Судопроизводство - это что такое.

Дата написания: 2015-03-31


Рассмотрение в судах любых дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются различными процессуальными кодексами (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Даже самое простое дело от его возбуждения (возникновения) до его исполнения, не может находиться в любой момент времени в произвольном состоянии. Так как судебная власть в современном демократическом государстве является самостоятельной и независимой, то функционирование всей системы, как в целом так и в частности, должно иметь заранее установленные правила, в рамках которых и функционирует система. Учитывая важность задачи, которую выполняет судебная система в государстве, здесь, как нигде в праве, ее форма не менее значима, чем ее содержание. Наверное Вы ни раз слышали выражения типа: "мне отказали в иске по формальным основаниям..." или "приговор отменили из за некоторых процессуальных нарушений..." и т.д.

Форма в процессуальном праве это то, на чем стоит судебная система вообще. Но так как дела, рассматриваемые судами, могут быть очень разнообразны, то разнообразны и формы их рассмотрения в которые они облекаются. Вот почему все существующие дела, рассматриваемые судами, имеют четкую классификацию.

Как предусмотрено в ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

  • Гражданского судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства

Что это означает? Для этого необходимо сначала понять, что такое судопроизводство вообще.

Еще с самого возникновения права стало очевидно, что мало установить в обществе право, важно также решить, что делать когда его нарушают. Однако, как известно, нарушение нарушению рознь. Замечено, что разные нарушения имеют разные последствия. Одни имеют очень опасные последствия для общества, другие - менее опасны (или просто скажем вредны). В связи с этим, от степени последствий и общественных сфер в которых они происходят, разбирательство дел можно разделить на четыре основных направления: конституционное, гражданское, административное и уголовное. Правила разбирательства дел в каждом направлении свои и могут довольно сильно отличаться друг от друга. Более того, задачи которые ставятся перед каждым направлением при рассмотрении того или иного дела тоже разные. Например, согласно ст. 125 Конституции РФ одной из задач конституционного судопроизводства является разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ. Или, например, согласно ст. 2 ГПК РФ

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений

Таким образом, возвращаясь к терминологии, судопроизводство - это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел . Именно вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его участников.

Конституционное судопроизводство

Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов. Его основной задачей является контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Более того, в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Основные требования к конституционному судопроизводству установлены

Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Уголовное судопроизводство

Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному. Оно призвано разрешать вопросы в сфере наиболее значимых и опасных в обществе правонарушений, именуемых преступлениями. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации регламентируется исключительно Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Это объясняется и повышенной степенью опасности правонарушений, признаваемых преступлениями, и применением к нарушителю наиболее жестких санкций, как правило направленных на личность (ограничение, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Правда есть одно маленькое исключение. Согласно части 3 статьи 1 УПК РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора

Административное судопроизводство

Административное судопроизводство в большинстве своем регулирует решения тех вопросов правонарушения, которые не вошли в область уголовного. Как было сказано выше, правонарушения делятся на две большие группы: общественно-опасные (преступления) и общественно-вредные (административные проступки). Правда это деление весьма условное и довольно зыбкое. Те правонарушения, которые государство признает сегодня как административные проступки, завтра может отнести к преступлениям и наоборот. Такое уже не раз случалось.

Необходимо отметить, что административное судопроизводство, в отличии от других судопроизводств, на момент написания настоящей статьи не имеет своего единого процессуального кодекса или закона, регулирующего основные вопросы административного судопроизводства. Одна часть норм содержаться в ГПК РФ, другая в АПК РФ, третья - в КоАП РФ.

Правда уже в текущем году, а именно осенью 2015 вступает в силу новый процессуальный кодекс (Кодекс административного судопроизводства РФ), как раз регулирующий административное судопроизводство, и основная часть вопросов будет теперь кодифицирована одним нормативным актом, хотя, к сожалению, часть вопросов все же останется за пределами нового кодекса. Но лиха беда начало.

Гражданское судопроизводство

Пожалуй самый обширный и разношерстный пласт нормативных актов, регулирующих эту сферу правоотношений, содержит гражданское судопроизводство. Если административное и уголовное право стоит над публичными правоотношениями, то гражданское это сфера частного права. Здесь и трудовые правоотношения и семейное право, договорные и иные обязательства, права на интеллектуальную собственность и многое, многое другое, основанное на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны как и сферы которые оно охватывает. Основными из них являются:

  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
  • Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
  • Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  • Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"

Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, дела будут рассматриваться или в арбитражных судах, или в федеральных судах общей юрисдикции, или в мировом суде. Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства определяют по ГПК РФ и АПК РФ.


Подведем итоги.

Судопроизводство - это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел. Вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его участников.

Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

  • Конституционного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства

Судопроизв о дство, порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел (соответственно различается уголовное и гражданское С.).

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ, компетенция которого предопределена ст. 125 Конституции РФ.

Ø Его основным полномочием является разрешение дел о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, а также договоров между органами власти субъекта федерации; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Ø Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней.

Ø Для граждан наиболее значимым является право Конституционного Суда проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такая проверка осуществляется по жалобе граждан или по запросу суда.

Ø Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ.

Ø По запросу Совета Федерации он также дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет процессуальный порядок судопроизводства в Конституционном Суде и устанавливает процедуры для осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении любого из перечисленных вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда.

4. Гражданское судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции .

Оно охватывает различные дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений .

Например, по небрежности жильцов одной из квартир многоквартирного дома произошла авария, причинившая вред имуществу соседей. Может возникнуть гражданско-правовой спор о возмещении причиненного вреда и соседи могут обратиться в суд за защитой нарушенного права и принудительном взыскании стоимости поврежденного имущества.

Бракоразводные процессы – типичный пример спора, вытекающего из семейных отношений. Если этот спор связан с разделом имущества супругов, решением вопроса, с кем останутся несовершеннолетние дети после развода, этот спор становится предметом гражданского судопроизводства.

Споры по поводу принудительного раздела жилья, споры о восстановлении на работе, споры о земельной меже и установлении границ земельного участка и т.п. – все это примеры гражданских дел по искам с участием граждан, организаций, органов государственной власти и других субъектов права.

К гражданскому судопроизводству относится и еще ряд дел, круг которых определен ст. 22 ГПК РФ.

Гражданским процессуальным кодексом РФ .

5. Арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами .

Оно, так же как и гражданское судопроизводство, охватывает вытекающие из гражданских правоотношенийэкономические споры , вытекающие из гражданских и административных правоотношений, и другие дела. Эти дела всегда связанны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности .

В порядке арбитражного судопроизводства могут защищать свои права юридические лица или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также органы государственной власти, местного самоуправления и другие, прямо указанные в законе субъекты.

Порядок осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении этих категорий дел определяется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ .

6.Административное судопроизводство пока еще не получило собственного организационного оформления. Здесь можно выделить несколько категорий дел:

Ø рассмотрение судом общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, прямо отнесенных к компетенции суда Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.1 КоАП РФ).

Ø рассмотрение судами общей юрисдикции жалоб граждан на незаконные действия (бездействие) и решения органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц,

Ø рассмотрение судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, что по сути своей также представляет административно-правовые споры (ст. 245 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ).

Сейчас обсуждается вопрос о создании административных судов, которые объединят рассмотрение всех дел, вытекающих из административно-правовых отношений, что позволит окончательно оформиться и административному судопроизводству как самостоятельной форме осуществления судебной власти по данной категории дел.

7. Уголовное судопроизводство , осуществляемое судами общей юрисдикции , охватывает рассмотрение и разрешение уголовных дел , а также осуществление судебного контроля на досудебных стадиях производства по уголовному делу. Уголовное дело возбуждается только при совершении преступления и производство по уголовному делу связано с применением норм уголовного права. В этом производстве существенно затрагиваются права и законные интересы граждан, как потерпевших от преступления, так и привлекаемых к уголовной ответственности. Поэтому при производстве по уголовному делу роль судебной власти особенно значима. Порядок осуществления уголовного судопроизводства определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ .

Гражданам не помешает знать, что судопроизводство - это порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и других дел. Определенные правила устанавливаются специальным процессуальными кодексами. Даже простейшее дело, начиная с момента его возбуждения и заканчивая сроками исполнения, не может в любой временной промежуток находиться в произвольном состоянии.

Судопроизводство - это что такое?

С самого начала появления права стало ясно, что недостаточно установить в обществе определенные нормы и правила. Необходимо тщательно продумать порядок действий при их нарушении. Однако несоблюдение законов может приводить к совершенно разным последствиям по уровню опасности.

Таким образом, судопроизводство - это процессуальная деятельность, которая может быть:

  • конституционной;
  • уголовной;
  • административной;
  • гражданской.

Нормы разбирательства в каждом направлении устанавливаются свои. Они могут сильно отличаться друг от друга, так как ставятся совершенно разные задачи. Именно сфера деятельности определяет конкретный статус, а также уровень прав и ответственности участников.

Конституционное направление

Конституционное судопроизводство - это деятельность, которая находится под юрисдикцией Конституционного суда РФ, занимающего особую позицию среди других государственных органов. Его основное назначение заключается в тщательном контроле принятых решений, подписанных актов и совершенных действий. Они должны полностью отвечать нормам Конституции РФ.

Решение данной судебной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит. Подтверждения со стороны других органов не требуется. Более того, при признании нормативного акта не отвечающим конституционным нормам, государственная структура или должностные лица обязаны поставить вопрос о принятии нового документа, содержащего основные положения об отмене.

Гражданская деятельность

Самое большое количество нормативных актов содержит гражданское судопроизводство. Суд в данном случае занимается трудовыми, семейными, договорными и многими другими правоотношениями. В связи со сферой деятельности дела обычно рассматриваются в арбитражных или федеральных судах, находящихся в рамках общей юрисдикции. Правила ведения гражданского судопроизводства отражены в пунктах АПК и ГПК Российской Федерации.

Уголовное судопроизводство

Важную роль в жизни любой страны играет уголовное судопроизводство. Судебные органы в данном случае должны разрешать вопросы в области наиболее опасных правонарушений. В России деятельность, связанная с серьезными преступлениями, регулируется непосредственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

От него отступают лишь в одном случае, когда международным договором устанавливаются принципиально другие правила, нежели те, что отражены в настоящем Уголовном кодексе. Это отражено в тех же пунктах УПК РФ. Никаких других регулирующих документов не существует.

Административная сфера

В данной деятельности не было длительное время единого кодекса судопроизводства, четко регулирующего основные положения. Базовые правила и нормы отражены сразу в трех документах - ГПК, АПК и КоАП Российской Федерации. Однако с 2015 года начал действовать новый Кодекс административного судопроизводства РФ, где затрагиваются многие моменты. Тем не менее значительная часть вопросов остается за рамками данного документа.

Административное судопроизводство призвано регулировать правонарушения, не вошедшие в категорию уголовного права. Оно занимается не преступлениями, а проступками, которые вредны для общества, а не опасны. Однако такое деление является условным и достаточно зыбким. Происходило и такое, что административные проступки со временем относили к разряду преступлений и наоборот.

Основополагающие моменты

Существуют универсальные принципы судопроизводства, действующие в рамках всех судов без учета их уровня или полномочий. Они заключаются в следующем.

  1. Перед законом и судом все граждане равны, независимо от политических убеждений, вероисповедания, социального положения в обществе и других факторов. Дискриминация не может быть допустима.
  2. Судебное заседание должно быть гласным, чтобы обеспечить возможность посещения любому заинтересованному лицу. Однако разбирательство может быть и закрытым, если есть риск разглашения государственной тайны.
  3. При рассмотрении дела нельзя обойтись без процесса состязательности и равноправия участников. Все стороны при разбирательстве предоставляют доказательства и заявляют ходатайства в одном и том же порядке.
  4. При необходимости допускается участие граждан страны в осуществлении правосудия. Они могут участвовать в процессе в качестве присяжных, контролируя тем самым деятельность правоохранительных органов.
  5. Суть совершаемых процессуальных действий должна быть понятна обвиняемым, поэтому в случае незнания государственного языка им в обязательном порядке предоставляется переводчик.
  6. Подозреваемые лица в совершении преступлении вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Им предоставляется адвокат сразу после предъявления обвинения.

Что касается отраслевых принципов, то они предназначены для использования в различных сферах судебной деятельности. Эти моменты четко отражены в законодательных актах.

Судебные инстанции

Структурное подразделение суда определяет процессуальную компетенцию.

Инстанция

Описание

Занимается рассмотрением дел впервые и по существу. В государственных органах общей юрисдикции к этой категории относятся все суды, а в системе арбитража - ФАСС и ВАСС РФ, а также подразделения по интеллектуальным правам.

Апелляционная

Рассматривает жалобы гражданских лиц и представления прокуроров, не вступивших в силу после вынесения вердикта первой инстанции. Из органов общей юрисдикции к таковым не относятся лишь суды низшего уровня. В арбитражной системе - это ФААС РФ.

Кассационная

Занимается пересмотром вынесенных решений в целях выявления обоснованности. Если говорить об органах, находящихся в рамках общей юрисдикции, то к ним можно отнести суды военных округов и субъектов РФ. В системе арбитража - это ФАСО.

Надзорная

Пересматривает вердикты, вступившие в силу, нижестоящих инстанций. Роль надзора выполняет исключительно орган самого высшего звена - Верховный суд Российской Федерации.

В некоторой степени обособленной является инстанция по пересмотру дел, связанных с вновь открывшимися обстоятельствами. В ее обязанности входит пересмотр решений, которые уже вступили в законную силу, на основании новых фактов и появившихся доказательств. Пересмотр дела осуществляется судебными органами, принявшими пересматриваемое решение относительно определенного разбирательства.

Заключительная часть

порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел Различают уголовное и гражданское С Законом определяются задачи и принципы С., полномочия суда, прокурора, органов следствия и дознания, названы участники процесса, определены их права и обязанности и др. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом. С. осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, С осуществляется с участием присяжных заседателей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУДОПРОИЗВОДСТВО

в буквальном значении - производство в суде. С. - совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, права участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права и т.д. С. может означать и саму деятельность, правовое регулирование которой составляет предмет процессуального права, и даже деятельность соответствующих органов на стадиях досудебного производства, имеющих целью подготовку материалов для суда (в частности, деятельность органов предварительного расследования). Конституция РФ содержит положение: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ст. 118 п.2).

Важнейший признак любого вида С. - процессуальная форма, которую можно определить как регулируемую процессуальным правом систему правовых принципов, норм, правил, институтов, определяющих процедуру, условия, последовательность процессуальных действий, связанных с собиранием и исследованием доказательств, способы и сроки их совершения, права участников процесса и гарантии их прав, порядок принятия и оформления решений, как по отдельным вопросам, так и по делу в целом. Процессуальная форма имеет особенности в зависимости от вида С. и, как правило, отражена в соответствующем процессуальном кодексе: УПК, ГПК, АПК. Процессуальные правила других видов С. - конституционного, административного - включены в виде норм или разделов в ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г; № 1-ФЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" и в КоАП.

b) Римское (ср. W. Rein, das Privatrecht und der Civilprocess der R?mer, 2-е изд., 1858. F. Walter, Gesch. des r?m. Rechts bis auf Justinian, I, 1834. Zumpt, das Criminalreht der R?m. Republik, 1871):

I. Iudicium domesticum, домашний и семейный суд, к участию в котором отец семейства созывал родных и друзей, если он хотел наказать своих сыновей и дочерей за тяжкие проступки, к чему его побуждал не закон, а обычай. Так рассказывает Валерий Максим (5, 8, 2) о казни Сп. Кассия Висцеллина отцом: adhibito propinquorum et amicorum consilio. Liv. 2, 41. При наказании супруги, однако, муж по закону должен был созвать суд родственников, и он не мог осудить свою жену, если семейство не признавало ее вины. Cic. r. р. 4, 6. Это старинное учреждение, priscum institutum (Tac. ann. 13, 32. Dion. Hal. 2, 25. Gell. 10, 23. Liv. 39, 18), формально утвердил Тиберий. Suet. Tib. 35. Если муж лишал жизни свою жену, не спросивши этого суда, то он наказывался как убийца. Plin. 14, 13. Была ли жена in manu mariti или нет, это на судейское право супруга не имело никакого влияния;

II. Iudicium populi.

B римских народных судах нужно различать 3 периода: 1-й период: суды куриатских комиций, от Ромула до Сервия Туллия, ограничивались случаями апелляции патрициев (как единственных в то время граждан) к народу (populus). Что даже на решение царя можно апеллировать (provocare), об этом ясно говорит Цицерон (r. р. 2, 31. ср. Liv. 1, 26). 2-й период содержит в себе то время, когда суды центуриатских комиций, как единственного народного собрания, были в употреблении. Сервий Туллий предоставил этим комициям как высшее решение в случаях апелляции (provocatio, Воззвание), принадлежавшее дотоле куриям, так и право суда над всеми уголовными преступлениями, именно над perduellio. Cic. Sest. 30. Так, напр., Сп. Кассий был осужден центуриями (а не куриями). Liv. 2, 41. Этот период кончается 494 г. до Р. X., когда народные трибуны Л. Юний Брут и Сп. Кассий издали закон, что нарушивший неприкосновенность народных трибунов может присуждаться трибутскими комициями ко всякому наказанию, даже к смертной казни. Этот закон служил началом увеличения компетенции трибутских судов, рядом с которыми все еще продолжали действовать суды центуриатских комиций, но все более и более теряли свое значение, т. к. для более удобного ведения дел предпочитали обращаться к трибутским комициям (см. Comitia, Комиции). Время этого постоянно увеличивающегося перевеса трибутских судов охватывает 3-й период от 494 г. до Р. X. вплоть до конца Республики. Мало-помалу кроме этих судов против оскорбителей трибунов стали учреждать: трибутские суды с уголовным наказанием против отсутствующих, напр., над Кн. Марцием Кориоланом; чрезвычайные уголовные суды по поручению сената, напр., над Манлием Капитолином; наконец, весьма многочисленные трибутские процессы о всевозможных преступлениях, кончавшиеся денежным штрафом, напр., дела, относящиеся к преступлениям политическим (Perduellio), которые, однако, не обозначались и не обжаловались как собственно perduellio (Liv. 2, 52, 54. 61. 3, 31. 4, 40 и слл. ), обвинения в пренебрежении к священным обрядам (sacra), в волшебстве, кровосмешении (insectus), ростовщичестве, казнокрадстве (peculatus), вымогательстве (repetundarum) (Liv. 29, 16 слл. 43, 7 слл. ) и др. Через это распространение компетенций триб центуриатские комиций ограничены были чисто уголовными случаями (Liv. 26, 3. 43, 16. Cic. Rab. Post. ) и наконец совершенно вышли из употребления. Т. к. народные суды были слишком обстоятельны и медленны, а также не всегда свободны от пристрастий, то вместо народа не редко поручалась судейская власть специальным комиссарам, пока это не привело к образованию постоянных комиссий, см. ниже IV и Quaestio perpеtua. Делопроизводства в народных судах. Обвинитель, который во всяком случае должен был занимать государственную должность, а именно, при центуриях быть консулом или претором, при трибах трибуном, эдилом или квестором, начинал дело назначением дня, diei dictio, т. е. объявлением, что он в такой-то день намерен обвинять известное лицо. Это объявление, к которому принадлежала также anquisitio, т. е. та часть обвинения, в которой точно обозначалось предложенное наказание, несколько раз повторялось в продолжение определенных сроков, о которых нет точных сведений (Cic. pro. dom. 17); но обвиняемый мог при этом случае просить слова и старался предварительно защититься или просил обвинителя взять назад свое обвинение. До назначенного дня суда обвиняемый должен был, по требованию обвинителя, представить поручителей (см. Praedium, Предиум) или, смотря по обстоятельствам, даже подвергнуться аресту, см. Саrсеr, Карцер . Если процесс не был прерван или совсем прекращен (через удаление обвиняемого, см. Exilium, Эксилиум , через вмешательство народного трибуна, через отказ обвинителся, см. Tergiversatio), то обвиняемый со своими приближенными надевал траурную одежду (см. Luctus, Траур) и являлся в назначенный срок. Если он до этого бежал, то без дальнейшего разбора изрекалась о нем опала, aquae et ignis interdictio. Если его отсутствие надлежащим образом было извинено, то назначался позднейший срок. Liv. 38, 52. В назначенный срок, к которому народ созывался обычным порядком, чиновник начинал суд обвинительною грамотою, rogatio, против которой обвиняемый сам защищался или предоставлял защищать себя поверенным (patroni). Только теперь следовал разбор доказательств, причем главную роль играли свидетели и прилежащие документы (о пытках см. Tormenta, Тормента , 1), и по окончании речей и разбора доказательств производилось голосование народа обыкновенным образом, первоначально устно, а впоследствии письменно, см. Leges tabellariae , под словом Lex. Результат делался тотчас же известным, и при последовавшем осуждении приговор к определенному времени исполнялся, см. Роеnа, Пеня . О могущей случиться отмене наказания последующим постановлением народа см. Restitutio, Реституция . Процесс мог также быть отсрочен по болезни, неявке свидетелей, недостатку доказательств и пр., по усмотрению судьи; это называлось в обширнейшем смысле dilatio; особенные родa были Ampliatio и Comperendinatio ;

III. Iudicium privatum.

Гражданское судопроизводство принадлежало к полномочию (imperium) высших чиновников, следовательно, первоначально - царя, потом консулов и преимущественно преторов. Эдилы имели юрисдикцию только в полицейских делах. В италийских городах заведовали судами Duumviri, Quatuorviri и т. д. (см. Magistratus municipales, Магистраты муниципальные), в провинциях наместники. В период Империи верховным судьей был император; судейское значение консулов и преторов было сильно ограничено (см. Praetor, Претор); напротив того, рrаеfecti praetorio и urbi по воле императора сделались последнею инстанцией; для средней инстанции наместников высшую инстанцию образовали городские судьи. По древнему учреждению чиновник вел процесс не от начало до конца, а только начинал процесс (так называемое производство in iure), расследование же и решение принадлежало постановленному чиновником судье, iudex (производство in iudicio). Это разделение обоих действий и назначение судьи, iudicis datio, называлось ordo iudiciorum privatorum, который удержался до 3 в. от Р. X., когда присоединилось производство Extra ordinem , по которому чиновник вел дело до конца и сам произносил приговор. До этого времени произнесение приговора исходило от постановленного единоличного судьи (iudex) или от так называемых arbitri и recuperatores. Стороны, истец (actor, petitor) и ответчик (reus), в древности вели процесс сами, а впоследствии введено было заместительство через cognitores (см. Cognitor) и procuratores, (см. Прокуратор). Oratores и patroni были специально такие люди, которые поддерживали стороны, равно как и advocati (см. Адвокат).

Делопроизводство по временам очень различно, и следует различать:

1. первый период или процесс по строгому праву, Legis actio , в котором весьма тщательно соблюдались предписанные законом формальности;

2. второй период или формулярный процесс, названный так от формулы или инструкции, которую чиновник давал судье (см. Formula);

3. третий период или период чрезвычайного производства, см. выше.

Место и время. Место, где претор производил суд, называлось ius; суд мог происходить pro tribunali, на месте комиций, или de plano (на ровной земле) и in transitu. Производство постоянно было публичное и устное. Собственно судебные дни были dies fasti (см. под Dies, День); в дни комиций, игр и feriae производство суда не допускалось. В провинциях присутствие суда (conventus, см. Конвент) бывало зимой или же во всякое время, когда тому не мешали военные действия. Судебные заседания начинались рано утром и могли продолжаться до заката солнца. Отдельные действия древнего процесса legis actio. Истец должен был привести своего ответчика в суд (in ius vocatio). Если тот отказывался, то истец призывал свидетелей (Antestari) и вел ответчика силою к претору, как это определяли XII таблиц. Porph. ad Horat. Sat. 1, 9, 76. Plant. Pers. 4, 9, 8 слл. Но ответчик мог и не следовать, если он тотчас входил в сделку с истцом или мог представить защитника (vindex), который вместо него шел с истцом к претору, см. Vindex. Если обе стороны являлись перед претором, то начиналось производство in iure (в отличие от iudiciurn) исполнением legis actio, т. е. стороны и претор произносили торжественные слова, которые соединялись с символическими действиями. Наиболее обыкновенным было legis actio sacramento, см. Legis actio . После этого решал дело в древности сам чиновник, или же он назначал судью, что впоследствии делалось обыкновенно. О формальностях тяжебного иска см. при Vindicatio . Производство in iure заканчивалось чeрез Litis contestatio . В назначенный день следовало разбирательство in iudicio пред судьей (iudex), чему предшествовало краткое толкование дела (caussae coniectio или collectio), к которому примыкали объяснения сторон (continua oratio, peroratio). С этим соединялось приведение доказательств, свидетелей, документов (instrumenta, tabulae) и других argumenta. Наконец следовал судейский приговор, см. Sententia, Сентенция . Решение дела могло быть отсрочено (diffindere, см. выше 20) как в случаях болезни, так и в том случае, если одной из сторон назначен был судебный срок по делу с перегрином (Gell. 20, 1), Ampliatio . Отдельные действия формулярного процесса. Частный позыв чeрез in ius vocatio хотя и оставался в силе, но получил много облегчений, и наряду с ним возникло правительственное приглашение (prensio и vocatio). Часто также этот акт заменялся через vadimonium, т. е. через обязательство в назначенный день явиться in iure, см. Vadimonium, Порука . Перед претором сначала излагалась жалоба истцом (edere actionem) и испрашивалась формула (postulare). Потом объяснялся ответчик и представлял возражения (см. Exceptio), которые претор заносил в формулу, после того как выслушана была и другая сторона и представила свои насчет этого предложения. Наконец претор составлял формулу (dat actionem и iudicium), назначал судью (iudex, recuperatores, arbitri) и предпринимал Litis contestatio . Впрочем, иногда тяжба прекращалась признанием ответчика и т. д., так что дело совсем не поступало in iudicium. Само iudicium открывалось тем, что стороны представляли судье формулу, в которой содержалась точная инструкция, как он должен расследовать и постановить приговор; потому что всякий раз означалось: si paret, т. е. если ясно, absolve, или: si non paret, condemna. Тут следовали речи сторон и приведение доказательств (см. выше), при котором также встречалось и клятвенное подтверждение справедливости доказательств (см. Ius iurandum). После прений (altercatio) произносился приговор, в котором всегда назначалась определенная денежная сумма (см. Litis aestimatio), которая, однако, иногда подвергалась уменьшению чeрез compensatio (см. это слово). До произнесения приговора могла быть допущена отсрочка, см. Dilatio. О производстве в случае неявки одной стороны см. Contumacia, Контумация . Приговор, sententia, не подлежал изменению, как res iudicata, и если осужденная сторона не исполняла его, то чиновник, назначивший суд, направлял против него правительственную экзекуцию, которая касалась состояния (см. Bonorum emtio) или личности осужденного, см. Manus iniectio . Отдельные действия после отмены ordo judic. priv. Во время императоров, когда большая часть процессов решалась Extra ordinem , т. е. самим чиновником, вошли также другие изменения. Процесс большею частью начинался через denuntiatio (см. Litis denuntiatio), после чего ответчик письменно приглашался судом. Ответчик должен был представить cautio iudicio sisti или содержаться под стражей. Затем следовали судебные действия, называемые cognitiones, которыми процесс мог очень долго затягиваться, прежде чем постановлялось решение, sententia. Законные средства. В республиканское время не было никакого подчинения инстанций, и потому пересмотр приговора был невозможен. Единственная защита против злоупотребления судейскою власть состояла в обращении к чиновникам (appellatio, см. Апелляция), чтобы они заступились своим veto. Чрезвычайное средство было in integrum restitutio (см. Реституция). Во время императоров, однако, образовалась правильная постепенность инстанций, см. выше 21;

IV. Iudicium publicum (см. Zumpt, der R?mische Criminalprocess der r?mischen Republik, 1871), во время Республики уголовный суд, производимый представителями народа (quaistio perpetua). Во время императоров iudicium publ. мало-помалу стал называться всякий уголовный суд в противоположность гражданским судам. Первый период римского уголовного судопроизводства: от Ромула до учреждения quaestiones perpetuae 149 г. до Р. X. До Сервия Туллия судили цари, но были ограничены обращением (provocatio, Воззвание) к куриатским комициям; кроме царей судили еще duumviri perduellionis (см. Quaestor, Квестор , 1, и Parricidium). Потом судили консулы (но не на смерть) и преимущественно комиции (см. выше 18), сенат только во времена опасности, кроме тех случаев, если преступления совершены вне Рима, см. Senatus, Сенат . Второй период: quaestiones perpetuae . Вместо народных судов мало-помалу возникали постоянные судебные присутствия, которым поручено было правильное уголовное судопроизводство (ordo judiciorum publicorum); народ судил только уже de perduellione, где дело шло о жизни и смерти. Первая quaestio perp. была введена в 149 г. до Р. X. законом lex Calpurnia repetundarum, за которым последовало несколько других. Сулла увеличил число их, и во время Цицерона было 8 quaestiones perp. для дел о вымогательстве, оскорблении величества, казнокрадстве, подкупах (см. Ambitus, Амбитус), убийстве и отравлении (см. Sicarius, Сикарий и Veneficium, Отравление), Vis , и falsum (см. Подлог). Каждое судебное место имело своего председателя, которым был или претор или iudex quaestionis (см. выше), кроме того, известное число судей, число которых значилось в учредительной lex и которые выбирались из album iudicum (см. Iudex, Судья), напр., по lex Servilia для quaestio repet. 450 судей. Также число судей, участвующих при каждом отдельном процессе, зависело от этой lex; так, в процессе против Пизона было 75 судей, против Скавра и Габиния 70 и т. д. Отдельные действия процесса перед quaestiones perpetuae (см. Quaestio perpetua). Сначала поступала postulatio, т. е. просьба обвинителя к председателю судебного места о позволении обвинить известное лицо. Если несколько лиц заявляло желание обвинять, то устраивалась divinatio (см. Дивинация). Потом приступали к nominis delatio, т. е. собственно к обвинению, которое, впрочем, мало-помалу слилось с postulatio. С nom. delatio соединена была interrogatio, т. е. постановка вопроса обвинитель к обвиняемому, а затем следовало inscriptio и subscriptio, т. е. занесение в протокол устно принесенной жалобы и подпись обвинителя, к которой могли присоединяться и другие лица (см. Subscriptio , 3), наконец nominis receptio со стороны претора, приказывавшего внести имя подсудимого, reus , в список обвиняемых (rei) и вместе назначавшего срок (на 10-й, 30-й, даже 100-й день), когда собственно должно было состояться iudicium; это разбирательство (называемое cognitio) открывал претор выкличкой сторон (citatio), после чего избирались судьи (iudicium constitutum чeрез sortitio или editio см. Iudex, Судья), записывались (libelli nominum, tabulae) и приводились к присяге. Обвинитель излагал свое обвинение в связной речи (oratio perpetua), a также subscriptores (см. Subscriptio , 3), затем отвечал reus или его patroni. Неограниченное сначала время речей, вследствие вызванного этою свободою злоупотребления (diem eximere dicendo), ограничено было впервые Помпеем, и назначено было tempus legitimum или iustum et debitum. По окончании с обеих сторон речей рrаесо возглашал: dixerunt, и тут начиналось прение (altercatio), во время которого стороны в кратких вопросах и ответах ближе освещали отдельные пункты. Тогда только начиналось приведение доказательств (probatio), в котором важны были показания свидетелей, документы и улики. Наконец следовало постановление решения (sententia) по большинству судей. Часто назначалось вперед вторичное разбирательство (actio), см. Соmреrendinatio и Dilatio. Приговор был непоколебим и апелляция (provocatio, Воззвание) против него не допускалась. Наказания (ссылка или денежный штраф) немедленно приводились в исполнение и только народ мог постановить кассацию (restitutio, Реституция). Одновременно с quaestiones существовали еще суды сената и подчиненные суды tresviri capetales (см. Тресвиры). В италийских городах судили высшие чиновники и декурионы, в провинциях местные магистраты и наместники. Третий период: cognitio extraordinaria. Во время императоров quaestiones perp. императорскою верховною судебною властью и предоставленною сенату и рrаеfectus urbi юрисдикцией) все более и более ограничивались и наконец были совершенно вытеснены, что, вероятно, случилось уже во 2 в. от Р. X. Прежнее различие между претором и судьями теперь исчезло, и тот, кто начинал процесс, был вместе и судьей; это все еще называлось производством Extra ordinem , хотя сделалось постоянным. Отдельные действия предварительного производства были сокращены и соединены, древняя postulatio исчезла, и nominis delatio образовала начало, с которым непосредственно соединялась inscriptio и subscriptio рядом с nominis receptio. До главного разбирательства обвиняемый содержался под стражей или давал обеспечение чeрез vadimonium. Во время главного разбирательства за выкличкой (citatio) следовали речи и приведение доказательств. После приговора во многих случаях можно было апеллировать именно к императору или к поставленным им судьям. Помилование (indulgentia) и восстановление в правах (restitutio) теперь могло быть даровано только императором. В период Империи кроме господствовавшего доселе обвинительного процесса развилось также сыскное производство, т. к. высшие чиновники и наместники имели право ex officio отдавать под суд за известные преступления, не дожидаясь обвинения, напр., за воровство, грабительство, sacrilegium и т. д. V) Iudicium de moribus; этот суд решал вопрос о том, расторгнуть ли брак по вине мужа или жены, и постановлял, как вследствие этого должно поступить с приданым (см. Dos, Приданое). Если причиною развода была неверность жены, то, кажется, муж удерживал все приданое, пока закон lex Papia Poppaea, Законы Юлия , не сделал некоторого смягчения. О других случаях см. Dos, Приданое .

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров