унии. Но в полном смысле слова эти образования государствами назвать нельзя, так как взаимодействие их субъектов касается только отдельных сфер да и то, с правом отказа от следования общесоюзной политики, если она идет вразрез с национальными интересами.

Конфедеративное государство, по сути, является чем-то средним между федерацией и межгосударственным объединением. Его, как и федерацию, можно считать отдельной целостной державой, но с абсолютным правом субъектов независимо решать внутренние вопросы и со свободой выхода, как у межгосударственных объединений.

В свою очередь, конфедерацию можно подразделить на традиционную и мягкую. Первая предполагает более жесткие обязательства между субъектами, чем вторая.

Основные признаки

Давайте определим основные признаки конфедеративного государства. К ним относятся следующие определяющие моменты:

  • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
  • право на сецессию (выход);
  • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;
  • отсутствие общего гражданства;
  • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
  • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
  • приоритет региональных законов над союзными;
  • наличие общего органа управления конфедерацией.

Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения.

Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности.

Исторические примеры

Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось ещё 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием.

США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.

Последние конфедерации

Конфедерации возникали и на протяжении XX века. Правда, их существование было очень скоротечным. К этим государствам можно отнести ОАР, которая с 1958 по 1961 года включала Сирию и Египет, а в 1963 году ещё и Ирак. В 1958 году существовала Арабская Федерация, несмотря на свое название, имевшая конфедеративное устройство. Она состояла из Иордании и Ирака. В 1960 – 1962 годах Гана, Гвинея и Мали образовывали Союз Африканских Государств. В 1982 – 1989 году, вследствие объединения Сенегала и Гамбии существовало конфедеративное государство Сенегамбия. Кроме того, история знает о государственных образованиях ФАР (1971) и АИР (1974), которые соответственно объединяли Сирию, Ливию, Египет и Тунис, Ливию.

Конфедерации в современном мире

На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

Также, некоторые политологи считают, что устройство Европейского союза имеет признаки мягкой конфедерации.

Вот так выглядят современные конфедеративные государства.

Причины недолговечности

Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

Значение конфедеративного устройства

Конфедеративное государственное устройство нельзя отнести к основным формациям, которые сейчас существуют в мире. Главными направлениями развития государства остаются федеративное и унитарное. Поэтому в настоящее время не существует чистых конфедераций, а когда они возникают, то представляют собой, чаще всего, временное явление.

В то же время нельзя не сказать о том, что объединение в конфедерацию является одним из эффективных инструментов решения общих для нескольких государственных образований проблем. Хотя этот союз и носит временный характер.



Просмотров