Закон о покупке иностранцами недвижимости в турции. Законы в Турции

Страница 1

После государственного переворота 12 сентября 1980 г. укрепление позиций национализма, поднятие национального духа на всей территории страны явилось одной из основных задач новой власти. Показательным, в данном случае, может послужить "Обращение к турецкой нации", подписанное председателем СНБ генералом К.Эвреном, сразу же после государственного переворота. В данном документе говорилось о неуважении к атрибутам национального единства Турции, подчеркивалась необходимость объединения всех граждан вокруг "национальных идеалов" как непременного условия обеспечения внутреннего мира и порядка. Во главу угла СНБ ставил "неукоснительное следование идеям и реформам Ататюрка".

В 1982 году была принята новая конституция, а также ряд законов политического характера, которые были призваны внести значительные изменения в функционирование политической системы страны. Юридическое несовершенство турецкого законодательства, по мнению военных, стало одной из причин внутриполитической нестабильности.

Новая конституция была принята 7 ноября 1982 в результате национального референдума. Конституция была разработана под строгим контролем СНБ и Консультативного меджлиса. Как и следовало ожидать, в новой редакции конституции многие статьи явились реакцией на сложную внутриполитическую обстановку, сложившуюся в стране к концу 70-х годов. В них говорилось о необходимости укрепления традиций кемализма, единства нации, воспитания национального духа.

Демократия "по-турецки" подразумевала равенство всех граждан страны и гарантию их прав независимо от пола, вероисповедания, политических убеждений и социального статуса. Подразумевала она и "равенство всех этнических групп" (а помимо курдов, это еще лазы, черкесы, армяне, греки), являющихся гражданами Турции. В этом кроется та особенность, которая и делает этническую ситуацию в Турции весьма специфической, поскольку гражданин страны должен именоваться турком, если он живет в Турции. То есть особенность национальной идеологии, которая, собственно, и является краеугольным камнем кемализма, заключается в том, что гражданин страны является турком не по этническому своему происхождению, не в силу своего воспитания и знания турецкого языка в качестве родного, а в силу того, что он родился в Турции. То есть гражданин как бы отказывается от своей этнической идентичности во имя идентичности общенациональной.

Несмотря на декларирование равенства всех граждан перед законом, в конституции имелся ряд положений, которые, по сути, являлись законодательной основой для продолжения политики национальной ассимиляции. Характерная черта конституции – усиленный акцент на национальном единстве турок при непререкаемом авторитете идеологии кемализма. Турецкая система, этнического государства, не признавала существования ни этнических, ни религиозных меньшинств. Гражданство основано на человеке, а не на этнической или религиозной идентичности. Это одна из доктрин кемализма, которая и определяла в свою очередь шовинистическую политику турецкого правительства.

Внешняя политика Абдуррахмана
В своей внешней политике Абдуррахман умело использовал англо-русские противоречия в этом регионе. В своих мемуарах Абдуррахман сравнивал свою страну с лебедем, плавающем в пруду, по берегам которого носятся, пытаясь цапнуть его, две собаки: рыжая - англичане (по ассоциации с их красными мундирами) и белая - русские (белый царь и т. д.). ...

Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к...

Журнал “Вестник Олонецкого Губернского земства”
Мысль о создании земского журнала была навеяна Олонецкому губернскому земству жизнью, явлениями и факторами действительности. Первой, в ряде причин, была необходимость осведомлять население губернии о том, что делает земство и на что оно тратит деньги, собираемые с плательщиков; затем стояло желание узнать, чего хотят крестьяне от земст...

Сложилось в 1926 г., когда здесь были воспринят швейцарский Гражданский кодекс и частично швейцарский Обязательственный кодекс (в редакции 1911 г.). Оба акта вступили в силу в качестве турецкого Гражданского кодекса и Обязательственного закона с 4 октября 1926 г. Их турецкий перевод был сделан с французских текстов.

Выбор именно швейцарского гражданского законодательства был обусловлен его наибольшей современностью, общепризнанным высоким качеством, а также (отчасти) случайными факторами (тогдашний турецкий министр юстиции изучал право в Швейцарии).

Введение швейцарского Гражданского кодекса привело к резкому разрыву с традиционными мусульманскими представлениями о семейном и наследственном праве. Новое законодательство отрицало многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Таким способом законодатель намеревался радикально модернизировать турецкое общество, чтобы разом покончить с вековыми традициями исламского обычного права, которого не коснулись законодательные реформы последнего султана Османской империи.

С учетом местных особенностей при рецепции швейцарского Гражданского кодекса в него все же были внесены некоторые важные изменения (например, расширены основания развода, в качестве законного установлен режим раздельности имущества супругов). Тем не менее ГК с большим трудом воспринимался населением и был затем довольно существенно подправлен законодателем и судебной практикой. Наибольшие трудности возникли в сфере семейного права. Например, когда в соответствии с новым ГК 1926 г. стал обязательным гражданский брак, крестьяне и основные слои городского населения продолжали оставаться верными традиционному религиозному брачному обряду. В результате число детей, которые, согласно писаному праву, считались внебрачными, а в глазах населения оставались законнорожденными, постепенно так сильно увеличилось, что пришлось путем принятия ряда специальных (1933, 1945, 1950, 1956, 1965 гг.) признать их рожденными в браке. Союз их родителей признавался браком, если обе стороны были вне официального брака на момент издания закона.

С учетом необходимости адаптации гражданского законодательства к новым социальным, экономическим и иным реалиям жизни страны 27 ноября 2001 г. турецкий парламент принял новый Гражданский кодекс, состоящий из 1030 статей. Среди важнейших изменений следует отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания.

Несмотря на рецепцию ГК Швейцарии, турецкие законодатели решили по примеру большинства стран континентальной Европы посвятить торговому праву отдельную кодификацию. В 1926 г. ввела свой Торговый кодекс (книга 1) и, следовательно, не была принята третья часть федерального Обязательственного кодекса Швейцарии, касающаяся ценных бумаг и торговых обществ. Вторая книга Торгового кодекса принята в 1929 г. Этот Кодекс также основан на западноевропейском законодательстве.

В настоящее время главным источником торгового права является Торговый кодекс 1956 г. (вступил в силу с 1 января 1957 г.). Этот Кодекс представляет собой скорее новую редакцию ТК 1926 г. Первая статья ТК 1956 г. гласит, что он является составной частью Гражданского кодекса. Новый Кодекс состоит из введения, 5 частей и заключительных положений. Часть первая дает определение предпринимателя (торговца), содержит положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве. Часть вторая касается торговых компаний, третья включает правила о коммерческих документах (в том числе векселях, чеках, товарораспорядительных документах). Часть четвертая посвящена торговому мореплаванию, пятая - страхованию.

Морское имело в качестве основы соответствующие положения Германского торгового уложения 1897 г. В 1982 г. принят Закон о международном частном праве и процессе.

Использование торговых марок регулируется Законом 1965 г., авторское право - Законом 1951 г. Часть XII Обязательственного кодекса (ст.372-385) содержит положения об издательских договорах. участвует в основных конвенциях об интеллектуальной собственности.

С середины 1980-х гг. страна проводит либеральную экономическую политику, ориентированную на внешние рынки. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям. Закон о поощрении иностранных капитальных инвестиций 1954 г. был существенно либерализован в 1995 г. В том же 1995 г. принят Закон о свободных экономических зонах. В 1990-е гг. предприняты шаги по унификации турецкого экономического законодательства с тем, которое существует в Европейском союзе. В частности, в 1994 г. Турция ввела у себя антимонопольное законодательство, соответствующее политике ЕС в области конкуренции. В 1995 г. приведено в соответствие с современными международными стандартами об интеллектуальной собственности. В Закон об авторском праве 1951 г. внесены поправки, значительно улучшившие защиту литературных произведений, видео - и аудиозаписей, компьютерных программ. Принятый в 1995 г. Патентный закон заменил прежний акт 1879 г. Одновременно приняты новые законы о торговых марках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах.

Гражданский процессуальный кодекс представлял собой рецепцию ГПК швейцарского кантона Neuchatel. В последующем в него вносились многочисленные изменения. Закон об исполнительном производстве и банкротстве 1932 г. воспроизводил соответствующий швейцарский федеральный закон.

Процесс вестернизации затронул и трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.

Существующее ныне в трудовое право близко по своим формальным характеристикам континентальным европейским образцам. Главным его источником является Конституция, согласно которой государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей - на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.

Важнейшие этой сферы: о труде (1971), о труде моряков (1967), о труде журналистов (1953), о профсоюзах (1983), о коллективных договорах, забастовках и локаутах (1983), о трудовых судах (1950). К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского права - Обязательственного кодекса. К началу 1998 г. ратифицировала 36 конвенций МОТ. К источникам трудового права относится также коллективный и индивидуальный трудовые договоры.

Специфика турецкого трудового права заключается в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий условий и охраны труда. Закон закрепляет одинаковый статус за профсоюзами работников и профсоюзами предпринимателей. Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.

Закон Турецкой Республики «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Целью настоящего закона является определение порядка и принципов выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

Настоящий закон распространяется на:

Иностранных граждан, работающих в Турции в качестве работников или независимых трудящихся;

Иностранных граждан, проходящих профессиональное обучение у работодателей;

Физических и юридических лиц, привлекающих к труду иностранных граждан;

За исключением:

Иностранных граждан, на которых распространяются положения второго предложения статьи 29 Закона № 403 «О турецком гражданстве», статьи 13 Закона № 5680 «О прессе», а также Указа № 231 «Об организации и обязанностях главного управления прессы, издательства и информации»;

Иностранных граждан, привлеченных к труду или получивших разрешение на трудоустройство, выданное Министерствами, а также другими компетентными государственными органами и учреждениями;

Иностранных граждан, освобожденных от обязанности получения разрешения на трудоустройство на основании международного права, права ЕС и принципа взаимности.

Понятия
Статья 3 – Понятия, упоминаемые в настоящем законе, имеют следующие значения:

Министерство – Министерство Труда и Социального Обеспечения;

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Турции согласно Закону № 403 «О турецком гражданстве»;

Работник – иностранный гражданин, работающий по трудовому договору на одного или нескольких работодателей за денежное вознаграждение в виде заработной платы, комиссионных и подобных выплат;

Независимый трудящийся - иностранный гражданин, работающий от своего имени и на себя с привлечением или без привлечения к трудовой деятельности других лиц.

ГЛАВА II ОБЯЗАННОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРАВО ЕГО ВЫДАЧИ

Статья 4 – Перед приступлением к работе в качестве работника или независимого трудящегося иностранные граждане обязаны получить разрешение на трудовую деятельность, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

В случае, если этого требуют национальные интересы страны или при наличии уважительных причин, разрешение на трудоустройство может быть выдано и после начала трудовой деятельности при условии заблаговременного информирования соответствующих органов, не превышения срока профессиональной деятельности в один месяц и получения согласия Министерства.

ГЛАВА III РАЗРЕШЕНИЕ НА ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО, ОГРАНИЧЕНИЯ

Временное разрешение на трудовую деятельность

Статья 5 – Временное разрешение на трудовую деятельность выдается на срок до 1 года для работы на определенном рабочем месте по определенной специальности, с учетом ситуации на рынке труда, динамики трудовой жизни, а также отраслевой и экономической конъюнктуры в сфере занятости населения, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией. При этом срок профессиональной деятельности привлеченных иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения.

По истечении годичного срока трудовой деятельности, разрешение может быть продлено до 3 лет при условии занятости привлекаемого иностранного гражданина на том же рабочем месте по той же специальности.

По истечении 3-летнего срока трудовой деятельности, разрешение на трудовую деятельность иностранного рабочего может быть продлено сроком до 6 лет с условием занятости по той же специальности у любого работодателя.

Временное разрешение на трудоустройство может быть выдано также одновременно или позднее приехавшим супругу(е) и детям иностранного гражданина, прибывшего в Турцию с целью трудоустройства, при условии, что они на законном основании непрерывно прожили в Турции вместе с иностранным гражданином не менее 5 лет.

Министерство вправе расширить или сузить географическую зону действия временного разрешения на трудоустройство.

Постоянное разрешение на трудовую деятельность

Статья 6 – Постоянное разрешение на трудоустройство выдается иностранным гражданам, которые непрерывно прожили в Турции на законном основании не менее 8 лет, или у которых общий стаж работы в Турции на законных основаниях составляет 6 лет, без учета ситуации на рынке труда, динамики трудовой жизни, а также без каких-либо ограничений корпоративного, профессионального, административного или географического характера, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

Разрешение на независимую трудовую деятельность
Статья 7 – Разрешение на независимую трудовую деятельность может быть выдано Министерством иностранным гражданам, желающим заниматься такой деятельностью, при условии, что они прожили в Турции непрерывно и на законных основаниях не менее 5 лет.

Исключительные случаи

Статья 8 – Разрешение на трудоустройство может быть выдано независимо от сроков проживания в Турции, требуемых настоящим Законом:

А. Иностранным гражданам, состоящим в браке с гражданином (-кой) Турции и проживающим совместно на территории Турции, или же иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Турции и брачный союз с гражданами Турции которых распался, продлившись не менее 3 лет, а также детям от этого брака;

Б. Лицам, лишившимся турецкого гражданства в рамках статей 19,27 и 28 Закона № 403 «О Турецком Гражданстве», а также их детям и внукам;

В. Лицам, родившимся на территории Турции или лицам, которые прибыли в Турцию в несовершеннолетнем возрасте по законам своей страны или по законам Турции для не имеющих гражданства, после чего окончили в Турции какое-либо профессиональное училище, техникум или высшее учебное заведение;

Г. Иностранным гражданам, имеющим статус иммигрантов, беженцев или переселенцев согласно Закону № 2510 «О заселении»;

Д. Гражданам стран-членов Европейского Союза, а также их супругам и детям, не являющимся гражданами стран-членов Европейского Союза;

Е. Лицам, находящимся на службе у дипломатов, и другого административного и технического персонала, служащего в посольствах и консульствах иностранных государств в Турции или в представительствах международных организаций, а также супругам и детям дипломатов и другого административного и технического персонала, служащего в посольствах и консульствах иностранных государств в Турции или в представительствах международных организаций, при условии наличия принципа взаимности и ограничения срока действия разрешения сроком службы этого персонала;

Ж. Иностранным гражданам, временно прибывающим в Турцию в целях научно-культурной деятельности на срок более 1 месяца, а также в целях спортивной деятельности на срок более 4 месяцев;

З. Иностранным гражданам, которые будут работать на ключевых позициях в связи с выполнением каких-либо работ на заказ, эксплуатацией какого-либо комплекса или сооружения, а также покупкой товаров и услуг, производимой на основании договоров или тендеров со стороны министерств или государственных органов и учреждений, компетентных на это по закону;

Если иное не предусмотрено двух-или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

Сроки, включаемые в сроки законной трудовой деятельности и сроки, считающиеся перерывом пребывания

Статья 9 – В сроки законной трудовой деятельности включаются оплачиваемые сроки, в течение которых не осуществлялась трудовая деятельность в связи с годовым отпуском, производственными травмами, профессиональными заболеваниями, декретным отпуском, а также сроки, оплачиваемые по социальному страхованию. Пребывание иностранного гражданина, работающего в Турции, за границей общей длительностью не более 6 месяцев не прерывает срок его трудовой деятельности. Однако время пребывания за пределами Турции не считается сроком трудовой деятельности. Пребывание иностранного гражданина, не продлившего вид на жительство в течение 6 месяцев после срока его окончания, несмотря на проживание в Турции не засчитается в срок его законного нахождения в стране.

Свидетельство об освобождении от обязанности получения разрешения на трудовую деятельность

Статья 10 – Иностранным гражданам, освобожденным от обязанности получения разрешения на трудовую деятельность, по их желанию Министерство выдает Свидетельство об освобождении от обязанности получения разрешения на трудоустройство, при условии сохранения прав, полученных в результате двух- или многосторонних соглашений, одной из сторон которых является Турция.

Ограничение разрешения на трудовую деятельность
Статья 11 – В случаях, когда этого требует ситуация, сложившаяся на рынке труда, динамика трудовой жизни, а также условия отраслевой и экономической конъюнктуры в сфере занятости населения, разрешение на трудоустройство может быть ограничено на определенное время по секторам сельского хозяйства, промышленности или услуг, по определенной профессии или отрасли, а также могут быть наложены ограничения административного или географического характера, при условии сохранения прав, полученных в результате двух- или многосторонних соглашений, одной из сторон которых является Турция.

ГЛАВА IV ВЫДАЧА, ПРОДЛЕНИЕ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РАЗРЕШЕНИЙ И ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ

Выдача или продление разрешений

Статья 12 – Иностранные граждане, не проживающие на территории Турции, для получения разрешения на трудовую деятельность обращаются с заявлением в официальные представительства Турции в стране своего места жительства. Официальные представительства передают эти заявления непосредственно в Министерство. Принимая во внимание экспертные заключения, полученные из соответствующих органов, Министерство рассматривает заявления согласно статье 5, и выдает разрешение лицам, соответствующим требованиям. Это разрешение действительно только в случае получения рабочей визы и вида на жительство. Иностранные граждане, получившие разрешение на трудовую деятельность, обязаны в течение 90 дней со дня получения разрешения обратиться за въездной визой и в течение 30 дней со дня въезда в Турцию обязаны обратиться в Министерство Внутренних Дел для получения вида на жительство.

Иностранные граждане, имеющие действующий вид на жительство в Турции, или же их работодатели вправе подавать заявления непосредственно в Министерство.

Разрешения на трудовую деятельность выдаются и продлеваются в соответствии с положениями настоящего Закона и инструкций к настоящему Закону по письменному прошению иностранных граждан, имеющих вид на жительство, или их работодателей. Ответы на поданные заявления даются Министерством в течение 90 дней.

Получение отзывов соответствующих органов

Статья 13 – Министерство выдает иностранным гражданам разрешение на трудовую деятельность, по которому они могут осуществлять профессиональную или творческую деятельность в рамках условий, предусмотренных настоящим законом, после получения экспертных заключений соответствующих органов, включая отзывы о компетентности кандидата.

Остаются в силе положения других законов, запрещающие иностранным гражданам определенные виды работ и профессии.

Отказ в выдаче разрешения

Статья 14 – Отказ в выдаче или продлении разрешения на трудовую деятельность дается в случае:

А. Если ситуация на рынке труда, динамика трудовой жизни, а также отраслевая
и экономическая конъюнктура занятости населения не благоприятна для выдачи разрешения;
б. Если в течение 4 недель после подачи заявления, в стране найден работник, обладающий теми же качествами и готовый к выполнению данной работы;
в. Если иностранный гражданин не имеет действительного вида на жительство;
г. Если иностранный гражданин, которому было отказано в выдаче разрешения на
трудовую деятельность по определенной специальности или на определенном рабочем месте, в течение менее 1 года с момента отказа в разрешении снова обращается с просьбой о выдаче разрешения на трудовую деятельность по той же специальности или на том же рабочем месте;

Д. Если трудовая деятельность иностранного гражданина представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку и интересам, спокойствию населения, нормам нравственности и общественному здоровью.

Аннулирование разрешения на трудовую деятельность

Статья 15 – Работа иностранного гражданина с нарушением ограничений, перечисленных в статьях 11 и 13 или при наличии ситуаций, предусмотренных статьей 14, или в случае установления факта предоставления иностранным гражданином или его работодателем недостаточных или ложных сведений в заявлении, Министерство аннулирует выданное разрешение на трудовую деятельность и информирует об этом соответствующее министерство.

Утеря юридической силы разрешения на трудовую деятельность

Статья 16 - Кроме случая истечения срока действия, разрешение на трудоустройство теряет силу также в случае:

А. признания недействительным по каким-либо причинам или не продления срока действия вида на жительства иностранного гражданина;

Б. не продления срока действия паспорта или документа, заменяющего
паспорт иностранного гражданина (кроме случаев, когда на это имеются одобрения Министерств Внутренних Дел и Иностранных Дел);

В. непрерывного пребывания иностранного гражданина за границей в течение более шести месяцев без веских причин.

Право на обжалование

Статья 17 – Министерство извещает иностранного гражданина или его работодателя об отказе в выдаче разрешения на трудовую деятельность или его продлении, аннулировании разрешения на трудовую деятельность или утере его силы в соответствии с положениями Закона № 7201 «Об Извещениях».

Решения Министерства могут быть опротестованы заинтересованными лицами в течение 30 дней со дня извещения. В случае отклонения протеста Министерством, заинтересованные лица вправе обжаловать решение в суд.

ГЛАВА V ОБЯЗАННОСТИ ОПОВЕЩЕНИЯ, ПРАВО КОНТРОЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ, САНКЦИИ

Обязанность оповещения

Статья 18 – а) Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую деятельность, обязаны в течение 15 дней проинформировать Министерство о начале и завершении трудовой деятельности;

Б) Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны в течение 15 дней информировать Министерство о начале работы иностранного гражданина, о расторжении трудового договора по каким-либо причинам, а также о факте, если иностранный гражданин не приступил к работе по истечении 30-дневного срока со дня выдачи разрешения.

Информирование Министерства

Статья 19 – Министерства и государственные органы и учреждения, компетентные в выдаче разрешения на трудовую деятельность иностранным гражданам, в течение 30 дней с момента выдачи разрешения на трудовую деятельность, продления срока его действия или аннулирования разрешения, обязаны предоставить в Министерство всю информацию об этих иностранных гражданах. Министерства и государственные органы и учреждения, привлекающие к труду иностранных граждан, в течение 30 дней с момента начала работы иностранного гражданина, обязаны предоставить в Министерство всю информацию о нем.

Право контролирования

Статья 20 – Контроль за выполнением иностранными гражданами и их работодателями обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, осуществляют трудовые инспекторы Министерства и страховые инспекторы Управления Социального Страхования. Служащие по инспектированию и контролю, являющиеся сотрудниками органов общебюджетного содержания или органов со вспомогательным бюджетным содержанием, при осуществлении контроля и ревизии субъектов хозяйственной деятельности согласно своим инструкциям, осуществляют также контроль за выполнением привлеченными к работе иностранными гражданами и их работодателями обязанностей, вытекающих из настоящего Закона. Все результаты проверок сообщаются в Министерство.

Санкции

Статья 21 – Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую
деятельность на территории Турции, а также работодатели, привлекающие к труду иностранных граждан, в случае не выполнения в установленный срок обязанности оповещения официальных органов согласно статье 18, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере двухсот пятидесяти миллионов турецких лир за каждого иностранца.

Иностранные граждане, работающие по договору с работодателем без действительного разрешения на трудовую деятельность, привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере пятисот миллионов турецких лир.

Работодатели или их представители, привлекающие к труду иностранных граждан, не имеющих разрешения на трудовую деятельность, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере двух миллиардов пятисот миллионов турецких лир за каждого иностранного работника. В этом случае работодатели или их представители обязаны оплатить затраты на проживание, возвращение на родину, а при необходимости и расходы на медицинское обслуживание иностранного гражданина, а также его супруги(а) и детей, если таковые имеются.

В случае повторения фактов, перечисленных в первом, втором и третьем абзаце, размер применяемого штрафа удваивается.

Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую деятельность без законного разрешения на трудоустройство, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере одного миллиарда турецких лир, а областные управления Министерства принимают решения о закрытии принадлежащих ему предприятий или субъектов хозяйственной деятельности, если таковые имеются, и сообщают об этом в соответствующее губернаторство. В случае повторения этого факта, имеющиеся предприятия закрываются и размер применяемого штрафа удваивается.

Областные управления Министерства в соответствии с положениями Закона № 7201 «Об извещениях» извещают соответствующих лиц о штрафах, предусмотренных в настоящем Законе, с указанием аргументов этих штрафов. Административные штрафы оплачиваются в налоговые или имущественные управления в течение 7 дней со дня извещения. Лица, к которым применяются штрафы вправе подать протест на этот штраф в мировой суд в течение указанного срока. Факт обращения в суд не прекращает процесс исполнения и взыскания штрафа.

В Министерство Внутренних Дел предоставляется информация об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность в качестве работника или независимого трудящегося, и работодателях, которые были привлечены к административным штрафным санкциям согласно настоящему Закону.

Исполнение и взыскание неоплаченных в установленный срок административных штрафов и других задолженностей по настоящему 3акону производится в соответствии с положениями Закона № 6138 «О порядке взыскания общественных задолженностей».

Инструкция

Статья 22 – Основы и порядок выдачи, ограничения и аннулирования любых разрешений на трудовую деятельность, освобождения от обязанности получения разрешения, а также порядок исполнения обязанностей по оповещению, регулируются инструкцией, которая будет издана согласно настоящему Закону.

Инструкция по применению настоящего Закона будет издана в течение 6 месяцев после публикации настоящего Закона при условии предварительного согласования с Министерством, Министерством Внутренних Дел, Министерством Иностранных Дел, Министерством Финансов, Министерством Благоустройства и Заселения, Министерством Здравоохранения, Министерством Туризма, Государственным Комитетом Планирования, Казначейской Палатой, Секретариатом Мореходства, Секретариатом Внешней Торговли, а также необходимыми министерствами и государственными учреждениями.

Привлечение к труду иностранных граждан на предприятиях с иностранными инвестициями

Статья 23 – Привлечение к труду иностранных граждан в компаниях и организациях,
созданных в рамках Закона № 6224 «О поощрении иностранного капитала», возможно после получения разрешений на трудовую деятельность выданных Министерством в рамках инструкций, изданных по согласованию с Казначейской Палатой.

ГЛАВА VI ИЗМЕНЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ ЗАКОНАХ

Статья 24 – Кадры, указанные в перечне Приложения 1, добавлены в графу, касающуюся Министерства Труда и Социального Обеспечения, таблицы-приложения к Указу № 190.

Статья 25 – Статья 9 Закона № 3146 от 09.01.1985 г. «Об организации и обязанностях Министерства Труда и Социального Обеспечения» изложена в новой редакции с добавлением нижеуказанного пункта «h», с последовательным смещением пункта «h» на пункт «i»:

«h. Осуществлять деятельность, предусмотренную Законом «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан».

Статья 26 – Статья 34 Закона № 6235 от 27.01.1954 г. «О союзе турецких палат инженеров и архитекторов» изменена следующим образом:

«Статья 34 – Иностранные подрядчики или иностранные организации, при выполнении инженерных и архитектурных работ, заказанных турецкими государственными или частными учреждениями, и взятых под обязательство собственнолично или совместно с отечественными организациями, вправе привлекать к труду иностранных специалистов (при условии ограничения только этими работами) на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Благоустройства и Заселения, а также Союзе Палат».

Статья 27 – Статья 35 Закона № 6235 изменена следующим образом:

«Статья 35 – Иностранные инженеры и архитекторы могут привлекаться к трудовой деятельности на работах, не относящихся к указанным в статье 34 работам, на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Благоустройства и Заселения, а также Союзе Палат.»

Статья 28 – Статья 119 Закона № 6326 от 07.03.1954 г. «О нефтепромышленности» изменена следующим образом:

«Статья 119 – Нефтепромышленники вправе привлекать к труду иностранный административный и технический персонал, а также иностранных специалистов на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Энергетических и Природных Ресурсов, а также Министерстве Внутренних Дел».

Статья 29 – В статью 21 Закона № 625 от 08.06.1965 г. «О частных учебных заведениях» после четвертого абзаца добавлен следующий абзац:

«Иностранные граждане, которые будут осуществлять трудовую деятельность в рамках настоящего закона, обязаны соблюдать положения Закона «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Статья 30 – Статья 3 Закона № 2527 от 25.09.1981 г. «О свободном осуществлении профессиональной и творческой деятельности иностранными гражданами тюркского происхождения, а также привлечении их к трудовой деятельности в государственных и частных организациях и на предприятиях» изменена следующим образом:

«Статья 3 – Министерство Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Внутренних Дел и Министерстве Иностранных Дел и в соответствии с настоящим Законом и Законом «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан», выдает иностранным гражданам тюркского происхождения разрешения на трудовую деятельность в сферах деятельности, выделенных законами для граждан Турции, при условии соответствия упомянутых иностранных граждан качествам и требованиям, предусмотренным законами определенной специфики.»

Статья 31 – Абзац первый пункта «а» статьи 18 Закона № 2634 от 12.03.1982 г. «О содействии туризму» изменена следующим образом:

«Сертифицированные предприятия вправе привлекать к труду иностранных специалистов и творческих работников на основании разрешении на трудовую деятельность, выданных Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве и Министерстве Внутренних Дел».

Статья 32 – Статья 26 Закона № 2634 изложена в новой редакции с добавлением следующего пункта:

«Иностранные граждане, которые будут осуществлять трудовую деятельность в рамках первого пункта, обязаны соблюдать положения Закона «о разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Статья 33 – Заголовок Тарифов №6 Закона № 492 от 02.07.1964 г. «О Сборах» изменена следующим образом:

«Государственные сборы за паспорт, визу, вид на жительство, заверение в Министерстве Иностранных Дел, а также сборы за разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан:»

Статья 34 – Тарифы №6 Закона № 492 изложены в новой редакции с добавлением в конце текста следующей части:

IV. Разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан:
1. Временное разрешение на трудовую деятельность:
а) Сроком до 1 года (включительно) 84,40 новых турецких лир

B) Сроком до 3 лет (включительно) 253,40 новых турецких лир.
За продление срока действия, взимается сбор в том же размере.
2. Постоянное разрешение на трудовую деятельность: 422,50 новых турецких лир
3. Разрешение на независимую трудовую деятельность: 845,50 новых турецких лир. (по последним данным Министерства труда и социального обеспечения Турции www.yabancicalismaizni.gov.tr)

ГЛАВА VII ВРЕМЕННЫ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отмененные положения

Статья 35 – Закон № 2007 от 11.06.1932 г. «О творческой и другой деятельности, осуществление которой в Турции разрешается только гражданам Турции» отменен.

Временная Статья 1 – Все разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в качестве работника или независимого трудящегося, выданные согласно законодательству до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до истечения их срока действия, если до этого они не потеряют силу или не будут аннулированы Министерством в соответствии с настоящим Законом.

Временная Статья 2 – Органы, выдавшие разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан в государственных организациях и учреждениях до вступления в силу настоящего Закона, в течение 90 дней с момента вступления Закона в силу должны передать в Министерство всю информацию об этих иностранных гражданах.

Временная Статья 3 – Иностранным гражданам, подавшим заявление на получение
разрешения на трудовую деятельность до вступления в силу настоящего Закона и ожидающим результатов, разрешения на трудовую деятельность выдаются теми же государственными органами или учреждениями, которые были компетентны в выдаче таких разрешений до вступления в силу настоящего Закона. В течение 30 дней после выдачи разрешения на трудовую деятельность эти учреждения обязаны предоставить в Министерство всю необходимую информацию по этому поводу.

Вступление в силу

Статья 36 – Статья 24 настоящего Закона вступает в силу с момента его публикации, а все остальные статьи вступают в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Исполнение
Статья 37 - Исполнение положений настоящего Закона возложено на Кабинет Министров.
№ 4817 от 27 февраля 2003 года
Опубликован в «Официальной Газете» № 25040 от 6 марта 2003
10.03.14

В Турции трудовое право регулируется не только правовыми источниками, но и - в большей мере - частно-правовыми, то есть помимо законов играют роль индивидуальные договоры и обычаи.

Трудовое право в Турции было оформлено в период активного превращения Турции в страну «западного типа». Были установлены все формальные характеристики европейских трудовых кодексов. При этом становление законодательства шло быстрее изменений в обществе. С этим связано множество поправок, адаптирующих законодательство и жизнь.

Главный источник трудового права в Турции - Конституция. По этому документу, государство «берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам».

По Конституции Турции, «каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей — на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования».

«Bagimisiz olmayan i??ilerin ?zel hukukudur» — Трудовое право Турции это особое право рабочих, занятых несамостоятельным трудом. Трудовые отношения - это отношения между рабочим и работодателем.

По сравнению с европейскими или российскими правами труда можно увидеть несколько отличий. Это практическая государственная монополия на деятельность по трудовому посредничеству, низкий уровень правовых гарантий, крайне низкая охрана труда. При этом некоторые цифры завышены или занижены. Например, рабочая неделя составляет не 40 часов, а 45. При этом рабочие часы могут распределяться между рабочими днями, но не более 11 часов в день (при условии, что все стороны согласны с этим решением). Оплачиваемый отпуск не 30 дней, а 12 (21 день при работе в государственных структурах). По закону на количество дней оплачиваемого отпуска влияет также продолжительность трудовой деятельности. После 15 лет честного труда можно рассчитывать на 26 дней отпуска. Минимальный возраст приема на работу - 12 лет, а не 16.

Турецкое индивидуальное трудовое право построено по европейским канонам. Его специфика проявляется в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий в отношений условий и охраны труда. Такой вывод напрашивается, к примеру, из анализа норм о нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 45 часов (в отличие, скажем, от сорока-часовой недели в российском праве), норм о минимальном возрасте приема на работу, который составляет 12 лет, а также норм о минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, которая составляет всего лишь 12 рабочих дней. Возраст приема на работу (минимальный) - не 16 лет, а 12.

Турецкое право регулируется следующими законами:

О труде
-О профсоюзах (два основных трудовых закона)

О коллективных договорах

О трудовых судах

О труде моряков

О труде журналистов

О трудовых судах

И другими

По Закону о труде можно выделить следующие типы трудовых договоров:

Трудовой договор на временную или постоянную работу

Трудовой договор, заключенный на определенный или неопределенный срок

Трудовой договор на неполный рабочий день

Трудовой договор на работу по вызову

Трудовые договоры не облагаются налогами. Официально любая дискриминация: по признакам пола, расово принадлежности, языка, политической ориентации - запрещена. Так же официально не допускается платить женщине меньше за эквивалентную работу. При любом случае дискриминации работник может требовать денежной и моральной компенсации.

По Закону о труде Турции заработная плата выплачивается в турецких лирах (TRY) и зачисляться на банковские счета работников. При не соблюдении этого правила, работодатель подвергается административному штрафу — 100 турецких лир за каждого работника в месяц. Если заработная плата устанавливается в иностранной валюте, что разрешено, то она выплачивается в турецких лирах в соответствии с курсом соответствующей иностранной валюты на день выплаты.

Стоит добавить про сверхурочную работу. Сверхурочная работа - любая работа больше установленных 45 часов в неделю. Она оплачивается как полторы стандартной оплаты за час работы. В выходные и праздники она оплачивается вдвойне. Сверхурочных часов не должно быть более 270 в год.

К отпуску можно также прибавить оплачиваемые выходные дни в государственные и религиозные праздники. Всего за год - 8 дней.

Стоит отметить, что если речь идет о крупной (международной) компании, то в Турции они стараются предоставить разнообразные дополнительные услуги работникам. Например, почти повсеместно, трансфер на работу от дома в больших городах. В Стамбуле и Турции нет единой системы транспорта и путь на работу может быть не только крайне дорогим, но и занимать около двух часов. Большинство компаний предоставляет транспорт сотрудникам на работу и обратно. В некоторых компаниях есть рестораны, спортзалы и концертные залы.

Общая характеристика

В настоящее время Турция входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней обособленное место.

Правовая история Турции делится на 3 периода. Первый (до 1839 г.) отмечен безраздельным господством мусульманского права. Стремясь избежать множественности подходов, османские халифы еще в XV-XVI вв. обнародовали законы под названием "кануннама", имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат).
Второй период (1839-1918 гг.) ознаменовался попытками реформировать мусульманское право с учетом европейского опыта. В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского УК 1810 г. В этот же период была осуществлена рецепция Французского торгового кодекса (в1850 г.), а также Торгового процессуального кодекса (1861), Кодекса торгового мореплавания (1864), Уголовно-процессуального кодекса (1879) и Гражданского процессуального кодекса (1880), большинство из которых следовали французским образцам. Однако введение Французского гражданского кодекса, даже без семейного и наследственного права, было заблокировано консервативными кругами. Создание нового гражданского права осуществлялось иным, необычным путем. В 1869-1877 гг. была принята Маджалла - крупнейшая кодификация норм мусульманского права. В первые в истории нормы шариата в соответствии с европейским образцом были воспроизведены в форме параграфов и вступили в силу на основании акта государственной власти. Этот законодательный акт (1850 статей) касался вопросов правоспособности и ее ограничения, а также вещных и обязательственных отношений, но не затрагивал семейных связей, которые в соответствии с принципом свободы веры и "персонального права" последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными школами мусульманского права. Позднее, в начале XX в., реформы коснулись семейного и наследственного права. В 1917 г. при одном из последних султанов был принят Османский закон о семейном праве, основанный на мусульманских нормах. Таким образом, несмотря на значительные заимствования из европейского права, Турция в целом сохраняла верность мусульманской традиции в праве до войны 1914-1918 гг.

Третий период характеризуется полной вестернизацией турецкого права. После кемалистской революции 1920-1923 гг. новое турецкое государство (единственное из всех мусульманских стран, не считая республик бывшего СССР) пошло на полную деисламизацию правовой системы. В ходе радикальных государственных реформ были ликвидированы султанат и халифат, церковь отделена от государства, реципировано романо-германское право. В качестве образца были использованы кодексы и законы различных европейских стран - Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Так, новый ГК, введенный в Турции в 1926 г., воспроизводил с небольшими изменениями ГК Швейцарии (в редакции 1911 г.), новый УК воспроизводил Уголовный кодекс Италии 1889 г., УПК был заимствован у Германии. Таким образом, Турция в 1926 г. вошла в романо-германскую правовую семью.

До настоящего времени Турция сохраняет стойкую приверженность принципам светского государства и права; любые попытки поставить вопрос о пересмотре этих принципов решительно пресекаются правительством.

Основным источником права в Турции являются законодательные и иные нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция. За ней следуют законы и другие нормативные акты парламента, которые имеют верховенство над любыми постановлениями других органов государственной власти и управления. Парламент может делегировать определенные законодательные полномочия Совету министров. Постановления с силой закона, которые принимает правительство, за исключением периодов осадного и чрезвычайного положения, не могут касаться основных и политических прав и обязанностей граждан. Эти постановления вступают в силу со дня официальной публикации и в тот же день должны быть доведены до сведения депутатов. Кроме того, правительство издает обычные постановления нормативного характера во исполнение законов. Подзаконные нормативные акты могут издавать министерства и ведомства.
Международные договоры и соглашения, введенные в действие по предусмотренной процедуре, приобретают силу закона. После этого с претензиями о том, что они неконституционны, нельзя обращаться в Конституционный суд. Международные договоры имеют приоритет по отношению к актам национального законодательства.

Дополнительным источником права в Турции являются судебные прецеденты - "унификационные" решения Кассационного суда и Государственного совета.
Обычай как источник турецкого права играет в настоящее время весьма незначительную роль.

Центрами правового образования и научных исследований в области права являются юридические факультеты 17 университетов страны.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Современное гражданское право Турции сложилось в 1926 г., когда здесь были воспринят швейцарский Гражданский кодекс и частично швейцарский Обязательственный кодекс (в редакции 1911 г.). Оба акта вступили в силу в качестве турецкого Гражданского кодекса и Обязательственного закона с 4 октября 1926 г. Их турецкий перевод был сделан с французских текстов.

Выбор именно швейцарского гражданского законодательства был обусловлен его наибольшей современностью, общепризнанным высоким качеством, а также (отчасти) случайными факторами (тогдашний турецкий министр юстиции изучал право в Швейцарии).
Введение швейцарского Гражданского кодекса привело к резкому разрыву с традиционными мусульманскими представлениями о семейном и наследственном праве. Новое законодательство отрицало многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Таким способом законодатель намеревался радикально модернизировать турецкое общество, чтобы разом покончить с вековыми традициями исламского обычного права, которого не коснулись законодательные реформы последнего султана Османской империи.

С учетом местных особенностей при рецепции швейцарского Гражданского кодекса в него все же были внесены некоторые важные изменения (например, расширены основания развода, в качестве законного установлен режим раздельности имущества супругов). Тем не менее ГК с большим трудом воспринимался населением и был затем довольно существенно подправлен законодателем и судебной практикой. Наибольшие трудности возникли в сфере семейного права. Например, когда в соответствии с новым ГК 1926 г. стал обязательным гражданский брак, крестьяне и основные слои городского населения продолжали оставаться верными традиционному религиозному брачному обряду. В результате число детей, которые, согласно писаному праву, считались внебрачными, а в глазах населения оставались законнорожденными, постепенно так сильно увеличилось, что пришлось путем принятия ряда специальных законов (1933, 1945, 1950, 1956, 1965 гг.) признать их рожденными в браке. Союз их родителей признавался браком, если обе стороны были вне официального брака на момент издания закона.

С учетом необходимости адаптации гражданского законодательства к новым социальным, экономическим и иным реалиям жизни страны 27 ноября 2001 г. турецкий парламент принял новый Гражданский кодекс, состоящий из 1030 статей. Среди важнейших изменений следует отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания.

Несмотря на рецепцию ГК Швейцарии, турецкие законодатели решили по примеру большинства стран континентальной Европы посвятить торговому праву отдельную кодификацию. В 1926 г. Турция ввела свой Торговый кодекс (книга 1) и, следовательно, не была принята третья часть федерального Обязательственного кодекса Швейцарии, касающаяся ценных бумаг и торговых обществ. Вторая книга Торгового кодекса принята в 1929 г. Этот Кодекс также основан на западноевропейском законодательстве.

В настоящее время главным источником торгового права является Торговый кодекс 1956 г. (вступил в силу с 1 января 1957 г.). Этот Кодекс представляет собой скорее новую редакцию ТК 1926 г. Первая статья ТК 1956 г. гласит, что он является составной частью Гражданского кодекса. Новый Кодекс состоит из введения, 5 частей и заключительных положений. Часть первая дает определение предпринимателя (торговца), содержит положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве. Часть вторая касается торговых компаний, третья включает правила о коммерческих документах (в том числе векселях, чеках, товарораспорядительных документах). Часть четвертая посвящена торговому мореплаванию, пятая - страхованию.

Морское законодательство Турции имело в качестве основы соответствующие положения Германского торгового уложения 1897 г. В 1982 г. принят Закон о международном частном праве и процессе.

Использование торговых марок регулируется Законом 1965 г., авторское право - Законом 1951 г. Часть XII Обязательственного кодекса (ст.372-385) содержит положения об издательских договорах. Турция участвует в основных конвенциях об интеллектуальной собственности.

С середины 1980-х гг. страна проводит либеральную экономическую политику, ориентированную на внешние рынки. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям. Закон о поощрении иностранных капитальных инвестиций 1954 г. был существенно либерализован в 1995 г. В том же 1995 г. принят Закон о свободных экономических зонах. В 1990-е гг. предприняты шаги по унификации турецкого экономического законодательства с тем, которое существует в Европейском союзе. В частности, в 1994 г. Турция ввела у себя антимонопольное законодательство, соответствующее политике ЕС в области конкуренции. В 1995 г. приведено в соответствие с современными международными стандартами законодательство об интеллектуальной собственности. В Закон об авторском праве 1951 г. внесены поправки, значительно улучшившие защиту литературных произведений, видео - и аудиозаписей, компьютерных программ. Принятый в 1995 г. Патентный закон заменил прежний акт 1879 г. Одновременно приняты новые законы о торговых марках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах.

Гражданский процессуальный кодекс представлял собой рецепцию ГПК швейцарского кантона Neuchatel. В последующем в него вносились многочисленные изменения. Закон об исполнительном производстве и банкротстве 1932 г. воспроизводил соответствующий швейцарский федеральный закон.

Процесс вестернизации затронул и трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.
Существующее ныне в Турции трудовое право близко по своим формальным характеристикам континентальным европейским образцам. Главным его источником является Конституция, согласно которой государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей - на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.

Важнейшие турецкие законы этой сферы: о труде (1971), о труде моряков (1967), о труде журналистов (1953), о профсоюзах (1983), о коллективных договорах, забастовках и локаутах (1983), о трудовых судах (1950). К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского права - Обязательственного кодекса. К началу 1998 г. Турция ратифицировала 36 конвенций МОТ. К источникам трудового права относится также коллективный и индивидуальный трудовые договоры.
Специфика турецкого трудового права заключается в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий условий и охраны труда. Закон закрепляет одинаковый статус за профсоюзами работников и профсоюзами предпринимателей. Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.

Уголовное право и процесс

В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г.

Принятый в период кемалистских реформ новый Уголовный кодекс 1926 г. был основан уже главным образом на итальянском УК 1889 г. За прошедшие десятилетия УК 1926 г. неоднократно подвергался пересмотру. Так, в 1930-е гг. были сделаны заимствования из уголовного законодательства фашистской Италии, в частности, предусмотрена уголовная ответственность за коммунистическую деятельность и пропаганду. В 1971 г. в ответ на разрастание политического насилия в стране была повышена уголовная ответственность за похищение людей и введены новые составы преступлений, такие как угон воздушного судна, владение, изготовление и транспортировка взрывчатых веществ, неправомерное проникновение в публичные здания.

Проект полного пересмотра Уголовного кодекса был представлен парламенту в середине 1986 г. Предполагалось несколько снизить ответственность за общеуголовные преступления и усилить ее за преступления политические. Сохранение репрессивных тенденций в турецком уголовном праве обусловлено сохранением напряженности в республике, особенно в связи с продолжающейся вооруженной борьбой курдского народа за самоопределение. В 1997 г. закончена подготовка проекта нового УК Турции.
Уголовно наказуемые деяния по турецкому УК подразделяются на уголовные преступления и проступки. Минимальный возраст уголовной ответственности - 11 лет.
Одним из наиболее спорных вопросов для правовой системы Турции в 1990-е гг. являлся вопрос о смертной казни, сохранение которой препятствовало вступлению страны в Европейский союз. К 1990 г. 16 статей УК 1926 г. (с поправками) предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры за преступления против государства, правительства и Конституции. Кроме того, 8 статей предусматривали обязательную смертную казнь за общеуголовные преступления, такие как убийство или преступления, в результате которых несправедливо казнен другой человек. Двенадцать статей Военно-уголовного кодекса Турции, две статьи Закона об измене и одна статья Закона о контрабанде также предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры наказания.

Последний раз это наказание приводилось в исполнение в 1984 г. 2 августа 2002 г. турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни, с оговоркой, что в случае войны или угрозы войны турецкое правосудие оставляет за собой право применения смертной казни. Во всех остальных случаях высшей мерой должно стать пожизненное заключение.

К другим уголовным наказаниям относятся строгое заключение, обычное заключение, крупные штрафы. Строгое заключение означает каторжные работы на срок от одного года до пожизненных. Для рецидивистов оно может начинаться с одиночного заключения. Обычное заключение назначается на срок до 20 лет и также связано с принудительным трудом. В некоторых случаях осуждение может влечь запрет на занятие публичных должностей, а также на занятие некоторыми профессиями или видами деятельности.

Закон об исполнении наказаний (1965) имел целью несколько смягчить суровость УК, предусмотрев альтернативные меры уголовного воздействия и штрафы, а также стимулировать использование коротких тюремных сроков (до 6 месяцев, ныне - до одного года). Были также введены новые формы условного освобождения, такие как тюремные отпуска, домашний арест, заключение по выходным и ночное заключение. Все это позволило разгрузить перенаселенные тюрьмы на 50%.

Антитеррористический закон 1991 г. аннулировал статьи УК, устанавливавшие ответственность за "идеологические преступления". Однако он ввел широкое и запутанное определение терроризма, предоставив правительству право использовать закон не только для борьбы с террористами, но также налагать наказания на обычных граждан за письменную и устную пропаганду, митинги и демонстрации, имеющие цель "нанести ущерб нерасторжимому единству государства".

Уголовный процесс в целом построен по германскому образцу. УПК заимствован у Германии в период кемалистских реформ. Рассмотрение дел в суде (кроме мелких) - коллегиальное. Конституция провозглашает многие общепризнанные демократические принципы уголовного судопроизводства. Однако фактически в ходе судебного разбирательства состязательность сторон не обеспечивается, защита не имеет равных прав с обвинением, адвокат обязан вести себя на заседании лояльно. Суда присяжных в Турции не существует.

Постоянная политическая напряженность и нестабильность в стране оказывают крайне негативное влияние на уголовный процесс. В делах о политических и террористических преступлениях права обвиняемых существенно ограничены законом, и еще больше - на практике. Такие дела рассматриваются военными или чрезвычайными судами. Так, после военного переворота 1980 г. большинство смертных приговоров выносили военные суды, рассматривая дела о преступлениях, которые "привели к объявлению военного положения". Адвокатам политических заключенных всячески мешали и препятствовали. Широко распространена практика применения пыток в уголовных процессах по любым категориям дел.

В 1990-е гг. под давлением европейских государств и международных правозащитных организаций в уголовно-процессуальном законодательстве Турции произошли некоторые позитивные изменения. В частности, в 1992 г. закон установил, что обвиняемый в "групповых преступлениях" не может быть задержан полицией без приказа судьи на срок более 4 суток (ранее этот срок составлял 15 суток). Обвиняемый теперь имеет право на неконтролируемое общение с адвокатом в любой момент. Максимальный срок содержания под стражей в период предварительного расследования установлен в 6 месяцев. По делам, переданным в суд, максимальный срок содержания под стражей, включая досудебное, не может превышать 2 лет. Одна лишь тяжесть преступления отныне не является достаточным основанием для взятия лица под стражу.

Судебная система. Органы контроля

Конституция Турции закрепляет принцип независимости судей. Согласно Конституции судьи и прокуроры находятся на службе до 65 лет: возрастной предел для военных судей, порядок их продвижения по службе и выхода на пенсию определяются законом.
Судебная система Турции состоит из уголовно-гражданских судов правосудия (адлие), административных (идари) и специальных судов (хусуси). По организационно-структурным признакам суды подразделяются на ряд звеньев и категорий.

К судам высшей инстанции Конституция относит: Конституционный суд, Высший кассационный суд, Государственный совет, Высший военный кассационный суд, Высший военный административный суд, Суд по юрисдикционным конфликтам. Компетенция и порядок формирования этих судов в общих чертах определены Конституцией.
Низшим звеном судов правосудия является мировой суд, который подразделяется на уголовный и гражданско-правовой. В его состав входит, как правило, один судья. Мировые суды учреждаются в административных центрах ильче (округов) и действуют почти в каждом буджаке (волости). К их компетенции относятся дела по незначительным правонарушениям, влекущим наказания в виде задержания, тюремного заключения на срок от одного дня до одного года, а также гражданские иски на сумму до 2 тыс. лир. Помимо этого на мирового судью возлагаются различные административные функции (судебное исполнение решений вышестоящих судов, проведение дознания, рассмотрение имущественных вопросов при бракоразводных процессах). При отсутствии в ближайшем административном центре более высоких основных судов Министерство юстиции может возложить на мировой суд рассмотрение более значительных уголовных, гражданских или коммерческих дел.

К судам первой инстанции относятся также основные суды (аслие), действующие в центрах провинций и в крупных городах. Они подразделяются на несколько видов: основной суд по особо тяжким уголовным преступлениям (может вынести приговор о тюремном заключении от 5 лет до пожизненного заключения, а также о смертной казни); основной суд по уголовным делам (наказания от одного года до 5лет); основной суд правосудия по гражданским и коммерческим делам (иски свыше 2 тыс. лир, споры по торгово-коммерческим сделкам и дела о несостоятельности). Основной суд обычно состоит из председателя, двух основных и одного резервного члена суда.
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд (Яргытай). Его члены избираются пленумом Высшего совета судей и прокуроров на 4 года. Главный прокурор Высшего кассационного суда, являющийся также генеральным прокурором Республики, и его заместитель на тот же срок назначаются Президентом из числа 5 кандидатов, выдвигаемых пленумом Кассационного суда. В его компетенцию входит рассмотрение протестов и жалоб на решения всех судов общей юрисдикции, обеспечение единообразного толкования и применения процессуального законодательства всеми уголовно-гражданскими судами. По ряду особо опасных преступлений Высший кассационный суд может выступить в качестве суда первой инстанции. Высший кассационный суд делится на 7 секций (камер) по уголовным, 9 секций по гражданским и несколько секций по коммерческим делам и по делам о банкротстве. Каждая секция имеет председателя, четырех основных и одного резервного члена. Они рассматривают жалобы и протесты на решения судов первой инстанции, утверждают или направляют дело на новое расследование. Решения и определения секций могут быть опротестованы и обжалованы пленуму Высшего кассационного суда, который состоит из председателя суда, его первых заместителей и председателей секций. Решения и определения пленума суда окончательны и обжалованию не подлежат.

В ряду уголовных судов особое место занимают суды государственной безопасности, ставшие в 1980-х гг. постоянно действующими органами политической юстиции. Согласно Конституции (ст.143) эти суды учреждаются для рассмотрения дел о преступлениях, посягающих на целостность государства, его территории и нации, свободный демократический строй или на Республику, а также преступлениях, связанных с внутренней или внешней безопасностью государства. Суд государственной безопасности состоит из председателя, двух основных и 2 резервных членов, которые назначаются правительством сроком на 4 года. Надзорной инстанцией в отношении приговоров судов государственной безопасности является Высший кассационный суд.
В Турции традиционно существует отдельная система органов административной юстиции. На местах это административные советы провинций и округов и налогово-претензионные комиссии, которые рассматривают и разрешают жалобы на действия должностных лиц органов управления. Систему административных судов возглавляет Государственный совет (Даныштай), созданный по французскому образцу еще в середине XIX в. В настоящее время - это высшая кассационная инстанция административной юстиции. Он также выступает по определенным, указанным в законе делам в качестве суда первой и последней инстанции. В обязанности Государственного совета входят и консультации правительства по законопроектам, направляемым на его рассмотрение Премьер-министром и Советом министров, изучение проектов уставов, договоров и конвенций, рассмотрение и разрешение административных споров, осуществление других функций, указанных законом. 3/4 состава Государственного совета (32 члена) избирается Высшим советом судей и прокуроров из числа судей административного права, 1/4 (11 членов) назначается Президентом из числа высших должностных лиц.
Органом общего надзора за деятельностью уголовно-гражданских и административных судов является Министерство юстиции. В 1981 г. при Министерстве был создан Высший совет судей и прокуроров. Состав Совета, согласно Конституции, формируется следующим образом: на 3 места основных и 2 места резервных членов по 3 кандидата рекомендует пленум Высшего кассационного суда; на 2 места основных и 2 места резервных членов по 3 кандидата рекомендует пленум Государственного совета. Из числа рекомендуемых Президент отбирает пятерых основных и четырех резервных членов Совета сроком на 4 года.

Высший совет судей и прокуроров осуществляет функции, связанные с утверждением гражданских и административных судей и прокуроров, их назначениями и переводами, повышением в должности и производством в первый класс, распределением и рассредоточением кадров, вынесением дисциплинарных наказаний и отстранением от службы. Решения совета не могут опротестовываться в судебных инстанциях.
Председателем Высшего совета судей и прокуроров является министр юстиции, а его советник - член Совета по должности. Министру юстиции подчинена администрация существующих и строящихся тюрем и мест заключения. Он следит за отбыванием наказания, имеет право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении заключенных, войти с предложением в парламент о проведении частной амнистии. Министерство юстиции ведает также организацией и деятельностью нотариальных контор и адвокатуры.

Прокуратура в Турции полностью зависит от исполнительной власти; все прокуроры назначаются и смещаются Президентом по рекомендации Министерства юстиции. Прокуроры возбуждают уголовные дела, контролируют ход предварительного следствия и выступают в суде в качестве обвинителей.

Органы военной юстиции относятся к специальным судам и подразделяются на военные и военно-дисциплинарные. В обязанность этих судов входит рассмотрение дел, касающихся: воинских преступлений, совершенных военнослужащими; преступлений, совершенных не военными лицами и являющихся, как это определено специальным законом, воинскими преступлениями; преступлений, направленных против военных при исполнении ими определенных законом обязанностей; преступлений в военных зонах, объявленных законом.

Военные суды учреждаются Министерством национальной обороны в составе двух военных судей и одного офицера. В судебном расследовании дел принимает участие военный прокурор или его помощник. Военно-дисциплинарные суды при необходимости учреждаются командирами полков и выше в составе председателя - военного судьи и двух офицеров соответствующего ранга. В период действия чрезвычайного или осадного положения по рекомендации Министерства национальной обороны правительством учреждаются военные суды чрезвычайного положения. Эти суды могут функционировать и после отмены чрезвычайного положения - для завершения возбужденных уголовных дел.
Высшей апелляционной и надзорной инстанцией по приговорам и определениям военных судов является Высший военный кассационный суд (ВВКС). Его члены избираются Президентом Республики из кандидатов, указываемых путем тайного голосования по трое на каждое вакантное место, абсолютным большинством полного состава коллегии ВВКС из числа военных судей первого класса. В качестве суда первой инстанции ВВКС может рассматривать также дела по преступлениям, совершенным генералами и адмиралами.

Высший военный административный суд - суд первой и последней инстанции, осуществляющий судебный надзор за спорами, возникающими из административных актов и действий, затрагивающих военный персонал или относящихся к военной службе, даже если эти акты или действия исходят от гражданских властей. Члены этого суда избираются Президентом Республики: принадлежащие к классу военных судей - из трех кандидатов, выдвигаемых тайным голосованием на каждое вакантное место из военных судей первого класса абсолютным большинством полного состава суда этого класса; члены суда, не принадлежащие к классу военных судей, - из трех кандидатов, выдвигаемых на каждое вакантное место генеральным штабом из числа офицеров, звания и качества которых указываются в законе.

К специальным судам законодательство относит также суд по печати, транспортный суд, суд по торговым спорам, суд по кадастровым вопросам, выездной суд по земельной собственности и т.д.

Суд по юрисдикционным конфликтам в соответствии с Конституцией (ст.158) уполномочен выносить окончательные решения по спорам между судами правосудия, между административными и военными судами по поводу подсудности или вынесенных ими решений. 3 члена этого суда избираются из числа членов секций Высшего кассационного суда, 3 - из числа членов секций Государственного совета. При рассмотрении разногласий между уголовно-гражданскими и административными судами, с одной стороны, и военными судами - с другой, в состав суда вводятся 2 члена из ВВКС. Председательство в суде осуществляется лицом, делегированным Конституционным судом из числа собственных членов последнего.

Специальным органом конституционного надзора в Турции является Конституционный суд (создан в 1961 г.). Этот суд высшей инстанции состоит из 11 основных и 4 резервных членов. Их избирает Президент из числа кандидатов, выдвигаемых Высшим кассационным судом (2 основных и 2 резервных), Государственным советом (2 основных и одного резервного), Военным кассационным судом, Высшим военным административным судом, Счетным судом, Высшим советом по образованию (все по одному основному), адвокатурой (3 основных и одного резервного). Членами суда могут быть назначены юристы с 15-летним стажем работы в судах или адвокатуре в возрасте не моложе 40 лет.

Конституционный суд контролирует соответствие Конституции законов, постановлений, имеющих силу закона, и внутреннего устава ВНСТ с точки зрения формы (процедуры принятия) и содержания. Законы об изменении Конституции рассматриваются и проверяются только с точки зрения соответствия формы. Однако в Конституционном суде не может возбуждаться дело по поводу несоответствия Конституции по форме и содержанию постановлений, имеющих силу закона и принятых при чрезвычайном, осадном положении и в случае войны. По истечении 10 дней с момента опубликования закона не может возбуждаться дело о его аннулировании в связи с несоответствием его Конституции по форме; такое требование не может выдвигаться и путем опротестования.
В качестве Верховного суда Конституционный суд может рассматривать дела по преступлениям, связанным с обязанностями Президента Республики, членов Совета министров, председателей и членов Конституционного суда, Высшего кассационного суда, Государственного совета, Высшего военного кассационного суда и Высшего военного административного суда, их главных прокуроров, заместителя главного прокурора Республики, председателя и членов Высшего совета судей и прокуроров и Счетного суда. Обязанности прокурора в Верховном суде исполняет главный прокурор Республики или его заместитель.

Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. При этом Конституционный суд, отменяя полностью или частично закон или постановление, имеющее силу закона, не может действовать как законодатель, устанавливать нормы, способные приводить к новой практике (ст.153 Конституции).

Счетный суд, хотя и помещен в Конституции (ст.160) в разделе "Судебная власть", фактически является органом административно-финансового контроля (аналог счетных палат парламентов в других странах). В его функции входят проверка и контроль от имени ВНСТ всех видов доходов, расходов и состояния имущества предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет общего и дополнительного бюджетов, и утверждение отчетов по ним.



Просмотров