Договор 1922 года о создании ссср основывался. Подписаны декларация и договор об образовании ссср

Догово́р об образова́нии СССР - договор об объединении в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик , заключённый в 1922 году Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой , Украинской Социалистической Советской Республикой , Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой . В январе 1924 года вместе с вошёл в состав первой союзной Конституции , став её основным разделом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

    Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

    Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

    Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

    Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

    Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

    Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

    Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

    Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

    Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

    Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

    Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

    Договор в составе Конституции СССР

    Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

    Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

    Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

    Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

    Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

    Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

    Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

    Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

    Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

    Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

    Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

    Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

    Изменения договора

    20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

    Расторжение договора

    В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

    Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

    Реакция на расторжение договора

    В 1992 году группа из 86 народных депутатов РСФСР обратилась в Конституционный суд с ходатайством о проверке законности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР» . Конституционный суд Российской Федерации принял ходатайство к рассмотрению, но так и не рассмотрел его .

    Позиция Р. И. Хасбулатова

    В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

    «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

    При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

    В названиях

    • Сыктывкарский государственный университет имени 50-летия СССР
    • Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР
    • Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков имени 60-летия СССР

    Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях.

    1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

    А) представительство Союза в международных сношениях;

    Б) изменение внешних границ Союза;

    В) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;

    Г) объявление войны и заключение мира;

    Д) заключение внешних государственных займов;

    Е) ратификация международных договоров;

    Ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

    З) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

    И) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

    К) установление основ организации вооружённых сил Союза

    Советских Социалистических Республик,

    Л) утверждение единого государственного бюджета Союза

    Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

    М) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

    Н) общее союзное законодательство о переселениях;

    О) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

    П) установление основных законов о труде;

    Р) установление общих начал народного просвещения;

    С) установление общих мер в области охраны народного здоровья;

    Т) установление системы мер и весов;

    У) организация общесоюзной статистики;

    Ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

    Х) право общей амнистии;

    Ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

    2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

    3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.

    4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

    5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

    6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

    7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

    8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

    9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

    10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

    11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

    Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

    Заместителей председателя,

    Народного комиссара по иностранным делам,

    Народного комиссара по военным и морским делам,

    Народного комиссара внешней торговли,

    Народного комиссара путей сообщения,

    Народного комиссара почт и телеграфов,

    Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,

    Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народного комиссара труда,

    Народного комиссара продовольствия,

    Народного комиссара финансов.

    12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

    13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

    14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

    15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

    16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

    17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

    18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:

    Председатель Совета Народных Комиссаров,

    Заместители председателя,

    Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народный комиссар земледелия,

    Народный комиссар продовольствия,

    Народный комиссар финансов,

    Народный комиссар труда,

    Народный комиссар внутренних дел,

    Народный комиссар юстиции,

    Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,

    Народный комиссар по просвещению,

    Народный комиссар здравоохранения,

    Народный комиссар социального обеспечения,

    Народный комиссар по национальным делам,

    19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

    20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

    21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

    22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

    23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

    24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

    25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

    26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

    Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

    В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

    10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

    На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

    Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

    Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

    Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

    Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

    Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

    II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

    в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

    А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

    В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

    в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

    Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

    Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.



Просмотров