Территориальная федерация. Территориально-политическая децентрализация

Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления (США, Мексика, Бразилия). Федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. Территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане, Бразилии, Австралии и др. Россия в соответствии с Конституцией 1993 года является «федеративным государством» Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.:Эксмо, 2010. С.4..

Национальная федерация

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

  • 3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
  • 4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций.
  • 5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. Основополагающим принципом является - «право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Существует также третий вид - смешанные федерации. В основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация, Федеральная Республика Германия. Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

По характеру взаимоотношений между высшими органами государственной власти и управления, их структурных составляющих унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Во многом по тому же принципу выделяются простые и сложные унитарные государства. Первые состоят исключительно из обычных административно-территориальных единиц. Если же они включают также особые или автономные образования, то рассматриваются как сложные.

В свою очередь унитарные государства первого типа по степени централизации могут разделяться на жестко централизованные, или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренно цен трактованные. Точно гак же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой.

В централизованных и сверхцентрализованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль довольно жесткого подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами.

В качестве примеров простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Египет, Польша, Болгария, Дания, Исландия и др. Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый президентом страны губернатор, который в провинции возглавляет ее административный органисполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности.

Наряду с органами государственной власти на местах в стране действует также система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень. Они избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Однако решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит органам государственной власти.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть "единое государство". Ее административно-территориальная структура включает 49 воеводств, в том числе воеводство г. Варшавы. Воеводства не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными председателем правительства. На низовом уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина). Она выполняет задачи, не закрепленные за органами государственной власти и другими единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

В современных высокоразвитых индустриальных обществах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе исторического развития (например, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает характерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств наметились все более четко проявляющиеся тенденции к децентрализации, передаче местным органам все более растущего круга властных прерогатив и функций.

В результате растет число децентрализованных унитарных государств. Для них характерна более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра. Здесь центр либо вообще не имеет назначаемых им представителей в регионах и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене. Наглядное представление об этом можно составить на примере Франции, Великобритания и ряда других стран.

Так, во Франции проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцснтрации и децентрализации. Ее особенность состоит в том, что одна и та же территория (регион, департамент, кантон, коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) выступает в качестве одновременно и государственного административного округа, возглавляемого префектом, и территориальной самоуправляющейся единицы, наделенной собственной компетенцией и возглавляемой собственными выборными органами.

Признается и законодательно закреплен факт существования интересов соответствующих административных единиц, отличающихся от общегосударственных подразделений. Законодательно закреплена независимость органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти. При этом за каждой из них закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.

Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона, который является его высшим должностным лицом, подчиненным правительству и президенту Франции. Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений) и председатель Генерального совета – "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро).

Как самоуправляющаяся территориальная единица департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом. Коммуна – объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун. Коммуна возглавляется мэром, который избирается из числа муниципальных советников.

К данной категории государств относится также Италия. Согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в пределах, установленных законом, область вправе издавать законодательные нормы по целому ряду позиций, таким как организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. При этом важно учесть, что названные позиции входят в круг предметов совместного ведения органов государственной власти и областей. В отличие от субъектов федерации, области не имеют предметов исключительного ведения.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентов. В пяти областях, о которых говорилось выше, наделенных особыми формами и условиями автономии, действуют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики норм и правил, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями.

Типичным примером децентрализованного унитарного государства являются Нидерланды. Здесь исполнительная власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти. Кроме того, существуют советы по управлению водным хозяйством, обладающие функциональной компетенцией.

На уровне как провинциального, так и муниципального управления существуют две формы законодательной и управленческой деятельности: автономная и форма, предусматривающая руководство, согласованное с центральной администрацией. Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к компетенции провинции или муниципалитета, однако эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне или, если речь идет о муниципалитетах, – постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Под управлением, согласованным с центральной администрацией, имеется в виду, что провинции и муниципалитеты при выполнении постановлений национальных государственных органов обязаны сотрудничать. Аналогичным образом муниципалитеты должны сотрудничать при выполнении постановлений соответствующих провинциальных органов власти.

Провинции и муниципалитеты располагают двумя источниками доходов: собственные доходы и выплаты со стороны государства. Денежные средства поступают в основном от центральных властей в виде специальных выплат. Выделение этих средств сопровождается предписаниями относительно того, на что эти деньги должны тратиться. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и, соответственно, муниципального фонда. Эти средства они могут, в принципе, использовать по собственному усмотрению. Муниципалитеты получают собственные доходы, в частности, в виде налогов на недвижимость, (канцелярских) сборов и пошлин. Они имеют также право сами вводить налогообложение, например туристский налог и налог на собак.

В состав Нидерландов входят 12 провинций. Функции провинциальных властей: охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое и социальное обеспечение, спорт и культура.

Общее руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром (представителем королевы). Депутаты провинциальных штатов выбираются прямым голосованием граждан – жителей данной провинции, имеющих право голоса. Срок полномочий депутатов 4 года. Количество депутатов штатов зависит от количества жителей провинции. Провинциальные штаты назначают из числа своих членов правление провинции, так называемую коллегию депутатов, срок полномочий которой также 4 года. Королевский комиссар, назначаемый правительством на срок 6 лет, является одновременно председателем как коллегии депутатов, так и провинциальных штатов.

Все более растущей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании. Это дает им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.

Но при этом в силе остается основополагающий принцип, по которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрализованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотрению, без согласия на то центральных властей.

Выделяются также смешанные системы государственно-административного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты.

Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая Республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах этой страны осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и генеральные советы, и их исполнительные органы – энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

С конституционно-правовой точки зрения федеративное устройство имеется тогда, когда и на уровне центра и на уровне территориальных частей государства есть основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т. д. При этом существование таких элементов государственности гарантировано конституционным правом и они не могут быть произвольно ликвидированы властными структурами центра.

Федерализм выполняет две важнейшие функции :

    децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;

    интегрирует территориальные (порой - разнородные) сообщества.

Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (провинциям, областям, землям, республикам, штатам и т. д.). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.

Основные признаки федеративного государства (в отличие от конфедерации)

В отличие от конфедерации, представляющей собой союз независимых государств, федерация рассматривается в качестве формы государственно-территориального устройства единого государства. Федерацию от конфедерации отличает ряд признаков, важнейшие из которых

    наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,

    целостность территории,

    единые вооруженные силы,

    единая денежная система и т. д.

Конфедерация сохраняется обычно так долго, как этого хотят объединившиеся государства. В современных федерациях субъекты федерации права сецессии (выхода из федерации) не имеют. Попытки сецессии подавлялись обычно вооруженным путем. Вспомним из истории Гражданскую войну в США (1861-1865 гг.), так называемую «Чеченскую войну», продолжающуюся несколько лет в Российской Федерации, и др. В истории были, правда, и мирные сецессии: выход Сингапура из Малайзии в 1965 г.; Восточного Пакистана из Пакистана в 1971 г. с образованием республики Бангладеш; распад Чехословакии на Чехию и Словакию. В 1991 г. Советский Союз распался на 15 независимых государств.

В отличие от союзов государств федерация является союзным государством и это зачастую отражается в их названиях (Союзная Республика Югославия, Австралийский Союз; название ФРГ в буквальном переводе означает - Союзная Республика Германия; вспомним также Союз ССР).

В отличие от унитарных государств власть в Федеративных государствах распределяется по вертикали и в них составные части федераций - их субъекты - имеют свое законодательство, нередко свои конституции, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.

11 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Всего в мире федеративных государств - 22: их числе такие мощные в экономическом отношении государства как США, ФРГ, Россия, Канада, Австралия. Федеративную форму государственно-территориального устройства имеют и ряд других государств с высоким, средним и низким уровнем развития экономики.

12 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Европе

В Европе - это Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия;

13 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Азии

в Азии - Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в

14 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Латинской Америке

Латинской Америке - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика.

15 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Африке

Федеративными являются и некоторые страны Африки:

    Коморские острова,

в Океании - Папуа-Новая Гвинея.

16 СПОСОБЫ возникновения федераций

Исторически федерации возникали двумя способами:

☻договорным;

☻конституционным.

В связи с этим их разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 г. они в 1777 г. образовали «вечный союз» и на Конгрессе делегатов приняли так называемые «Статьи Конфедерации - 1777 года», действовавшие до принятия Конституции США 1787 г. Швейцария же возникла еще в 1291 г. на основе союза трех горных кантонов и договор был заключен «на вечные времена». На основе союза были образованы также СССР, Югославия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты и др. СССР, в частности, был создан в 1922 г., на основе Договора о создании Союза ССР, подписанного РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем состав СССР, как известно, расширился до 15 союзных республик.

Следует подчеркнуть, что Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются типичными федеративными государствами. Официальное же название - дань традиции. Вместе с тем, такое федеративное государство как Объединенные Арабские Эмираты, представляющие собой федерацию монархий, имеют элементы конфедеративного союза. Впрочем, одинаковых федераций в мире нет и об этом речь еще впереди.

Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путем были созданы, например, ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.), РСФСР (1918 г.) и ряд других. На территории этих государств к моменту образования федерации исторически сложились определенные культурные и иные различия между территориями. Так, на территории современной Германии до второй половиныXIXв. находилось несколько государств.

Федерации можно классифицировать и в зависимости от того, какое значение в их организации имеет национальный фактор. Так, одни федерации построены по национальному признаку , другие -на территориально-национальной основе , третьи - на чистотерриториальном принципе.

Из существующих в настоящее время федераций на национальной (этнической) основе построены две: Бельгия и бывшая Югославия. Так, основное население Бельгии составляют фламандцы и валлоны. В связи с этим в стране образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель, объявленный двуязычным. Гарантированы права и немецко-говорящего населения, которое составляет менее одного процента. В составе бывшей Союзной Республики Югославии объединены Сербия и Черногория. Ранее в эту федерацию входили также Босния и Герцеговина, Македония, Словения и Хорватия, вышедшие из ее состава в начале 90-х годов. Федерациями национальных республик были СССР и Чехословакия. Эти так называемые «социалистические федерации» распались в конце прошлого века.

Большинство же федераций мира основаны не для решения национального вопроса, а в качестве формы децентрализации государственного руководства страной. Однако некоторые федерации включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить как национально-территориальные. Такими федерациями являются Индия, Канада, Российская Федерация и др. В основе Индийского союза лежит национально-языковый принцип. С целью снижения межэтнической напряженности конституция этой страны допускает использование различных форм автономии, могут создаваться союзные территории. Всего же субъектами Индийского союза являются 25 штатов и 7 союзных территорий. В Канаде из десяти провинций девять - англоязычные, а одна - Квебек - франкоязычная. В Российской Федерации из 89 ее субъектов 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Республики и автономии в России созданы с учетом проживающих в них национальных этносов, остальные же субъекты Российской Федерации - территориальные образования: края, области и города федерального значения.

Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с мононациональным населением (Германия, Австрия, Объединенные Арабские Эмираты и др.) либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп (США, Австралия, Бразилия, Мексика), либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность (например, Нигерия).

Как показал исторический опыт, более прочными федерациями оказались федерации территорий, а не федерации национальных территориальных общностей.

Федерации делят также на децентрализованные и централизованные. Централизованной является Индийская федерация, где в соответствии с Конституцией этой страны парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики и в др.

В науке конституционного права все федерации принято делить на симметричные и асимметричные . Симметричными федерациями являются такие, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Германия, Австрия, ОАЭ и др.). Однако абсолютно симметричных федераций не существует, поскольку в любой федерации имеются элементы асимметрии. Например, в Германии земли представлены в Бундесрате - верхней палате парламента - не одинаковым количеством представителей. Разное представительство эмиратов и в парламенте ОАЭ. Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако фактически некоторые субъекты этих федераций были «более равноправны», чем другие.

Большинство федераций мира - асимметричные . В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их разные составные части имеют не одинаковый конституционно-правовой статус. Так, в составе США наряду с 50 штатами есть федеральный округ Колумбия, не имеющий представителей в Сенате и представленный одним делегатом в Палате Представителей с правом совещательного голоса; три федерально управляемые территории - Гуам, Виргинские острова, Восточное Самоа; ассоциированные государства Пуэрто-Рико и Соединенные Штаты Микронезии и др.

Другим видом асимметричных федераций выступают такие, в которых нет иных территориальных образований, но субъекты федерации не одинаковы. Примером такой модели федерации является Россия, субъекты федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, могут устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты Российской Федерации являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов федерации - краев и областей. К этому виду федераций относится и Швейцария, включающая 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны.

Федерации в большинстве случаев имеют республиканскую форму правления. Но есть и федерации - монархии. Это-Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия. Монархиями являются также такие федеративные государства как Австралия и Канада. Однако во всех федерациях с монархическим строем, за исключением ОАЭ, которая представляет собой федерацию монархий (эмиратов), и Малайзии, где большая часть субъектов являются монархиями, субъекты федераций имеют республиканскую форму правления. Так, Канада делится на десять провинций, организованных по республиканскому типу. Каждая провинция имеет свою выборную легислатуру, правительство. В каждой провинции действует назначаемый центральной властью «по совету провинциального правительства» лейтенант-губернатор. Австралия состоит из шести штатов и двух территорий - Северной и Австралийской столичной. В каждом штате есть губернатор, назначаемый английской королевой, парламент, правительство, судебные органы.

2.2.1 Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактно проживающих нацио­нальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четы­ре языковые группы (используется французский, немецкий, итальян­ский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии прожи­вают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство - сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)». По территориальному принципу были построены латиноамерикан­ские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австра­лия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

2.2.2 Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федера­ций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах то­талитарного социализма рассматривалась только как средство реше­ния национального вопроса, объединения распавшейся многонацио­нальной страны, преодоления национальных противоречий и установ­ления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

2.2.3. Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состо­ит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъек­ты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмира­ты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента - бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности пред­ставителей земли), в однопалатном совещательном Национальном со­брании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Кон­ституции государствами (хотя и в скобках), другие - нет, и т.д. На данный момент только в Ав­стрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

2.2.4. Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодина­ковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США по­мимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владе­ния)- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в част­ности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австра­лии, некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями». В Ма­лайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы госу­дарства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального зна­чения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.

2.2.5. Нетрадиционные федерации.

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

2.3. Конфедеративное государственное устройство.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей». Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

2.4.Нетрадиционные формы государственного устройства.

Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Союз - это еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).

Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее - Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым го­лосованием избирателей в государствах-членах по избирательным ок­ругам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами - парла­ментами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет ми­нистров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Не­которые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее зако­нодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя). Вопрос 2. Соотношение типа и формы государства В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. ...

То, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом...

Тельность и собственную ответственность правительству, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс- ших должностных лиц страны. 2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ 2II.1. Политический режим Индия - демократическое государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и Президент. Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) ...

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: отличия, принципы построения.

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:

Единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии самоуправления –национальной, территориальной, культурной;

Единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений;

Единая система высших органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;

Единые система права и судебная система, единое гражданство;

Единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.

Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.

Федеративное государство (федерация) – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

Федеративно-территориальное деление;

Государственные образования являются равноправными субъектами, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью;

Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полной объеме;

Субъекты федерации могут иметь свои конституции или уставы, которые разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить;

Субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации;

Субъекты федерации имеют свою систему законодательных и исполнительных органов власти, которая по отношению к федеральной системе является подсистемой. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения);

Гражданство в федерации допускается двойное, каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.

Существуют различные виды федераций:

1. в зависимости от способа образования субъектов федерации:

Территориальная федерация (административная) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

Национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия);

Национально-территориальная федерация (смешанная) – федеративное государство, в основу формирования которого положены и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

2. в зависимости от способа образования самой федерации:

Конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия);

Договорная федерация (союзная) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ);

Смешанная федерация (конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

3. в зависимости от правового статуса субъектов федерации:

Симметричная федерация – субъекты обладают равным объемом полномочий, и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;

Асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие, и, как следствие, обладают большим объемом полномочий;

Централизованные – федерация обладает большим объемом полномочий, определенных достаточно подробно, чем субъекты;

Децентрализованные - определен достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными в зависимости от характера связи федерации и ее субъектов;

Дуалистические - в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;

Кооперативные – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов определяются вопросы их совместного ведения.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

Основные признаки конфедерации:

Отсутствие единой территории межгосударственного союза – есть территория каждого отдельного государства;

Каждое государство, входящее в конфедерацию, имеет собственную независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию, независимое законодательство, правовую и судебную систему;

Для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями исполнительные органы формируются на коллегиальных началах правительства государств-членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;



Государства - члены конфедерации имеют неограниченное право выхода из союза;

Финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза;

Государства-члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;

Юридически все государства - члены конфедерации равноправны часто в реальной жизни приоритетную роль играет государство, имеющее более высокий экономический, военный и тп.

Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.



Просмотров