Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

Вербовка лиц для участия в военных действиях.

С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик­тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж­дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее - Первая Женев­ская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи ра­неных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее - Вторая Женевская кон­венция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее - Третья Женевская конвенция); Женевская кон­венция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее - Четвертая Женевская конвенция).

Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных кон­фликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународно­го характера (Протокол II) 1977 г.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касаю­щимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

а) военнопленные;

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;

в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отря­дов, включая личный состав организованных движений сопротив­ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольче­ские отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи­тельный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительству или власти, не признанных дер­жащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонден­ты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;

5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, нахо­дящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным ре­жимом в силу каких-либо других положений международного права;

6) население неоккупированной территории, которое при при­ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале осво­бодила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным си­лам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сде­ланному с целью их интернирования.

Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военно­пленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют­ся всеми правами, установленными вышеназванной Конвенцией, и им предоставляются все возможности, необходимые для оказа­ния медицинской и духовной помощи военнопленным.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны соби­рает или пытается собирать информацию на территории, контро­лируемой противной стороной, не считается лицом, занимаю­щимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и вышеупо­мянутыми дополнительными протоколами. Военнопленные нахо­дятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослу­жащих. Военнопленным разрешается носить свою военную фор­му, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство долж­но обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дей­ствий. Одним из требований международного гуманитарного пра­ва является требование равного обращения с участниками воору­женных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причи­нам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политиче­ских или других убеждений, национального или социального про­исхождения, имущественного положения.

Такая защита предо­ставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.

Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитар­ного права под особой защитой. Запрещается любое посягательст­во на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их сре­ды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обя­заны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.

Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздер­живаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военнослу­жащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных дей­ствий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими корабле­крушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждеб­ных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуют­ся уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обра­щаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого раз­личия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицин­ских.

Гражданское население не должно являться объектом нападе­ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.

Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе­чивается защита от любого рода непристойных посягательств.

Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.

Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по­стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гума­нитарный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан­ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в воору­женный конфликт или как недружественные акты. При распреде­лении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного ха­рактера осуществляется в соответствии с Дополнительным прото­колом к Женевским конвенциям 1977 г. (Протокол). Этот Прото­кол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и орга­низованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять не­прерывные и согласованные военные действия и применять дан­ный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характе­ра, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис­толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддер­живать или восстанавливать правопорядок в государстве или за­щищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оп­равдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.

Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения или на каких-либо дру­гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен­ным конфликтом немеждународного характера.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

§ 1 Международное гуманитарное право

Гудит вдали земная твердь.

И гибнут славные сыны Отчизны.

Когда же люди одолеют смерть?

Когда избавятся от скорбной тризны?

Вдали упал неведомый боец,

Быть может в Африке, а может в Чили.

И боль пронзила тысячи сердец,

И слезы наши души омрачили.

Когда некоторые стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к силе оружия. И тогда люди становятся участниками или свидетелями событий, так называемых вооружённых конфликтов.

За последние 3500 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны, в которых погибло около 5 миллиардов человек. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100 миллионов человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.

В управлении вооруженного конфликта заинтересованы обе конфликтующие стороны. У каждой стороны могут быть раненые и пленные. В этом случае выгодней быть уверенным, что им будет оказана помощь обязательная по закону. Так и появилась отдельная отрасль права, которая регулирует отношения сторон во время вооруженного конфликта, то есть международное гуманитарное право.

Так что же такое международное гуманитарное право? Это отрасль права, представляющая собой совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, регулирующее отношения между субъектами, в роли которых выступают главным образом государства.

Международно-правовая норма принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Сущность международного гуманитарного права заключается:

1. в защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте; к ним относятся: раненные, больные, военнопленные;

2. в предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно: гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу;

3. в предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилым домам, школам, местам отправления культа;

4. в запрещении применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

§ 2 Функции и принципы международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, правовую и защитную функции.

Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся:

Принцип гуманизма;

Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

§ 3 Источники Международного гуманитарного права

В области права вооружённых конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками Международного гуманитарного права.

Это такие договоры, как:

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 1868 г.);

Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (Женева 1925 г.);

Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Лондон, 1936 г.);

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны.

Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., принятые в 1977г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства) и многие другие.

В России также приняты правовые документы, касающиеся Международного гуманитарного права. Так, например, нормативная база Министерства обороны Российской Федерации, включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

За нарушения норм Международного гуманитарного права наступает ответственность, как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Кроме того, международное гуманитарное право содержит санкции за нарушение установленных правил, в том числе уголовное наказание

Серьёзными нарушениями являются:

Преднамеренное убийство;

Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

Взятие заложников.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

§ 4 Особенности и значение Международного гуманитарного права

В чем же состоят особенности и значение Международного гуманитарного права?

Во-первых, Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

Во-вторых, устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

В-третьих, международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.

В-четвертых, международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.

Международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осуждать тех, кто их нарушает.

Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Как люди будут решать острые вопросы, удастся ли нам противостоять насилию? Все это в первую очередь зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу по-человечески даже в условиях самого жестокого противостояния.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
  3. Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
  4. Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
  5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
  7. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
  8. Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
  9. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
  10. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  11. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  12. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
  13. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
  14. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
  15. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
  16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
  18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
  19. Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 }

Просмотров