Избирательное право для женщин впервые было введено. История борьбы женщин за избирательное право 

Как уже было сказано ранее, идея о равноправии женщин и мужчин в вопросах избирательного права появились в России уже в 18 веке. Началом женской политической активности в Российской Империи можно считать образование императрицей Елизаветы Алексеевны «Общества патриотических дам» в 1812 году. Санкт-Петербургское женское патриотическое общество просуществовало до 1917 года, занималось благотворительной деятельностью, помогало сиротам Отечественной войны и имело весьма серьезный характер. К 1895 году в ведении организации было 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки, что не может не говорить о масштабности и силе женского движения.

На образование женского коллективного самосознания влияли не только те женщины, которые занимались вполне ожидаемой от них благотворительной деятельностью, уходом за детьми, но и те, кто своим поведением будоражил сознания общества. Примером такого необычного поведения был поступок Надежды Андреевной Дуровой. Воспитанная в любви к военному делу, эта невероятная в те времена женщина отправилась служить в армию, выдавая себя за Александра Соколова, и добилась больших успехов, выйдя в отставку только через 9 лет службы. Она была адъютантом Михаила Кутузова, отличилась при блокаде крепости Модлине и в боях при Гамбурге. Не удивительно, что своим поступком она спровоцировала скандал, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, она заставила пересмотреть устаревшие моральные идеи.

Только в 50х годах 19 века русская интеллигенция обратила внимание и начала изучение вопросов о женском равноправии, обратив внимание на возникшие на Западе споры. В истории сохранились работы либерально настроенных преподавателей университетов, такие как «Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве» автора Т.Н. Грановского, «Идеал женщины» хирурга Пирогова, «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» литературного критика М. Л. Михайлова. Именно в последней работе впервые в российской истории обнародовалось требование равноправия полов в общественной и политической жизни.

Задача женщин в конце 19 века - начала 20 века мало отличалась от задач их предшественниц, однако имела более активный и смелый характер. Главной целью того времени для русских феминисток стало получение финансовой независимости. Для обеспечения этой цели необходимо было решить следующие вопросы:

1) Обеспечить возможность профессиональной деятельности для женщин

2) Получить право на доступ к высшему образованию

Данный этап длился с 1859 по 1905 года и считался начальным этапом становления равноправия в России.

Наиболее важными личностями в российской «битве за равноправие» можно считать Марию Васильевну Трубникову, Анну Павловну Философу, Веру Николаевну Ростовцеву и Надежду Васильевну Стасову, которых в наше время называют «феминистским триумвиратом». С 1859 года усилиями этих женщин путем благотворительной, филантропической и образовательной деятельности начала закрепляться позиция женщин в обществе. Феминистский триумвират в том же году стал создателем двух организаций - «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» и «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению».

К заслугам феминистского триумвирата также можно отнести появление в Санкт-Петербурге первой женской трудовой ассоциации - «Общества женского труда» в 1861 году и создание женской артели (стараниями Трубниковой и Стасовой) в 1863 году. В 1864 году в Северной столице России открылся первый магазин женских рукоделий. Его хозяйка предлагала работу продавщиц, задача которых торговать швейными инструментами и готовыми изделиями, которые создавались в мастерской при магазине, где девушки могли обучиться швейному ремеслу. Это был один из важных шагов на пути к экономической независимости женщин.

Решение второй задачи данного этапа, а именно, получение права на высшее образование, шло параллельно с развитием женской профессиональной деятельности. Это имело не менее важный характер, потому как русская интеллигенция еще находилась под влиянием Позднего Просвещения и считала образование первым шагом на пути к независимости, в том числе и женской. По этой причине, любая новация в области женского образования рассматривалась как вклад в дело женского освобождения. Примером того было открытие первой женской воскресной школы в 1859 году на квартире М. С. Шпилевской.

В 1867 по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и многие другие женщины дворянского происхождения подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение занятий. В то же время в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд отказали в их просьбе, но женское движение не отчаивалось. Наоборот, все та же инициативная группа стала проявлять большую активность, их их стараниями с 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц, а с 1870 - Владимирские курсы в Петербурге, распорядительницей которых была уже не безызвестная нам Н.В Стасова. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве - Высшие женские курсы В.И.Герье. В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов - Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом - прежде всего в Германии и Цюрихе, где на конец 19 века приходилось больше половины русских студенток от общего числа обучаемых.

Конечно, подобное соприкосновение русских женщин с западной культурой не проходило бесследно. Зачастую русские студентки привозили из-за рубежа в Россию помимо знаний еще и идеи феминизма, что привело к увеличению тайных политических кружков.

Однако, не все было так гладко. Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством. Специально для решения этой проблемы в 1893 по инициативе Н.Стасовой было создано «Общество вспоможения окончившим курс наук», но и оно не могло обеспечить работой всех.

Последний этап принятия женского избирательного права в России можно охарактеризовать в рамках 1905-1917 года. Революционная волна, пронесшаяся по нашей стране в 1905 году, подвигла женщин не останавливаться на достигнутом и, помимо прав на доступ к высшему образованию и профессиональной деятельности, требовать и бороться за гражданские и политические права. В начале 1905 года был создан всероссийский «Союз равноправия женщин», который просуществовал до 1908 года. В апреле этот союз, созданный силами 30 женщин-либералок из Санкт-Петербурга, провел первый в российской истории митинг в защиту политических прав женщин.

На Первом съезде союза в мае 1905 года делегатки обсуждали цели и задачи своего движения и выделили следующие пункты:

1) немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности;

2) уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни

3) допуск женщин во все области общественной и служебной деятельности

4) совместное обучение женщин с мужчинами

5) отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин

Союз равноправия женщин постепенно распространялся по России и через год в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске и Харькове уже появились отделения данной организации. Члены союза создавали прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и иных организаций, имеющих официальный характер, с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Также активно проводилось налаживание связей с социал-демократическими организациями, а осенью 1905 - с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, который представлял интересы лиц наемного труда.

В 1906 году в Киеве создается Общество взаимопомощи трудящимся женщинам, а в 1907 - аналогичное киевскому обществу - создается и в Санкт-Петербурге, в него входят около 3000 человек, в составе которых как женщины, так и мужчины, поддерживающие идею равноправия полов. Главной активисткой Санкт-Петербургского общества взаимопомощи становится Александра Михайловна Коллонтай.

С 1906 года деятельность Союза равноправия женщин была направлена на распространение идей женского избирательного права, а также на борьбу за равноправие полов в политической сфере общества. В 1908 году после Первого Всероссийского съезда женщин произошёл «раскол» в движение феминисток. С одной стороны, появились «буржуазные феминистки», как их называли представительницы пролетарского женского движения, вторая сторона движения феминисток. Либеральные феминистки, «дамы-благотворительницы» выступали с позиций так называемого «феминизма различий», который предполагал четкое разграничение мужчин и женщин и признание прав женщин на это отличие. Их активными представителями были А.Шабанова, А.Тыркова, С.Тюберт. Противницы либеральных феминисток во главе с Александрой Коллонтай настаивали на признании женщины таким же полноценным субъектом права, как и мужчина, без каких-либо отличий или привилегий.

Буржуазно-демократическая революция 1917 года, которое породило политическое двоевластие, подвигли феминисток к более активной деятельности. 19 марта 1917 перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин. Они выступали с лозунгами «Работницы требуют избирательных прав!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!». Председатель Временного правительства Георгий Евгеньевич Львов взял на себя ответственность подтвердить, что всеобщее избирательное право будет равноправным для лиц обоего пола, и только после этого демонстрация смогла завершиться. 21 марта 1917 года Георгий Львов провел встречу с Российской лигой равноправия женщин, в 1908 году заменившей Союз равноправия женщин, и уже от лица правительство подтвердил, что намерен установить политическое равноправие мужчин и женщин. В изданном 15 апреля 1917 года Постановление Временного правительства, в приложение 1 к отделу II пункте 3 значится: «Правом участия в выборах гласных пользуются Российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе или же имеют иные, связанные с городом, определенные занятия.» 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве „без различия пола“. Последним ударом по неравноправию полов в России была Конституция 1918 года, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

Мы можем сделать вывод, что история женского избирательного права в России имела долгий и витиеватый путь. Неизвестно, насколько дольше женщины в России не имели бы избирательных прав, если бы не влияние Запада и его либеральных идей, но путь, пройденный женщинами-активистками, был нелегок и имел свои характерные отличия от западного пути. Пройдя три основных этапа (становление идеи, зарождение феминистского движения и основная борьба за равноправие), женское избирательное право получило юридическое закрепление и было признано обществом в 1917 году.

Последним шагом России к уравниванию женских и мужских прав стало подписание Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 17 июля 1980 год.

Что такое всеобщее избирательное право? Это возможность голосовать на выборах для всех граждан страны вне зависимости от их пола, религии, национальности, социального положения, уровня доходов и т. д. При всеобщем избирательном праве существует только один ценз - возрастной. Граждане, имеющие право голосовать на выборах, таким образом избирают своих представителей в государственные органы власти, участвуют в референдумах и избирают главу государства.

Политический прогресс

Сегодня всеобщее - это обязательный атрибут демократических государств. Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.

Важно и то, что введение всеобщего избирательного права в разные эпохи подразумевало разные реформы. Впервые этот принцип был претворен в жизнь в революционной Франции конца XVIII века. Однако тогдашнее общество считало, что всеобщее избирательное право - это привилегия только мужской части населения.

Французская революция

В 1792 году восставшие парижане захватили королевский дворец. Монарх был свергнут. Революционеры приняли решение учредить новый верховный законодательный и представительный орган. Это был знаменитый Национальный конвент.

Одновременно с тем 11 августа 1792 года был издан декрет, регламентировавший предстоящие выборы в это новое учреждение. Именно этот документ фактически и ввел в стране всеобщее избирательное право. Это было эпохальное событие, важность которого стала особенно заметной с течением времени.

Выборы в Национальный конвент

До декрета 1792 года французские избиратели делились на активных и пассивных. Чтобы получить нужно было быть жителем города и платить достаточно налогов. Это был классический имущественный ценз, который и отменил декрет «О созыве Национального конвента». Теперь для допуска к выборам было достаточно быть французом старше 21 года и иметь годовую оседлость на месте своего жительства. Также новое законодательство ввело обычай принесения гражданской присяги.

Выборы 1792 года по сравнению с современным например, в той же Франции, были далеко не всеобщими (по-прежнему не могли голосовать женщины). Однако именно события Великой революции сделали многое для их дальнейшей демократизации. Был упразднен имущественный ценз, а люди с разным социальным статусом (например, аристократы и крестьяне) были уравнены в правах. Снижение возрастного ограничения с 25 до 21 года также отвечало интересам масс.

Старый и Новый порядок

В Европе борьба за гарантии всеобщего избирательного права шла на протяжении всего XIX века. В начале столетия вместе с Французской революцией в Старом Свете начался процесс отказа от остатков наследия средневекового феодализма.

Все европейские государства (кроме Швейцарии) по-прежнему были монархиями. Это была устаревшая и малоэффективная форма государственного устройства. Существование королевств, княжеств и герцогств не устраивало буржуазию, стремившуюся укрепить свое положение с помощью демократических механизмов.

Навстречу переменам

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

Суфражистки

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

Избирательное право в России

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.

Большевистская реформа

Согласно идеологии Ленина, в будущем должен был наступить коммунизм - идеальное состояние общества. Эта утопия имела мало общего с государством, но в то же время считал, что на некоторое время государство с его выборными институтами необходимо оставить. В первую очередь это делалось для того чтобы защитить завоевания революции. Падение же самодержавия открывало перед большевиками большой простор для экспериментов в строительстве государства нового образца.

10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР (до создания СССР было еще 4 года). Отдельный ее раздел был посвящен законодательству о выборах Советов. В этом документе впервые в истории России был формально закреплен принцип всеобщего избирательного права. Голосовать теперь могли и женщины. Согласно формулировке, избирательным правом «наделялись все граждане Российской Федеративной Советской Республики». Возрастной ценз устанавливался на отметке в 18 лет.

В то же время голоса лишались лица, живущие на нетрудовой доход (тунеядцы), служители церкви, агенты бывшей царской полиции, преступники и душевнобольные. В Конституции РСФСР 1918 года были отражены основные гарантии всеобщего избирательного права. Однако документ имел множество юридических пробелов касавшихся выборов. Они восполнялись индивидуальными местными и республиканскими инструкциями.

Английский опыт

В Великобритании профсоюзы рабочих оказались флагманом борьбы за всеобщее избирательное право. Год от года они добивались политических перемен. Наибольшую известность снискало Послабления происходили постепенно. К концу XIX века власти допустили всеобщее избирательное право для мужчин. Сделано это было без революций, как в остальной Европе.

Борьба за политическое равноправие женщин в Великобритании продолжалась еще несколько десятилетий. Суфражистское движение в этой стране было одним из самых мощных в Старом Свете. Однако своего пика противостояние общества и государства так и не достигло. Началась Первая мировая война, которая затормозила политические процессы не только на Туманном Альбионе, но и в других европейских странах.

В начале 1918 году правительство премьер-министра Ллойд-Джорджа приняло закон о предоставлении избирательного права всем женщинам старше 30 лет. Все было проделано без какой-либо шумихи. Даже в парламенте против выступили только 23 депутата. Страна была занята войной, и ей было не до политических перемен. С наступлением же мира британцы обнаружили, что они живут в новом передовом обществе без половой дискриминации.

США

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.

Отправляясь на избирательные участки в день голосования, многие современные женщины даже не задумываются над тем, как долог и труден был путь, проделанный миллионами их предшественниц. Ведь они иногда жертвовали всем, чтобы им дали эту возможность - право голоса. Женщинтрадиционно его лишали, и оно отнюдь не является само собой разумеющимся.

Как и другие свободы, это право прошло длительный процесс становления, пока не стало общепризнанным и закрепленным в конституциях многих развитых стран. И достиг этот процесс своего апогея сравнительно недавно: страшно подумать, но еще в 40-х годах ХХ века француженка не могла открыть банковский счет без согласия на то мужа, и только в 1946 году ее допустили на избирательный участок.

В эпоху поздней Римской империи женщина наследовала и владела имуществом, и об этом упоминает Однако интерпретация христианства в католицизме сделала «дочь Евы» виновной в первородном грехе. Стало распространяться мнение, что женщина по природе своей эмоциональна, легкомысленна, глупа и просто не может управлять сама собой, а нуждается в покровителе - сначала отце, а потом муже. Так из юридических кодексов западноевропейских стран исчезает владеть и полностью распоряжаться имуществом. О том, каково было право голосау средневековых женщин, свидетельствует следующий исторический факт. Когда графиня де Фуа высказала собственные аргументы на религиозном диспуте в Памье в начале XIII века, французский клирик бросил ей в лицо: «Госпожа, вернитесь к своей прялке!».

Такое бесправное положение «слабого» пола сохранялось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Ее лозунг «Свобода, равенство и братство» был с энтузиазмом воспринят женщинами, которые активно участвовали во всех политических процессах. Но с опубликованием главного документа революции «Декларации прав человека и гражданина», а также принятием конституции республики, они обнаружили, что эти прекраснодушные лозунги касаются не их, а только мужчин. Олимпия де Гуж, писательница, составила в 1791 году «Декларацию о правах гражданки» - первый манифест феминизма. Но правительство не пошло навстречу половине населения республики, наоборот, все женские союзы оказались под запретом, и «второму полу» даже не разрешали присутствовать на общественных мероприятиях, приравняв его к детям и умалишенным. Олимпия де Гуж закончила жизнь на гильотине. Но француженки были не одиноки в своей борьбе за право голоса.

Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году публикует в Лондоне свой труд «В защиту прав женщин», где доказывает необходимость равноправия обоих полов. А суфражизм - движение за право голоса для женщин - зародился в США. Это произошло в 1848 году. В 1870-м женщины Великобритании собрали три миллиона подписей под петицией за право избирать и быть избранными. Они подали эту бумагу на рассмотрение в парламент.

Но первой страной, в которой женщины получили, наконец,право голоса,стала Новая Зеландия - в 1893 году. Позже победа в этом вопросе была достигнута в Австралии (1902), США (1920), Великобритании (1928). В России равноправие женщинам принесла только

В юридических документах многих стран мусульманского мира до сих пор закреплены положения, что женщина не является самостоятельным членом общества. В некоторых государствах она вообще не имеет паспорта, будучи вписана до замужества в документ отца, а после него - в паспорт мужа. Такое положение вещей во многом вызывает проблемы мигрантов, которые живут в западноевропейских странах и США замкнутыми общинами.

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.



Просмотров