Акт об отказе пройти медицинское освидетельствование образец. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Определение долгов в НУ

Все вопросы в отношении (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. .

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:
  • у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
  • у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.

Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте .

Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.

Цели формирования резерва в НУ

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале .

Правила образования резерва в НУ

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Процедура создания резерва подразумевает:

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, - при отсутствии встречной кредиторки. К такому долгу не может быть отнесена задолженность, образовавшаяся у агента, собирающего денежные средства от покупателей (письмо Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-06/1/178), и долги по неустойкам за неисполнение условий договора (письмо Минфина России от 23.10. 2012 № 03-03-06/1/562).
  • Определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и градацию его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней.
  • Расчет величины резерва, который должен быть равен 100% долга при задержке платежа более 90 дней и 50% от суммы задолженности для задержки от 45 до 90 дней. Долг для целей расчета учитывают вместе с НДС (письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726). Наличие встречной кредиторской задолженности для этой процедуры роли не играет (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, письмо УФНС России по Москве от 05.03.2014 № 16-15/020341).
  • Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: до 01.01.2017 - 10% от объема выручки за отчетный (налоговый) период; при формировании резерва по итогам отчетных периодов - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период, по итогу налогового периода - 10% от выручки за указанный налоговый период. Выручку для этого расчета берут без учета сумм НДС, относящихся к ней (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/745). В отношении одного и того же долга, у которого в 2 соседних кварталах меняется срок неплатежа и, соответственно, величина образуемого по нему резерва, сравнение в каждом из кварталов будет проводиться с суммой выручки, соответствующей этому кварталу (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-03-06/4/19198).
  • Отражение созданного резерва во внереализационных расходах.
  • Ведение детальной аналитики сомнительных долгов.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Резерв, образованный в отчетном году, при его неиспользовании (полном или частичном) можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Его величина должна быть учтена в сумме нового резерва, создаваемого в отношении этого же долга. Разница в объемах сравниваемых цифр корректируется за счет финрезультата.

Если резерв сформирован по долгу, выражаемому в инвалюте, то его пересчитывают по курсу одновременно с суммой долга на дату операции с долгом и на отчетную дату.

Учетная политика по НУ в отношении резерва

Как видим, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК РФ в большинстве аспектов. Поэтому в учетную политику по НУ придется занести совсем немного положений в части этого резерва.

Прежде всего, нужно указать, будет или не будет образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по НУ дополнительно включают:

  • решение о периодичности, с которой будет проводиться инвентаризация долгов;
  • образец налогового регистра, разработанный для ведения аналитики по резервам, образованным по сомнительным долгам.

Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно и помимо его названия и подписи ответственного лица должен содержать следующую информацию:

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Этот регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными БУ и НУ (ст. 313 НК РФ). Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.

Различия резервов в НУ и БУ, учет разниц

Порядки создания резервов в БУ и НУ различаются достаточно существенно. К основным отличиям резерва, образуемого в БУ, следует отнести:

  • обязательность его формирования по долгу, признанному сомнительным, для всех без исключения юрлиц;
  • применимость к долгам любого вида и к тем, которые еще не просрочены, но могут стать такими;
  • допустимость самостоятельной разработки критериев оценки сомнительности долга и правил определения размера резерва.

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

Если же в НУ резерв не создают, то расхождения между НУ и БУ возникнут уже из-за самого факта этого несоздания.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Итоги

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Многие бухгалтеры на УСН считают, что резервы - это некоторые абстрактные счета, которые должны использовать только крупные компании. Такое мнение ошибочно. Компании на «упрощенке» вправе не резервировать суммы под некоторые расходы. Однако есть такие резервы при УСН, которые следует обязательно создавать.

Сразу скажем, что в налоговом учете компании на УСН создавать резервы не вправе. Дело в том, что для таких фирм в Налоговом кодексе прописан закрытый перечень расходов, в котором отчисления на резервы не предусмотрены (ст. 346.16 НК РФ; письмо Минфина России от 29.12.2004 № 03-03-02-04/4/1). Да и в принципе это было бы нелогично, ведь при "упрощенке" расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

В бухгалтерском учете дело обстоит иначе. От некоторых видов резервов "упрощенцы" освобождены, но есть и такие виды, которые обязаны формировать все организации.

Необязательные резервы при УСН

Субъекты малого предпринимательства на УСН (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не создавать резервы на предстоящие расходы (п. 3 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)). Речь здесь идет об обязательствах с неопределенной величиной или сроком исполнения (оценочные обязательства) (п. 4 ПБУ 8/2010), например, резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 11 Информации Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012 (далее - Информация № ПЗ-3/2012); п. 2.1 ПБУ 2/2008, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н), связанные с прекращением деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н), и другие.

Обязательные резервы при УСН

Обязательные резервы связаны с изменением оценочных значений. Это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и не являющаяся исправлением ошибки в отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 21/2008)). Речь здесь идет о резервах (п. 3 ПБУ 21/2008, п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (далее - ПБУ 19/02), п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказомМинфина России от 09.06.2001 № 44н (далее - ПБУ 5/01)):
  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости материально-производственных запасов (далее - МПЗ);
  • под обесценение финансовых вложений.
Указанные выше резервы необходимы для исключения искажений бухгалтерской отчетности. Формируют резервы не реже одного раза в год - перед составлением бухгалтерского баланса (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резервы по сомнительным долгам . Их формируют в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается "дебиторка", которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)).

Величину резерва фирме следует определять отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)). Способ оценки резерва следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказомМинфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008)).

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов)).

Отчисления в резервы по сомнительным долгам признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказомМинфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99)) и отражают следующей проводкой:

Сформирован резерв по сомнительным долгам.

На дату получения средств от должника в счет погашения сомнительной задолженности следует восстановить резерв по сомнительным долгам в полученной сумме:

Восстановлен резерв по сомнительным долгам в части погашения задолженности.

Суммы "дебиторки", по которой истек срок исковой давности, списывают по каждому обязательству в составе прочих расходов. Основания: данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя организации (п. 11 ПБУ 10/99; п. 77 Положения). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Сумму задолженности отражают на забалансовом счете 007 в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания (п. 77 Положения) (см. пример ниже).

Задолженность покупателя составляет 100 000 руб. Фирма признала эту "дебиторку" сомнительной, в связи с чем был сформирован резерв по сомнительным долгам. В дальнейшем по истечении срока исковой давности указанная задолженность признана безнадежной. В учете сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 63

100 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62

100 000 руб. - списана дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности;

100 000 руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, последний в какой-либо части не будет использован, то при составлении бухгалтерского баланса неизрасходованные суммы резерва присоединяют к финансовым результатам (п. 70 Положения):

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Восстановлен резерв по сомнительным долгам.

Резервы под снижение стоимости МПЗ . МПЗ, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо потеряли свои первоначальные качества, показывают в бухгалтерском балансе на конец года по текущей рыночной стоимости с учетом их физического состояния. Снижение стоимости МПЗ отражают в виде начисления резерва (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказомМинфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Его создают по каждой единице МПЗ, принятой к учету. Возможно создание резервов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ (за исключением таких укрупненных групп, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция и т.п.) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Резерв формируют на величину разницы между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости (п. 25 ПБУ 5/01). Порядок определения рыночной стоимости в законодательстве не прописан. По нашему мнению, можно использовать данные о ценах, полученные от изготовителей, органов госстатистики, торговых инспекций, представленные в средствах массовой информации и специальной литературе, а также экспертные заключения. Способ оценки рыночной стоимости следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Для обобщения информации о резервах под снижение стоимости материальных ценностей предназначен счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" (План счетов). Отчисления в резерв признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99; п. 20 Методических указаний):

Сформирован резерв под снижение стоимости МПЗ.

Если в следующий за отчетным период текущая рыночная стоимость МПЗ, по которым был сформирован резерв, увеличивается, то соответствующую часть резерва корректируют (п. 25 ПБУ 5/01):

Скорректирована сумма резерва при повышении стоимости МПЗ.

Аналогичная проводка делается и при списании материальных ценностей, по которым образован резерв (зарезервированная сумма восстанавливается) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Отразим в учете организации формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей при условии, что на конец 2014 г. у фирмы числится 100 рулонов рубероида РПП-300 по цене 350 руб. за рулон. Рыночная стоимость материалов составляет 300 руб. за рулон. В I квартале 2015 г. 15 рулонов было продано.

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 14

5000 руб. ((350 руб. - 300 руб.) х 100 руб.) - сформирован резерв под снижение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

750 руб. (5000 руб. : 100 руб. х 15 руб.) - восстановлен резерв при продаже материалов.

МПЗ в бухгалтерском балансе показывают (п. 25 ПБУ 5/01):

  • по текущей рыночной стоимости, если она выше первоначальной цены;
  • по первоначальной стоимости, если она выше или равна рыночной цене.
Резервы под обесценение финансовых вложений . Устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением (абз. 1 п. 37ПБУ 19/02). В учетной политике организации следует прописать уровень существенности снижения стоимости вложений (п. 7 ПБУ 1/2008).

Расчетная стоимость финансовых вложений равна разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете, и суммой такого снижения (абз. 1 п. 37 ПБУ 19/02).

При возникновении ситуации, в которой может произойти обесценение вложений, компания должна проводить проверку наличия условий устойчивого снижения их стоимости, которые характеризуются одновременным наличием следующих аспектов (пп. 37, 38 ПБУ 19/02):

  • на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости вложений.
Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости вложений, то фирма образует резерв под обесценение на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью вложений. Отметим, проверка проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения (абз. 6 п. 38 ПБУ 19/02).

Для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений предназначен счет 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" (План счетов). Коммерческие организации образуют резерв за счет финансовых результатов в составе прочих расходов (абз. 4 п. 38 ПБУ 19/02):

Сформирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Аналогичная запись делается при увеличении величины резервов (п. 39 ПБУ 19/02).

При уменьшении величины созданных резервов (повышение расчетной стоимости либо выбытие финансовых вложений) сумма ранее созданного резерва переносится на прочие доходы (пп. 39, 40 ПБУ 19/02) (см. пример ниже):

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Скорректирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Компания "Актив" приобрела долю в уставном капитале (20 000 руб.) компании "Пассив" при его учреждении. Впоследствии компания "Пассив" была признана банкротом и ликвидирована.

Отразим в учете "Актива" создание резерва под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

Расчетная стоимость доли в "Пассиве" равна нулю:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 59

20 000 руб. - сформирован резерв под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

На дату ликвидации компании "Пассив":

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТК 91 субсчет "Прочие доходы"

20 000 руб. - списана сумма резерва под обесценение финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость финансовых вложений показывают по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (абз. 5 п. 38 ПБУ 19/02).

Многие бухгалтеры на УСН считают, что резервы - это некоторые абстрактные счета, которые должны использовать только крупные компании. Такое мнение ошибочно. Компании на «упрощенке» вправе не резервировать суммы под некоторые расходы. Однако есть такие резервы при УСН, которые следует обязательно создавать

30.07.2015

Сразу скажем, что в налоговом учете компании на УСН создавать резервы не вправе. Дело в том, что для таких фирм вНалоговом кодексе прописан закрытый перечень расходов, в котором отчисления на резервы не предусмотрены (ст. 346.16 НК РФ; письмо Минфина России от 29.12.2004 № 03-03-02-04/4/1). Да и в принципе это было бы нелогично, ведь при «упрощенке» расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

В бухгалтерском учете дело обстоит иначе. От некоторых видов резервов «упрощенцы» освобождены, но есть и такие виды, которые обязаны формировать все организации.

Необязательные резервы при УСН

Субъекты малого предпринимательства на УСН (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не создавать резервы на предстоящие расходы (п. 3 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)). Речь здесь идет об обязательствах с неопределенной величиной или сроком исполнения (оценочные обязательства) (п. 4 ПБУ 8/2010), например, резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 11 Информации Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012 (далее - Информация № ПЗ-3/2012); п. 2.1 ПБУ 2/2008, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н), связанные с прекращением деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н), и другие.

Обязательные резервы при УСН

Обязательные резервы связаны с изменением оценочных значений. Это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и не являющаяся исправлением ошибки в отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 21/2008)). Речь здесь идет о резервах (п. 3 ПБУ 21/2008, п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (далее - ПБУ 19/02), п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее - ПБУ 5/01)):

  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости материально-производственных запасов (далее - МПЗ);
  • под обесценение финансовых вложений.

Указанные выше резервы необходимы для исключения искажений бухгалтерской отчетности. Формируют резервы не реже одного раза в год - перед составлением бухгалтерского баланса (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резервы по сомнительным долгам . Их формируют в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается «дебиторка», которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)).

Величину резерва фирме следует определять отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)). Способ оценки резерва следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008)).

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов)).

Отчисления в резервы по сомнительным долгам признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99)) и отражают следующей проводкой:

Сформирован резерв по сомнительным долгам.

На дату получения средств от должника в счет погашения сомнительной задолженности следует восстановить резерв по сомнительным долгам в полученной сумме:

Восстановлен резерв по сомнительным долгам в части погашения задолженности.

Суммы «дебиторки», по которой истек срок исковой давности, списывают по каждому обязательству в составе прочих расходов. Основания: данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя организации (п. 11 ПБУ 10/99; п. 77 Положения). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Сумму задолженности отражают на забалансовом счете 007 в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания (п. 77 Положения) (см. пример ниже).

Задолженность покупателя составляет 100 000 руб. Фирма признала эту «дебиторку» сомнительной, в связи с чем был сформирован резерв по сомнительным долгам. В дальнейшем по истечении срока исковой давности указанная задолженность признана безнадежной. В учете сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63

100 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62

100 000 руб. - списана дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности;

100 000 руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, последний в какой-либо части не будет использован, то при составлении бухгалтерского баланса неизрасходованные суммы резерва присоединяют к финансовым результатам (п. 70 Положения):

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

Восстановлен резерв по сомнительным долгам.

Резервы под снижение стоимости МПЗ . МПЗ, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо потеряли свои первоначальные качества, показывают в бухгалтерском балансе на конец года по текущей рыночной стоимости с учетом их физического состояния. Снижение стоимости МПЗ отражают в виде начисления резерва (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Его создают по каждой единице МПЗ, принятой к учету. Возможно создание резервов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ (за исключением таких укрупненных групп, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция и т.п.) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Резерв формируют на величину разницы между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости (п. 25 ПБУ 5/01). Порядок определения рыночной стоимости в законодательстве не прописан. По нашему мнению, можно использовать данные о ценах, полученные от изготовителей, органов госстатистики, торговых инспекций, представленные в средствах массовой информации и специальной литературе, а также экспертные заключения. Способ оценки рыночной стоимости следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Для обобщения информации о резервах под снижение стоимости материальных ценностей предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (План счетов). Отчисления в резерв признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99; п. 20 Методических указаний):

Сформирован резерв под снижение стоимости МПЗ.

Если в следующий за отчетным период текущая рыночная стоимость МПЗ, по которым был сформирован резерв, увеличивается, то соответствующую часть резерва корректируют (п. 25 ПБУ 5/01):

Скорректирована сумма резерва при повышении стоимости МПЗ.

Аналогичная проводка делается и при списании материальных ценностей, по которым образован резерв (зарезервированная сумма восстанавливается) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Отразим в учете организации формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей при условии, что на конец 2014 г. у фирмы числится 100 рулонов рубероида РПП-300 по цене 350 руб. за рулон. Рыночная стоимость материалов составляет 300 руб. за рулон. В I квартале 2015 г. 15 рулонов было продано.

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 14

5000 руб. ((350 руб. - 300 руб.) х 100 руб.) - сформирован резерв под снижение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

750 руб. (5000 руб. : 100 руб. х 15 руб.) - восстановлен резерв при продаже материалов.

МПЗ в бухгалтерском балансе показывают (п. 25 ПБУ 5/01):

  • по текущей рыночной стоимости, если она выше первоначальной цены;
  • по первоначальной стоимости, если она выше или равна рыночной цене.

Резервы под обесценение финансовых вложений . Устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением (абз. 1 п. 37 ПБУ 19/02). В учетной политике организации следует прописать уровень существенности снижения стоимости вложений (п. 7 ПБУ 1/2008).

Расчетная стоимость финансовых вложений равна разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете, и суммой такого снижения (абз. 1 п. 37 ПБУ 19/02).

При возникновении ситуации, в которой может произойти обесценение вложений, компания должна проводить проверку наличия условий устойчивого снижения их стоимости, которые характеризуются одновременным наличием следующих аспектов (пп. 37, 38 ПБУ 19/02):

  • на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости вложений.

Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости вложений, то фирма образует резерв под обесценение на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью вложений. Отметим, проверка проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения (абз. 6 п. 38 ПБУ 19/02).

Для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений предназначен счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» (План счетов). Коммерческие организации образуют резерв за счет финансовых результатов в составе прочих расходов (абз. 4 п. 38 ПБУ 19/02):

Сформирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Аналогичная запись делается при увеличении величины резервов (п. 39 ПБУ 19/02).

При уменьшении величины созданных резервов (повышение расчетной стоимости либо выбытие финансовых вложений) сумма ранее созданного резерва переносится на прочие доходы (пп. 39, 40 ПБУ 19/02) (см. пример ниже):

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

Скорректирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Компания «Актив» приобрела долю в уставном капитале (20 000 руб.) компании «Пассив» при его учреждении. Впоследствии компания «Пассив» была признана банкротом и ликвидирована.

Отразим в учете «Актива» создание резерва под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

Расчетная стоимость доли в «Пассиве» равна нулю:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 59

20 000 руб. - сформирован резерв под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

На дату ликвидации компании «Пассив»:

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТК 91 субсчет «Прочие доходы»

20 000 руб. - списана сумма резерва под обесценение финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость финансовых вложений показывают по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (абз. 5 п. 38 ПБУ 19/02).

Многие бухгалтеры на УСН считают, что резервы - это некоторые абстрактные счета, которые должны использовать только крупные компании. Такое мнение ошибочно. Компании на «упрощенке» вправе не резервировать суммы под некоторые расходы. Однако есть такие резервы при УСН, которые следует обязательно создавать.

Сразу скажем, что в налоговом учете компании на УСН создавать резервы не вправе. Дело в том, что для таких фирм в Налоговом кодексе прописан закрытый перечень расходов, в котором отчисления на резервы не предусмотрены (ст. 346.16 НК РФ; письмо Минфина России от 29.12.2004 № 03-03-02-04/4/1). Да и в принципе это было бы нелогично, ведь при "упрощенке" расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

В бухгалтерском учете дело обстоит иначе. От некоторых видов резервов "упрощенцы" освобождены, но есть и такие виды, которые обязаны формировать все организации.

Необязательные резервы при УСН

Субъекты малого предпринимательства на УСН (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не создавать резервы на предстоящие расходы (п. 3 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)). Речь здесь идет об обязательствах с неопределенной величиной или сроком исполнения (оценочные обязательства) (п. 4 ПБУ 8/2010), например, резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 11 Информации от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012 (далее - Информация № ПЗ-3/2012); п. 2.1 ПБУ 2/2008, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н), связанные с прекращением деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н), и другие.

Обязательные резервы при УСН

Обязательные резервы связаны с изменением оценочных значений. Это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и не являющаяся исправлением ошибки в отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 21/2008)). Речь здесь идет о резервах (п. 3 ПБУ 21/2008, п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (далее - ПБУ 19/02), п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказомМинфина России от 09.06.2001 № 44н (далее - ПБУ 5/01)):

  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости материально-производственных запасов (далее - МПЗ);
  • под обесценение вложений.

Указанные выше резервы необходимы для исключения искажений бухгалтерской отчетности. Формируют резервы не реже одного раза в год - перед составлением бухгалтерского баланса (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резервы по сомнительным долгам . Их формируют в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается "дебиторка", которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)).

Величину резерва фирме следует определять отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение)). Способ оценки резерва следует прописать в учетной (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказомМинфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008)).

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов)).

Отчисления в резервы по сомнительным долгам признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказомМинфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99)) и отражают следующей проводкой:

Сформирован резерв по сомнительным долгам.

На дату получения средств от должника в счет погашения сомнительной задолженности следует восстановить резерв по сомнительным долгам в полученной сумме:

Восстановлен резерв по сомнительным долгам в части погашения задолженности.

Суммы "дебиторки", по которой истек срок исковой давности, списывают по каждому обязательству в составе прочих расходов. Основания: данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование и приказ (распоряжение) организации (п. 11 ПБУ 10/99; п. 77 Положения). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Сумму задолженности отражают на забалансовом счете 007 в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания (п. 77 Положения) (см. пример ниже).

Задолженность покупателя составляет 100 000 руб. Фирма признала эту "дебиторку" сомнительной, в связи с чем был сформирован резерв по сомнительным долгам. В дальнейшем по истечении срока исковой давности указанная задолженность признана безнадежной. В учете сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 63

100 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62

100 000 руб. - списана дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности;

100 000 руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, последний в какой-либо части не будет использован, то при составлении бухгалтерского баланса неизрасходованные суммы резерва присоединяют к финансовым результатам (п. 70 Положения):

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Восстановлен резерв по сомнительным долгам.

Резервы под снижение стоимости МПЗ . МПЗ, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо потеряли свои первоначальные качества, показывают в бухгалтерском балансе на конец года по текущей рыночной стоимости с учетом их физического состояния. Снижение стоимости МПЗ отражают в виде начисления резерва (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказомМинфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Его создают по каждой единице МПЗ, принятой к учету. Возможно создание резервов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ (за исключением таких укрупненных групп, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция и т.п.) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Резерв формируют на величину разницы между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости (п. 25 ПБУ 5/01). Порядок определения рыночной стоимости в законодательстве не прописан. По нашему мнению, можно использовать данные о ценах, полученные от изготовителей, органов госстатистики, торговых инспекций, представленные в средствах массовой информации и специальной литературе, а также экспертные заключения. Способ оценки рыночной стоимости следует прописать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Для обобщения информации о резервах под снижение стоимости материальных ценностей предназначен счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" (План счетов). Отчисления в резерв признают прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99; п. 20 Методических указаний):

Сформирован резерв под снижение стоимости МПЗ.

Если в следующий за отчетным период текущая рыночная стоимость МПЗ, по которым был сформирован резерв, увеличивается, то соответствующую часть резерва корректируют (п. 25 ПБУ 5/01):

Скорректирована сумма резерва при повышении стоимости МПЗ.

Аналогичная проводка делается и при списании материальных ценностей, по которым образован резерв (зарезервированная сумма восстанавливается) (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания)).

Отразим в учете организации формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей при условии, что на конец 2014 г. у фирмы числится 100 рулонов рубероида РПП-300 по цене 350 руб. за рулон. Рыночная стоимость материалов составляет 300 руб. за рулон. В I квартале 2015 г. 15 рулонов было продано.

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 14

5000 руб. ((350 руб. - 300 руб.) х 100 руб.) - сформирован резерв под снижение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

750 руб. (5000 руб. : 100 руб. х 15 руб.) - восстановлен резерв при продаже материалов.

МПЗ в бухгалтерском балансе показывают (п. 25 ПБУ 5/01):

  • по текущей рыночной стоимости, если она выше первоначальной цены;
  • по первоначальной стоимости, если она выше или равна рыночной цене.

Резервы под обесценение финансовых вложений . Устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением (абз. 1 п. 37ПБУ 19/02). В учетной политике организации следует прописать уровень существенности снижения стоимости вложений (п. 7 ПБУ 1/2008).

Расчетная стоимость финансовых вложений равна разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете, и суммой такого снижения (абз. 1 п. 37 ПБУ 19/02).

При возникновении ситуации, в которой может произойти обесценение вложений, компания должна проводить проверку наличия условий устойчивого снижения их стоимости, которые характеризуются одновременным наличием следующих аспектов (пп. 37, 38 ПБУ 19/02):

  • на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость вложений существенно выше их стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости вложений.

Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости вложений, то фирма образует резерв под обесценение на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью вложений. Отметим, проверка проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения (абз. 6 п. 38 ПБУ 19/02).

Для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений предназначен счет 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" (План счетов). Коммерческие организации образуют резерв за счет финансовых результатов в составе прочих расходов (абз. 4 п. 38 ПБУ 19/02):

Сформирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Аналогичная запись делается при увеличении величины резервов (п. 39 ПБУ 19/02).

При уменьшении величины созданных резервов (повышение расчетной стоимости либо выбытие финансовых вложений) сумма ранее созданного резерва переносится на прочие доходы (пп. 39, 40 ПБУ 19/02) (см. пример ниже):

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"

Скорректирован резерв под обесценение финансовых вложений.

Компания "Актив" приобрела долю в уставном капитале (20 000 руб.) компании "Пассив" при его учреждении. Впоследствии компания "Пассив" была признана и ликвидирована.

Отразим в учете "Актива" создание резерва под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

Расчетная стоимость доли в "Пассиве" равна нулю:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 59

20 000 руб. - сформирован резерв под обесценение финансовых вложений в размере стоимости доли в уставном капитале.

На дату ликвидации компании "Пассив":

ДЕБЕТ 59 КРЕДИТК 91 субсчет "Прочие доходы"

20 000 руб. - списана сумма резерва под обесценение финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость финансовых вложений показывают по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (абз. 5 п. 38 ПБУ 19/02).

Ни для кого не секрет, что в последнее время законодательная власть в России стремится ужесточить наказание для водителей, которые сели за руль в нетрезвом виде. Если раньше за подобные нарушения человека лишали прав, то сейчас ему грозят серьезные штрафы. Поэтому многие нарушители стараются избежать наказания, отказываясь от . И не подозревают, что такой отказ сам по себе является нарушением закона.

Чем грозит отказ от освидетельствования?

Дорожный инспектор, требующий от водителя пройти медицинское освидетельствование на степень алкогольного опьянения, руководствуется п. 2.3.2 ПДД РФ. Согласно этому акту человек, управляющий автомобилем, обязан по требованию должностного лица (инспектора) пройти освидетельствование, которое подтвердит или опровергнет наличие у водителя состояния алкогольного опьянения.

В 1 части ст. 12.26 кодекса Российской Федерации, содержащего акты, контролирующие административные правонарушения, прописано, что если человек не выполняет законные требования инспектора, то ему грозят следующие санкции:

  1. Лишение удостоверения о праве управления транспортным средством (сроком от 18 до 24 месяцев).
  2. Повторное подтверждение знаний правил ПДД РФ (пересдача теоретического экзамена). Такая переэкзаменовка проходит только после того, как срок, на который водителя лишили удостоверения, истечет.
  3. Штраф (30 тыс. рублей).
  4. Обязательное прохождение медицинской комиссии (как при первичном получении прав на вождение).

Данные правила вступили в законную силу с 01 сентября 2013 года. И водителям стоит помнить, что отказ от освидетельствования на алкоголь не поможет избежать ответственности за совершенное правонарушение. Более того, подобная «несговорчивость» человека может привести к весьма серьезным последствиям.

В вышеуказанном законодательном акте указано, что отказать водитель не может не только инспектору, но и медицинскому работнику, который должен проводить освидетельствование. Кроме того, правонарушением считается и отказ от лабораторных исследований. Если человек, например, согласился на прохождение исследования, но отказался от проверки на алкотестере, то такое решение рассматривается как правонарушение.

Основания для требования об освидетельствовании

Для того чтобы потребовать от водителя прохождения медицинского освидетельствования, инспектор должен иметь законные основания. К ним могут относиться следующие внешние признаки алкогольного опьянения:

  • явный запах алкоголя, исходящий от человека или салона машины;
  • нарушение координации движений у человека;
  • нарушение речи (нечленораздельная речь, спутанность сознания);
  • неадекватное поведение водителя при управлении машиной или при общении с инспектором.

Стоит помнить, что и сам отказ от освидетельствования на наличие алкогольного опьянения может рассматриваться как правонарушение. Но водитель имеет право настаивать на прохождении такой процедуры, если он не согласен с выводами, сделанными инспектором дорожно-постовой службы.

Всего существует 2 типа освидетельствования на наличие состояния алкогольного опьянения: медицинское и исследование, проведенное инспектором на месте. От последнего освидетельствования человек вправе отказаться без объяснений причин своего решения. Но в таком случае он обязан пройти соответствующее исследование в специализированном медицинском учреждении.

Но стоит учитывать, что даже если процедура, проведенная на месте, дала отрицательный результат и алкотестер не подтвердил алкогольное опьянение, то должностное лицо может потребовать прохождения медицинского исследования. Поводом к этому служит наличие вышеперечисленных признаков.

Если же водитель не согласен с результатами осмотра и освидетельствования, проведенного на месте, то он имеет право пройти медицинское исследование. И на основании составленных актов оспаривать решение инспектора в суде.

Правила, которые обязан соблюдать инспектор

Порядок, согласно которому водитель может быть направлен на освидетельствование, прописан в законе. Сначала инспектор должен убедиться в наличии оснований для подозрения, что водитель нетрезв. После этого он должен предложить провести соответствующий анализ на месте. При этом сотрудник ДПС обязан ознакомить водителя с порядком прохождения осмотра и исследования. Продемонстрировать сохранность запечатывающей пломбы, в обязательном порядке присутствующей на алкотестере. По желанию человека должна быть предъявлена соответствующая запись о проверке, которая вносится в технические документы к прибору.

При этом водитель может отказаться от такого исследования своего состояния. В данном случае акт инспектором не составляется. А человек, у которого заподозрили наличие алкогольного опьянения, должен быть направлен в специализированную медицинскую клинику.

Если согласие человека получено, то проводятся заборы выдыхаемого им воздуха. По наличию в пробах этилового спирта устанавливается наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения. После чего должностное лицо обязано составить соответствующий акт, копия которого передается водителю.

Помните, что оспаривание освидетельствования на месте результата не даст. Если по каким-то причинам не доверяете результатам проведенного исследования или не согласны с его результатами, то разумнее отказаться от проведения анализа.

В таком случае водитель направляется на медицинское освидетельствование, которое должно подтвердить или опровергнуть алкогольное опьянение. При направлении на эту процедуру (при составлении протокола) обязательно должны присутствовать два понятых. Отсутствие одного из них является нарушением установленного порядка. В таком случае составленный протокол рассматривается с учетом положений, прописанных в ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правила оформления протокола об отказе

Если уверены, что инспектор ошибся в оценке состояния, и алкогольного опьянения у вас нет, то стоит отказаться от освидетельствования на месте. Но при этом необходимо проследить за тем, чтобы протокол отказа был оформлен правильно.

Обязательно распишитесь в том, что получили копию протокола направления на анализ, проводимый в медучреждении. Доказывать, что такой документ не вручили, практически бесполезно. И отстоять свою правоту в суде подобным способом невозможно.

В графе, в которой предлагается пройти исследование на месте, подпись ставить не нужно (водитель от него отказывается). А вот в поле, куда должны быть занесены объяснения водителя, показания свидетелей и потерпевших произошедшего, необходимо оставить факт своего согласия на сдачу анализов и осмотр врачом-специалистом. Подобная запись должна быть примерно следующего содержания: «Готов пройти освидетельствование на наличие состояния алкогольного опьянения в специализированном медицинском учреждении».

Обязательно зафиксируйте тот факт, что не согласны с подозрениями, выдвинутыми инспектором. Это необходимо сделать в графе, в которой вносятся замечания к протоколу. Напишите, что дорожные правила нарушены не были, а с предъявленными инспектором правонарушениями водитель не согласен.

Все это поможет отстоять свою правоту при дальнейшем рассмотрении дела в суде. Тогда как неверно заполненные акты сыграют против водителя. Но при этом все документы стоит заполнять согласно правилам. В протокол не стоит заносить собственные домыслы, оценку ситуации или поведения должностных лиц. Все это сможете высказать потом. Водитель должен сосредоточиться на том, чтобы доказать отсутствие состояния алкогольного опьянения.

Если решили, что инспектор направил на освидетельствование безосновательно и мнение водителя подтверждено соответствующими документами, можете оспорить законность действия должностного лица в суде. Но при этом стоит учитывать следующие нюансы:

  1. Даже если представите суду акт, опровергающий наличие состояния алкогольного опьянения, то это не будет свидетельствовать о незаконности требований, предъявленных инспектором. Помните, что сам отказ водителя от оценки его состояния сотрудником ДПС является основанием для проведения медицинских исследований.
  2. В суде учитывается время, которое прошло от отказа от освидетельствования и составлением акта медицинских исследований, проведенных по инициативе водителя. Чем меньше такой временной промежуток, тем больше шансов, что решение будет вынесено в пользу водителя.
  3. Суд может вынести решение в пользу водителя только на основании акта освидетельствования, составленного в учреждении, которое имеет лицензию на проведение подобных исследований. При рассмотрении такого акта учитывается соответствие проведения процедуры исследования и осмотра врача установленным правилам.

По действующему законодательству медицинское освидетельствование не судит о степени алкогольного опьянения. В соответствующем акте фиксируется либо его наличие, либо его отсутствие. Поэтому доводы типа: «Выпил чуть-чуть!» и «Только принял лекарство!» в суде не рассматриваются.

Что может помочь при судебном разбирательстве?

Если уверены в своей правоте и решили отказаться от исследования своего состояния на месте, то необходимо сразу же после инцидента начать действовать. Обязательно следите за соблюдением следующих правил:

  • соблюдение законности требований, предъявляемых инспектором;
  • соблюдение порядка оформления отказа от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • фиксирование в документах и протоколах всех нюансов, которые кажутся вам важными;
  • соблюдение порядка и правил проведения медицинского освидетельствования.

Нередко решающее значение в суде имеют показания понятых. Они могут дать показания, которые будут оценены в пользу водителя. Но не меньшее значение для суда имеет и информация, полученная от сотрудников ДПС или иных людей, ставших свидетелями инцидента. Поэтому свое поведение и степень вины стоит оценивать здраво.

Если же действительно совершили правонарушение и сели за руль нетрезвым, то не стоит оказывать сопротивление сотрудникам дорожно-постовой службы.

Помните, что алкогольное опьянение – это очень серьезное правонарушение, которое может повлечь за собой настоящую трагедию. И отказ от освидетельствования не спасет от предусмотренного законом наказания.

Подписанный протокол не освобождает от ответственности

Стоит помнить, что поводом для возврата прав на управление автомобилем могут считаться следующие ситуации:

  1. Когда требования о прохождении медицинского исследования, предъявленные инспектором, незаконны.
  2. При нарушении установленного порядка направления водителя на медицинское освидетельствование.
  3. При наличии отказа от освидетельствования на месте, проводимого инспектором, а не от медицинского осмотра и сдачи анализов.

Но если водитель действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, то даже неверно оформленные документы не помогут избежать ответственности. При этом отказ от освидетельствования может только усугубить ситуацию.

В другой же ситуации стоит обратиться к адвокату и отстаивать свою правоту в судебном порядке. Как показывает практика, после оформления отказа права на вождение автомобиля можно вернуть.

Иногда водители сталкиваются с ситуацией, когда сам инспектор предлагает подписать отказ от освидетельствования. Это мотивируется тем, что подобное исследование может занять длительное время и нарушить планы. При этом человека могут и не предупредить о возможных последствиях такого отказа. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Помните, что подписанный водителем протокол является свидетельством совершенного им правонарушения.

Если столкнулись с подобной ситуацией, то стоит оформить протокол по всем правилам, которые изложены выше. И немедленно пройти медицинское освидетельствование, которое подтвердит факт отсутствия алкогольного опьянения. Только такие меры помогут избежать штрафов или лишения водительского удостоверения на достаточно длительный срок. Кроме того, о совершенном инспектором нарушении стоит сообщить в соответствующие органы. Не лишним будет приложить к заявлению видеозапись, сделанную с видеорегистратора или мобильного телефона.

Благодарим за отзыв

Комментарии

    Megan92 () 2 недели назад

    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет

    Дарья () 2 недели назад

    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.

    Megan92 () 13 дней назад

    Дарья () 12 дней назад

    Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .

    Соня 10 дней назад

    А это не развод? Почему в Интернете продают?

    Юлек26 (Тверь) 10 дней назад

    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.

    Ответ Редакции 10 дней назад

    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте . Будьте здоровы!

    Соня 10 дней назад

    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.



Просмотров