Раздел v. государственные гарантии в сфере культуры

И.В. СТЕПАНОВА,

соискатель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Статья посвящена проблеме совершенствования законодательства в сфере культуры и распространения информации с целью обеспечения прав граждан страны на доступ к культурным ценностям.

The article is sacred to the problem of perfection of legislation in the field of culture and distribution of information with the purpose of providing of rights for the citizens of country on access to the cultural values.

В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, утвержденных Правительством РФ 01.06.2006 г., поставлена задача сохранения и развития единого культурного пространства России. Это обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры как в силу географических особенностей страны, так и рядом факторов экономического характера.

Одной из главных проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема приобщения населения нашей страны к культуре в широком понимании этого термина. На сегодняшний день система приобщения населения к искусству находится в катастрофическом состоянии.

Так, почти половина регионов не имеет детских театров, тогда как пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны действуют театры всех видов. В небольших городах и в селах ситуация крайне критическая, там подавляющая часть жителей просто обречена на жизнь вне искусства, так как ни театры, ни концерты, ни музеи, ни выставки для них недоступны.

Недостаточный уровень культурного обслуживания на селе и в малых городах приводит к резкому снижению общей культуры этой части граждан, оттоку молодежи из данных населенных пунктов и, как правило, их деградации. Такая неравномерность в обеспечении культурными благами крупных городов и российской провинции порождает социальное неравенство по условиям приобщения к культуре жителей городов и сел. В результате более половины населения России лишено возможности в полной мере реализовать свои конституционные права на доступ к культурным ценностям, на пользование учреждениями культуры, на участие в культурной жизни.

В этой связи необходимо принятие правовых актов, направленных на выравнивание обеспечения населения услугами в области культуры. В ходе административной реформы и реформы местного самоуправления произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Вся ответственность за обеспечение населения услугами в области культуры лежит теперь на региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, необходимо принятие ре-гиональных законодательных актов, предусматривающих проведение единой культурной политики, нужны конкретные меры поддержки и создание условий для организаций культуры, для повсеместного доступа населения к культурным благам. Однако на сегодняшний день законодательные акты отдельных субъектов Российской Федерации не приведены в соответствие с нормами федерального законодательства в области культуры, зачастую они просто дублируют нормы федерального законодательства. В муниципальных образованиях нормативная правовая база только начинает складываться.

Вместе с тем Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций четко предусматривают необходимость разработки номенклатуры государственных и муниципальных услуг в области культуры, модельных стандартов инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы); технического пе-реоснащения объектов культуры.

Следует признать, что увеличение числа учреждений культуры в селах и малых городах не решат проблему полного обеспечения реализации прав граждан на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Эту задачу можно решать только при государственной поддержке гастрольной и передвижной выставочной деятельности. Только с помощью такой государственной программы возможно обеспечить все населенные пункты настоящим искусством.

Однако до настоящего времени отсутствует федеральный закон «О гастрольной деятельности». Этот закон необходим, так как призван обеспечить доступ жителей всех населенных пунктов страны к культурным ценностям, к настоящему искусству, к шедеврам мировой и отечественной классики. Кроме того, он дол-жен преодолеть существующее неравенство на культурные права, имеющее место быть между жителями столичных городов и крупных региональных центров и жителями малых городов России, сел и отдаленных уголков страны.

Еще одной важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема доступа населения к информации. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что право на информацию, так же как и на культуру в целом, относится к естественным правам человека, потому что без реализации этих прав невозможна реализация других прав и свобод человека и гражданина. Только информированный гражданин способен осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Это в полной мере относится и к культурному гражданину.

Конституционной основой реализации права на информацию является закрепление за каждым права свободно искать, получать, пе-редавать, производить и распространять ин-формацию любым законным способом. Одним из необходимых социальных институтов, обеспечивающих права граждан на доступ к информации и культурным ценностям являются библиотеки. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» гарантирует права граждан на библиотечное обслуживание в государственной и муниципальной сети общедоступных (публичных) библиотек и закрепляет главный принцип государственной политики в области библиотечного дела - создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, хранимых в библиотеках.

Проблема доступа к информации заключается в развитии муниципальных (публичных) библиотек, которых насчитывается около 48 тысяч, а также в совершенствовании библиотечного обслуживания. Здесь главной задачей является комплектование библиотечных фондов, которые были сформированы еще в 70-е годы прошлого века. Их обновление составляет всего лишь 10% общего количества изданной литературы, тогда как обновление фондов библиотек и увеличение объемов комплектования по международному нормативу составляет 250 наименований книг на 1000 жителей в год.

Другой проблемой, требующей законодательного закрепления, является установление норм доступности и обеспечения сохранности информации в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Планируется обеспечить доступ населения к социально значимой информации путем создания информационных систем, передвижных систем обслуживания и других технологий. В первую очередь это развитие электронных библиотек и высококачественных цифровых кинотеатров. С созданием электронных биб-лиотек книга станет более доступной для сельского читателя, который сможет получить электронный вариант любой книги. Но здесь возникают проблемы, связанные с нормами авторского права, которые запрещают бездоговорное тиражирование текста. С учетом перечисленных проблем требуется внесение поправок в Федеральный закон «О библиотечном деле».

Не менее важной является проблема приобщения населения нашей страны к культуре через средства массовой информации, включая телевидение. Телевидение сегодня стало самым мощным проводником, по сути, главным распространителем культуры в обществе, способным приобщить миллионы зрителей страны к культурным ценностям. К сожалению, на современном этапе телевидение несет не культурные ценности, не нравственные идеалы в каждую семью, а негативно воздействует на общество путем показа передач, основной те-мой которых является насилие, извращения, скандалы, криминальные отношения.

Следует заметить, что в сложившейся ситуации налицо нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям, так как все эфирное время отдано низкопробным сериалам, развлекательным передачам, скандальным историям и т. д. В этой связи в обществе все чаще звучат требования защиты национальных информационно-культурных ресурсов, культурно-исторических ценностей. Для этого от государства требуется обеспечить защиту общественной нравственности с помощью законодательства, направленного против порнографии, культа жестокости, насилия. Между тем на сегодняшний день не принят ни один закон, регулирующий правила показа в эфире сцен насилия, жестокости, сексуального содержания.

Международный опыт решения аналогичных проблем показывает, что демократические государства со всей ответственностью относятся к опасности негативного влияния СМИ на культурное и нравственное развитие общества, но не всегда могут контролировать содержание и качество выпускаемых передач, печатных изданий и т.д.

В каждой стране данная проблема решается по-своему, но она решается. В США, например, несмотря на то, что СМИ хорошо защищены на законодательном уровне от вмешательства государства в их право освещения жизни общества, тем не менее, были приняты правовые нормы, ограничивающие насилие, непристойность и программы, способные оказать вредное влияние на детей.

В Великобритании существует Британское управление по классификации фильмов, которое занимается классификацией фильмов вместе с приведением их в соответствие с принятыми правилами: с учетом возраста зрительской аудитории из фильма удаляются сцены, которые не соответствуют той или иной категории.

В странах СНГ и Балтии распространение порнографических материалов запрещено уголовным законодательством, и почти во всех странах оно включено в число «злоупотреблений» свободной прессы, находящихся за рамками конституционной защиты и являющихся основанием для вынесения предупреждения или приостановления регистрации печатного издания.

Таким образом, представляется важным использование Россией положительного опыта зарубежных стран по принятию нормативных актов, закрепляющих права граждан на приобщение к культурным ценностям через средства массовой информации, в первую очередь, через телевидение, и ограничивающих, а в отдельных случаях запрещающих показ и распространение аморальной, низкопробной продукции в СМИ.

Важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является приобщение российских соотечественников, проживающих за рубежом, к русской культуре. На сегодняшний день за границами Российской Федерации проживает около 25 миллионов соотечественников, большинство которых находится в странах СНГ и Балтии.

Проблема приобщения соотечественников к родной культуре неразрывно связана с проблемой формирования единого культурного пространства. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» закреплена обязанность государства осуществлять всевозможную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает поддержка всех видов творческой деятельности на русском языке. Именно поэтому стержнем поддержки российского культурного присутствия за рубежом должна стать государственная программа поддержки русского языка.

Русский язык является весьма распространенным языком мира, наряду с китайским, английским, французским и др. Кроме этого, русский язык - один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Поэтому он призван играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, а также наших соотечественников в странах СНГ и Балтии.

К сожалению, на сегодняшний день в целом ряде стран ближнего зарубежья (Украина, Прибалтика, Казахстан и др.) русский язык вытесняется из сфер государственной и общественной жизни. В этой связи государство должно добиваться признания русского языка как второго государственного языка во всех странах СНГ. Для этого необходимо обеспечить соотечественникам за рубежом обязательное изучение русского языка в школах и вузах. Кроме этого, следует оказывать поддержку соотечественникам в вопросах сохранения собственных языковых, этнических и культурных традиций.

Одной из острых проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является сохранение культурного наследия народов России. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Закон гарантирует сохранность объектов культурного наследия, гарантирует право каждого на доступ к объектам культурного наследия, а также на получение информации об объекте культурного наследия. Кроме этого, в преамбуле Закона говорится и о конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Необходимость сохранения и развития культурного наследия обусловлена стремительным разрушением памятников истории и культуры на современном этапе, а также неудовлетворительным состоянием сохранности предметов музеев. Поэтому охрана памятников культурного наследия является на сегодняшний день чрезвычайно важной проблемой. Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Президиумов Госсовета России и Совета по культуре отметил, что за последние 10 лет было безвозвратно утрачено 2,5 тысячи памятников архитектуры.

Одной из главных причин уничтожения памятников истории и культуры является отсутствие необходимой законодательной базы. На сегодняшний день органы охраны па-мятников истории и культуры вынуждены руководствоваться Законом РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который не отвечает требованиям современного градостроительного и зе-мельного законодательства. Действующее за-конодательство не способствует процедуре изъятия памятника у недобросовестного собственника.

Еще одним способом спасения памятников истории и культуры, по мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, является привлечение частных инвестиций. «Нужно активнее привлекать частные инвестиции и создать для этого благоприятные законодательные условия. Вовлечение объектов культурного наследия в гражданский оборот - это самый эффективный способ по их сохранению, и в нынешних условиях, я считаю, это задача номер один», - заявила Матвиенко на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, который проходил в Великом Новгороде 18 сентября 2009 г. Несомненно, это реальный путь к спасению культурного наследия, но нужна грамотная и сильная законодательная база, в том числе закон «О ме-ценатстве».

В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года предусмотрена необходимость совершенствования законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Таким образом, на сегодняшний день проблемы реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина в области культуры реально существуют. Для их решения необходимо внесение серьезных поправок в законодательство о культуре. Вместе с этим требуется создание механизма реализации гарантий культурных прав граждан.

Библиография

1 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

2 Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках // Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации. Сборник справочно-нормативных и рекомендательных актов / МК РФ, РНБ/ Сост. В.В.Григорьев, Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. - М., 2001. С. 38

3 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

4 Прайс М. Телевидение и телекоммуникации в переходный период: общество и национальная идентичность. - М., 2000. С. 22.

5 Бриггз А., Кобли П. Медиа. Введение. - М., 2005. С. 528-532

6 Сравнительный анализ законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Балтии (2003). // http://www.medialaw.ru

7 Ст. 23 Закона РФ от 9 октября 1992 г № 3612-1«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

8 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г № 26 ст.2619.

Московское отделение Ассоциации юристов России – самое крупное в Ассоциации. Мы объединяем более полутора тысяч состоявшихся и молодых юристов, проживающих и работающих в Москве, и наша численность постоянно растет.

Отделение было создано в 2007 году. В состав органов управления входят известные юристы Москвы, представляющие властные структуры, адвокатское сообщество, юридическую науку и т.д.

Концепция работы Отделения предполагает полную консолидацию усилий. Московское отделение Ассоциации юристов России – это Вы, его члены. Практически вся деятельность Отделения строится на общественных началах и реализуется усилиями его членов, предлагающих и осуществляющих проекты Отделения.

Принципиальной особенностью Московского отделения Ассоциации юристов России является максимальная вовлеченность молодых юристов в его деятельность. Мы не отделяем молодежь от старших поколений, и считаем это основой передачи опыта и знаний и обновления права.

С каждым годом Московское отделение Ассоциации юристов России улучшает свою работу. Мы считаем, что Отделение заслуживает быть флагманом регионального развития Ассоциации юристов России, иметь высокую узнаваемость как в России, так и в мире. Поэтому для нас важно Ваше мнение о работе Отделения, Ваша обратная связь .

Мы всегда рады каждому новому члену Московского отделения Ассоциации юристов России, мы ценим любые предложения и пожелания наших коллег, и мы искренне надеемся на Ваши амбиции, Вашу активную жизненную позицию и Ваше участие в работе Отделения.

Надеемся, Вам понравится у нас на сайте.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

III. Заключение

В настоящей контрольной работе были рассмотрены, перечисленные в Конституции РФ основные экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в предыдущей Конституции СССР основные экономические, культурные и социальные права человека только декларировались. На деле, даже понятие защиты конституционных прав, не практиковалось. Основная защита своих прав происходила через профсоюзы и, в редких, случаях в судах.

В действующей Конституции раскрывается важная грань социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и, в конце концов, погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.. Экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому должно стремиться государство в своей политике.

К сожалению, в Конституции РФ имеются очевидные противоречия международно-правовым актам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах). В ст.6 Международного пакта закреплено право на труд, что в действующей Конституции России совершенно отсутствует.

Коллизия есть и в содержании Конституции РФ. В соответствии со ст.2 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Трудовые права регламентированы в главе второй Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Из чего следует, что регулирование и защита трудовых прав и свобод должны находиться в компетенции федерального законодателя. Однако в ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сказанное явно не способствует созданию условий для реализации норм трудового законодательства.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

«Основные формы культуры» - Массовая культура. История живописи. Глиптика. Музыка. Формы культуры. Изобразительное искусство. Элитарная культура. Элитарная или высокая культура. Скульптура. Камеи. Граффити. Графика. Строительство. Живопись. Традиционный вид графического искусства. Виды литературы. Знаменитые памятники живописи.

«Элитарная культура» - Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Народная культура. Илья Глазунов «Великий эксперимент». Элитарная культура. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Массовая культура. Формы культуры. Айвазовский «Девятый вал». Ф. Ницше.

«Организационная культура» - Филогенез – исторический процесс развития всей популяции, в т.ч. всего человечества. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного. . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры.

«Формы культуры» - 5. Частушки 6. Телевизионный сериал 7. Свадебный ритуал 8. Комиксы 9. Симфония Д.Д. Шостаковича 10. К какой из форм культуры относятся следующие произведения? Тестирование по теме. Формы культуры. Задание уровня В Найдите общие черты и различия массовой и народной культуры. Былины. Тема урока.

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Массовая и элитарная культура. Англия. Исторические условия. Элита. Идейная основа современной массовой культуры. Человеческое сознание. Фундамент современной массовой культуры. Элитарная культура. Век страха. Массовая культура. Трагические события. Искусство. Структура. Вехи формирования массовой культуры.

«Виды культуры» - Формы культуры. Отрасли духовной культуры. Основные значения термина «природа». Понятие «природа». Изменённый и созданный человеком мир. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодёжной субкультуры. Единство культуры – это открытое единство.

Всего в теме 9 презентаций

  1. Сборник нормативных документов в сфере образования Комплексный проект модернизации образования 2008 Сборник подготовлен

    Закон

    Сергеевна Трусенева Сборник нормативных документов в сфере образования. Министерство... субъектов Российской Федерации . Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части ...

  2. Закон

    Конституции Российской Федерации сфере культуры Российской Федерации и ее субъектов нормативными ...

  3. Сборник законодательных и нормативных правовых актов действующих в сфере культуры от составителя

    Закон

    Конституции Российской Федерации , определившими, что деятельность в сфере культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов . Основными законодательными и нормативными ...

  4. Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования

    Закон

    Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ... N 71-ФЗ) 9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование; (в ред. ...

  5. Методика экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации

    Документ

    ... культуры субъекта Российской Федерации ; ... нормативных ... части объекта оценки ПСВПЧ и реставрационных замен ПСВРЗ определяется по соответствующим сборникам ... документах : Федеральный закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ...



Просмотров