Инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям учреждения. Председатель профкома Руководитель организации

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюзного Директор МБОУ СШ № 93
коммитета ___________
________ Хутченко Г. Н «____»___________ 2017г

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при перевозке учащихся,
автомобильным транспортом

ИОТ - 074 -2017

1. Общие требования охраны труда

К перевозке учащихся, воспитанников автомобильным транспортом допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие:

Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии. Учащихся, воспитанников при перевозке должны сопровождать двое взрослых. Водитель должен проходить: Водитель обязан:
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; соблюдать требования к эксплуатации автомобиля; использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на учащихся, воспитанников следующих опасных факторов:
    -травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или высадке из автобуса; -травмы при резком торможении автобуса; -травмы в дорожно-транспортных происшествиях при нарушении правил дорожного движения или при эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Автобус, предназначенный для перевозки учащихся, воспитанников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», а также , медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации учреждения, в органы и . При перевозке учащихся, воспитанников соблюдать установленный порядок перевозки и правила личной гигиены. За невыполнение , изложенных в настоящей инструкции, лица несут ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

Перевозка учащихся разрешается только по письменному приказу руководителя учреждения. Провести инструктаж учащихся, воспитанников по правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса и проверить:

    техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды. давление воздуха в шинах в соответствии с нормами; наличие исправного инструмента и приспособлений; заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в .
Проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети», а также огнетушителей и аптечки. Посадку учащихся в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сидениями не разрешается. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

3.Требование безопасности во время работы

Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать на трассу, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса. Выполнять требования охраны труда движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с "Правилами дорожного движения". При перевозке учащихся, воспитанников соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и не выставлять в окно руки. Скорость движения автобуса при перевозке учащихся, воспитанников не должна превышать 60 км в час. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за поручень впереди расположенного сидения. Не разрешается перевозить учащихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости. Перед неохраняемым железнодорожным переездом остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжить движение. При ремонте автобуса на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику АХО или диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия работников ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих. При неисправности в работе двигателя и систем автобуса, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности. При получении обучающимся, воспитанником травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования охраны труда по окончании перевозки

Съехать на обочину дороги или подъехать на и остановить автобус. Обучающимся, воспитанникам выходить из автобуса только с разрешения старшего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу. Проверить по списку наличие учащихся.

С инструкцией ознакомлен (а)

«____»________________200__г. ________________(________________)

подпись расшифровка подпись

1. Общие требования безопасности.

1.1. К перевозке учащихся автомобильным транспортом допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, предрейсовый медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее трех последних лет.

1.2. Учащихся при перевозке должны сопровождать двое взрослых.

1.3. При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов:

Травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или высадке из автобуса;

Падении на скользком грунте или твердом покрытии;

Травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

Выполнение упражнений без разминки.

1.4. Автобус, предназначенный для перевозки учащихся, должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «ДЕТИ», а также огнетушителем и медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. В случае дорожно – транспортного происшествия с травмированием учащихся ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации Центра, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.

1.6. При перевозке учащихся соблюдать установленный порядок перевозки и правила личной гигиены.

1.7. Учащиеся и другие лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом перевозки

2.1. Перевозка учащихся разрешается только по письменному приказу директора Центра.

2.2. Провести инструктаж учащихся по правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа.

2.3. Убедиться в технической исправности автобуса по путевому листку и путем внешнего осмотра.

2.4. Проверить наличие в автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «ДЕТИ», а также огнетушителя и медаптечки.

2.5. Посадку учащихся в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сидениями не разрешается.

3. Требования безопасности во время перевозки

3.1. При перевозке учащихся соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.

3.2. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и не выставлять в окно руки.

3.3. Скорость движения автобуса при перевозке учащихся не должна превышать 60 км/час.

3.4. Во избежание травм при резком торможением автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за поручень впереди расположенного сидения.

3.5. Не разрешается перевозить учащихся в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости.

3.6. Перед неохраняемым железнодорожным переездом остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжить движение.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса, принять вправо. Съехать на обочину доги и остановить автобус. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.2. При получении учащимися травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации Центра.

Многие массовые, внешкольные и внеклассные мероприятия проводятся за пределами населенных пунктов с перевозкой обучаемых (воспитанников) на автомобильном транспорте. К перевозке учащихся автомобильным транспортом допускаются водители не моложе 20 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, предрейсовый медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее трех последних лет. Учащихся при перевозке должны сопровождать двое взрослых.

При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов:

криминальное воздействие со стороны хулиганов, злоумышленников, террористов, осужденных, бежавших из мест лишения свободы;

травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или высадке из автобуса;

травмы при резком торможении автобуса;

травмы в ДТП при нарушении правил дорожного движения или при эксплуатации технически неисправных транспортных средств.

Автобус, предназначенный для перевозки учащихся, должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», а также огнетушителем и аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

В случае ДТП с травмированием детей ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации ОУ, в ГАИ и медицинское учреждение.

При перевозке учащихся необходимо соблюдать установленный порядок перевозки и правила личной гигиены. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по безопасности, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Перевозка учащихся разрешается только по письменному приказу руководителя ОУ. Перед началом перевозки необходимо:

согласовать маршрут с ГАИ;

провести инструктаж учащихся по правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа;

убедиться в технической исправности автобуса по путевому листу и путем внешнего осмотра;

проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети», а также огнетушителя и медицинской аптечки.

Посадку детей в автобус следует производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сиденьями не разрешается. При перевозке учащиеся должны соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, высовываться из окна и выставлять в окно руки.

Скорость движения автобуса при перевозке детей не должна превышать 60 км/ч. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за расположенное впереди сиденье. Не разрешается перевозить детей в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости. Перед неохраняемым железнодорожным переездом необходимо остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжить движение.

При появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса водитель должен принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение можно продолжать только после устранения возникшей неисправности.

При получении учащимся серьезной травмы необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации ОУ. При малозначительной травме решение принимает руководитель группы, исходя из ситуации и интересов ребенка.

По окончании перевозки:

водитель должен съехать на обочину дороги или подъехать к тротуару и остановить автобус;

учащиеся должны выходить из автобуса только с разрешения старшего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу;

руководитель должен проверить по списку наличие учащихся.

Несмотря на перечисленные рекомендации и ограничения количество происшествий на дорогах не снижается. Их причиной может стать другое транспортное средство, гололед, неблагоприятная ситуация во время движения. Поэтому целесообразно при инструктировании учащихся не только показать им, как держаться при заносе, но и предложить несколько раз занять безопасное положение с упором ног, захватом переднего сиденья руками и втягиванием головы в плечи.

Такое упражнение поможет сформировать необходимый навык, который пригодится в опасной ситуации.

Следует обратить внимание на правильную укладку и закрепление сумок (чемоданов), чтобы при резком торможении или опрокидывании автобуса они не стали причиной тяжелых травм.

При дальних и международных поездках на автобусе следует правильно организовать питание и питьевой режим, чтобы не останавливаться каждые 30 минут и не нарушать график движения, связанный со многими другими элементами дальней поездки.

В салоне автобуса обязательно должен быть человек, способный без помощи водителя открыть при необходимости запасный эвакуационный люк, разбить или выдавить стекло, применить огнетушитель, помочь детям покинуть горящий или деформированный автобус.

12.2. Перевозка железнодорожным транспортом

Основным нормативным правовым актом, регаментирующим перевозки учащихся железнодорожным транспортом, являются СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 31 марта 2003 г. и введенные в действие с 1 июня 2003 г.

Указанные санитарно-эпидемиологические правила (далее по тексту настоящего раздела – Правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров (вокзалов, станций) и в пути следования железнодорожным транспортом.

Соблюдение Правил является обязательным для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (в тексте данного раздела сохранена терминология Правил). Контроль соблюдения Правил осуществляется органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

Знание Правил необходимо для сотрудников ОУ и родительского актива, участвующих в перевозках обучающихся и воспитанников.

Организаторы коллективного отдыха детей (далее – Организаторы) в пункте отправления формируют группы из детей в возрасте:

от 7 до 9 лет численностью до 25–30 человек;

от 10 до 12 лет – по 35–40 человек;

от 13 лет и старше – по 45–50 человек;

дети разных возрастов – по 30 человек.

В пассажирском поезде одновременно могут перевозиться несколько организованных групп детей. Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей или родителей из расчета 1 сопровождающий на:

8 детей в возрасте от 7 лет до 9 лет;

12 детей – от 10 до 12 лет;

12 детей – от 13 и старше;

12 детей разных возрастов.

Сопровождающие должны иметь справку о состоянии здоровья. Они же осуществляют подбор квалифицированного медицинского персонала для медицинского сопровождения групп детей до конечного пункта.

Медицинские работники, выделенные для сопровождения детских коллективов, должны быть своевременно проинструктированы и ознакомлены с рекомендациями и соответствующим образом экипированы организаторами.

В пути следования организаторы предусматривают оказание медицинской помощи детям в случае вынужденной госпитализации из пассажирского поезда и доотправку их до места жительства или места отдыха.

Организаторы направляют информацию в центры Госсанэпиднадзора в субъектах РФ и на железнодорожном транспорте о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей по рекомендуемой форме не менее чем за 3 суток до отправления.

Организаторы согласовывают с центрами Госсанэпиднадзора ассортимент продуктов, входящих в дорожный набор («сухой паек»), и обеспечивают питание детей из таких наборов в пути следования.

Организаторам необходимо заранее решить вопрос доставки детских групп от вокзала прямо к оздоровительному учреждению.

При нахождении в пути свыше одних суток организаторами совместно с начальником поезда и директором вагона-ресторана организуется полноценное горячее питание детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов.

В состав организованных детских коллективов, направляющихся на отдых в оздоровительные учреждения, включаются дети, прошедшие медицинский осмотр. При выявлении во время посадки в поезд или в пути следования ребенка с признаками заболевания в острой форме данный ребенок должен быть госпитализирован. Посадка в пассажирский состав больных детей запрещается.

Для организованных детских контингентов вне зависимости от численности групп продажа железнодорожных билетов осуществляется только при наличии официального подтверждения организаторами обеспечения соответствующего медицинского сопровождения.

При заболевании ребенка во время нахождения в детском оздоровительном учреждении и госпитализации в изолятор или другой стационар выписка и отправка ребенка домой не разрешается до полного выздоровления. Факт выздоровления подтверждается справкой, выданной медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений.

Главный врач центра Госсанэпиднадзора, в зоне ответственности которого находится детское оздоровительное учреждение, обеспечивает полноту и своевременность проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в отношении детских организованных коллективов на территории оздоровительного учреждения.

Главные врачи центров Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, расположенных по маршруту следования поезда с детскими организованными коллективами, обеспечивают преемственность проведения санитарно-эпидемиологического контроля до станции назначения.


Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия

В местах отправления и местах прибытия по назначению организованных детских коллективов управлениями железных дорог и дирекциями по обслуживанию пассажиров назначаются ответственные работники за организацию посадки, высадки детей в пассажирские вагоны и размещения детей в помещениях вокзалов, обеспечивающие:

соблюдение поточности основных операций по отправлению и прибытию организованных детских коллективов;

соответствующие условия для кратковременного пребывания детских коллективов в залах ожидания и для длительного пребывания в комнатах отдыха вокзалов;

при необходимости – услуги общественного питания в вокзальных ресторанах, буфетах и других разрешенных центрами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте точках общественного питания;

необходимые санитарно-бытовые услуги (туалеты, умывальники);

организацию безопасной и своевременной посадки в пассажирские вагоны и высадки из пассажирских вагонов организованных детских коллективов;

установление диспетчерского контроля следования поездов с организованными детскими коллективами с организацией ежесуточного отчета на железных дорогах и ежесменного доклада в МПС России об отправлении, прибытии поездов с организованными детскими коллективами.

Работники вокзалов, связанные с обслуживанием пассажиров и оказывающие услуги организованным детским коллективам, должны подвергаться профилактическим и периодическим медицинским осмотрам, иметь личные медицинские книжки.

В условиях больших, средних и крупнейших вокзалов силами расположенных в них медицинских пунктов должна быть оказана неотложная медицинская помощь пассажирам (детям и сопровождающим их взрослым), заболевшим в пути, на вокзалах или пострадавшим от несчастного случая. В медпунктах устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. Аптечки для оказания первой помощи должны быть полностью укомплектованы средствами оказания медицинской помощи и медикаментами.


Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов

Контроль готовности железнодорожных составов, назначаемых для перевозки организованных детских коллективов, осуществляют комиссии в составе представителей пассажирской службы, дирекции по обслуживанию пассажиров, органов Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, а также представителей организаций, отправляющих детей. Результаты осмотра оформляются актом общей формы.

Для перевозки детей в пунктах экипировки выделяются пассажирские вагоны и вагоны-рестораны с минимальными сроками службы и техническим состоянием, соответствующим санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Подготовка пассажирских вагонов в рейс должна соответствовать установленному технологическому процессу на специально оснащенных пунктах экипировки.

Вагон-ресторан должен экипироваться достаточным количеством провианта и бутилированной питьевой воды.

Пассажирские вагоны и вагоны-рестораны должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с санитарными требованиями. Пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество.

Пассажирские составы, осуществляющие перевозки организованных детских коллективов, должны быть обеспечены средствами для оказания медицинской помощи в пути следования. Аптечки и укладки должны быть в достаточной степени укомплектованы медикаментами и средствами оказания медицинской помощи.


Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования

При перевозке организованных детских коллективов проводники вагонов должны обеспечивать полное справочно-информационное обслуживание о санитарных зонах по маршруту движения поезда, об ассортименте оказываемых пассажирам услуг, о факторах риска и мерах по его предупреждению, о правилах внутреннего распорядка.

Проводники совместно с сопровождающими детей взрослыми:

оказывают помощь в размещении детей на местах проезда;

осуществляют выдачу постельного белья и постельных принадлежностей;

производят по необходимости замену мест;

обеспечивают питьевой водой, чаем не менее 3 раз в сутки;

организуют специальные купе для детей-инвалидов.

Контроль соблюдения детьми чистоты в пассажирских вагонах и вагонах-ресторанах осуществляется взрослыми, сопровождающими детскую группу. Влажная уборка пассажирских вагонов должна проводиться проводниками не менее 2 раз в сутки, уборка туалетов – не менее 4 раз в сутки, вакуумное обеспыливание ковровых дорожек – не менее 2 раз в сутки.

Постельное белье, запаянное в полиэтиленовые пакеты, и постельные принадлежности предоставляются каждому ребенку. Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья. При этом проводники вагонов обеспечивают:

раздельное хранение чистого и использованного постельного белья;

уборку использованного постельного белья после высадки детей.

Для приготовления и раздачи чая и кондитерских изделий проводник надевает специально предназначенную для этих целей куртку или передник. Кондитерские изделия должны выдаваться детям в мелкой фабричной расфасовке.

Взрослые и медицинские работники, сопровождающие организованные детские коллективы, обязаны осуществлять контроль питания детей в вагоне-ресторане, совместно с директором вагона-ресторана организовать диетическое питание нуждающимся в нем детям.

Обеспечение питания организованных детских коллективов в вагоне-ресторане включает процессы приготовления, реализации и организации потребления детьми разнообразного ассортимента блюд и изделий всех основных групп, в том числе сложного изготовления (за исключением первых блюд в поездах с продолжительностью следования до суток) из разрешенных видов сырья, покупных товаров и напитков.

Ассортимент блюд и изделий в вагонах-ресторанах для питания, в том числе диетического, организованных детских коллективов должен быть в обязательном порядке согласован директором вагона-ресторана с центрами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте в пунктах формирования.

Удовлетворение потребностей в питании детских организованных групп в пути следования поездов включает также услуги по доставке работниками вагона-ресторана кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам в купе пассажирского поезда и доставку в купе скомплектованных рационов питания в индивидуальной упаковке.

Перечень услуг, предоставляемых вагонами-ресторанами в пассажирских поездах при осуществлении организованных детских перевозок, согласовывается с органами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

Проводники, включенные в рейс в составе поездной бригады, не должны иметь нарушений в состоянии здоровья, обязаны иметь личные медицинские книжки и отметки в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки.

Организация оказания медицинской помощи детям в пути следования поезда предусматривает наблюдение за состоянием здоровья детей, контроль санитарно-гигиенического состояния пассажирских составов с организованными детскими коллективами, оказание первой медицинской помощи.

Организаторы отдыха по окончании оздоровительной смены в обязательном порядке должны обеспечить медицинское сопровождение организованных детских коллективов до места жительства.

Каждый пассажирский состав должен иметь:

две укомплектованные аптечки для оказания медицинской помощи – рабочую и аварийную;

эпидукладку на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией;

противопедикулезную укладку.


Для информации об аварийных выходах на стенке около кипятильника имеется надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окно 3-го и 6-го купе». Около каждого опускного окна рядом с рычагом для открытия имеется надпись-инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (предварительно сорвав пломбу). Нажать на себя ручку-защелку окна». При воздействии силы на рычаг, оконные рамы опускаются, полностью освобождая оконный проем размером 660x1020 мм. Для аварийного открытия окон необходима помощь сопровождающих.

При пожаре, по возможности, перейдите в другой вагон, приготовьте влажную ткань на случай защиты от отравления продуктами горения. Покидая поезд, не стремитесь спасти багаж, спасайте свою жизнь, ограничьтесь документами и деньгами. В случае экстренной эвакуации из вагонов сохраняйте спокойствие, при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Все эвакуационные выходы во всех вагонах во время движения должны быть постоянно свободными. Не разрешается загромождать тамбуры и проходы вагонов вещами и багажом.

Еще несколько полезных советов.

При расположении на верхней полке по ходу поезда полезно закрепиться на время сна, соорудив себе «ремни безопасности», так как падение возможно не только в случае опасности, но и при резком торможении.

При размещении багажа на верхней полке постарайтесь положить его возможно более близко к стенке против хода поезда, так как в случае аварии падение багажа – источник дополнительных травм.

При выходе на остановках не отходите далеко от вагона, тем более не пересекайте пути: неожиданно подошедший состав может отрезать вас от поезда и создать аварийную ситуацию.

Пользуйтесь питьевой водой только из специально предназначенного для этого крана рядом с купе проводника.

Двери в купейных вагонах фиксируйте замками в крайних положениях: при резких толчках на ходу поезда вы избежите травм от произвольного движения незафиксированных дверей.

Не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие; держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать.

При крушении поезда:

используйте любую возможность выбраться самостоятельно из вагона, используя окна;

всегда покидайте опасную зону, так как при столкновении, особенно с товарным составом, существует вероятность возникновения пожара;

покидая опасную зону, не удаляйтесь слишком далеко.

При аварии токонесущей системы выходите из опасной зоны, используя правила электробезопасности. Электрооборудование пассажирских вагонов работает в широком диапазоне напряжения: от 50 В постоянного тока до 3000 В постоянного и переменного тока. В системе высоковольтного оборудования вагонов сила тока может достигнуть десятков и сотен ампер.

В случае попадания в зону напряжения необходимо как можно скорее покинуть ее; в целях безопасности надо соединить ступни ног вместе и, не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни или прыжка. При обрыве контактной сети или другого провода нельзя касаться этих проводов независимо от того, лежат эти провода на земле или только касаются заземленных частей. Нельзя снимать какие-либо предметы, лежащие на упавших проводах или производить любые работы около них. Обнаружив упавшие или поврежденные провода, необходимо как можно скорее уведомить об этом механика, бригадира при движении поезда или дежурного по станции при нахождении вагона на стоянке.

Выйдя из вагона, помните:

ни один машинист не в состоянии остановить поезд быстро, и безопасность пешехода зависит только от него самого;

при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;

на электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсу, и к лежащим на земле электропроводам;

переходите железнодорожные пути только в установленном месте, а при их отсутствии – только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося поезда;

при переходе путей не подлезайте под вагонами и не переходите через автосцепки;

подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума.

Как отмечено выше в разделе 12.1, некоторые рекомендации настоящего раздела целесообразно учитывать и при перевозках детей автотранспортом.

Инструкция по охране труда
при перевозке обучающихся,
воспитанников автомобильным транспортом

ИОТ - 026 - 2001

1. Общие требования безопасности

1.1.К перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспор­том допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие инструк­таж по охране труда, предрейсовый медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровью, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее трех последних лет.
1.2.Обучающихся, воспитанников при перевозке должны сопровождать двое взрослых.
1.3.При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на обучающихся, воспитанников следующих опасных факторов:
травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или высадке из автобуса;
травмы при резком торможении автобуса;
травмы в дорожно-транспортных происшествиях при нарушении правил дорожного движения или при эксплуатации технически неисправ­ных транспортных средств.
1.4.Автобус, предназначенный для перевозки обучающихся, воспитан­ников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим зна­ком «Дети», а также огнетушителем и медаптечкой с набором необходи­мых медикаментов и перевязочных средств.
1.5.В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации учреждения, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.
1.6.При перевозке обучающихся, воспитанников соблюдать установлен­ный порядок перевозки и правила личной гигиены.
7..Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ох­ране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, под­вергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом перевозки

2.1. Перевозка обучающихся, воспитанников разрешается только по письменному приказу руководителя учреждения.
2.2. Провести инструктаж обучающихся, воспитанников по правилам введения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа.
2.3. Убедиться в технической исправности автобуса по путевому листку и путем внешнего осмотра.
2.4. Проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети», а также огнетушителя и медаптечки.
2.5. Посадку обучающихся, воспитанников в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сидениями не разрешается.

3. Требования безопасности во время перевозки

3.1. При перевозке обучающимся, воспитанникам соблюдать дисцип­лину и выполнять все указания старших.
3.2. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону ав­тобуса, не высовываться из окна и не выставлять в окно руки.
3.3. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся, воспи­танников не должна превышать 60 км/ч.
3.4. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходи­мо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за по­ручень впереди расположенного сидения.
3.5. Не разрешается перевозить обучающихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости.
3.6. Перед неохраняемым железнодорожным переездом остановить ав­тобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжить движение.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя и систем автобу­са, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Дви­жение продолжать только после устранения возникшей неисправности.
4.2. При получении обучающимся, воспитанником травмы оказать пер­вую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании перевозки

5.1. Съехать на обочину дороги или подъехать к тротуару и остано­вить автобус.
5.2. Обучающимся, воспитанникам выходить из автобуса только с разрешения старшего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу.
5.3. Проверить по списку наличие обучающихся, воспитанников.

по охране труда при перевозке учащихся, воспитанников автомобильным транспортом


  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. К перевозке учащихся, воспитанников автомобильным транспортом допускаются лица, достигшие 18 – летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда, имеющие удостоверение водителя I или II класса.

    2. Опасные факторы:

  • травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или выходе из автобуса;

  • травмы при резком торможении автобуса.

    1. При перевозке группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

    2. Автобус, предназначенный для перевозки учащихся, должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «ДЕТИ», а также огнетушителем и аптечкой.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

    1. Перевозка учащихся, воспитанников разрешается только по письменному приказу руководителя учреждения.

    2. Провести инструктаж учащихся, воспитанников по правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа.

    3. Убедиться в технической исправности автобуса по путевому листу и путем внешнего осмотра.

    4. Посадку учащихся, воспитанников в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест.

    5. Стоять в проходах между сиденьями не разрешается.

    6. Убедиться в наличии предупреждающего знака «ДЕТИ», огнетушителя, аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

    1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, старших.

    2. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, запрещается высовываться из окна и выставлять в окно руки.

    3. Скорость движения автобуса при перевозке учащихся, воспитанников не должна превышать 60 км/час.

    4. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова и руками держаться за поручень впереди расположенного сиденья.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    1. При появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус и устранить возникшую неисправность.

    2. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРЕВОЗКИ

    1. Съехать на обочину дороги или подъехать к тротуару и остановить автобус.

    2. Выходить из автобуса только с разрешения старших в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу.

    3. Проверить по списку наличие учащихся в группе.

(наименование учреждения)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

организации профсоюза

(подпись) (подпись)

(дата утверждения)

ИНСТРУКЦИЯ № 6

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ
1. Общие требования безопасности.

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории, соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категории “Д”).

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала-цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.
2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство, путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двусторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещение салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью не менее 2 л; двери, открывающиеся из салона наружу; полумягких сидений; отопление салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью не менее 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи “Люди” и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, не зачехленных острых инструментов.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещения в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.
3. Требования безопасности во время работы.

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движения автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, безопасность окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменениям направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения водитель должен выбрать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от ширины и состояний проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Обгон допустим при условии соблюдения Правил дорожного движения, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашины, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.8. Водителю автотранспорта запрещается:

Управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

Выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

Отдыхать при работающем двигателе;

Передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;

Производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;

Подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

Пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

Курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.9. Водитель транспортного средства обязан:

Заметив нарушение Правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

Оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

Остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, полиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;

Разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении, для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
4 Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигатели необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движение до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания, водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель причастный к нему, обязан:

Без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;

Если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;

При необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившемся в ГИБДД и в учреждение. Записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время, необходимо поставить ее на обочину, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги – дополнительно под колеса положить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.
5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. После возвращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически исправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.
__________________________________________________________________

(наименование учреждения)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель первичной Руководитель учреждения

организации профсоюза
_______________________ ________________________

(подпись) (подпись)

_______________________ ________________________

(инициалы, фамилия) (инициалы, фамилия)
Протокол №__ от ________________________

(дата утверждения)



Просмотров