Вечная сонечка как нравственный идеал автора. «Соня Мармеладова нравственный идеал Ф

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - произведение очень светлое, хотя и трагическое. Писатель выразил в нем свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма. Добро и любовь к людям – основа жизни, как утверждает Достоевский.
Главный герой романа приходит к нравственному идеалу, испытав множество страданий. В начале произведения это человек, который разочарован в людях и считает, что только с помощью насилия можно восстановить поруганные добро и справедливость. Родион Раскольников создает жестокую теорию, согласно которой мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первым дозволено все, вторым – ничего. Постепенно эта жуткая идея захватывает существо героя целиком, и он решает проверить ее на себе, узнать, к какой же категории он относится.
Холодно оценив все, Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.
Но многое изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного - склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Перед тем, как совершить преступление, герой видит сон: он ощущает себя ребенком, который становиться свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Страшная картина вызывает у маленького Раскольникова яростное желание вмешаться, защитить животное. Мечется в бессилии ребенок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство. Единственное, что может сделать мальчик, это с криком пробиться сквозь толпу к лошади и, обхватив ее мертвую, окровавленную морду, целовать ее.
Сон Раскольникова многозначен. Здесь явный протест против убийства и жестокости, здесь сочувствие чужой боли.
Под влиянием сна происходит активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один – ненависть к мучителям. Другой – желание подняться до положения судьи. Но Раскольников не учел третьего фактора – неспособности доброго человека пролить кровь. И, как только ему пришла в голову эта мысль, он в страхе отринул свои планы. Иначе говоря, еще не подняв топора, Раскольников понимает обреченность своей идеи.
Проснувшись, герой почти готов был отказаться от задуманного: «Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?»
Однако страшная теория побеждает. Раскольников убивает старуху-процентщицу, совершенно бесполезную и даже вредную, с его точки зрения. Но вместе с ней он вынужден убить и ее сестру, случайную свидетельницу. Второе преступление никак не входит в планы героя, ведь Лизавета именно та, за счастье которой он борется, - обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Теперь Раскольников понимает: нельзя разрешать «кровь по совести» - она польется потоком.
По натуре герой – добрый человек, он делает людям много хорошего. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Герой презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. У него и внешность ангельская: "...замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен." Как же практически идеальный герой мог увлечься столь безнравственной идеей? Автор показывает, что Раскольникова буквально загнала в тупик собственная нищета, а также убогое, униженное состояние многих достойных людей вокруг него. Родиону была отвратительна власть ничтожных, глупых, но богатых и оскорбительное положение бедных, однако умных и благородных душою. Обидно, но юношеский максимализм и принципиальность героя, его гордость и непреклонность сослужили ему плохую службу, наставили на неверный путь.
Совершив злодейское убийство, герой тяжело заболевает, что свидетельствует о большой чуткости его совести. И до преступления добро в его душе отчаянно боролось со злом, а теперь он испытывает адские муки. Раскольникову становится очень трудно общаться с людьми, он как бы чувствует себя виноватым перед всем человечеством. Чем теплее и заботливее относятся к нему близкие, тем сильнее он страдает. Подсознательно герой понимает, что нарушил главный закон жизни – закон любви к ближнему, и ему не просто стыдно, ему больно – слишком жестоко он заблуждался.
Ошибки надо исправлять, нужно каяться, чтобы избавиться от страданий. Путь к нравственной жизни Раскольников начинает с исповеди. Он рассказывает о своем преступлении Соне Мармеладовой, облегчая душу и прося совета, потому что не знает, как ему жить дальше. И подруга помогает Родиону.
Я думаю, в образе Сони выражен нравственный идеал писателя. Эта женщина – сама любовь. Она жертвует собой ради людей. Понимая, что нужна Раскольникову, Соня готова идти за ним на каторгу: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Благодаря подруге, герой обретает новый смысл жизни.
Так, утверждая нравственный идеал, Достоевский приводит Раскольникова к мысли о необходимости жить настоящим, а не придуманной теорией, выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Сложен и мучителен путь Раскольникова к праведной жизни: от преступления, которое искупается страшными страданиями, к состраданию и любви к тем людям, которых хотел презирать, считая ниже себя, гордый юноша.

Задачи и тесты по теме "Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (По одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)."

  • Работа с текстом - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 13

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставило Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе


Тема: «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Учитель: Куулар Чимис Эрес-ооловна. МБОУ СОШ №1 г Шагонара


Цель урока:
- рассмотреть образ Сони Мармеладовой;

Показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Развивать умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения;

Развивать умение самостоятельной исследовательской работы;

Подготовить учащихся к домашнему сочинению

Эпиграф: «Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский


Ход урока:
I Оргмомент.
II Повторение пройденной темы. (...)
III Объяснение новой темы

Радион Раскольников сказал Соне: « … я тебя выбрал...». За что же он ее выбрал? Почему? Какую роль играет Соня Мармеладова в жизни главного героя Родиона Раскольникова? Вот на эти вопросы мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.

Учитель:
Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизней пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему
«Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» , то есть не только светить, но и греть. Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня в романе становится таким теплым светом, хотя на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты.

Ребята, я вам на дом задала подготовить тонкие и толстые вопросы о героине, давайте начнем с тонких вопросов.
Тонкие вопросы - это вопросы, требующие короткого и быстрого ответа. Можно ответить одним словом.
Толстые вопросы - это вопросы, требующие развернутого полного ответа.
Сами выбирайте кому вы зададите вопрос.

2. Словесный портрет Сони.
- Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)

3. Работа с портретами Сони, сделанными разными художниками. Показ слайдов.

В раскрытии авторского замысла помогут, нам иллюстрации Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На одной из них художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Глядя на ее бледное лицо, нельзя не почувствовать «невыразимого волнения»,трепетности, какого-то внутреннего горения Сони. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Соня держит свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего высветляется ее лицо. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художника.
- Как вы думаете, сумели ли передать художники образ Сони?

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?(слайд).
Сообщение ученика. « София, Софья,Соня - это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова
Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?
(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
Расскажите о жизни Сони.
(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)
5. Соня и Раскольников
Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)
Работа с текстом.
Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)
Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания.
Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)
Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит?
(Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)
Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель".

Две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.


Соня


Раскольников


Кроткая, добрая


Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?


Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке


Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий


Живет, исходя из требований жизни, вне теорий


Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни


Полуграмотна, плохо говорит, читает только "Евангелие"


Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик


Божественная, правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа


В нем, правда, ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя


У нее есть смысл жизни: любовь, вера


У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
7. Домашнее задание. Сочинение «Я тебя выбрал...»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Любил один философ размышлять, Гуляя в предрассветный час у моря, О смысле жизни, радости и горе, О том, зачем нам жить и умирать. Однажды ночью был большой прилив – На пляже он хозяйничал без меры - Но наступил отлив, и вдруг весь берег Усыпан стал плеядой звёзд морских. И звёзды, оказавшись без воды, Под солнцем обречённо высыхали, Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали, И ждали неминуемой беды. Философ думал: так и наша жизнь, В одно мгновенье может оборваться. Наверное, не стоит и пытаться Разгадывать по звёздам высший смысл. Притча С.Копыловой. Вдруг видит он: какой-то мальчуган Бросает в море гибнущие звёзды, И на глазах у мальчугана слёзы… Вот так придумал – звёздам помогать! - Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти! Тут высказал своё философ мненье, - Твои попытки – что они изменят? Здесь миллионы этих звёзд морских! Спасатель обернулся на ходу, Задумавшись лишь на одно мгновенье: - Для этой – очень многое изменят, - И бросил в море новую звезду. - Вот для чего, наверно, стоит жить, - Подумал вдруг растроганный философ. Быть может, создал Бог морские звёзды, В ребёнке чтобы жалость пробудить.

3 слайд

Описание слайда:

Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф.М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке. Иллюстрация Эрнста Неизвестного.» Между крестом и топором» На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова - до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице - морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины.

4 слайд

Описание слайда:

Идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах. (Н.Ф.Карякин) Об этом читаем и в Евангелие от Марка. Глава 7: “И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека”. Это все пороки человека, на их основе построены и заповеди Христа.

5 слайд

Описание слайда:

По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».

6 слайд

Описание слайда:

В.В.Набоков «Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу – с кем же?- с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой».

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Что обозначает это имя? Соня – одно из любимейших имен Достоевского. Оно имеет библейское происхождение. Софья – мать трех дочерей (Веры, Надежды и Любови), пострадавших за веру в Христа. Софья олицетворяет не только мученицу, но и мудрость) Действительно, Соня – это символ разумности, мудрости (ее мудрость – в смирении и терпении), божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. В православии это - женский лик Премудрости Божьей. (А фамилия Мармеладова носит, безусловно, иронический характер.) Именно Соня аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Соня Мармеладова является также антиподом Раскольникова.

9 слайд

Описание слайда:

Одной из не менее существенных деталей является и то, где Соня снимает комнату - в квартире портного Капернаумова. Что вам об этом известно? Вот как об этом читаем в писании: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал ученикам его: “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”. -Как связать библейскую притчу с Соней? В комнате Сони бывают грешники и убогие, жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников.

10 слайд

Описание слайда:

Какое преступление совершила Соня? Линии жизни Раскольникова и Сони пересеклись тогда, когда преступления ими уже были совершены, когда надо было решать, как жить дальше. Порфирий Петрович советовал Раскольникову: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, т.е. не только светить, но и греть...”. Но не Раскольников, а Соня становится тем солнцем и тем теплым светом.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги, потому что он понял ее идею жертвенности. Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере. Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

13 слайд

Описание слайда:

Итак, в романе отмечены “две великие идеи – идея бунта и смирения” (об этом читаем в записной книжке Ф.М.Достоевского), Раскольников выбрал бунт, смирение – Соня. В отличие от идейного убийцы, Соня – “дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала”. У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания.

14 слайд

Описание слайда:

А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?”,- Д.И.Писарев. И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

15 слайд

Описание слайда:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. (Ф. М. Достоевский) И эту идею страдания, сострадания, идею Христа воплощает Сонечка Мармеладова, “вечная Сонечка” как символ нравственности.

16 слайд

Описание слайда:

В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини. Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блудницы. Она напоминает историю Марии Магдалины. В евангельской притче Христос спас блудницу от людей, собравшихся закидать ее камнями. И библейская блудница оставила свое ремесло, стала святой. Как видим, Мария Магдалина имела свободу выбора. Соня же у Достоевского такой свободы лишена. Тем не менее, эту героиню нельзя назвать пассивной. Соня - натура деятельная, активная. Профессия по “желтому билету”, безусловно, позорна, отвратительна,

17 слайд

Описание слайда:

Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А спасение их Достоевский видит в обретении веры.

18 слайд

Описание слайда:

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

19 слайд

Описание слайда:

Последний сон Раскольникова-это итог его внутренней борьбы, страданий, результат напряженнейшего диалога с самим собой. Ведь даже в Сибири на каторге, признав себя не властелином, Раскольников не сомневается в истинности своей идеи. «Чем, чем,-думал он,-моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете с тех пор, как этот свет стоит. Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?-Тем, что он злодеяние? Что значит слово «злодеяние»?-говорил он себе» И этот сон Раскольникова как бы отвечает, что такое злодеяние и к чему приведет мир и людей эта теория о властелинах. В этом последнем сне Раскольникова все гипертрофированно, «фантастично», все приобретает огромные вселенские размеры, глобальный аллегорический смысл. Достоевский изображает мир, зараженный трихинами наполеонизма, микроскопическими существами, одаренными «умом и волей». «Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими», - пишет Достоевский. Каждый «зараженный» считал себя «умным и непоколебимым в истине», никто и никогда не сомневался в справедливости своих «приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Каждый был убежден в своей исключительности, в своем праве, и каждый стал бояться и ненавидеть другого. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинить, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало...». Впервые в этом сне воссоздаются не мучения героя, не страдания его совести, а ужасающая картина гибели мира и людей, живущих по его теории.

20 слайд

Описание слайда:

Эпизод о «Воскрешении Лазаря» играет очень важную роль в идейном замысле писателя. Почему Раскольников выбирает именно этот эпизод? Он, подобно Лазарю, провел 4 дня после убийства старухи, как в гробу. Но и так же, как это произошло с Лазарем, надеется на воскрешение из мертвых. И в этом ему поможет Соня.

21 слайд

Описание слайда:

Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее смысл.

22 слайд

Описание слайда:

Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №840

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по литературе

«Соня Мармеладова – нравственный идеал Ф.М. Достоевского в романе

«Преступление и наказание»»

Выполнили ученицы 10 «А» класса

ГБОУ СОШ №840

Ляпунова Екатерина и Султанова Фарида

Учитель: Поверенная Виктория Валерьевна

Москва 2012


  1. Введение

  2. Жизнь Сони

  3. Отчаянный шаг

  4. Роль религии в жизни Сони

  5. Соня и Раскольников


  6. Заключение

Введение

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября 1821 года. Он был вторым из семи детей. Отец, Михаил Андреевич, работал в Мариинской больнице для бедных. Это был человек нервный, вспыльчивый, самолюбивый, вечно заботящийся о благосостоянии семьи. Отец держал детей в ежовых рукавицах, охотно тратил деньги на их воспитание, но был в остальном мелко расчетлив. Федор Михайлович унаследовал от отца угрюмость и отсутствие манер, отцовская скупость сказалась на неумении Фёдора Михайловича распоряжаться деньгами.

Мать, Мария Федоровна, происходила из купеческого рода, была религиозной, учила детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Дети отмечали в ней «веселость природного характера», ум и энергию. У матери Достоевского было шаткое здоровье; заболев рано туберкулезом, она целые дни проводила в постели.

1837 год - важная веха в биографии Достоевского. Это год смерти матери, смерти Пушкина, которым он с братом зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. По окончании курса был зачислен на службу, но 19 октября 1844 года подал в отставку.

В том же году он начинает и в мае 1845 года после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди", напечатанный в 1846 году в "Петербургском сборнике" и имевший исключительный успех.

Затем в 1847 году он сближается с Михаилом Васильевичем Петрашевским, поклонником и пропагандистом Фурье. Достоевский посещает его знаменитые «пятницы». После публикации «Белых ночей» он был арестован в связи с «делом Петрашевского» и приговорен к смертной казни. И лишь в последний момент осужденным объявили о помиловании. Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году за хорошее поведение он был освобожден с каторжных работ и отправлен рядовым в 7-й линейный сибирский батальон. Служил он в крепости в Семипалатинске.

В Сибири у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой спившегося и опустившегося некогда благородного и образованного бывшего чиновника по особым поручениям. «Когда я познакомился с ним, он уже несколько месяцев как был в отставке и всё хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел, и потому, лишаясь места, мало-помалу они впали в ужасную бедность… Он наделал долгов. Жил он очень беспорядочно, да и натура-то его была беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. Он был беспечен, как цыган, самолюбив, горд, но не умел владеть собой". Контрасты такой фигуры заинтересовали писателя. "Это была натура сильно развитая, добрейшая. Он был образован и понимал всё, об чём бы с ним ни заговорить. Он был, несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден,» - писал Достоевский об Исаеве, послужившем ему отчасти прообразом для Семена Захаровича Мармеладова.

Познакомившись с Исаевой, Федор Михайлович дает самые восторженные отзывы: «Эта дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем... Характер ее, впрочем, был веселый и резвый. Я почти не выходил из их дома. Что за счастливые вечера проводил я в ее обществе! Я редко встречал такую женщину».

После смерти Исаева Достоевский и Мария Дмитриевна 27 января 1857 года обвенчались в Кузнецке.

Мария была тяжело больна туберкулёзом. Достоевский трогательно заботился о ней, следил за состоянием ее здоровья, ходатайствовал об устройстве пасынка Паши Исаева в учебное заведение. Между тем здоровье Марии Дмитриевны ухудшалось просто катастрофически. Прогрессирующая чахотка сказывалась уже не только на ее физическом состоянии, но и на психике, что придало «особенную мучительность их отношениям» в последние два года совместной жизни. Картину, по словам А. Майкова, они представляли грустную: она в чахотке, просто смерть на лице, а с ним припадки падучей.

«Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла – я хоть и мучился, видя (весь год) как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею – но я никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёй… Это несмотря на то, что… мы не жили с ней счастливо… Стало всё вокруг меня холодно и пусто…»

Достоевский сохранил память об Исаевой навсегда, и следы её нетрудно заметить во всём его последующем творчестве. Именно Мария Дмитриевна является прототипом Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание». Образ женщины « с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто была первой и большой любовью писателя».

«Преступление и наказание» - это идеологический роман, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским в 1866 году. Писатель работал над ним в условиях трудного времени, когда Россия вступила в сумеречную эпоху. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? Старые идеалы сваливаются своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живёт в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит» - писал о том времени Салтыков-Щедрин.

В середине сентября 1865 г. Достоевский писал из Висбадена о замысле своего будущего романа издателю "Русского вестника" Михаилу Каткову: «Идея повести... - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?" "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству", чем, уже конечно, "загладится преступление, если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы...».

Главным героем романа является Родион Романович Раскольников. У него есть теория, по которой человечество делится на два разряда: «на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

И он задается вопросом, к какому разряду принадлежит он. Убийство старухи было самопроверкой. «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...».

Раскольников не выдерживает бремени своего преступления. Неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое. Он признается в совершённом убийстве. Однако он винит себя не в том, что совершил убийство, а в том, что пошёл на него, не оценив своей внутренней слабости. И в конце герой отказывается от претензии на избранность.

Достоевского на идею убийства в центральном сюжете романа натолкнула судьба Пьера Франсуа Ласьера. Преступление Раскольникова было точной копией преступления Ласьера, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина». Другим прототипом является приказчик Герасим Чистов, 27 лет, раскольник по вероисповеданию. Преступник обвинялся в предумышленном убийстве двух старух - кухарки и прачки - с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены сыном хозяйки квартиры, мещанки Дубровиной, в разных комнатах в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из окованного железом сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Старухи были убиты порознь, в разных комнатах одним и тем же орудием - посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором. Третьим прототипом является А.Т.Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф.Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращается к теме «униженных и оскорбленных». Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «униженных и оскорбленных», который выходит в романе на первый план. К ним относятся Раскольников, его мать и сестра, Лизавета, но с наибольшей силой страдания «униженных и оскорбленных» раскрыты в судьбах Мармеладовых.

В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «униженных и оскорбленных» (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей. Тысячи пьяненьких мармеладовых падают "в ту бездонную трясину, которая из года в год поглощает бедных людей".

И с нищетой, бесправием и угнетением «униженных и оскорблённых» контрастирует роскошь и вседозволенность «хозяев жизни». Эту страшную действительность России середины XIX века Достоевский раскрывает в своём романе. И в этом страшном мире мы видим персонажа, наделенного поистине чутким сердцем, человека, доброго по природе, но по некоторым причинам оказавшегося на нравственном дне, человека, потерявшего уважение к себе как личности.

Достоевский считал, что есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

«Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств. Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни...»

(И. Ф. Анненский. Из очерка «Речь о Достоевском»)

Жизнь Сони

София - не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. София есть вечная женственность, образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ земного мира - мира противоречивого и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. Согласно Владимиру Сергеевичу Соловьёву (1853 - 1900) , русскому философу, поэту, среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же - тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Следовательно, София есть Церковь, невеста Божественного Логоса. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние.

София есть душа и совесть человечества.

Впервые о Софье Мармеладовой мы узнаем из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Её мать рано ушла из жизни, отец женился на другой женщине, у которой были свои дети. Семёна Захаровича уволили, он начал пить, и семья осталась без средств. И жизнь с несчастным отцом - пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – «сумасшедшей от горя», «среди голодных детей, безобразных криков и попреков» вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по «желтому билету».

Отчаянный шаг

«Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благоговение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушной героиней, принявшей со спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести - тот ли, который ей говорил: "Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и с сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту", - или тот, который говорил: "Не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало»? »

(Д. И.Писарев «Борьба за жизнь»)

Что ж, мы можем осуждать Соню, называть её безнравственной, но это будет лишь поверхностным видением её натуры. Ведь Соня пошла на этот отчаянный шаг, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу - отца. Во имя любви к ним она готова перенести любые страдания.

«Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, – места им больше в сердце не находится».

(И.Ф. Анненский. Из статьи «Достоевский в художественной идеологии».)

Достоевский воплотил в Соне лучшие черты человеческого характера: искренность, понимание, доброту, нежность, честность, верность, чуткость. Но более всего в ней прекрасно ее сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи.

Роль религии в жизни Сони

«…почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Что поддерживало её? Не разврат же? Ведь этот позор коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце».

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: «Что ж бы я без Бога-то была?» Именно вера спасла её от нравственной погибели.

В образе Сони воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью

Соня и Раскольников

Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Девушка не может понять и принять идей Родиона, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Для нее все равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Конечно же, преступление Раскольникова приводит Соню в ужас, но в то же время девушка испытывает облегчение: ведь до этого признания она считала себя падшей, не могла поставить себя на одну скамью с Родионом, она считала его человеком из другого мира, неизмеримо выше и лучше ее. Теперь же, когда Соня узнала о преступлении любимого и поняла, что он такой же отверженный, разделявшие их преграды рухнули. И она целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им», потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда едет с ним в Сибирь. И там она живёт в нищете, страдает ради человека, который был холоден, равнодушен к ней. И даже, несмотря на это, она по-прежнему не покидает его. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью.

Именно Соня становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни. Эта девушка спасла его своей любовью, своей добротой и преданностью.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...»

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Идеал самопожертвования в жизни Ф.М. Достоевского

Тщательно изучив образ Сони, мы можем заметить сходство с последней женой Ф.М.Достоевского – Анной Григорьевной Сниткиной.

Анна была девушкой «очень миленькой, отлично образованной и, главное, бесконечно доброй», именно о такой всю жизнь мечтал Достоевский. В своих письмах к брату он писал: «Разница в летах ужасная (22 и 44), но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у ней есть, и любить она умеет».

15 февраля 1867 года Анна Сниткина и Достоевский обвенчались. И с этих пор Анна Сниткина самоотверженно взвалила себе на плечи все проблемы Достоевского. Анна Григорьевна боролась с долгами, нищетой, тяжкой болезнью своего мужа. Достоевский был неизлечимо болен эпилепсией, которая проявлялась достаточно часто: постоянные припадки, судороги, сопровождаемые приступами раздражительности и депрессии. В наследство молодой жене достались не только долги и страшная болезнь супруга, но и его всепоглощающая, мучительная страсть к рулетке, в жертву которой он приносил все: покой и здоровье жены, ее скромное приданое, ее сбережения и даже собственные подарки ей. Проигрывал все, затем клялся, казнил себя, вымаливал прощение и деньги и снова тут же проигрывал… На протяжении долгого времени Анна безропотно сносила игру Достоевского, сама высылала ему деньги на то, чтобы он мог отыграться, порой распродавая последнюю мебель в их доме и веря обещаниям мужа «завтра же» завязать с игрой. Вера Анны оказалась сильнее порока, сильнее пагубной страсти. Фанатичный игрок, глядя на свою святую жену, одним махом раз и навсегда бросил играть. Он признавался: «Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять. Нет, уже теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал».

Чтобы быть рядом с мужем, Анне приходилось выполнять ряд правил, которые установил для нее Федор Михайлович. Ей нельзя было ходить в облегающих платьях, нельзя было улыбаться мужчинам и смеяться в разговоре с ними. Она не имела права красить губы и подводить глаза. Но и эти правила Анна Сниткина с достоинством соблюдала, чтобы ничем лишний раз не расстроить своего мужа и не вызвать его неудовольствия. Умиротворенная, спокойная, по-женски мудрая Анна была идеальным противовесом писателю, раздражительному, нервному, обидчивому и ужасно вспыльчивому. Они дополняли друг друга и каждый из них смог обрести свое счастье.

Когда Достоевский умер, Анне было 35 лет, и остаток своей жизни она посвятила служению имени мужа. Все свое свободное время она отдавала организации его литературного наследия: издала полное собрание сочинений, собрала письма и заметки, заставила его друзей написать биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе.

Для нее Достоевский стал судьбой, смыслом всей ее жизни, поэтому как писатель посвящает свое произведение любимым людям, так Анна Сниткина посвятила всю свою жизнь (а это гораздо больше и по объему и по содержанию) Ф.М Достоевскому.

В конце своей жизни она скажет: «Солнце моей жизни – Ф.М. Достоевский».

Заключение

На наш взгляд, Софья Мармеладова является идеалом самопожертвования.

На протяжении всего произведения она несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. Свет, который озаряет чужие пути. Она верит в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что только сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Именно Соня – нравственный идеал Ф.М.Достоевского. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в "божий промысел".В ней собраны все те качества, что Достоевский так ценил в людях, особенно в его жене Анне Сниткиной. Они обе умели любить. А «любить по Достоевскому» − это уметь жертвовать собой, всем сердцем откликаться на страдания любимого человека, даже если для этого приходится терзаться и мучиться самому. Именно этому самозабвенно посвятили они всю свою жизнь, этим была они горды и этим была счастливы. В основе их любви лежало глубокое сострадание, желание помочь и защитить.

Список литературы:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»



Просмотров