Бухгалтерский и налоговый учет импорта товаров. Почему так популярен импорт товаров из Китая в Россию

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г.

типы мобильности : горизонтальная и вертикальная.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. Различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям часто относятгеографическую - перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п)

Виды мобильности: межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

13.Исторические типы стратификации:

Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый.

Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США, Индии.

Кастовая классификация:

1) брахманы – жрецы;

2) кшатрии – военная аристократия;

3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.

Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

1) духовенство;

2) дворянство;

3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

4) крестьяне

Классовая стратификация характерна для открытых обществ.Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера

5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует.

Социальные институты и их характеристики

Социальные институты – относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Признаки соц. института:

· Культурные символы

· Утилитарные культурные черты

· Организации

· Нормы и ценности

· Устные и письменные кодексы поведения

· Идеология

· Соц. статусы и роли

· Установки к образцам поведения

Социальные институты предназначены для удовлетворения важнейших жизненных потребностей коллектива.

1. Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2. Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство).

3. Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство).

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

6. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальные организации их основные черты.

Социальная организация – это устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки.

Социологи выделяют: формальные и неформальные типы организаций .

Формальная(официальная )-группа создающаяся и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: школьный класс, спортивная команда.

Неформальная(неофициальная )- группа, обычно возникающая и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: поэтический кружок, организация болельщиков футбольного клуб.

· Понимание людьми своей принадлежности к определённой организации

· Взаимодействие людей в этом объединении

· Признаки принадлежности других людей к этой организации.

Трудовая организация – это организационно закреплённая совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определённого общественно необходимого продукта или оказания услуг.

Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

Общественные организации негосударственные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные организации.

Соц. организации делятся на: естественные (деревня, клуб и тд) , искусственные (предприятия, школы, больницы и тд) и естественно-искусственные.

Личность и ее структура.

Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.

Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:

а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.

При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

целенаправленной деятельности;

сознания/мышления;

потребностей и способностей;

статусов и ролей;

ценностных ориентаций (диспозиций);

культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.

Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.

Теории развития личности.

Мобильность социальная (лат. – подвижность) – это изменение индивидом места, занимаемого в социальной структуре, перемещение его из одного социального слоя в другой или в пределах того же самого. Она бывает горизонтальная и вертикальная, межпоколенная и внутрипоколенная.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. То есть горизонтальная мобильность – это изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его социального статуса.

Вертикальная мобильность – это переход человека из одной страты в другую либо сверху вниз, либо наоборот. Это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Она бывает восходящей и нисходящей.

Например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), резкое улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), переход на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Восходящие направления – профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в формах:

– индивидуального подъема или инфильтрации индивидов из низшего слоя в высший;

– создания новых групп индивидов с включением их в высший слой наряду с существующими группами этого слоя или вместо них.

Нисходящая мобильность – существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы.

Под скоростью мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения. Межпоколенная (интергенерационная) мобильность определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени (иногда род занятий меняется индивидом несколько раз, а мобильность носит ограниченный характер).



Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.

2. Развитие типичного статусного поведения.

3. Изменение социального окружения.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя.

Контрольные вопросы

1. Сущность социальной стратификации как регулируемого неравенства в обществе.

2. Основные критерии разделения общества на страты.

3. Критерии разделения буржуазного общества на страты.

4. Социальная стратификация современного российского общества.

5. Характеристика и типы социальной мобильности.

6. Скорость и интенсивность социальной мобильности.

7. Пути преодоления барьеров в процессе социальной мобильности.

8. Теории социальной стратификации и мобильности.

7.4. Социальная мобильность и ее виды

В обществе постоянно происходят определенные социальные движения, изменения. Эти социальные перемещения приводят к изменениям в социальной структуре общества, а также изменения социальной стратификации общества. Такие социальные перемещения в социологии называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность (лат. Mobile - движение, подвижность) - это переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.

Основоположником теории социальной мобильности принято считать П. Сорокина. Под социальной мобильностью ученый понимает любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в социальном пространстве в другую . Социальное пространство по Сорокину (под понятием "социальное пространство" понимается прежде всего социальная структура общества), имеет два основных класса координат - горизонтальный (например, социальные группы католиков, демократов, промышленников) и вертикальный (например, епископ - прихожанин, партийный лидер - рядовой член партии, управленец - рабочий), которые являются параметрами социального пространства. Поэтому существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Продвижение социальный субъект может осуществлять как в пределах одного, так и второго параметра, а потому существуют две основные формы социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (например, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной организации в другую и т. д.). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются отношения, возникающие при перемещении индивида (социального субъекта) из одного социального слоя в другой. В зависимости от направления перемещения существует, согласно П. Сорокину, два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, в современной терминологии в соответствии социальное восхождение и социальная деградация. Восходящие и нисходящие течения существуют вдвоем формах: проникновение индивида из нижнего слоя в более высокий или создание индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий социальный слой (например, большевики в России), и наоборот. Ситуацию в целом П. Сорокин обобщает так, как показано на рис. 3 .

Таким образом, вертикальная мобильность является исходной по социальной стратификации общества, ведь напомним, что Сорокин выделял три ее типа - экономическую, политическую и профессиональную, а потому любой из этих форм стратификации присуща своя форма вертикальной мобильности.

Рис. 3. Виды социальной мобильности

Поскольку вертикальная мобильность наблюдается в любом обществе, а между слоями должны существовать какие-то пути, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз с одного слоя в другой, согласно П. Сорокину, существуют каналы социальной циркуляции, важнейшими из которых ученый считает следующие: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

В последнее время выделяют еще и между поколениями мобильность, суть которой заключается в изменении социального положения детей по отношению к их родителям, а также мобильность в пределах одного поколения, которая связана с личными успехами индивида или его падением социальными "ступеньками". Изучение параметров междупоколенной мобильности является очень важным для установления фактора открытости - закрытости общества. В закрытых обществах между поколениями мобильность почти недопустима, ведь в нем существуют жесткие преграды между слоями, которые преодолеть очень сложно. К таким обществ, опираясь на теорию Гидденса, можно отнести рабовладельческое, кастовое и сословное общества. Что касается классового общества, то в нем между поколениями мобильность встречается очень часто, поскольку перемещения по социальной группы в другую являются открытыми и желанным. Однако, как указывает, П. Сорокин, раскрывая основные принципы вертикальной мобильности, нет обществ абсолютно закрытых, которые бы не допускали вертикальной мобильности вообще, так и не имеет абсолютно открытых обществ.

Вопросы для самопроверки и контроля

1. Дайте определение социальной структуры общества.

2. Охарактеризуйте основные элементы социальной структуры общества.

3. В чем заключается сущность социально-классовой теории?

4. Какие факторы влияют на формирование классов?

5. Что такое социальная стратификация и социальная страта? Я ки основные причины появления теории социальной стратификации?

6. Назовите основные казни украинского общества.

7. Назовите общие и отличительные черты социально-классовой теории и теории социальной стратификации.

8. Что такое социальная мобильность? Какие Вы знаете виды социальной мобильности?

9. Назовите примеры социальной мобильности, которые имели место в Вашей жизни.

1. Андрущенко В. П., Михальченко М. И. Современная социальная философия: в 2 т. - М., 1993.

2. Волович В. И. Проблемы социального развития украинского общества // Вестник Киевского университета. Серия: Философия, политология. Психология. - М., 1993, с. 3-16.

3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. - 1992. №9, с. 112 - 124.

4. Добреньков В., Кравченко А. Социология. - М.: ИНФРА-М, Т.2.-2000.

5. Захарченко М. В. Погорелый А. И. История социологии. - М.: Просвещение, 1993.-

6. Лукашевич М. П., Туленков М. В. Социология: общий курс. - М.: "Каравелла", 2004.

7. Мертон Р.Социальная теория и социальная структура. - М.: "Абрис", в 1996.

8. Современная западная социология: словарь. - М.: Политиздат, 1990.

9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Перевод с английского. Общая редакция Согомонова А. Ю. М., 1992.

10. Социология: термины, понятия, Персоналии / Сост. В. Пича и др. - Львов: "Новый мир - 2000", 2002.

11. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. Городяненко. - М.: "Академия", 2006.

12. Социология: короткий энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В. Воловича. - М.: Рус. Центр духовные. культуры, 1998.

13. Тихомирова Е. Б. Основы социологии. - М.: +1996.

14. Философия. Учебное пособие. Под ред. Надольного И. "Викар", 1997.

15. Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика К 2000.

16. Якуба Е. А. Социология. - Харьков, "Константа", 1996.


Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

П. Сорокин определяет понятие социальной мобильности как любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другуто.

К приведенному определению следует добавить, что в некоторых случаях данный переход человек осуществляет без чрезмерных усилий (меняет место жительства или работы), в других переход происходит в силу естественных причин, проистекающих из жизненных циклов человека (так осуществляется смена возрастных групп). Но в подавляющем числе жизненных ситуаций человеку приходится прилагать немало сознательных усилий для перемены своего социального статуса, особенно в том случае, если речь идет о желании его улучшить. Впрочем, существует ряд человеческих качеств, которые определяются биологически, что делает невозможным изменение социальной позиции (раса, пол).

Процессы социальной мобильности формируются из целенаправленной активности людей по достижении жизненных целей, а также поддерживаются как общественной самоорганизацией (традиционными запретами и стимулами, семейными отношениями, самодеятельными формами жизни, нравами), так и системно-институциональными структурами — правовыми регуляторами, образовательной системой, различными способами стимулирования трудовой активности со стороны государства, церкви, профессионально-корпоративной среды и др. В совокупности указанные факторы и предпосылки, поддерживающие процессы социальной мобильности, предоставляют немало возможностей разным группам варьировать свои действия для достижения необходимого статусного положения. При этом объективно общество заинтересовано, чтобы, с одной стороны, не было острой конфронтации групповых интересов, конкретных линий поведения людей, а с другой — существовал активный обмен общественной энергией и духовными ресурсами, особенно в тех ситуациях, когда потребность в такой активизации многократно увеличивается.

Виды социальной мобильности

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную .

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.

Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность , представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

  • Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной. Более жёстким определением ротации, напоминающим о том, что социальные лифты работают в обоих направлениях, является концепция колеса фортуны.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Социальные лифты

Выбор лифта(канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры:

  • Армия . 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего статуса по той же причине.
  • Религиозные организации . Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский Папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Григорий VII (папа римский) в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии.
  • Школа и научные организации . В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522—1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем — в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, то есть школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4 % академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов.
  • Политический лифт , то есть правительственные группы и партии.
  • Искусство . Среди самых известных литераторов Франции 13 % были из рабочей среды.
  • Пресса, телевидение, радио . Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.
  • Экономические организации . Накопление богатств — это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж, хотя останется владельцем титула, нищий нувориш теряет абсолютно всё. В Древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н. э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Греттон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии.
  • Семья и брак . По древнеримскому закону, если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених — богатство.

************************************************************

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту".

В наши дни, как и раньше, начальная стадия социальной мобильности выступает сходной для всех людей: при рождении ребенок получает социальный статус своих родителей, так называемый аскриптивный, или предписанный, статус. Родители, родственники и близкие к семье люди передают ребенку те нормы поведения, представления о должном и престижном, которые господствуют в их среде Однако в активный период жизни человек зачастую не довольствуется положением в своем слое, добиваясь большего. В этом случае исследователи говорят, что человек меняет свой прежний статус и обретает новый достигаемый статус. Тем самым он включился в процессы восходящей мобильности.

Выделим случаи, когда представители социальных групп располагают предписанным статусом, который невозможно сменить по одному лишь желанию (разделение людей по половому, расовому, возрастному признаку). Для представителен таких групп социальная мобильность бывает нередко затруднена из-за социальной дискриминации, закрепленной в данном обществе. В этой ситуации члены группы могут добиваться изменения общественных стереотипов по отношению к себе и через инициативные акции требовать расширения каналов своей социальной мобильности.

Вместе с тем в современном обществе множество людей осуществляют восходящую профессиональную мобильность через выбор той или иной профессии, достижение высокого уровня квалификации и профессионального образования, через перемену профессии и уход в высокооплачиваемую область труда или на престижную работу, через переезд на новое место работы в другом городе или в другой стране. Имеется много случаев, когда люди меняют свой статус вне профессиональной сферы — восходящую мобильность можно реализовать через изменение своего семейного положения, поддержку родственников и друзей.

Наряду с этим социологи выделяют нисходящую социальную мобильность. В этом случае речь идет об утрате многих преимуществ предыдущего статуса и о переходе человека в более низкую социальную группу. С данным видом мобильности люди сталкиваются, как правило, в силу неблагоприятных или неизбежных обстоятельств, например при достижении пенсионного возраста, а также из-за болезни, утраты трудоспособности и т п Ситуация нисходящей мобильности расценивается обществом как нежелательная для человека, поэтому в рамках семьи и гос-институтов вырабатывается немало способов, призванных сгладить се остроту, снизить масштабы — родственная поддержка, система социального страхования и пенсионного обеспечения, социальное призрение и попечительство.

Помимо выделенных двух видов социальной мобильности, которые носят названия вертикальные (направленные или вверх или вниз), в науке рассматривается целый ряд других ее разновидностей. Укажем на горизонтальную мобильность, связанную с переменой человеком места работы, места жительства, должности, но без изменения статусного ранга В данном случае также осуществляется важная форма социальной мобильности, которая позволяет решать, например, какие-то личные проблемы, расширяет социальные возможности людей с прицелом на будущее, обогащает их профессиональный опыт.

Рассмотренные выше виды социальной мобильности могут существовать как в форме хаотических индивидуальных перемещений, так и в форме направленных коллективно-групповых трансформаций Другими словами, в одних условиях имеет место индивидуальная мобильность, зачастую приобретающая случайный или хаотизированный характер, в других она реализуется как сходные коллективные перемещения В период радикальных трансформации свои социальный статус меняют целые слои и социальные группы, демонстрируя так называемую структурную мобильность, которая подготавливается и происходит под действием множества факторов, спонтанно, через трансформацию всего общества.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

  • характеру — трудовая и по политическим мотивам:
  • продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
  • территории — внутренняя и международная:
  • статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.



Просмотров