Понятие о психике человека. Структура человеческой психики

Психология – современная и многогранная наука. В переводе с древнегреческого «психология» - это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых , психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых , главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих , получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость . Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.


Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности .

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира . Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию» , заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

Итак, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов :

1. раздражимость,

2. чувствительность (ощущения),

3. поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),

4. сознание человека (самодетерминированное поведение).

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Психикой называют функцию мозга, которая заключается в выражении посредством определенных образов На основе этих образов осуществляется регулирование жизнедеятельности организма. Психология, в свою очередь, занимается исследованием того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении действительности, результатом которого является формирование образов. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма и среды, его окружающей.

К последним относят устойчивые проявления, имеющие генетическую природу. Они передаются по наследству и на протяжении жизни почти не изменяются. К свойствам психики относят и характеистики нервной системы: силу, устойчивость клеток к продолжительному возбуждению либо раздражению, скорость перехода от одного состояния к другому (от торможения к возбуждению, например), уравновешенность. К этой же категории следует относить и подвижность тех или иных нервных процессов, относительную степень сбалансированности явлений торможения возбуждения, лабильность (гибкость изменений под влиянием разных раздражителей), резистентность (степень сопротивляемости к влиянию раздражителей неблагоприятного характера).

К относят относительно устойчивые формирования, которые возникают и развиваются под влиянием внешних факторов. В эту категорию входят такие процессы, как восприятие, ощущение, мышление, представление, воображение, воля, эмоции, внимание.

К психическим качествам относят образования, отличающиеся относительной устойчивостью и возникающие под влиянием учебно-воспитательных мер и жизнедеятельности. Наиболее явно эти качества представлены в человеческом характере.

Кроме всего прочего, существуют также и функции психики. Специалисты выделяют три основные задачи.

  1. Осознание человеком собственного положения в окружающем мире.
  2. Отражение влияния окружающих условий.
  3. Регуляция деятельности и поведения.

Следует отметить, что для второй функции психики характерно постоянное изменение. Другими словами, выражение отношения человека к действительности является достаточно сложным процессом, а не однонаправленным и непротиворечивым. Кроме того, для этой функции психики свойственно некоторое преломление в процессе выражения индивидом своего отношения к действительности. Как правило, человек пропускает информацию через сознание, при этом задействованы сложившиеся ранее состояния и особенности. В связи с этим, одно и то же внешнее влияние, благодаря данной функции психики, может выражаться по-разному разными людьми, а в некоторых случаях по-разному и одним человеком, в зависимости от условий, в которых он пребывает в тот или иной момент.

Понятие о психике


1. Общее понятие о психике. Формирование психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности


Существует мнение, что психическая деятельность человека есть проявление работы его мозга. Под психикой, название которой происходит от греческого слова «псюхе», что в переводе на русский язык означает - душа, понимают особое свойство функционирования мозга. В прошлом веке последователи марксизма полагали, что «психическое, сознание, есть высший продукт материи (т.е. физического), есть функция особенно сложного куска материи, мозга человека». У человека сознание проявляется в осознании окружающего мира и своих действий.

В физиологии и психологии существует не менее двух десятков толкований термина «сознание»:

-«особое внутреннее чувство человека»;

-«сумма имеющихся на лицо представлений»;

-«хозяин психической функции»;

-«внутреннее свечение» и т.д.

Академик И.П. Павлов по этому поводу писал: «сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно это будет средняя) возбудимостью». Но пожалуй самые краткие и ясные определения, что же такое сознание, даны известными клиницистами С.С. Корсаковым и В.М. Бахтеревым. Согласно Корсакову, сознание есть совокупность знаний о чем то или о ком то. Бехтерев же писал: «Сознание - это наша подотчетная деятельность».

Однако как показывают многочисленные жизненные наблюдения и данные лабораторных исследований, сводить психику человека только к сознанию нет никаких оснований. Кроме сознания, в поведении человека, в его творчестве немаловажную роль играет и безотчетная деятельность, бессознательная.

В юридической литературе определение предмета психологии чаще сводиться к следующему: это либо наука о психике, или психической жизни человека, либо наука о психике и поведении. Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика.

В настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции, выдержанная на языке работающего мозга, и как непротиворечиво соотнести эту функцию с тем, что на языке психологии описывается как ощущение, восприятие, память, чувство и т.д.

Психика (греч. «psychikós» относящийся к душе, душевным свойствам) - субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительное в идеальных образах, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающими миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительности.

Психика человека - не только система субъективных образов реальности, но и сама специфическая реальность - внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

У человека психическое отражение становится идеальным - оно опосредуется исторически сформированными идеями, понятиями. Психика человека социально обусловлена жизненным опытом, она - явление личностно-индивидуальное, субъективное.

Психика обеспечивает определенный уровень адекватного отражения объективных свойств действительности и эффективность поведенческих действий, саморегуляцию индивида на основе оценки достигаемых им результатов. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Возникнув на определенной ступени биологической эволюции, психика становится фактором развития жизнедеятельности организмов. На уровне человека она приобретает особую форму - форму сознания, порождаемую общественным способом существования человека. Однако сознание не исчерпывает своей сущности психики человека. наряду с сознанием у человека имеются и биологически сформированные психические структуры и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов - сфера подсознания.

Основные явления психики - психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Основные теоретические принципы психологии:

.Признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

.Генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

.Изучении психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

.Признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

Все живые организмы для своего выживания взаимодействуют со средой. Для этого необходимо ее отражать. Отражение - всеобщее свойство материи.

В широком смысле слова, отражение - взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого. Чем сложнее организованна материя, тем более совершенны формы отражения. В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. Возникновение живой материи представляет собой новый способ существования материи. Живой организм отличается особым типом отражения - раздражимостью. Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. Такая форма отражения получила название - чувствительность. Она и есть психическая, т.е. сигнально - приспособительная, отражение действительности.

Для того, чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо раскрыть его основное содержание. Можно в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм познавательного и действительного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действительного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороны с развитием внутреннего психического плана деятельности. В этом проявляется первая существенная общая тенденция психического развития.

Всякий организм, будучи некоторым целом, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Переходя к более высоким формам отражениям - от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения глубже связывается со все более широкой сферой действительности.

В ходе развития психики, по мере перехода к высшем ее ступеням прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, а и связь и выделение. Ступеньки психического развития - это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Если говорить о восприятии человека, в их историческом развитии, то здесь в специфических формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия. Создавая в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета порождает и человеческие способности и восприятия.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты, комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

С развитие коры головного мозга появились, новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно - концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного предметного отражения действительности способности отражения отношений, связей между элементами данной ситуации эти животные приобретают индивидуальные навыки, наиболее высокоразвиты, способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Навык - освоенное действие, отличающееся свернутостью сознательного контроля над его осуществлением. Различаются персептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. Навык формируется в результате многократного повторения действия - упражнения. На успешность его формирования влияет мотивация, подкрепление, способ объяснения содержания действия, формирование его ориентировочной основы, оптимальная дозировка упражнений, обратная связь. Нейрофизиологической основой формирования навыков является динамический стереотип.


2. Сознание - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности - бессознательного, подсознательного и сознательного


Понятие сознания является одним из центральных философии и во всех науках о человеке. В философии оно употребляется в широком смысле наравне с понятие с духа и духовной деятельности, во-первых, как противоположность понятию материи и бытия и во-вторых, применительно ко всей сфере надстроечных явлений, процессов познания и творческой созидательности людей.

Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных школах.

В истории западной науки понятие сознания было связано с понятием и методом интроспекции. Начиная Декарта оно употреблялось как синоним психического, внутренне непосредственно данного опыта, синоним тех явлений, которые непосредственно переживаются и знания о которых непосредственно дано субъекту.

На виду с господством отождествления психики и осознания, начиная с Лейбница намечается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание нетождественно психическому и составляет только часть, причем высшую, психических процессов.

Человек обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, свое «я» от внешних вещей, а свойство вещей от них самих, способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее, в определенной системе отношений с другими людьми, способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями, отдает отчет в своих мыслях, намерениях, знает особенности своей индивидуальности и личности, способен планировать свои действия, предвидеть результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Многочисленными авторами уже не однократно говорилось о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психики присуще много из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемый или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости».

Значения это то общее содержание слов, схем, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий, действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

Развитие сознания у человека неразрывно связаны с началом общественно - трудовой деятельности в развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Благодаря орудием труда и речи, сознания человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудие как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, это сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда оно в процессе общественного труда развивалось.

Сознание человека, как высшая форма развития психики, имеет следующие существенные особенности:

.Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

.Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

.Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

.Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют с помощью речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

.Эволюционно сформированным бессознательно - инстинктивным уровнем;

.Подсознательно - субъективным, эмоционально- импульсивным уровнем;

.Сознательными, произвольными, логико - семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно - категоризированные программы. Два других низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти автономный режим функционирования.

Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно - рефлекторная деятельность. здесь поведенческие акты регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида. Данная биологически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. Лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (состояние аффекта) эта сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычка, интуиция. В подкорковой системе головного мозга формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека.

Процессы, начинающиеся в неосознанной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно - синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обуславливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

.Бессознательно - инстинктивные, врожденные реакции;

.Импульсивно - реактивные, малоосознаваемые эмоциональные реакции, привычно - автоматизированные подсознательные действия;

.Сознательно - волевые действия


3. Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Теория функциональных систем П.К. Анохина


Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам.) эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются синапсом.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс, т.е. реакция организма на внешние или внутренние воздействия при посредстве центральной нервной системы. Все рефлексы делятся на условные (приспособления к изменениям) и безусловные(врожденные).

До какой степени и в чем проявляется достоверное отражение объективного мира? Как индивидуализировано это отражение в различных живых существ и, наконец, все ли что существует, в объективном мире, отражается в каждом отдельном случае, а если не все, то в чем же смысл отображаемого объективного мира в конкретном поведении каждого отдельного животного?

Взаимодействие в неорганической природе есть примитивная форма отражения. В самом деле, взаимодействие как более общий процесс есть феномен, абсолютно необходимый в любой форме движения материи.

Отражательный процесс развертывается таким образом, что внешний объект через непрерывный ряд физических и физиологических процессов как бы ассимилируется организмом, т.е. отражается сначала в его структурах, а потом и в сознании. Такой порядок развития процессов отражения приводит к выводу, что этот процесс от этапа к этапу формируется в соответствии с теорией передачи информации. Теория информации, используемая для объяснения организма отражательного процесса, утверждает, что главнейшие параметры внешнего мира, значимые для данного животного или человека, несмотря на многочисленные перекодирования, практически создают точное отражение действительности, хотя и в различных кодах. А само сознание является наиболее совершенной формой кодирования параметров внешнего мира, т.е. инструментом создания образа внешнего мира.

В тот момент, когда безвестный предок современного человека впервые вполне отчетливо представил себе разницу между объективно наблюдаемыми движениями своих органов и внутренними переживаниями, порождающими эти движения, - в тот момент по существу и родилась первая гипотеза о нервной деятельности. Первые систематические наблюдения особенности двигательных актов человека дали возможность врачам древности разделить их на произвольные и непроизвольные движения.

Идея «произвольных» и «непроизвольных» актов Декарта была единственной идеей, распределяющей функции человеческого организма. Декарт в своих физиологических изысканиях, прежде всего занялся именно ею, и она сделалась матерью теории рефлекса. На долю Декарта выпала историческая миссия - пробить первую брешь в крепкой стене мистических и религиозных представлений, отделявшей исследователя от реальных фактов, и дать научную концепцию для наиболее простого первого этажа в нервной деятельности - спинного мозга.

Первым в России ученным, произведшим революцию в науке о мозге и психике, был Иван Михайлович Сеченов.

Ища опору в наличном запасе научных знаний, Сеченов, прежде всего выделил открытый еще в начале XIX века механизма рефлекса. Понятие о рефлексе появилось задолго до этого открытия. Одним из его авторов (как известно) стал знаменитый математик и философ Декарт. Не только сознание управляет вашим поведение, но и какой-то другой механизм, утверждал он. Внешний толчок, приводя в движении нервы, ведущие к мозгу, передает возбуждение этих нервов от мозга к мышцам, подобно тому, как световой луч отражается от поверхности. Термин «рефлекс» и значит - отражение. Эти общие соображения подтвердились, когда с помощью анатомического ножа занялись изучение связей нервов со спинным мозгом. Оказалось, что раздражая нерв, идущий к спинному мозгу (центростремительный нерв), можно вызвать автоматически раздражение центробежного волокна, идущего от мозга к мышцам, заставив ее работать. Это автоматически работающий механизм стали называть - рефлекторной дугой. Открытие этого закона стало важнейшим достижением, получившим так же широкое практическое применение в медицине (неврологии).

Рефлекс был законом, открытым на спинном мозге. Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены И.П. Павловым. В основах современной нейрофизиологии заложены фундаментальные положения Павловского учения.

Аналитика - синтетический принцип высшей неровной деятельности. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтез).

Аналитика - синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием возбуждения и торможении, которые подчинены следующим законам:

.Закон иррадиации возбуждения, т.е. распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

.Закон концентрации возбуждения, гласящий о том, что возбуждение со временим, сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.

.Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.

Если в одном участки коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения.

Торможение бывает внешним (безусловным) и внутренним. Одним из видов внутреннего (условного) торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение).

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

Так же в процессе генерализации (первичного обобщения сходных раздражителей), происходит дифференцированное торможение.

Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип), т.е. устойчивое закрепление определенной последовательности реакций или динамический стереотип.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно - динамическом стереотипе.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением. Новые условия формирует новый стереотип

Павловым было установлено, что действия тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов у отдельных индивидов. Она характеризуется следующими типологическими свойствами:

.Силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

.Уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

.Подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждении я и торможения.

В зависимости от сочетания указанных свойств выделяется 4 типа высшей нервной деятельности: живой тип, безудержный тип, спокойный тип, слабый (пониженный) тип.

Таки образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для нервной деятельности того или иного индивидуума.


Список литературы

психика действительность бессознательный человек

1.Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М. - 1970 изд-во «Знание»

.Дубровина И.В. Психология. - М., издательский цент «Академия», 1999. -464 с.

.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь М.: Юрид. Лит., 1997. - 448 с.

4.Еникеев М.И. Основы общей юридической психологии: Учебник для вузов. - М.:Юристъ 1996. - 631 с. С. 58.

5.Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб-10-е изд., перер. и доп. М.: ТК Велби, изд - во Проспект, 2008. -336 с.

.Коновалов В.Ф. Психика человека. - М.: Знание, 1986.-64 с. С. 3

7.Криминалистика: Учебник /ТВ Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - 3-е изд., перер. и доп. - М.: норма: инфра - М, 2010.-944 с. С. 283.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2005. -713 с. С. 98.

.Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды/НПО «МОДЭК», 2006.-368 с.

.Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. // вопросы психологии. - 2004. - №2.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то , называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные ( , мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

    Ощущения;

    Восприятия;

    Внимание;

  • Воображение;

    Мышление;

    ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

  • Способности;

    Мотивация;

    Темперамент;

    Характер;

Специальные отрасли психологии:

    Генетическая психология

    Психофизиология (нейропсихология)

    Дифференциальная психология

    Возрастная психология

    Социальная психология

    Педагогическая психология

    Медицинская психология

    Патопсихология

    Юридическая психология

    Психодиагностика

Психотерапия.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

Психика - это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

Психика - это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения ; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе - психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика - это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления ифункционирования.

Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)



Просмотров