Когда было введено женское избирательное право. Когда женщины России получили избирательные права? Движение за женское избирательное право

До XIX века право женщин голосовать предоставлялось локально и, как правило, сопровождалось дополнительными ограничениями. Затем начался период роста активности движения за женское избирательное право. Это привело к его закреплению в международном праве в середине XX века.

Великобритания

Движение за женское избирательное право в Великобритании набрало силу в первой половине XIX века, когда резко увеличилась политическая активность женщин. Джон Стюарт Милль, избранный в парламент в 1865 году и открыто поддерживавший наделение женщин правом голоса, выступал за внесение в народную хартию женского избирательного права. После неоднократного провала в чисто мужском парламенте при правительстве консерваторов, проблема стала очевидной. Во второй половине XIX века было сформировано несколько групп, чтобы лоббировать интересы женщин в парламенте. В 1897 году 17 организаций объединились в «Национальный союз женских обществ», который организовывал встречи, направлял письма политикам и публиковал различные материалы.
В 1999 году журнал «Time» включил суфражистку Эммелин Панкхерст в число ста самых выдающихся людей XX века
В 1903 году от союза откололось несколько организаций, объединившихся под началом Эммелин Панкхерст в «Общественно-политический союз женщин». Поскольку национальные СМИ потеряли интерес к движению, новообразованная организация решила действовать иными методами. Новая тактика впервые была использована в 1905 году во время выступления Эдуарда Грея, члена только что созданного либерального правительства. Во время его речи две активистки постоянно выкрикивали: «Предоставит ли либеральное правительство право голоса женщинам?». После отказа прекратить шум, была вызвана полиция. Суфражетки (как их стали называть газеты после инцидента) оказали сопротивление и были арестованы и обвинены в нападении. Заплатить штраф они отказались, поэтому были отправлены в тюрьму. Шокированное британское общество обратило внимание на новый способ борьбы женщин за свои права.

Марш суфражисток в Лондоне, 1910 год

После информационного успеха союз стал все чаще прибегать к насильственным действиям. В 1908 году суфражистки попытались ворваться в Палату общин, подожгли дом Дэвида Ллойда Джорджа. В 1913 году во время Эпсомского Дерби Эмили Дэвисон в знак протеста выбежала перед конем, принадлежащим королю Георгу V. Попав под копыта, она получила тяжелые ранения и умерла четыре дня спустя.

Гибель Эмили Дэвисон на Дерби, 1913 год

Во время Первой мировой войны «Общественно-политический союз женщин» на время отказался от проведения акций, и его участницы вместе со всеми помогали стране. «Национальный союз женских обществ», в свою очередь, заявил о прекращении политической борьбы, хотя тайно продолжал лоббировать интересы женщин. В 1918 году, после окончания войны, парламент принял закон, открывавший доступ к выборам женщинам старше 30 лет, являющимся главой семейства или состоящим в браке с главой семейства, либо окончившим университет. В 1928 году, когда был принят Закон о народном представительстве, женщины Великобритании были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

Соединенные Штаты Америки

После Американской революции, с 1790 по 1807 годы, женщины (с учетом их имущественного положения) имели право голоса в Нью-Джерси. В 1807 году они были этого лишены.

В июне 1848 года Джеррит Смит включил женское избирательное право пунктом в программу «Партии свободы». В июле на Конференции в Сенека-Фоллз в северном Нью-Йорке Элизабет Кейди Стэнтон и Лукреция Мотт начали борьбу за наделение женщин правом голоса, продлившуюся 70 лет. В 1850 году Люси Стоун организовала массовую встречу - Национальное собрание по правам женщин в Вустер, Массачусетс. Сьюзен Б. Энтони присоединилась к движению в 1852 году, прочитав речь Стоун 1850 года. Активный борец за права женщин, она объездила США и Европу, читая до ста речей ежегодно в течение 45 лет.

Парад суфражисток на Пятой авеню в Нью-Йорке, 1917 год

Активистки указывали, что негры получили право голоса, хотя не были явно упомянуты в тексте Четырнадцатой поправки к Конституции США. В частности, Сьюзен Б. Энтони была арестована за попытку проголосовать. Женщина отстаивала свое право, ссылаясь на указанную поправку. Когда в Конгрессе обсуждалась Пятнадцатая поправка, была предпринята попытка распространить ее и на женщин, но сделать этого не удалось.
Лидия Тафт стала первой женщиной колониальной Америки, получившей право голоса в 1756 году
Первые победы в борьбе были одержаны на территориях Вайоминга и Юты, хотя женщины Юты были лишены права голоса федеральным законом Эдмундса-Такера, принятого Конгрессом в 1887 году. Женское избирательное право в штате вводилось в надежде, что дамы откажутся от полигамии, однако когда избирательницы ее поддержали, они были лишены права голоса. К концу XIX века женское избирательное право действовало в штатах Айдахо, Колорадо, Юта и Вайоминг.

Печать Вайоминга. Девиз штата, «Равные права», напоминает, что Вайоминг стал первой территорией, на которой в 1869 году женщины получили избирательные права наравне с мужчинами

Возросшее влияние движения привело к арестам активистов, многие оказались в тюрьмах. Один из наиболее масштабных маршей протеста прошел на Пенсильвания-авеню и возле Белого дома накануне инаугурации президента Вудро Вильсона. Участники марша, от 5 тысяч до 8 тысяч человек, подверглись нападениям, оскорблениям и плевкам, в результате чего общественное мнение склонилось в пользу дискриминируемых. В конце концов, президент убедил Конгресс принять законодательный акт, после ратификации в 1920 году ставший Девятнадцатой поправкой, запрещавшей дискриминацию на выборах по половому признаку.

Франция

Организованное женское движение возникло во Франции во время Великой французской революции. Женщины принимали активное участие в революционных выступлениях, создавали собственные организации и выпускали журнал, посвященный борьбе за равенство. В 1791 году Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная Олимпией де Гуж и требовавшая признания полного социального и политического равноправия представительницы слабого пола. Однако эта идея была отвергнута, а в конце 1793 прекращена деятельность женских организаций. Возрождение движения произошло в середине XIX века, а в 1882 году появилась «Французская лига прав женщин».
21 апреля 1944 года женщины во Франции получили избирательное право
Женщины Франции стали полноправными участниками выборов 21 апреля 1944 года по постановлению Французского временного правительства. Первыми выборами, в которых представительницы прекрасного пола смогли принять участие наравне с мужчинами, стали муниципальные выборы 29 апреля 1945 года и парламентские выборы 21 октября 1945 года. Коренные мусульманки французского Алжира получили право голоса только по декрету от 3 июля 1958 года.

Россия

Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. На остальной территории России женщины получили право голоса только весной 1917 года.
Женское избирательное право в России впервые было введено на территории Великого княжества Финляндского
Получение представительницами прекрасного пола избирательного права стало результатом деятельности российского феминистского движения, оказывавшего давление на политиков. Сначала Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов посчитали требования женщинами права голоса несвоевременными и неактуальными и отказались их поддержать. Но 40-тысячная демонстрация женщин 19 марта 1917 года в Петрограде под лозунгами: «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!»; митинг участниц демонстрации у Таврического дворца, в котором пришлось принять участие председателю Государственной Думы Михаилу Родзянко и председателю Совета рабочих и солдатских депутатов Николаю Чхеидзе; развернутая дискуссия в прессе; переговоры представительниц женских организаций Петрограда и Москвы с министром-председателем Временного правительства князем Георгием Львовым привели к желаемому результату. 15 апреля 1917 года Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве «без различия пола»». Весной 1917 года прошли выборы в городские думы, в которых женщины смогли принять полноправное участие. Уже в апреле в Вологодскую городскую думу были избраны две женщины-гласные.

После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята Конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

Женская демонстрация в Петрограде, 1917 год

Япония

До 1880-х годов законы Японии не запрещали представительницам слабого пола участвовать в местных выборах. «Женский вопрос» был поднят на конференции представителей местных администраций в 1878 году, после чего начались изменения в местном законодательстве в пользу мужчин. 11 февраля 1889 года был принят закон, установивший имущественный ценз и наделивший правом голосовать и избираться только японцев. В период между Первой и Второй мировыми войнами давление на женщин Японии усилилось. В то время как для мужчин был отменен имущественный ценз, японкам было отказано в любой политической активности.
В период между Первой и Второй мировыми войнами японкам было отказано в любой политической активности
25 августа 1945 года, за несколько дней до оккупации Японии союзными войсками, был сформирован «Женский комитет по послевоенному устройству». На собрании 24 сентября 1945 года одним из вопросов организации стало избирательное право для женщин: голосование с 20 лет и право избираться с 25 лет. Эти требования были поддержаны со стороны оккупационных сил США, что и определило их полное удовлетворение в декабре 1945 года.

Карикатура на суфражисток

Саудовская Аравия

Впервые местные выборы в Саудовской Аравии прошли в 2005 году. Представительницы прекрасного пола в них не участвовали. В 2009 году в стране ожидалось введение женского избирательного права, однако этого не произошло. В 2011 году король Абдалла объявил о разрешении женщинам участвовать в выборах с 2015 года
В Саудовской Аравии, начиная с 2015 года, женщинам разрешено участвовать в выборах
Ватикан

Ватикан - единственное государство в мире, в котором, наверное, никогда женская рука не опустит бумагу с именем в урну для голосования. Резиденция римско-католической церкви зиждется на абсолютной теократической монархии. Все рычаги управления - у Святого Престола во главе с папой римским. Он избирается на пожизненный срок тайным голосованием кардиналов. Женщин среди последних быть не может - Ватикан не признает посвящения в духовный сан представительниц прекрасного пола. Хотя в последние годы роль женщины в иерархии служения Богу обсуждается нередко. Она воспринимается как один из необходимых для реформирования церкви аспектов. Так что может спустя много лет Ватикан не устоит перед представительницей прекрасного пола и допустит ее, как минимум, к выбору понтифика.

В средневековой Франции и некоторых других европейских странах на городских выборах и собраниях имели право голосовать главы семейств независимо от пола. Истоки современного движения за избирательное право для женщин можно обнаружить во Франции конца XVIII века в работах Антуана Кондорсе и Олимпии де Гуж, боровшихся за его введение в масштабах страны.

С 1718 по 1771 годы, во время Эры свободы, в Швеции было введено женское избирательное право. Оно распространялось только на женщин, состоящих в гильдиях и платящих налоги.

С 1755 года национальное собрание Корсиканской республики в соответствии с конституцией избиралось всеми жителями старше 25 лет, в том числе незамужними или вдовствующими женщинами. Женское избирательное право на Корсике было отменено, когда Франция аннексировала остров в 1769 году.

В 1756 году Лидия Тафт (урождённая Чапин) стала первой женщиной, получившей право голоса в Америке. Она пользовалась им, по крайней мере, трижды во время городских собраний в Уксбридже, Массачусетс, с согласия остальных избирателей. Эти события имели место в период с 1756 по 1768 годы во время Колониального периода.

В соответствии с конституцией 1776 года штат Нью-Джерси наделил женщин избирательным правом наравне с мужчинами (однако имущественный ценз не позволял голосовать замужним женщинам, не имевшим собственности), где избирателями объявлялись все «жители» без указания половой или расовой принадлежности. Женщины Нью-Джерси, вместе с «чужаками, цветными или неграми», утратили право голоса в 1807 году под предлогом борьбы с фальсификацией выборов, после чего голосовать могли только белые мужчины.

В 1838 году женское избирательное право было введено на Островах Питкэрн.

Во второй половине XIX века многие страны, колонии и штаты наделяли женщин ограниченным избирательным правом. Начало этому положила Южная Австралия в 1861 году. Территорией, на которой избирательное право действует с 1869 года, является штат Вайоминг (США). В 1871 году Парижская коммуна провозгласила право голоса для женщин, но после поражения революции оно было отменено и вновь возвращено только в июле 1944 года Шарлем де Голлем (большая часть Франции, включая столицу, в это время была оккупирована нацистской Германией; Париж был освобождён только месяц спустя).

В 1881 году о введении женского избирательное права объявил Остров Мэн.

Тихоокеанская колония Франсвиль (англ.) объявила о независимости в 1889 году, став первым независимым государством, в котором избирательным правом обладали все граждане независимо от пола и цвета кожи. Однако достаточно скоро территория вновь оказалась под управлением Франции и Великобритании.

В Новой Зеландии, британской колонии, пользовавшейся внутренним самоуправлением, женщины получили право избирать (но не избираться) в начале 1890-х. В результате кампании, организованной Кейт Шеппард, женское избирательное право в Новой Зеландии было введено всего за несколько недель до всеобщих выборов 1893 года. Благодаря этому Новая Зеландия стала первым из существующих в настоящее время государств, где женщины пользовались равными с мужчинами избирательными правами.

Колония Южная Австралия, также пользовавшаяся внутренним самоуправлением, наделила женщин правом избирать и быть избранными в колониальный парламент в 1895 году. Австралийский Союз распространил право на всё федеративное государство в 1902 году (за исключением коренных австралийских женщин).

В 1906 году женское избирательное право пришло в континентальную Европу. Первой страной, где были утверждены права женщин, стало Великое княжество Финляндское, на тот момент входившее в состав Российской империи. Административная реформа, последовавшая за восстанием 1905 года, наделила финских женщин правом голоса и правом быть избранными. Первые в мире женщины, избранные в парламент, также появились в Финляндии: 19 женщин получили места в сейме в результате выборов 1907 года.

В годы перед Первой мировой войной женское избирательное право ввели Норвегия (1913) и Дания, также оно было распространено на оставшиеся штаты Австралии. Незадолго до окончания войны женщины получили право голоса в Канаде, России, Германии и Польше. Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в 1918 году, голландские -- в 1919. Американские женщины, в тех штатах, где ранее не имели права голосовать, получили его в 1920 году. Женщины Турции получили право голоса в 1926 году. В 1928 году на территории Британской империи женщины были уравнены в избирательном праве с мужчинами, получив возможность голосовать с 21 года. Одними из последних государств, в котором было введено женское избирательное право, стал Бутан в 2008 году и Саудовская Аравия в 2011.

Борьба женщин за свое равноправие с мужчинами за два прошедших века приобрела особую активность и драматизм. Наиболее рьяно в XIX и XX веках женщины боролись за равные политические права. Камнем преткновения здесь, конечно же, выступало избирательное право, за которое феминистки и суфражистки в Европе и США вели отчаянную борьбу на протяжении многих лет. Однако борьба эта не была равной в каждой из стран, где процветали эти движения. Везде борьба за равноправные и справедливые политические права женщин наравне с мужчинами велась с переменным успехом и имела свои национальные, правовые и государственные особенности.

Для феминисток Америки борьба за избирательное право напрямую ассоциировалась с изменением и отменой несправедливых законов ущемлявших права женщин во многих областях общественной жизни. В сознании американских феминисток к концу XIX века крепко утвердилась вера в то, что предоставление всем гражданам Соединенных Штатов Америки равного избирательного права - приведет к эволюционным и прогрессивным изменениям в обществе.

Долгожданной и весьма впечатляющей в историческом масштабе победой движения феминисток в США стала XIX поправка к Конституции, которая гордо гласила: «Право голоса граждан США не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».

Движение американских феминисток появилось на свет в 1848 году, на съезде по защите прав женщин в городе Сенека Фоллз, расположенном в штате Нью-Йорк. Его программный документ являлся ничем иным, как Декларацией независимости. Однако фраза в начале этого великого документа, вместо: «… все люди созданы равными…», была заменена фразой «… все мужчины и женщины созданы равными…».1

Чтобы добиться успеха как можно скорее, американские феминистки очень скоро примкнули к различным прогрессивным движениям тех лет: движению за трезвость, движению в защиту инвалидов, движению утопического социализма, аболиционистскому движению и т.д. Они расширяли свою деятельность в разных штатах и объединяли свою деятельность. Создавались женские клубы, велись многочисленные манифестации на улицах крупных американских городов, оказывалось бескомпромиссное давление на кандидатов, решавших социальные проблемы.

Однако феминистки в борьбе за избирательное право для американок встретили серьезную оппозицию. Она состояла не только из слишком консервативных мужчин, считавших, что право голоса для женщин - излишне, но и влиятельных предпринимательских кругов. Производители алкоголя опасались феминисток и их деятельности из-за того, что те призывали людей вести здоровый образ жизни и добивались введения поправок в законодательство с целью ограничить употребление спиртного. Железнодорожные магнаты и лесопереработчики вели борьбу с феминистками из-за их стремления сохранить окружающую среду и ограничить деятельность монополий на строительство и вырубку лесов.

Однако симпатии американского общественного мнения в первой четверти XX века все больше склонялись на сторону феминистского движения. А противники феминисток, в то же время, не могли противопоставить их борьбе ничего, кроме абсолютно затхлых лозунгов, типа: «Возвращайтесь домой и мойте посуду!»2

Главным успехом американских феминисток стала подготовка законодательной поправки в Конституцию США, за основу которой был взят проект активистки Сьюзан Энтони, и которая должна была предоставить равные избирательные права мужчинам и женщинам в Америке. В августе 1920 года XIX поправка была ратифицирована, и женщины получили возможность голосовать на президентских и законодательных выборах в том же году.

Однако сколь велика была радость движения феминизма в США в те годы, столь велико было и его разочарование, когда выяснилось, что большинство американок остались совершенно аполитичными. Число голосующих на выборах женщин в 20-е - 30-е годы прошлого столетия было практически в два раза меньше количества голосующих мужчин. А все попытки воинствующего феминизма вовлечь в политическую сферу как можно больше женщин оказались тщетными. Хотя стоит подчеркнуть, что в США всегда было и есть огромное количество людей, игнорирующих всякие выборы.

Движение за избирательное право для женщин в Германии проходило несколько иным путем и имело свою драматическую судьбу.

После революции 1918 года в Германии, женские общественно-политические движения в этой стране сильно ослабили свою деятельность.

Дело в том, что Веймарская конституция, принятая после германской революции, стала самой передовой, на тот момент, в мире. По своей демократичности она могла соперничать с французской «Декларацией прав человека и гражданина» и с «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», составленной большевиками в России.

Статьи этой конституции устанавливали равноправие женщин в браке (ст. 119), разрешали им занимать публичные должности (ст. 128), устраняли все прежние ограничительные постановления в отношении женщин-чиновников. Избирательное право за женщинами в Германии закрепляла статья 109 Веймарской конституции, гласившая, что все немцы равны перед законом, и что все мужчины и женщины имеют равные гражданские права и несут одинаковые обязанности перед государством.

В годы существования Веймарской республики в Германии сложился образ «новой» женщины - молодой, самодостаточной и незамужней. В стране возникло немало интересных профессий, которыми активно овладевали женщины: стенографистки, машинистки, работницы конвейеров, служащие социальной сферы, учительницы (что особенно примечательно, ведь в кайзеровской Германии работать учителем - было привилегией исключительно мужчин).

Однако даже грандиозные общественно-политические изменения в Германии в первой четверти XX века не могли окончательно сломать старые консервативно-патриархальные представления о роли женщины в обществе. В немецком общественном мнении в 20-х годах прошлого века доминирующим оставалось представление о том, что главная задача любой женщины оставаться женой и матерью. А само движение за права женщин в этой стране разделилось на две больших группы. Первая из них выступала за пропаганду современного типа женщины: свободной, аполитичной, ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Второе движение добивалось сохранения традиционного идеала женщины, как матери и любящей супруги в семейном кругу.

Золотой век женского равноправия в Германии в первой половине XX века завершился с приходом к власти национал-социалистов. И хотя старая добрая республиканская конституция после их возвышения продолжала действовать, немецкие женщины очень быстро лишились своих политических прав. Какова же была участь женщин в нацистской Германии? Незавидная.

Во-первых. После прихода к власти Гитлера и его партии, власти тут же попытались разрешить затянувшийся в стране финансовый кризис. Чтобы высвободить рабочие места для незанятых мужчин, нацисты развернули масштабную кампанию по массовому увольнению с работы замужних женщин. Таким образом, многие немки лишились своего заработка, а, стало быть, и части своей самостоятельности от мужа.

Далее, как и в любом другом тоталитарном государстве, власти нацистской Германии стали рассматривать женщину как объект воспроизводства людей. «Как однажды прямо высказался Гитлер: «Наша женская программа сводится к одному слову - дети»»3 Нацисты опасались образа независимой и свободной женщины, так как в их представлении это будет угрожать жизни всей нации.

Весной 1933 года в Германии стартовала программа по увольнению замужних женщин с административных должностей. Увольнялись также и замужние женщины-врачи, судьи, адвокаты, учительницы, совершенно исчезли женщины-депутаты. А вот молодые женщины, не успевшие обзавестись детьми, были обязаны исполнять трудовую повинность.

Тем не менее, немецкие женщины вполне спокойно отнеслись к таким нововведениям и ограничению своих политических и гражданских прав. Многим из них импонировала социальная стабильность, установившаяся в тоталитарной Германии. Вскоре, из-за нехватки рабочих рук, были также смягчены и запреты на занятие трудовой деятельностью для замужних женщин. Эти обстоятельства несколько смягчили фактическое бесправие немецких женщин в нацистской Германии.

Франция на рубеже XIX - XX веков так же, как и многие другие европейские страны, не гарантировала своим гражданкам избирательного права. С 1875 года французам предоставили возможность избирать членов Палаты депутатов. Однако пользоваться избирательным правом в данном случае могли лишь мужчины не моложе 21 года и не состоящие на военной службе.

Конечно, французские женщины еще во времена Великой французской революции добивались политического равноправия. Но даже в тот бурный век, когда старый порядок в Европе начинал претерпевать серьезные изменения, женщины так и не смогли добиться политического равноправия.

И только в условиях страшных испытаний Второй мировой войны, когда независимость своей родной Франции женщины-участницы Движения сопротивления защищали наравне с мужчинами, власти этой страны признали, насколько важно, чтобы все ее граждане имели равные политические права.

В марте 1944 года глава Временного правительства Франции генерал де Голль заявил: «… сущность и формы французского общества завтрашнего дня… могут быть определены лишь представительным органом нации, избранным на основе всеобщих, прямых и свободных выборов»4

И спустя совсем немного времени после этой речи генерала де Голля, в 1945 году, правительство, которое он возглавлял, впервые предоставило француженкам право голоса на общенациональных парламентских выборах.

Избирательное право для женщин в России также стало результатом деятельности женских движений в этой стране в начале XX века. Однако из-за бурных событий в России в первой четверти ушедшего века: Февральской революции, а затем событий в октябре 1917 года, заслуга предоставления избирательного права русским женщинам очень долгое время неверно приписывалась советскому правительству. Советские власти действительно в своей Конституции 1918 года предоставили избирательное право гражданам России обоего пола. Однако пользоваться правом голоса русские женщины стали еще до прихода советов к власти. И заслуга получения этого права принадлежит отнюдь не революционерам, а представительницам женских движений в данной стране.

После свержения монархии в феврале 1917 года и прихода к власти демократического правительства в России, российское феминистское движение потребовало от Временного правительства немедленного предоставления женщинам избирательного права. Однако новые власти хотели отложить решение этого вопроса на неопределенный срок, сославшись на тяжелое положение дел в стране, продолжающуюся Первую мировую войну и необходимость первоочередного решения более важных, по их мнению, задач.

Однако русское феминистское движение не устроило такое решение властей. Феминистки ответили многочисленными стачками и демонстрациями в центре революционного Петрограда. В итоге, правительство пошло на уступки. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало следующий документ: «Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В нем, с небольшими оговорками, объявлялось о выборах городских дум всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Право голоса на выборах предоставлялось гражданам обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий.

На основании этого законодательного акта весной 1917 года в России прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления в городах и губерниях.

Как менялся закон об избирательном праве в Великобритании?

В 1999 году еженедельный американский журнал «Time» писал:

«… Она втолкнула общество в новые шаблоны, из которых то уже не могло вернуться назад».

Такими словами американский еженедельник описал деятельность Эммелин Панкхерст. Это же издание включило Панкхерст в список 100 самых влиятельных людей ХХ века.

Британская активистка и политик начала ХХ века Эммелин Панкхерст признана самым главным борцом за политические права женщин в Великобритании. Будучи матерью пятерых детей, в 1903 году Панкхерст решила добиваться политического равноправия для женщин Великобритании. В том же году она основала Женский социтально-политический союз. Методы политической борьбы Панкхерст и ее активисток, которые часто сопровождались актами насилия по отношению к общественности и полиции, вызывали острое неодобрение у властей Британии. Сама Эммелин не раз заключалась под стражу.

Стоит, однако, отметить, что Панкхерст несмотря на свою необузданную оппозиционность, все равно осталась верной своей стране патриоткой. Во время Первой мировой войны она призвала своих соратниц оставить борьбу за свои права и посвятить свою энергию помощи сражающейся нации.

Борьба редко когда бывает напрасной. И пример Эммели Панкхерст тому яркий пример. После окончания суровой войны она с прежним энтузиазмом продолжила агитацию и выступления за предоставление избирательного права британским женщинам. Ее итогом стало принятие парламентом закона (Representation of the people Act 1918), который распространял избирательное право на 8,4 миллиона британских женщин.

1. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху Процветания и «Сухого закона», 1919 - 1929. М.: 2008. с. 129

2. Там же. с. 133

3. Патрушев А. И. Германская история. Через тернии двух тысячелетий. 2007. с. 470

4. Арзаканян М. Ц. Новейшая история Франции.: М. 2002. с. 58

Добиться права голоса женщинам США удалось лишь в 1920 году. Какой путь им довелось пройти? Решительность и сила духа этих людей внушает уважение, помогает поверить в себя, подсказывает верное решение и, в конце концов, мотивирует. Это случилось не так давно, но мы уже начинаем забывать важные вехи истории.

Сегодня уже никому не нужно объяснять значение слова «феминизм», которое появилось в 18 веке, но по-настоящему активизировалось только с конца 1960-х. В начале XVIII века появился и стал популярным термин «слабый пол», но уже к середине того же столетия созрел протест первых феминисток. Они принимали активное участие в жизни общества, поголовно становились экономически независимыми, некоторые даже пытались вмешаться в политические вопросы. Они требовали прав на образование, труд, на уважение в семье и обществе.

Судьбоносным событием феминизма первой волны стало подписание Декларации позиций и резолюций, касавшуюся положения женщин. Случилось это в 1848 году в США, и стало всемирно важным решением. Но отнюдь не Америка стала первой страной, где женщины обрели избирательное право. В Новой Зеландии это случилось в 1893 году, в Австралии - в 1902, в Дании - в 1908, в Германии - в 1918, а в США - в 1920.

Суфражистки

Первые десять поправок к Конституции, составляющие Билль о правах, были внесены в 1791 году. Они включали в себя множество пунктов: свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право людей на мирные собрания… Но не было в них ни слова о рабстве, дискриминации этнических групп, и женских правах.

Шла вторая половина 18 века. Закончилась Война за Независимость. Больше половины населения Америки оставались лишенными своих политических прав. Бесправной частью общества были женщины, после - рабы, слуги и неимущие.

Первая волна феминизма охватила Европу и Британию. В это же время начал зарождаться суфражизм в Америке. Основоположницами движения за права женщин выступили Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) и Лукреция Мот (Lucretia Mott). Свою деятельность девушки начали на Первом всемирном конвенте против рабства, так как в ходе конференции неоднократно подверглись дискриминации по половому признаку.

Декларация Прав и Чувств

1848 год - принято считать, что именно тогда началась эта длительная борьба за избирательное право американских женщин. В этом году в Seneca Falls состоялся съезд, где 300 мужчин и женщин собрались, чтобы высказать свои жалобы и составить план действий. Тогда была подписана Декларация Прав и Чувств , составленная уже упомянутой Элизабет Стэнтон.

Документ был основан на Декларации Независимости США. Элизабет акцентировала внимание на том, что «все мужчины и женщины были созданы равными». Также, она не побоялась выдвинуть обвинения мужчинам. Их было 18 - ровно столько же, сколько американские колонисты в своё время выдвинули Георгу III .

Разумеется, за Конференцией последовало всеобщее осуждение суфражисток, как в обществе, так и в прессе. Однако сторонники у женского движения за равноправие тоже были.

Фредерик Дуглас - известный аболиционист (борец против рабства) и суфражист (борец за женское избирательное право), оратор и общественный деятель. Фредерик знал о том, за что сражался не понаслышке - ему довелось побывать рабом. Как минимум одной женщине довелось принять активное участие в судьбе Дугласа. В 1800 году он встретил белую женщину, которая в последствии занялась его образованием - именно она научила его писать и читать. В последствии Дуглас стал христианином и позже стал преподавать в воскресной школе, где он учил других рабов читать Новый Завет. Он стал лицензированным проповедником в 1839 году, и на этом поприще также помог многим душам. В свое время Дуглас писал:

«Дискуссия о правах животных вызвала бы более доброжелательные отклики тех, кто считаются мудрыми и благодетельствующими в нашей стране, нежели дискуссия о правах женщин».

Вернемся к Элизабет Стэнтон и ее Декларации Чувств. Однажды, одна из нью-йоркских газет решила опубликовать полный текст документа - разумеется, с насмешкой. Но суфражистка обрадовалась даже такому вниманию прессы:

«Это заставит женщин задуматься, и мужчин тоже; а когда мужчины и женщины думают о новом вопросе - это уже шаг к прогрессу».

Затем пришла Гражданская война, и вопросы о суфражистской деятельности пришлось отодвинуть на задний план. Но они в это время не почивали на лаврах, а объединялись и строили планы.

Национальная женская ассоциация суфражизма

Элизабет Стэнтон, Лукреция Мот, Люси Стоун (Lucy Stone) и Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) продолжили бороться за принятие конституционных поправок, которые наделили бы правами одновременно женщин и чернокожих. Так в 1866 году они основали Американскую ассоциацию равных прав (American Equal Rights Association).

Действия стали приносить результаты: были приняты 14 и 15 правки Конституции . Они расширяли права чернокожих мужчин, но никаких изменений касательно положения женщин не вносили. Стэнтон и Энтони приняли решение создать другое, свое сообщество. Национальная женская ассоциация суфражизма (National Woman Suffrage Association) принимала в свои ряды только женщин.

Американская ассоциация женского суфражизма (American Woman Suffrage Association), Женский христианский союз трезвости (Women"s Christian Temperance Union) - все больше и больше объединений стали подавать свой голос.

С 1900 по 1920 год ассоциации вели активную пропаганду суфражизма. Они организовывали пикеты, голодные забастовки и использовали другие экстремальные способы, чтобы добиться необходимой им правки Конституции.

Женский марш

3 марта 1913 состоялась одна из самых ярких демонстраций. Вашингтон был просто потрясен ее размахом! Представьте, 5000 женщин вышли на улицы, чтобы воссоединиться в общем кличе - обрести свое избирательное право. Они шли по главным улицам и громко заявляли о себе. С того самого дня волна протестов прокатилась по всей стране.

Во время первой Мировой войны женщинам впервые позволили играть большую социальную роль. Они работали на заводах, фабриках, помогали в тылу. Женский труд должен был быть вознагражден. И требование у суфражисток было одно - равные политические права.

Казалось бы, с таким трудом, но эта борьба теперь выиграна. Однако, Суфражистское движение не прекратило свое существование. Оно только набирало силу.

Понадобилось более 70 лет, чтобы добиться гендерного избирательного равноправия. А основательницы движения Элизабет Стэнтон, Лукреция Мотт и Сьюзен Энтони так и не увидели при жизни результатов своих трудов. Но они сделали это ради будущих поколений. И навсегда останутся важным звеном истории, кардинально изменившим ее ход.

В феврале 2018 мы будем отмечать 100-летнюю годовщину того важного для всех женщин Америки события.

Женщины имеют право I Американская история борьбы за возможность голосовать обновлено: Январь 12, 2018 автором: Лера Копцева

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.



Просмотров