Что главное нужно знать по тгп. Теория государства и права: понятие, предмет, функции

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Изучение теории государства и права призвано вооружить будущих юристов современными достижениями общетеоретической мысли, сформировать политико-правовое мышление, включающее идеи приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, господства права.

Задачей курса, традиционной для фундаментальной академической дисциплины, является выработка ценностных ориентации в жизни на базе превращения теоретических знаний в убеждения и движущую силу поведения обучающихся.

Поэтому в процессе преподавания теории и истории государства и права важнейшим считается вопрос: как преподавать. Полагая, что ответ находится на поверхности, мы ошибаемся. Методы и приемы преподавания теснейшим образом связаны с содержанием предмета. А само содержание определяется конкретным способом разрешения основной методологической проблемы: об отнесенности теории государства и права к гуманитарной парадигме.

«Нет ничего практичнее хорошей теории». Эта крылатая фраза не является убедительной для значительного числа студентов, если речь вести об уровне преподавания. В том случае, если преподаватель предлагает массу теоретических установок, которые непонятны студенту, то надеяться на то, что это вызовет встречное качественное восприятие учебного материала, не приходится.

Не является секретом то, что подавляющее большинство студентов в отношении данной учебной дисциплины любовью не пылают, и откровенно побаиваются, и соответственно слушать и читать учебный материал не спешат. В ряде случаев обучение сводится к вынужденной зубрежке. А сдача экзамена превращается в настоящее испытание. В чем же причина подобного положения дел и чем необходимо руководствоваться в этих случаях?

На наш взгляд, в процессе преподавания теории государства и права преподаватель обязан четко осознавать, на какие принципы он должен опираться как специалист.

Основной принцип - ориентация на четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) как со стороны содержания, так и по форме.

В процессе изучения курса теории государства и права используются различные организационные формы обучения: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, конференция, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. В качестве методов педагогического контроля успеваемости студентов могут использоваться, в частности, опрос, контрольные задания, проверка преподавателем конспектов рекомендованной литературы, рецензирование курсовой работы, тестирование и другие способы и приемы, направленные на проверку знаний обучающихся по широкому кругу вопросов, предусмотренных программой обучения.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую, развивающую, образовательную, воспитательную и дополнительные - направляющую, активизирующую, организующую. Повышение эффективности обучения непосредственно связано со стремлением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все указанные формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части в общем случае проверяется присутствие обучающихся, объявляется тема, цель, задачи и общая организация занятия, проверяется готовность обучающихся к занятию, разъясняются задачи, стоящие перед ними, и способ действий. Основная часть - изложение или отработка вопросов, составляющих содержание занятия. Заключительную часть составляют ответы на вопросы, дополнительные разъяснения, разбор итогов (групповых и индивидуальных), оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию.

Подготовка к занятиям предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); продумывание методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция. Лекция - ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных учебной программой. Лекция является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция - это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов.

В преподавании учебного предмета (теории государства и права), имеющего своим содержанием теоретические установки, перед преподавателем ставится задача сделать его доступным пониманию неподготовленной аудитории, адаптировать его к уровню научной компетенции данных слушателей. Эту задачу преподаватель должен решить при подготовке к лекции. Естественно, что перед ним встают вопросы: какими приемами и методами, способами и средствами необходимо пользоваться, чтобы содержание лекции по теории государства и права было изложено доходчиво и интересно для студента. Вопрос состоит в том, что лекция не должна повторять учебник. Лекция должна дополнять учебный материал самыми последними данными науки, порой даже неопубликованными, но известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его к излагаемому. Один из первых вопросов, которые необходимо решить в процессе чтения лекции, - как довести до сознания слушателей научное содержание основных понятий темы. К примеру, возьмем дефиницию понятия «государство». Государство представляет собой властно-политическую организацию общества. В этом определении студен- ту-первокурснику могут быть непонятны слова «властно-политическая организация» (что под ним подразумевается?). И далее, обладающая государственным суверенитетом (что стоит за понятием «суверенитет», как он достигается?). Таким образом, содержание данной дефиниции должно быть объяснено студентам. Разъяснение содержания дефиниций в лекции должно присутствовать всегда, в противном случае все дальнейшее изложение темы может оказаться неэффективным.

Другой не менее важный методический вопрос лекции - это доказательность изложения. Как показывает практика, доказательность по значимости намного опережает другие показатели, такие, как эмоциональность, популярность, связь теории с жизнью, культуру речи и т.д. Доказательность представляет собой логические рассуждения, обоснованные аргументы. Никакого шаблона в этом нет. Каждое доказательство имеет свою специфику, которая определяется характером тезиса и имеющихся доводов. Например, историческую необходимость создания государства как социального института доказать быстро невозможно. Тем не менее логика находит нечто общее, что характерно для любого доказательства, - это его структура: тезис (положение, которое требуется доказать), аргумент (аксиома или ранее доказанный тезис) и вывод (результат доказательства).

Для методики лекции имеет важное значение информативность содержания, отсутствие в нем банальных утверждений, примитивных примеров, общих рассуждений. Если примеры будут простыми, то теряется понимание важности и необходимости изучения данной науки.

В заключение, следует отметить, что в лекции по теории государства и права учебный материал необходимо оживить в речи преподавателя, представить его в эмоциональном и доступном изложении. Живая речь преподавателя, его поведение, общение со студентами способны существенно дополнить положения учебника, научных публикаций, сделать их интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее. Лекция - это произведение научной мысли, эстетики слова, глубокого понимания преподавателем того, о чем он говорит.

  • 1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов научным, цивилизованным пониманием государственно-правовой действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обеспечения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное, современное представление о вопросах правовой действительности и предстоящей слушателям практической деятельности в правоохранительных органах, в качестве юрисконсультов. В лекции теория всегда должна соотноситься с практикой. В этом случае достигается цель занятия.
  • 2. Развивающая. Важно, чтобы лекция была ориентирована не на память студентов, а на мышление, учила их не запоминать, а думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль, и тогда она сможет аккумулировать научную мысль, а студенты станут в этом случае ее соучастниками. Студенты, слушая преподавателя и следя за ходом его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и способы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказательно, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в речевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, который передает содержание лекции нелогично, шаблонно, неубедительно и при этом не высказывает своего мнения по острым, злободневным вопросам, оказывает негативное влияние на студентов. Практика свидетельствует, что в повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, в живом и непосредственном приобщении к научным источникам и состоит ценность лекции.
  • 3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности лекции связаны с усвоением слушателями ее содержания. От умения преподавателя зависит заинтересованность студентов излагаемой проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. В этом случае необходимо умение преподавателя говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым языком.

Основными задачами обучения и воспитания в процессе чтения лекции следует считать:

  • формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;
  • формирование уважения к государству, праву и законности;
  • привитие навыков правомерного поведения;
  • воспитание у студентов активной гражданской позиции, нетерпимости к различного рода правонарушениям;
  • формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы государства, общества, личности.
  • 4. Организующая. Данная функция связана с чтением установочных, вводных и обзорных лекций. В ходе этих лекций особенно важно установить психологический контакт с аудиторией, захватить внимание студентов, что будет способствовать их развивающему и воспитательному воздействию.

В практике преподавания теории государства и права выработано несколько разновидностей лекций. Рассмотрим их кратко.

Вводная лекция читается для студентов, которые еще не знакомы с предметом изучения. Она направлена на ознакомление студента с предметом науки теория государства и права. Задача такой лекции - возбудить у студента интерес к общетеоретическим юридическим дисциплинам.

Установочные лекции читаются для студентов, приступающих к изучению дисциплины. Их цель - ознакомить студентов с основными и наиболее сложными вопросами учебного курса, дать рекомендации методического характера для самостоятельной работы над материалом в межсессионный период.

Обзорные лекции читаются с целью привести знания, полученные студентами во время самостоятельного изучения, в определенную систему, показать взаимосвязь различных государственно-правовых явлений. Они содержат анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых студентами при изучении дисциплины, информируют о новейших достижениях в теории государства и права.

Перед лекцией студенту рекомендуется самостоятельно прочитать раздел учебника, соответствующий теме предстоящей лекции, что позволит более осознанно воспринимать информацию, полученную от лектора. Важно зафиксировать основные, принципиальные положения и выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней.

Возникающие в процессе лекции вопросы обязательно следует сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. После лекции целесообразно еще раз просмотреть конспект и при необходимости внести соответствующие исправления и дополнения. Качественный конспект лекции окажет большую пользу при написании контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

Информативно-проблемные лекции читаются в связи с необходимостью передачи новой для студентов научной информации на основе отбора новейшего и важного материала, сопряженного с элементами научного опережения, прогнозирования.

Семинар. Характерная особенность его - в групповом обсуждении студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме, и при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Эффективным следует считать семинар, имеющий дискуссионный характер. Вмешательство преподавателя в дискуссию должно быть минимальным: он должен тактично направлять ее ход, чтобы не допускать отклонений от обсуждаемых вопросов, ведущих к потере времени и темпа, предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Если ему хочется высказаться, то лучше сделать это, подводя итог некоторому рубежу обсуждения, либо в конце семинара.

Семинары проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения дисциплины. На них вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, увязывать теоретические положения с зарубежной и отечественной практикой государственноправового регулирования, отрабатываются культура речи, навыки публичных выступлений и ведения полемики.

Рассматриваемые в рамках лекционных и семинарских занятий вопросы полноценно раскрываются и освещаются не только благодаря аудиторным занятиям, но и в результате самостоятельной работы студентов с указанной в программе учебной и научной литературой.

Конференция. Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между студентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удастся на семинаре. Обычно конференции проводятся на кафедре или на факультете.

Метод «круглого стола». В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в курсе теории государства и права. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования накопленных теоретических знаний. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов - получения научной истины. Такие занятия рекомендуется организовывать и проводить в конце курса обучения или на последнем курсе обучения при изучении проблем теории государства и права.

Метод «круглого стола» может иметь самые разнообразные формы реализации в обучении теории государства и права. Важно помнить о главном условии и его неукоснительном соблюдении - это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Если такой необходимости нет или она есть, но не осознана всеми сторонами, то круглый стол превратится в обычный семинар, где каждый будет говорить что-то свое, и консенсус (общий, согласованный вывод) не получится.

Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, познавательной мотивации и последующего профессионального использования знаний. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком науки теории государства и права, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Важное место в процессе обучения занимают индивидуальные и групповые консультации студентов. Они могут быть устными и письменными, по вопросам самих слушателей либо по вопросам, предложенным преподавателем.

Групповые консультации проводятся по расписанию занятий в связи с подготовкой к зачету, курсовому или государственному экзамену.

Устные индивидуальные консультации даются студентам в дни и часы, предусмотренные графиком кафедры.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести знания:

  • 1) основных положений современной теории, относящихся к государству, праву и власти;
  • 2) основных закономерностей происхождения и функционирования государства и права;
  • 3) места и роли основных закономерностей среди других форм общественного сознания, социальных учреждений и институтов;
  • 4) сущности задач, функций, форм государства и права и их типологий;
  • 5) соотношения взаимосвязей между государством и правом, социальной обусловленности различных правовых и государственных институтов;
  • 6) единства и взаимодействия различных правовых категорий в механизме правового регулирования общественных отношений;
  • 7) важности правосознания и правовой культуры;
  • 8) сущности законности и правопорядка, их роли в жизни общества, механизма их обеспечения, в том числе и применительно к деятельности правоохранительных органов.

В процессе изучения теории государства и права студенты должны приобрести умения и навыки:

  • 1) использования в практической деятельности, а также в аналитических и прогностических исследованиях возможностей методологии;
  • 2) самостоятельного выделения в нормативных юридических актах логических норм права, определения их структуры;
  • 3) самостоятельной работы с нормативными актами, научной юридической литературой, периодическими изданиями;
  • 4) сравнительно-правового анализа правовых норм и институтов различных национальных правовых систем;
  • 5) составления правоприменительных актов, относящихся к деятельности правоохранительных органов.

Современные интенсивные технологии в юридическом образовании

Мы живем в эпоху, когда успехов в любой области и в соперничестве с другими достигают те, кто владеет более совершенными технологиями, позволяющими при тех же или меньших затратах времени и средств получать более значимые результаты. Следовательно, побеждает тот, кто создает интенсивные технологии и использует их, ускоряя общественный прогресс.

Сфера образования стремительно развивается и, следовательно, не может отставать от требований современной жизни. В педагогике разработано достаточное количество усовершенствованных технологий образования. Их особенностью является психолого-педагогический характер, позволяющий на деле избежать субъективизма, волюнтаризма и авантюризма в процессе обучения.

Таким образом, использование наиболее свойственных специфике юридического образования современных интенсивных технологий - реальный инновационный ресурс сегодня.

Нам часто приходится слышать мнения о том, что «не тот студент пошел». Сегодняшний студент действительно не тот: он более развитый, более информированный, более требовательный, более раскованный. Данные обстоятельства лишь повышают требования к профессионализму преподавателя. Доказано, что причинами равнодушия студентов к учебе становятся нередко недостатки профессионализма преподавателей, неумение пользоваться интенсивными технологиями. Поэтому внедрение современных технологий является кардинальным путем развития образования.

К значимым и актуальным для юридического образования относятся:

а) технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия; б) технология обеспечения интереса студентов к занятию; в) технология педагогического сотрудничества; г) технология проблемного обучения; д) технологии компьютерного обучения; е) технология гуманизации и демократизации обучения;

Рассмотрим кратко их содержание применительно к теории государства и права.

Технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия. Занятие требует не только активности преподавателя, но и усилий студента. Определяющим фактором в этом будет желание студента к повседневной творческой работе по овладению знаниями. Невозможно научить студента равнодушного, сонного, скучающего, у которого нет желания познавать новое, совершенствовать свои знания. Необходимо добиваться, чтобы на занятии каждый студент хотел качественно усвоить все то, чему его учат, был психологически активен, старался и напряженно трудился, т.е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия. Такое состояние объединяет усилия преподавателя и студента, открывая для студента новые горизонты.

Готовность студента к овладению содержанием занятия, обучению на каждом занятии имеет многофакторную обусловленность. Многое зависит от особенностей занятия, на котором он присутствует: его содержания, организации, методики, действий преподавателя. Возможности преподавателя достаточны для организации и проведения занятия. Общее мнение состоит в том, что все преподаватели делятся на три группы: а) на тех, кого невозможно слушать;

  • б) на тех, кого можно слушать;
  • в) на тех, которых нельзя не слушать.

Педагогическая культура и мастерство последних, состоит в том, что они покоряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была не настроена слушать.

Основные особенности технологии этой работы таковы:

  • а) занятие может дать максимальный эффект в том случае, если преподаватель не сводит свою задачу к изложению учебного материала, а одновременно, параллельно с ней ориентирован на решение задачи формирования и поддержания готовности студентов к овладению учебным материалом на каждом занятии;
  • б) занятие необходимо проводить с полной самоотдачей и хорошим настроем на него, которые, в свою очередь, транслируются на студенческую аудиторию. Если у преподавателя отношение к занятию как к тяжелой повинности, если его мысли заняты другими заботами, если он чем-то расстроен, то все это неизбежно отразится на выражении его лица, глаз, общем виде, тоне голоса и одновременно на настрое студентов,
  • в) занятие должно быть интересным;
  • г) постоянно привлекать и удерживать внимание студентов.

К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание - «дверь» открыта, нет - «дверь» закрыта и в сознание слова преподавателя не проникают. А.Ф. Кони писал: «Чтобы лекция имела успех, надо 1) завоевать внимание слушателей; 2) удержать внимание до конца речи».

Достигается это на всех занятиях:

  • а) подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций;
  • б) разнообразием и комбинированием характера учебного материала (не только теоретических положений, но и доказательств, цифр, таблиц, примеров их практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.);
  • в) разнообразием и комбинированием методов на каждом занятии (рассказ, разъяснения, разбор, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, обсуждения, проверка усвоения, упражнения обучающихся, изменения учебной обстановки, контрольные меры, задания и др.);
  • г) богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменение громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения слов, выразительность мимики и жестов, изменение позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.). Иногда преподаватель обнаруживает, что важное положение, которое он разъяснял, не привлекло внимания студентов, и часть студентов не записывало его в конспект. Стоит повторить его, произнося с расстановкой, словно проводя диктант;
  • д) стилем конспектирования лекции. Конспектирование на занятиях нормативно не обязательно. Вместе с тем необходимо поощрять конспектирование, особенно в тех случаях, когда учебника нет или он устарел. Достоин поощрения стиль, отличающийся строгой логикой изложения, четким структурированием, выделением переходов от одной структурной единицы к другой. При удачном изложении материала преподавателем сами студенты убеждаются, насколько хорош и полезен краткий, содержательный и четко структурированный конспект;
  • е) управление вниманием осуществляется прямыми обращениями к аудитории («Обратите внимание на...»), использованием указки, периодическими расслаблениями, избавляя тем самым от необходимости напряженно конспектировать. В этой ситуации преподаватель приводит и описывает примеры, задерживаясь на детальном рассмотрении какого-то вопроса, обращается к аудитории, используя шутки и тем самым устраняя причины, отвлекающие студентов. Говорить необходимо достаточно громко, чтобы все слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали;
  • ж) выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше студент сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, размышляет и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал.

Технология обеспечения интереса студентов к занятию. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, а отсюда - и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы - одна из идей в развитии мировой педагогики.

Интерес- положительное познавательно-эмоциональное отношение человека к новому, неизвестному, сопровождающееся стремлением разобраться в нем. Он может быть поверхностным (любопытство, реакция на новое, наглядное) и глубинным (пытливость, интерес к содержанию, пониманию, причинам, идеям, доказательствам), неустойчивым, ситуативным и устойчивым, личностным (качеством человека). Общая стратегия его развития у студентов: от повседневного, ситуативного - к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него - к интеллектуальной потребности, профессиональному интересу как качествам личности юриста.

В технологии обеспечения интереса студентов на занятии можно выделить ряд особенностей.

Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно студентам?

Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие студентам значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Нельзя ограничиваться только словами - «это важно», «это очень важно». Понимание важности студентами достигается разъяснениями, что это дает студенту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. При этом хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики, ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая определенную задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет...»).

При отборе и раскрытии содержания темы преподавателю необходимо учитывать, что вызывает интерес студентов:

  • а) актуальность темы и ее содержания, ее новизна; нельзя сводить содержание лекции к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы курса теории государства и права;
  • б) строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;
  • в) глубина и интересное изложение содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;
  • г) смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не уклончивость при ответах на вопросы студентов.

Следует активно пользоваться обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения и удержания интереса студенческой аудитории:

  • а) приемами наглядности, т.е. показа;
  • б) приемами конкретизации - перехода от теоретических рас- суждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;
  • в) приемами персонификации - упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;
  • г) приемами соучастия - приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем...», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь...», «поставьте себя на место... и подумайте...»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;
  • д) приемами создания проблемной ситуации;
  • е) приемами включения студентов в решение практических задач;
  • з) приемами активизации самостоятельности и творчества.

Педагогическая практика подтверждает, что большинству студентов интереснее самостоятельно разобраться, придумать, решить конкретную задачу. Поэтому важно поощрять студентов к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, учитывать их мнение, предлагая одновременно обосновать его, по возможности тактично подправить ошибки и неточности.

Технология педагогического сотрудничества. Педагогическое взаимодействие - неотъемлемый и очень важный элемент педагогической системы образовательного процесса.

Анализ опыта ряда педагогов свидетельствует о том, что при всем разнообразии организации и методик проведения занятий есть и общее: умение построить и провести занятия так, что на них царит атмосфера подъема, увлеченности, интереса, высокой активности, взаимопонимания преподавателя и обучающихся, деловой доброжелательности. Занятие при этом превращается из мероприятия по передаче информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению образовательных целей. Вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающимися функционирует межличностное взаимодействие, которому присущи:

  • а) стремление и преподавателя и студентов к единой цели;
  • б) взаимное понимание преподавателем и обучающимися друг друга, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки;
  • в) доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы;
  • г) взаимная добросовестность, усердие, самоотдача;
  • д) «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении задач занятия;
  • е) взаимопомощь в преодолении трудностей;
  • з) объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношения и общения.

Взаимодействие преподавателя и студентов получило название педагогического сотрудничества.

Исходной предпосылкой реализации технологии педагогического сотрудничества выступает задача понимания и принятия ее для реализации преподавателем. Педагогическая практика подтверждает, что это условие и способ достижения высоких результатов:

  • 1) стимулирующие добросовестное отношение студентов к учебе;
  • 2) приносящие существенную прибавку в овладение ими учебным материалом на занятиях;
  • 3) развития необходимых профессиональных качеств.

Для достижения педагогического сотрудничества преподавателю следует:

  • а) занять в отношении к студентам позицию старшего товарища и наставника, которому свойственна доброжелательность, открытость, доступность, готовность помогать, откровенность, принципиальность;
  • б) постоянно стремиться к завоеванию авторитета у студентов. Для этого преподавателю следует на каждом занятии проявлять увлеченность и самоотдачу, высокий профессионализм и мастерство, уважение и внимание к студентам, не совершать ошибок, подрывающих его собственный авторитет.

Преподавателю необходимо:

  • а) строить рациональные взаимоотношения со студентами, которые должны быть взаимно уважительными, отличаться взаимопониманием, взаимными симпатиями, принципами гуманности. Тенденциозность, субъективность и односторонность в оценках студентов («все они бездельники» и т.п.) искажают взаимоотношения, ведут к утрате взаимоуважения и понимания;
  • б) проявлять культуру, вежливость, щедрость на доброе слово, умение высказывать советы и замечания, достигая нужного педагогического результата. Ошибки в общении очень часто имеют тяжелые психолого-педагогические последствия;
  • в) ставить перед собой задачу достижения психологического контакта с аудиторией, с отдельными студентами. Психологический контакт особый вид коммуникативного настроения, особая атмосфера общения, характерная сопряженностью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к тому, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его и принятию его доводов.
  • г) постоянно проявлять педагогический такт, руководствуясь определенными правилами: не подавлять активность студентов своей активностью (практика свидетельствует, чем активнее преподаватель, тем пассивнее его слушатели); быть требовательным, но справедливым и уважительным; проявлять настойчивость, твердость, решительность во влиянии на студентов, но без подавления их воли, самостоятельности, инициативы.

Технология проблемного обучения. Суть проблемных технологий обучения заключается в регулярном решении обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих. Проблемная ситуация характерна не тем, что она требует от обучающегося воспроизведения в памяти и приложения к данной ситуации знаний, но и обязательно анализа, оценки, размышлений, проявления активности, самостоятельности, творчества, настойчивости. Систематическое проявление таких качеств способствует их развитию.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мышления. Подготовка студента должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности:

  • возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
  • способность выдвинуть гипотезу, найти способ ее проверки;
  • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
  • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
  • способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия каждого в ее решении.

В профессиональном юридическом образовании проблемные технологии используются, прежде всего, для развития профессиональных качеств будущего юриста.

Практика свидетельствует об эффективности применения проблемных технологий во всех сегментах образовательного процесса.

В процессе занятий по теории государства и права возможны варианты:

  • а) преподаватель обращается с проблемным вопросом к аудитории и дает ответ на него;
  • б) преподаватель ставит проблемный вопрос в конце занятия и предлагает студентам найти ответ на него при самоподготовке;
  • в) преподаватель осуществляет проверку знаний и уровень подготовленности студентов преимущественно постановкой проблемных вопросов.

В процессе подготовки юристов получили распространение разные типы проблемных ситуаций («юридических казусов»): ситуация - юридический анализ, ситуация - правовая квалификация, ситуация - юридическое решение, ситуация - юридическое исполнение.

Техника обучения с применением проблемных ситуаций может строиться с привлечением коллективных усилий группы или индивидуально каждого и в общем случае предполагает:

  • а) осмысление существа проблемы, ее природы, значения (теоретического и практического), ее разрешения;
  • б) установление причин и условий возникновения проблемы;
  • в) разработку комплекса вариантов решения проблемы (научных и практических версий);
  • г) исследование каждой версии, ее плюсов, минусов, оценки возможного результата решения проблемы, надежности варианта (в плане затрат времени, привлечения сил и средств, расходов), а также имеющихся возможностей;
  • д) сопоставление разных версий и выбор лучшей; детальную проработку решения проблемы на основе отобранной версии и достижения наилучшего итогового результата.

Высший уровень проблемного обучения достигается при привлечении студентов к научно-исследовательской работе. Проблемной должна быть и тема курсовой работы по теории государства и права.

Технологии компьютерного обучения

Развитие современных информационных технологий, массовое распространение персональных компьютеров, распространение Интернета открывает принципиально новые возможности обучения. Не случайно за рубежом функционируют вузы, которые перешли на обучение с помощью компьютеров и обучение перевели на индивидуальное (компьютеры задают программы, открывают возможности индивидуализации их изучения, осуществляют рубежный и итоговый контроль, оценивают уровень достижений студента и пр.). Преподаватели заняты разработкой программ и обеспечивают обучающихся учебным материалом, а также консультируют студентов. Сегодня можно уверенно утверждать, что через небольшой промежуток времени образование в основном будет осуществляться на базе информационных сетей и люди смогут получать его по месту жительства, находясь в своих квартирах, выбирая индивидуальный темп и сроки обучения, пользуясь при этом неограниченным объемом учебной информации, не только слушая, но и видя на дисплее лектора, получая ответы на вопросы, консультируясь, сдавая зачеты и экзамены. Проблемным пока остается вопрос получения полного объема практических навыков и умений. Но, полагаем, решение и этого вопроса не за горами.

Сейчас трудно говорить о сложившихся технологиях компьютерных обучающих программ. В настоящее время компьютерные обучающие программы основываются на идеях и правилах программированного обучения, а именно: предоставление текста для изучения, - контрольный вопрос, - набор ответов для выбора, один из которых является правильным, - при затруднениях получение справки, дополнительных материалов для изучения, - вновь вопрос - выбор ответов - оценка и разрешение продолжать изучение либо возвратиться к дополнительному изучению и т.д.

Сегодня с учетом прогресса в развитии информационных сетей в каждом образовательном заведении компьютеры используются для:

  • а) компьютерного контроля усвоения знаний студентами (например, по итогам каждого занятия);
  • б) охвата ежедневным контролем успеваемости всех студентов;
  • в) обеспечения объективности оценок;
  • г) улучшения информационного обеспечения деятельности, как преподавателей, так и студентов;

В процессе использования компьютерных технологий:

  • нельзя обольщаться внешними эффектами, а постоянно вникать в процесс обучения, интересоваться, как учится студент, с какой глубиной усваивает учебный материал, может ли применять знания, какие качества и способности развивает при этом? Эти вопросы первостепенны. Педагогические технологии должны основываться на «живой работе» преподавателя со студентами, быть нацелены на решение не только задачи обучения, но и образования, воспитания, развития;
  • необходимо искать возможности использования компьютеров не только для овладения знаниями, но и для практического обучения студентов, формирования у них части профессиональных навыков и умений (например, анализа и оценки обстановки, осуществления наблюдения, идентификации предметов и лиц и др.).

Технология гуманизации и демократизации обучения

Выдающийся педагог прошлого Л. Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжение . Федеральный закон «Об образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в системе образования, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Это предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и результате овладения образовательными программами и в становлении как профессионалов.

Положения федеральных законов отражают объективные закономерности формирования человека, образованного профессионала. Народная мудрость гласит: каждый образован настолько, насколько занимался сам. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть. Человек сознательно или бессознательно выбирает свой путь в жизни и сам ответствен за то, какова есть и будет его судьба, благополучие, достаток. В том, в какой степени студент выступает как субъект образовательного процесса - активным или пассивным, идущим в ногу с ним или живущим интересами, находящимися вне его, использует ли он выпавший в жизни шанс стать образованным человеком, личностью, профессионалом или упустит его и бездарно проведет годы в юридическом образовательном учреждении, - зависит в решающей степени от самого студента.

Отношение к учебе в профессиональном образовательном учреждении - это профессиональная проба студента: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным юристом, мало знающий - тонким профессионалом, бездарный - интеллектуалом, безответственный ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного профессионала Поэтому нельзя откладывать проблему, задачу формирования личности на потом. Ее надо обязательно решать сегодня.

Известный российский юрист С.С. Алексеев подчеркивает особую значимость становления личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе . С первых же дней учебы в вузе студент активно «входит в роль» настоящего юриста. Обучаясь, он уже юрист, хотя пока не подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе). Сам студент с первого курса должен чувствовать себя юристом и окружающие должны относиться к нему как к юристу, чем определяются и повышенные требования к его работе над собой.

Все это должен понимать и делать сам студент, занимаясь своим формированием.

В конечном итоге само понятие «студент», латинское по происхождению, означает «усердно работающий, жаждущий знаний». И чтобы добиться этого, надо желать знаний. Только желающий преодолеет трудный путь образования и принесет пользу себе и другим. Эта истина стара, но именно в ней и скрыт весь механизм познания.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу?

А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку. Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Другие способы стимуляции

Каждый, кто хоть раз сдавал сессию, знаком с предэкзаменационным волнением. Чаще всего оно охватывает студентов, которые затянули с изучением материала и приступили к подготовке, когда до часа Ч остается мало времени. Но если правильно подойти к процессу, можно быстро выучить билеты к экзамену.

Как готовиться к экзамену по билетам

От правильности планирования процесса подготовки напрямую зависит итоговый результат. Поэтому, чтобы сдать экзамен по билетам следует:

Придется на пару недель сессии ограничить общение с приятелями и отказаться от походов в ночные клубы - настоящие друзья все правильно поймут, развлечения никуда не денутся, зато появится уйма времени на качественную подготовку, а чуть позже - и веская причина отметить успех.

Как лучше всего учить билеты к экзамену

Итак, комфортная обстановка для изучения экзаменационных вопросов создана, теперь настал черед разработать собственную методику для запоминания информации с учетом четырех рекомендаций:

  • выучив вопрос, вычеркивайте его из общего списка: постепенное сокращение перечня оказывает положительное психологическое влияние;
  • никогда не зазубривайте материал - это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса - информация отложится в памяти сама собой;
  • учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать. Если новый вопрос нельзя понять без осмысления хотя бы одного предшествующего, то следует учить все по порядку.
  • делайте записи - это поможет быстрее и лучше усвоить материал любого характера, так как подключение зрительной и мышечной памяти способствует более качественному запоминанию.

Приемы запоминания

Чтобы выучить все билеты к экзамену, нужно не столько их зазубривать, сколько использовать приемы, разработанные специально для лучшего запоминания.

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики - после написания шпаргалок.
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй - пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий - заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности.

    Как не спать всю ночь и быть бодрым?

    Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.

  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.

Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные - требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу? А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.
Конечно, к разным способам бодрствования ночью не стоит прибегать часто, поскольку немного людей могут переносить такие нагрузки без вреда для своего самочувствия. Будем надеяться, что вы воспользуетесь нашими советами лишь в действительно важных, безвыходных ситуациях.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку.

Сон – в руки!

Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Чай содержит меньше кофеина, но зато, по мнению большинства исследователей, более безопасный для здоровья. Так что, если вы любите чай, пейте его. Лучше заваривать крепкий чай, но не без соблюдения меры, конечно. Однако, если кофе достаточно выпить 2-3 чашки, чтобы не заснуть на протяжении ночи, то чаю — уже 4-5 чашек. Больше пить не рекомендуется, потому что существует вероятность отравления.

Теперь пару слов об энергетических напитках. У них содержимое кофеина, конечно, чуть меньше, чем в кофе, но зато присутствуют другие тонизирующие вещества. Главнее всего здесь — не переборщить. Крайне не рекомендуется пить такие энергетики, в которых одновременно содержатся и кофеин, и алкоголь. Дело в том, что кофеин бодрит, а алкоголь, напротив, расслабляет нервную систему, и от такого сочетания самочувствия может ухудшиться. Что касается дозы энергетических напитков, то не рекомендуется выпивать больше 2-х банок за ночь, то есть 300-400 мг.

Также можно посоветовать пить таблетки янтарной кислоты, которая применяется не только для борьбы с похмельем. 5-6 таблеток помогут хорошо ободриться.

Другие способы стимуляции

Для некоторых идеальным способом того, как ни спать всю ночь и оставаться при этом бодрым, может стать, например, музыка. У этого стимулятора есть как свое достоинство, так и недостаток. Достоинство музыки (понятно, бодрой, способной стрясти человека) заключается в том, что она, особенно в сочетании с «питьевыми» стимуляторами, может достаточно быстро и надолго подбодрить человека. Недостаток проявляется тогда, когда человеку придется работать ночью. Одно дело просто не спать и веселиться под музыку, и совсем другое — писать дипломную или курсовую работу. Музыка отвлекает от дел, не дает сосредоточиться. Если вам она не мешает, используйте ее, только не разбудите родных и соседей и слушайте ее или не очень громко, или в наушниках.

Также отличным для некоторых способом того, как ни спать всю ночью, будет изменение деятельности. Если вам нужно дописать работу, посидите часа полтора, потом послушайте музыку или посмотрите какое-то видео, займитесь домашними делами, а потом опять за работу. А если вам нужно просто дождаться утра, можете сходить в клуб или встретиться с друзьями, или заняться в доме разными делами — время пролетит незаметно. Главное — избегайте приема алкоголя, чтобы не заснуть.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать. Как вы уже знаете, не рекомендуется пить разные стимуляторы нервной системы в больших дозах — чай, кофе, энергетики. Также на это время желательно отказаться от приема еды. Дело в том, что при активной работе пищеварительной системы нервная система успокаивается, «засыпает», потому постарайтесь не есть.

15 проверенных способов, как не спать всю ночь

Для каждого студента понятие «экзамены» не самое приятное, поскольку связаны с данным этапом учебы обычно бессонные ночи, масса материала, который нужно выучить и полное отсутствие свободного времени. Такая перспектива никому не понравится, но если все рационально распределить, а также учесть несколько советов при подготовке, то и процесс этом не будет таким мучительным для учащихся. Рекомендации в данном случае достаточно просты:

  • Старайтесь пройти все билеты, чтобы потом не сетовать на судьбу, что вам попался именно тот билет, который вы не учили. Количество экзаменационных билетов обычно не большое, поэтому выучить их вполне по силам каждому.
  • Составьте график «уровня знания» билета, чтобы вам было легче их учить. Напишите по порядку номера билетов, а затем отмечайте, какой из них вы знаете отлично, какой нужно бы перечитать, а на каком требуется акцентировать особое внимание.
  • Если время позволяет, можно сделать по каждому билету небольшой конспект, который поможет вам в повторении материала. Для этого нужно написать в тетради номер билета, а затем по каждому вопросу составить план его содержания в 2-3 пунктах.
  • Не нужно заучивать билеты наизусть, поскольку вы можете легко сбиться при ответе – нужно уметь ответить на вопросы в нем своими словами, чтобы было видно ваше понимание материала.
  • Если вы хотите удивить преподавателя, то можно почитать дополнительную информацию по билетам, которой вполне достаточно на просторах всемирной паутины или же в специализированной литературе в библиотеках.
  • Не стоит перечитывать экзаменационные билеты, слушая беседу друзей, телевизионную передачу или отвлекаясь на переписки, поскольку вы просто не сможете запомнить то, что вы читаете, так как основное внимание подсознательно будет обращено на развлекательные моменты.

Подготовка к экзамену – это дело серьезное, поэтому и относиться к этому процессу нужно соответствующим образом. Если вы хотите получить хорошую или даже отличную оценку, постарайтесь выделить на подготовительный процесс несколько дней, а ночь перед экзаменом лучше использовать по прямому назначению, а именно, хорошо выспаться, чтобы идти на экзамены полным энергии сил и со свежими мыслями.

Кроме того, нельзя забывать и о дополнительных вопросах, которые могут возникать у комиссии, принимающей ваш экзамен.

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики.

Как не спать всю ночь и остаться бодрым: полезные советы

Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.

Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»


Предмет очень важный, на самом деле. Конечно, зачастую его преподают те, которым не нашлось места в жизни, несостоявшиеся юристы-неудачники. Это очень плохо! Но ценности самого предмета это обстоятельство не снижает. Конечно, теория государства - вещь довольно скучная, с практикой связана мало, но вот теория права!.. Хороший юрист просто обязан знать, что такое правовая норма, нормативный акт, правоотношение и т.д. Без знания этих категорий (которые и изучаются в курсе ТГП) вряд ли можно успешно работать на практике. Мой совет всем, кто сталкивается с этим предметом, - на теорию государства можете смело "забивать", но вот теорию права - учите, учите и еще раз учите!!!

13/11/07, Agent
Данную учебную дисциплину я начал изучать с сентября этого года, и очень рад, что начал изучать данный предмет, несомненно данный предмет расширить мой кругозор предоставить более глубокую картину устройства, сущности права и гос-ва в целом, а не отдельной страны.Так, что у меня все впереди - политология, социология, философия, философия права и т.д. и т.п.Как говорил товарищ Ленин: "Учиться и еще раз учиться", но от себя добавлю, главное не лениться:). Учеба - это жизнь и это главное!

23/02/09, Адвокатъ
Это базовая профессиональная дисциплина, закладывающая фундамент общей юридической культуры юриста. Она предназначена не только для приобретения общих научных знаний о государстве и праве, но и для формировния понятийного аппарата, который используется всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста. Знания, полученные при изучении этой дисциплины, упрощают изучение других, в первую очередь отраслевых, юридических дисциплин, и активно применяются в практической работе юриста.

11/01/11, Ева Антикоммунизм
Это один из моих любимых предметов, и он дается мне легко. На самом деле, это базовый предмет, которые должны знать все будущие юристы, дипломаты, политики, а также иные менши, собирающиеся заниматься государственными и правовыми вопросами. Короче, мне нравится.

24/07/11, Sulfur Mustard
Всем, поступающим на юрфак: учите, учите все, кратко и сжато, это и правда фундамент... Как без него овладевать отраслевыми науками? Все равно что строить дом на песке... Как, к примеру, понять главу 2 Конституции, не зная ТГПшную тему о правовом статусе? Как учить уголовный процесс, не зная самого понятия процесса? Как изучать законы и Конституцию, не зная, что есть НПА? И так далее... Нам, желторотым первакам, дают самое основательное, а мы не ценим %(

05/02/12, Карамелька с Ванилью
Основа основ всей юриспруденции, пусть она и не развивается со временем, но зная ТГиП, ты всегда будешь хорошим юристом, т.к. все изменения в законодательной системе любого более-менее развитого государства, обязательно в той или иной мере подчинены данной науке. У нас был замечательный преп на 1 курсе, фанатик своего дела, благодаря ему я увидела в "сухой", в чём-то скучной науке, целый мир, настоящую строгую систему современной государственнности и развития человечества в целом.

Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.


Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.



Просмотров